История создания произведения алые паруса. Литературное наследие: «Алые паруса

История создания произведения алые паруса. Литературное наследие: «Алые паруса

В 1955 году в книге «Золотая роза» Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству » .

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам » (1925) автор так описал первое появление замысла повести :

У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что , тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия .

Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «Крысолов»), затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию ». Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки .

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё - комнату в «Доме искусств » на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение - феерию «Алые паруса». «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать », - вспоминал Всеволод Рождественский . В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля .

Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.

Глава «Грэй » была напечатана в газете «Вечерний телеграф », № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г. »). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.

Сюжет

Феерия рассказывает историю о девочке Ассоль , которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом - моряком Лонгреном . Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки - искусно изготовленные модели парусников и пароходов , чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.

Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила малютку Ассоль. Роды были нелёгкими, и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами . Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль - «собиратель песен, легенд, преданий и сказок ». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт в далёкую страну…

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй , единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля: цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева,на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..»

При всем этом он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией , морским правом , лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в Лисс , в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты Грэй и матрос Летика , взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку,а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль - местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами,и что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке, разгадать её душу. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом и сам был таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк , из которого приказал сделать паруса . В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее, утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля под алыми парусами , с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Всё совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье…

Адаптации

Экранизации

Театральные постановки

  • «Алые паруса» - балет В. М. Юровского , Большой театр , 1943 г.
  • «Алые паруса» () - дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных , создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей - В. Гаркалин , Ассоль - кукла)
  • «Алые паруса» - рок-опера Андрея Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1976 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» (2007)
  • «Алые паруса» - музыкальный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик - Раймундас Банионис, композитор - Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге, в 2008 г.
  • «Алые паруса» - музыкальная феерия по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачёва . РАМТ , 2009 г. Постановщик - Алексей Бородин , музыка - Максим Дунаевский .
  • «Ассоль» - музыкальная феерия по пьесе Павла Морозова в Луганском областном академическом русском драматическом театре (2010). Постановщик - Олег Александров, композитор Михаил Мордкович.
  • Музыкальная феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , Жамбылский областной русский драматический театр (Казахстан). Премьера - 13 ноября 2010.
  • Спектакль «Алые паруса», «Театр на Спасской » (Киров). Режиссёр - Борис Павло́вич. Премьера 20 мая 2011 года .
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в театре «Свободное пространство» (2011). Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик - А. Михайлов.
  • Павла Морозова в Иркутском областном театре юного зрителя. Постановщик - Ксения Торская. 2011 год.
  • «Алые паруса» в Братском драматическом театре. Постановщик - Валерий Шевченко. 2008 год.
  • Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Анатолий Ильин. Композитор Ольга Нестерова. 2011 год.
  • Спектакль «Пристань алых грёз» в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор - Александр Хромов. Режиссёр - Юрий Уткин. Премьера - 21 марта 2012 года.
  • Спектакль «Алые паруса» Павла Морозова в Театре «Серебряный Остров». Постановщик - заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год.
  • Театральная феерия «Алые паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки - Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик В. Морозов. 2012 год.
  • Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку Максима Дунаевского в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
  • Премьера спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик - Лариса Леменкова. 2012 г.
  • Максима Дунаевского в Пермском академическом Театре-Театре . Режиссёр-постановщик Борис Мильграм . 2012 г. Премия «Золотая маска» в номинации «Оперетта-мюзикл / Работа режиссёра» .
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр - Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , в Новошахтинском театре драмы. Постановщик - Ксения Торская. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Вологодском областном театре юного зрителя. Постановщик - народный артист России Борис Гранатов . 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик - Дмитрий Вихрецкий. 2012 г.
  • Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г.
  • Музыкальный Павла Морозова в Донецком академическом областном русском ТЮЗе . Постановщик - Олег Александров. Сценография - заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор - М. Мордкович. 2013 год.
  • Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор - Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик - народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г.
  • Премьера музыкального спектакля «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор - Сергей Чвокин. 2013 год.
  • Спектакль Пензенского театра юного зрителя «Там, где сбываются мечты » по мотивам «Алых парусов». Постановщик - Дарья Самоукова. 2013 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Московского Театра Мюзикла . Режиссёр-постановщик - Дмитрий Белов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 18 октября 2013 г.
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского . Постановщик Сергей Гришанин. Композитор - засл. деятель искусств Украины М. Мордкович. 2014 г.
  • Музыкальная фантазия «Алые паруса» в Ярославском ТЮЗе. Постановщик Игорь Ларин. 2014 г.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац . Постановщик - засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов, композитор - Максим Германцев (Алма-Ата, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку и слова Оксо, театр «Невидимки». Режиссёры-постановщики - Оксо и Илья Небослов. Премьера 13 июля 2013 года.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик - О. Луцива (Кокшетау, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене театра «Русская песня». Режиссёр-постановщик - Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Театре для детей и молодежи «свободное пространство» (г. Орел). Режиссёр-постановщик - Александр Михайлов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра (г. Иваново) по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссер - А.Лободаев, дирижер - Д.Щудров, художник - засл.работник культуры России В.Новожилова, балетмейстер - В.Лисовская, хормейстер - Я.Бабурина. . Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова . Режиссер-постановщик - нар.арт. РФ Наталья Зубкова. 2016 г.

Следуя установленным традициям, этим летом состоялся праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, и в воды Невы снова вышло судно под алыми парусами. Ежегодно это мероприятие привлекает к себе более миллиона человек, причем большую часть из них составляют туристы из других стран. Посещение этого праздника становится частью тура, посвященного белым ночам.

Даты для проведения торжественного мероприятия изменяются каждый год, именно поэтому желающие увидеть этот превосходный праздник должны заранее поинтересоваться днями его проведения.

