Рэп музыка. Рэп словарь - все понятия и жаргон Rap Кочевые отрывки от русского рэпа написаны

Рэп музыка. Рэп словарь - все понятия и жаргон Rap Кочевые отрывки от русского рэпа написаны

Хип-хоп (ХХ) — Модная субкультура , образ жизни, берущие свое начало в афро-американских кварталах Америки, сочетающие в себе Хип-Хоп-музыку.

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна, может быть проста, но в тоже время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat): клэп снэр, а также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — kickdrum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

Рэп (rap) — ритмичный речитатив, положенный на музыку с рваным ритмом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC. Рэп является одним из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп»

Слово «рэп» произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».

Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythmand Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical Ameriсan Poetry» (Радикальнаяамериканская поэзия) и т. п. Однако rap в английском не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова — rapping, rapper, итп. В основном такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.

История

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чернокожих кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Afrika Bambaataa, то Grandmaster Flash. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.

DJ (disc jockey — диск-жокей, дидже́й) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения.

Doubble Time (удвоенное время) — это читка, примерно вдвое быстрее ритма битов.

Flow (флоу, подача) — умение разукрасить свой текст грамотным эмоциональным тоном.

R&B (ритм-н-блюз, ритм-энд-блюз, rhythm and blues, R’n"B) — это жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.

Respect (уважение) - хорошее расположение к человеку, уважение его творчества.

Skillz (навыки, умения) — общеприменимый термин, его можно применять абсолютно ко всему, что красит мастерство рэпера

Spelling (написание) — способ, за счёт которого рифмуется текст, передавая его содержание. Выражение "модный спэл" подразумевает применение в тексте современной игры слов и созвучий, которые реально встретить из всех жанров только в рэпе.

Style (стиль) — совокупность приемов, используемых МС, в уникальном сочетании. Имея свой стиль, рэпер начинает быть узнаваемым, как бы он ни читал, и как бы голос ни ставил. Свой стиль все МС имеют право называть, как хотят.

Акапелла — Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.

Альбом (album) — термин пришел к нам со времен виниловых пластинок, когда на одну пластинку помещался один трек, и их складывали как бы в альбомы (альбомы записей - record albums). Соответственно альбом - это собрание песен одного исполнителя в одну коллекцию.

Андеграунд (underground) — это музыка «не для всех», если перевести с английского как «подполье». Исполнители данного направления обычно не признают никакую коммерцию в любом проявлении, и принципиально записывают песни на дешевом оборудовании, а также отказываются от издания альбомов и остаются лишь в узком круге «для своих». Есть исполнители которые напротив, видят главную задачу в создании данной музыки «не похожей на все вокруг», но нисколько не смущаются того, чтобы на этой музыке зарабатывать.

Баттл (battle, битва, сражение) — соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что иное как дисс на противника.

Бит — такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки.

Битбокс (Битбоксинг) — это искусство создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта.

Битмейкер — человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.

Биф (beef — мясо, в переносном значении жалоба, недовольство) — вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или граффитчиками. На практике биф можно увидеть, когда один рэпер, чтобы специально унизить другого, пишет про него песню, в которой высказывает свое мнение.

Брейк-данс (бибоинг, брейк) — своеобразный уличный танец для брейка характерны пластичность и гибкость.

Бэк вокалист — человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.

Бэки — дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.

Гострайтер — специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.

Граффити — в первоначальном значении - наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. В наше время - это художественный стиль культуры хип-хопа.

Гэнста — стиль считки, характеризующийся обилием не норматива и определённой агрессии; в России развит слабо, из-за чего считается уделом супер продвинутых альтернативщиков;

Дисс (disrespect, неуважение) — это направление в хип-хопе (конкретней — в рэпе). Сутью дисса является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.

Кавер (cover) — новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.

Капа — сленговое название слова «акапелла».

Клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок.

Лейбл (label) — зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.

Майк — микрофон.

Мастеринг — финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.

Минус (Минусовка) — запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. На данный момент любую музыку под которую считают рэп, называют минус.

