Притча о зарытом таланте читать. Притча о талантах для детей

Притча о зарытом таланте, или хотя бы ее название слышали все, и все наверняка могут вспомнить ее обыденную мораль: не зарывай талант в землю, т.е. используй свои способности, таланты. Есть богословское толкование, но о нем позже.
Пока же попробуем внимательно вчитаться в текст притчи и проанализировать ее буквально, с точки зрения простого современного обывателя, крест на всякий случай носящего, но Библии не читавшего, молитв не знающего, и церковь посещающего, когда сильно припечет.
Во-первых, талант – древняя денежная единица, довольно крупная, равная 26-ти с чем-то килограммам серебра. Если учесть, что в те времена соотношение ценности серебра к золоту по весу равнялось 1:12 - лунный металл к солнечному, лунный цикл (месяц) к солнечному (год), то понятно, что по отношению к нынешнему серебру оно было намного ценнее. За один талант можно было купить более сотни коров, до полусотни коней и более десятка образованных рабов, а необразованных больше чем коней.
Ну, а теперь к тексту притчи. Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30.
Господин, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (14). И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился (15).
Что он им поручил, умалчивается.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов (16). Точно также и получивший два таланта приобрел другие два (17)
Что за дело, которое дает 100% прибыли? В казино что ли пошли? И удачно сыграли?
Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего (18).
Короче, решил не рисковать, припрятал – подальше положишь, поближе возьмешь.
По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета (19).
Сразу на ковер, давайте денежки обратно.
И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин, пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них» (20).
Вот это финт, а с чего такая бескорыстная щедрость? Сам деньги не просил, под проценты не брал, хозяин сам отдал на сохранение. Опять же раб, не компаньон, не родственник, чего так прогибаться? Или самому деньги не нужны? Тогда просто дурак.
Господин его сказал ему: «хорошо добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (21).
Теперь интерес раба проявляется, ублажая господина своего, становится он доверенным рабом, фактически надсмотрщиком над другими рабами.
Подошел также и получивший два таланта… дальше все то же самое что и в стихах 20,21. (22,23). Тоже становится доверенным рабом-надсмотрщиком.
Подошел и получивший один талант и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; (24) И убоявшись пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое» (25).
В общем, гордый раб, не стал прогибаться, отдал, что получил, и сказал хозяину в глаза, что о нем думает. И, видимо, не без основания, были на то причины, не праведным путем приобрел хозяин свое немалое богатство.
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (26)
То есть подтверждает слова честного раба, не отрекается от своей характеристики.
Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью (27)
Теперь понятно, каким образом рабы-прихвостни приумножили хозяйский капитал, дали купцам под 100% в рост, кредитовали так сказать.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (хозяин говорит своим рабам-шестеркам) (28) Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (29) А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (30)
Да, воистину, жестокий хозяин, короче, беспредел загнул, видать, закопали рабы-шестерки бедолагу живьем, чтобы знал, как пахану перечить, оттого плач и скрежет зубов.
Вот такая притча, наивным простым умом не понять, по формальной логике, если все принимать буквально по тексту, вначале абсурд, потом выявляется корысть, и в итоге садизм. Без наставника и толкователя не разобраться. Богословское толкование этой притчи Христа, изложенной в Евангелии от Матфея (гл25 стихи 14-30) намного сложнее и выглядит так: ибо удалившийся на долгое время хозяин (Христос) и передавший на это время своим рабам (ученикам-апостолам) деньги-таланты, а фактически божественные знания, по возвращении увидел, что двое рабов передали знания другим – умножили их, а третий раб оставил знания при себе, не передал никому. Если так, то ситуация проясняется, в этом ключе все логично, хотя и вызывает массу вопросов, и первый: зачем огород городить, если можно сказать проще и напрямую.
Хотя, с другой стороны, Христос был безусловно прав, ибо знал, кому проповедовал, а проповедовал Он соплеменникам-евреям, людям восточным, а Восток - дело тонкое, это мы помним по фильму "Белое солнце пустыни". И восточный ум весьма сложен и витиеват, тем более ум еврейский. Еврейский ум любую самую заурядную информацию воспринимает или как подвох, или как средство получить выгоду, ибо так настроен, просто не может по-другому. Это очень образно выразил еврейский русскоязычный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

Им понятней сложное, простое им неинтересно, простым они пользуются походя, мимоходом, для своей разумеется пользы. Но вот сложное использовать для своей пользы намного интересней, какой простор для всевозможных комбинаций, какая игра ума, какие выверты и каверзы, и победа в итоге - это эйфория коммерческого духа.
И хотя Христос проповедовал среди евреев и для евреев, результат его деятельности и жертва Им принесенная на кресте, привела к любопытному результату: Евреи как были так и остались приверженцами иудаизма, и Христа за Сына Бога не признали, а христианство завоевало Европу, а затем из Европы Америку и Австралию.

