Евгений Онегин в наши дни. Вовсе не школьное сочин

Евгений Онегин в наши дни. Вовсе не школьное сочин

Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей.

Классические фандомы. История. "Евгений Онегин".
Полный текст произведения Д.Д. Минаева "Евгений Онегин наших дней".

Здесь: сэй FleetinG_ представил отличную статью на тему фанфиков на Пушкина, Гоголя и Грибоедова.
Попытаюсь упорядочить и дополнить.

Итак, относительная хронология фанфиков на "Евгения Онегина":

1825 г. - А. И. Полежаев, "Сашка";
1828 г. - издано анонимно; позже выясняется, что автор - М. Воскресенский. "Евгений Вельской".
1828 г. - Платон Волков, "Признание на тридцатом году жизни";
1829 г. - Н.Н. Муравьёв, "Котильон. Глава первая из стихотворного романа "Ленин, или жизнь поэта";
1830 г. - автор неизвестен; "Иван Алексеевич, или Новый Евгений Онегин" (издан в журнале "Галатея");
Затем, в те же годы, ряд более мелких вариантов (без окончаний) в журналах "Невский альманах", "Календарь муз", "Северный Меркурий";
1865 г. - Д.Д. Минаев, "Евгений Онегин нашего времени";
1890 г. - А. Разоренов, "Продолжение и окончание романа А. Пушкина "Евгений Онегин";
1896 г. - Л.Г. Мунштейн (под псевдонимом Lolo), "Онегин наших дней";
1899 г. - вероятно, А. Лякидэ (по крайней мере, подписал предисловие) "Судьба лучшего человека. рассказ в стихах, приписываемый А.С.Пушкину".
1911 г. - В. Руадзе, "Внук Онегина" сильно сиквелистый сиквел, очень много новых персонажей
Дальше - меньше Онегина, больше высмеиваний бытовых недостатков времени.
1927 г. - "Товарищ Евгений Онегин". Отрывки в журнале "Бегемот" - пять строф, пять авторов: Л. Волженин, Д. Цензор, В. Князев, В. Воинов и А. д"Актиль;
1932 г. - А. Архангельский, М. Пустынин "Евгений Онегин в Москве";
1934 г. - Верховский, "Евгений Онегин в Ленинграде";
1946 г. - А. Хазин, "Возвращение Онегина".
(список приведен по книге В.Г. Дмитриева "По стране Литературии").

На данные момент также существует множество интернет-произведений, посвященных ЕО, где действие, в основном, происходит в современном мире, ну и, разумеется, замечательные фанфики, в основном хотя нет, по-моему, все слэшные.

Текст Минаева, "Евгений Онегин наших дней". Вот что конкретно об этом тексте пишет в своей статье сэй FleetinG_:
"...Зато буйно расцветали всяческие AU по мотивам романа. Так, в 1865 году появилась поэма Д.Д.Минаева «Евгений Онегин нашего времени», причем автор размахнулся аж на кроссовер, и ни много ни мало как с «Отцами и детьми» Тургенева. Получилось вот так:

Мой дядя, как Кирсанов Павел,
Когда не в шутку занемог,
Он натирать себя заставил
Духами с головы до ног.

Или, например, вот как:

Онегин, добрый мой приятель,
Был по Базарову скроен.
Как тот, лягушек резал он,

Как тот, поэтов не ценил
И с аппетитом ел и пил. (...)
Не воспевал он дамских ножек,
Для женщин жизни не терял,
Аналитический свой ножик
Он в чувство каждого вонзал.

Ясно, что столь «прогрессивный» герой ни на какой дуэли с Ленским не стрелялся, а, побывав шафером на его свадьбе с Ольгой, взял у него «четыре красненьких взаймы» и отправился путешествовать. Татьяна же вышла за подагрического старичка, потом ее судили за отравление мужа, но, так как прокурором был Онегин, а защитником - Ленский, присяжным ничего не оставалось, как оправдать несчастную..."

Но, на мой взгляд, "ЕО наших дней" все-таки нельзя назвать кроссовером. Да, автор делает Онегина нигилистом-медиком и постоянно сравнивает с Базаровым, упоминает "Отцов и детей"; но не вводит ни одного прямого персонажа или события из романа Тургенева. Упоминания "Отцов и детей", скорее, просто отсылки. Онегин Минаева похож на Базарова и словами, и, в чем-то, поступками, но это все же не Базаров.
Здесь, скорее, просто AU и ООС; жанр, разумеется, юмор (ну, некоторая грусть ближе к концу есть).
И, хотя над текстом канона очень много издевок, окончание поэмы представляет собой некий уважительный дисклеймер.


Немного о творчестве Дмитрия Дмитриевич Минаева.

Сам о себе господин Минаев писал:
"..и даже к финским скалам бурым
Он обращался с каламбуром".

Кроме "ЕО наших дней" он является автором фанфиков на:
- "Войну и мир" Льва Толстого (+ частичный кроссовер, в основном, в стиле, с "Бородино" Лермонтова). Название: "Война и мир. Подражание Лермонтову и графу Льву Толстому";
- Некрасова и его поэму "Кому на Руси жить хорошо". Название: "Кому на свете жить плохо";
- Грибоедова, "Горе от ума". Название: "Москвичи на лекции по философии" (об этом произведении сэй FleetinG_ также упоминает в своей статье);
- Данте, "Божественная комедия". Название: "Ад. Поэма в трех песнях"
а также некоторых других.

Мой вариант текста "Евгения Онегина наших дней" - из издания "Художественной литературы" 1986 года; главы об убийстве и суде в нем нет.
Публикую то, что есть; т.е. вариант из четырех законченных глав.

Евгений Онегин нашего времени.
Роман в стихах.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

I
«Мой дядя, как Кирсанов Павел
Когда не в шутку занемог,
То натирать себя заставил
Духами с головы до ног.
В последний раз, на смертном ложе,
Хотел придать он нежность коже
И - приказал нам долго жить...
Я мог наследство получить:
Оставил дом он в три этажа;
Но у него нашлись враги,
И дом был продан за долги,
А так как «собственность есть кража»
(Как где-то высказал Прудон),
Я рад, что дома был лишен».
II
Так думал в Северной Пальмире
Магистр естественных наук,
Пришлец из Западной Сибири,
Семинариста старший внук.
Друзья мои! без проволочки
Хочу сейчас же, с первой строчки,
С героем повести моей
Вас познакомить поскорей.
Онегин, добрый мой приятель,
Был по Базарову скроен:
Как тот, лягушек резал он,
Как тот, искусства порицатель,
Как тот, поэтов не ценил
И с аппетитом ел и пил.

III
Он не толкался в модном свете
Прочел заглавья многих книг,
Не размышлял о туалете
И никогда волос не стриг.
Умел он в споре ядовито
Воскликнуть вслух: «Вот дураки-то!»
Умел врага отделать в пух:
«Шекспир ваш - то же, что лопух!»
Готовый с яростью ужасной
Свалить любой авторитет,
Хотя б его ценил весь свет,
И скоро критик первоклассный
С большою смелостью решил,
Что он умен и очень мил.

