За последние несколько лет линии времени стали одной из наиболее интересных и результативных техник НЛП. Раньше они использовались в индивидуальной психотерапии и консультировании. Но их понимание и умение использовать будет полезно и для тренеров. Сегодня они также находят все большее применение в образовании и бизнесе.
Идея, лежащая в основе линий времени, известна много тысяч лет: люди классифицируют время (и воспоминания) на прошлое, настоящее или будущее. Так что же было обнаружено за последние десять лет? Первые исследования провел Ричард Бэндлер в рамках НЛП, затем их подхватили многие,- в частности Тед Джеймс и Уайатт Вудс-мол. Их книгу «Терапия линией времени и основа личности» (James and Woodsmall, 1988) должны прочитать все, кто интересуется этим предметом. Кроме того, Тед Джеймс, который бывает в Великобритании по крайней мере один раз в год, ведет сертифицированные курсы практиков и мастеров «Терапия линией времени» и является ведущим тренером и разработчиком в этой области.
Линия времени - характеризует способ мозга различать и хранить воспоминания. Многие понимают, что существуют какие-то механизмы управления этими процессами, но никогда не задумываются, какие именно. Несомненно, мозг должен идентифицировать различные события прошлого или отличать прошлое от настоящего, но мало кто знает, как это происходит.
Кроме того, нужно выяснить, какое воздействие оказывают воспоминания (независимо от того, как они хранятся) на личность человека и его реакцию на события.
Есть два способа сделать это: · Чтобы найти общее направление линии времени: – остановитесь, загляните в себя, рассмотрите случай из прошлого и укажите место, где хранится это воспоминание; – остановитесь, загляните в себя и рассмотрите предстоящее событие, например отпуск, покупку автомобиля, переезд в другую квартиру, устройство на новую работу. Укажите место, где хранится это событие. Как правило, эти два места не совпадают. Обращаясь к мета-программе, связанной со временем, обычный паттерн был бы таким: – «сквозное время» часто заполняется событиями слева направо либо сверху вниз, может иметь V-образную конфигурацию или находиться перед человеком, не проходя через его тело; – у людей с «включенным временем» некоторые воспоминания будут находиться позади них или проходить через часть их тела или голову.
Чтобы в деталях представить линию времени: а) вспомните что-нибудь, что случилосьнеделю назад, отметьте, где это хранится; б) вспомните что-нибудь, что случилось три месяца назад, отметьте, где это хранится; в) вспомните что-нибудь, что случилось шесть месяцев назад, отметьте, где это хранится; г) вспомните что-нибудь, что случилось один год назад, отметьте, где это хранится; д) вспомните что-нибудь, что случилось пять лет назад, отметьте, где это хранится; е) подумайте о чем-нибудь, что произойдет через неделю, отметьте, где это хранится; ж) повторите пункт «е» для трех месяцев, шести месяцев, одного года и пяти лет.
Примечание. Хотя понятие «линия» подразумевает прямую, линия времени может иметь любой вид и размер. Я знал обучающихся со спиралеобразной линией времени, исходящей из макушки, или с очень коротким отрезком прошлого времени (несмотря на прожитые 47 лет) и будущим, уходящим к горизонту. Встречал линию времени с углом в 90 градусов и круговую с разрывами. Вид линии времени индивидуален. Каждый по-своему хранит свое время. Поэтому тот, кто помогает выявить линию времени, не должен влиять на респондента, пытаясь «подогнать» его линию под свою своей собственной, либо ту, которая ему уже известна или кажется подходящей.
Использование языка и его воздействие - существенный фактор при выявлении линии времени. Английский и другие языки имеют богатые возможности для указания времени действия. Нельзя недооценивать влияние языка на мотивы, которыми руководствуются обучающиеся в своем поведении и действиях. Тренер может использовать подходящие слова, фразы и виды времени и, изменив время глагола, перенестись в будущее, встроить позитивный язык, стремясь достигнуть изменений.
Установив раппорт с обучающимся, тренер может с помощью языка добиться довольно глубоких изменений в его понимании ситуации и реакции на нее. Например, вместо вопроса «Какие проблемы были у вас раньше при изучении этого материала?», тренер должен поинтересоваться: «Что вам мешает в изучении этого материала?», сместив ситуацию в настоящее, чтобы разобраться и принять меры. Обучающийся не сможет справиться с трудностями, рассматривая их в прошлом.