Но меня в этой притче удивило другое. Любая притча излагается в реальных ситуациях, единственно, что скрытый смысл дается лишь намеками. А ситуация такова: в те времена, когда писалось Евангелие, это 1-й век н.э., кредит под 100% обыденная реальность. Торгующим, т.е. купцам, чтобы погасить такой кредит надо сделать наценку на товар в 100%. Но они наверняка не альтруисты, им еще и свой гешефт отбить надо, это еще 100% надбавки, да и усердные рабы наверняка о своем наваре не позабыли, да плюс страховка за риск нападения на караван в страховой коммерческой компании «Соломон и Потц», да еще страховка собственной жизни, да откаты всяким мытарям и прочим должностным лицам, итого набегает наценка %% в 500. Вот это торговля, так торговля! А платят за все покупатели. А денежки-то в итоге скапливаются даже не у купцов - у ростовщиков, кредиторов, банкиров. Воистину, у имеющего приумножится, а у неимеющего и последнее отнимется. И ничего не поделаешь – торговля, рынок, капитализм.

Иная притча следует за притчей о десяти девах, которая также призывает нас быть бдительными в нашем служении Господу. Вся 25 глава посвящена этой важной теме. Третья притча – это притча о талантах. Давайте прочтем, начиная с окончания притчи о десяти девах.

Матфея 25:13-15:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».

Слово «ибо», которое я выделил жирным шрифтом, является связующим звеном между притчами о талантах и десяти девах, которое продолжает тему о нашей бдительности, потому что мы не знаем ни дня, ни часа пришествия нашего Господа. Иисус повествует о хозяине, который раздал разное количество талантов своим слугам, «каждому по его силе». Каждому Божьему служителю даются дары и таланты, которые должны быть использованы по Его замыслу. Это Его таланты и они раздаются по Его усмотрению. Каждый служитель получает разное количество даров и талантов. Один получил пять талантов, другой – два, а иной – один. Определяющим фактором, как должны быть розданы таланты, является индивидуальная способность каждого служителя приумножить полученные дары. Прочитаем, как же слуги господина распорядились доверенными им талантами.

Матфея 25:16-18:
«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего ».

Первые два раба сделали с талантами то, что и ожидалось от них: они пошли и умножили доверенное им. Однако третий раб пошел и закопал доверенный ему талант. Обратите внимание, что он не расточил серебро своего господина. Он не потерял его. Он просто ничего не сделал с ним. Другими словами, он не принес плода для своего господина. Давайте посмотрим на реакцию господина.

Матфея 25:19-30:
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Первые два раба получили вознаграждение за то, что умножили имущество своего господина. Третьего же раба он назвал лукавым и ленивым. Этот раб ничего не сделал. Он не навредил, но и не сделал ничего хорошего. Он был бесполезным. Каким был конец «бесплодного» раба? В последнем стихе притчи написано:

«Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Недавно я смотрел детский мультфильм, снятый по мотивам этой притчи. Его создатели решили изменить сюжетную линию в отношении судьбы третьего раба. Поэтому, вместо слов господина, сказанных ленивому слуге, два другие раба поделились с ним тем, что сами заработали, чтобы в итоге «все были счастливы». Очевидно, что не всем комфортно слышать слова Иисуса Христа. Поэтому, они решили их изменить. Не будем следовать их примеру. Давайте откликнемся на призыв о бдительности, звучащий в этой притче.