IV
Он отрицал искусство яро,
Пугал угрюмым взглядом дам;
Ему гаванская сигара
Дороже всех высоких драм.
Все отвергая на свободе,
Читал он Фогта в переводе,
Ореста Миллера труды;
Он к Миллю скрыть не мог вражды,
И с современным публицистом
Согласен был приятель наш,
Что Милль - невежда и торгаш,
И вслед за мрачным нигилистом
Произносил, что негр есть скот,
Едва ли стоящий забот.

V
Бывало, он еще в постеле.
Чтоб дать себя кухарке знать,
Начнет пред нею не без цели
Авторитеты разрушать,
Бранить Вольтера и Бэкона,
Корнеля, Гете и Мильтона
И, булкой набивая рот,
Цикорный кофе жадно пьет.
Как враг прогулок и шатанья,
Он сил напрасно не терял,
И лишь статьи порой писал
В одно реальное изданье,
И часто пасмурен и хмур
Был от помарок корректур.

VI
Но за обед пора садиться.
Куда же мчится он, куда?
Морозной пылью серебрится
Его густая борода.
Бежит к кухмистеру Евгений
И там, без дальних объяснений,
Велит к столу себе подать
Обед копеек в тридцать пять;
Свершает трапезу он живо,
Пересмотревши пук газет,
И заливает жир котлет
Бутылкой кроновского пива,
Ворча, что хуже прежних лет
Стал Крон, и Фриц, и Казалет.

VII
Кулис почетным гражданином
Онегин не был; издавна
Браня театр по всем гостиным,
Мешал он с Нильским Бурдина.
Трактуя часто как медведей
Творцов классических комедий,
Он мог кричать в театре: «bis!»
Лишь для хорошеньких актрис.
Он заходил минуты на три,
Билет имея даровой,
Взглянуть, с поникшей головой,
Как драму новую в театре
Давал знакомый драматург
(А ими полон Петербург).

VIII
Театр уж полон. Газ блистает,
Стучат в партере каблуки,
Раек неистово зевает,
Бьют у подъезда рысаки.
Вот потянулось представленье,
И началась с того мгновенья
С дремотой в публике борьба.
Давалась драма «Не судьба».
Хлопочут бедные актеры,
Стараясь автору помочь,
И, сон желая превозмочь,
Ведут по ложам разговоры
Купцы с Апраксина двора
И шепчут женам: «Спать пора!..»

IX
Театр весь спит. Онегин входит,
Идет меж ног в девятый ряд,
Глазами публику обводит,
Откинув волосы назад.
Насилу выслушав пол-акта,
На ложу авторскую как-то
Он покосился, молвив: «Вздор!»
И чрез пустынный коридор
Шаги направил он к буфету,
Где съел с икрою бутерброд,
Потом зевнул во весь свой рот,
Махнул рукой на драму эту,
И, пледом закрывая грудь,
Онегин вновь пустился в путь.

X
Изображу ль в картине яркой
Уединенный кабинет
С огромной печью, очень жаркой,
Где жил Онегин пять-шесть лет
В соседстве с шведкою-старушкой?
Окно без стор, часы с кукушкой,
Диван клеенчатый в углу
Да стул, приставленный к столу,
Где на листе от старых лекций
Лежал креоновский табак...
На ширмы брошен старый фрак.
Скелетов несколько коллекций
И пара голых черепов
Глядят в тени меж двух шкапов.

XI
Ряд книг на полках небеленых,
Клочки бумаги, стертый грош...
Чуть видны в рамках запыленных
Жан Жак Руссо и Ригольбош.
Бутыль чернил, бутылка рома,
Портфель и Шлоссера два тома,
Сигары в пачке, микроскоп
И без стекла стереоскоп;
Два неразрезанных журнала
И неоконченный рассказ,
Где несколько начальных фраз
Перо героя замарало,
Но женских ножек и голов
Там не чертил он вместо слов.

XII
О муза! ты была бы рада
Начать иначе свой обзор:
«Янтарь на трубках Цареграда,
Хрусталь, и бронза, и фарфор»,
И все, что любят в модном свете.
Наставить в этом кабинете;
Но мой герой, увы, не фат,
И будуарный аромат
Из кабинета гнал он строго,
И высший свет он презирал,
Хоть в высшем свете не бывал,
Но так как фосфору в нем много,
То он, друзья, заочно мог
Быть к светским людям очень строг.

XIII
Не воспевал он дамских ножек,
Для женщин жизни не терял,
Анатомический свой ножик
Он в чувство каждое вонзал,
Бесил артистов до азарта,
Браня Россини и Моцарта,
И поражать любил народ,
Сказав, что Пушкин - идиот.
С любой красавицей при встрече
Вопрос о браках поднимал
Иль, как Базаров, восклицал:
«У вас отличнейшие плечи!»
И речь сводил на геморрой...
Он в новом роде был герой.

XIV
Среди бесцельных похождений
Уже томился скукой он,
Но вдруг, в одно из воскресений,
С письмом явился почтальон.
К нему писал приятель Ленский:
Затишье жизни деревенской
Ему описывал тепло
И звал его в свое село.
Онегин думает: «Поеду!
Пусть Ленский глуп, пусть он поэт,-
Но до того мне дела нет,
Зато он к каждому обеду
Подаст отличное вино!
Итак, поеду! Решено...»

XV
О ты, прелестная Татьяна!
Ужель тебя несчастье ждет?
Но забегать еще мне рано
С моим Онегиным вперед.
Пока он в шумном Петрограде
Сбирает платье и тетради
И наполняет кошелек -
Мы отдохнем на краткий срок;
Потом ряд новых приключений
Включит дальнейший мой рассказ.
Я опишу в стихах для вас
«Деревню, где скучал Евгений»,
Как жил, что делал он в степи...
О мой читатель, потерпи!..

ГЛАВА ВТОРАЯ

I
«Деревня, где скучал Евгений»,
Хотел я было описать,
Но скука - праздных фатов гений -
Его не смела посещать.
Став поселенцем деревенским,
Он целый день возился с Ленским,
Стыдил ленивого певца
За жажду брачного венца,
Читал отрывки из Дарвина,
Сводил открытьям алфавит
И елисеевский лафит
Лил из хрустального графина,
А Ленский слушал и слагал
Для милой Ольги мадригал.