Другой часто приводимый пример - использование продолженного времени. Это очень мощный паттерн языка. В контексте линии времени, например, лучше сказать «Я собираюсь заниматься этой темой», чем «Я займусь этой темой».
В психотерапии линии времени используются в различных целях, в частности: – для выявления глубинной причины проблемы; – для устранения отрицательных эмоций; – при рефрейминге частей; – для устранения тревоги; – для устранения ограничивающих убеждений; – для устранения фобий; – при создании образа будущего.
В тренинге знание и понимание линий времени может иметь неоценимое значение. Обращая внимание на время, которое обучающиеся используют при описании, можно много узнать о том, как они действуют.
Тренер может использовать линии времени для решения проблем в будущем. Этот прием был предложен Тэдом Джеймсом, который, как уже упоминалось, проводит в Великобритании семинары на эту тему. · Сформулируйте цель так, чтобы она удовлетворяла критериям SMART, то есть была конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной, определенной во времени. · Определите, что будет свидетельствовать о достижении цели. · Представьте картину - аудиальную или кинестетическую реперезентацию. · Войдите в эту картину - ассоциируйтесь. · Установите свои качества, используя субмодальности. · Выйдите из картины - диссоциируйтесь. · Проплывите с созданной картиной по линии времени. · Придайте картине энергию с помощью четырех глубоких вдохов - вдох через нос, выдох через рот. · Перенеситесь в будущее. · Поместите картину на линию времени в точку последнего шага. · Отметьте события между будущим и настоящим и переоцените их в контексте достижения цели. · Перенеситесь в настоящее. · Ощутите себя в настоящем.
Этот очень эффективный прием, помогающий обучающимся достичь целей. В комплексе с другими подходящими техниками он является испытанным методом тренеров. Кроме того, они могут использовать его, преследуя их личные цели, как во время тренинга, так и в других ситуациях.
Некоторые тренеры недоумевают, как использовать линии времени. Это действительно проблема, которая при первом столкновении может даже шокировать. В моем опыте использования линий времени в тренинге, большинство было очаровано ими и хотело опробовать. Но не страшно, если кто-то в группе не хочет принимать в этом участия, не нужно никого принуждать. Обычно я предлагаю им посидеть просто так или сходить попить кофе: не нужно никого принуждать. Те, кто остается, часто фактически проходят этот процесс и впоследствии благоприятно отзываются, убедившись, что линии времени развивают основные навыки, например, тренировки и оценки, и успешно применяются в разнообразных ситуациях. Занимаясь НЛП, нельзя недооценивать и такое немаловажное свойство его методов, как способность интриговать обучающихся и вызывать их любопытство.
Применение линии времени дает прекрасные результаты не только «в действии» - как элемент специальных техник и приемов. Пользуясь этим понятием, можно помочь людям выйти из тупикового состояния или определить направление развития, объяснить различные способы восприятия прошлого, настоящего и будущего без выполнения каких-либо действий.
Также интересно, сколько человек обратит внимание на подобное воздействие. Большинство отмечает существенные перемены, изменения динамики или достижение определенной цели (и реагирует на них), но не осознает, как именно это произошло.
УПРАЖНЕНИЯ 1. Используйте упражнения на выявление линий времени, описанное в этом разделе. 2. Сочетайте технику линий времени с другими подходящими навыками и техниками, такими как субмодальности, осознание невидимого. 3. Используйте технику линий времени при подготовке к проведению тренинга.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
На встрече разрабатывалась новая программа трехлетнего тренинга, состоящая из восьми курсов. При обсуждении участники увязли в выяснении деталей, что привело к фрустрации и препирательствам. Но ситуацию разрядил следующий вопрос: «Представьте, что прошло три года и тренинг закончился успешно. Каковы основные факторы, позволившие достичь целей?» Ход встречи изменился, и она прошла благополучно.