Воля Божья состоит в том, чтобы мы приносили плод, несмотря на то, что мы можем допускать ошибки и терпеть неудачи в нашем хождении с Богом. Это является нашей обязанностью, как христианина, а не предложением на выбор: если человек желает это сделать, то пусть делает, а если нет желания, то и не нужно этого делать. Он только упустит несколько наград, а так все в порядке, ведь он когда-то поверил Слову Божьему, а этого достаточно для Божьего Царства. Это не совсем верная точка зрения. Слово Божье, наоборот, призывает нас исполнять волю Бога, невзирая на свои ошибки и неудачи, а не просто слышать Его. Иаков говорит нам:

Иакова 1:22-25:
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но и исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

В Матфея 7:21-27 Господь прямо говорит:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их , уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их , уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ». Не достаточно ли прямо сказано? Повторюсь, это не означает, что мы безукоризненны в нашем хождении с Богом. Это означает, что мы с терпением проходим «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). Мы, следуя за Иисусом, стараемся исполнять Божью волю и, тем самым, приносить желанный плод. Силою Христа мы можем это делать, несмотря на все свои ошибки. Кому-то было предназначено пять талантов, кому-то – два. Господь не осуждает того, кому было дано два таланта, за то, что он приобрел на них только два других таланта, а не пять новых, например. Наоборот, Господь похвалил его, потому что он принес плод в соответствии с тем, что ему было вверено. Однако тот, кто не принес никакого плода, был осужден. Он, вместо служения Господу, служил другим господам (мы всегда кому-то служим). Его поступки повлекли за собой тяжелые последствия.

Свт. Иоанн Златоуст

Если же у евангелиста Луки в притче о талантах говорится другое, то я скажу на это, что об одном говорит одна притча, о другом другая. В притче у Луки от одинаковой суммы проистекли различные выгоды, потому что от одной мины иной приобрел пять, иной - десять, каждый потому различную получил и награду; здесь же напротив, и потому награда одинакова. Кто получил два таланта, тот и приобрел два; равно и тот, кто получил пять, пять и приобрел; а там, так как от одинаковой суммы один приобрел более, другой менее, то по всей справедливости они не удостаиваются и одинаковой награды. Но заметь, что везде не вскоре требуется отчет. Так, отдавши виноградник земледельцам, хозяин удалился, равно и здесь, раздав деньги, ушел; и все это для того, чтобы показать нам Свое долготерпение. Мне же кажется еще, что Христос этим делает намек на воскресение. Но здесь не земледельцев только и виноградник имеет Он в виду, а всех вообще делателей, потому что Он рассуждает не с начальниками только и иудеями, но со всеми вообще. Возвращающие деньги чистосердечно признаются, что они приобрели и что взяли у господина. Один говорит: господи, пять талант ми еси предал (ст. 20) ; а другой - два; и показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая. Что же говорит на это господин? Добре, благий рабе (так как заботиться о пользе ближнего свойственно доброму), и верный: в мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость господа твоего (ст. 21). Этими словами Он показывает полное блаженство. Но один из них не так говорит; а как же? Ведех тя, яко жесток еси человек: жнеши, идеже не сеял еси, и собираеши, идеже не расточил еси; и убоявся, шед скрых талант твой в земли, и се имаши твое (ст. 24-25) . Что же сказал ему господин его? Подобаше тебе вдати сребро мое торжником (ст. 27) , то есть, нужно тебе было с ними посоветоваться и уговориться. «Но они не слушают меня?» Это не твое дело. Какие слова могут быть снисходительнее?

Люди не так поступают, но самого заимодавца заставляют требовать. Царь же иначе; он говорит: надлежало тебе отдать, а истребование предоставить мне. Аз взял бых с лихвою , - разумея лихву проповеди - явление дел. Тебе надлежало сделать более легкое, а мне оставить более трудное. Но так как раб этого не исполнил, то господин и говорит: возмите от него талант, и дадите имущему десять талант. Имущему бо дано будет, и преизбудет; от неимущаго же, и еже имеет, взято будет от него (ст. 28-29) . Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца кроме этой потери ожидает еще невыносимое мучение, и вместе с мучением приговор страшного осуждения. Неключимаго раба вверзите , говорит он, во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом (ст. 30) . Видишь ли, что не только хищник, любостяжатель и делающий зло подвергается ужаснейшему мучению, но и тот, кто не делает добра? Итак, будем внимать словам этим. Пока есть время, будем стараться о нашем спасении; запасем елей для светильников; будем приобретать на талант. Если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы пролили реки слез. Одетый в нечистое платье обвинил самого себя, - и однакож не получил никакой пользы. Имевший один талант возвратил вверенное ему серебро, - и однако был осужден. Умоляли также и девы, приступали и стучались, - и все тщетно и напрасно. Итак, зная это, употребим и деньги, и старание и покровительство, и все на пользу ближнего. Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, - или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Двоеслов