II
Про органическую клетку
Онегин другу говорил,
А Ленский Ларину-соседку
Ему в ответ превозносил.
Один - хвалил умно и жарко
Труды Лапласа и Ламарка,
Труды Мюссе, Жоли, Пуше,
А друг его - поэт в душе,
Поднявшись рано до рассвета,
Головки, ножки рисовал
И, вместо дела, отвечал
Стихами Майкова и Фета.
Онегин прикусил язык
И сбросил в печку полку книг,

III
Творенья Байрона, Шекспира
И много доблестных славян,
Которых северная лира
Вводила юношей в обман.
Поступком нового Омара
(Я уж сказал: ему сигара
Была дороже, чем Мильтон)
Был Ленский очень возмущен.
Не поскупясь на монологи,
С ним говорил он битый час,
Потом свой сельский тарантас
Велел готовить для дороги
И, сбросив пестрый свой халат,
Облекся в праздничный наряд,

IV
«Куда ты?» - «К Лариным».- «Так скоро!
С тобой мы были там вчера...»
«Мой друг, теперь мне не до спора:
Я Ольгой зван еще с утра.
А что ты скажешь о Татьяне?
Предупредить спешу заране:
В тебя, мне кажется, она,
К несчастью, очень влюблена.
Я наблюдал за ней немножко:
Вчера чертила на стекле
Она твой вензель: 0 и Е,
Склонясь головкой у окошка.
О ней какого мненья ты?»
«Я враг унылой красоты

V
И этих барышень слезливых,
Влюбленных в звезды и луну,
Всегда пугливых, молчаливых...
Я их увижу - и зевну.
Они живут весь век без цели
И под подушкою постели__
Романы пошлые хранят,
А в нашем обществе молчат,
Да угощают сладким чаем,
Да упражняются в любви,
Танцуя с нами vis-à-vis,
Хоть мы любви от них не чаем...
Все ж поклонись им, не забудь».
«Пока прощай!» - «Счастливый путь!»

VI
Меж тем, действительно, в Татьяне
Проснулась страсть. Теперь она
Лепечет ночью старой няне:
«Я... знаешь, няня... влюблена...»
«Усни, родная, бога ради!»
Но при мерцающей лампаде,
Ночной луной озарена,
Она твердит: «Я влюблена!»
Сорочка с плеч ее спадает,
Она не спит в слезах всю ночь.
Чем услужить ей, чем помочь,
Старушка сонная не знает
И лоб Татьяны молодой
Кропит крещенскою водой.

VII
Вот Ленский к Лариным явился,
Сестра к Владимиру бежит.
«Один!» - взор Тани помутился...
«Один!» - чуть слышно говорит.
«А друг ваш?» - молвила старушка.
«Он занят. Новая лягушка
Ему попалась, и мой друг
Ей посвящает свой досуг...
Вот вам мое стихотворенье!»
Тут Ленский Ольге подает
Влюбленной музы новый плод,
А в зале подано варенье
И - чем богаты их сады -
С зеленой яблони плоды.

VIII
Проходят дни. Нейдет Евгений.
Однажды, званный на пирог,
Приехал он, но трех мгновений
В гостиной высидеть не мог.
Он похвалил пирог отличный
И отдал дань воде брусничной,
Хозяйке бросил пару слов,
Фуражку взял - и был таков.
Служанку, шедшую с посудой
И с свежим веником в руках,
Случайно встретивши в сенях,
Назвал Лурлеей полногрудой,
Взглянул на тучи и шажком
Домой отправился пешком.

IX
Прошло три дня. Проснувшись рано,
Когда еще Владимир спал,
Когда вдали, в волнах тумана,
Денницы луч едва блистал,
Онегин вышел в сад пустынный,
Побрел вперед аллеей длинной,
Но вдруг, как лист перед травой,
Мальчишка с рыжей головой
Перед Онегиным явился.
«Письмо к вам, сударь, из села»,-
Проговорил и как стрела
Он в боковой тропинке скрылся.
Онегин стал читать тогда
Письмо Татьяны, господа!

X
Читалось с трепетом, бывало,
Письмо Татьяны дорогой,
Но поколенье то увяло
Иль уж вступило в гроб ногой.
Онегин - верьте иль не верьте -
Сорвал облатку на конверте
И, сев спокойно на пенек,
Сказал сквозь зубы: «Ну, денек!»
И стал читать не без улыбки,
Царапал ногтем на листе
При каждой новой темноте
Иль грамматической ошибке,
В письмо вставляя целый ряд
Непозволительных цитат:

П и с ь м о
Татьяны к Евгению Онегину

Я к вам пишу - чего же боле?
(В любви признанье! вот те на!)
Теперь, я знаю, в вашей воле
Подумать, как смешна она.
(Еще бы! как еще смешна!)
Сначала я молчать хотела
(Недурно б было помолчать!) ,
Когда б надежду я имела
Хоть раз в неделю вас встречать,
Чтоб только слушать ваши речи...
(Вот любопытная черта:
Не раскрывал пред ней я рта
От первой до последней встречи.)

Зачем вы посетили нас?
(0 мой создатель! вот беда-то?)
Я никогда б не знала вас
И, новым чувством не объята,
Была б со временем - как знать
(Так чем же я-то мог мешать?
Иль понимать я стал все туго!..)
-
И превосходная супруга
И добродетельная мать.
(Живи как знаешь в этом свете!
С кем хочешь шествуй к алтарю!..)

Но в высшем суждено совете:
Ты - мой теперь!.. (Благодарю!)
Я знаю, ты мне послан богом
(Ведь это, наконец, разбой!) ,
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.
Ты в снах ко мне являлся часто
(Да чем же я тут виноват?
Приснился вам я, ну и баста! -
Про всякий вздор не говорят)
,
В душе твой голос раздавался
Давно... Нет, это был не сон!..
(Вот неожиданно попался!
Вот вам Вольмар и Ричардсон!)

Не правда ль? Я тебя слыхала,
Ты в тишине меня встречал,
Когда я бедным помогала?
(Татьяна Дмитревна! Скандала
Такого я не ожидал!
Вы помогали бедным. Верю,
И это делает вам честь:
Имейте жалость даже к зверю,
Но для чего ж неправду плесть?
Прогулок тайных ожидая,
Не шел за вами никогда я
И не следил из-за куста:
Ведь это просто клевета.)

И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
(Нет просто меры пустословью:
Ведь я еще не Вельзевул.
Я ночью сплю всегда, не тень я,
Я человек, а не виденье.)

Кто ты? скорее дай ответ.
Кто ты? мой ангел ли хранитель?
(Я ваш, сударыня, сосед.)
Или коварный искуситель?
(Вас искушать охоты нет.)
Никто меня не понимает
(Кому понятна ерунда?) ,
Вообрази, я здесь одна,
Рассудок мой изнемогает.
(Безделье - вот в чем вся вина.
Трудиться, барышня, вам ново;
Труд освежил бы разум ваш:
Статьи читайте Шелгунова
И позабудьте эту блажь.)

Кончаю. Страшно перечесть...
(Ну, перечесть бы не мешало:
В письме нелепостей немало
И разных глупостей - не счесть,
И я от вашего припадка
Не стану таять в уголке,
Хоть сохла, может быть, облатка
На воспаленном языке.)

