Что можно положить в портфолио. Портфолио ученика начальных классов

Что можно положить в портфолио. Портфолио ученика начальных классов

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста

в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио может быть оформлено, как в готовых шаблонах (готовые папки «Портфолио» представлены в неограниченном количестве в книжных магазинах, в д. к. Н. К. Крупской. Главное, если покупаете готовое портфолио, наличие рубрикаторов по вышеуказанным разделам,

Можно изготовить свое портфолио. Варианты так же самые разные: можно найти в интернете готовые шаблоны с цветными картинками, в которые можно вставить свое фото, сделать свои записи…

Варианты оформления портфолио представлены в широком формате в интернете!!!

Можно сделать полностью свое портфолио по оформлению (это для тех, кто любит заниматься творчеством, изготавливает различные поделки…)

Главное – ЖЕЛАНИЕ! Не стоит торопиться, можно оценить уже существующие портфолио (у знакомых, родственников, в интернете) – сделать что-то свое.

Лучше делать сразу что-то достойное, чем в дальнейшем переделывать работу!

Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Цели формирования портфолио : Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. Примерная структура портфолио: 1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: · "Мое имя" - информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. · "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. · "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). · "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. · "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. · "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. · "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы" . При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. 3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! 6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. 7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений. 9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ" Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Предварительные результаты

ОЙ МИР

МОЯ УЧЕБА

МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост. Предлагаю ознакомиться с вариантом оформления портфолио учеников нашего класса.

Современные требования к организации учебного процесса предполагают среди прочего и фиксацию успехов школьника. Для каждого ученика создается портфолио. В начальных классах его наличие не является обязательным, а вот начиная со среднего звена родители, школьники и сами ученики начинают уделять этому новшеству большое внимание.

Понятие портфолио произошло от английского «portfolio», что обозначает папка документов или портфель. На сегодняшний день портфолио начали называть несколько по-другому, например, список работ специалиста, которые смогут продемонстрировать его таланты на теории, а также показать его знания, умения, навыки с самой лучшей стороны. Одним словом, портфолио является неким досье, которое имеет перечень образцов лучших работ, достижений, которые будут представлять некую визитную карточку. Эта визитка соответственно будет представлять его навыки и умения.

1. Каждая школа, особенно если она носит статус гимназии или лицея, старается выделить своих выпускников среди прочих, тем самым презентовать и самое себя. Для этого внешний вид портфолио приводят к единообразию: на титульном листе размещают эмблему или логотип школы, при оформлении используют единые цвета и тона, определенный шрифт и пр.

3. Третий обязательный по стандарту лист - это автобиография.

Учащемуся предоставляется возможность продемонстрировать навык самостоятельного структурирования событий, их отбора и описания, определения степени значимости.
Для рецензента в данном разделе значение будут иметь аналитические способности ребенка, а также умение грамотно и последовательно излагать мысли, выстраивать причинно-следственные связи, оценивать события и себя в них.

Автобиография при таком подходе несколько корреспондируется с резюме. Излагается не только фабула в виде: «родился-учился», но те значимые умения и навыки, которыми ребенок овладел на том или ином этапе (так, если школьник параллельно занимается в музыкальной школе необходимо отразить, что он обладает музыкальными слухом, знает музыкальную грамоту, умеет играть на инструменте. Среди достижений необходимо указать участие в смотрах, конкурсах и пр.)

4. Основной набор портфолио это результаты участия в олимпиадах (всероссийских, областных, муниципальных, школьных), конкурсах и мероприятиях; спортивные достижения ученика; участие в секциях и кружках, а также посещение дополнительных курсов. Описание тех умений и навыков, которыми овладел школьник дополнительно.

7. Для удобства можно скачать пустой для заполнения.

День знаний — первое сентября, — праздник волнительный как для учеников, так и для их родителей. Особенно волнителен он для тех, кто переступит порог школы впервые, а еще более — для родителей учеников начальных классов, ведь ребенок попадает в неизвестную, новую для него обстановку, где его ждет много новых требований, и перемен: распорядок дня, взаимодействие с коллективом, оценивание его действий, — все это впереди, но пусть трудности не пугают детей и родителей.