Кто иной этот человек, отправившийся в чужую страну, как не наш Искупитель, вознесшийся на небеса в теле, которое Он принял. Земля - подходящее место для плоти, и она как бы переносится в чужую страну, когда через Искупителя нашего призывается на Небо.

Человек тот, отправляясь в чужую страну , передал рабам своим свое имение, ибо вверил свои духовные дары тем, кто в него верил. Одному он дал пять талантов, другому два, и еще одному один. Существует пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Пять талантов воплощают дар пяти чувств, то есть знание окружающего [мира]; два таланта обозначают осмысление [то есть теорию] и воплощение [то есть дело]; один талант обозначает только осмысление.

Сорок гомилий на Евангелия.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился

Человек домоправитель - это Творец и Господь всего этого. С отшествием слово притчи сравнивает Христово восхождение на небеса, или, вернее, незримость и невидимость Божественной природы. Под имением Божиим следует понимать уверовавших в Него в каждой стране и городе. Рабами Его называются те, кого Христос увенчивает в свое время славой священства. Ибо божественный Павел пишет: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр 5:4). Таковым Бог предает сотворенных Им, давая каждому духовное дарование, чтобы он придерживался рассудка и подобающего поведения. Это, скажем мы, и есть раздача талантов, подаваемых рабам не в равной мере из-за разных [способностей] разума.

И тотчас пойдя, сказано, они употребили их в дело. Слово тотчас показывает нам здесь, что дарованное Богом следовало бы употреблять в дело без всякого промедления. А объятые нерешительностью и ленью окажутся в крайних бедах. Действительно, некто зарыл, сказано, данный ему талант в земле, то есть сохранил в себе дар бесплодным и бесполезным для других. Поэтому отнимется у него талант и будет отдан богатеющему. Ибо таковые будут лишены Духа и даяния божественных дарований, а у трудолюбивых будет некое более богатое прибавление дарований.

Прп. Иустин (Попович)

Притча о талантах

Притча о талантах - это как бы объяснение притчи о десяти девах. Она нам ясно показывает, как надо евангельски бодрствовать и бдеть в этом мире, как души, люди приготавливаются к вечной жизни в Царстве небесном. Но точно также она нам наглядно показывает, как душа теряет Бога, а с Ним и мудрость, как она безумеет и с ума сходит, отвергая Бога и борясь с Богом и Божиим в себе и в мире около себя.

Этот мир - именiе Божие, ибо он творение Божие. Призывая людей из небытия в бытие, из несуществования в существование, Он им в действительности передает добро Свое; т.е. душа и тело, которые Бог дает каждому человеку, составляют добро Божие: именiе Его, но также и этот мир, в котором человек живет. Так, человек на самом деле не имеет ничего своего; все, что он имеет - это дар от Бога. Бог дал человеку столько божественных сил, что передает ему весь мир для управления, для жизни, для пользования: отправляясь (въ чужую страну) призвалъ рабовъ своихъ и поручилъ имъ именiе свое . Как сказано в начале Библии о людях, Бог, сотворив мир и все, в что в нем, передал его людям, сказав: «обладайте и владычествуйте имъ» (Быт. 1:28) .

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

Человек отходящий есть Господь, вознесшийся на небо и имеющий прийти взять отчет с рабов Своих – всех людей – о том, как они употребили Его имение. Замечательно, что количество талантов соображено Раздаятелем с силами приемлющих таланты. Не ропщи же никто, что тебе дано мало: тебе дано по твоим силам. Если бы дали тебе больше, ты не перенес бы и испортился.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-15 Ибо [это произойдет подобо тому], как человек, отправляющийся в далекую страну, призвал рабов своих и передал им благосостояние свое. И одному дал пять талантов, а другому - два, а третьему - один, каждому по силам его, и вслед за тем отправился