История появления праздника

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге достаточно длительная и берет свое начало еще с 60-х годов. У выпускников появилась традиция браться за руки и прогуливаться по набережной вдоль Невы. Именно здесь они наслаждались превосходным видом, разговаривали о будущем, вспоминали школьные годы. В 1968 году комитет Городского совета пионеров разработал сценарий проведения праздника, посвященного выпускному.

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге очень интересная, так как он изначально представлял собой массовые мероприятия. Под его проведение была отведена обширная территория, ограниченная памятником "Медный всадник" и Летним садом. Эта территория была разделена на несколько отдельных секторов, каждый из которых оснащен сценой. На сцене выступали артисты. Выпускники также с большим желанием участвовали в различных конкурсах, так как хотели получить приз. Очень важно было правильно определить тематику проведения праздника. Появились идеи относительно проведения его по мотивам произведения Александра Грина «Алые паруса».

Подготовка к торжественному мероприятию оказалась очень сложной, а технические моменты - трудновыполнимыми. Однако были возведены высокие стены, украшена набережная, установлено требуемое оборудование. 7 июня 1968 года от Петропавловской крепости отчалил катер, на борту которого были парень с девушкой. Парень держал в руках зажженный факел. Это символизировало открытие праздника.

Самым трогательным моментом было появление судна с красочными алыми парусами. Это судно стало символом начала новой жизни выпускников. Под парусами все присутствующие увидели Ассоль, которая гордо и уверенно смотрела вдаль.

Целых 11 лет проводилось это торжественное мероприятие, а затем был длительный перерыв. До 2005 года этот праздник не проводился, однако затем традиция снова вернулась в Санкт-Петербург, и с каждым годом он становится все более ярким, масштабным и зрелищным. Дети начинают ждать его с первого класса, так как это действительно уникальное и незабываемое мероприятие.

Судно для проведения торжества

В торжестве участвовал не один корабль с алыми парусами, а несколько различных катеров, образуя тем самым настоящее уникальное представление. Начиная с 1970 года на воды Невы начали выпускать только одно судно. Впервые роль корабля с алыми парусами исполнила шхуна «Ленинград».

Затем в период 2005-2007 эту роль выполнял фрегат «Штандарт». Этот корабль представлял точную копию судна, построенного по приказу Петра Великого. В 2008 году был выпущен на воду парусник «Мир». Однако это судно оказалось достаточно крупным и вывести его на воду получилось только при помощи буксира.

В 2009 году на воду спустили судно «Юный балтиец». Однако этот корабль также был неподходящим по габаритам. Начиная с 2010 года в празднике начал участвовать парусник Tre Cronor, который был изготовлен по старинной технологии, но вместе с тем его маневренность и удобство делают этот корабль самым подходящим для проведения торжества.

Как именно проходит торжественное мероприятие

Сбор участников и гостей торжественного мероприятия проходит на Дворцовой площади, куда проходят только выпускники школ Санкт-Петербурга. Концертная программа составляется на основе интернет-голосования самими выпускниками. После полуночи начинается грандиозный фейерверк в Санкт-Петербурге. Вспышки огня буквально озаряют окрашивая при этом окружающие здания и небо в разные оттенки.

После этого под мелодию из фильма «Дети капитана Гранта» появляется корабль под алыми парусами. На палубе стоит девушка в белоснежном платье. Концертная программа продолжается до самого утра. Набережная на это время превращается в огромную танцевальную площадку.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге внесен в список мирового туризма и рекомендован для посещения во многих европейских странах. Многие отмечают высокий уровень организации и обеспечения безопасности.

Когда будет проходить праздник в 2017 году

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурга в 2017 году прошел в ночь с 23 на 24 июня, так как именно на это время приходится пик белых ночей. В этот вечер на сцене выступили популярные коллективы и известные артисты. Пиротехническое шоу и салют восхитили всех присутствующих.

Салют во время торжественного мероприятия стал частью красочного шоу, которое ознаменовалось тем, что по Неве прошел знаменитый шведский бриг. В этом году бригантина смогла похвалиться новыми парусами, которые как всегда с алой подсветкой выглядели просто безупречно. Заключительным этапом праздника выпускников стала дискотека, которая продлилась до самого рассвета.

Как получить пригласительные билеты

Посетить праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге могут выпускники школ, которые получают приглашения совершенно бесплатно. Кроме того, можно получить дополнительно еще один билет для сопровождающего. Бесплатные билеты могут получить лучшие выпускники региональных учебных заведений.

Для всех остальных, чтобы попасть на торжественное мероприятие, нужно будет приобрести билет.

Работа транспорта и ограничение движения во время праздника

Метрополитен в ночь проведения торжественного мероприятия работает без перерыва. Для пассажиров круглосуточно открыты все станции метро. Ходить поезда будут с увеличенным интервалом.

Кроме того, работают ночные автобусы и троллейбусы, именно поэтому есть возможность добраться до места проведения праздника в совершенно любое время. Во время праздника будет ограничено движение по центральным улицам города.

Главная > Документ

VI Символика цвета в повести «Алые паруса»

§ 1. История создания повести «Алые паруса»

Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом ». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов» . Спустя 10 лет, Грин снова возвращается к истории создания «Алых парусов» : «У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия» . Сам замысел произведения – красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом» , вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и само выражение становится словом-символом.

§ 2. Цвет и его символическое значение

Представления писателя вполне сопо-ставимы с суждениями ученого, который к качествам и особен-ностям стиля художественного произведения относит «распреде-ление света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и со-четания словесных красок, характер оценок, выражаемых по-средством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтакси-ческого движения» (В. В. Виноградов 18). В высказываниях худож-ника и исследователя равно подчеркнуто, какую большую орга-низующую роль имеют расположение слов по отношению друг к другу на протяжении всего текста «тайна соседства слов» , неразрывные, хотя порой и очень тонкие, смысловые и экспрес-сивные связи слов между собой, взаимные «наложения» значе-ний и ассоциативные сближения слов «взаимность их теней и света, падающих от одного на другое».