XI
Конец. - «Задать ей нужно гонку
За болтовню и этот бред.
Все, что простительно ребенку,
То - безобразно в двадцать лет.
И вот плоды от неразвитья!..»
Но здесь прерву рассказа нить я
И умолчу, как мой герой
Ворчал и дулся той порой
На праздных дев, всех взятых вместе,
Как ноги грел у камелька,
Как Ленский, встав с пуховика,
Вновь разболтался о невесте,
Бульдога черного ласкал
И дождь осенний проклинал.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

I
«Сегодня Ольги день рожденья».
«Что ж из того?» - «Нам нужно быть:
Вчера мне дали порученье
Тебя хоть силой притащить».
«Помилуй, там с тоски умру я
И, у труда часы воруя,
Весь вечер потеряю, но...»
Онегин вспомнил, что давно
Татьяна ждет его ответа,
Что нужно ей прочесть урок...
Письма измятого листок
В карман широкого жилета
Он опустил и через час
Уселся с Ленским в тарантас.

II
Меж тем у Лариных толпились
Соседи,- подан самовар,
На блюдах сласти разносились,
И о рядах кадрильных пар
Шептались танцев коноводы;
Шумели сельские Немвроды,
Хваля псарей своих, собак,
И пили сладостный коньяк.
Девиц танцующая раса
Бродила в зале и ждала,
Когда в углу из-за стола
Раздастся рокот контрабаса
И закружится сонм девиц
Под скрип смычков и половиц.

III
Свежа, нарядна и румяна,
Ждет Ольга в гости жениха.
Одна унылая Татьяна
Сидит безмолвна и тиха,
Бледна, как снег под лунным светом,
Как небо ночи финским летом,
И молчалива и грустна,
В толпе гостей она одна;
Полна тревоги и сомнений,
Татьяна думает теперь:
Вот, вот сейчас отворят дверь,
Пред ней очутится Евгений...
Как ей взглянуть, что ей сказать,
Что будет ей он отвечать?..

IV
Но, чу! вот слышен конский топот
И колокольчик у крыльца.
«Онегин! Ленский!..» - в зале шепот
Летит... На Тане нет лица.
Полусознательно со стула
Приподнялась и соскользнула
Она с террасы в темный сад...
Идет, боясь взглянуть назад,
Рыданья просятся наружу,
В груди любовь, и страх, и стыд,
Татьяна робкая дрожит...
Так, изменив ревнивцу мужу,
Порой несчастная жена
Трепещет, ужаса полна.

V
Татьяна бедная страдала
И на скамье меж двух берез
Она в отчаяньи упала,
Скрывать не в силах больше слез,
И нет конца ее обетам...
«Что он подумает об этом
Письме? Какой мне даст ответ?
Ужель с ужасным словом «нет»
Придет ко мне мой добрый гений?..»
Но вдруг - шаги... песок хрустит...
Татьяна вздрогнула, глядит:
Пред ней в саду стоит Евгений
И, сняв фуражку с головы,
Ей говорит: «Здоровы ль вы?

VI
Ну, духота! Пот льется градом...»
Потом он вынул свой платок,
Стер пот с лица, сел с Таней рядом
И начал длинный монолог
О том, что физик Маттеучи
Был ярким солнцем в темной туче,
Что всем нам праотец - полип,
И что похож на мелкий гриб
Acetabulum известковый,
Что от несчастий всех народ
Ассоциация спасет,
Что реалист закалки новой -
Иль пьянства мрачного поэт,
Иль гениальный Архимед.

VII
Потолковав о меньшем брате,
Онегин начал речь опять:
«Татьяна Дмитревна! я кстати
Хотел совет вам добрый дать.
Ко мне письмо вы написали
И им отлично доказали,
Что вы - чувствительны, больны,
Но, но... простите... неумны.
Любовь не может вдруг явиться:
Вам чужд и я, и мой язык,
И я, ей-богу, стал в тупик -
Как вы изволили влюбиться
В два-три визита, с пары фраз?
Нет, не любовь смутила вас.

VIII
Когда б без дела, без занятья
Не убивали жизни вы
(Жизнь без труда - не мог понять я),
Когда б развитьем головы
Вы занялись, забыв романы,
И вечно бледный лик Дианы,
И неба звездного лазурь,
Тогда б, клянусь, такая дурь
К вам не являлась в наказанье,
И я, слуга покорный ваш,
Не знал, что вам приходит блажь
Писать любовные посланья
И в том другого уверять,
Чего самим вам не понять.

IX
Какой вы будете женою?
Что вы за мать, скажите мне,
Умея только пред луною
Мечтать в полночной тишине?
Что для жены быть может хуже -
Искать опоры только в муже,
Его трудиться заставлять,
Самой же плакать и вздыхать,
Краснеть пред дочерью и сыном,
Своим невежеством казнясь,
И постепенно падать в грязь!..
Муж будет честным гражданином,
Жена же - куклою немой!..
Вот идеал, но он не мой...

X
Я все сказал. Теперь довольно.
Наш разговор забыть я рад,
И вам отдам я добровольно
Письмо безумное назад.
Мы все от случая зависим,
И мой совет - подобных писем
Вам не писать... Но уж темно,
Нас, верно, дома ждут давно,
Притом же я проголодался,
Татьяна Дмитревна, пора...
Теперь свалилась с плеч гора,
И аппетит мой разыгрался.
Но я вперед пока пойду».
Без слез, без звука, как в чаду,

XI
Сидела бледная Татьяна...
Увы, Татьяне ль оценить,
Что он, герой ее романа,
Не мог иначе поступить?
Певцом Онегин оклеветан:
Мог только дать такой ответ он
Татьяне, барышне простой.
О мой читатель! Удостой
Вниманьем нового героя
И, размышляя, оцени,
Что так поступит в наши дни
Онегин лучшего покроя,
Онегин, сшитый напоказ
Одним из критиков для нас.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

I
Что за роман, где нет дуэли!
Я описать, конечно б, мог,
Как, прислонясь к высокой ели,
Онегин молча взвел курок,
Как пулю вбил он в ствол граненый,
Раздался выстрел и, сраженный
Своим приятелем, поэт
Упал, роняя пистолет.
Я мог с эффектом несомненным
Сложить про бой пять новых строф,
Но мой Онегин не таков:
Он с хладнокровьем неизменным,
Не посмотревши на запрет,
Вошел бы в чумный лазарет,

II
Где ряд больных почти уж вымер;
Но мог сказать: «Вы глупы, сэр»,
Когда б задумал вдруг Владимир
Его поставить на барьер.
На эпиграмму он нередко
Мог эпиграммы сыпать метко,
Но на барьер - таков принцип -
Его поставить не могли б,
И в крайнем случае скандала,
В толпе обиженных глупцов,
Онегин мой в конце концов
Прибегнет к помощи шандала,
К обломку стула, кочерги
И - горе вам тогда, враги!..