Человек этот домохозяин есть, несомненно, Христос, Который по Воскресении, восходя к Отцу как Победитель, призвав апостолов Своих, передал им учение евангельское, не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего; таким же образом и апостол говорит, что не могущих принимать твердой пищи он поит молоком (1 Кор. 3:2) . Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре. Под пятью, двумя и одним талантом мы должны понимать или различные дары (gratias), которые даны каждому, или в первом случае все подвергнутые испытанию чувства, во втором - разум и дела, в третьем - разум, которым люди отличаются от животных.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 14-19Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета

Сказав выше, что «не знаете дня, когда Господь придет» (Мф. 25:13) , Спаситель прилагает и притчу, показывая, что Он придет внезапно. Ибо Господь, как человек, отходящий в путь, призвал рабов Своих и поручил им то-то и то-то. Отходящим же называется соделавшийся ради нас человеком Христос или потому, что возшел на небеса, или же потому, что долго терпит и не вдруг требует от нас, но ожидает. Рабы Его - те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться. Обрати внимание на усердие его: он ничего не пренебрег, но тотчас же принялся за дело, удвояя то, что получил. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы. Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или божественные слова, ибо «слова Господни - серебро расплавленное» (Пс. 11:7) , или же другое какое-нибудь дарование, возвышающее и прославляющее человека, имеющего его, - и требует отчета в полученном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 14-15Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился

Итак, Господь подобен человеку, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имущество, испытанное в чистых словах, потому что Его слова - слова чистые, серебро, очищенное в горниле, испытанное, семь раз переплавленное (Пс. 11:7) .

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст 14-15 Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отъиде абие

Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его

Эта притча подобна вышеприведенной о верном и благоразумном рабе, но только иначе выражена. Она говорит о тех, которые получили от Бога дары учительства (названные здесь талантами вследствие драгоценности своей), и затем или воспользовались ими и принесли прибыль, или же закопали и потому не принесли никакой прибыли. Итак, говорит, что Сын Человеческий позвал рабов Своих, подобно человеку, отправляющемуся в чужую страну, и одному дал пять талантов, т.е. много, потому что дары учительства различны, как исчислил их апостол Павел, – другому дал два таланта, т.е. мало, а третьему – только один. Рабами этими можно назвать епископов и учителей церковных. Далее присоединяет и причину неравенства в распределении, именно: силу и способность каждого.

И отыде абие , т.е. и оставил их работать

Подобно тому, как в притче о винограднике сказал, что хозяин отдал его делателям и отлучился, так и здесь говорит, чтобы показать его долготерпение из того, что он не тотчас же требует. Некоторые отправлением этим называют Вознесение Спасителя на небо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

Лопухин А.П.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое

(Лк. 19:12) . В русском “Он поступит” подчеркнуто. Этих слов нет в подлиннике. Буквально: “ибо как человек, уходящий от своего народа, призвал своих рабов и отдал им имение свое.” Отсюда видно, что тут одно придаточное предложение, которое начинается с “как” (ώσπερ), а главного предложения нет. В нашем славянском эта греческая форма передана вполне точно (без главного предложения): “яко же человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое ” и т.д. Во многих переводах, старых и новых, также нет главного предложения. Так в Вульгате: sicut enim homo peregre proficiens vocavit servos suoset tradidit illis bona sua.« В английском (А. V.) сделано такое дополнение: For the kingdom of heavenis as a man travelling into a far contry who called his own servants и проч. (ибо Царство Небесное подобно человеку, отправляющемуся в далекую сторону, который призвал своих рабов и проч. В этом переводе есть главное и придаточное предложения, но главное не одинаково с русским переводом. Из сказанного можно видеть, как трудно передать точно на русском языке 14 стих. Что же это за оборот речи? Он называется мудреным словом: анантаподртон, которого нет в словарях, и не во всех грамматиках, и которое значит неотдача, невозвращение; отсутствие соответствия предыдущей речи. Такие обороты встречаются и в других местах в Новом Завете (например, Мк. 13:34); они называются еще эллипсисом (сокращением) или апосиопезисом (умолчанием) и употребляются для краткости речи. Такие же выражения были употребительны и в иудейском мидраше (Мерке).

