Дифференциация звонких и глухих согласных логопедическое занятие. Задания на неделю по дифференциации звонких и глухих согласных звуков

Дифференциация звонких и глухих согласных логопедическое занятие. Задания на неделю по дифференциации звонких и глухих согласных звуков

Макарова О.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №9 для обучающихся с ОВЗ»

Г.Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а

Дифференциация звонких и глухих согласных

В ( В ) – Ф(Ф )

Логопедическая коррекция 4 класс

Провела учитель-логопед

Макарова Ольга Александровна

Тема. Дифференциация В(ВЬ) –Ф(ФЬ) в слогах, словах.

Цели. выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.

    совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.

    продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через игру “пуговица”, «лишнее слово»

    уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.

Оборудование : буквы В-Ф, зеркала, пуговицы для игры “пуговица”, модели-колокольчики и наушники, схемы и характеристики звуков, картинки, карточки со словами, компьютер

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг.момент.

Каждому ученику при входе раздаются картинки с [в], [ф.].

Здравствуйте, ребята. сядет тот, у кого картинки с услышанным заданием

    с [ф] в начале слова (фонтан)

    с [в] в начале слова (ванна)

    с [ф] в конце слова (шкаф)

    с [в] в середине слова (павлин)

II. Повторение пройденного материала.

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)

Давайте повторим. С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)

Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает «звенеть колокольчик», а у глухих согласных «колокольчик» молчит)

Правильно.Молодцы.

А как еще можно проверить работу «колокольчика»? (Можно закрыть ушки и под пальчиками мы почувствуем дрожание-«волны» – это звонкие, а если их нет, то это глухие согласные)

Молодцы!

Постановка цели урока.

Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будем различать сегодня на занятии? (В – Ф)

Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф

III. Уточнение артикуляции [ф], [в] .

Где живут эти звуки? (на губах и зубах)

Что скажем про звук В? (Он согласный, звонкий, твердый). Что скажем про согласный ВЬ? (он согласный, звонкий, мягкий).

Какой звук Ф? (он согласный, глухой, твердый)

Что скажем про звук ФЬ? (он согласный, глухой, мягкий).

Правильно! Молодцы.

[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).

А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости - глухости).

Распределение картинок под символами. СЛАЙД 2

IV. Закрепление произношения изолированного звука. Развитие речевого дыхания и голоса.

Физминутка.

Игра “пузырь” (дети встают в круг или сидя за партой выполняют движения руками)

Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.

Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).

V. Развитие тактильных ощущений.

Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф - большая щеголиха

На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.

А на что же похожа буква В?

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

А на что еще похожа буква В.

Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на бархатной бумаге (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.

VI. Развитие фонематического слуха и восприятия.

А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчика и наушника.

Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете …, а если [в], то … . Понятно?

Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.

VII. Дифференциация [ф],[в] в слогах .

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.

Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.

б) разделите тетрадь на 2 части:

Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на - ФА.

ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..

V 111Развитие зрительного внимания и памяти.

На доску вывешивается таблица:

    Ва – фа

    Фа – ва

    Ва –фа – ва

    Фа – ва – фа

    Фа – ва – ва – фа Слайд6

Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.

Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения . Выкладывание буквы В или Ф. Сосед по парте с закрытыми глазами на ощупь узнает букву.

1X. Развитие фонетического анализа

Игра “ шифровальщики” Слайд 7 Герои сказок Вовочка и Федора

Слайд 8

Федора и Вовочка записали слова, но перепутали все буквы. Поможем им навести порядок. По щелчку читаем вновь получившиеся слова.

Гимнастика для глаз

2-й вариант

Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит. Помогут картинки.

Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.

Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.

Слайд 9

Расшифруем слова и раздадим их Вовочке и Федоре.

X . Работа с дидактическим материалом.

Карточки у детей. В словах пропущены буквы В– Ф

Коро_а, с_ёкла, _утбол, _етер.

Ту _ли, _онтан, ко_та, сли_а.

Агон, ко_рик, _ишка, _одопад.

Абрика, _иалка, сло_а, кон_ета.

X 1. Закрепление пройденного на уроке.

Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).

    смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)

    голодная - мычит, сытая - жует, всем ребятам молоко дает…(корова).

    четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)

    ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)

составим графическую схему.

XII. Домашнее задание.

Нарисовать варежку и конфету.

XIV. Итог занятия

Молодцы!

Что больше всего понравилось на занятии?

Разделы: Логопедия

На современном этапе одна из проблем с которой сталкиваются педагоги, работающие в начальной школе – это все более возрастающее количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, которые мешают детям в полной мере овладевать знаниями, усваивать учебный материал. И, соответственно, чем раньше учителями-логопедами будет проведена работа по выявлению, а затем, и по устранению выявленных речевых недостатков, тем быстрее и легче ребенок сможет начать полноценно усваивать программные задачи, тем меньше вероятность переноса этих недостатков на процессы чтения и письма.

В предлагаемом опыте представлен материал планирования коррекционной работы по формированию дифференциации звонкий – глухой на примере звуков [с] – [з]. Недостаток звонкости согласных звуков, смешивание их в своей устной речи с глухими, и как следствие, появление буквенных замен – это одна из проблем возникающих у детей с несформированными фонематическими процессами.

Организация коррекционного процесса строится с учетом конкретных целей обучения. На логопедических занятиях для достижения максимального результата и высокой познавательной активности используются приемы работы, которые ставят ребенка в такую позицию, при которой он самостоятельно принимает решение. Для повышения интереса к занятиям речевой и наглядный материал подобран с учетом интересов детей, некоторые задания обыгрываются. Предлагаемые упражнения тренируют и психические процессы, такие как внимание, восприятие, мышление. Успешное решение коррекционных задач зависит и от психологического климата, той психологической атмосферы, которая окружает ребенка. Естественность, непринужденность, комфортность обстановки также будут способствовать повышению результативности занятия.

Работа по преодолению нарушения и восстановлению устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие способности к слуховой дифференциации соответствующих звуков.
  2. Упражнение в правильном употреблении их в речи.
  3. Профилактика буквенных замен.

Занятие 1.

Организационный момент: “Хлопни, когда услышишь звук [З]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Повтори за логопедом:

Задание 2. Отгадай загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).

А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон ).

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц ).

В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет ).

Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор ).

Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,
Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы ).

Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака ).

Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт ).

З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо ).

Задание 3. Расставь картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) помести картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) помести картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.

Задание 4. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.

Физкультминутка:

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].

Часть II:

Задание 1. Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.

Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…

Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами.

Задание 3. Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Девочку звали …… .
В лесу рыжая …….. .
(лиса, Лиза)

Утром на траве …… .
В вазе красивая ….. .
(роза, роса)

На дереве сидит ….. .
В печке черная …… .
(сова, зола)

Воду надо ……. .
Не надо собаку …. .
(злить, слить)

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 2.

Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.

Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…

Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка:

Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.

Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.

Часть II:

Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.

Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,
миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.

  • Выпал первый снег.
  • Около дома росла береза.
  • Птицы улетают осенью.
  • На дереве зяблик.
  • К нам во двор привезли песок.
  • Зина каталась на санках.
  • Стол стоит в углу.
  • В саду бузина.

Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.

Зайка.

Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.

(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 3.

Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”:

Часть I.

Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:

Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,
Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.

Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:

Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,
сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.

Задание 3. Придумать и записать слова:

А) С буквой “С” в середине слова;

Б) С буквой “З” в начале слова.

Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения со словами:

Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Часть II.

Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.

Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).

Задание 3. Повтори скороговорки:

А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Б) Стоит воз овса, возле воза коза.

Подведение итога занятия.

Оценка деятельности детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

Минобразования Чувашии

Конспект подгруппового

логопедического занятия

для учащихся 4 класса

Подготовила

учитель-логопед

М.Л.Фадеева

Чебоксары 2014

Тема:

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;

Коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,

Коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;

2. Образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

Закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,

Учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!

    Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной,

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок - лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!

    Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.

Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите мне это - …?

Волк. –

Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…?

Лиса. –

Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;

Цветы: колокольчики и ромашки;

Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодцы, вы справилась с заданием.

Задание 5.

Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.

Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?

Учитель-логопед
МБОУ СОШ №6
города Димитровграда
Ульяновской области
Анисимова
Елена Евгеньевна.
Конспект логопедического занятия
(здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях).
Тема: «Дифференциация звуков [б] – [д], букв «б»-«д» в слогах, словах, предложениях».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – формирование полноценных представлений о звуках [б] и [д] в сравнении сходства и различия артикуляции, различение букв «б»-«д» на письме и при чтении.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательная:
закрепление знаний о частях речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие фонематических процессов;
формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы;
закрепление дифференциации букв «б» - «д» на письме и при чтении;
развитие зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций;
обогащение словаря;
развитие и совершенствование связной речи;
развитие психических процессов: внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательная:
привитие любви к природе и животному миру.

Оборудование: звуковые линейки, профили звуков, индивидуальные зеркала, образец-таблица фонетической характеристики звуков, алгоритм ответа, образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла, пластилин, сигнальные карточки-фонарики с буквами «б» - «д» , слоговая таблица, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент

Представьте, что мы в лесу. В лесу светит солнышко, и все деревья тянут к нему свои веточки. Высоко -высоко тянемся,чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
А) Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
-Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуквии.Кто ещё живет в этой стране? Почему так называется эта страна?

Гном пришел не один. Вместе с ним к нам из леса пришли гости. Давайте узнаем кто.
Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщики». (Открывается таблица).