III
Герой мой смел был, как Якушкин,
Но все дуэли отвергал...
Да, Александр Сергеич Пушкин
Его совсем оклеветал.
Забывши Лариной истому,
Не ссорясь с Ленским по-пустому
И у него взяв до зимы
Четыре красненьких взаймы,
Онегин снова в путь пустился...
Теперь пропустим лишний год,
Пропустим целый эпизод,
Как Ленский сватался, женился
И как Татьяну из села
В Москву мамаша увезла,

IV
Как под влияньем страсти нежной
Не шла Татьяна под венец
И в брак законный, неизбежный
Она вступила наконец...
Мы, сократив свою дорогу,
Приступим прямо к эпилогу...
Итак, однажды на полке,
С мочалкой взмыленной в руке,
Лежал Онегин в невской бане
И по привычке рассуждал
С своим знакомым: «Не бывал
Я в вашем клубе. Россияне
Приличней дела не найдут:
Лото и танцы - вот их труд.

V
Вы в клуб отсюда?» - «В Молодцовский...
Вы не хотите ль заглянуть?»
«По мне так в бане Туляковской
Гораздо лучше отдохнуть».
«Там нынче чтенье, съезд немалый...
Раз можно съездить».- «Что ж, пожалуй,
На полчаса я заверну...
Эй, друг любезный, банщик! Ну,
Теперь на каменку поддай-ка...
Еще, еще, вот так... вот так...
Пусть буду красен я, как рак
Иль как филипповская сайка...
Всех европейцев перерос,
Придумав бани, мудрый росс!..

VI
Ну, в клуб теперь!..» Был клуб уж полон.
Онегин, хмурясь, входит в зал,
Толпу мужчин, «прекрасный пол» он
В блестящей зале увидал.
Пестрели шлейфы, панталоны,
Наколки, ленты и шиньоны,
Чепцы, мантильи, парики...
Мелькали дети, старики
И капитальные невесты.
Они на всех смотрели так:
С тобой тогда вступлю я в брак,
Когда получишь в жизни вес ты,
И крупный чин, и важный пост,
И капитал положишь в рост.

VII
Там были ветхие калеки
В дыму у ломберных столов,
Там были невские ацтеки -
Опора танцев и балов;
Неповоротливы и скромны,
Там были девы из Коломны
И с Петербургской стороны.
В четыре фута вышины,
С ртом наподобье арки целой,
Там был какой-то фотограф,
Какой-то князь, какой-то граф,
Там был, с походкою несмелой,
С старинной мягкостыо манер,
Седой как лунь акционер.

VIII
Там был и крошечный писатель,
Живущий гением пера,
Хромой, как Байрон, и каратель
Купцов Апраксина двора.
Там был один болтун столичный,
Отличный франт, танцор отличный,
Собой плснявший клубных дам;
Там был на этот раз я сам...
Онегин в клубе, полный злости,
Стал наблюдать, как игроки,
Не без дрожания руки,
Вокруг столов меняли кости,
Сердясь на целый мир за то,
Что разоряет их лото.

IX
Над игроками дым табачный
Волнами в комнатах ходил,
И за игрой Онегин мрачный
В тот час рассеянно следил.
Вдруг у меня спросил он прямо:
«Скажите мне, кто эта дама
Играет в домино-лото?»
«Ее не знает здесь никто».
«Ужель она?.. Да это словно
Татьяна Ларина... ей-ей!..»
Идет Онегин прямо к ней,
Подходит ближе и безмолвно
Глядит на даму наш герой.
Но, занята своей игрой,

X
Татьяна глаз не поднимала.
С волненьем бледного лица
Она свой проигрыш считала...
Она - о, плачьте без конца,
Певцы любви и юных граций! -
Следя за кучей ассигнаций,
Она, как страстный банкомет,
Готова ночи напролет
Сидеть в дыму сигар и трубок
И все играть, играть, играть...
Счет деньгам может лишь слетать
Теперь с ее прекрасных губок...
Вдруг Таня вздрогнула, глядит:
Онегин рядом с ней стоит.

XI
Друзья, не в клубе (что за проза!
Воскликнете вы, может быть),
Но в будуаре с книжкой Дроза
Я мог Татьяну посадить,
Мог говорить ее заставить:
«Я вас люблю - к чему лукавить!
Но я другому отдана...»
Затем бы верная жена,
Смягчая гордость увлеченьем,
Герою проповедь прочла
И для финала бы дала
Мораль с эффектным заключеньем;
Но для финала я избрал
Не без причины клубный зал.

XII
Роман любви, роман старинный
С луной, с безмолвным tête-à-tête,
В тени ветвей в аллее длинной -
Не в наших нравах. Как поэт
Непоэтической эпохи,
Я слышал дам столичных вздохи
Лишь у игорного стола,
Где только стуколка могла
Все их лицо разжечь румянцем.
Досуги их идут на то:
От танцев - отдых за лото,
И карты - добавленье к танцам;
С их уст слетает не «люблю»,
Но «пас», «стучу» или «куплю»...

XIII
На каждый век - свои игрушки.
К нам не вернется век ваш вновь,
Сантиментальные старушки!
Играли бабушки - «в любовь »,
Играют «в стуколку » их внучки...
И те и эти - белоручки,
Им надо чем-нибудь играть,
Но если станем выбирать,
То я, как истый пролетарий,
В обиду бабушек не дам...
Избавь нас бог от новых дам,
Когда они наш гонорарий,
Назло всем толкам и речам,
Мотают в клубах по ночам.

XIV
Кто ж удивится, что Татьяну
Онегин в клубе повстречал?
Она встает, идет к дивану,
И в этой даме не узнал
Евгений прежней девы томной,
Пугливой, влюбчивой и скромной.
«Евгений Павлыч! Bonsoir!..
Пойдемте! здесь ужасный жар...
Я рада вам... Известно вам уж,-
Вам Ленский, верно, рассказал,-
Что вышла замуж я?» - «Не знал!»
«Да, уж полгода вышла замуж...»
«И счастливы?» - «Как вам сказать!..
Мой муж не хочет мне мешать -

XV
Ни в чем. Привыкла здесь играть я
В лото и езжу иногда...»
«Нашли отличное занятье!»
«В игре нет счастья - вот беда!»
«Ну, есть зато очаг семейный...»
«Да, кстати, дом наш - на Литейной:
По четвергам у нас игра
Бывает с самого утра.
Я жду вас... Право, не заметим,
Как день промчится за игрой...»
«Я езжу к женщинам порой,
Но только, право, не за этим,
Скажу, как Чацкий...» - «Пустяки!
Мы вас запишем в игроки.

XVI
А вот мой муж идет...» Подходит
Старик походкой вялой к ним
И важно речь о том заводит,
Что Пальмерстон незаменим,
Что молодежь бежит от службы,
Что это - странно: почему ж бы
Ей видных мест не занимать
И награжденья получать...
«Все это вздор».- «Так что же вас-то
Так занимает, господа?»
«У нас немало есть труда:
Мы отрицаем все - и баста».
Муж что-то под нос промычал
И за женой поплелся в зал.
Конец, моя поэма спета...
Прошу прощенья у славян
И у славянского поэта,
Что я классический роман
Подверг цинической поверке,
Перекроил по новой мерке
И перешил на новый лад.
Но я ли в этом виноват?
Пусть устыдится критик бедный,
Что он в бессилии толкал
Поэта гордый пьедестал.
Но от руки его безвредной
И лавр не сдвинулся с чела,
И слава та же, что была.