Частица γαρ (ибо) связывает речь 14 стиха с предыдущей; но значение ее объяснить здесь нелегко. По всей вероятности, связь заключается в следующем: вы не знаете ни дня ни часа, и походите не только на дев, о которых говорилось в предыдущей притче, но и на рабов, которым один человек разделил имение свое. Потому что (γαρ) когда он отправлялся в далекую страну, то призвал и проч. Различие притчи о талантах от притчи о десяти девах заключается в том, что в последней изображается “личное состояние” членов Христова Царства, тогда как в первой указывается на их личную деятельность. Златоуст сравнивает притчи о девах и о талантах с притчей о верном и злом рабе (24:40-51) . “Эти притчи сходны с прежнею притчею о рабе неверном, расточившем имение господина своего.” Под словами “имение свое” не разумеется здесь недвижимая собственность, а только деньги. Из того, что дальше господин говорит: “над многим тебя поставлю” (ст. 21 и 23), можно заключать, что он не был даже сравнительно беден, и, отправляясь в дальнюю страну, поручил своим рабам только часть своего имущества.

У Лк. 19:12-27 подобная же притча рассказана раньше по времени и в другой связи, именно притча о десяти минах. Вопрос о том, тождественна ли притча о минах с притчей о талантах, весьма труден. Некоторые считают их за две различные притчи ввиду некоторых различий. Сюда относится, прежде всего, различие времени и места. Притча у Луки сказана была до входа Господня в Иерусалим и была обращена к народу и ученикам. Предполагают, что исторической ее основой были известные обстоятельства вступления на престол Архелая, когда он должен был отправиться в Рим и хлопотать там о престолонаследии (см. Шюрер 1:442). Притча у Матфея есть часть последней эсхатологической речи Христа; в этой притче нет никакого намека на “человека знатного рода,” “которого граждане ненавидели.” Она сказана была в ближайшем кругу учеников. Но, с другой стороны, очень близкое сходство по выражениям обеих притчей (хотя и не буквальное), особенно ср. Мф. 25:20-29 ; Лк. 19:16-26 , не позволяет отрешиться от мысли, что та и другая притчи были только вариантом одной и той же притчи. Тождественность обеих притчей признают многие серьезные ученые. При этом рецензию Матфея, как более “однородную и компактную,” признают оригинальной; а Лука, говорят, комбинирует с притчей о талантах другую притчу, а именно о возмутившихся гражданах. Теперь, конечно, решить очень трудно, как было на самом деле. Ввиду преимущественно различия выражений вероятнее, что были произнесены по разным поводам, при различных обстоятельствах и в разное время две отдельные притчи. На этом и приходится остановиться, так как для дальнейших суждений нет достаточных материалов. У Мк. 13:34-35 встречаем только легкий намек на обстоятельства, изложенные в притчах Матфея и Луки.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 14-30 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем. 1:4) ; из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе»… Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в далекую чужую страну, призвал рабов своих, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, и поручил им имение свое , отдал им на руки свои капиталы: и одному , более ревностному и способному, дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; и тотчас отправился . В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело , пустил их в оборот, и приобрел трудами своими другие пять талантов; точно так же поступил и получивший два таланта и приобрел другие два . Но не так поступил третий: получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего . Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. По долгом времени, приходит (возвратился) господин рабов тех и требует у них отчета . С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы: И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов , добытые его трудами и заботами, и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них : возьми их. Господин его был очень доволен таким усердием раба и сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю : я доверяю тебе и многое. Войди в радость господина твоего , раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них : возьми их. Господин его и этому рабу выразил свое благоволение и сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей безпечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий , суровый, безпощадный деспот, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания, пошел и скрыл талант твой в земле , чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно; вот тебе твое – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами: ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя: посему надлежало тебе только отдать серебро моё торгующим , отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала: и я, придя, получил бы мое с прибылью .