Портфолио первоклассника

Большинство знает, что такое портфолио, но не все в курсе, что на сегодняшний день применяется портфолио и для учеников начальных классов , в котором указываются данные о ребенке, его способностях, интересах и увлечениях, семье ученика. В дальнейшем все эти данные помогут раскрыть способности ребенка, в той или иной сфере, и наметить примерный вектор развития в той или иной области.

Быть готовым к учебе очень важно для всех.Но к сожалению, не у всех это получается сразу. Конечно, существует множество методик, с помощью которых преподаватели стараются поднимать интерес ребенка к учебе.К таким методам можно отнести обучение в форме игры, с последующим переходом к полноценной учебной программе, и различные варианты оценок работы ученика начальных классов. На этом этапе очень важно активное участие семьи в жизни школьника,взаимодействие родителей с преподавателем, выполнение рекомендаций учителя. К одной из таких рекомендаций можно отнести и составление портфолио первоклассника.

Портфолио ученика начальных классов было задумано прежде всего для выявления его интересов,способностей, и как следствие, — все эти данные составляют основу для успешного выбора более узкого профиля обучения в старших классах. Это, в свою очередь, позволит избежать трудностей в обучении, ведь всем известна ситуация с «гуманитариями и технарями», когда одни засыпают на уроках литературы и истории, а другие — тщетно пытаются постичь точные науки.К тому же заполнение и всяческое украшение портфолио имеет положительный психологический эффект для ребенка.

Заполняя этот документ, ребенок наглядно видит все свои успехи, так сказать, фиксирует их. Это имеет большое значение для становления самооценки ребенка, он видит в чем он силен, и что можно совершенствовать, а что нужно «подтянуть». Все это развивает дисциплину, и стремление к умножению своих успехов.Это позволит избежать в дальнейшем неприятных ситуаций с участием ребенка и педагогов.

Определенных рамок,которых нужно неукоснительно придерживаться при составлении портфолио, нет. Стоит лишь научить ребенка именно проводить анализ своих побед , и моментов, которые еще требуют работы.Он должен заполнять портфолио, и видеть свои успехи и текущие задачи,над которыми стоит поработать, объективно оценивать себя, а не «зазвездиться».

Оформление портфолио. Как это делается

Заполнение портфолио не является чем-то сложным, хоть и требует некоторой усидчивости. Прежде всего, заполнять его нужно совместно, этот процесс для него будет довольно увлекательным с вашей помощью.

И начать его следует с покупки канцелярских товаров: дайте волю ребенку выбрать то, что придется ему по вкусу, пусть это будет самая красивая папка с файлами, которая там только есть. Также понадобятся фломастеры, ручки, линейка, карандаши , разнообразные стикеры и наклейки, которые ребенок может выбрать по своему усмотрению.

Разделы портфолио

Разделы для портфолио могут быть разными, но в общем их можно описать так:

  • Личные данные ученика
  • Список достижений
  • Участие в школьной жизни
  • Пожелания и отзывы

Личные данные ученика

Этот раздел начинается с полного имени ребенка, его фотографии, адреса проживания. Далее, можно указать данные о семье , некий рассказ, который напишет ребенок. Также он может нарисовать рисунок, рассказать о любимом животном, о своих увлечениях и друзьях. Дополнительно можно нарисовать рисунок с оптимальным маршрутом домой, важно чтобы ребенок нарисовал его сам, с возможными корректировками родителей. При этом нужно объяснить ему элементарные правила, которые обезопасят его по дороге в школу, или дома:

  • Не заговаривать с малознакомыми людьми на улице, и тем более не садиться к ним в машину ни под каким предлогом
  • не брать у незнакомцев никаких вещей,тем более ничего съедобного
  • Не открывать дверь кому-либо, когда один дома, а если уж и открывать (братьям,сестрам, тетям, дядям, — обязательно посмотреть в глазок)

Будет хорошо, если ребенок нарисует рисунок к каждому из этих правил.

Достижения

С началом обучения у первоклассника заметно прибавляется хлопот и забот: он должен научиться быстро читать, иногда и самостоятельно, вне класса, приобрести навыки простых вычислений, освоить таблицу умножения .

