Арте повера. Творческий прорыв

Арте повера. Творческий прорыв

Этим летом на «Серебряном Меркурии», фестивале рекламы и маркетинговых коммуникаций, я модерировала HR-секцию «Как управлять креативными командами?». Это, пожалуй, ключевой вопрос для каждого руководителя, особенно в сфере PR. Я спросила у лучших профессионалов в области маркетинга и PR - как же управлять талантами, чтобы их гений работал эффективно даже в отпуске или курилке? Вот некоторые цитаты и мысли.

Фото: сериал «Безумцы» (Mad Men)

Во время дискуссии управляющий партнёр агентства Comunica Михаил Умаров сказал, что творческим людям важно дать свободу и хвалить их. Ирина Тихомирова, директор по персоналу компании «Ингосстрах», говорила о том, что надо давать им шанс исправить ошибки. Александр Мурзов, консультант Odgers, считает, что креативные люди заражены «вирусом» тщеславия, и искусство руководителя - быть фасилитатором во время «пожара». Катерина Гувакова рассказывала про свой опыт работы в BBDO и убеждала, что креативные люди не истеричны, и если они сидят в курилке, то надо просто отнестись к этому с пониманием, дать отдохнуть творческому человеку.

Многое было сказано про свободу и контроль, про чёткий бриф и умение «отпускать», про лёгкую манипуляцию для достижения результата. Креативных людей убивает банальность, им хочется красивых решений, но на другом «полюсе» всегда есть необходимость достигнуть конкретные цели. Здесь нельзя путать активность с продуктивностью.

Основной рецепт для управления творческими людьми, если резюмировать все разговоры на эту тему: «Give me absolute freedom of thoroughly defined brief» (Дайте мне абсолютную свободу в рамках чётко обозначенных задач).

Вот несколько цитат от признанных гуру в своей области, которые мне удалось собрать к этой беседе.

Андрей Брагинский, PR директор Московской Биржи:
— Креативная команда - это люди, которые каждый следующий проект стремятся сделать по-новому, а не повторяют уже найденные решения. Важно их любопытство - изучать, где и что делают в мире, и придумывать что-то своё на основе лучших творческих решений. Нужно управлять: не давить авторитетом, поощрять больше диалога и обсуждения внутри команды, избавлять от ненужной бюрократии, поддерживать свободный и творческих дух в команде.

Даниил Проскурин, директор по маркетингу компании «Ингосстрах»:
— Сначала творческую команду надо вдохновить, потом отпустить, а потом жёстко контролировать и администрировать, чтобы не сорвать дедлайн и выдать результат без потерь. От идеи до воплощения без чёткого управления всё может измениться и угаснуть.

Екатерина Сысоева, директор по маркетингу Porsche:
— Нужно предоставить профессионалам свободу мысли. Не ограничивать их корпоративной «Библией». Тогда получаются шедевры. То есть, надо уметь слышать.

Денис Терехов, управляющий партнёр агентства SNMG:
— Проблема управления креативной командой заключается даже не в том, что творческие люди не всегда способны выдержать дедлайны. Творческие личности в первую очередь - личности, а уже только потом сотрудники. Иногда начальнику приходится наступать на горло своей песне и даже брать на себя рутину. Ведь в конечном счёте именно творческие люди - двигатели коммуникационных агентств.

Ольга Дашевская, основатель агентства PR Inc:
— Гениям можно простить многое, но не стоит их перехваливать - гениальность часто испаряется в обратной пропорции к росту короны. Я обычно говорю своей команде, что вы крутые, но всегда помните, что кто-то это может сделать лучше нас. Мы всегда изучаем талантливые кейсы конкурентов, это помогает не отрываться от земли слишком надолго и расти.

Ирина Бахтина, вице-президент по коммуникациям Unilever:
— Как часто мы видим креативную рекламу, которая не продаёт, а просто живёт своей жизнью, радуя жюри рекламных фестивалей, или креативную упаковку, которая помогает выделить продукт на полке, но делает его использование абсолютно не удобным? Креатив команды должен быть направлен в нужное русло.
Порой слушаешь потрясающую по креативу идею, наслаждаешься полётом мысли авторов, а потом деловито уточняешь: «А какую, собственно, проблему мы с вами сейчас пытаемся решить?» И вся красивая, элегантная концепция рассыпается. Креаторы - люди увлекающиеся, поэтому их просто необходимо систематически возвращать к цели, целеполаганию. Ну а если цель сформулирована чётко, и креаторы держат её в голове, то результат превзойдёт ожидания.