Основываясь на словах Бахтина: «структура символа также бесконечна, как и структура атома» 19 , мы и подошли к анализу цвета в повести. Цвет, как считает автор «Словаря символов» Д. Тресиддер , - «имеет обширный и сложный диапазон символических значений, обобщение относительно определенного символа любого из цветов сделать трудно» 20 .

§ 3. Образ алых парусов

Образ алых парусов появляется в повести с первых страниц. «Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки; из них две три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала для паруса, употребив что было - лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. … Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде: свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. » 21 . Появляется в подчеркнуто естественной, реальной, обыденной ситуации; по-является в сопровождении подробного разъяснения, почему па-руса игрушечной яхты оказались именно алыми; но в то же вре-мя появляется как образ чудесный, пленительный, вызывающий восхищение. Отсюда - два ряда соседствующих слов и словосо-четаний. Один ряд - обрезки, лоскутки шелка, подходящий ма-териал, оклейка, употреблять; другой ряд - солнечный ливень, огонь, свет, сверкание, излучение, гореть, сверкать, пламенный, веселый цвет.

§ 4. Цветовой мир и образ Ассоль

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии героев в тот или иной момент их жизни. Вот как описывает Грин Ассоль «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» 22 . Ассоль дана на фоне природы: «светлая, синяя гладь моря », «синие сумерки », «лиловый ирис », «белые шишки цветов », «море, обведенное по горизонту золотой нитью », «стальной, синий, черный » цвет спящего океана. Из всего этого многообразия предметов и цвета рождается «алая рябь » у ног Ассоль.

§ 5. Сказочник Эгль и его предсказание

На берегу моря Ассоль встречает Эгля, собирателя песен, легенд, преданий и сказок, который произносит чудесное предска-зание. Вот описание сказочника Эгля.

«Седые кудри складками выпадали из под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком - выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным» . Даже внешность описана автором с помощью цвета: «серая блуза, белый воротничок, пояс, унизанный серебром блях », глаза же его «серые как песок, и блестящие как сталь » 23 .
Он-то и предскажет Ассоль «алые паруса белого корабля» . Но старик, подслушавший разговор Лонгрена с дочерью, говорит уже о красных парусах. Думается, что «оговорка» автора не случайна. «Алый цвет без примесей! – цвет мечты, красный – кровавый, недобрый» .

- (...) Однажды утром в морской дали под солнцем сверк-нет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого кораб-ля двинется, рассекая волны, прямо к тебе (...) Корабль подой-дет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музы-ки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах поплывет от него быстрая лодка (...) Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! - скажет он.- Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство...»

В предсказании Эгля «склонность к мифотворчеству» опреде-ляет развитие сказочной, чудесной стороны образа алых парусов и соответствующих ассоциаций. Появляется красивый принц. Корабль подходит под звуки прекрасной музыки. Для композици-онного движения словесных рядов очень важны такие детали: двинется, рассекая волны, прямо к тебе и под солнцем сверкнет алый парус.

§ 6. Мир и мечты Грея

Параллельно Ассоль идет рассказ о жизни Грея: вот «Лучшие сорта тюльпанов - серебристо голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью - извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий. Старые деревья парка дремали в рассеянном полусвете над осокой извилистого ручья. Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной лилией; эти чаши по торжественным дням наполнялись маслом, пылая в ночном мраке обширным огненным строем » 24 . Вот вино, «темнее вишни», вино, «которое выпьет Грей, когда окажется в раю », а вот столы, ломящиеся от «радужных фазанов, серых уток …», а «таинственные оттенки света… творят ослепительную гармонию ». «Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную - роль провидения…» 25

Значит, гармония в жизни, по Грину, это буйство красок. Грей изучает карты «золотые, черные, пестрые, синие, серые », за которыми открывается ему «синее сияние океана ». Корабли, которые мысленно видит Грей, представляются ему «то кораблями-пиратами с черным флагом», то «кораблями-призраками, сияющими… светом синего озарения ». В главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота », «серебро рыб », «женщина в черном платье », «черная линия мачты ». «Золотые ворота моря », значит, именно море и его «золотые ворота » откроют Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Итак, мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многие не улавливают разницы между алым и красным. Но давайте вспомним, с какой тщательностью искал шелк для парусов Грей. А вот о красном цвете о его разнообразии тоже красиво сказано...«Грей побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетво-рить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов. Хозяин лавки радос-тно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грей был серьезен, как анатом. Он терпеливо раз-бирал свертки, отклады-вал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грея лег-ла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный, розо-вый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зре-ния, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего ка-питана; что приносил лавочник было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание поку-пателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен» 26 . Вообще, красный цвет в символическом плане часто связывают со злом, хотя это и не единственное его значение. Так более привлекательными считаются красный цвет и его оттенки. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Любая деталь повести наполнена цветовым символом. Далее в душе девочки зарождаются «семена мечты»: «белое суденышко с алыми парусами» , которое сделал на продажу Лонгрен. Итак, цветовая деталь - одна из главных деталей в произведении Грина. Причем Грин работает с цветом как настоящий художник: не хаотично, а целенаправленно, тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев. Поэтому цвет явился у него одним их основных средств раскрытия характеров героев. Если цвет определяют как «основное средство живописи, с помощью которого осуществляются композиция, материал, рисунок, обобщение» 27 , то будет логично воспользоваться этим определением для работы над повестью .