Родителям стоит помогать ученику в заполнении, по сюжету прочитанных книг можно нарисовать рисунки, о преодоленных трудностях также можно написать,и проиллюстрировать текст. В этом разделе отражена вся динамика успехов ребенка,и не только в учебе. Здесь также могут содержаться сведения о достижениях в спорте, или творчестве, разнообразные награды в виде грамот, фотографии с соревнований, или конкурсов могут занять свое место в этом разделе.

Раздел достижений может быть разбит на главы, к примеру, в главе «Математика» и «Русский язык» — могут содержаться работы по этому предмету также грамоты за участие в разнообразных профильных олимпиадах .

В главе «Литература» — данные о прогрессе скорочтения, краткие мысли по прочитанным произведениям.В отдельную главу стоит поместить лучшие труды ребенка, которые признаны учителем в процессе беседы с учеником. Глава «Творчество» будет наполнена разнообразными стихами, рисунками, и поделками ребенка. В главе «Мои интересы» ребенок сможет рассказать о своих интересах увлечениях и умениях как в форме рассказа, так и в форме рисунков и фотографий. «Спортивные достижения» — в них могут быть собраны все грамоты, фотографии выступлений и награждений, фотографии спортивного коллектива ребенка.

Важный момент для любого из нас — прием в новом коллективе, и взаимодействие с остальными людьми . Разнообразные мероприятия вне класса, будь то поход в кино, или на природу, праздники, экскурсии, и поездки, конечно же, должны поощряться родителями, а вся информация об этих мероприятиях, в виде фотографий, рисунков, рассказов о впечатлениях — наполнят данный раздел.

А вот этот раздел предназначен для родителей и учителей. В нем стоит оставлять положительные отзывы, и не абстрактные и общие фразы, а развернутый хвалебный текст, за конкретный успех в чем-либо. Это поможет мотивировать ребенка к новым достижениям. Также не будет лишним в этой главе подвести итоги года, с комментариями, пожеланиями и дополнениями учителя. Ребенок сможет посмотреть на свои победы, и на те моменты, которые стоит улучшить.

Заполнение портфолио

Ниже приведен образец , который вы можете использовать для заполнения вашего портфолио

«Личные данные»

  • Меня зовут……………
  • Я родился…………….(Указывается дата)
  • Я живу в……………….., по адресу: ………………

Список достижений

  • Мои достижения по русскому языку (математике, природоведению …)
  • Мои книги
    • Динамика скорочтения
    • Список пройденных произведений
  • Мои работы
    • В этом задании я узнал…
    • При выполнении этого задания я научился…
  • Творчество
    • Мои рисунки
    • Мои стихи
    • Мои поделки
  • Мои интересы
    • Я художник (поэт,музыкант,спортсмен…)
    • Мне нравится…
    • Я умею…
  • Фото награждений, грамоты и сертификаты, фото спортивного, творческого коллектива
  • За прошедший год я узнал…
  • За прошедший год я научился…
    • Рассказ, рисунок, фотографии

Участие в школьной жизни

.:: 23.04.2010

«Портфолио для ребенка» - звучит непривычно. Но в последнее время его все чаще требуют в школах. Когда я в первый раз услышала от сына, о необходимости портфолио была немного обескуражена. А не рановато ли во втором классе? Хотя в некоторых школах портфолио требуют уже в первом. Но постепенно, разобравшись, что же это за загадочное слово, идея мне понравилась.

Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.

Никаких конкретных, общих требований для выполнения портфолио в школах нет, а само по себе его оформление - это уже творческая работа. Довольно часто вместо портфолио можно услышать термин «портфель достижений».

Мне представляется, что портфолио являет собой некий соревновательный элемент, заставляет задуматься каждого ученика, что есть ему показать классу и окружающим. Услышав о портфолио, дети в нашем классе сразу начали перебирать в уме, чем бы им можно было бы гордится. У кого-то накопилось достаточно грамот за участие в конкурсах, у кого-то не было ничего, и надо было разобраться, почему вызывает затруднение вопрос о собственных достижениях? Почему нет интереса, может слишком низкая самооценка? Это уже на заметку родителям и учителю.