Оксана Беляева, экс-директор по маркетингу компании «INTOUCH страхование»:
— Важно соблюдать баланс между следованием брифу и полётом креатива команды. Креативщиков не стоит ограничивать, но важно «мягко вести» в нужном направлении.

Юлия Конева, директор по национальному маркетингу «Макдональдс»:
— Управлять креативной командой сложно, так как у людей принципиально другая, нефинансовая мотивация. Иными словами, они, конечно, должны, но не обязаны, поэтому требуются навыки несколько иные, чем в проектном менеджменте.

Нужно сделать три вещи: с тобой должно быть интересно, тебя должны слушать и, главное, тебя должны любить. Поэтому необходимо ставить интересные для них задачи, всё время показывать, что ты понимаешь и заботишься об их интересах. Чтобы тебя слушали, нужно иметь хороший трек-рекорд и помогать людям совершенствовать их идеи и продавать их внутри организации. Чтобы тебя любили, нужно сокращать дистанцию, хвалить и показывать своё человеческое нутро. Не бояться.

«Managing creatives is like driving a rally car - if you are a good driver you will go really fast, if not you will end up in the middle of nowhere with the same speed» (Управлять креативными людьми - это как управлять автомобилем на гонках: если вы хороший водитель, вы будете ехать очень быстро, если нет - с той же скоростью вы окажетесь только на полпути в никуда).

Антон Назаров, директор по связям с общественностью компании «Интер РАО»:
— При управлении креативной командой важно помнить, что это не только творчество, но и производство. Поэтому главное - не процесс, а результат к чётко обозначенному сроку. Мы не на Олимпиаде, где главное - участие. Но постоянный и чрезмерный контроль для творческих людей противопоказан. Важна «золотая середина» между тюрьмой и свободой.

Анастасия Плотникова, начальник отдела управления брендами «Газпром нефть»:
— Основные трудности при управлении креативной командой - в том, что зачастую участники команды имеют различное сформировавшееся видение и мнение о проекте. Это всегда индивидуалисты со своим мнением, и эффективное управление командой возможно только при поддержке инициативы каждого и формирования генеральной задачи (bid idea) с учётом каждого участника. Действовать нужно, направляя идеологически и являясь «центром сборки».

Текст: Ольга Дементьева, руководитель агентства HR4PR

Большинство взрослых людей значительную часть жизни живут на "автомате", выполняя привычные дела по алгоритмам и шаблонам, заложенным когда-то...

Чаще всего наши мысли движутся в одном и том же направлении. И хотя такое положение вещей является для нас привычным, оно заслуживает критики - мы должны понять, насколько сильно ограничиваем себя, размышляя привычным образом. Ведь существует огромное множество других способов мышления и выражения наших мыслей и чувств.

В суете повседневных забот совсем не остается времени, чтобы остановиться и

  • Осознать момент "Здесь и сейчас"
  • Вдруг повернуть привычные действия в другом направлении или посмотреть на ситуацию под необычным углом...
  • Почувствовать внутреннюю свободу и разрешить себе делать то, что хочется
  • Придумать и сделать что-нибудь такое! И еще вот этакое:)
  • Расширить рамки и открыться творческому потоку...

В ШКОЛЕ нас учили действовать по образцу. Большинство оценок, из которых складывается школьная успешность, выставляется за решение заданий с заранее известным правильным ответом.

В УНИВЕРСИТЕТЕ нас учат действовать по образцу. Многим наукам несколько сотен лет, поэтому годы требуются на то, чтобы мы изучили всё, что уже известно и вошли «в русло». Безусловно, есть исследовательская деятельность и хорошо если она занимает ведущую роль. Но чаще всего диплом о высшем образовании не связывается с умением находить что-то новое.

НА ДОЛЖНОСТЯХ В КОРПОРАЦИЯХ нас учат действовать по образцу. Большинство служащих вынуждено встраиваться в действующие правила и политики.

