Этапы перестройки горбачева кратко. Последствия перестройки

Этапы перестройки горбачева кратко. Последствия перестройки

В самых смелых фантазиях невозможно было себе вообразить в 1985 году, чем закончится диковинная, наполненная драматичным вдохновением и жутким содержанием, одновременно вселяющая большие надежды и трагические разочарования перестройка. Комплексная реформа превратилась в революционное преобразование общества.

Мало кто знал тогда, что такое перестройка по существу, но большинство добросовестно старалось следовать генеральной линии партии. Получилось то, что получилось.

На осуществление перестройки влияло последовательное вовлечение в процесс «теневой экономики» сливавшейся во все более тесный союз с номенклатурой. Начатая советской бюрократией перестройка, имела под собой цели радикального преобразования советского общества. Центральной проблемой всего происходящего был вопрос передела собственности.

Симбиоз номенклатуры и «теневиков», ради своих финансово-экономических интересов довели передел общенародной собственности до развала Советского Союза. Так изначальная попытка реформ с буржуазно-демократическим оттенком превратилась в криминально-бюрократическую революцию, изменившую мир.

Что задумывалось изначально

В конце марта 1985 года Михаил Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС. Полный благих намерений (известно куда ведут) генсек, с одобрения «кремлевских старцев» запустил процесс преобразований. Вокруг амбициозного реформатора сформировался круг людей, которые худо-бедно смогли сформулировать новый курс развития СССР.

В новой программе встречались замыслы улучшить советский социализм, внеся в него элементы «настоящей западной демократии». Немногим позже, на основе идей нового курса родился проект реформ, предполагавший:

  • расширение хозяйственной самостоятельности предприятий;
  • реставрацию частного сектора в экономике;
  • ликвидацию монополии государства во внешней торговле;
  • урезание численности административных инстанций;
  • признание равноправными всех имевшихся в сельском хозяйстве форм собственности.

Перестройка начиналась с «ускорения»

Все началось в 1985 году, в апреле на Пленуме партии, в ходе обсуждения сложившейся во всех сферах жизни советского общества обстановки было решено придать новую динамику общественно-экономическому развитию СССР.

В 1986 году стало ясно, что принятая модель реформирования не работает. В феврале М. С. Горбачев, выступая в городе Тольятти перед работниками автозавода, впервые произнес слово «перестройка», а после майского визита в Ленинград, где на партактиве Генеральный секретарь перестройкой назвал весь общественно-политический процесс, пресса сделала его лозунгом нового курса.

Социалистические декорации теряют актуальность

Реформы воспринимались людьми далеко неоднозначно. Люди метались в неведении: что делать? С трибун произносится много слов, но понять, что такое «перестройка» никто не может. А ведь делать что-то надо, тогда и «пошла писать губерния» перестраивались, кто во что горазд. Пришлось власти «выпустить джинна из бутылки» и назвать его «Гласность!»

Этап, временные рамки, лозунг

Средства

Второй этап,

«Перестройка и Гласность»

«Консервативная модернизация» в политической и экономической жизни страны.

Внутрипартийные реформы.

  • Начало политических реформ.
  • Провозглашение «Гласности», смягчение цензуры, взлет популярности новых СМИ.
  • Начало развития предпринимательства на основе частной инициативы (кооперативы и индивидуальная трудовая деятельность).
  • Раскол общества на демократов и коммунистов.
  • Власть самоустраняется от корректировки курса, процессы перестройки становятся неуправляемыми.
  • Республиканские элиты выходят из-под контроля, начинаются межнациональные конфликты.

Крушение социализма и триумф капитализма

Третий, заключительный этап перестройки происходил в обстановке резкой дестабилизации политической и экономической обстановки.

Этап, временные рамки, лозунг

Средства

Третий этап,

1990 – 1991 гг.

«Углубление реформ»

Углубление политических и экономических реформ.

Построение демократии и рыночной экономики западного типа.

  • Отмена монополии КПСС на власть (ст. Конституции СССР 1977 г.).
  • Введение поста Президента СССР.
  • Разработка путей перехода к рыночной экономике.
  • Возрастание до критического уровня противоречий в политике.
  • Путч ГКЧП августа 1991 года.
  • Кризис и крушение перестройки.
  • Обвальный распад советского социума и государства.

Причиной катастрофического завершения перестроечной эпопеи многие считают непродуманность, половинчатость и затягивание реформ. В последующие годы, некоторые «прорабы перестройки» признавали злонамеренность своих деяний. Надо учитывать и фактор внешнего влияния на внутренние процессы в СССР, последовательно углублявшиеся от этапа к этапу.