МС (эм-си, Master of Ceremonies) — в регги-культуре и хип-хопе — артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. В Русскоязычном Рэпе под MC принято считать мастера слова который участвует в баттле, считая свой текст под минус.

Ноунейм (Noname) — недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем».

Ньюскул (Newschol, Новая Школа) — "новый русский рэп" - весь Русский Рэп с 1998 года и по сей день.

Олдскул (Oldschool, Старая Школа) — старый рэп, классика Русского Рэпа. Олдскулом принято считать весь Русский Рэп до 1998 года.

Подача — эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.

Релиз — премьера альбома, трека, клипа или сборника.

Ремикс (Remix) — новая аранжировка уже выпущенного трека.

Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Сведение — стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек в один звуковой файл.

Свэг (swag) — выражение крутости и индивидуальности.

Сингл (single) — от английского слова "один". Одиночный трек, к которому прилагаются ремиксы, радио версии, инструментал, акапелла и т.д.

Снэр (снейр, англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий.

Стафф (stuff) — в среде реперов данное слово значит как новые произведения, диски, треки, композиции.

Считка — процесс исполнения рэперов своих текстов.

Сэмпл — относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.

Текста (с ударением на А), — называются мысли рэпера, закольцованные в рифмы и положенные на некую ритмическую основу — бита.

Техника — способ управления ритмом. Тут же небольшое ответвление: "техничность" - степень навыка управлять ритмом.

Трек (Track) — синоним слова «песня» в рэпе.

Тру (правда, истина, true) — противоположность фейку. "Тру рэпер" - это рэпер читающий правду, у кого слова не расходятся с делом.

Фит (ft. или feat) — означает, что это совместный трек двух или более исполнителей.

Флейва (flave) — тусовка, компания, группа или лейбл.

Фристайл (от английского freestyle — свободного стиль) — стиль считки, когда мастер слова говорит не написанный заранее текст, а то что ему буквально по ходу считки приходит в голову.

Фэйки (фэйкеры, fake) — лгуны, исполнители с чьих треках много лжи, и реальность расходиться с текстом песен.

Хасл — любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона (продажа наркотиков и т.д.).

Хэйтеры (hate- ненависть) — люди, которые ненавидят что-либо, либо все и вся. В Русском Рэпе обозначают людей, чье творчество пронизано ненавистью к какому либо исполнителю.

В числе множества музыкальных жанров и направлений «особняком» стоит музыка в стиле рэп. Это направление по праву считается народным, ведь его появление никак не было связано с коммерцией.

Истоки рэпа

В Африке много веков существовала традиция рассказывать о различных новостях и событиях, сопровождая речь игрой на барабанах. При этом важную информацию разбавляли различными шутками, молитвами, анекдотами. Постепенно кое-что стало меняться. Ритмичные тексты, которые проговаривались под музыку стали способом самовыражения для афроамериканцев. Молодежь сочиняла хиты прямо на улицах, рассказывая в них обо всем, что происходило вокруг. Порой это превращалось в некое соревнование, тест на умение не только проговаривать емкие тексты, но и сочинять новые, рифмовать и создавать оригинальные и очень интересные записи.

Впоследствии это стало так интересно и необычно, что рэп-культура стремительно распространилась по миру. Сегодня слушать онлайн любимые песни можно совершенно бесплатно! Музыка доступна на нашем веб-сайте. Понятная навигация и удобный поиск позволят быстро найти нужную композицию, скачать mp3 без регистрации и насладиться качественным звучанием.

Бесплатный рэп - это настоящая находка для ценителей, своеобразное проявление молодежи, эмоциональная подпитка. Сегодня рэп выходит за пределы музыки, превращаясь в определенную культуру, которой свойственны некоторые поведенческие особенности. Даже одежда рэперов отличается от привычной для нас, а талантливые слушатели нередко и сами приобщаются к мастерству создания рифм и делятся своими текстами с миром.

Помимо того, что от рэперов часто можно услышать восклицание “Ёу!”, что значило бы некоторое одобрение, нужно знать еще некоторые, которые вы можете от них услышать и использовать сами.