В нашем классе решено было, что портфолио - это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно. Раскрыть свой творческий потенциал.

Цель проекта

фиксировать успех, причем в любой области. Повышать самооценку, и создавать позитивный настрой на будущее. К тому же, составление портфолио позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны.

Общее оформление

Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладываются в отдельные глянцевые файлы, формата А4. Для оформления работ используется обычная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д. Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в состоянии с этим справится.

Разделы портфолио

  • Мой мир (содержание)
  • Мне интересно

Включает в себя личные данные ребенка. Фамилия Имя Отчество, год рождения, город проживания, возраст. Титульный лист можно украсить на свой вкус и поместить на него фотографию.

Раздел заменяет содержание. В портфолио, которое я предлагаю вашему вниманию начало каждого раздела оформляется на отдельном листе в виде презентации: название раздела и картинки, отражающей образ темы. Вместо названия «мой мир», можно использовать «моя планета». Думаю название символично, потому что портфолио отражает именно маленькую жизнь во всех ее проявлениях, а вовсе не книжное содержание.

Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли дитя родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них.

Надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место ты занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.

Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг - ты?» Фотографии друзей и совместных игр. Если друзей нет - и такое бывает. Ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.

У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.

Вот и добрались до самого главного. Чем тебе годится дружок? Ну у кого есть грамоты и дипломы - понятно! А если нет? Тогда надо подумать… можно гордится тем, что ты любящий сын и помогаешь маме, гордится тем, что научился читать, писать без помарок. Может ты сделал скворечник для птиц или у тебя пятерки по поведению, ты сам записался в библиотеку и прочитал много книг, умеешь отжиматься 10 раз или пришивать пуговицы… В общем ребенку предлагается найти что-то в себе что позволит ему понять - все в его руках, ему есть к чему стремится. Подумать, что же надо сделать, чтобы иметь успех в делах.

В этом разделе предлагается рассказать о том, что тебя удивило, и запомнилось больше всего в жизни. Впечатления о поездках, экскурсиях, прочитанных книжках, просмотренных фильмах и мультиках. Прилагаются фотографии, рисунки, вырезки.

Здесь собираются рисунки или фото любых рукотворных работ: лепки, рисунков, вязания, шитья, аппликаций и т.д. Помимо данных разделов, можно включить и такие:

Моя школа

Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности). Мои учителя (отношение к ним, любимые педагоги и тренера, чем вызвано уважение)

Моя общественная работа

Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.

Когда Вы со своим ребёнком приступаете к такому ответственному и увлекательному занятию, как изготовление портфолио, то в первую очередь ищете, где скачать бесплатно для портфолио ученика начальной школы ОБРАЗЕЦ. Это не удивительно, ведь в своё время Вы не сталкивались с таким требованием учебного процесса. Эта статья призвана рассеять ваше смущение и помочь Вам с уверенностью приступить к изготовлению презентации Вашего первоклассника.

А в этой статье мы поговорим о том, какие существуют варианты содержания портфолио ученика начальной школы и как грамотно составить портфолио, отражающее индивидуальность именно Вашего ребёнка. Ведь для первоклассника оно является первой «визитной карточкой», представляющей начинающего школьника его окружению.
Прежде всего, следует сказать, что на сегодняшний день не существует чётких, прописанных государством требований к шаблонам портфолио ученика начальной школы. Следует помнить, что в отличие от портфолио взрослых людей, при составлении детской презентации основной акцент делается не на формальных достижениях владельца, а на его увлечениях, творчестве и личных качествах. И, конечно же, детское портфолио должно иметь весёлый красочный дизайн!
Приобретите своему ребёнку один из авторских шаблонов (есть на русском и украинском языках).

Структура портфолио ученика начальной школы


Когда ребёнок поступает в первый класс, для него изготавливается портфолио, которое затем дополняется на протяжении всей его учёбы в начальной школе. Поэтому логически оно делится на две части. Первая часть, назовём её статической , содержит общую информацию, которая остаётся неизменной:

  • фамилию и имя ученика;
  • номер или название школы;
  • краткие сведения о семье, о школе и месте проживания
  • что означают имя и фамилия ребёнка;
  • его день рождения;
  • какие он имеет увлечения;
  • какие посещает секции и кружки.