Затем господин обратился к другим слугам и сказал: «Этот раб обвиняет меня в алчности, хотя сейчас видел, как щедро я награждаю моих верных и усердных рабов. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов . Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет: ибо всякому имеющему дастся и приумножится , трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке, а у неимеющего отнимется и то малое, что имеет (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало: а этого негодного раба выбросьте во тьму внешнюю , бросьте в самую глубокую и мрачную темницу: там будет плач и скрежет зубов – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий!.. Сказав сие , закончив эту притчу, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе! Последуем в благоговении этому приглашению Господню, вникнем в смысл Его Божественной притчи, чтобы получить себе пользу душевную и избежать участи ленивого раба. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту… дал дары человекам» (Еф. 4:8) , как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще …от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3) . Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4) , а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне… и я приобрел» . Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я… а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел (1 Кор. 15:10) . Мы – рабы, ничего не стоящие…

Таким праведникам и смерть не страшна: она для них – конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина твоего, т.е. «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не восходило на сердце человеку» . Для верного раба более этой не может быть награды, потому что быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда», – говорил блаженный Иероним. «Получивший пять и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ: значит и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит надлежащим образом» (блаж. Феофилакт). Поучительно, что неисправным является в притче получивший один талант. Мог оказаться неисправным и получивший пять талантов; к несчастью, в жизни бывает нередко, что люди, весьма щедро наделенные от Бога и природными дарованиями и благами земными, не хотят употреблять их во славу Божию. Но Господь говорит в Своей притче о рабе с одним талантом, чтобы научить, что не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужит оправданием на суде Божием. «Иной успокаивает себя мыслями, – говорит Филарет, митрополит Московский, – я – не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант и ничего доброго не сделал; я нечто делаю; то еще не беда, что некоторые заповеди не исполнены, некоторые дни или часы не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра обращены только к удовольствию собственному… Ах, клеврет мой, ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному в малом Он дарует многое, следовательно, допуская неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое»… Поразительна дерзость ленивого раба: он не стыдится назвать своего господина в глаза жестоким и алчным. Так и закоснелый, неисправный грешник может дойти до того, что будет готов обвинять Господа Бога в своей погибели, как будто Бог призывает к труду – и не дает умения и сил, возлагает бремя – и не услаждает сердце несущих это бремя. Ленивый раб хвалится тем, что возвращает талант в целости господину. Но не для того господин вручил ему этот талант, чтобы только сберечь его, а чтобы приумножить. Не для того, например, Господь дает человеку богатство, чтобы он берег его под замком, но для того, чтобы благотворил ближним и через это умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтоб все это употреблял на пользу ближним и через это еще более в самом себе укреплял эти дары Божии во славу Божию и себе во спасение.

Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты: лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, из благодарения Господу Богу за то добро, какое они через нас получили, их и наше через них, по их молитвам, спасение вечное… В сущности, возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять. И ленивый раб только хвалится, будто он добровольно возвращает талант: на самом деле талант у него отнимается: «возьмите у него талант» , – говорит господин. Так и бывает с тем, кто не употребляет даров Божиих во славу Божию. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29) . И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар… Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить безпечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу»…

Троицкие листки. №801-1050.

Басня Леонардо да Винчи

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно...

  • 2

    Воронёнок и ворон Басня Александра Апарцева

    В вороньей стае жил-был Воронёнок, В нём пробудился редкостный талант - Он пел!.. Возможно, что с пелёнок Он слушал песни таборных цыган. Он подражал, и в этом подражанье Горел огнём и так являл свой пыл, Настолько артистичным был и рьяным, Что покорил...

  • 3

    Гениальность Притча от Александра Выженко

    Как-то разговор зашёл о выдающихся людях мировой истории. Потом пришли к решению дать определение гениальности. Кто-то изрёк: - Гений - это человек, который владеет сверхъестественной способностью взваливать на себя трудности. Другой сказал: - Гений - ...

  • 4

    Гений и Время Притча от Петра Мордковича

    Господин Гений, - крикнула секретарша, - к вам посетитель! - Скажите, что у меня нет времени. - Теперь есть, - успокоил Гения посетитель, проходя сквозь дверь. - Всё в порядке. - А вы, собственно, кто? - спросил Гений. - Я-то? Да я и есть Время. ...

  • 5

    Гений Поля Сезанна Историческая притча

    В течение тридцати пяти лет Поль Сезанн жил в полной безвестности; он писал шедевры и дарил их ни о чём не догадывающимся соседям. Его любовь к искусству была столь всеобъемлюща, что ему никогда не приходила мысль о том, что его гений будет признан во...

