Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (с-ф). Практический материал по автоматизации звука ф Упражнения для звука ф

Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (с-ф). Практический материал по автоматизации звука ф Упражнения для звука ф

Устранение недостатков произношения звуков ф, в

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нормальная артикуляция . Верхняя губа несколько приподнята и не касается нижней. Нижняя челюсть немного опущена (между зубами образуется небольшая щель).
Нижняя губа приподнята и внутренним краем слегка касается верхних зубов. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое нёбо поднято. Продуваемый между верхними зубами и нижней губой воздух образует звук ф , с включением голоса - в .

Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их

При дефектах нижней губы (короткая, толстая, отвисшая), или верхних зубов (редкие или отсутствуют), или челюстей (открытый передний прикус) получается неточный, иногда с присвистом звук.
Нередко у малышей наблюдается и губное ф и в (воздух продувается между сближенными губами).
Речевой материал для развития фонематического слуха и обучения произношению: Фаня (девочка)- Ваня, вода (вата) - фата.
Игры: 1) Паровоз пыхтит: ф-ф-ф... (следить, чтобы зубы касались нижней губы).
2) «Ветерок»: сдувают при этой же артикуляции бумажки со стола, задувают горящую спичку, свечу.
3) Стрельба - «паф».
4) Стишки, потешки со звуком ф, в .

В день рождения у Вовы
Туфельки-то новы,
Красная фуфайка -
Подарил кто, ты узнай-ка.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.

Ты волна, моя волна,
И гульлива и вольна.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

При губно-губном звуке на первых порах пальцем придерживают нижнюю губу под верхними зубами. Отвисшую, толстую или короткую нижнюю губу упражняют гимнастикой: сильно вытянуть губы вперед «хоботком» (гудеть, свистеть) и также сильно растянуть их, обнажая все зубы - «улыбаться», всасывать ее в рот, захватывать ею и всасывать верхнюю губу.
Надувать щеки (паровоз пыхтит, лошадка фыркает). В случаях патологических дефектов губ, челюстей и зубов надо предварительно обратиться к врачу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Звук «В» произносится губами, при помощи воздушной струи, у ребенка у которого нарушено произношение звука В – воздушная струя не доходит до места его произнесения.

Постановку звука В мы будем проводить в несколько этапов.

1 этап: Научится произносить звук В изолированно.

На первом этапе упражнения ребенок должен выполнять вслед за Вами, по показу. Внимание!!! Сначала не говорите ребенку, какой звук вы учитесь произносить.

Закусите нижнюю губу верхними зубами и в этом положении выдувайте изо рта воздух. Скажите ребенку: «Сегодня мы с тобой будем учиться дуть, как ветер». Пусть малыш поднесет свою ладонь ко рту и ощутит, что прохладная струя воздуха уходит вниз. Попросите ребенка приложить свою руку к горлу и ощутить, что при произнесении звука «В» – горло «звенит» (звук В – звонкий). Потренируйтесь еще несколько раз произносить звук «В». После того как ребенок научится легко произносить звук «В», скажите какой звук вы выучили: «Ветер дует – В-В-В…»

2 этап: Научится произносит звук «В» в слогах.

Пусть ребенок повторяет за вами слоги со звуком В:

ВА, ВО, ВУ, ВЭ, ВЫ

Ва-во-ву

Ва-ву-вы

Ва-вэ-ву

Во-ву-вы

Во-вэ-ва

Ву-ва-во

Ву-вы-вэ

Вы-ву-вэ

Вэ-ву-вы

Скажите ребенку: «Я буду читать начало слова, а ты будешь добавлять песенку ветра - слог -ВА-». После добавления слога, ребенок должен сказать какое словонего получилось. Это упражнение не только учит произносить звук «В», но и развивает фонематический слух.

Со…, ни…, сли…, гри…, бук…, тык…, сло.., Са…

Бор - …ор, бар - …ар, база - …аза, порох - …орох, загон - …агон.

Следующее задание: читайте слоги, а ребенок пусть на слух их повторяет:

авма – овма

умва – овма

овма – авма

увма – ывма

ава – ова – ува

ава – ово – уво

аву – ову – ыву

ыву – ову – уву

вна – нва – вма

нво – вну – внэ

вмы – вмэ – вму

вма –вмо – вмы

3 этап: Научится произносит звук «В» в словах.

Повторите вместе с ребенком слова со звуком «В":

Если звук получается не достаточно четко, пусть ребенок первое время утрирует произношение, закусывая нижнюю губу.

Вагон, ваза, валик, василек, ватин, валенки, воздух, вождь, волейбол, волк, воин, водолаз, волос, высота, выдра, выдумка, вышивка, высоко, выписка.

Голова, завод, овал, овощ, поводок, поплавок, внучка, вторник, всадник, халва, вкус,

Загадайте ребенку загадки, а ребенок отгадывая будет говорить слова со звуком В:

Серовато,

Зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет…(Волк)

Убирает в доме сор.

Ловок он, придирчив, скор.

Вот походкою прошел

Легкий и упругой.

А хозяйка:

Хорошо!

Отправляйся в угол…(Веник)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка…(Одуванчик)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Зовут ее …(Ворона)

4 этап: Научится произносить звук «В» в предложениях и закрепить его в самостоятельной речи:

Пусть ребенок повторит за вами чистоговорки на звук «В»:

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Во-во-во – так вокруг красиво.

Вы-вы-вы – даже выше головы.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – меня громко позови.

Ве-ве-ве – я сижу на дереве.

Вё-вё-вё – в гости всех позовем.

Вя-вя-вя – воробей съел червя.

Вю-вю-вю – локоны завью.

Выучите с ребенком скороговорки со звуком В:

В одо в оз в ез в оду из в одопро в ода.

На солнышко в о все глаза не в зглянешь.

В есна – как па в а: в сему свету краса и сла в а.

Выучите с ребенком стихотворение со звуком В: Вертолет

В оробья в рачи спасли,

В в ертолет его в несли.

В ертолет в ертел в интами,

В олновал тра в у с ц в етами.

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Неправильное произношение пары звуков [в] и [ф] встречается редко, поскольку они считаются довольно простыми для артикуляции. Причинами такого нарушения могут стать, например, дефект верхней губы, сильный тонус губ, сильный испуг, либо нарушение фонематического слуха, при котором ребенок не различает на слух разницы между глухими и звонкими звуками. В любом случае при наличии такой проблемы ее необходимо исправлять. Поставить правильное произношение звука [в] можно даже в домашних условиях, без участия логопеда.

Как мы это произносим?

Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.

  • Нижняя губа слегка втягивается и выворачивается наружу (не прикусывается), прижимаясь к верхним зубам.
  • Верхняя губа немного приподнимается.
  • Губы не напряжены.
  • Видны верхние зубы.
  • Воздух выдыхается между нижней губой и верхними зубами.
  • При произношении звука [ф] голос отсутствует, голосовые связки в покое.
  • Для звука [в] нужно добавить голос.

Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.

Во время обучения и закрепления произношения не заостряйте внимание малыша на том, что он не умеет говорить какую-то букву, не ругайте за это и не одергивайте. Наоборот, играя с ним, ненавязчиво помогайте освоить сложную фонему. Излишнее внимание к проблеме вызовет и излишнее напряжение, что никак не способствует речевому прогрессу.

Гимнастика для губ и языка

Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].

  • «Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук [ф] – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
  • «Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
  • «Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим. При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.

Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.





Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.

Чище, точнее, свободнее

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

  • Произносить поочередно [ф] и [в], при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении [в] и ее отсутствие для [ф]. Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
  • Если у ребенка получается произносить [ф], то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: [ф] – голосок спит, горлышко не вибрирует, [в] – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий [в]. Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
  • Если с [ф] тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом. Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу. Когда ребенок услышит свой [ф], важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
  • Согласный [в] можно поставить от гласного [у]. Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: [в] получится сам собой.

Для того чтобы ваше чадо могло наглядно увидеть, насколько похожи его действия на ваши, проводите такие игры перед зеркалом. Даже в самом раннем возрасте (7-10 месяцев) кроха в состоянии повторить артикуляцию взрослого, если видит его и себя в зеркале. Поэтому зеркало – неотъемлемый атрибут и занятий с профессиональными логопедами.

До автоматизма

Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.

  • Повторение цепочки слогов, где после [в] стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
  • Проговаривание слов, содержащих [в] в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
  • То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
  • Слоги со стечением других согласных рядом с [в] (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
  • Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
  • Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы [в].

Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.

Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.

Очень упрощает упражнение с произнесением разных слогов со звуком В манипулирование бусинками или пуговками. Их можно нанизывать на шнурок: одна бусинка – один слог, или выкладывать на трафарет (как на картинке), или просто «прыгать» пальчикам по кочкам и произносить слоги. При этом мама произносит слог, ребенок – повторяет.

Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.

Произношение и проблемы со здоровьем

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно. Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие. Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять.

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.