Yeap! - да

Пис - мир

База - дом

Respect - уважение

Лямка - миллион

See U - увидимся

Ma way - моя судьба.

Андеграунд
Андеграунд (underground — подполье) — ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.
Другими словами- это выделение из толпы.

Анплагд (Unplugged)
Живой звук без использования аппаратных усилителей. Не так давно эта манера исполнения была достаточно популярна, благодаря музыкальным каналам и непривычному звучанию старых песен.

Биф
Биф (beef — мясо, в переносном значении жалоба, недовольство ) — вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или граффитчиками.
На практике биф можно увидеть, когда один рэпер, чтобы специально унизить другого, пишет про него песню, в которой высказывает свое мнение.

Битбоксинг
Битбоксинг — это искусство создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта.

Бит
Бит — такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки.

Брейк-данс
Брейк-данс (бибоинг, breakdance) — уличный танец, один из пяти элементов хип-хопa.

Баттл
Баттл (battle, битва, сражение) - соревнование между MC и рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что иное как дисс на противника.

Бутлег (bootleg)
Бутлег (bootleg) - пиратская сборка треков, о которой исполнитель может даже никогда и не узнать.

Граффити
Граффити — в первоначальном значении — наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. В наше время - это художественный стиль культуры хип-хопа.

Дисс
Дисс (disrespect — неуважение) — это направление в хип-хопе (конкретней — в рэпе). Сутью дисса является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.

Рэп
Рэп (rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером, или более общим термином MC.
Слово рэп произошло от английского rap — стук, удар (намек на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».

Рэпкор
Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Микс
Микс (mix) — несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями. Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам.

Ньюскул
Ньюскул (Newschol, Новая Школа) - “новый русский рэп” - весь Русский Рэп с 1998 года и по сей день.

Олдскул
Олдскул (Oldschool, Старая Школа) - старый рэп, классика Русского Рэпа. Олдскулом принято считать весь Русский Рэп до 1998 года.

Промо (promo)
Промо (promo) - ознакомительный релиз. Может содержать неполные треки, заниженное качество, текстовые вставки, сообщающие что это промо.

Русский Рэп
Русский Рэп - рэп, исполняемый на русском языке.

Стаф
Стаф (stuff - вещи, хлам) - это произведения рэп-исполнителя
Пример:“цени мою вещь” - “цени мой стаф”.

Техника
Техника - способ управления ритмом. Тут же небольшое ответвление: “техничность” - степень навыка управлять ритмом.

Тру
Тру (правда, истина, true) - противоположность фейку. “Тру рэпер” - это рэпер читающий правду, у кого слова не расходятся с делом.

Фристайл
Фристайл (free style) — импровизация в рэпе; декламация рифмованного ритмизированного речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу. Это не заранее написанная, не репетируемая, “сырая” форма хип-хопа. Исполняется под битбокс, или под инструментальные версии ранее записанных хип-хоп песен.
По фристайлу проводится большое количество состязаний (т. н. «баттлов»), в которых участники соревнуются друг с другом в мастерстве рифмованного на ходу слова.

Фэйки
Фэйки, фэйкеры (fake- ложь)- лгуны, исполнители с чьих треках много лжи, и реальность расходиться с текстом песен (To fake MC’s).
Хип-Хоп

Хип-Хоп (hip hop) — это молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира.

Хейтеры
Хэйтеры (hate- ненависть)- люди, которые ненавидят что-либо, либо все и вся. В Русском Рэпе обозначают людей, чье творчество пронизано ненавистью к какому либо исполнителю.

Альбом (album)
Альбом (album) - термин пришел к нам со времен виниловых пластинок, когда на одну пластинку помещался один трек, и их складывали как бы в альбомы (альбомы записей - record albums). Соответственно альбом - это собрание песен одного исполнителя в одну коллекцию.

Crunk
Crunk - стиль южной рэп музыки, с повторяющимися фразами и быстрыми танцевальными ритмами.

DJ
DJ (disc jockey — диск-жокей, диджей) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения.

Delivery
Delivery (доставка) - постановка голоса, общее настроение трека.