  • 6

    Захваленная певунья Басня Сергея Михалкова

    Жила-была певунья Канарейка. Жёлтенькая, с хохолком. Голосок у неё был небольшой, но славный - приятно было послушать, как она поёт. Её слушали и хвалили: - Ах, какая способная! - Какая талантливая! А однажды она даже услышала такое: - О несравненная! ...

  • 7

    Земледелец и музыкант

    Два сына были у отца: старший - земледелец, а младший - музыкант. Когда отец умер, старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат...

  • 8

    Золото и милосердие Христианская притча

    Жил один мастер. Он резал из дерева красивые киоты и иконостасы, богато украшал их золотом и серебром. Слава о его мастерстве разнеслась по всей округе. Богатые люди охотно покупали киоты и иконостасы, вышедшие из-под резца мастера, и всю свою жизнь жил...

  • 9

    История о Советнике и Великом Певце Деловая притча от Сергея Занина

    Жил когда-то, а пожалуй, и не так уж давно, Великий Певец. Хотя будет справедливее назвать его Величайшим, ибо он превзошёл славой и Стезихора с Сицилии, и Ариона из Коринфа, и Ивика из Регия, и даже самого Орфея из Фракии. Когда он начинал петь, весь...

  • 10

    Как постичь Бога? Христианская притча

    На одной лекции Мастер сказал: - Гениальность композитора проявляется в написанной им музыке, но, разбирая ноты, гениальность не увидишь. Талант поэта заключается в его стихах, но, изучая стихи, талант не постигнешь. Бог проявляет себя в Мироздании, но...

  • 11

    Как талант друга искал Притча от Александры Лопатиной

    Ходил по свету талант. Многие хотели подружиться с ним. Ум говорил: - Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум. Глупость предлагала: - Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной. Богатство...

  • 12

    Капли таланта Притча от Натальи Мурадовой

    Однажды Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил первых людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, ...

  • 13

    Любовь живёт в сердце Притча от Александры Лопатиной

    Старый художник сказал своим ученикам: - Я учил вас три года, теперь идите, ищите сокровища жизни. - Что это за сокровища, учитель? - удивились ученики. - Сокровища мудрости, веры, красоты, трудолюбия. Если вы передадите на своих полотнах эти чувства, ...

  • 14

    Маленький художник Притча от Александры Лопатиной

    Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома. - Ах, негодник! - раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем. - Уголь не смоешь, так пусть...

  • 15

    Мудрец и художники Притча неизвестного происхождения

    Однажды, странствуя по миру, мудрец забрёл в неизвестный ему город. В этот прекрасный день проходили соревнования среди художников. Картин было много, и судьям предстоял нелёгкий выбор, чтобы определить лучшего художника в Китае. Прошло какое-то время, и...

  • 16

    Осёл и Собака Басня Жана де Лафонтена

  • Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея . В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

    «...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

    По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

    Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

    Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

    Мораль : любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

    Комментарий : я специально привела притчу полностью, поскольку в ней, кроме общепринятой линии, есть еще две, весьма любопытные и полезные для объяснения.

    Несмотря на то, что слово «талант» изменило свое значение, смысл фраза сохранила. Мало иметь талант. Он требует заботы, развития и большого труда. Только в этом случае можно что-то ожидать. В рамках детской психологии эта фраза может иметь и такое значение – чтобы ребенок стал взрослым, способным эффективно реализовать себя, в него нужно вложить много сил.

    Две дополнительные смысловые линии, о которых почему-то не упоминается в связи с этой притчей, следующие. Последний раб обратился к хозяину с оценкой его личности. В ответ и сам получил оценочное суждение. Это полезная иллюстрация неэффективного взаимодействия: оценочное суждение болезненно задевает человека и всегда ошибочно, так как неполно описывает личность. Стоит учить детей, обращаясь к другим, не пользоваться выражениями: «Ты – такой-то (такая-то)».

    Последняя смысловая линия связана с фразой хозяина, который спокойно говорит, что приумножится у того, кто имеет, а у того, кто не имеет, только отнимется. Это реальность жизни, хотя политики постоянно говорят об ином.

    Диапазон применения байки : групповой тренинг с подростками, направленный на обсуждение всех трех смысловых линий, входящих в притчу. Индивидуальное консультирование родителей по поводу одаренности ребенка.

    Другие новости по теме.