§ 7. Колоритность повести « Алые паруса»

Цвет – душа живописи, но и в повести он тоже является душой, тем фундаментом, на котором строится сложная внутренняя жизнь героев. Общий цветовой облик произведения, когда все его красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонической слаженности и жизненной правдивости называют в живописи колоритом, нам кажется, что уместно использовать этот термин, говоря об общем цветовом фоне повести Грина. Мы знаем, что цвета видимых нами предметов определяют их способность отражать только какую-то часть падающего на них «белого» цвета, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую её часть. Все спектральные цвета плюс недостающий в солнечном спектре пурпурный составляет хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белые и черные краски и смешивать их в разных пропорциях получится большой ряд серых тонов, от чисто белого до черного. Это будет другая шкала цветов – ахроматическая («бесцветная»). Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку – по светлоте. Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще цветовым фоном и насыщенностью. В процессе развития зрительного, а значит, и эмоционально-психологического восприятия человеком цветов в природе, в реальной жизни все цвета разделились на две гаммы – теплую и холодную. Теплый – желтый и красный. Это цвет «воздушного золота» , которым солнце «забрызгивает в ясную погоду море и Каперну » 28 , цвет золотого кольца, «величиной с солнце », которое «упало через море к её ногам » 29 . Холодные – синий, голубой: цвета воды, синего дыма в море, синей дали. Пурпурный, красный, золотистый воспринимаются как теплые, а синий, зеленый, зеленовато-желтый – как холодные. Теплые цвета имеют свойства восприниматься как активные, возбуждающие, веселящие, а холодные – как спокойные, печальные, умиротворяющие. В соседстве теплые и холодные цвета ведут себя противоположно: теплый цвет активно выступает вперед, а холодный отступает, уходит в глубину. Любой цвет можно сделать более холодным или более теплым. Все зависит от того, какую краску в него добавить. Есть цвета легкие, воздушные, глубокие, насыщенные, мрачные – их можно считать «поэтическими». Не к ним ли прибегает Грин? Одни – яркие, чистые – образуют как бы некоторый глубинный пространственный слой, наполненный сияющей, напряженной цветовой массой. Другие «поэтические» цвета – разбеленные вызывают ощущения реальной воздушной среды, легкого тумана, окутывающего предмет. Живописное изображение создается не копированием отдельных предметов, а «построением цветовых отношением предметов в их взаимосвязи, вместе с пространством на основе целостного образа, который усиливает глаз художника при цельном восприятии» 30 . Поэтому и цветовые отношения в повести нужно воспринимать не только целостно, но и в непосредственном единстве с текстом. Все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определенной зависимости друг от друга, в определенных цветовых отношениях. Реалистически изобразить натуру – значит передать «пропорционально натуре отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и свету, передать их цветовые различия» 31 . Но и художник, и писатель, используя определенный цвет, вкладывает в него какое-то внутреннее содержание, подтекст, а может быть, это код к восприятию Мира? Ведь Вселенная вокруг нас, но Вселенная (пожалуй, самая загадочная) внутри человека. Как постичь, понять себя, как заглянуть внутрь своей вселенной? И писатель, и художник, обращаясь к цвету, преследуют одну цель: с помощью слова, зрительного образа воздействовать на человека, пробудить в нем лучшие чувства: Любовь, Добро и самое главное, сопереживание. Благодаря использованию художественного слова, вернее, в синтезе цвета и художественного слова, образов ему удается добиться как бы двойного эффекта: с одной стороны, можно «услышать» образ через слово, с другой – «увидеть» образ через цвет, то есть через цветовую картинку. Иногда Грин использует закон цветового контраста, столь распространенный в искусстве. Для выделения одного цвета нужно сопоставить противоположный ему по спектру. Это дает возможность контраста не только цвета, при этом минуя неприметные темные бесцветные тени. Это открытие дало возможность создать своеобразные «колористические» ключи (от слова “колорит”). В каждом художественном произведении такой ключ свой. Автор же стремится использовать эмоциональную силу цвета; возникает своего рода «музыка живописи», действующая на душу, на чувства зрителя, читателя и отвечающая художественной, эстетической, философской идее произведения. Порой эта гармония (или дисгармония в зависимости от целей автора) возникает из сочетания близких цветов еле заметных оттенков, плавных переходов, создающих определенное настроение. Но нередко замысел автора воплощен в звучных, ярких, контрастных тонах, образующих красивый колорит мужественных и сильных звучаний. Причем и в живописи и в художественной литературе цвет становятся не только средством передачи объема, пространства, формы, но и средством поэтического раскрытия образов. Цвет несет в художественном произведении смысловую, идейно-художественную нагрузку.

§ 8 Таинственные оттенки цвета

Чтобы более отчётливо представить цветовую насыщенность повести, определить идейное значение каждого цвета, я провёл исследование каждой цветовой детали в повести. Получились, на мой взгляд, очень интересные результаты, которые я обработал и представил с помощью компьютерных технологий. К
омпьютерный рисунок выполнен по главам, где каждому квадратику соответствует цитата из текста. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Цветовой фон I главы светлый , теплый, несмотря на то, что из повествования мы узнаем, о признании Лонгрена в том, что он не спас Меннерса: Рисунок 1- Цветовые символы 1 главы «Черную игрушку сделал я, Ассоль» 32 . И еще одно напоминание о черном, «к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ». Чёрный цвет не нарушает общей гармонии. На протяжении всей главы преобладают алые и белые цвета, и это мы видим на цветовой диаграмме (рисунок 1). Черный, синий, голубой, серый и золотой цвета появляются в тексте всего по 2 раза. В

главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота», «серебро рыб», «женщина в черном платье», «черная линия мачты». «Золотые ворота моря», значит, именно море и его «золотые ворота» откроют Рисунок 2 - Цветовые символы 2 главы Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многое во второй главе описывается не используя «цветовые слова», но каждая деталь, предмет, сквозит передачей цветовой сущности, которую невозможно описать словами. Вот, например, описание картины, которая заворожила Грея и не давала покоя: «Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал - но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?» 33 .