Не требуется никаких специальных знаний о линиях времени - нужно лишь понимать, как они работают.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ · Обучающиеся подразделяют время на прошлое, настоящее и будущее. · Придерживайтесь алгоритма выявления линии времени. · Обучающиеся обычно хранят события в «сквозном» или «включенном» времени. · Детализируйте линию времени. · «Линия» не обязательно должна быть прямой. · Помните о роли языка в классификации и использовании времени. · Используйте подходящие слова, фразы, репрезентации, изменение времени глагола и позитивный язык, чтобы достичь существенных изменений. · Используйте продолженное время, чтобы достичь изменений. · Используйте линии времени, чтобы заинтриговать и возбудить любопытство обучающихся.
: Линия времени.
Продолжительность:
1ч 40 мин
Краткое содержание диска:
Подробное описание и содержание диска НЛП-Мастер: Линия времени:
А. Модель SCORE определяет первичные компоненты, необходимые, чтобы эффективно организовать информацию о любой цели или изменении. Эти элементы представляют минимальное количество информации, которое нужно собрать, чтобы добиться изменений.
В. Жизненные проявления – это специфические характеристики или черты, которые связаны с каждым из вышеприведенных элементов.
В этими жизненными проявлениями являются:
С. Поведенческие демонстрации – это особые, доступные для наблюдения примеры этих жизненных проявлений в поведении. Поведенческие демонстрации должны быть выявлены для каждого из элементов SCORE.
Техника внесения изменений в субъективное прошлое ради изменений в настоящем и будущем.
Работа в парах. А – клиент, Б – тренер
Проясните для себя эти качества. Запомнив все эти качества, положительные воспоминания, способности, вернитесь назад к точке настоящего над вашей Линией Жизни и ответьте на вопрос:
Этот процесс углубляет и дополняет глубинные цели, которые Вы определили в процессе личностного своеобразия. (Когда Вы выполняете этот процесс, Вы можете добавить к списку глубинных целей любые дополнительные ресурсы, которые Вам бы хотелось сделать доступными в вашей жизни): Глубинные цели, определенные в процессе личностного своеобразия, таковы: …
На курсе НЛП-Практика многие знакомятся с понятием "Линия Времени" и даже узнают, что работа с ней выделилась из НЛП в отдельное направление "ТаймЛайн терапия", но что это такое, и с чем его едят, оказывается, знают в нашей стране немногие. Благодаря проекту "Звёзды НЛП на небосводе России" мне представилась возможность пройти сертификационный курс Тайм-лайн-Практик с 20 по 23 января 2000 года. Вёл его Бо Щёберг (Bo Sjoberg).
И надо сказать, это были очень интересные четыре дня! Порой, мне кажется, я оказывался в позиции тех психотерапевтов, которым в 70 х годах Бэндлер и Гриндер пытались объяснить, что фобию можно вылечить за 15 минут. "Так то оно так," – думали они – "но ведь на это уходит полгода. Не может быть, чтобы всё было так просто..." Вся аудитория, по-моему, периодически впадала в раздумья на тему: "Как-то это всё поразительно легко. Как же это может действовать?". Надо сказать, что сам Бо так и не смог разъяснить нам причины того, почему предложенные им техники работают. Возможно, ему помешал языковой барьер, но мне кажется, он и не старался. Работают – и всё тут! Какая разница, что мы учились делать то же самое на курсе Практика очень долго и тщательно – получите ещё один новый быстрый способ делать это!
Выявление линии времени
Это, разумеется, самое первое, с чего начинается всякая работа в ТаймЛайне. Само по себе выявление линии времени, довольно подробно описано, например, у Андреасов ("Измените своё мышление и воспользуйтесь результатом") и делается на многих курсах Практика. Напомню технологию в двух словах: клиента просят вспомнить или представить какие-либо события в прошлом или будущем и калибруют изменение направления его взгляда и другие характеристики, указывающие на время. При этом и сам клиент, как правило, способен составить для себя представление о своей собственной линии времени.
Если посмотреть на то, как это делал Бо, то можно сделать вывод, что он, пожалуй, не придает большого значения тщательности этой процедуры. Просто в несколько вопросов клиента просят составить представление о его линии времени ("Когда ты думаешь о прошлом, откуда приходят воспоминания?").