Кроме этого хорошо сделать краткий рассказ о друзьях первоклассника и приложить их фотографии. Если у ребёнка есть мечта или стремление приобрести какую-то определённую профессию в будущем, можно написать об этом также.
Вторая часть, назовём её условно динамической , касается в основном учёбы, творчества и общественной деятельности школьника, и заполняется постепенно в течение учёбы в начальных классах. В этой части Вы разместите

  • первую пропись ребёнка;
  • удачно выполненную аппликацию или рисунок;
  • успешно написанную проверочную работу.

Также сюда целесообразно помещать фотографии и описание внеклассных мероприятий, грамоты и дипломы, полученные за участие в различных конкурсах — как в школе, так и за её пределами.
Как выполнить эти две логических части – выбирать Вам и Вашему школьнику. Можно сделать законченной первую часть, а вторую со временем дополнять. Или же можно добавлять информацию постепенно во все разделы портфолио. В таком случае вы делаете титульный лист для каждого раздела, после него вкладываете один или несколько заполненных листов с начальной информацией, а затем оставляете несколько пустых файлов для будущих дополнений.


В конце можно выделить раздел «Отзывы и пожелания» , в который помещать соответствующие записи от педагогов и одноклассников ребёнка.

Ниже я приведу Вам перечень возможных названий разделов и подразделов портфолио ученика начальной школы. Просмотрите их вместе с ребёнком и предложите ему выбрать, какие из них он хотел бы видеть в своей презентации. Это поможет Вам лучше понять своего ребёнка, увидеть, о каких сферах своей жизни ему наиболее интересно говорить, каким он видит себя, а каким хотел бы видеть. Наш сын, например, заполняя портфолио, впервые узнал происхождение своего имени и фамилии, что, конечно же, было интересным открытием, после которого ему захотелось узнать и о значении имён родных и друзей.

Возможные разделы и подразделы портфолио первоклассника

  1. Титульный лист
  2. Раздел «Обо мне»

— Моё фото

— Моё имя (значение, можно рассказать, кто назвал этим именем и почему; также можно рассказать, кто и как называет ребёнка и как он хочет, чтобы его называли одноклассники и учитель)

— Моя фамилия

— Мой день рождения

— Мой адрес

— Моя семья (фото, состав семьи, генеалогическое дерево, традиции)

Мои качества характера (можно обвести руку первоклассника и написать на каждом пальчике по качеству, которое ему в себе нравится)

— Моя мечта

— Кем я буду, когда вырасту

Мой режим дня

  1. Раздел «Мой мир»

— Мой город (численность населения, основные факты, достопримечательности)

— Моя школа (фото, герб, краткие сведения, маршрут к школе)

— Мой класс (общее фото, список детей)

— Мои учителя

— Мои друзья (имена, фото, во что ребёнок любит играть с ними)

— Мои любимые книги

— Мои любимые мультфильмы (можно указать, какие любимые персонажи и почему)

Мои домашние животные

— Мои увлечения

— Мои впечатления (мероприятия и места, которые посетил ребёнок и ему понравилось)

— Моя общественная деятельность (внеклассные мероприятия социальной направленности)

  1. Раздел «Моя учёба»

Сюда можно вложить всё, что будет хорошей памятью о первых шагах в школьной науке – заполненные прописи и тетради, успешно написанные проверочные работы, рисунки и т.д. Со второго класса можно распечатывать на каждый предмет шаблон наподобие табеля, в который впитывать текущие отметки школьника.

  1. Раздел «Моё творчество»

Здесь могут располагаться образцы или фотографии творческих работ ребёнка с описаниями.

  1. Раздел «Мои достижения»

В этом разделе вы с ребёнком будете размещать грамоты, награды, дипломы и другие «трофеи», добытые им на различных конкурсах и соревнованиях. Также не забудьте поместить сюда вырезки из газет или принт интернет-страницы, если мероприятие, в котором принимал участие школьник, освещалось в средствах массовой информации.