Красный богатырь. Московское производственное объединение красный богатырь Кто руководил заводом красный богатырь в 1990г

Красный богатырь. Московское производственное объединение красный богатырь Кто руководил заводом красный богатырь в 1990г

Сергей Клычков

Проектом планировки обширной территории в прибрежной зоне Яузы предлагается снести символ района – завод «Красный Богатырь»

26 июля в районах Богородское, Преображенское и Сокольники пройдут собрания участников публичных слушаний по проекту планировки территории , ограниченной проектируемым проездом 1889, Богородским шоссе, ул. Богатырский Мост, ул. Краснобогатырской и проектируемым проездом №422, а проще говоря – по застройке территории бывшего гиганта промышленности, одного из крупнейших предприятий Москвы конца XIX — начала XX вв., завода «Московского товарищества резиновой мануфактуры», ставшего позже заводом «Красный Богатырь». В этот же день на слушаниях будут обсуждаться обеспечивающие реализацию этого проекта изменения в Правилах землепользования и застройки .

Как нетрудно догадаться, под снос идет вся без исключения застройка территории, в том числе и главный корпус завода (Краснобогатырская ул., д.2, стр.2), построенный в 1911 году по проекту Густава Августовича Гельриха, а также конструктивистское здание пожарной части №22 (Краснобогатырская ул., д.6), построенное в 1927 году архитектором Александром Владимировичем Куровским. Оба здания Распоряжением Мосгорнаследия №79 от 30 января 2014 г. были признаны исторически ценными градоформирующими объектами и внесены в Городской реестр недвижимого культурного наследия. Актом государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом А.Л. Баталовым, определены особенности, послужившие основанием для включения этих объектов в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащие обязательному сохранению.

Однако наличие у исторических зданий статуса ценных градоформирующих объектов не помешало проектировщикам (НИиПИ Институт градостроительного и системного проектирования) приговорить их к сносу, а городским властям – одобрить выставляемый на публичные слушания проект. Заказчиком тотальной зачистки «Красного Богатыря» выступило ЗАО «Инвестиционная компания «Северная звезда». При рассмотрении в апреле 2017 г. вопроса о застройке участка на Градостроительно-земельной комиссии, возглавляемой мэром Москвы, речь о статусе зданий даже не заходила.

В Москве в последние годы повсеместно идет утрата объектов исторической среды, которые, к сожалению, не обладают достаточной степенью правовой защиты от физического уничтожения. Об этом «Арх надзор» писал уже неоднократно. В данном случае, однако, речь идет не только о ценных исторических зданиях, но и чем-то не менее значимом. Предлагается ликвидировать целый пласт истории района , жизнь которого на протяжении более 100 лет была неразрывно связана с этим предприятием.

Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры возник в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона. У его истоков стояли Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский и К.И. Редер. В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь.

В 1910 году завод был реорганизован. На его основе было создано русско-французское Общество резинового производства и торговли «Богатырь». Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии.

В 1923 году завод поменял название на «Красный Богатырь». С 1990-х производство сокращалось, а 30 апреля 2004 года завод был закрыт. Все последние годы в бывшем главном корпусе завода располагалась Московская ярмарка развлечений.

__________________________

«Арх надзор» обращается ко всем имеющим законное право участвовать в публичных слушаниях с призывом прийти на собрание и высказаться в защиту исторических зданий . Необходимо привести проект в соответствие с нормами законодательства и сохранить две значимые исторические постройки в небогатом на архитектурные памятники районе. Участники слушаний также могут выступить против предлагаемого проектом сокращения на 19,4 га территории природного комплекса «Долина реки Яузы» .

«Арх надзор» обращается к городской администрации с требованием обеспечить переработку проекта планировки с учетом сохранения ценных градоформирующих объектов.


История завода "Красный богатырь".

В районе "Богородское" наиболее протяжённой улицей является улица "Краснобогатырская", получившая своё название от находящегося на ней с незапамятных времён завода резиновых изделий "Красный богатырь". Надо сказать, что много- много лет завод успешно справлялся со своим назначением, а именно выпускал очень нужные для народа товары. И до недавнего времени сюда в магазин при заводе ездили за самыми разнообразными сапогами, сапожками,ботами, калошами, бахилами и прочей нужной обувью жители Москвы и ближайшего Подмосковья, ну и особенно дачники.
Обувь производилась прекрасного качества, красивая, яркая и удобная, но главное дешёвая и своя -не китайская, не турецкая. Люди работали и делали отлично своё дело. Но теперь завод закрыли якобы по нерентабельности, растащив его добротные помещения под всякие офисы и конторы.Дальнейший анализ происшедшего с заводом я производить не буду-это не тема моего повествования.

