Обследование устной и письменной речи учащихся. Диагностика нарушений устной и письменной речи младших школьников

Обследование устной и письменной речи учащихся. Диагностика нарушений устной и письменной речи младших школьников

После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.

Речевая карта

Речевая карта обследования устной и письменной учащихся заполняется во время обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:

1. Фамилия, имя, возраст.

3. Домашний адрес.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (в момент обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) .

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Годовой план учителя-логопеда

Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен, и может выглядеть следующим образом.

Годовой план работы учителя-логопеда

____

На ________________ уч. год

1. Обследование устной и письменной речи учащихся _______________

__________________________________________________________________

с _____________________________ по ____________________________

2. Комплектование групп с ________________ по __________________

3. Составление расписания с ________________ по _________________

4. Намечено посетить __________ уроков в ________ классах;

сделать ____________ сообщений и выступлений на методических объединениях на темы:

_____________________________________________________________

5. Участвовать в пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей; проводить беседы, лекции, выступления на родительских собраниях на темы:

_____________________________________________________________

6. Посещать мероприятия по повышению квалификации:

лекции _______________________________________________________

курсы _______________________________________________________

методические объединения _____________________________________

конференции _________________________________________________

7. Оснастить кабинет дидактическим материалом и пособиями: __________________________________________________________________

«____» ___________ 200___ г. Логопед ________________________________

Перспективные планы (приложение 2) коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Поурочные рабочие планы (приложения 3, 4, 5, 6, 7) учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану.

Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять конспекты или подробные планы занятий (приложение 8), в которых указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т.е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок.

С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед должен обязательно объяснить ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к Речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

Расписание занятий - в двух экземплярах - учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего подпись, а второй - на логопедическом пункте. Образец расписания (табл. 5).

Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной

речи учащихся МБОУ Школы № 109 проводимого логопедом Буслаевой

В.И.в мае2018года.

В мае 2018 года проводилось обследование устной и письменной речи у детей младшего

школьного возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи

по следующим параметрам:

1.Фонематическое восприятие.

2.Звукопроизношение.

3.Слоговая структура.

4. Словарь.

5.Грамматический строй.

6. Связная речь.

За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования

состояния речевой сферы младших школьников. Представленная методика дополнена в

соответствии с речевой картой. Данная диагностика состоит из 6- ти проб для исследования

состояния уровня сформированности устной речи и дополнена заданиями, направленными

на исследование состояния письма.

В ходе выполнения заданий, логопед заполняет протоколы исследования, далее

составляет индивидуальный профиль каждого ребёнка с последующим подсчётом среднего

показателя каждой группы.

В данном исследовании участвовало 55 детей. Из них: учащиеся 2класса 0 человек,

учащиеся 3- го – 14 детей, учащиеся 1- го – 23 человекаи учащиеся 4- го класса - 18.

При оценке результатов были получены следующие данные: в первой группе (3Б- 1) с

заключением системное недоразвитие речи средней степени, дисграфия на почве

нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все дети справились с

заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 81.

Во второй группе (3Б- 2) с заключением системное недоразвитие речи средней степени,

дети справились с заданием и допустилиошибки. Средний балл на группу составил 84.

В третьей группе (4К- 1) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 93.

В четвертой группе (4К- 2) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия все

дети справились с заданием и допустили ошибки.Средний балл на группу составил 92.

В 1 Б классе с заключением: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени,

10 детей справились с заданиями и допустили ошибки, 2 ребенка с некоторыми зданиями

не справились вообще. Средний балл на группу составил 43.

В 1 Б дополнительном классе с заключением: системное недоразвитие речи средней

степени, все дети справились с заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу

составил 67. В данной группе были дети, допустившие значительное количество ошибок в

Количество:

Цена: 25
Скидка: % ? У нас действует система скидок
бери больше - плати меньше
при заказе от 50 шт. - скидка 5%
при заказе от 100 шт. - скидка 10%
при заказе от 300 шт. - скидка 15%
при заказе от 500 шт. - скидка 20%
при заказе от 1000 шт. - скидка 25%

Сумма:
включая НДС 20%

В корзину


В наличии

X
Вы опять заказали тонкий журнал.
Возможно, Вам нужен журнал с большим количеством страниц и другими характеристиками.
Просим воспользоваться калькулятором

Артикул: 00815589
Год: 2018
Формат: А4 (210x290 мм)
Переплет: Мягкая обложка

Настройка блока страниц

Показать ▼

Страниц: 10 (листов: 20 ) (Рекомендуется 60 страниц )

Выберите количество страниц

Плотность бумаги: ?