Поэтому, когда мы приходим к необходимости «предложить свежий взгляд», «придумать что-то новое и оригинальное», к примеру, сделать игрушку для ребенка "из ничего", мы по привычке начинаем искать аналоги, подбираем готовые решения, стремимся отыскать образец, надеемся получить шаблон , который бы гарантировал нам успех.

А что, если попробовать по-другому?

Взять ответственность за свое "Творческое Я".

Поверить в то, что вы можете искать и находить новые интересные идеи и воплощать их в жизнь! И даже, если не воплощать - то просто получать радость от озарений...

  • Творчество – это внутренняя свобода, которая составляет основу личности. Без этой свободы невозможно осознанно двигаться по жизни.
  • Творчество даёт свободу не только мыслей, но и действий.
  • Творчество даёт возможности для самовыражения.
  • Погружаясь в творчество, мы отодвигаем своего «внутреннего критика», который порой очень мешает просто жить и наслаждаться жизнью.
  • Творчество – это то главное, что поднимает любое рутинное занятие до высот искусства.
  • Творчество даёт радость от воплощения собственных идей.
  • Творчество даёт избавление от скованности и неуверенности.
  • Творческий подход даёт конкурентное преимущество в очень многих профессиях.
  • Творчество стирает границы – как между государствами, так и между людьми.

Готовы сделать творчество частью своей жизни?

Приглашаем на онлайн-марафон


  • найти в себе творчество, которое пока где-то спит или появляется не часто;
  • развить в себе новые творческие способности и научиться по-новому использовать старые;
  • открыть в себе возможность по-новому смотреть на старые вещи;
  • вспомнить о себе свободной, добавить красок в жизнь, приподняться над рутиной;
  • провести 4 недели в компании единомышленников, зарядиться вдохновением;
  • творить без долгих исканий и терзаний;
  • наполнить творчеством всю свою жизнь!

Помимо этих блоков каждый из участников возьмет на 28 дней марафона 1-2 творческие привычки, и ежедневно буделать делать что-то, что поможет эти привычки сформировать и сделать частью обычной жизни.

Оля Брусянина

Педагог-психолог;

Увлеченная мама почти 4-летнего сына;

Не представляет своей жизни без новых идей и их воплощения, постоянно развивает своё творческое мышление во всех его проявлениях.

Наталья Буракова

Педагог-психолог высшей категории, победительница регионального конкурса "Воспитатель года - 2014";

Более 15 лет консультирует детей и взрослых;

Творческая мама троих детей.

  • Марафон будет продить в закрытой группе ВКонтакте.
  • 24 ноября состоится открытый вебинар марафона "Творческий прорыв" , где мы расскажем обо всех организационных моментах, а также начнем выполнять упражнения.
  • По понедельникам, средам и пятницам будут выкладываться новые материалы и задания, вы будете проходить их и отчитываться в группе.
  • На выполнение каждого задания вам потребуется около 30 минут в день.
  • По воскресеньям среди всех, кто отчитался по всем заданиям, мы будем проводить розыгрыши подарков:)
  • Внимание! Тех, кто не напишет в течение недели ни одного отчета, мы будем исключать из группы. Вы будете получать материалы марафона на почту, но так уж они вам будут нужны?

Светлана Матвеева, г. Воронеж

За 28 дней мы смогли разобрать завалы, прокрасться за стопки лет к своему истинному - Творческому Я.

За все время марафона я реально чувствовала, как сгущается, уплотняется и в то же время делается нежнее, легче, мягче энергия вокруг меня. Появилась возможность увидеть мир с новой стороны. Той стороны, которая была нам доступна в лазурном краю детства. За 28 дней мы смогли разобрать завалы, прокрасться за стопки лет к своему истинному - Творческому Я. Теперь это Я уверенно смотрит на мир, рисуя, раскрашивая, сочиняя его на свой манер, зная, что результат - лишь мифическая иллюзия, главное - быть здесь и сейчас, творить и быть Творцом. А миры... Миры уже создаются, а мы, раскрытые здесь, просто их Творцы. Что-то будет, что-то будет!

