2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а» , «ы» , «у» , иногда в сочетании с «г» );
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба» );
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа» , «мама» , «баба» , «дядя» );
2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
· Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
· Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!! Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
· к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
· к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
· к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
· к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
· к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
· к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
· к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
· к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
· к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
· к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
· к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
· в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
· в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
V
Дислалия
– это самое распространенное нарушение.
Особенности
:
хороший словарный
запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть
дефектное произношение некоторых звуков.
V
Дизартрия
-
нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих
речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной
иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности
:
«смазанная» речь,
нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
V
Ринолалия
- это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого
аппарата («волчья пасть, заячья губа»)
Особенности
:
голос приобретает
«носовое звучание».
V
Заикание
- нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого
аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности
:
вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов,
добавление перед отдельными словами лишних звуков
(«а»,«и»)
.
Профилактика заикания
V Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
1-ый уровень ОНР
- полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности
:
2-й уровень ОНР
Особенности
:
3-й уровень ОНР
Особенности :
Особенности :
· обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка
· как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков («р-рь-л-ль», «щ-ч-ш», «ть-ц-с-сь»)
· ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных ВОЛЧИЙ -«ВОЛКИН» ; ЛИСИЙ -«ЛИСОВЫЙ»;
· ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов ( «В ЗООПАРКЕ КОРМИЛИ ЛИСОВ, СОБАКОВ» ); в использовании некоторых предлогов (ВЫГЛЯНУЛ ИЗ-ЗА ДВЕРИ- «ВЫГЛЯНУЛ И ДВЕРИ» , УПАЛ СО СТОЛА -«УПАЛ ИЗ СТОЛА», «МЯЧ ЛЕЖИТ ОКОЛО СТОЛА И СТУЛА» ВМЕСТО МЕЖДУ СТОЛОМ И СТУЛОМ;
· особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными: пропуски союзов ( « МАМА ПРЕДУПРЕДИЛА, Я НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО» - ЧТОБЫ НЕ ХОДИЛ ДАЛЕКО); замена союзов («Я ПОБЕЖАЛ, КУДА СИДЕЛ ЩЕНОК»- ГДЕ СИДЕЛ ЩЕНОК); инверсия («НАКОНЕЦ, ВСЕ УВИДЕЛИ ДОЛГО ИСКАЛИ КОТОРОГО КОТЁНКА»- УВИДЕЛИ КОТЁНКА, КОТОРОГО ДОЛГО ИСКАЛИ);
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:
V
Нельзя
искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
Нужно
:
Разговаривая с малышом,
следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной,
простой, ясной.
V
Нельзя
допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы
звукопроизношениями.
Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он
отвечает «гав-гав».
Нужно
:
Если ребенок плохо
говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:
не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово →
попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете → и
только потом объясните «как звучит» или «как говорит»;
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
Причины и виды речевых нарушений
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Дизартрия
–
это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:
Поэтому, родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
Как заниматься с ребенком дома
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
Как работать со звуком
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это распространённая детская патология. Данный диагноз врач педиатр может поставить малышу после того, как ему исполнится три года. Именно в этом возрасте можно судить об основных критериях формирования речи. Однако дети часто начинают говорить позднее положенного срока, соответственно все периоды формирования данной функции впоследствии приходят с опозданием.
Общее недоразвитие речи успешно поддаётся коррекции, если своевременно обратиться к врачу и начать лечение.
Также немаловажную роль в правильном становлении основных звеньев интеллектуального уровня малыша играют его родители, которые должны всесторонне помогать расширять запас слов и познавать окружающий мир.
Для данной патологии характерно аномальное формирование речевой функции во всех её главных аспектах (семантический критерий, лексический, грамматический, звуковой) у малышей с нормальным интеллектуальным развитием и слухом.
Полностью диагностировать ОНР различной степени тяжести, докторам удаётся у детей в возрасте от трёх до пяти лет.
Например, трёхлетний ребенок, не имеющий отклонений в речевом развитии должен обладать следующими навыками:
В пять лет у ребёнка наблюдаются значительное расширение словарного запаса (около 3500 слов), употребление более длинных, сложных предложений.
Присутствуют слова обобщающего характера. Например, такие, как: фрукты, животные, обувь.
Малыш не испытывает затруднений в выборе слов, связанных с обозначением времени, пространства (день, ночь, месяц, право, лево).
При образовании предложений использует все части речи, слова произносит правильно, без пропусков, структурно-слоговых нарушений.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи любого вида определяется следующими отклонениями:
В тяжёлых случаях наблюдается полное отсутствие речи.
Нередко общее ОНР предопределяется у малыша ещё до его рождения, по причине наследственных факторов. Также из-за негативных влияний на плод в период вынашивания беременности.