История самого завода очень меня заинтересовала, представляю тот материал, который я нашла в результате своих поисков.

Главный корпус завода, постройка 1911года, объявлен как памятник архитектуры.
Здание построено по проекту архитектора Гельриха Густава Августовича (род.15 сентября 1878г в Гамбурге),
русского архитектора немецкого происхождения, крупного мастера Московского модерна.

Г.А. Гельрих окончил Политехнический институт в Ганновере, но в 1901 году переехал в Москву, где и получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Оставаясь германским подданным, Гельрих имел обширную частную архитектурную практику в Москве. Являясь с 1906 года членом Московского архитектурного общества, он в 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Гельрих специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных доходных домов каркасных конструкций. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. По мнению искусствоведа М.В.Нащокиной многие из доходных домов Г.А.Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна.

В 1914 году будучи подданным Германии, архитектор был вынужден покинуть Москву из-за начала I Мировой войны.
Судьба Гельриха Г.А. после 1917 до сих пор неизвестна.

Вот только некоторые постройки в Москве, архитектором которых он был:

Главный корпус завода «Красный Богатырь» на Краснобогатырской, 2 (1911)

Электротеатр «Вулкан» (перестроен под нынешний театр «На Таганке») на Земляном валу, 76 (1911)

Доходный дом в Пушкарев переулке, 6 (1911)

Доходный дом в Пречистенском переулке, 7 (1912)

Доходный дом Уткиных на Щепкина, 25 (1912)

Доходный дом Мадышева в Пречистенском переулке, 14 (1912)

Доходный дом Чернова в Лопухинском переулке, 3. Дом перестроен в 2000 г. (1911-1912)

Приют общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Св. Марии Магдолины на Мира, 13 (1911-1912) и ещё многие другие.

Но вернёмся к истории завода " Красный Богатырь".

Завод создан в 1887 году как Московское товарищество резиновой мануфактуры в селе Богородском. В 1910 году преобразован в акционерное общество «Богатырь». Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский, было широко известно, к тому же держателями его акций была императорская семья.

Что известно о Полякове Лазаре Соломоновиче:
Родился он в 1842 в городе Орша в семье еврейского купца 1-й гильдии Соломона Лазаревича Полякова. Работу начал приказчиком у своего старшего брата Самуила Полякова.

С 1865 года вместе с братом принимал деятельное
участие в постройке железных дорог в России.
В дальнейшем работал в банковской сфере, возглавлял большое число банков и промышленных компаний.
Итак, Поляков Л.С. был русским банкиром, коммерции советником, еврейским общественным деятелем...
и предполагаемым отцом балерины Анны Павловой.

"Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31 января 1881, Санкт-Петербург, Российская империя - 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) - русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство балета во многих странах.
Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом. Незадолго до рождения дочери её мать, Любовь Фёдоровна Павлова, обвенчалась с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым; этот брак вскоре распался. Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно не известно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков. Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти."

С 1885 по 1908гг Лазарь Поляков занимал пост Председателя правления Московского Международного торгового банка,
а также Орловского коммерческого банка (1871-1908),
Московского земельного банка (1871-1914),
он был председателем совета Петербургско-Московского коммерческого банка (1895-1904),
председателем правления Коммерческого страхового общества (1873-1908),
учредителем Русского Торгово-промышленного(1890) банка.

В 1897 году был возведен в потомственное дворянство и
получил чин действительного статского советника.
С 1906 года имел чин тайного советника. с 1890 года -
генеральный консул Персии в Москве.
Одновременно - глава московской еврейской общины.

Значительное место в деятельности Л.С. Полякова занимала благотворительность:
он был Попечителем Императорского Человеколюбивого общества в Москве,
построил в Москве дом дешёвых и бесплатных квартир,
на его пожертвования (640 тысяч рублей) было основано Новочеркасское атаманское техническое училище.