Анна Усова, г. Вологда

Весь этот месяц Ольга и Наталья не давали нам скучать, да еще и раскрыть свои таланты! За этот месяц я узнала огромное количество информации, которую в силу блоков и комплексов вереотнее всего никогда бы и не узнала. Сказать что я этому рада, ничего не сказать. Я счстлива! Даже мой муж- критик всех моих начинаний, уже отстал и только наблюдал тихонечко в сторонке) А иногда даже восхищался тем, что у меня получалось. Уж этого от него я точно не ожидала)))Я наконец-то победила свою послеродовую непроходящую депрессию!!! Конечно ничего подобного в начале марафона я и не ожидала. Привычка видеть необычное в обычных вещах выработалась сама без особых усилий, над остальным работаю.

Марина Балина, г. Москва

Я искала и знала, что такой творческий щелчок внутри должен произойти и очень рада, что вот, старт положен.

Ольга и Наталья, спасибо вам за этот проект. Для меня он стал неожиданным по результатам. Во-первых, я сотворила то, что не ожидала от себя. Во-вторых, у меня и вправду случился "творческий прорыв" - какой-то незримый скачок во взляде на обычные предметы. Как-то по-простому все начало придумываться, особенно в играх и творческих занятиях с ребенком. Надо развивать это творческое начало в себе дальше, возможно оно сможет проявиться и в других видах деятельности. Я искала и знала, что такой творческий щелчок внутри должен произойти и очень рада, что вот, старт положен. Благодарю за идеи, за новые направления, которые еще предстоит освоить. Я имею ввиду и знакомство с новыми техниками и авторами идеи и направлений. Буду рада вместе со всеми продолжить их осваивать дальше. Спасибо всем за такое живое участие в проекте, очень здорово было!

Юлия Логвиненко, г. Санкт-Петербург

Я удостоверилась в том, что проблемы решаются только на другом уровне. Большое вам спасибо! Я удостоверилась в том, что проблемы решаются только на другом уровне. Бытовые проблемы разрешились на духовном. Очень помог внутренний ребенок разобраться со скрытыми потребностями. А все рисовальные процессы просто отключали мозг и давали глоток воздуха. Почувствовала свободу. Размышления о творчестве стали более философскими, с каплей волшебства, хочется писать об этом, завела тетрадку. Почувствовала состояние равновесия и теперь возвращаю себя туда все время. Я увлекаюсь ведической психологией и тема творческого прорыва очень туда вписывается. У меня часто главной причиной негативных чувств была именно творческая недостаточность, ограничения, которые ставила сама себе. Сейчас учусь выходить за "рамки", меняюсь и мир меняется тоже. Благодарю всех, кто шел рядом и, конечно, тех, кто вел вперед! СПАСИБО!!!

Ирина Кубанцева, г. Челябинск

Тренинг был направлен на развитие творчества. Я пошла, потому, что тема мне интересна. А копнулось так глубоко, что я и представить себе не могла.

Тренинг был ой-ой-ой! Для меня! Очень напряженный. Я бы сказала даже, тяжелый. И это хорошо. Я пока еще не перевоспиталась, поэтому если можно какое-то задание отложить, в угоду другим делам, не столь приятным для меня, но нужным для кого-то, то отложу... Поэтому жесткие сроки, отчеты - это супер!

А уж читать отчеты других участниц - это что-то. Вообще, первое время у меня начались комплексы - "А-а-а... У всех получается здорово! А у меня как всегда ерунда!". Но потом, успокоилась. Не ерунда у меня. А просто по-своему. Если бы все писатели писали похоже, художники похоже рисовали, а композиторы писали похожую музыку, то жизнь бы всё-равно казалась однообразной, лишенной чего-то. Так как творчество должно быть разным. Привычки взятые я не потянула. Зато вспомнила о старых - раньше ничегошеньки не могло от меня укрыться, я всё подмечала. И не только в детстве. А примерно до рождения младшенькой. Теперь всё бегу куда-то, погруженная в мысли ни о чём. И вдруг дочка что-то заметит. Я дерну её и бегу дальше. Она опять. А я опять. Она реветь. И меня как обухом по голове. А куда бегу. А зачем. И мы начинаем идти медленно. Всё разглядывать. Вспоминать, что изменилось (мне пока сложнее, а дочь помнит). Приметим что-нибудь, чтобы проверить на следующий день. Проверяем.