48 гр./кв.м - тонкая недорогая бумага слегка сероватого или древесного оттенка. Используется для печати газет или аналогичной продукции. Имеет малую плотность и соответственно не высокую износостойкость. Преимуществом такой бумаги является низкая цена.

65 гр./кв.м - выбеленная бумага. Широко используется при печати книг, журналов и т.д.

80 гр./кв.м - выбеленная бумага. Используется для печати книг, журналов и т.д. Используется в бытовых принтерах. Прочность такой бумаги значительно выше предыдущих двух типов бумаги. Из такой бумаги рекомендуется заказывать журналы, для производств (пыль, грязь), пищеблоков (мокрые руки) и т.д.




Пронумеровать, прошнуровать, скрепить печатью: ?

Вы получаете печатную продукцию пронумерованной, прошнурованной и подготовленной для скрепления печатью в соответствии с действующими нормативными документами:

Стоимость работ по прошнуровке и скреплению составляет 45 руб.



9 из 10 покупателей заказывают прошнуровку и скрепление печатью
А 7 из 10 дополнительно заказывают нумерацию страниц


?

Нумерация страниц начинается с титульного листа до последней страницы журнала. Номера страниц расположены в нижних углах журнала.


?

Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.


?

Прошнуровка журнала осуществляется специальной лавсановой нитью, продетой через отверстия дырокола. Закрепляется картонной вставкой и наклейкой для печати.



Настройка обложки

Показать ▼

Швейно-клеевое скрепление ? Швейное скрепление

(делает переплет более прочным)

Швейное скрепление в процессе изготовления используются отпечатанные листы которые сгибаются, собираются тетрадками и сшиваются между собой нитками, что даёт блоку высокую прочность. Далее этот блок вставляется в переплетную крышку. (Используется одна переплетная крышка состоящая из картона плотностью 2,5 мм обтянутая бумвинилом). Потом блок соединяется с крышкой с помощью форзаца - бумажного листа. На верхнюю и нижнюю часть корешка блока приклеивается каптал, для визуальной красоты и законченности изделия.

Сделать тиснение на обложке: ?

Название журнала полностью переносится методом тиснения на обложку в основном используется золотая фольга (но также имеется в наличии серебрянная,синяя, красная). Можно произвести тиснение: название организации, логотип, любые комбинациии букв, цифр и рисунков.

Стоимость работ по тиснению составляет 80 руб.


Если Вы загрузили логотип Вашей компании, то мы можем оттиснить его вместе с названием журнала




Пронумеровать, прошнуровать, опломбировать: ? Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Подробнее о мягком переплете Мягкий переплет - один из наиболее недорогих и быстропроизводимых переплетов.

Обложка переплета изготавливается из плотной бумаги плотностью 160 г/м2, по Вашему желанию обложку можно заламинировать.

После того, как обложка готова и блок отпечатан, происходит их скрепление на скрепку, а если в блоке больше 60 страниц, то скрепление осуществляется на термоклеевой машине.

Мягкий переплет из-за простоты исполнения и доступной цены является наиболее популярным и одним из самых доступных видов переплета.

Способ скрепления:

?


?

Цвет обложки: белая

Ламинировать обложку: ?
Ламинирование - это покрытие полиграфической продукции пленкой. Ламинация позволит надолго сохранить привлекательный внешний вид полиграфической продукции и надежно защитит ее от загрязнения и механических повреждений. Мы выполняем односторонную и двухстороннюю ламинацию до формата А1 на специальных устройствах - ламинаторах. Основное назначение горячего ламинирования - защита изображения от различных внешних воздействий, к каковым могут относиться пролитый кофе, всевозможные попытки помять, соскоблить, исцарапать изображение, влажная уборка помещений, дождь, снег. Но опытные пользователи знают и о другом ценном свойстве ламинации: оно может значительно улучшить качество изображения. При использовании глянцевых пленок изображение "проявляется" краски становятся более контрастными и сочными. Благодаря эффекту "проявления" недорогая бумага с ламинированием приобретает вид роскошной фотобумаги.