Вот эта картина зародила в Грее жгучее желание быть капитаном-моряком. Картина подарила ему новый мир «В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом; экипаж, сидя за трактирным столом, воспевал плавание и любовно пил водку. Были там еще корабли пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений». «Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то Южный Крест, то Медведица, и все материки - в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди. Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря». Ассоль же уже знает о своей мечте, которая дается в цвете с ее точки зрения и с точки зрения жителей Каперны. Наиболее интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название, в ней преобладают цвета темного спектра: черные, синие, зеленые. Какова же их символическая «нагрузка»? «День начался для Грея в черных лучах» 34 . Описание природы ночью дается в черных и желтых тонах. И хотя символический смысл черного цвета негативный, то логично, исходя из условий контекста, трактовать в данном случае черный как цвет, поглощающий все остальные цвета. Каперна же представляется герою за «красным стеклом окон» . Следовательно, и в этой главе красный цвет символизирует злобность по отношению к Ассоль. Ему противопоставлен «зеленый мир» леса, в котором Грей нашел Ассоль.

«
С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди этих ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника. Внизу обрыва - с впечатлением, что под самой спиной Грэя - шипел тихий прибой. Мелькнув с листа, капля росы растеклась по сонному лицу холодным шлепком. Он встал.

Рисунок 3 - Цветовые символы 3 главы

Везде торжествовал свет. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струёй дыма. Его запах придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть» …. «Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку» . «Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. Все спало на девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия. Когда впечатление стало полным, Грэй вошел в его теплую подмывающую волну и уплыл с ней. Давно уже Летика кричал: - «Капитан, где вы?» - но капитан не слышал его». «Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку. Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо… Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из под затылка ». В главе «Накануне» мы можем наблюдать, как «растет» в душе Ассоль мечта. И даже «черный человек в очках », признающий только механические игрушки, не помеха в «росте безупречного характера». Вот как описывает автор уже взрослую Ассоль «За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль - был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование»».

Ранее пробуждение и встречу Ассоль с морем автор описывает вот так «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь». Мечты, как они реальны, они не покидают воображение Ассоль, перед сном автор описывает видение Ассоль «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы со всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле» .

Вот какой диаграммой характеризуется 4 глава.


Рисунок 4 - Цветовые символы 4 главы

О парусах не сказано ни слова, но тема алого цвета, цвета мечты звучит, как в музыкальном произведении, в различных вариациях. В главе «Боевые приготовления» по цветовой гамме можно проследить мучительные поиски героем «истинно алого цвета». И еще. В тему Грея властно вторгается алый цвет. Сначала ассоциативно, через авторские ремарки: «на носок его сапога легла пурпурная волна», затем «на его руках и лице блестел розовый отсвет» 35 . Вот так герой ищет цвет: «красный, темный розовый, густые закипи вишневых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов» 36 . «Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные - в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен». Д
алее автор подчеркивает, что цвет имеет для героев свое, особое смысловое символическое значение: «здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве; в складках таились намеки, недоступные языку зрения» 37 . Как мечта для Ассоль, так и цель жизни для Грея не приходят сразу. Ассоль страдает, а Грей борется с обыденностью в жизни и ищет в этой главе настоящий, без примесей «гордый цвет». Рисунок 5 - Цветовые символы 5 главы Эпитет «гордый» - не униженный, а жизнеутверждающий, не гнущийся под порывами житейских невзгод. Что же это за цвет, который ждет Ассоль и ищет Грей? «В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых (символ траура) или лиловых (то есть, нечистых цветов) намеков; не было так же ни синевы, ни тени – ничего, что вызывает сомнение» 38 . То есть, найден «чистый» цвет, как мечта, настоящая возвышенная мечта, он «не терпит сомнения». Грей видел Ассоль, она его – нет. Свято веря в предсказания Эгля, она ждет своего счастья. Вот «золотое кольцо», которое она обнаруживает на пальце в главе «Ассоль остается одна» . Обратим внимание, что в повести у Грина нет желтого цвета, а только золотой - символ просвещения, света. Далее цвет переходит в природу. С помощью цветовых ассоциаций автор передает внутреннее состояние героини: «синие тени деревьев» (холодные, равнодушные), «зеленая поляна в розовом свете» (теплые тона). Из цветовой гаммы главы исчезает алый цвет. В цветовом плане главы «Боевые приготовления» и «Ассоль остается одна» противопоставлены друг другу. Обилие оттенков красного и, наконец, алый цвет в V главе и отсутствие его в VI. Что же, Ассоль отказалась от своей мечты? Нет, ведь вот оно – необычное золотой кольцо «величиной с солнце, упавшее через море к её ногам» 39 . В названии последней главы появляется цветовая характеристика «Алый секрет» . В цветовом отношении она самая ровная в повести. Все оттенки красного цвета – это описание «Секрета», каким воспринимаем его мы, читатели, и Ассоль. Белый цвет – это «белый утренний час… в лесу» (стр. 59). «Зеленый» – это жук. Именно с него перевела взгляд Ассоль на море, где на «синей морской щели уличного пространства увидела белый корабль с алыми парусами». А далее торжество алого цвета, «цвета глубокой радости» над всеми остальными, мечты – над реальностью, обыденным сознанием. А мечту Грин ценит высоко, она остается в силе потому, что за мечтой повзрослевших героев следуют поступки. Вот еще на что обращаешь внимание, анализируя цветовую символику: Ассоль характеризуется теплыми тонами, Грей светом и разными цветами. Свет – это для разума, но он еще не счастье, не рай. Человеку для счастья необходимо тепло. Здесь А. Грин задумывается над вопросами, как превратить «свет» в «тепло», сохранив при этом цветовую символику. Свет – это тема Грея, тепло - Ассоль, только соединившись, они создадут «рай». Об этом напоминает образ просыпающегося моря, ценный именно напоминанием о возможностях, которые таит в себе человек.

Рисунок 6 - Цветовые символы 6 главы

Алый – вот цветовой символ, «сменяющий цвет». Именно алый, то есть теплый цвет, а не синий, голубой – холодные, цвет человечности, «цвет глубокой радости». На всем, что попадает в сферу чуда, лежит отсвет алых парусов. На военном крейсере, который встретил «Секрет», весь день «царило некое полупраздничное остолбенение; настроение было неслужебное, сбитое - под знаком любви». А далее Грэй говорит о главном результате чуда: «Новая душа будет у него и новая у тебя». Чувство нравственного единения людей, открытости и понимания - вот что удалось передать А. Грину. «Цвет, ставший теплом, и тепло, ставшее цветом , - таков смысл символики самого романтико-реалистического произведения писателя «Алые паруса». В заключении, подводя итог литературного изыскания на тему «Символическое значение цветовой детали в повести А.Грина « Алые паруса»,я приведу диаграмму, отражающую частотность употребления цветовых символов.

Рисунок 7

В результате комплексного исследования, можно сделать вывод, что наиболее используемые цветовые детали в повести алый, белый, синий, черный, золотой. Кроме того, можно составить определённую таблицу символического значения цветов в повести. Алый цвет – сочный, цвет энергии и цвет мечты. Белый цвет – символизирующий чистоту, невинность, свежесть и ясность. Синий цве т означает мудрость, верность, бесстрастность и спокойствие. Черный цвет - цвет тьмы, мрака, траура. Но в нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания через которые проходят главные герои. Зеленый - цвет здоровья и духовной напряженности, выражается в волевой деятельности, упорстве и силе ума. То есть, цвет стремления и развития. Золотой - цвет науки, наблюдений и анализа, символизирует богатство, юность, мечты, фантазии, радость

VII Заключение

Итак, вот основные выводы, которые можно сделать, исследовав повесть. Цветовые символы в повести Грина «Алые паруса» не однозначны и не статичны, они живут, усложняются, развиваются. Романтический символ «цвет» превращается в реальный «алый цвет» шелка, предназначенного для «чуда», для вполне конкретного человека – для Ассоль. С помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и внутреннюю, духовную жизнь героев. С помощью своего особого метода, а так же цветовой символикой автору удалось передать чувство нравственного единения людей, открытости и понимания. «Рай», т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль; этот образ раскрывается как философский: выйти из тьмы бездуховного существования, а такая возможность заложена в каждом человеке. Ушел «Секрет» от ужаснувшейся Каперны навсегда, реальное чудо алых парусов опровергло смысл ее отношения к жизни, к миру. Если труд перестает быть дракой, борьбой за существование, если он станет, одухотворен целью и мечтой, станет творчеством, - человек выйдет из плена Каперны. Зацветающая корзина - вариант алых парусов; у каждого должны быть свои алые паруса. Символика цвета поддерживает эту надежду на «рай» для всех: «над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом ». Компьютерный рисунок помог более полно представить через цвет замысел автора, осмыслить нравственные изменения, происходящие с героями. Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо. Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Александр Грин: хроника жизни и творчества. М., Феодосия, Коктебель, 2006, 80c.

    Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября

    Борисов Л. Александр Грин: - В кн. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., I97I

    Бочковская Т. Герои Гринландии. 100 лет со дня рождения A.Грина. "Наука и религия", 1980, № 9

    Грин А. Алые паруса. – Сухуми: Алашара, 1986. – 125 с.

    Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 288 с.

    Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах,М., 1980

    Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 336 с./

    Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

    Данина В. Воспоминания об А. Грине. Л., 1972 (рец. на книгу), "Звезда", I973, В 9

    Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (?906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972

    Милашевский В. А. Грин. В кн.: Милашевский В. Вчера, позавчера. М., I972

    Михайлова Л. А. Грин. Жизнь, личность, творчество. М., I980. -128 с.

    Олеша. Ю. Из литературных дневников / «Литературная Москва», сб.второй, 1956, - 120 с.

    Прохоров Е. Александр Грин. М., 1990

    Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический. - В кн.: "Книга воспоминаний". М.-Л., 1996

    Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература, октябрь 2002 г. № 423. – Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России /423/3.htm/

    Хайлов А. В стране Грина. "Дон", I963, № I2

    Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1998, 176 с.

    Щеглов М. Корабли А. Грина. "Новый мир", I956, № 10

    http :// www . krym . dvdboom . ru / modules / myarticles / article . php ? storyid =4 – Дом – музей А.Грина

    /grin.htm - Виртуальный литературно-мемориальный музей А. С. Грина

Приложение 1


Дом-музей А.Грина в г. Феодосия


Комнаты в доме-музее А.Грина (г. Феодосия)


Алые паруса


1 Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

2 Фенимор Купер (1789-1851)

3 Эдгар По (1809-1849)

4 Дениель Дефо (1661 - 1731)

5 Жюль Верн (1828-1905)

6 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970

7 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970 8 Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (1906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972 9 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 10 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 11 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 12 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970, 21 августа 13 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 14 Олеша. Ю. Из литературных дневников.- «Лит. Москва», сб.второй, 1956, стр. 73. 15 Собрание сочинений А.Грина. – М.: Русская литература, 1976 г. 16 Собрание сочинений А.Грина, в 5 т. . – М.: Русская литература, 1976 г. 17 Там же 18 Войтоловский Л. Литературные силуэты. А.С.Грин. "Киевская мысль", 1910, № 172, 24 июня 19 Шогенцукова Н.А. «Опыт онтологической поэтики», М., 1999, стр. 16 20 Тресиддер Д. «Словарь символов». М., 2001 21 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 14 22 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 17 с. 23 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – с. 17 24 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 22 25 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 28 26 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 32 27 Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября 28 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 61 29 Там же, с. 57 30 Беда Г. «Цветовые отношения», Москва, 1990 31 Березовская А. А. Грин: "Битвы с черновиками". "Литературная учеба", I982, № 5 32 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 7 33 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.