При этом можно просить клиента представлять какое-то повторяющееся событие (чистка зубов, причёсывание, завязывание ботинок) в разные моменты времени (как предписано "классической" техникой выявления линии времени) или просто просить подумать о каких-либо прошлых и будущих событиях. Линии могут получиться разные, но это несущественно.
Похоже, что такое отношение является проявлением очень важной пресуппозиции, которую Бо однажды произнёс довольно явно: Линия времени – это не реальность, а способ влиять на стратегию реальности. Таким образом, оператору почти не важно, как конкретно выглядит линия времени клиента, пока клиент способен сам с ней работать. И нет необходимости выяснять "истинную" или "реальную" линию времени – работает любая, которую человек признал за свою.
Так что выделенный выше текст я лично принял за основную пресуппозицию Тайм-Лайна, хотя Бо и зачитывал (и выписывал на доске) основную пресуппозицию по версии Теда Джеймса (основателя ТЛ) – Всё обучение поведенческим изменениям происходит бессознательно. Из неё делается простой практический вывод – клиенту не обязательно осознавать, что с ним происходит, когда он например, перемещается в другую точку на линии времени. Если он видит, что находится в другой точке своей линии времени и его ощущения меняются – значит бессознательное работает и всё в порядке. Можно, конечно, узнать, что там происходило в этой точке (об этом ниже), но это только время терять.
Типы линий времени
Линии времени у разных людей различаются. И в разных культурах преобладают разные типы линий времени. Этот интереснейший вопрос, однако, почти не был рассмотрен на семинаре... За исключением пары случаев.
Первое: так уж случилось, что большинство людей, с которыми Бо работал на сцене заявляли, что их линия приходит слева и уходит направо "в форме параболы" (это цитата). Дне на третьем это стало сильно забавлять Бо, и он даже объявил о том, что открыл новый тип линии времени "Russian parabola". По его словам в других странах он не встречал такого преобладания одного вида линии времени (лично я думаю, что это связано с тем, что большинство участников бессознательно "выстроили" себе линии времени, бессознательно стараясь подражать "стандартному" типу – они уже и раньше "играли" в ТаймЛайн – кто на курсе Практика, кто по книгам)
Второе: Бо несколько раз спрашивали – а не замечал ли он, что арабы преимущественно имеют "включенную" линию времени (то есть, линия времени проходит через тело, идя сзади впёред). Опять же, такое должно быть, судя по литературе (см. например "Введение в НЛП" О"Коннора и Сеймора). Оказалось, что практика не подтвердила такой гипотезы – живущие в Европе арабы (по мнению Бо) не выделяются из популяции видом линии времени. Это связано, по его мнению, с тем, что "включенная" линия времени в значительной степени выстраивается под действием мусульманских религиозных убеждений (что будет завтра – в руках Аллаха, правоверному незачем этим заниматься). Арабы же, живущие в Европе, (особенно, я думаю, в северной) не столь уж религиозны.
Основной метод
После выявления линии времени Бо сразу же безо всякого перехода и предупреждения показал нам самое главное в ТаймЛайне (по крайней мере, как я это понял): как только клиент составил образ своей линии времени, его сразу же просят подняться над ней "как на вертолёте", или лифте (или любая другая метафора). Похоже, это принципиально отличается от работы с линией времени во всех остальных школах.
Работа ведётся только в воображении клиента. Никаких якорей на полу не раскладывается и никто никуда физически не перемещается.
Основное время работы клиент диссоциирован от своей линии времени, причем находится над нею. Он только изредка возвращается на нее и снова поднимается над ней.
Разумеется, в конце клиента прямо просят опуститься на линию времени в точку настоящего. Это, как я понимаю, одно из их требований экологии.
Все техники ТЛ отличаются только "маршрутом" движения над линией времени.
Почему делается именно так – Бо объяснять не стал... Но делал он именно так.
Разрядка негативных эмоций
И первое, что он нам показал (без всякого предупреждения) – технику разрядки негативных эмоций. Это самая "сложная" из всех техник, которым мы обучились, но даже её сложность такова, что требует записи в кавычках. В этой технике (по моему) содержатся все основные шаги работы с линией времени.
По своему же назначению эта техника схожа с изменением личностной истории и служит (как четко заявлено в названии) для уменьшения интенсивности (или полного выключения) периодически возникающих неприятных переживаний. Для того, чтобы достичь этой цели нужно выполнить следующие несложные шаги:
Событие | Настоящее | ||||
Над временной линией | 3 | 2 | 1 | ||
На временой линии | 4 | 5 |
В общем, очень простая техника. Как раз из тех, у которых описание длиннее, чем исполнение. Вся магия здесь скрыта в точке 3. Почему в ней происходит разрядка эмоций до конца не понятно. Вернее объяснений множество, и ни одно не кажется вполне подходящим:
С чисто житейской точки зрения – какие могут быть негативные эмоции, когда событие еще не произошло? Вот их и нет! Непонятно только, как в этом случае это состояние переносится потом в точку 4 – никаких (явных) якорей ведь в этой технике нет.
С другой стороны, движение из точки 1 в точку 3 в чем-то напоминает технику быстрого лечения фобий. Однако здесь не делается просмотра прошлых событий и нет (явной) работы с субмодальностями. Неявно они, конечно, изменяются (ведь меняются эмоции). Я, например, отметил очень сильные субмодальные сдвиги (цвет линии времени, например) сразу же при переходе через точку 2 в прошлое, но эти сдвиги являются результатом техники, а не ее рабочим элементом.
Здесь разумеется, явно применяется диссоциация (в форме ухода с линии времени), и это тоже способно уменьшать интенсивность ощущений, но почему они тогда сохраняются и при ассоциации?
В материалах к семинару указаны еще три причины исчезновения эмоций, однако они уже совсем непонятны. Даже сам Бо признался, что они не имеют для него никакого смысла. Так что я привожу их просто на всякий случай:
Единственный способ для этой техники не сработать – это если в точке 3 не отмечается изменения ощущений. Такое случается, и не так уж редко. В этом случае рекомендуется сделать следующее:
Если из этой техники отбросить один шаг, то получится ТаймЛайн-способ работы с убеждениями:
Изменение ограничивающего решения
Итак, если вам кажется, что когда-то вы приняли (сознательно или бессознательно) некое решение, которое вас теперь ограничивает, то это можно легко изменить. За точку 4 при этом принимается событие, когда вы впервые приняли такое решение. При этом нет нужды заходить в точку 1 (спустя полчаса), и можно сразу пойти в точку 2 (над событием). Кроме того, в точке 4 (в самом событии), когда и если эмоциональное состояние изменилось, нужно прямо выяснить: какое новое решение вы теперь хотите принять в этот момент. В остальном это в точности та же техника.
Кстати, хотя Бо этого (явно) и не говорил, оказалось, что можно изменять принятое решение, даже не зная его сути (эта идея хорошо согласуется с основной пресуппозицией ТаймЛайн терапии). В этом случае на первом шаге можно попросить бессознательное выбрать какое-либо ограничивающее решение, которое хорошо было бы изменить. Хотя содержание решения не известно, с ним можно поработать, например, через метафору (образ). Далее техника делается в обычном варианте, то есть просим бессознательное найти точку на линии времени, где было принято такое решение и далее (со всеми остановками). На шаге замены решения можно также попросить подсознание выразить это путём замены образа, связанного с решением. Кроме того, в этот момент (разрешения ситуации) старое решение может вдруг осознаться, и соответственно, тогда и новое решение можно принять сознательно.
Работа с беспокойством
Предыдущие две техники работали с прошлым. Следующая же ориентирована на будущее. Представьте, что вас ждет какое-то важное событие и вы не уверены, что вы будете там вести себя наилучшим образом. Например, а вдруг вами овладеет волнение (в ситуации публичного выступления, например)?
Действия в этом случае зеркально повторяют две предыдущих техники, но ещё более упрощаются:
Разумеется, эти три основных техники так четко обособлены только для удобства изложения. На практике они часто перемешиваются. Например, при попытке изменить ограничивающее решение, обнаруживается, что в его производстве участвует сильная негативная эмоция, которая не даёт изменять это решение. В этом случае возможно в ходе техники изменения убеждения сделать "лирическое отступление" и разрядить эмоцию, а затем вернуться и завершить процесс изменения решения.
Кроме того, в "джентльменский набор" ТаймЛайн-практика входят еще такие техники, как лечение фобий, визуальное сдавливание, шестишаговый рефрейминг, но мы ими не занимались, так как подавляющее большинство участников проходили их на курсе НЛП-практик. Соответственно, и я про них здесь ничего не скажу, кроме того, что они могут быть естественным образом сочетаемы с вышеизложенными техниками.
Исследование и изменение будущего
Освоив основные терапевтические техники, мы перешли к тому, что считается коньком ТаймЛайна. Прямое (почти по-детски наивное) изучение собственных представлений о будущем и их изменение. Начали мы, как водится, со сбора информации.
Как всегда, поднявшись над линией времени, мы поочередно оказывались над точками линии времени отвечающими 3 месяцам спустя, 6 месяцам, 1, 2 и 3 года. Мы опускались в каждую из этих точек и выясняли, что же там происходило по простейшей методике:
(Кинестетическая система используется как запускающая, а затем делается переход в визуальную – преимущественно – систему)
Для любого, кто хоть немного знаком с эриксоновским гипнозом, возникновение каких-либо образов не является чем-то сверхординарным. Но в метафоре ТаймЛайна все это происходит очень легко и естественно, без явного наведения гипнотического транса. Очевидно, само по себе представление собственной линии времени является хорошим способов наведения транса – без каких-либо дополнительных ухищрений.
А затем, естественно возник вопрос о том, как изменить свое будущее, убрав из него то, что нас не устраивает и добавив все, что нужно. Первым шагом здесь, разумеется, является построение желаемого состояния, удовлетворяющего всем необходимым критериям. Традиционно в НЛП это делается при помощи спецификации цели. Бо Щёберг предложил нам немного другую её форму – модель S.M.A.R.T. Фактически, в ней скрыты те же самые вопросы, но они по-другому "упакованы" и, возможно, удобнее в работе и запоминании (особенно для англо-говорящих):
Конкретная |
||
Измеримая |
||
Meaningful to you |
Значимая для вас |
|
Как если бы сейчас |
||
Достижимая |
||
All areas of your life |
Все области вашей жизни |
|
Реальная |
||
Ответственность/Экология |
||
Временная определённость |
||
Toward what you want |
В желаемом для вас направлении |
Мы попрактиковались в проверке того, что наши цели соответствуют всем этим критериям. Отдельным пунктом было сделано выявление собственных ценностей и проверка того, что цель соответствует им (это, как я понимаю, затронуто в пунктах M. и T. модели S.M.A.R.T.)
А вот потом мы стали делать то, о чём рассказывают всегда в разговоре о линии времени – установку своих целей на линию времени будущего. По доброй традиции семинара это оказалось несложно, но довольно забавно. Шаги этого процесса таковы:
Этот процесс каждый делал индивидуально (большинство остальных делалось в тройках – Оператор/Терапевт, Клиент, Наблюдатель) в следующем порядке: цель на 3 года, 2 года, 1 год, 6 месяцев, 3 месяца.
Изменение линии времени
Еще одна тема, которую приподнимают всегда, когда говорят о линиях времени – это идея ее изменения. Обычно это связывают с тем, что разные типы линии времени обозначают совершенно разные типы внутренней "карты" человека и соответственно приводят к совершенно разному поведению.
Классический пример разницы состоит в том, что люди со "сквозной" линией времени (их линия времени не проходит через тело) как правило имеют хорошее чувство времени и скорее "диссоциированы" от текущего момента своей жизни. Люди с "включенной" линией времени (когда она проходит сквозь тело) преимущественно живут текущим моментом ("ассоциированы") и не следят за временем. Типичный диалог двух этих типов может быть таким:
Ты почему опоздал! На целых... минут!
- Но я же уже здесь!
Впрочем, другие характеристики линии времени тоже важны – изломы, участки, отличающиеся цветом, толщиной и т.п. как правило маркируют события (в прошлом или будущем), которые оказывают очень сильное влияние на все аспекты жизни человека. Те участки, которые не видны (например, находятся сзади) или просто отсутствуют, наоборот, недоступны ни сознанию, ни подсознанию, и содержащийся в них опыт может быть не используем (что в модели НЛП считается не очень хорошим вариантом внутреннего устройства человека).