Еще я обратила внимания, что некогда активная левая рука стала пассивной. Теперь стараюсь её развивать.

Вообще всё оказалось значительно сложнее, чем я предполагала, и я "закисла". Вы мне напомнили, что многие истины, которым меня учили, в соответствии с которыми я живу, которым я учу своих детей - в принципе работают против меня (я это и раньше понимала, но как попрёшь против... а оказывается, можно и иначе). Совсем мне не пошло решение проблем. Вот где у меня глобальная проблема!!! Я вообще ничего не понимаю. Чуть позже проштудирую снова все материалы. Буду прорабатывать заново. Сказки я не оформила и не выложила, но, самое главное, я получила "пинок" и начала сочинять простенькие, но сказки. Дочка столько просила... Теперь и она сочиняет! Ура! И спасибо вам огромное.

Удивительно, тренинг был направлен на развитие творчества. Я пошла, потому, что тема мне интересна. А копнулось так глубоко, что я и представить себе не могла. И хорошо, что не могла - побоялась бы. А тут столкнулась лоб в лоб...

Девочки! Не хочу расставаться! Хочу в клуб!!!

4 недели погружения в творчество, овладения привычками и навыками творческого человека при поддержке двух педагогов-психологов и интернет-тренеров обойдутся по цене одного часа психологической консультации. Ну хорошо, полутора консультаций:)

Продажи остановлены

=======================================================

Вот, что необходимо сделать прямо сейчас

1. Нажмите кнопку "Заказать" (если вы хотите купить несколько продуктов, оформите каждый заказ отдельно)

2. Введите свои контактные данные в форме регистрации и нажмите "Заказать".

В настоящее время доступны следующие способы оплаты:

Я-деньги

WebMoney

QIWI-кошелек

На карту СБ (вы можете оплатить со своей карты или в любом отделении СБ России)

Системы денежных переводов "WesternUnion", "Migom", "Золотая Корона", "BLIZKO" - для этих переводов Вам понадобятся только паспорт и деньги.

PayPal

Если ни один из предложенных способов оплаты Вам не подходит, напишите нам на [email protected], и мы подберем альтернативные варианты оплаты, подходящие именно Вам.

4. После того, как Вы произведете оплату, на Ваш e-mail сразу поступит письмо с уведомлением об оплате и дальнейшими инструкциями.

Любые вопросы вы можете задать на [email protected]

До встречи на курсе!

P.S. Хотим мы этого или нет - весь современный мир, который нас окружает - результат творческого мышления множества людей. И в наших силах подарить этому миру и себе самому что-то новое и удивительное!

Копирование материалов запрещено. Все права защищены. 2014 г. Босиком по радуге.


Когда: 15 мая — 16 августа 2018 года

Обзорная выставка Арте повера в Эрмитаже празднует полувековой юбилей объединения художников, чьи взгляды и принципы работы были сформулированы и предъявлены миру историком искусства и куратором Джермано Челантом. «Бедное искусство» не подразумевает нехватки ресурсов у художников, а лишь использование ими простых материалов, элементарных пропорций и жестов, не всегда видимых и заметных зрителю. Туринские, миланские и генуэзские авторы семидесятых расширили границы искусства, создавая работы из ресурсов допромышленной эпохи, противопоставляя свои произведения продуктам индустриального общества.

Лучо Фонтана «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Холст, краска на водной основе, 115,5 × 191,5 см

Предоставлено при поддержке Фонда музеев Турина

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino

Courtesy Fondazione Torino Musei Photo Studio fotografico Gonella

Эрмитажная выставка пытается рассказать нам всю историю и все аспекты творчества участников движения, представить его предшественников, а также работы, созданные уже после распада группы, поскольку художники продолжали свои поиски «бедного» и вне объединения. Экспозиция построена на объектах из Кастелло ди Риволи (его директор Каролин Христов-Бакарджиев выступила куратором проекта вместе с Дмитрием Озерковым), галереи современного искусства GAM, а также работах из частных собраний. Каждому автору выделен свой зал, где специфика его творчества раскрывается максимально широко.