0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

л
а
в
т
д
е
у
к
я
б

Зашифрованные слова 95071 (белка)
48350 (дятел)
-Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.
(Открываются картинки с изображением белки и дятла.)
Б) Звукобуквенный анализ
- Произнесите четко слова «белка», «дятел».
-Сколько слогов в этих словах?! Сколько звуков в этих словах? Перечислите их последовательно. Определите место звука [б"] в слове «белка». Определите место звука [д"] в слове «дятел» (с помощью звуковой линейки).
-Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [б] [д] и строчные буквы «б» «д».
2.Анализ артикуляции звуков [д]
-Произнесите перед зеркалом четко звук [б], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [б]. Произнесите перед зеркалом четко звук [д], понаблюдайте за органами речи. Дайте артикуляционную характеристику звуку [д]. Чем отличается артикуляция звуков [б], [д]?
В помощь предлагаются артикуляционные профили звуков, план ответа.
1. Губы.
Зубы.
Язык (кончик и спинка языка).
Преграда.
Голосовые складки.

3.Фонетическая характеристика звуков
- Дайте фонетическую характеристику звукам [б], [д].
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.

Найдите сходства и различия характеристики звуков [б], [д].
-Что общего?
-Чем отличаются?
-Сколько звуков обозначают буквы «б», «д»?
-Из каких элементов состоят строчные буквы «б», «д»?
4.Сравнение букв занятия по начертанию.
- Чем похожи и чем отличаются эти буквы? Посмотрите на рисунок с изображением белки, какую букву видно на рисунке? («Б»). Из каких элементов состоит эта буква? А сейчас посмотрите на рисунок с изображением дятла, какую букву видно на рисунке?
(«Д»).Из каких элементов состоит эта буква?
-Как из одной буквы получить другую?
Логопед предлагает детям из пластилина вылепить букву «б», затем, заменив элементы, получить из буквы «б» букву «д».
5.Работа в тетрадях.
-Запишите число, тему занятия
6.Развитие зрительного восприятия (показать рисунок с изображением дерева с буквами на нем).
-В нашем лесу есть необычное дерево, посмотрите внимательно, сколько букв «б» и «д» спряталось на нем?
Логопед обращает внимание детей на слайд в презентации.
Напишите в тетради буквы «б» и «д», чередуя их. Букв должно быть столько, сколько вы нашли их на дереве.
7.Работа со слогами
Логопед. Прочитайте слоговую таблицу по подобию с гласными «а», «о», «у».

«а»
«о»
«у»

вд
вда
___
___

жд
___
___
___

сб
___
___
___

лб
___
___
___

Дети читают хором по строчкам и индивидуально по столбикам (последний столбик сверху вниз, второй снизу вверх, третий сверху вниз).
8.Развитие фонематических процессов. Работа со словамиж
Игра «Муха».
Дети составляют слова из данных слогов.
ду
сед
блю
да
буд

Ро
бав
бы
бро
га

Ка
по
дл
ле
дуд

Бе
бш
дя
до
рах

9. Игра «Кто самый внимательный?»
Поднимите сигнальную карточку-фонарик с буквой «б», если услышите в слове звуки [б] [б"], карточку с буквой «д», если услышите в слове звуки [д] [д"].
Дорога, работа, подарок, приборы, рубить, дупло, береза, шайба, денек, кеды, собака, кубик, колодец, духи, бант, корабль, бегемот, забор, дирижер, билет. коридор, брови.

10.Физкультминутка

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно, не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.

11.Работа со словами.
А) Откройте тетради. Запишите слова в три столбика: в первый столбик слова с буквой «б», во второй с буквой «д», в третий слова, в которых встречаются обе буквы.
Белка, дятел, лебеди, береза, добро. радуга, дубы, башмаки, блюдо.

Б).На карточках, покрытых пленкой, допишите элементы букв
«б» - «д».по опорным точкам.
оерево, оелочка, оупло, оятел, оерёза, оегемот, леоеоь, веролюо.
Прочитайте слова, которые у вас получились.
12.Гимнастика для глаз.
Логопед включает электронную физминутку для глаз Галкиной Инны Анатольевны на мультимедийном оборудовании.
13. Работа со словосочетаниями.
Составьте словосочетания со словами «белка», «дятел», подобрав к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос «какой»? (какая?).
задорный
забавная БЕЛКА
добрый ДЯТЕЛ
быстрая

Подберите к словам первого столбика близкие по смыслу слова.
Добродушный

Стремительная

Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б»- «д» подчеркните карандашами разных цветов.
14.Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы «б»- «д». Запишите текст в тетрадь. Подчеркните пропущенные буквы «б»- «д» карандашами разных цветов.
В деревне.
Летом ратья в еревне у аушки и еушки. НеАлеко от еревни ежала ыстрая речка. Кажый ень ети люили уить там рыу с утра и..о оеа. Потом спешили в лес за гриамии и Ягоамии. А вечером ратья раотали в огорое вместе с еушкой и аушкой.
III. Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
- Поведем итоги
-Какие буквы мы различали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».

Использованная литература:
1.Логопедия в школе: Практический опыт/ Под. ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2004.
2.Электронные физминутки Галкиной И.А.

Гласный – согласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.