Санкт - Петербург, праздник «Алые паруса» является всероссийским балом выпускников средних школ, проводимый в городе Санкт-Петербурге в субботний день, наиболее ближайший к самой короткой белой ночи. Обычно это конец июня: с 19 по 25).

«Алые паруса» праздник выпускников проводится в два этапа. На первом этапе организуется большой концерт на стрелке Васильевского острова и Дворцовой площади с использованием элементов театрализованного представления. Вторым этапом является проведение в акватории Невы грандиозного мультимедийного светопиротехнического шоу. Вход везде свободный.

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде. А проход корабля с алыми парусами вдоль набережных является главным событием шоу. Торжественное движение корабля по воде происходит в сопровождении водного перформанса, фейерверков и специального подготовленного светового представления. Также все представление полностью синхронизировано с музыкой. В целом около 30 минут составляет продолжительность этого водного спектакля.

Каждый год в режиме реального наблюдают за представлением около 3,5 млн. человек. Также с раздачей сигнала на весь мир на федеральном пятом канале ведется прямая телевизионная трансляция. Праздник проходит при личном участии губернатора и всероссийском поддержке Правительства Санкт-Петербурга.

В 1968 году в Ленинграде впервые состоялся единственный в Советском Союзе праздник для выпускников под названием «Алые паруса». Дворец творчества юных (ныне), а ранее - на Невском проспекте Городской дворец пионеров считается местом его рождения. Именно там было положено начало яркому и масштабному мероприятию по инициативе городского отдела народного образования Ленинграда.

Грандиозное открытие праздника состоялось вечером, в одиннадцать часов, 27 июня 1968 года. На воде было показана его вступительная театрализованная часть. Широкий участок реки напротив Петропавловской крепости - акватория Невы между Дворцовым и Кировском мостами - стала сценой. А местами для зрителей стала вся Дворцовая набережная, Стрелка Васильевского острова и два огромных моста.


Цепочка мощных прожекторных установок была вытянута вдоль набережной. Все пространство над рекой было пробито их цветными лучами. Праздник открывала эскадра катеров, на которых находились все поколения советских людей: солдат большевистского бронедивизиона, матрос революционной Балтики, молодой рабочий дней Октября и многие другие. На самом первом корабле был изображен громадный «молот». А вторым шел корабль «серп». А тертим шел корабль «атом».

Юные барабанщики и фанфаристы, одетые в яркую парадную форму Нахимовского и Суворовского училищ, расположились по бортам всех катеров в роли почетного эскорта. Все ночь на реке Неве происходило красочное, завораживающее, грандиозное представление. Данное шоу посетило около 30 тысяч выпускников.

Именно с этого дня праздник выпускников «Алые паруса» стал традиционным и отмечался вплоть до 1979 года. Но опасаясь большого скопления молодежи, Григорий Романов, глава Ленинградского обкома КПСС, закрыл этот праздник. И с тех пор он перешел в разряд неофициальных. А его возобновление состоялось лишь в 2005 году.

На сегодняшний день праздник «Алые паруса» - большой мультемидийный спектакль, проводимый в Санкт-Петербурге в самую светлую из белых ночей в акватории реки Невы, в котором применяются все самые современные технологии мультимедийного ряда. Главным событием шоу является проход корабля-мечты с алыми парусами вдоль набережных, символизирующий в свою очередь яркое будущее, исполнение желаний и дающий надежу.


Около 2 километров составляет рабочее пространство акватории.


О символе алых парусов!

Парусник с необыкновенными алыми парусами принято считать главным символом праздника.

Бриг«Tre Kronor» является в последние годы символом «Алых парусов». Он представляет собой современную копию брига Gladan, который был построен в 1857 году. Нынешное судно было построено при участии волонтеров со всего мира и благотворительных организаций, в связи с чем оно также именуется Парусником мира.

Торжественный спуск судна на воду состоялся в 2007 году в августе месяце. Судно имеет уникальные технические характеристики: есть двойное прямое парусное вооружение мачты, обладает хорошей маневренностью и имеет достаточно габаритные размеры (его длина равняется 46 метрам).

В прежние годы символами «Алых парусов» были различные судна. Так в Ленинграде, в 1968 году, это была эскадра катеров, на которых расположились костюмированные представители различных поколений. В 1970 году роль символа «Алых парусов» исполнила немецкая трофейная шхуна «Ленинград», принадлежавшая графу фон Люкнеру (главный германский корсар Первой Мировой Войны).

В 2005 году символом стал «Фрегат», являющийся первым кораблем Балтийского флота, который был восстановлен в 1994 году. В 2008 году поднял Алые паруса на Неве трехмачтовый быстроходный парусник «Мир». В 2009 году главную роль исполнила шхуна «Юный балтиец». А с 2010 года символом Алых парусов явился бриг «Tre Kronor».

Знаменитый русский писатель Александр Грин (Гриневский) 94 года назад - 23 ноября 1922 года - закончил в Петрограде произведение, ставшее одним из самых светлых и жизнеутверждающих в истории советской литературы. Повесть-феерия «Алые паруса» почти век спустя заново возрождается на киноэкранах, театральных подмостках и прямо на Неве, где в конце июня появляется сказочный бриг.

«Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», - вспоминал о Грине советский поэт Всеволод Рождественский.

сайт собрал интересные факты о повести-феерии «Алые паруса», рассказывающей о возвышенной мечте и непоколебимой вере в чудо.

Книга из магазина игрушек

Александр Грин оставил довольно четкое воспоминание о том, как у него зародилась идея текста. Так, в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам» автор вспоминает, что в витрине одного из магазинов города на Неве он увидел бот с красивым крылообразным, но только белым парусом.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», - писал Грин.

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена спустя еще четыре года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки - изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Грин стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость.

Лишь в одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменились алыми, а само выражение стало словом-символом.

Александр Грин в Петербурге в 1910 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Повесть для Нины

В жизни Александра Грина случилось три брака. После нескольких лет скитаний и революционной деятельности будущего писателя арестовали в Севастополе. Его взяли за речи противоправного содержания, а также распространение революционных идей. Знакомых и родственников у Грина не было, поэтому его под видом невесты навещала дочь богатого чиновника Вера Абрамова, сочувствовавшая революционным идеалам. Впоследствии «мнимая жена» стала для него первой супругой.

Грина освободили по амнистии, но вновь арестовали в Петербурге, а далее на четыре года определили в ссылку в Туринск. Он сбежал через три дня, оформил себе другой паспорт, вновь прибыл в город на Неве и начал писать. В 1911 году обман раскрылся, и Грин вместе с Абрамовой поехал в Пинегу, где создал несколько произведений - «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». Здесь же паре разрешили и обвенчаться. Спустя год супругам позволили вернуться в Петербург, но совместная жизнь была недолгой. Абрамова ушла от Грина, не выдержав его непредсказуемости и неуправляемости, к тому же писатель, начав зарабатывать, часто кутил и спускал все средства.

Третью же супругу писатель впервые увидел в 1918 году - ей была медсестра Нина Миронова, работавшая в ту пору в газете «Петроградское эхо». Грин вновь встретил ее в 1921 году. Она была абсолютно нищей и продавала вещи на улице. Спустя месяц он сделал избраннице предложение и не расставался с Мироновой до самой смерти. Именно ей Грин и посвятил «Алые паруса» - она стала и прототипом Ассоль. «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.», - так написал автор.

После смерти Грина судьба его последней супруги сложилась непросто - в ходе немецкой оккупации Крыма она оставалась в Старом Крыму и после войны получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором и редактором в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. В дальнейшем Миронова была угнана на трудовые работы в Германию, дождалась освобождения, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях. Нина Николаевна была полностью реабилитирована в 1997 году.

Третья супруга советского писателя Нина Морозова. Фото: Commons.wikimedia.org

Каперна вместо Петербурга

Знаменитый Петроградский Дом искусств, основанный в 1919 году, ставил перед собой задачу оказывать социальную помощь деятелям искусств. Здесь жили и работали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Александр Грин. За несколько лет своего существования он стал центром литературной жизни Петрограда. Его сравнивали с кораблем или ковчегом, спасшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи. К сожалению, просуществовал он лишь до 1922 года.

Здесь Грин создал большую часть текста «Алых парусов». В этом здании созрел и замысел автора сделать так, чтобы сюжет повести разворачивался в декорациях города на Неве. Лишь по мере работы писатель перенес действие в вымышленный рыбацкий поселок Каперна. Любопытно, что некоторые литературоведы впоследствии находили здесь созвучие с евангельским Капернаумом.

Впрочем, сам бриг с алыми парусами все-таки стал посещать Петербург уже в реальности.

Набережные города на Неве могли попасть в текст повести. Фото: www.globallookpress.com

Праздник выпускников

Единственный в СССР праздник выпускников зародился в Ленинграде в 1968 году. Именно тогда впервые в акватории Невы появился сошедший со страниц повести Грина «Секрет» с алыми парусами. Река тогда была охвачена яркими огнями факелов, державших их юношей и девушек, которые стали участниками грандиозного представления, увенчанного триумфальным фейерверком. В эфире звучал диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле: «Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!».

С того года «Алые паруса» начали отмечать традиционно вплоть до 1979-го, пока не вмешались чиновники - глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов закрыл праздинк, опасаясь большого скопления молодежи.

Событие в формате мультимедийного шоу с крупным концертом возобновили в 2005 году. Яркое представление завершается выходом в акваторию брига с «Алыми парусами» - своеобразного живого памятника бессмертному произведению Александра Грина.

Каждое лето выпускники в Петербурге видят ожившую сказку. Фото: www.globallookpress.com

Экранизации

Повесть пережила несколько десятков театральных постановок, а барды и популярные рок-музыканты сочинили не одну песню для своих пластинок по ее мотивам. Однако в отечественном кинематографе «Алые паруса» появились лишь однажды.

Впервые экранизировал текст Александра Грина в 1961 году режиссер Александр Птушко. На главную женскую роль постановщик пригласил 16-летнюю Анастасию Вертинскую, для которой роль Ассоль стала первой работой в кино. Ее партнером стал блистательный Василий Лановой.

Фильм, так же, как и книгу, ждала счастливая судьба. Несмотря на прохладный прием критики, картина вызвала живейший интерес у зрителей: только за первый прокатный год «Алые паруса» посмотрели более 22 миллионов человек.

Любопытно, что на изготовление парусов для корабля Грея ушло, по разным источникам, от пятисот до двух тысяч квадратных метров алого шелка.

Знаменитая советская экранизация повести Александра Грина. Кадр из фильма

Еще один фильм «Правдивая история об алых парусах» производства украинских кинематографистов появился в 2010 году. Мини-сериал показали по телевидению, однако он зрителям не понравился - сегодня картина уже забыта.