Залы, выделенные для итальянских художников, — это пространство, где раньше экспонировались импрессионисты. Каролин Христов-Бакарджиев специально подчеркивает их сходство с помещениями Кунстхалле Берна, где развернулась знаменитая выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация» в 1969 году и где непосредственно участвовали художники Арте повера.

Бернская выставка стала важнейшим событием в европейском искусстве, эпохальной является и экспозиция в Эрмитаже для российского пространства. Дело в том, что даже сейчас, спустя пятьдесят лет, движение, повлиявшее фактически на все последующее искусство, остается почти неизвестным нашему зрителю. Несколько работ были выставлены в 2011 году в Мультимедиа Арт Музее, но не более того. Ни одно издание не было переведено на русский язык, а авторы многих статей, написанных русскими авторами, основывают свои рассуждения на собственных впечатлениях, а не на оригинальных текстах итальянских художников и ведущих критиков. Петербуржский проект поставил себе задачу наконец познакомить русских зрителей и искусствоведов с настоящими работами, однако, к сожалению, не с настоящими текстами, поскольку вводные экспликации к залам художников написаны заново, при всем изобилии авторских комментариев и интервью. Не хватает и текстов Челанта как человека, который фактически и придумал это направление, во всяком случае оформил его идеологически и расписал все аспекты максимально доступно и внятно.

Марио Мерц «Что делать?», 1968

Металлический контейнер, неон, воск, 14,4 × 45 × 17,8 см

Фонд Гвидо и Этторе де Форнарис

Галерея современного искусства GAM, Турин

Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino Photo

Экспозиция развивается от первых экспериментов с материалами, проведенных Альберто Бурри в серии из мешковины, и пространственных поисков Лучо Фонтаны, художники эти не принадлежали кружку, однако именно на их исследованиях вырастают авторы Арте повера. Пьер Паоло Кальцорали совершает «Оммаж Фонтане», где при помощи механической установки предметы покрываются ледяным конденсатом и приобретают новые формы и качества поверхности. Джильберто Дзорио в объекте «Палатка» испаряет солёную воду, его же скульптура «Розовое-голубое-розовое» меняет цвет, реагируя на влажность воздуха. А в работе Марио Мерца «Что делать?» неоновая надпись «Che Fare?» плавит пчелиный воск в алюминиевой форме, сообщая нам о процессуальном характере искусства. Эти и многие другие работы Арте повера хрупкие и нестабильные. Именно поэтому Эрмитаж ограничил к ним доступ — вероятно, того потребовали правила безопасности, но жаль, поскольку в музеях всего мира до этого у зрителей была возможность обойти скульптуры и приблизиться к ним. Так, например, изолирована от посетителей работа Марио Мерца «Иглу с деревом» — эмблема всего направления, где автор сопоставляет два типа материалов — созданное природой дерево и разработанное человеком стекло. Смысл — в физическом переживании зрителем этого сопоставления, его неустойчивости и непрочности, и задумка художника состояла в том, чтобы каждый мог подойти поближе и ощутить это. По большему счёту, революционность художников Арте повера как раз и состоит в представлении хрупкости и эфемерности нашего мира, во внимании к мимолетному и быстротечному «здесь и сейчас». И когда мы читаем это в работах наших современников, можно быть уверенным, они научились этому у итальянских предшественников.

Исходя из этих соображений, можно сказать, что лучше всего экспонирована работа Джузеппе Пеноне, самого молодого участника группы, чья основная тема — многообразие отношений между природой и человеком. Его скульптура «Идеи из камня» представляет массивные валуны, якобы растущие на тонких древесных стволах, и выставлена она во дворе Эрмитажа на фоне его торжественной архитектуры, создавая дополнительные смыслы и балансируя между естественным и культурным контекстом.

Джузеппе Пеноне «Идеи из камня — 1372 кг света», 2010

16 мая в Зимнем дворце открывается выставка «Арте повера. Творческий прорыв» - обширная и показательная ретроспектива одного из самых заметных течений в итальянском искусстве второй половины ХХ века.