Август - октябрь 1865

Мрачный и усталый от жизни Евгений Александрович Онегин, менеджер среднего звена в гос. компании, отправлен учреждать филиал в провинциальном городе. Приехав, он понимает, что ни клубов, ни театра, ни кино тут особо нет, проводит вечера дома в интернете, но потом его зовут на корпоратив коллеги, и там он знакомится с семейством Лариных, двумя их дочерьми, и поэтом Ленским, который работает верстальщиком, а стихи пишет на стихах.ру, пользуясь там некоторой популярностью. С Ленским он сдруживается и ходит с ним по вечерам в бар потрепаться. Ленский влюблен в Ольгу, а старшая Ларина - Татьяна влюблена в Онегина. Онегин намекает Ленскому, чтобы тот помнил про статью 134 УК РФ, а сам банит Татьяну ВКонтакте после пары ее откровенных длинных писем. Вместо этого он начинает вовсю написывать Ольге и лайкать ее фотки самой себя на пляже в бикини и напеченных ею пирожков в розовой рамочке. Наверное, чтобы спасти Ленского, потому что тот горяч и не хочет его слушать. Филологическая дева Татьяна рыдает. Розовая девочка Ольга радостно ведется. Одной 17, другой 15. Ольга начинает вовсю каментить посты Онегина, которые все как один представляют собой ссылки с комментариями: "Вот в этом гадюшнике пытался вчера выпить приличного виски: халдей не понял, что такое "односолодовый" и пытался впарить мне впридачу "экспрессо" - сам больше не пойду, и вам не советую", "Местные бутики - я херею (((", "Новый Пелевин - полное говно" и т.п. Ленский в гневе, прибегает к Онегину с целью набить ему морду, тот вырубает его с первого удара. Ну потом менты, протокол, письма в правление, - короче, Онегина отзывают обратно в Москву. Ленский бросается за ним в Москву, но теряет по дороге пыл и устраивается на кабельном ТВ-канале сначала переводчиком, а потом редактором сценаристом, снимает двушку в Чертаново, ежевечерне ходит на поэтические вечера в Булгаковский дом, каждый раз возвращаясь домой с новой филологической девой без проблем незаконного возраста - и совершенно доволен судьбой. А Онегин через 10 лет (его побросали в зарубежные длительные командировки, чтобы инцидент забылся, а потом вернули в центральное правление с повышением) встречает на корпоративном Новом годе главу провинциального филиала с его молодой женой - Татьяной. Он после пары бокалов отзывает ее в зимний сад ресторана и пылко обнимает, а она отвечает ему: "Остынь давай, Онегин, разбежался, мачо облезлый. Раньше надо было хватать". И Онегин, грустный, идет обратно к бару.

Если рассматривать еще версии о ненаписанной, но запланированной десятой главе, то этот случай заставляет Онегина пересмотреть всю свою жизнь, уволиться из корпорации и уйти в ФБК к Навальному организовывать уличные протесты и расследования. Но я не верю в эти версии: характеры героев развиваются логично от начала и до конца и существующий финал логичен и верен. Равно как и финал моего сценария современного сериала, который я назвал бы - "Онегин не приедет" - ведь их все называют или тупо или абсурдно, так что уж лучше так.

Современная Татьяна Ларина сразу пошлет придурка Онегина на три буквы!

Роману «Евгений Онегин» в этом году исполняется 190 лет. С тех пор как в 1825-м была издана первая глава, учителя объясняют школьникам: Онегин раскаялся и все-все понял, а Татьяне, навек оставшейся с разбитым сердцем, из последних сил приходится держать лицо.
Но если прочесть книгу непредвзято, выяснится, что ПУШКИН говорил совсем о другом. Татьяна поступила буквально, как советовал Дэйл КАРНЕГИ, - превратила лимон в лимонад. Погоревала, а потом так улучшила свою жизнь, что Онегин начал кусать локти и сам в нее влюбился. Но молодой блистательной женщине был уже больше не интересен. Резюме: девушки, не тратьте время на безответную любовь, а лучше займитесь чем-нибудь полезным!
Вот как бы зазвучала эта история в наши дни.

Онегин - молодой мажор, сын генерала КГБ в оставке. Имея знакомства, отец сумел пристроить сына в престижный университет (видимо, экономический факультет МГИМО). Однако в какой-то момент подсел на кредитную иглу. Банки охотно давали ему кредиты под залог громадного подмосковного участка, захваченного у совхоза в лихие 90-е. «Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно, И промотался наконец».

Как денди лондонский одет

Онегин обожает тусовки, ездит по ночным клубам. Остроумный, свободно владеющий английским и французским (заставили выучить в МГИМО), он магнетически действует на женщин.
Метросексуал (денди), «он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобно ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад». Онегин знает все модные тенденции, посещает фитнес-зал, любит дорогие часы. В кармане носит смартфон верту. Внешне - микс Нагиева и Урганта. Чтобы считаться рукопожатным человеком, делает в салоне маникюр и полирует ногти. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Долгами жил его отец

Умирает отец. Согласно Гражданскому кодексу, погашение кредита после смерти заемщика производится его наследниками. Один банк подал на Онегина в суд, другие банки натравили на него коллекторов. Онегин не может сохранить и преумножить деньги, он умеет только тратить:
«Евгений, тяжбы ненавидя, Довольный жребием своим, Наследство предоставил им, Большой потери в том не видя, Иль предузнав издалека Кончину дяди-старика».

Мой дядя самых честных правил

Вскоре он действительно получил сообщение о том, что дядя при смерти и хочет с ним проститься. У дяди имеется собственный дом в богатом поселке Тверской или Смоленской области. Онегин поехал туда, «И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман (И тем я начал свой роман); Но, прилетев в деревню дяди, Его нашел уж на столе, Как дань готовую земле». Дядя оставил в наследство акции предприятий, большие шикарные участки в лесу и наделы земли.


И юный жар, и юный бред

Онегин от нечего делать подружился с Ленским.
Ленский, тоже богатый наследник и поэт, собирается жениться на Ольге Лариной. Хлебосольная семья Лариных принимает Евгения как потенциального жениха другой дочки, Тани.
Татьяна девушка своеобразная, ее увлечения кажутся Онегину странными. Во-первых, она помешана на ужастиках. «И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей». В наше время Таня, прильнув к экрану, упивалась бы бы культовыми хоррор фильмами «Крик», «Техасская резня бензопилой», «Ведьма из Блэр» и «Сияние» , читала Кинга и смотрела телеканал ТВ-3. Цитаты из Стивена Кинга она ставит в качестве статуса в социальных сетях.
Во-вторых, она слишком увлекается дамскими романами. «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Писатель Владимир Набоков, анализируя тексты этих романов, заметил, что их героини остаются верными своим мужьям, - впоследствии Татьяна именно так и поступит.