К основным причинам, способствующим развитию ОНР относятся такие патологические воздействия на организм ребёнка, как:
Также ОНР могут провоцировать такие внешние факторы, как:
ОНР по степени тяжести разделяют на 3 уровня, краткое описание которых отображается в таблице ниже.
Характеристика уровня ОНР |
|
Общее недоразвитие речи 1-го уровня |
Самое тяжёлое речевое расстройство. Словарный запас ребёнка скудный, само произношение нечёткое, искажённое. В большинстве случаев дети склонны заменять слова звуками или слогами. Обширно пользуются мимикой, разнообразными жестами, пытаются подражать внешним звукам. Малыш не может чётко сформировать предложение, передать мысль. Например, глагол «закрыть» он заменяет на существительное «дверь». Не редко у детей страдающих ОНР 1-й степени, в лексике полностью отсутствуют предлоги, понимание женского и мужского рода, числительных, времени, пространства |
Общее недоразвитие речи 2-го уровня |
Запас слов несколько расширен, однако всё равно достаточно узок. В словаре ребёнка присутствуют некоторые предлоги, союзы, местоимения. В предложении малыш способен использовать 3-4 слова. Не различает формы предметов, цвета. Нет понимания в построении цепочки связанной с пространственным отношением речи и временным. Часто не может отождествлять действия с предметами |
Общее недоразвитие речи 3-го уровня |
При этом уровне речевой патологии дети, во время разговора пользуются простыми обиходными фразами, но затрудняются в правильном чётком произношении слов, звуков (сонорных, свистящих, аффрикат, шипящих). Как правило, они стесняются посторонних людей и охотней общаются в присутствии членов своей семьи. Выстраивают сложные предложения, применяют по назначению все части речи. Также, могут рассказать простую историю о событиях из своей жизни, дать развёрнутый ответ о себе, друзьях, своей семье. Но всё-таки в лексике будут присутствовать множество погрешностей. Например, ёлку ребёнок назовёт просто деревом. Ворону - птичкой, певца - дядей, который поёт и т.д. |
Существует дополнительный, четвёртый уровень аномального речевого развития, который присутствует у малышей с не резко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).
Дети с данной патологией в общении допускают отдельные лексико-грамматические ошибки, общая сумма, которых вызывает затруднения в обучении их чтению и правописанию.
Ребёнок с данным уровнем речевого расстройства с трудом может преобразовывать существительные в прилагательные. Например, вместо слова волк, которое при формировании прилагательного звучит, как волчий, он с большой вероятностью скажет, как «волкин».
Также, малыши с НВОНР часто путают названия животных, растений, профессии людей.
Кроме того, имеет место нечёткость в произношении, невыразительная, смазанная дикция.
Учёба в школе даётся детям с диагнозом - не резко выраженное общее недоразвитие речи тяжело, из-за низкой степени усвоения материала.
Выявляет общее недоразвитие речи и устраняет, как правило, врач логопед, однако полноценное лечение не возможно без помощи доктора невропатолога, педиатра в некоторых случаях психотерапевта.
Клиническая картина заболевания в большинстве случаев очевидна, как для родителей малыша, так и для доктора. Исключение составляет ОНР 4-го уровня, которое определяется в процессе тщательного анализа всех языковых компонентов посредствам специальных заданий, требующих от ребёнка концентрации и точного выполнения.
Для определения степени тяжести ОНР, также, изучается вся цепочка разговорной функции ребёнка.
Например, оценивается способность верно и осмысленно изложить услышанный короткий текст, либо самостоятельно рассказать о своей семье, друзьях, прочитать стихотворение.
В коррекции ОНР важно правильно поставить диагноз и дифференцировать его с другими патологиями, сопровождающимися речевой дисфункцией (умственная отсталость, аутизм).
Также доктор должен обследовать состояние ротовой полости и носоглотки ребёнка. Часто аномалии ЛОР-органов и стоматологические дефекты являются причиной затруднённого общения малыша.
Устранение такой патологии, как общее недоразвитие речи подразумевает использование различных методик, направленных на постепенное развитие мышления ребёнка, памяти, внимательности, улучшение произношения.
Например, детям с первым уровнем ОНР на начальном этапе лечения предлагают повторять за доктором различные звуки, потом слоги, далее слова с минимальным количеством букв.
На втором уровне коррекции речи малыш должен ясно понимать, что такое ответ и вопрос. Для этих целей его учат не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать их, и задавать.
Проводятся первые попытки обучения коротким простым стихам и рассказам. Также, малышу предлагают внимательно посмотреть на картинку, потом описать её, с детальным определением предметов - их формы, цвета, сравнительной величины.
Терапия общего недоразвития речи 3-го уровня подразумевает выслушивание и пересказ текстов, самостоятельное построение предложений и повествование более сложных историй.