В 1886 выкупил участок земли в Спасоглинищевском переулке для устройства будущей Московской хоральной синагоги. Передав его общине, жертвовал значительные суммы на постройку и содержание синагоги.

Участвовал в строительстве Музея изящных искусств имени Александра III - ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (один из залов носил имя Полякова).

Пожертвовал значительные суммы на Румянцевский музей.

Чины
статский советник (1880 г.)
действительный статский советник (1883 г.)
тайный советник (1906 г.)

Награды
Орден Святого Станислава 3-й степени (1870 г.)
Орден Святого Станислава 2-й степени
Орден Святой Анны 2-й степени (1874 г.)
Орден Святой Анны 1-й степени
Орден Святого Владимира 4-й степени (1882 г.) (орден,
дававший по всем степеням потомственное дворянство)
Орден Святого Владимира 3-й степени (1886 г.)
Орден Святого Станислава 1-й степени (1896 год) (что повлекло за собой включение Полякова в 3-ю родословную книгу российского потомственного
дворянства)

Иностранные награды:

Персидский Орден Льва и Солнца,
персидский Орден Меджидие 1-й степени,
турецкий Орден Османие 1-й степени,
а также румынские и бухарские ордена.

Умер Л.С.Поляков в январе 1914 года в Париже, тело было перевезено в Москву и похоронено на еврейском Дорогомиловском кладбище. После ликвидации Дорогомиловского кладбища в 40-е годы останки Л. С. Полякова перенесены на Востряковское кладбище.

В 1908 после экономического кризиса Поляков потерял
значительную часть своего состояния и был отстранен от
управления большинством акционерных банков и
предприятий. Контроль над предприятиями Полякова перешёл к группе лиц во главе с В. С. Татищевым, консолидировавшими финансовые активы Полякова в новый Соединённый банк.

Отчасти, падение Полякова было следствием низкой организации дел и труда на предприятиях. Так, московская резиновая мануфактура Полякова (будущий "Красный богатырь»), будучи малорентабельным производством с низким
техническим уровнем, не выдерживала конкуренции с «Треугольником» и до кризиса, так что в 1909-1911 Татищеву пришлось срочно закупать в Швеции новые технологии для поддержания производства.

На базе этого завода в 1910 было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь». В 1895 на заводе был создан марксистский кружок, которым руководил рабочий П. Н. Ястребов. В 1901 его члены организовали и возглавили первую забастовку рабочих-вальцовщиков. Многие члены кружка вступили затем в РСДРП и участвовали в Революции 1905-1907гг.

Летом 1917 была создана большевистская ячейка. Рабочие завода входили в Красную Гвардию Богородского подрайона, которая к январю 1918 насчитывала до 200 бойцов (начальник штаба - рабочий завода И. Н. Костерев). После национализации назван завод № 2 («Богатырь»). В 1921 женщины предприятия организовали первый в Москве детский дом для голодающих детей Поволжья.

В 1923 заводу по просьбе рабочих присвоено современное название. В том же году коллектив «Красного богатыря» выдвинул кандидатом в депутаты Моссовета В. И. Ленина и избрал его почётным старшим каландровожатым.
Завод посещали М. И. Калинин (1924, 1938), Н. К. Крупская (1934).

В 1927 на заводе организовано конвейерное производство. Первую пятилетку завод выполнил за 3 года и 3 месяца, увеличив производство резиновой обуви по сравнению с 1913 в 6 раз.
В 1941 часть оборудования «Красного богатыря» была эвакуирована в Томск, на оставшемся - выпускалась продукция для фронта и оборонной промышленности. Сотни краснобогатырцев ушли в Красную Армию, работали па строительстве оборонительных рубежей столицы.

На территории завода установлен монумент погибшим в Великую Отечественную войну.

В 1971 году завод был награждён орденом Ленина. Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки.

Кроме резиновых смесей, применялись пластикаты пластизоли, полиуретановые композиции. Доля продукции с Государственным знаком качества превышала 30% (1979) !!! Завод награждён орденом Ленина (1971). Имел Дом культуры имени Ильича, стадион, многотиражную газета «Красный богатырь» (с 1923).

Но в 1990-е годы производство стало стабильно сокращаться,а в середине 2000-х было полностью остановлено.