Не спится, няня, здесь так душно…

Родители замечают, что Таня не привлекает Онегина ни красотой, ни румяной свежестью, она имеет «бледный цвет и вид унылый». Мама пичкает дочку экологически чистым молоком без антибиотиков, делает специально для нее брусничную воду: Тане необходимы витамины и минералы.
К тому же девушке явно надо поработать над имиджем. Она не красится, не завивает волосы, у нее круги под глазами от бессонницы и частых кошмаров: «И между тем луна сияла И томным светом озаряла Татьяны бледные красы И распущенные власы».
Таня равнодушна к брендам. Сумку Луи Виттон, подаренную родителями, она отдала веселой моднице-сестре. Любимая вещь в ее гардеробе - темно-малиновый беретик с надписью «Paris».

Не отпирайтесь - я прочел

Начитавшись романов, девушка ждет прекрасного принца. Она тоскует по любви вместо того, чтоб готовиться к поступлению. Когда в поле видимости возник Онегин, Татьяна «вся обомлела, запылала и в мыслях молвила: «Вот он!». Чтобы обратить на себя внимание столичного соседа, Таня пишет ему письмо с признанием в любви: «Я к вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать».
Не зря народная мудрость советует девушкам не торопиться с признанием, а ждать его от мужчины. Таня казалась Онегину простушкой, которая униженно бегает за ним. Облачившись в белое пальто, мажор все же не стал пользоваться неинтересной ему добычей, которая сама падает в руки. Свысока он дал Тане отповедь: «Учитесь властвовать собою. Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.»


Невольник чести

25 января Ленский и Онегин приглашены на именины Татьяны. По роману, именины отмечают дома, а в наши дни золотая молодежь поехала бы в ночной клуб.
Онегин не хотел ехать, но Ленский его уговорил. В клубе под воздействием алкоголя Евгений раздражился и решил, назло незадачливому жениху, приударить за Ольгой. Ему легко удалось привлечь внимание девушки: ведь и раньше из спортивного интереса он мог соблазнить почти любую: «Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей».
Однако ссориться с приятелем Онегину не хотелось. Он заказал шампанское «Вдова Клико» тысяч за 10 рублей, отпил прямо из горлышка и протянул бутылку Ленскому в знак примирения. Тот взял бутыль и плеснул Онегину в лицо.
Охрана клуба вытолкала хулиганов на воздух. На беду, в кармане у Онегина оказался пистолет. Одним выстрелом, прямо на пороге клуба, он сразил невольника чести.
Уголовное дело закрыли практически сразу: гламурного подонка отмазали от правосудия богатые родичи. Он уезжает за границу.

Уж не пародия ли он? Ужель загадку разгадала?

Татьяна ломает голову: что же представляет собой отвергнувший ее Онегин? Она постаралась понять мужчину: «Наверное, он был прав… такая, как я, его не интересует… столько умных книжек он прочитал…» Те книжки она попросила у обслуги онегинского дома, сложила у себя на окошке и принялась штудировать одну за другой, особое внимание обращая на пометки, оставленные холеным ногтем Евгения.
Потом нашла его аккаунт в «Фейсбуке» и надолго зависла в нем. Постепенно наступило прозрение: Таня поняла, что Онегин просто богатый бездельник, разочарованный во всем на свете, бездарно убивающий время в социальных сетях. Пародия на мужчину, он даже не стремился сделать что-то доброе и нужное.


Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом

Несколько лет Онегин прожил в Европе и, наконец, вернулся в столицу. На балу он встречает Татьяну. Теперь она известная тусовщица, светская львица, княгиня, жена серьезного бизнесмена. Евгений влюбляется, начинает всюду за ней таскаться, забрасывает эсэмэсками.
Онегин был опытным охотником за женщинами. «В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят - рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья, А оставлял без сожаленья».
Татьяна все больше волновала его, потому что ни один из привычных методов соблазнения не работал. Как ни ухищрялся Евгений, княгиня оставалась равнодушной. Он и прежде писал продуманные сообщения женщинам (через социальные сети или по электронной почте), зная, что объект непременно клюнет на ту или иную приманку из письма. Свой «Фейсбук» он превратил в заповедник, где расставил хитроумные капканы и силки, завлекая лохматую дичь.
Но Татьяна была умным и порядочным человеком. Она легко раскусила манипуляции. «Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна?»

Ужель та самая Татьяна?

Таня уже не та наивная девочка, что когда-то объяснялась в любви Онегину. Пока он сидел за границей, она окончила престижный вуз и вышла замуж. Блистательная, хорошо образованная молодая женщина свободно владеет языками («Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?»). Ее уважают в свете: «К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей».
Ее муж, в прошлом генерал, теперь - владелец большого бизнеса, дал жене возможность заниматься благотворительностью. Татьяне надо мелькать в свете и светиться на глянцевых журнальных полосах, чтоб ее фонд «Сердце - детям» мог собрать побольше денег для тех, кто в них нуждается. Люди знают, что, как и Чулпан Хаматова, Татьяна не допустит злоупотреблений.


Но я другому отдана и буду век ему верна

Онегин терзается, постепенно влюбляется все больше, а увидев знакомый овал лица на обложке журнала, снова и снова горько спрашивает себя: «Как же я ее просмотрел? Прозевал свое счастье.»
Однажды он зашел к Татьяне днем и увидел слезы у нее на глазах. Накануне была утомительная презентация, она поздно легла, не выспалась. В руках у Тани письмо с очередной просьбой о помощи. Она расстроена: из-за кризиса поступления в фонд уменьшились.
Евгений, как одержимый, снова заводит разговор про любовь. Татьяна замечает, что он в кошмарном состоянии, его надо срочно успокоить. «Я вас люблю, к чему лукавить»,- говорит она. Пытаясь мягко вернуть его к реальности, добавляет: «Но я другому отдана!» Ее симпатия к Онегину искренняя, она действительно немного любит его, хоть и не так, как прежде. Былые чувства отгорели.
У Тани умный и чуткий муж, который любит ее всем сердцем. Между супругами царит уважение и взаимопонимание, - самопоглощенный Онегин даже не заметил этого за несколько месяцев. Порядочная замужняя женщина, Татьяна не стала бы его любовницей. Напрасно он бегал вокруг. Шанса у него уже не было.

Цитата

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ:
- Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы.

Сколько лет было старушке Лариной?

Увы, Татьяна - не дитя, старушка молвила, кряхтя

Мать Тани Лариной насильно выдали замуж, когда ей было не более 20 лет. Ольга в первых главах романа немного моложе Ленского, которому 18. Значит, ей лет 16-17. Татьяна с Ольгой погодки, разница в возрасте совсем невелика. Итак, Татьяне примерно 17-19. Она не была поздним ребенком в семье - поэт непременно обратил бы внимание на этот факт. Значит, Таня родилась, когда мать была молода. Получается, что старушке было не более 42 лет, а, возможно, и меньше.

ПЕРЛЫ ИЗ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
* Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
* Примером всей своей жизни А.С.Пушкин учит нас тому, что в России талантливому человеку необходимо уметь хорошо стрелять!
* В образе Татьяны Пушкин отобразил всю полноту русской женщины.
* Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
* Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.
* В Пушкина на дуэли стрелял француз-дантист.
* Он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны.