6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.

За годы своей практической деятельности и в ходе наблюдения за работой коллег я имела возможностей знакомиться с различными формами журнала обследования устной и письменной речи. Последнее время хорошо зарекомендовали себя простотой оформления и полнотой сведений различные протоколы обследования устной и письменной формы. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

Обратимся к протоколу и рассмотрим его заполнение на конкретном примере.

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ______2________ КЛАССА «_А__» __сентябрь 2005___г.




Фамилия, имя

Письменная речь

Устная речь

Буква, слог

Слово

Фраза

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Словарь

Грамматич. категориии

Логопедическое заключение

пропуски

вставки

повторы

замены

смешения

перестановки

разрыв

слияние

повтор

замена

границы предложения

аграмматизмы

орфографические

перестановка слов

порядок предложений

пропуски слов

букв

слогов

слов

букв

слов

букв

слогов

акустич.

оптич.

акустич.

оптич.

букв

слогов

слов

истин.

зеркал.

кинет.

Иванова Дарья

+++

++

++

+

+

++

+

+

++++

+++

+++

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III

Петров Сидор

++

+++

+

+++

++++

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. ФФНР.

Тарков Данила

+

++

+

++++

++

Артикуляторно-акустическая дисграфия. ФФНР.

Степанкова Лилия

++

+++

++

+++

+++

Аграмматическая дисграфия, ОНР III

Науменко Настя

++

+

+

+

+

+

++

+

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. НВ ОНР

Королёва Анна

Дифференциация твердых и мягких

Звуковой анализ;

Дифференциация звуков во всех позициях;


- словарь

на изучаемые

звуки и буквы
- слова - паронимы

Словарь

на изучаемые

звуки и буквы
- слова - паронимы


-образование гласных 2 ряда;

Работа со схемой слова;

Запись букв, слогов, слов, предложений с аппозициционными звуками и буквами, обозначающимимягкость согласных на письме при помощи Ь знака;


10

3

Дифференциация звуков ц – тс.
Дифференциация звуков ч – щ.
Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста

-выделение звуков во всех позициях;

Дифференциация

твердых и мягких

Звуковой анализ;

Дифференциация

звуков во всех позициях;


- словарь на изучаемые звуки и буквы

Слова - паронимы;

Слова - паронимы;


-слуховые и зрительные диктанты

Тексты с аппозиционными звуками.


2. 45 часов (оптическая дисграфия)

Развитие неречевых процессов.

Зрительный анализ
Зрительное восприятие, внимание, память
Пространственные и временные представления


Развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры):

а) цвета (основные и оттеночные);

в) величина.

Развитие восприятия цифр и букв:

а) цвет (основные и оттеночные);

в) величина.

Развитие зрительной памяти;

Развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра …; время года; месяцы; дни недели; время суток;

Развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов;

Развитие зрительно-моторной координации.


Буквы.

Речевые процессы

Неречевые процессы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: а = о, и = у.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: и = ш( и =ш, И=Ш).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ БУКВ:

Буквы: л = м (Л=М, л=м) , п = т ( П=Т, п = т), б=д,

ц = щ (Ц = Щ, ц = щ)
Дифференциация оптически сходных букв (на уровне текста)


-уточнение артикуляции изучаемых звуков;

Соотнесение артикулемы - морфемы и графемы;

Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме;

Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;
-работа со словами-паронимами;


-закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе;

Развитие зрительного внимания;

Развитие зрительной памяти;

Развитие зрительно-моторной координации;

Развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве);

Развитие умений конструирования и реконструирования букв.

Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта).

В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребёнка в зависимости от возраста и структуры речевого дефекта.

В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла в виду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом или были чересчур громоздкими и неудобными в работе.

В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать ту, которая сможет отвечать главной цели – дать полную картину речевого дефекта, позволяющую без труда поставить заключение.

Основные разделы речевой карты:


  1. Анамнестические данные.

  2. Обследование фонетической стороны речи.

  3. Обследование звукопроизношения.

  4. Обследование строения артикуляционного аппарата.

  5. Обследование функционального базиса речи.

  6. Обследование лексико-грамматического строя речи.

  7. Обследование связной речи.

  8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребёнка).
В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, они составлены с учётом возраста и специфики речевого нарушения ребёнка. Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для школьника 2 – 4 класса. В приложение этой карты я предлагаю включить помимо традиционных образцов детских работ, задания, которые дети выполняют самостоятельно. Помимо этого проводить слуховые и зрительные диктанты рекомендуется дважды: сначала пишут в классе под руководством учителя начальных классов, потом на логопункте с логопедом. Работы детей анализируются. Логопед также просматривает рабочие тетради детей, выписывает специфические ошибки, и только потом ставится первичное логопедическое заключение.

Обратимся к образцам речевых карт. Их 3 вида:


  1. Речевая карта на ребёнка с ОНР.

  2. Речевая карта на ребёнка с дисграфией.

  3. Речевая карта на ребёнка с ФФНР или ФНР.
Первая, речевая карта рассчитана на первоклассника с ОНР и располагает набором заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения. При необходимости она может быть дополнена приложением , состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребёнком и тогда возможно использовать для обследования школьника с дисграфией. Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребёнка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

Речевая карта на школьника
МОУ №________ _________________ района

логопед _______________________________
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________

2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ______________

3. Адрес ____________________________________________________ Телефон ________________

4. Сведения о родителях: Мать_________________________________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопункт _________________________________________________________

4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку________________________________

математике _____________________________ чтению____________________________________

5. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Анамнез:

От какой беременности ребёнок _________________________________________________

Характер беременности__________________________________________________________

Роды_________________________________________________________________________________

(досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция)

Когда ребёнок закричал_________________________________________________________________

Асфиксия (белая, синяя)_______________________________________________________

Вес при рождении _____________ рост______________ Когда принесли кормить _______________

Как взял грудь ____________ Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания ___________

Выписан из роддома _________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Голову держит с________________Гуление____________________ Лепет_____________________

Сидит________________________ Первые слова___________________________________________

Ходит_________________ Первые фразы___________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________________

7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью______________________________________

8. Заключение психиатра_____________________________________________________________

9. Заключение оториноларинголога _____________________________________________________

10. Заключение окулиста_______________________________________________________________

11. Общее физическое развитие и перенесённые заболевания ________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

12.Состояние общей моторики__________________________________________________________

13.Состояние мелкой моторики__________________________________________________________

14. Состояние артикуляционного аппарата:


  • губы:
а) толстые, тонкие, короткие, расщелина ______________________________________________

б) подвижность ____________________________________________________________________

в) переключаемость _________________________________________________________________


  • зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________________________________________________________

  • твёрдое нёбо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное ________________

  • мягкое нёбо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное ____________________________________________________________

  • прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой, открытый, косой

  • язык:
а) массивный, маленький, укороченная уздечка ___________________________________________

б) подвижность: широкий_________, узкий ____________, вверх____________, вниз ____________,

маятник ____________, облизать верхнюю губу___________, облизать нижнюю губу___________

в) переключение: широкий-узкий __________________, вверх-вниз __________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу____________________, пощелкай ____________________________

г) удержание позы ____________________________________________________________________

д) тремор ____________________________________________________________________________

е) саливация __________________________________________________________________________

Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.

Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель - показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен на с. 28.

7. Паспорт логопедического кабинета

Составляется логопедом и содержит сведения о:

Состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;

Расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.);

Наличии в кабинете мебели;

Наличии необходимых пособий (картотека);

Наличии методической литературы;

Наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.).

Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.

8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий

В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.

Основная цель данного документа - фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.

Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв...» и т.д.

9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель - определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

Количество групп, занимающихся на логопункте;

Количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;

Частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;

Продолжительность занятий и перерывов между ними.

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе - устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.

Утверждаю _

Директор МОУ № _