Сам термин «арте повера» (в переводе с итальянского - «бедное искусство») в 1967 году ввел в обиход куратор и художественный критик Джермано Челант, пытаясь дать определение работам нескольких десятков итальянских авторов, которые независимо друг от друга и непохожими способами восстали в своем искусстве против американского минимализма, предложив совсем иной способ осмысления феноменов индустриального мира. Вместо современных материалов художники движения стали использовать буквально все, что попадало под руку, - от тряпок и старых газет до веток и камней, а выставкам в авторитетных музеях и галереях предпочитали перформансы в парках и на городских площадях.

По просьбе The Village куратор выставки, сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Анастасия Чаладзе выбрала девять показательных экспонатов и на их примере рассказала о том, из чего состоит арте повера.

Лучо Фонтана - «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Выставка делится на два небольших раздела. Точнее, есть выставка, а есть небольшая преамбула к ней с работами предшественников арте повера - художников, которые оказали влияние на это движение. Среди них я бы в первую очередь отметила Лучо Фонтану, который известен своими изрезанными холстами. Что роднит его абстрактные полотна с работами художников, которые абстракции противились?

Фонтану интересовали пространство, трехмерность мира, он пытался всячески использовать и исследовать это в произведениях. В его порезанных холстах пространство как бы проходит сквозь произведение, просачивается в буквальном смысле, становясь важной его частью. И еще важен жест: художник рассекает ножом холст и таким образом передает ему свою энергию - это было тем самым «бедным действием», которое вызывало у художников арте повера симпатию.

Джованни Ансельмо - «Без названия», 1967

Особенность произведений Ансельмо - в том, что он работает с воспроизведением физических состояний. Они постоянно присутствуют в жизни человека, но остаются неосознаваемыми, а иногда и неназванными. Вот, например, его работа «Без названия» - это лист плексигласа, который деформирован и скреплен железным прутом. Здесь физическое напряжение воплощено визуально.

Это очень простой, но в то же время весьма доступный способ передать физические феномены и явления. У нас будет и другая его работа: для нее он использовал железную балку, обмотал вокруг нее кусок ткани и закрепил на стене таким образом, что вес балки оттягивает ткань вниз. Но она, будто нарушая законы физики, не разворачивается. На самом деле мы постоянно являемся свидетелями подобных вещей, но не обращаем на них внимание, потому что в обычной жизни не можем наблюдать это так наглядно.

Пьер Паоло Кальцолари - «Лестница

(mi rfea pra)», 1968

Художники арте повера активно использовали различное промышленное оборудование. Вот, например, Кальцолари много экспериментировал с охладительной системой. Все его произведения, которые представлены на выставке, используют ее возможности. Работа подключается к электропитанию, металл охлаждается, покрывается инеем - и цвет поверхности меняется. И вот в таком нестабильном состоянии и постоянном изменении творец видит художественный образ: непрекращающаяся смена агрегатных физических состояний и является объектом его творческого поиска.

Здесь мы также можем найти контрасты - у работы есть некое дополнительное мистическое измерение. В основании есть фраза «mi rfea pra», напоминающая какие-то колдовские алхимические формулы. Сверху на металлической поверхности лежит перо, контрастирующее с тяжестью металла. Инею противопоставлена свеча. В результате перед нами возникает некая замкнутая и уравновешенная в себе система, в которой гармония достигнута самыми простыми способами.

Джильберто Дзорио - «Ненависть», 1969

Джильберто Дзорио интересуют движение, различные проявления энергетических процессов, состояния вещей - в этом смысле его работы чем-то похожи на то, что делал Ансельма. А еще ему, как и Кальцолари, не чужда некоторая игра в алхимию, какой-то мистический налет. Его работа «Ненависть» относится к периоду, когда Дзорио использовал слова как изображения и воспроизводил их в самых разных техниках. Здесь мы видим слиток свинца, в который, можно предположить, с яростью вбита веревка. Этой веревкой выложено слово Odio, которое с итальянского переводится как «ненависть». В результате слово и действие соединяются в единый образ, некую универсальную форму. Дзорио совершал и более смелые эксперименты: например, отпечатывал на собственном лице слова, связанные с болью, травмой. Так слово превращалось в собственный визуальный символ.