Как уже я отмечала,в настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям- в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений (это в старом административном корпусе) и др.

Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями.

А в здании нового Административного корпуса находится фитнес-центр и бассейн «Зебра».

Где мануфактура и где Поляков?...
Чудны дела твои, Господи.

P.S.При подборке материала использованы статьи, сведения, фотографии из интернета без обязательной ссылки на источники. Приношу огромную благодарность авторам.

Л.С. Поляков и Р.П.Полякова. Картины Маковского К.Е.

К:Предприятия, основанные в 1887 году К:Предприятия, закрытые в 2000 году

«Кра́сный богаты́рь» - завод в Москве, выпускавший резиновую и резино-текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши , боты и др.), формовые и неформовые изделия.

История

Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха и заявлен как памятник архитектуры .

Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский , было широко известно - держателями его акций была императорская семья .

Настоящее время

В настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям - в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений и др. Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями .

Напишите отзыв о статье "Красный богатырь (завод)"

Примечания

Литература

  • // «Большая Советская Энциклопедия» (БСЭ), 2012.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Красный богатырь (завод)

«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.
– Это еще что? Что вы наделали, я вас спрашиваю, – сказала она строго.
– Я? что я? – сказал Пьер.
– Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать! Что? Я вас спрашиваю. – Пьер тяжело повернулся на диване, открыл рот, но не мог ответить.
– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…

Офисно-торговый комплекс класса В из 90 строений, включая складские помещения, общей площадью более 90 000 м².
Бизнес-центр расположен на территории бывшего завода «Красный богатырь».

После реформы 1861 г. богородские крестьяне стали распродавать свои земли под дачи, чему способствовала близость Сокольников и Лосиного острова. Активное строительство дач сопровождалось промышленным развитием Богородского. К началу XX в. между главной улицей села и левым берегом Яузы сформировалась промышленная зона. Расположенная здесь ткацкая фабрика «Джон Гутчесон и К» в 1887 г. была приобретена Московским товариществом резиновой мануфактуры.

В 1888 г. новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 г. здесь стали изготавливать резиновую обувь. Владельцами резиновой мануфактуры были крупные московские банкиры Л. С. Поляков, Б. А. Гивартовский, К. И. Редер.

Во 2-й половине 1900-х гг. предприятие было охвачено промышленным кризисом, который был усугублён финансовым кризисом банков одного из основных владельцев Л. С. Полякова. В результате оно оказалось банкротом. В 1908 г. Правительство на базе трёх ранее принадлежавших Полякову банков учредило Соединённый банк, председателем Правления которого стал представитель Министерства финансов граф В. С. Татищев. В 1910 г. на базе старого предприятия Соединённым банком было организовано франко-русское акционерное общество «Богатырь», среди акционеров общества были крупные французские банки, императрица Александра Фёдоровна, Г. Распутин, многие министры. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911–1912 гг. производились по новейшей шведской технологии.

С юга владение общества «Богатырь» граничило с участком красильной фабрики Генке, корпуса которой были выстроены в начале 1910-х гг. (сохранился главный каменный корпус, Краснобогатырская ул., 10). Ниже по течению Яузы располагались ещё две небольшие текстильные фабрики на месте будущего кожевенного комбината (Краснобогатырская ул., 38).

Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха (заявлен как памятник архитектуры).

После Октябрьской революции, в 1918 г., предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь».

В 1923 г. завод получил название «Красный богатырь».
С 1927 г. организовано конвейерное производство, площадь завода существенно расширена, к складам на противоположном берегу Яузы по руслу прежнего ручья от Окружной железной дороги проложена железнодорожная ветка.
В 1971 г. завод был награждён орденом Ленина.

Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви – ботинки мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Продукция предприятия была широко известна в Советском Союзе и экспортировалась за рубеж в развивающиеся страны.

Однако в 1990-е гг. производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х гг. было полностью остановлено. 30 апреля 2004 г. завод был окончательно закрыт, а последние рабочие (около 500 человек) были выставлены на улицу сменившейся в начале 2000-х гг. администрацией завода.

В начале 2000-х гг. существовал проект застройки территории бывшего завода многоэтажными жилыми домами, которые располагались бы по обеим сторонам реки Яузы и были бы соединены между собой арками, однако он так и не был реализован.