Понимаете, доктор, я чувствую себя «лишним»...
- Не беспокойтесь, у вас обычный «синдром Онегина».

Москва, Тверской бульвар, 24, ресторан «Твербуль», десять вечера. Он сидит один за столиком, подходит официант: «Вам как обычно?» - с отрепетированной фирменной официантской улыбкой и выработанной годами учтивостью спрашивает он гостя. Гость молча коротко кивает, хотя по его лицу видно, что ни еда, ни надоевший за столько времени официант не вызывают у него ни малейшего интереса. Он уже давно приходит сюда совсем не для того, чтобы поесть. Им управляет банальная скука и скрытая потребность ощущать себя частью этого социума. И если с первым ему раньше помогали справиться шумные вечеринки в кругу московской богемы, свидания с подходящими ему по статусу светскими дамами, то второй пункт всегда оставался для него проблемой. И вот сейчас он как обычно сидит в «Твербуле», пытаясь занять себя чтением свежего номера самого трендового журнала, где пишут о таких же, как он, успешных и узнаваемых на светских вечеринках людях, запивая всю эту глянцевую скуку элитным виски, который только что подал учтивый официант.
Сегодня этот человек даст нам очень интимное, личное интервью. Мы не будем называть его имени, потому что, поверьте, многие из того, что он скажет будет иметь отношение не только к нему, а к целому поколению точно таких же «скучающих в «Твербуле» или «современных Онегиных».
Если вдруг вы никак не можете припомнить, кто такой Онегин, но тут же вспомнили свою последнюю встречу с другом в «Твербуле», то не переживайте, нашему журналисту тоже пришлось перечитать его школьные сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Вот то, что он нашел наиболее значимым:
В «Евгении Онегине» Пушкин создает типичный образ своего современника, представителя русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.
Онегин - «светский петербургский молодой человек», «забав и роскоши дитя». Евгений ведет типичную для аристократической молодежи того времени жизнь: шумные вечера, дорогие рестораны, театры, пышные балы, новые знакомства, любовные интрижки… На это он потратил восемь лет своей молодости... Но невольная преданность мечтам героя, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум» Онегина, чувство чести и благородства не могли не привести его к разочарованию в светском обществе, в своей жизни. Хандра и скука овладели героем. А попытки найти свое призвание в каком-нибудь полезном занятии не увенчались успехом. От душевной пустоты Онегина не смогли спасти ни любовь, ни дружба. Разочаровавшись в мимолетных и пустых отношениях со светскими дамами, Евгений упустил настоящее, искреннее и глубокое чувство Татьяны к нему. А из-за собственного эгоизма он потерял друга.
Итак, перед нами предстает образ «лишнего человека», отстраненного от общества, разочаровавшегося в жизни, в лучших своих чувствах, не нашедшего себе настоящего призвания, скучающего и скептически ко всему настроенному. В этом образе мы видим целое поколение дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, описываемое Пушкиным в романе. Они, избегавшие служения царизму и не желавшие быть в рядах молчалиных, были обречены на бездействие. Однако Пушкин оставляет финал романа открытым, не ставя точку в жизни своего героя…
Так, за судьбой и жизнью новых онегиных мы можем наблюдать и сегодня. И наш гость – один из них.
ЖУРНАЛИСТ: Добрый вечер!
ГОСТЬ: Добрый.
ЖУРНАЛИСТ: Как-то в одном интервью Вы назвали себя современным Онегиным. Что роднит Вас с пушкинским героем?
ГОСТЬ: Понимаете, я, как и он, чувствую себя лишним…
ЖУРНАЛИСТ: В чем это проявляется?
ГОСТЬ: К своим 30 годам я многого достиг, конечно, не без помощи связей моего отца. У меня есть все, о чем может мечтать, к чему может стремиться обычный человек. Меня не брезгают приглашать на значимые события «сливки нашего общества», творческая интеллигенция всегда рада видеть меня на нашумевшей премьере какого-нибудь новомодного режиссера. Но мне надоело все это, не подумайте, что я «зажрался», нет, я ценю все, что у меня есть, мне дорог мой статус, но я точно знаю, что будет завтра, о чем будут писать в новостях, что скажут по радио. И самое ужасное – это то, что я знаю, что, что бы я ни сделал, все равно ничего не изменится.
Когда я был молод и верил в свободу слова, в честь и доблесть работников государственных служб, в неподкупность журналистов, в искреннюю и светлую любовь, настоящую дружбу, да, в конце концов, в Деда Мороза, я пытался что-то делать: видел какую-то проблему, искал пути ее решения, работал и журналистом, и чиновником, но все впустую. Мне не нужны были деньги, я не гнался за карьерным ростом, я просто хотел решить какую-то проблему, сделать что-то на благо обществу. Наверное, поэтому у меня ничего не вышло: все всегда упиралось в систему, где никому не было дело до проблем, беспокоящих общество, и уж тем более до меня, самонадеянно пытавшегося решить эти проблемы. Сейчас я приобщился к искусству, эта среда пришлась мне больше по душе. Хотя, по секрету, все одно и то же. Все эти громкие премьеры, закрытые кинопоказы, звездные тусовки… За поисками жизненных смыслов и экранными лицами звездных талантов скрываются тщеславие, еще один способ заработать деньги, потешить свое самолюбие. Очень мало осталось настоящего, того, что можно считать искусством. Мне кажется, я разучился видеть это настоящее, во всем одна фальшь.
Я потерялся в этой мишуре, в пафосе московских заведений, в неискренности окружающих меня людей. В этом городе, в этой стране, в этой жизни я не нашел себе места. Я не хожу на выборы, не потому, что у меня нет гражданской позиции, я просто не вижу в этом смысла. Я не хожу на митинги, потому что не понимаю, против чего митингуют эти люди, какую альтернативу они предлагают. Я не верю новостям, потому что знаю, как они создаются и через какой ценз проходят, прежде чем появляются в эфире. Я не верю людям, каждое слово которых куплено или же тщательно взвешено, обдумано.
Зато каждый вечер я сижу в «Твербуле», пишу посты в фейбуке просто так, от скуки, веду свою колонку в небезызвестном журнале, мелькаю время от времени в телеэфирах.
(с иронией) Наверное, надо было ставить перед собой другие цели, может быть, в личной жизни что-нибудь получилось...
ЖУРНАЛИСТ: Я думаю, что многие читатели не поймут Вас, человека, у которого есть деньги, известность, высокий статус...
ГОСТЬ: Знаете, я вдруг резко потерял интерес и к нашему разговору. Всего хорошего.
ЖУРНАЛИСТ: Я Вас понял. До свидания.
Гость выходит из «Твербуля», журналист допивает его виски, открывает ноутбук и наспех готовит к печати только что записанное интервью. Он знает, что оно покажется странным, но он еще верит, что оно может что-то хоть в ком-то изменить.