Яннис Кунеллис - «Без названия», 1969

Кунеллис - пожалуй, один из самых известных представителей арте повера. Его работы просты, но при этом почти всегда очень поэтичны. Здесь, например, мы видим обычную раскладушку, на которой разложена шерсть. Художник создает образ, где некая аморфная субстанция встречается с чем-то очень будничным и материальным. Это противопоставление природного и промышленного, живого и неживого. Причем дополнительное измерение работе придает тот факт, что обе вещи сопровождают человека на протяжении всей жизни - и кровать, которая символизирует отдых и сон, и шерсть, защищающая нас от холода.

Другая показательная работа на выставке - «Линия пальто» - посвящена проблемам памяти, воспоминаний. Устроена она тоже просто: мы видим шерстяные пальто, подвешенные на металлических рельсах. Зритель может предположить, что инсталляция посвящена каким-то безвестным рабочим, положившим свою жизнь на поднятие промышленности Италии, память о которых хранит что-то очень незначительное, имперсональное - как, например, пальто.

Марио Мерц - «Иглу с деревом», 1968–1969

Иглу - одна из наиболее узнаваемых форм, символ, благодаря которому Марио Мерц известен. В иглу он видел то совершенство, которое было присуще постройкам древних народов и превзойти которое его современникам было уже не под силу. Он воспроизводил эту конструкцию множество раз из самых разных материалов: неоновых трубок, листьев, камней. Отчасти таким образом художник подчеркивал адаптивность строения, показывал, как идеальная форма может быть использована для презентации самых разнообразных идей.

В данном случаем мы видим металлический каркас, покрытый стеклом, - конструкцию, которая ассоциируется у нас с заводскими цехами. Но при этом в отверстие в куполе иглу, как в вазу, вставлена веточка - нечто живое и хрупкое, что, с одной стороны, требует защиты, а с другой - не укладывается в созданную искусственно структуру.

Джузеппе Пеноне - «В дереве», 2010

Одна из скульптур Джузеппе Пеноне уже почти месяц стоит в большом дворе Зимнего дворца - и как бы предваряет выставку. Как известно, основной мотив у Пеноне - дерево. Это художник, который среди участников движения арте повера больше всего акцентировал внимание на связях человека и природы. Эту связь он видит в сопоставлении роста дерева и взросления человека. Здесь, например, он берет промышленный брус, предназначенный для строительства, но сделанный из цельного куска дерева. И постепенно снимает слой за слоем годичные кольца. В результате этой в высшей степени кропотливой работы дерево как бы молодеет, обнаруживая свою первичную структуру - каждую завязь, каждую веточку. И то, что оно вырезано не до конца, позволяет зрителю понять не только то, как работал художник, но и как он мыслил и какую идею хотел подчеркнуть.

Лучано Фабро - «Вешалки для белья

(из Неаполя)», 1976–1977

Арте повера возникает в тот момент, когда в музейном мире активно насаждаются новые формы искусства - в первую очередь минимализм и абстракция, где изображение кажется чем-то бездушным и легко тиражируемым, чем-то, в чем можно было увидеть очередной продукт потребления. Устав от засилья абстрактной живописи, художники арте повера старались в своих произведениях как-то деконструировать, препарировать абстракцию, преподнести ее по-новому. Вот пример: Лучано Фабро развешивал в музейных залах разноцветные куски ткани, точно шторы. «Вешалки для белья» - попытка передать игру закатного солнца над Неаполем, богатую палитру небесных оттенков. Для художника это наглядный пример того, как свет становится цветом.Очень известная работа. «Венера тряпичная» - это копия античной статуи, выполненная из бетона и как бы противопоставленная груде старых разноцветных тряпок, какого-то хлама. Еще одна работа, построенная на контрасте, - на этот раз на контрасте вечной возвышенной красоты и быстротечной моды. При этом противопоставление многократно усилено дополнительными элементами: мы видим контраст оформленного (безупречный силуэт статуи) и неоформленного (бесформенной кучи), контраст цветного и бесцветного. Пистолетто, с одной стороны, критикует общество консьюмеризма, а с другой - намекает нам, что в современном мире античный идеал уже не может считаться каким-то единственным источником вдохновения и красоты.

Фотографии: обложка – Tate International Council , – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 2 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 3 – Hermitage 20/21, 4 – Paolo Pellion / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 5 – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT/ Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 6 – Marian Goodman Gallery , 7 – Renato Ghiazza / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 8 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino