Kongo корабль. Линейные крейсера типа «Конго

Kongo корабль. Линейные крейсера типа «Конго

Победа в войне с Россией дала мощный толчок развитию японского военно-морского флота. Как и в прежние годы, японские специалисты ориентировались на британский опыт и достижения в этой области.

Разработка в Великобритании концепции линейного крейсера — корабля, вооруженного на уровне дредноута, но более быстроходного и слабее защищенного — вызвала интерес и в Стране восходящего солнца. Линейные крейсера должны были выполнять функции вооруженной разведки, поддерживать легкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота. К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 году. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл». Первоначально проект предусматривал постройку корабля с водоизмещением 18 650 т, скоростью 25 узлов и главным калибром из четырех 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект изменили. Теперь японский линейный крейсер должен был иметь водоизмещение 18 750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Но британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон», существенно превышавший указанные характеристики. Стремясь не отстать, японцы в 1910 году обратились к британской фирме «Виккерс» с предложением разработать новый проект и построить головной корабль в Англии.

КОНСТРУКЦИЯ

Исходным пунктом для проектирования будущего «Конго» был проект линейного крейсера «Лайон», подвергшийся существенным улучшениям. Главным конструктором проекта являлся сэр Джордж Терстон. Прежде всего он изменил общую компоновку корабля. На «Лайоне» третья (из четырех) башня главного калибра находилась в средней части корабля, между дымовыми трубами, что существенно ограничивало углы обстрела. В японском проекте эта башня была смещена к корме. Теперь все четыре башни главного калибра располагались по линейно-возвышенной схеме, ставшей впоследствии классической. Вместо применявшихся на «Лайоне» 343-мм орудий главного калибра для «Конго» выбрали новые 356-мм пушки разработки концерна «Виккерс». В свою очередь, это позволило уменьшить толщину броневого пояса с 229 до 203 мм — считалось, что благодаря новой артиллерии «Конго» сможет вести бой на больших дистанциях, что снижало его уязвимость. Вместо 102-мм орудий среднего калибра на «Конго» применили 152-мм пушки. С двух до восьми увеличили количество торпедных аппаратов. Паротурбинная силовая установка мощностью 64 000 л. с. осталась такой же, как на «Лайоне».

Итогом усилий Терстона стал проект лучшего в мире (для своего времени) линейного крейсера. Это вызвало даже оживленную полемику в английской прессе — зачем, мол, Великобритания строит на экспорт корабли, превосходящие собственные.

ПОСТРОЙКА

В соответствии с контрактом, постройкой головного корабля занялась фирма «Виккерс». «Конго» был заложен на верфи в Бирмингеме 17 января 1911 года, спущен на воду 18 мая следующего года и вошел в строй 16 августа 1913-го. Вскоре после закладки «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключен контракт, предусматривавший передачу основных технологий. Это позволило 4 ноября 1911 года на военно-морской верфи в Йокосуке заложить второй корабль, получивший название «Хиэй». Он был спущен на воду 21 ноября 1912-го и вошел в строй 4 августа 1914 года. Около 30 % материалов и комплектующих для «Хиэй» были импортированы из Великобритании. А вот следующая пара линейных крейсеров — «Кирисима» и «Харуна» — строились целиком из отечественных материалов. Постройку их поручили частным верфям — соответственно, «Мицубиси» в Нагасаки и «Кавасаки» в Кобэ — велась она практически синхронно. «Кирисима» и «Харуна» были заложены 17 и 16 марта 1912 года, спущены на воду 1 -го и 14 декабря 1913-го и вошли в строй в один день — 19 апреля 1915 года.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1920-е годы на линейных крейсерах производились доработки, связанные с усилением зенитной артиллерии и увеличением дальности стрельбы орудий главного калибра. В 1927-1931 годах три корабля (кроме «Хиэй», перестроенного в учебный артиллерийский корабль) прошли модернизацию, в ходе которой была увеличена толщина броневой палубы, усилена противоторпедная защита, 36 старых котлов заменены на 10 новых. Корабли получили авиационное вооружение: катапульту и три гидросамолета-разведчика. В 1933-1940 годах все четыре корабля прошли еще одну модернизацию. Корабли получили новые паровые турбины (мощность силовой установки возросла вдвое — до 136 000 л. с), снова была увеличена дальность стрельбы главным калибром (до 35 450 м), усилена зенитная артиллерия. А уже в ходе войны количество зениток на кораблях вновь пришлось увеличить.

БОЕВАЯ СУДЬБА ЛИНКОРОВ ТИПА «КОНГО»

Межвоенное десятилетие было для кораблей типа «Конго» (переклассифицированных в начале 1930-х годов из линейных крейсеров в линкоры) достаточно мирным. В настоящий бой они пошли только после вступления Японии во Вторую мировую войну.

К декабрю 1941 года все корабли типа «Конго» входили в состав 3-го дивизиона линкоров, но их военные судьбы сложились совершенно по-разному. «Конго» в начале войны был выделен в состав сил, обеспечивавших высадку японских войск в Малайе. В феврале 1942 года он сопровождал авианосное соединение Императорского флота во время действий против Голландской Ост-Индии, а в марте-апреле — в рейде к Цейлону. В июне «Конго» обеспечивал высадку на Алеутских островах, а затем участвовал в боях у острова Гуадалканал. На рубеже 1943-1944 годов линкор прошел модернизацию с усиление зенитного вооружения. В июне 1944 года в составе главных сил адмирала Одзавы «Конго» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте (втором сражении в Филиппинском море). 21 октября 1944 года, следуя в сопровождении эсминца «Урадзуки», «Конго» северо-западнее о. Тайвань был торпедирован американской подлодкой «Силайон». Корабль, получивший попадания двух или трех торпед, быстро затонул, а с ним погибло около 1200 моряков. «Хиэй» сопровождал авианосцы адмирала Нагумо в рейде к Перл-Харбору. Первое полугодие 1942-го для корабля также было связано с эскортированием авианосцев; сначала к Дарвину (Австралия), затем к Цейлону и Мидуэю. После короткого ремонта «Хиэй» был направлен к Гуадалканалу. В ночь с 12 на 13 ноября 1942 года линкор участвовал в артиллерийском бою с американскими кораблями. Повредив два вражеских тяжелых крейсера, «Хиэй» сам получил около 85 попаданий с малой дистанции (в том числе 50 203-мм снарядами). Ни один из снарядов не пробил броневой пояс, но попадания вызвали многочисленные пожары в надстройках и потерю управляемости. Неспособный маневрировать, корабль днем 13 ноября подвергся налету американской авиации, получив попадания четырех бомб и четырех торпед. Поскольку эвакуировать корабль не было возможности, «Хиэй» пришлось добить торпедами японских эсминцев.

Боевой путь «Кирисимы» практически повторял карьеру «Хиэй»: он эскортировал авианосцы к Перл-Харбору, Дарвину, Цейлону и Мидуэю. Вместе с «Хиэй» «Кирисиму» направили к Гуадалканалу, где пережить напарника «Кирисиме» удалось только на один день: в ночь с 14 на 15 ноября он был тяжело поврежден артиллерийским огнем линкора «Вашингтон» (9 попаданий 406-мм снарядов и около 40 — 127-мм).

Вследствие полученных повреждений «Кирисима» затонул днем 15 ноября. «Харуна» в начале войны обеспечивал высадку японских войск в Малайе, затем действовал в южной части Тихого океана. В июне 1942 года он принимал участие в сражении у Мидуэя, затем действовал у Гуадалканала и сопровождал авианосцы у Соломоновых островов. В июне 1944-го в составе главных сил адмирала Одзавы «Харуна» принимает участие в первом сражении в Филиппинском море, а в октябре — в битве в заливе Лейте. «Харуна» оказался единственным из кораблей типа «Конго», пережившим 1944 год. В 1945 году в море он уже не выходил, оставаясь на военно-морской базе Курэ. Там же он и был потоплен в результате налета американской палубной авиации 28 июля 1945 года.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

До 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Однако результаты Ютландского боя поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьезные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнем линкора «Вашингтон».

Японское командование сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота.

Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых было прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами.

Явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые крупные корабли японского флота сделали куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.

Возможно вам будет интересно:



Киль "Конго" заложили 17 января 1911 года на стапеле верфи "Виккерса" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строитель­ство линейного крейсера "Принцесс Роял" второго корабля типа "Лайон", который спусти­ли на воду через три месяца после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Конго" спустили на воду, и в течение нескольких меся­цев он достраивался, стоя борт о борт с "Прин­цесс Роял".
Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского, и уже через десять месяцев после сдачи британского корабля флоту - - 16 августа 1913 года он был достроен и передан заказчику. Достройка "Конго" прошла без препятствий, отчасти потому, что японские морские офицеры принимали участие в достро­ечных работах на "Принцесс Роял".

Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.
"Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсе­ров, три из которых строились на японских вер­фях. После вступления в строй "Конго" был за­числен в состав 1-й бригады линейных кораблей.

Вскоре после ввода корабля в строй нача­лась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее зна­чительным событием в жизни корабля на протя­жении всей войны. Больше он не принимал ак­тивного участия в боевых действиях.

Несколько позже - в разгар войны - бри­танский флот предложил своему азиатскому со­юзнику передать ему в аренду все четыре линей­ных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть со­всем иным.

После Ютландского боя английское ко­мандование просило отправить "Конго" в бри­танские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линей­ный крейсер прошел текущий ремонт.
В 1917-1918 годах корабль находился в со­ставе 3-й бригады линейных кораблей. После за­вершения войны и начала Вашингтонской кон­ференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в чис­ло кораблей предназначенных па разборку.
Межвоенная служба прошла для корабля спо­койно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о пол­ной неготовности американского флота к ноч­ным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в кото­рый вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров.

"Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентяб­ря 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация про­шла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После за­вершения работ корабль про­шел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в со­ставе соединения.

15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипны­ми кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им ко­мандовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предво­енного цикла учений 3-я диви­зия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии.

Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Ма­лайского) соединения. Коман­довал им вице-адмирал Кондо.
2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят зна­менитый сигнал: "Начать вос­хождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Ки­тайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского со­единения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эс­минца).

Соединение Кондо изменило курс и на­чало преследование. Утром 10 декабря к кораб­лям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были по­топлены авиацией.

11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После сто­янки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высад­ки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего ох­ранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Кон­го" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако.

После 3-х дневной стоянки переход на ос­тров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в ка­честве дальнего прикрытия сил вторжения в Гол­ландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 янва­ря "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й диви­зии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля сто­ял в Палау.

25 февраля "Конго" вместе со всеми одно­типными кораблями выходит в море. Они нахо­дятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была по­ставлена задача перерезать союзные коммуни­кации, а также сорвать эвакуацию с Явы.
Зада­ча была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии лин­коров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й диви­зией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстре­лял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения бое­вых действий в Голландской Ост-Индии японс­кие корабли, в том числе и "Конго", были ото­званы на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.
Пока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Опера­ция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адми­рал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.

4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала без­результатная атака британских са­молетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атакова­ла военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и на­нести большие повреждения инфра­структуре базы.

Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тя­желые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианос­цев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дор­сетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано са­молетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Кон­го" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских са­молетов было сбито.

В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вра­жеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралий­ский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничто­жили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер.
Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Ин­дийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апре­ля прибыли в Сингапур, и после короткой стоян­ки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.

В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов прини­мал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авиа­носца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север.
Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, ко­торой не было, и в середине июня вернулся в Японию.

14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командую­щего 8-м флотом (флот Внешних Южных мо­рей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров. Вторая половина июля прошла для кораб­ля в рутинной службе. В начале августа "Кон­го" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радио­локационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей).
Работы были за­вершены 5 сентября. На следующий день "Кон­го" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентяб­ря прибыли в лагуну атолла Трук. После корот­кой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота.

14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбарди­ровщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о воз­вращении на Трук, он был выполнен 27 сентяб­ря. В период с 23 сентября по 11 октября "Кон­го" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на лин­коре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и уп­равления огнем).

В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначаль­но разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывате­лем и давали большое количество осколков.
12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы.
13 октября японские лин­коры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского ко­мандования.

"Вскоре после полуночи на аэро­дроме услышали гудение маломощного наблю­дательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий не­мигающий свет ракеты с наблюдательного само­лета позволил летчику и японским наблюдате­лям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Ад­мирал и его флагманский артиллерист с расту­щим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.
Американские морские пехотинцы при­таились в своих "лисьих норах". В этом об­стреле было что-то необычное. Осколки снаря­дов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей."
(Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).

Во время этого обстрела "Конго" израсхо­довал 435 (по другим данным, 430 снарядов глав­ного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь аме­риканских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполне­ния задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.

После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у остро­вов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров верну­лась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отме­чена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.

9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".
Вторую половину ноября и декабрь "Кон­го" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обста­новка на Гуадалканале ухудшилась, было приня­то решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществ­ляет прикрытие. 9 февраля после выполнения за­дачи флот вернулся в Трук.
15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эс­минец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм ка­зематных орудий, усилили малокалиберную зе­нитную артиллерию.

После прохождения короткого курса бое­вой подготовки линкор с середины апреля воз­вращается на Трук. В мае американцы высади­лись на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эс­кадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсе­ра "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая амери­канская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), ис­пользуя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обна­ружены радиолокационной станцией.
Американ­ским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Япо­нии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день кораб­ли прибыли в Иокосуку. (По некоторым дан­ным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).

После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен амери­канцами.

В мае, воспользовавшись затишьем, япон­цы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены амери­канской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авиано­сец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благо­получно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.
До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соедине­ния. Японские корабли дошли до островов Брау­на и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и бе­рут курс на атолл Эниветок - их цель перехва­тить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.

Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминца­ми, осуществляют переход в Сасебо. По прибы­тии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море.

8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта япон­ские корабли были обнаружены подводной лод­кой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Лин­нга-Роудз. После прибытия линкор принял уча­стие в маневрах вместе с авианосным соедине­нием вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вер­нулись в Линнга-Роудз.

11 мая "Конго" в составе Подвижного фло­та (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение сто­яло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авиа­носцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), лег­кий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие кораб­ли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.

22 июня 1944 года "Конго" в составе соеди­нения прибыл на Окинаву, после пополнения за­пасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии.
Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различ­ные грузы и военнослужащие армии.
Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транс­портов, грузы на военных кораблях имели боль­ше шансов попасть в пункт назначения.

8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости нахо­дилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вско­ре все корабли благополучно прибыли на Оки­наву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила пере­ход с Окинавы в Манилу.

Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лод­ка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц ко­рабль в составе флота занимался боевой подго­товкой, которую сильно ограничивали запасы топлива.

В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), про­ведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота за­канчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были раз­работаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.

С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эс­минцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро".


22 октября 1944, флот Куриты переходит в Бруней. В строю Kongo, Haruna, Yamato и Musashi, последний - Nagato.

23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы амери­канскими подводными лодками, которые пото­пили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были по­вреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.

В ночь с 24 на 25 октября корабли Импера­торского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии оши­бок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эс­кортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он по­лучил попадание 15127-мм снарядов в надстрой­ки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопрово­дался потерями.

28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был по­полнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставив­шие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 нояб­ря в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато".
16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейс­кой авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли ли­нейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.

Первые дни перехода прошли без происше­ствий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских остро­вов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.

21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской под­водной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была на­звана в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была пре­красной. Командир подводной лодки начал пре­следование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяже­лых крейсера и 2 линкора.
Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (амери­канцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала пор­титься, но преследование продолжалось.

В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установ­лена глубина хода торпед - 8 футов и через не­сколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов.
После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппара­тов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники за­фиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.

Положение "Конго" было тяжелым, зато­пило котельные отделения № 6 и № 8, креп дос­тигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение раздели­лось на две части - "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С по­врежденным "Конго" остались два эсминца.

"Конго" продолжал двигаться со скорос­тью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" ос­тановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской под­водной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался силь­ный взрыв и отметка пропала с экранов радио­локационной станции. Японский линейный ко­рабль затонул после взрыва погребов боезапаса.
Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии лин­коров и командир корабля. Эсминцы подобра­ли в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.

Место гибели "Конго", - точка с коорди­натами 26°09"N,121°23"E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.

Окончательная доработка булей была завершена на "Конго" накануне второй мировой войны.

Линейный крейсер "Конго". 1928 г. (Боковой вид)

Линейный крейсер "Киришима". 1923 г. (Носовая надстройка)

Линейный крейсер "Конго". 1928 г. (Фрагмент бокового вида в районе миделя)

Линейный крейсер "Хией". 1928 г. (Фрагмент бокового вида в районе миделя)

Силовая установка "Конго" также подвергалась значительным изменениям. 36 котлов "Ярроу" смешанного отопления заменили шестью котлами типа "РО" системы Морского технического департамента со смешанным отоплением, большей производительности и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей производительности. "Breyer" и некоторые другие источники сообщают, что было установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая котельная установка позволяла механизмам развить мощность 64000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.

Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тонн. Естественно, выросла и дальность плавания – с 8000 миль до 9500 миль на 14-узловой скорости.

Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую трубу. Уменьшились и объемы помещений, запятых новыми котлами. Таким образом, после переделок "Конго" обрел своеобразный двухтрубный силуэт.

Максимальный угол возвышения орудии главного калибра довели с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы до 33000 метров. Такое увеличение для 356-мм орудий дало возможность "Конго" вести бой в одной линии с линкорами типа "Нагато", вооруженными 406-мм пушками. С изменением систем управления огнем перестроили и модернизировали надстройку, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.

Одновременно улучшили условия базирования на корабле гидросамолетов, предназначенных для ведения дальней морской разведки и корректировки стрельбы. Свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов типа "14". Катапульта при этом не устанавливалась.

Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы. Интересно отметить, что единственной причиной снятия группы торпедных аппаратов было то. что их использованию мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование ни в коей мере не отказывалось от доктрины использования торпедного оружия на крупных боевых кораблях.

На фото слева: линейные крейсера "Конго" (вверху), "Киришима" (в центре) и "Харуна" во время модернизации.

Была реконструирована система вентиляции внутренних помещений корабля.

Несмотря на крупномасштабную реконструкцию, "Конго" в процессе службы продолжал совершенствоваться, чтобы не отстать от быстрого развития морских вооружений и новых технологий в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации – в 1932 году – на борту "Конго" установили три больших 150-см прожектора, задачей которых было увеличение боеспособности в ночных операциях. Почти одновременно одноствольные 80-мм зенитные орудия заменили на восемь 127-мм, размещенных в четырех спаренных установках – по два на борт. В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм зенитных автомата (две спаренные установки) и катапульту для запуска гидросамолетов.

В течение следующего года старые стволы 356-мм орудий, впервые с момента вступления в строй, заменили на новые, тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскировали корабль, позволяя обнаружить его на большой дистанции, поэтому грот-мачту уменьшили по высоте.

В дополнение к этому вооружению на "Конго" установили две счетверенных установки 13-мм зенитных пулеметов.

Линейные крейсера типа "Конго".

Линейный крейсер "Харуна". 1930 г. (Боковой вид)

"Харуна" после первой модернизации.

Вторая модернизация

Причины, вызвавшие вторую модернизацию линкоров типа "Конго", стали обычными для всех флотов того времени – корабли были достаточно стары и требовали усовершенствований. Но, помимо этого, конкретно для них имелись и другие соображения, вызвавшие необходимость новых изменений.

Поскольку по условиям Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах с основными противниками на Тихом океане – США и Великобритании – не удалось, японский флот традиционно придавал большое значение ночным боевым операциям накануне генерального сражения. Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось торпедными атаками эсминцев вывести из строя линейные корабли неприятеля с тем. чтобы уменьшить превосходство противника в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого замысла требовалось прорвать внешнее оборонительное кольцо кораблей, прикрывающих главные силы противника.

Линейные крейсера типа "Конго" (теперь уже линейные корабли) были идеальными кораблями для выполнения этой тактической задачи, обладая высокой скоростью, практически не уступавшей скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых крейсеров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь эскадренное кольцо. Исходя из этого, требовалось увеличить скорость кораблей типа "Конго" до 30 узлов.

Программа модернизации началась с линкора "Харуна" в 1933 году. После него приступили к перестройке "Киришима". а затем наступила очередь "Конго". Работы на нем начались 1 июня 1935 года на военно-морской верфи в Йокосуке и завершились 8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного "Конго" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли классифицировались как быстроходные линкоры.

Поскольку целью второй модернизации было увеличение скорости, прежнюю механическую установку полностью заменили.

Старые котлы на "Конго" заменили восемью котлами нефтяного отопления типа "Кампон" с большей паропроизводительностыо.

Линейный крейсер "Конго". 1931 г. (Боковой вид и фрагменты надстроек)

Линейные крейсера типа «Конго»
金剛型戦艦

Линейный крейсер «Конго». 1925 год
Проект
Страна
Операторы
Годы постройки 1911-1915
Годы в строю 1913-1945
Запланировано 4
Построено 4
Отправлено на слом 1
Потери 3
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное:
31 720 т («Конго»),
32 350 т («Хиэй»),
31 980 т («Кирисима»),
32 156 т («Харуна»);
полное 38200-38900 т
Длина 219,5/222,1 м
Ширина 29,3 м
Осадка 9,7 м
Бронирование Пояс - 203…76 мм;
траверсы до 203 мм;
палуба - 80…152 мм;
башни - до 229 мм;
барбеты - 229 мм;
казематы - 152 мм
Двигатели 4 ТЗА Kampon
Мощность 136 000 л. с.
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 8 000 морских миль на 14 узлах
Экипаж 1437 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 356-мм/45,
14 × 1 - 152/50
Зенитная артиллерия 4 × 2 - 127-мм/40,
10 × 2 - 25-мм/60
Авиационная группа 1 катапульта, 3 гидросамолёта
Медиафайлы на Викискладе

История создания

К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл » (Invincible ). В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон » (Lion ) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.

В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс » с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston ), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер » (Tiger ). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911-1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».

В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.

Конструкция

Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20 000 до 25 000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом «Конго», поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй.

В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование «Конго» может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции.

Представители

Название Место постройки Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
«Конго » 17 января 18 мая август Потоплен 21 ноября подводной лодкой USS Sealion (SS-315) (англ.) русск.
«Хиэй » 4 ноября 21 ноября август Погиб в боях за Гуадалканал .
«Кирисима » 17 марта 1 декабря август Затонул 15 ноября 1942 года из-за многочисленных попаданий снарядов.
«Харуна » 16 марта 14 декабря апрель В июле 1945 года был потоплен американской авиацией.

Служба

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1929-1931 годах прошёл первую модернизацию, в ходе которой было усилено горизонтальное бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы. Корабль стал официально именоваться линкором . В 1936-37 годах прошёл вторую модернизацию, включавшую замену силовой установки и оснащение 127-мм зенитными орудиями. В 1939-1940 годах принимал участие в войне с Китаем .

Согласно ограничениям Вашингтонского морского соглашения в 1929 г. преобразован в учебный артиллерийский корабль (снятие части котлов, брони, вооружения), но с сохранением возможности возвращения в строй, которая была использована в 1937 г. Погиб в боях за Гуадалканал .

После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации аналогичные «Конго». Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор . В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан . С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд » (Portland ) и «Сан-Франциско » (San Francisco ), но сам почти не пострадал. В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гвадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американскими линкорами «Южная Дакота » (South Dakota ) и «Вашингтон», перегородив огромным корпусом узкий пролив, таким образом сосредоточив на себе основной огонь. «Кирисима» нанёс «Южной Дакоте» повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газоотражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington ), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Оценка проекта «Конго» не может быть отделена от оценки линейных крейсеров как класса, так как эти корабли были построены в рамках классической концепции адмирала Фишера . Согласно идеям Фишера, линейные крейсера должны были выполнять функции вооружённой разведки, поддерживать лёгкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота . Вплоть до 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Результаты Ютландского боя , где линейные крейсера использовались в полном противоречии с данной концепцией и понесли тяжёлые потери, поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка - слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьёзные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнём линкора «Вашингтон ».

Японское командование вполне сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота. Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых являлось прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее, на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами и проявили они себя не слишком ярко, так же, как гораздо более сильные линкоры японского императорского флота.

Можно заключить, что явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые capital ships

  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М. : Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. - 256 c.: ил. - (Арсенал Коллекция). - 3000 экз. - ISBN 5-699-18891-6 , ББК 68.54 Л59.
    • Обзор японского линкора пятого уровня Kongo (Конго).
      Специально для журнала Navygaming!

      Группа в ВКонтакте

      Всем привет! С вами Кайззен и сегодня мы рассмотрим японский линкор пятого уровня под названием «Конго». И по традиции начнем наш видео обзор с небольшой исторической справки. В 1910 году японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерс» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий.

      В дальнейшем "Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии. Вскоре на японских верфях было заложено ещё три корабля этого типа. В процессе эксплуатации «Конго» проходил множество модернизаций, в ходе которых были усилено бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы, включавшую замену силовой установки и оснащение дополнительными зенитными орудиями. После модернизаций корабль стал официально именоваться линкором.

      В время Второй мировой войны принимал активное участие в боевых операциях Императорского флота. В начале осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Далее принимал активное участие в сражениях на Соломоновых островах и проводил обстрел американских позиций в Гуадалканале.

      В ночь на 21 ноября 1944 года "Конго" был торпедирован американской подводной лодкой и через некоторое время затонул. «Конго» находится на пятом уровне в японской ветке линкоров. У данного корабля в топовом состоянии 54100 очков боеспособности, имеющий броневой пояс в 203 миллиметра и вооруженный восемью трехсот пятидесяти шести миллиметровыми орудиями главного калибра, которые каждые 30 секунд стреляют на расстояние в 21,2 километра. Пришла очередь рассмотреть прокачку модулей.

      В первую очередь, я предлагаю изучить и установить корпус « Конго Би», который после установки добавляет 4600 очков боеспособности и прилично улучшает противовоздушную оборону. Далее открываем энергетическую установку, которая увеличивает скорость хода до 30 узлов. После открываем Систему управления огнем, которая стандартно увеличивает на 10% дальность стрельбы главного калибра. После установки данного модуля наши снаряды уже достигают противника на расстоянии чуть более 21 км.

      После открытия всех модулей наш корабль становиться топовым и мы переходим к обсуждению плюсов и минусов японского линкора. Совсем недавно я делал видео про американский линкор «Нью Йорк» в котором сравнивал его с одноуровневым «Конго». Поэтому в некотором плане мне станет легче сделать это по отношению к японскому линкору. Начнем по традиции с плюсов.

      Первое: Это живучесть в 54100 очков боеспособности. В настоящий момент самое большое значение на пятом уровне. Второе: это неплохие 356 мм орудия главного калибра, которые стреляют более чем на 21 км, которое может увеличиваться за счет летающего корректировщика огня. Третье: Неплохая для линкора пятого уровня противовоздушная оборона, которая равна значению в 32 игровых единицы.

      Четвертое: это отличная для представителя ветки японских линкоров скорость хода в 30 узлов. Далее расскажу про минусы «Конго». Сразу предупрежу, их не очень много. Первое: это бронирование нашего линкора.

      Хотя в настоящий момент в клиенте игры не показывается такой параметр как бронирование, по истории мы знаем что данный корабль строился с 203 мм бронированный поясом. Для линкора это крайне мало, поэтому против вражеских линкоров и тяжелых крейсеров стараемся бортом не «танковать». Второе: Это радиус циркуляции в 770 метров и время перекладки руля в 18 секунд. Для сравнения американский линкор «Нью Йорк» имеет радиус циркуляции в 600 метров и время перекладки руля в 16.

      3 секунды. На этом минусы заканчиваются и мы переходим к просмотру необходимых модернизаций. На пятом уровне у нас имеются три ячейки, в первую я установил стандартную для всех линкоров и крейсеров модернизацию «Орудия главного калибра. Модификация один».

      Во второй ячейке установлено «Система управления огнем. Модификация один», которая для японских линкоров увеличивает точность стрельбы. В третью ячейку я установил «Система борьбы за живучесть. Модификация один», которая на несколько % процентов уменьшает вероятность возникновения пожара или затопления.

      Далее предлагаю подобрать для нашего линкора «Конго» камуфляж и сигнальные флажки. Камуфляж я советую взять «Тип 2» который уменьшает на 4% точность стрельбы противника. Сигналы при их наличии и вашем желании я советую установить следующие: «Джулет Янки Биссо ту» - уменьшаем на 20% время устранения затопления. «Джулиет Чарли» - сокращаем на 100% детонацию боекомплекта.

      «Индия Дельта» - добавляет 20% к восстановлению при использовании снаряжения «Ремонтной команды». «Майк Янки Соукс Сикс» немного улучшаем ПМК. Для быстрой прокачки в топ рекомендую установить «Экуал Спид Чарли Лондон» увеличиваем на 50% опыт заработанный в бою и последний «Индия Янки» - сокращаем на 20% время тушение пожаров. Далее предлагаю познакомится с навыками для командира линкора «Конго».

      На первом уровне это «Базовая огневая подготовка» и «Основы борьбы за живучесть». На втором уровне открываем «Противопожарная подготовка». На третьем уровне выбираем два навыка: это «Повышенная готовность» и «Суперинтендант». На четвертом открываем навык «Усиленная огневая подготовка» и на последнем уровне изучаем «Мастер на все руки».

      В общем стандартный для линкоров набор навыков командира. Наступил момент чтобы рассказать как играть на данном корабле. Хоть «Конго» и находится в ветке японских линкоров, но стараемся не забывать про бортовую броню в 203 мм и в таком случае его лучше воспринимать как очень большой и быстроходный крейсер с мощными и дальнобойными пушками. На этом стараемся строить наш геймплей.

      В первом случае идем в совместную атаку с союзными крейсерами, которые помогут вам защитится от авиации и эсминцев противника. Скорость хода в 30 узлов позволяет совершать практически любые перемещения по карте. Такая быстрая эскадра состоящая из «Конго» и нескольких крейсеров спокойно разберет любого противника. У вашего «Конго» имеется приличное количество очков боеспособности и классовая способность их восстанавливать.

      В случае совместной атаки вы можете спокойно принять большую часть дамага и за счет мощных орудий спокойно наносить серьезные повреждения кораблям противника. При встрече с более мощным противником, например с несколькими линкорами, за счет скорости можно отойти на безопасное расстояние и спокойно сменить направление атаки. В крайнем случае можно играть за счет дальнобойности своих орудий. То есть зная расстояние стрельбы например американского линкора «Нью Йорк», можно за счет скорости хода стараться держать чуть более данной дистанции и спокойно закидывать оппонента своими снарядами от орудий главного калибра.

      Только стоит помнить, что такая тактика принесет свои плоды если вы играете на больших картах и если у вас есть место для маневра. Итак сделаем небольшой вывод про японский линкор пятого уровня «Конго». Данный корабль лично для меня, любителя играть на крейсерах получился очень интересным. В плюсах имеется хорошая скорость хода, неплохая противовоздушная оборона и мощные дальнобойные 356 мм орудия, которые за один залп могут нанести приличное количество дамага и в качестве минусов посредственная маневренность и плохая для линкора броневая защита.

      В общем «Конго» получился очень достойным и интересным кораблем. Вам есть что добавить про японский линкор пятого уровня «Конго»? Смело пиши в комментариях ниже. На этом все. .

      Обзор японского линкора пятого уровня под названием «Конго» подошел к концу. С вас при желании подписка и лайк. Спасибо Вам за просмотр этого видео.

      До следующих встреч и Саенара!.