М.С.Горбачева на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

Первый этап нового времени

Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

Итоги начала перестройки

Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.

В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии.

Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:

1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;

2) возродить частный сектор экономики;

3) отказаться от внешнеторговой монополии;

4) сократить число административных инстанций;

5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.

Выделяют три этапа перестройки:

1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985 1986 гг.:

1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На кт речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;

2) успех курса на ускорение связывали:

– с более активным использованием достижений НТР;

– децентрализацией управления народным хозяйством;

– внедрением хозрасчета;

– укреплением дисциплины на производстве;

3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987 1988 гг.:

1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;

2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки;

3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что вСССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССРначал стремительно набирать процесс обострения межнациональныхотношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. Воснове этих процессов лежали как политические, так и экономическиепричины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переходвласти на местах в руки местных национальных элит,межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР.

Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики.12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР.Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя сувереннымиреспублики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов».В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал, что большинство населения желает жить ведином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и врегионах проигнорировали. Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор.

Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, - решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент Г.Н. Янаев, Крючков (председатель КГБ), В. Павлов (председатель Кабинета министров), Д. Язов (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел)) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 в Москву войска и объявили чрезвычайное положение (АВГУСТОВСКИЙ ПУТЧ -попытка антиконституционного переворота. Был направлен на восстановление власти партийно-государственной номенклатуры) путчисты заявили, что Горбачев не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, а Горбачев блокирован на даче в Крыму. Сопротивление оказало руководство РФ во главе с президентом РСФСР Ельциным. Путчисты были арестованы. В столкновениях с войсками погибло 3 человека. Путч окончился провалом. Результат: падение коммунистического режима и ускорение распада СССР.

8 декабря 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) - подписали Беловежское соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря Горбачев снял с себя президентские полномочия. СССР прекратил свое существование. Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система.

Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия.

Предыстория

Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории.

Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя».

Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики.

В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы.

Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто...

Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям.

Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Операция в Афганистане и санкции против СССР

В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы.

Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой - Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения.

Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов.

Падение цен на нефть

Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза.

Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны.

Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР.

Причины перестройки

В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже.

Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен - как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом - стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал.

Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали:

  1. Военная операция в Афганистане.
  2. Введение санкционных мер против СССР.
  3. Падение цены на нефть.
  4. Несовершенство системы управления.

Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг.

Старт перестройки

Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР?

Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы.

Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти.

Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы.

Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет.

В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата.

В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду.

I этап перестройки

Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки. Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости.

На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и

Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению.

Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение.

Цели перестройки

Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.

Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.

II этап

Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.

Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.

Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.

Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.

Перестройка на III этапе

Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.

По стране прошел Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.

В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.

Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.

Постперестройка

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом.

Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик.

К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Итоги

Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.

Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

М. С. Горбачев

Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. В наследство новому руководству, вышедшему из команды Ю. В. Андропова, досталась продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война, международная изоляция страны, нарастающий экономический кризис. Выход Горбачев видел в "обновлении социализма", т.е. в соединении социализма и демократии, установлении "лучшего социализма".

Начало перестройке было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, где зашла речь о необходимости качественного преобразования общества. На пленуме Горбачев выдвинул основной лозунг преобразований: "гласность-перестройка-ускорение". Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны, что по сути являлось новой версией прежнего лозунга "Догнать и перегнать Америку!". Предполагались более активное использование достижений науки и техники, децентрализация управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление производственного порядка и дисциплины. Социалистическая модернизация подразумевала приоритетное развитие машиностроения, с подъемом которого можно было добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. Кадровую базу научно-технического прогресса должна была подготовить школьная реформа, в ходе которой предполагалась всеобщая компьютеризация. На основе реформированной экономики намечалось решить жилищный и продовольственный вопросы. Другими реформами первого этапа перестройки стали антиалкогольная компания, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.

Плакат эпохи перестройки

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) принял программу КПСС в новой редакции, подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение экономического и социального развития на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. На съезде руководство страны дало обещание решить к 2000 г. жилищную проблему и впервые заговорило о гласности с целью устранения отдельных недостатков и деформаций, присущих хозяйственной системе.

Однако вскоре политика гласности выходит за намеченные для нее рамки. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий разгорелась дискуссия о выборе пути общественного развития, что вызвало всплеск социальной активности населения. Обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых собраниях граждан. Он находил как сторонников, так и противников в разных слоях населения.