Иногда человек может чувствовать потребность, например "расширить" свою линию времени, так чтобы лучше видеть отдаленные периоды своей жизни, или слегка приподнять или опустить ее, чтобы сделать обращение с ней более комфортным.
В любом случае, все сходятся на том, что изменяя линию времени, мы изменяем весьма глубинные аспекты всего внутреннего устройства человека, так что здесь надо быть крайне осторожным. Вывод отсюда заключается в том, что, упомянув, о возможности менять линию времени, практически этому мало кто учит.
С другой стороны, если вспомнить базовые идеи, лежащие в основе этого курса, то можно прийти к выводу, что вид линии времени не настолько уж важен – лишь бы какая-нибудь была, чтобы можно было над ней подняться. А если человек хочет думать, что у него другая линия времени – он нуждается только в разрешении так думать. Соответственно, при такой позиции изменение линии времени представляется скорее игрой, в которую можно поиграть по просьбе клиента, но большой практической необходимости в этом нет. Но зато при таком способе думать об этом можно учить этому других. Что и произошло. Мы это делали!
Обычно, этот процесс происходит довольно легко (как, впрочем, и другие ТаймЛайн-процессы) и приводит к немедленно ощутимым результатам (изменение восприятия).
В настоящее время я склоняюсь к мысли о том, что изменение линии времени гораздо полезнее может быть применено в целях моделирования мастерства других людей, вживания "в шкуру" другого путем подстройки своей линии времени к его (ну и возможно, параллельно с другими методами моделирования). Однако, это требует дополнительных исследований.
Исследование прошлого
Ну и, наконец, еще одно применение концепции линий времени – изучение ("вспоминание") прошлых событий в жизни. Технически это делается так же, как исследование будущего (см. выше) – подняться над линией времени, увидеть интересующую точку, опуститься в нее, обратить внимание на ощущения, возникающие здесь и начать видеть и слышать, что же там происходило.
При этом оказалось, что этот процесс может легко использоваться не только для припоминания событий своей жизни, но также и для исследования "предыдущих" жизней – то есть мы вторглись в область, которую давно и уверенно оккупировали разного рода маги, мистики и экстрасенсы. Как всегда, оказалось, что принципы НЛП и здесь позволяют делать все гораздо быстрее и проще.
При этом, вообще говоря, заходя за точку зачатия, можно пойти по линии жизни одного из своих родителей – это выглядит так, как будто линия времени, уходя в прошлое раздваивается, и можно пойти по любой из них (по линии отца или матери). Многим удалось рассмотреть какие-то события из жизни родителей (и даже бабушек и дедушек). Как всё это соотносится с реальностью – неизвестно, но по крайней мере забавно.
Другой возможностью является пойти в предыдущую жизнь (естественно, если вы верите в перевоплощения, переселения душ и т.п. или хотите в это поиграть). Линия времени при этом выглядит, как резко изменяющаяся в момент зачатия, или просто, "перескакивает" в совсем другое место. Однако ходить по ней можно не менее успешно. Проверить реалистичность возникающих при этом образов еще более проблематично, однако получаемый при этом опыт безусловно является очень интересным и ценным и может быть использован в качестве ресурса.
Заключение
Свои заметки я закончу тем, с чего Бо начал свой семинар. Итак, основные направления, в которых применяются методы ТаймЛайн терапии, это:
Всё это не так уж и ново. Бесспорно, ТаймЛайн терапия (по крайне мере, на уровне ТЛ-практика) не добавляет ничего принципиально нового к навыкам, например, НЛП-практика. Однако, столь же бесспорно, что она добавляет новые (и весьма интересные) выборы на уровне поведения. А что нам нужно, кроме богатства выбора?
А если чуть-чуть обобщить... Мысль, которую я помещаю в самом низу этой страницы, состоит в том, что даже если мы думаем, что мы достигли фантастических успехов, и научились делать что-то в десятки и сотни раз быстрей и проще, чем раньше, и несмотря на то, что это все, конечно, правда, существует ещё по крайней мере один способ сделать это ещё быстрей, проще и эффективнее. Что радует.