Детей учат рассказывать не только от первого лица, но и от второго, третьего.
Кроме того, лечебный процесс часто связан с назначением специальных упражнений направленных на устранение дефектов речи, обучающих игр.
Четвёртый уровень недоразвития речи (НВОНР) хоть и является наиболее лёгкой речевой патологией без внимания оставлять нельзя.
Нужна ранняя диагностика и коррекция. Недоразвитие устной речи является серьёзным препятствием для дальнейшего обучения ребёнка чтению, письму.
Несёт угрозу для его здоровья, так как предполагает повышенную нагрузку на нервную систему.
Важно! Родителям необходимо тщательно следить за развитием речи у своего ребёнка. Регулярно посещать врача педиатра и невролога. Если в три года малыш не понимает простые просьбы, либо просто молчит, а в четыре года говорит так, что его нельзя понять, ему нужна помощь специалиста, с данной аномалией невозможно справиться самостоятельно
Для того чтобы избежать возникновения данной патологии родителям необходимо следить за развитием речи своего ребёнка с первых месяцев жизни.
Важно проявить бдительность, если у малыша наблюдаются следующие патологические признаки:
В целом прогноз лечения ОНР любого уровня благоприятный.
Родителям необходимо уделять достаточно внимания своим детям. Играть с ними в развивающие игры, соответствующие их возрасту, читать стихи, сказки, расширять их кругозор.
При первых симптомах, указывающих на проблемы с речью нужно обратиться к врачу неврологу или логопеду.
«Назови как можно больше признаков» Цель: согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.Логопед предлагает детям посмотреть на каждую птицу. Просит назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.
Лексический материал:
Перелетные птицы: журавль, скворец, ласточка.
«Помоги мне рассказать»
Цель: учить правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при-, пере-.
Оборудование: не требуется.
Логопед предлагает детям внимательно прослушать рассказ. Просит помочь подобрать нужные по смыслу приставки.
«Наступила весна. Пригрело солнышко. Стали возвращаться домой из теплых стран птицы.
Первым на дачу (при)…летел скворец. Он (под)…летел в своему скворечнику. Сел на жердочку. И запел радостную весеннюю песенку. Потом вдруг кого-то испугался, взлетел, (пере)…летел через скворечник и (у)…летел куда-то вдаль. Мы стояли расстроенные и огорченные. На следующее утро мы снова увидели скворца, сидящего на скворечнике и распевающего радостную весеннюю песню. Вся семья была рада весеннему гостю!»
«Ласковая девочка»
Цель: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.
Оборудование: не требуется.
Логопед рассказывает детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой - путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку - всех накормит, напоит и словом ласковым одарит».
Логопед предлагает детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.
Лексический материал:
«Какая это птица!»
Цель: согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Оснащение: предметные картинки с изображением птиц.
Логопед кладет перед детьми картинку, изображающую ту птицу, о которой собирается рассказать. Читает краткий рассказ о внешнем виде птицы.
Начните игру с описания внешнего вида двух контрастных по внешнему виду птиц (трясогузка и журавль).
Кладет перед детьми по картинке с изображением птиц.
Предлагает им хлопать в ладоши, когда они услышит слово, подходящее описанию той птицы, картинка с изображением которой лежит перед ними.
Например:
Длинные, как ходули, ноги (журавль), серебристо-серое оперенье (журавль), ослепительно белое оперенье (лебедь)…
У соловья волшебное пение, да скромное оперенье. Снизу оперенье светло-серое, а спинка - более темная. Грудка и горлышко - белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка в опереньи!
Довольно крупная и красивая птица. У нее блестящее черное оперенье с красивыми пестринами. Скворец может подражать пению других птиц. Клюв длинный.
Прекрасная, гордая птица. Оперенье ослепительно белое. Клюв красный, на лапах - перепонки, чтобы было легче плавать. Плещут крыльями, промывают каждое перышко и кожу под ними. Клювом отжимают перья.
Длинные ноги, как ходули, длинный клюв. Оперенье серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком.
Осенью готовятся к отлету в жаркие страны. Журавли курлычут.
Окраска селезня - яркая, нарядная: шея сине-зеленая. Утиная семья ныряет, плавает, поднимает брызги. Смазывают перышки жиром. Смазанное жиром перо надувается воздухом и помогает летать и плавать. С грязными перьями птица не может плавать и летать.
«Один - много»
Цель: образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает детям поиграть: будет показывать картинки с изображением птиц, а детям предлагает называть из так, если бы этих птиц было много.
Например: утка - утки.
Лексический материал
«Чье перо!»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.
Оборудование: не требуется.
Логопед просит детей ответить, чье это перо. Рифмовка:
Я начну, а ты скажи,
Мне словечко подскажи.
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные точки:
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Характерные признаки:
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.