Плакат эпохи перестройки

При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью изучения документов репрессированных в 1930-е начале 50-х гг. граждан. Результатом работы комиссии стала реабилитация многих лиц, невинно осужденных сталинским режимом.

Четкой программы реформ у нового руководства не было, поэтому одним из главных направлений перемен стала "кадровая революция" - смена части партийных и советских руководителей. В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике", признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе такого критерия, как поддержка ими целей и идей перестройки. Были устранены противники реформ, члены "команды" Л. И. Брежнева: В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щербицкий. Идеи Генерального секретаря разделяли члены Политбюро ЦК партии: Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, секретари ЦК: Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. К поиску конструктивных идей были привлечены ученые: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская. Под предлогом борьбы с консерватизмом произошла массовая замена и "омоложение" партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

М. С. Горбачев и А. Н. Яковлев, один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

Первые провалы перестройки (несостоятельность ускорения, рост бюджетного дефицита в результате антиалкогольной реформы) показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В январе 1987 г. ЦК КПСС признал необходимыми меры по развитию элементов демократии. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждались в ходе XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.). Ее решения предусматривали создание таких атрибутов демократического социализма, как система разделения властей, парламентаризм в рамках Советов, гражданское общество. На конференции говорилось о необходимости прекращения подмены КПСС хозяйственных и государственных органов, важности перераспределения властных функций от партийных структур к советским.

Из документа (Доклад М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции):

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. На основе решений конференции были внесены поправки в Конституцию СССР. Изменения избирательного законодательства сводились к следующему: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Весной 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Впервые происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Вместе с тем, выборы депутатов обнаружили падение популярности сторонников Горбачева и нарастание влияния его оппонентов.

Из документа (Предвыборная платформа А. Д. Сахарова. 1989 г.)

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД – МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях…

5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов. Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.

В первый день работы I Съезд народных депутатов СССР (май–июнь 1989 г.) избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались в прямом эфире по телевидению. В последний день Съезда была сформирована Межрегиональная группа народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. А. Пальм), выступавших за радикальное реформирование советского общества.

Заседание съезда

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) была выдвинута задача введения поста Президента СССР. III Съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал им М. С. Горбачева. Став президентом, Горбачев сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК партии. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Съезд внес изменения в Конституцию, отменившие однопартийную систему в СССР, 6-я статью, закреплявшую руководящее положение КПСС в обществе. Решения съезда открывали возможность для формирования многопартийности в стране.

Реформа политической системы СССР в период перестройки

  • радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов;
  • установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда);
  • прямое представительство общественных организаций. Из 2 250 депутатов Съезда – 750 от КПСС, профсоюзов и др.;
  • превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;
  • введение правового контроля – Комитет Конституционного надзора;
  • ликвидация монопольного права КПСС путем отмены ст. 6 Конституции СССР;
  • становление многопартийной системы;
  • утверждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;
  • изменение структур высшей исполнительной власти, реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту.

Формирование многопартийности

Отмена 6-й статьи Конституции создала условия для формирования многопартийности. Еще в мае 1988 г. первой "оппозиционной" КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз", возглавляемый Е. Дебрянской и В. Новодворской. Целью партии провозглашалось мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии.

В. Новодворская, 1988 г. Логотип Саюдиса

В апреле того же года возникли политические движения в Прибалтике: Саюдис в Литве, Народные фронты в Эстонии и Латвии, которые стали первыми реальными независимыми массовыми организациями.

Образованные в СССР партии отражали все основные направления политической мысли. Либеральное направление включало "Демсоюз", христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее крупной из либеральных партий являлась Демократическая партия России, основанная в мае 1990 г. Н. Травкиным. В ноябре 1990 г. В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский создали Республиканскую партию Российской Федерации.

Н. И. Травкин, основатель Демократической партии России

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, лидером которой стал И. К. Полозков. Руководство партии придерживалось традиционной марксистско-ленинской идеологии.

Из документа (Выступление И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.):

Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма… не состоялась.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем.

Надо признать, КПСС не сумела вовремя разглядеть начало перерождения перестройки, позволила этому процессу набрать силу…

Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо – антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС в партии сложился ряд течений: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Съезду не удалось преодолеть кризис партии. Начался массовый выход из КПСС рядовых членов. К лету 1991 г. численность партии сократилась до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс.

В центре обозначившейся политической борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное. Коммунисты выступали за развитие общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы настаивали на приватизации собственности, свободе личности, системе полноценной парламентской демократии, переходе к рыночной экономике.

Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, соединяясь с другими организациями. В условиях нарастающего политического кризиса Горбачев проводил тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Однако, отсутствие твердости и решительности в проведении реформ тяжело сказалось на экономике. Отказ от партийного руководства экономикой имел тяжелые последствия: она еще не стала саморегулируемой, а старый механизм был разрушен. В условиях роста инфляции, падения производства, снижения уровня жизни, товарного дефицита становилось очевидно, что идея перестройки практически исчерпала себя.

обострение межнациональных отношений

На фоне демократизации общества, плюрализма и гласности обострился национальный вопрос. Росту межнациональной напряженности способствовали экономические трудности, ухудшение экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. непоследовательность и противоречивость национальной политики. В ноябре 1987 г. Горбачев констатировал, что "национальный вопрос у нас решен", достигнуто фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития.

Причины обострения межнациональных отношений

Между тем, еще в декабре 1986 г. в ответ на назначение Г. Колбина первым секретарем компартии Казахстана вместо отправленного в отставку Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста под лозунгами «Даёшь ленинскую национальную политику!», «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Не быть 1937-му!», «Положить конец великодержавному безумию!». Демонстранты были разогнаны властями.

Желтоксан-86

Из документа (Н. Кенжеев. Мухтар Аблязов о декабристах, репрессиях и Назарбаеве):

…Вопрос был не в том, что он (Колбин) русский. Он был не из Казахстана, ставленником Москвы. То есть он мог себе позволить не ориентироваться на казахстанскую политическую верхушку, не вступать с ними в сговор и не особо считаться с их интересами. Поэтому местная политическая верхушка была заинтересована выдавить его, чтобы во власти был свой функционер, с которым они могли бы решать свои вопросы, влиять на него.

Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. 20 февраля 1988 г. внеочередная сессия облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) приняла решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Проблема Нагорного Карабаха, территории с преобладающим армянским населением, включенной в 1923 г. в состав Азербайджана, из желания угодить Турции, стала причиной кровавых столкновений между двумя советскими республиками. 27-29 февраля 1988 г. произошли погромы и истребление армян в пригороде Баку – городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска.

Из документа (В. Кривопусков. Мятежный Карабах):

…К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распалённые митинговыми призывами, подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешёл во власть погромщиков.

Жертвы резни армян в Сумгаите

Очагом межнациональных столкновений в 1989 г. стали Новый Узень (Казахстан), Приднестровье. В том же году произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. Результатом происшедших конфликтов стало появление тысяч беженцев.

Турки-месхетинцы, пострадавшие в Ферганской долине

Из документа (А. Осипов. «Ферганские события» двадцать лет спустя. История без урока?):

Но почему именно Фергана? Почему тысячи человек, которые вчера еще без соизволения начальства боялись выступить на колхозном собрании, кинулись на митинг и на погром? Ответы – увы, в области догадок. Правдоподобно предположение, что первопричиной беспорядков, точнее, атмосферы, сделавшей беспорядки возможными, было «хлопковое дело». Сначала – гнетущее впечатление от «борьбы с коррупцией» и массовых репрессий. Затем – шок от резкого изменения политики Москвы и борьбы вокруг «дела Гдляна-Иванова». Недоумение от нового руководства Узбекской ССР, временами показывавшего слабость и растерянность. А во время I Съезда депутатов СССР привычная картина мира вообще пошатнулась и стала рассыпаться. У людей чесались руки, и им хотелось высказаться, но они не знали как. Инцидент местного значения стал клапаном, через который наружу рванулся скопившийся пар. Наличие организаторов и закулисных манипуляторов вызывает большие сомнения, но провокация вполне могла иметь место. Возможно, ее целью было сорвать учреждение отделения «Бирлика» в Ферганской области. Превратить митинг в беспорядки и увести часть толпы бить турок было несложно. Достаточно десятка, как сейчас принято выражаться, «гопников», сидящих на крючке у «органов», особенно тогда, когда область будоражили слухи о драках с турками в Кувасае.

В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили митинги протеста в Тбилиси. Демонстранты требовали проведения демократических реформ и независимости Грузии. Силами Советской армии и внутренних войск демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР была разогнана.За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

В 1990 г. произошел вспыхнул межнациональный конфликт на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками, известный как Ошская резня.

Руководство страны оказалось не готово к решению проблем, вызываемых межэтническими конфликтами.

"ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ"

Неспособность правительства Горбачева подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР. Особенно сильным было стремление образовать суверенные государства в республиках Прибалтики. Если на первых порах активисты национальных движений настаивали на признании родного языка официальным и обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти, то в конце 1980-х гг. на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса.

Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти прибалтийских республик одержали победу представители народных фронтов. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет Эстонской ССР. Аналогичные документы были утверждены в Литве, Латвии, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Состоялись избрания президентов новых суверенных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, закрепившую приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ был избран Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой.

Б. Н. Ельцин

Из документа (Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.):

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах…

Власть постепенно переходила из центра в республики. Страна вступила в полосу дезинтеграции, усугублявшейся межнациональными конфликтами. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. Руководство страны спешно пыталось принять меры по оформлению нового Союзного договора, первый проект которого был опубликован 24 июля 1990 г. Принимались попытки традиционными (силовыми) мерами сохранить Советский Союз. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге произошли события, сопровождавшиеся применением военной силы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати, здания Комитета по телевидению и радиовещанию, другие общественные здания.

Ввод танков в Вильнюс в январе 1991 г. Похороны погибших в Вильнюсе

IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Было принято постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения", в котором отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. 17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц. Референдум не поддержали Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия, Армения.

Предпосылки распада СССР

Августовский политический кризис 1991 г.

В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево, подмосковной резиденции президента СССР, состоялись встреча М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик, в ходе которой обсуждался вопрос о новом союзном договоре. Участники переговоров поддержали идею подписания договора о создании Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Датой подписания договора было назначено 20 августа 1991 г.

Накануне подписания договора наметился раскол в обществе. Сторонники Горбачева надеялись на снижение уровня конфронтации в стране. Группа ученых-обществоведов выступила с критикой проекта договора, расценивая его как результат капитуляции центра перед требованиями сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора предупреждали, что демонтаж СССР вызовет распад народнохозяйственных связей и углубит экономический кризис.

Консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьера В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра внутренних дел Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, президента Ассоциации госпредприятий А. Тизякова и председателя Крестьянского союза В. Стародубцева. Заявив о невозможности Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности, ГКЧП принял на себя полноту власти. Свои задачи путчисты видели в преодолении экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. В стране было введено чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещены митинги и забастовки. ГКЧП приостановил деятельность оппозиционных партий и движений и установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска, установлен комендантский час.

Члены ГКЧП: Г. И. Янаев - вице-президент СССР, В. С. Павлов - премьер-министр СССР, В. А. Крючков - председатель КГБ СССР, А. И. Тизяков - президент Ассоциации госпредприятий СССР, О. Д. Бакланов - секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны, В. А. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР, Б. К. Пуго - министр внутренних дел СССР, Д. Т. Язов - министр обороны СССР.

Руководство РСФСР во главе с Президентом Б. Н. Ельциным выступило с обращением к гражданам, осудив действия ГКЧП как антиконституционный переворот. В обращении объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. По призыву Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома. Активную роль в организации отпора путчу сыграли новые предприниматели, оказавшие финансовую и техническую помощь руководителям России. 21 августа 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, которая поддержала руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Защитники Белого дома, август 1991

распад СССР

Последствием событий августа 1991 г. стал отказ большинства республик от подписания Союзного договора. Распад СССР стал необратимым. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, за ней последовали другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь бывших республик.

Подписание соглашения о создании СНГ, 1991

Из документа (К советским гражданам. Выступление по телевидению Президента СССР 25 декабря 1991 г.):

… Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, - труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года.

Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству:

Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это - самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, и потому что еще не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости:

Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.

Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом.

Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности. В рамках земельной реформы стало возрождаться крестьянство, появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена экономическая свобода производителя, и начали набирать силу предпринимательство, акционирование, приватизация.

Поворачивая экономику к рынку, важно помнить - делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей…

Перестройка закончилась. Ее главным итогом стали распад СССР, завершение советского периода развития в истории Отечества.

Цели, осуществление, итоги перестройки

Даты События
М. С. Горбачев - Генеральный секретарь ЦК КПСС
Акции протеста в Алма-Ате
Обострение межнациональной ситуации в Нагорном Карабахе
XIX Всесоюзная партконференция
Выборы I Съезда народных депутатов СССР
Акции протеста в Грузии
Декларация о суверенитете Литвы
I Съезд народных депутатов СССР
Межнациональные столкновения в Ферганской долине
Декларация о государственном суверенитете России
Провал ГКЧП
Распад СССР. Образование СНГ