Doubble Time
Doubble Time (удвоенное время) - это читка, примерно вдвое быстрее ритма битов.

EP
EP - дословно Extended Play - термин со времен виниловых пластинок. EP - означает неполноценный альбом, с длительностью звучания от 10 до 25 минут.

Flow
Flow (подача) - умение разукрасить свой текст грамотным эмоциональным тоном.

LP
LP - дословно Long Play - термин со времен виниловых пластинок. LP - означает альбом, с длительностью звучания от 25 до 80 минут.

Live (Лайв)
Live (Лайв) - запись с “живого” концерта. Рев толпы и усилителя как правило присутствует, но ведь в этом есть и своя прелесть, не правда ли?

MC
MC, Эм си (Master of Ceremonies) — в регги-культуре и хип-хопе — артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. В Русском Рэпе под MC принято считать участников баттлов, которые читают свой текст под чужую музыку.

Mixtape (Микстейп)
Mixtape (микстейп) — особый вид музыкального релиза. Название происходит от английских слов mix и tape (буквально переводится как смикшированная запись).

Maxi-single
Maxi-single - меньше EP, но больше сингла. Может содержать несколько треков, и как и сингл, несколько ремиксов и т.д.

PunchLine
PunchLine (ударная линия) - строка, написанная в стиле сравнения, которая объединяет по смыслу предыдущие строки, как-бы ставит точку.

R&B
R&B (ритм-н-блюз, ритм-энд-блюз, rhythm and blues, R’n"B) — это жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.

Respect
Respect (уважение) - хорошее расположение к человеку, уважение его творчества.

Skillz
Skillz (навыки, умения) - общеприменимый термин, его можно применять абсолютно ко всему, что красит мастерство МС.

Spelling
Spelling (написание) - способ, за счёт которого рифмуется текст, передавая его содержание. Выражение “модный спэл” подразумевает применение в тексте современной игры слов и созвучий, которые реально встретить из всех жанров только в рэпе.

Style
Style (стиль) - совокупность приемов, используемых МС, в уникальном сочетании. Имея свой стиль, рэпер начинает быть узнаваемым, как бы он ни читал, и как бы голос ни ставил. Свой стиль все МС имеют право называть, как хотят.

Сингл (single)
Сингл (single) - от английского слова “один”. Одиночный трек, к которому прилагаются ремиксы, радио версии, инструментал, акапелла и т.д.

TungTwist
TungTwist - прямой пример фишкования. То есть это повтор определённых слогов в слове на скорости от двух раз и более.

Для неподготовленного слушателя погружение в мир нового русского рэпа может оказаться болезненным: строчки вроде «BAPE на тело, скейт под ноги, меня хочет твоя шоти» и «Я стартую в низком флексе, шаришь, кто здесь на финессе» могут вызвать культурный шок. Для того чтобы более свободно ориентироваться в том, кто, как и о чем читает последние пару лет в России, мы составили краткий словарь.

А

ATL

Один из самых заметных представителей нового российского хип-хопа, который некогда описывал свою музыку как «фьюче-шансон». Победной формуле рэпер из Новочебоксарска не изменяет: год за годом ATL выпускает пластинки, наполненные бодрыми рейв-ритмами и текстами о языческих ритуалах.

«Антихайп»

Объединение, которое возглавляет Слава КПСС, он же Гнойный. «Антихайп» заявляет о себе как о «новой культурной парадигме», но, как и любые другие заявления Славы, принимать это нужно с львиной долей иронии: на деле петербургский рэпер-провокатор и его друзья (а именно Замай, СД и Букер) саркастично обыгрывают конъюнктуру (читай «хайп»), записывая строчки вроде «Если бы не Рубчинский, я бы не *** (занимался сексом)».

Автотюн

«Я наврал тебе, подруга, я не умею петь. / Она просила ворковать ей в ушко, но в реале автотюна нет» (Dopeclvb feat. Thomas Mraz & Basic Boy, «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп»).

Программа обработки и коррекции голоса, один из основных атрибутов новой школы, который сначала получил широкое распространение на Западе. Одним из первых артистов, популяризирующих автотюн, считают Канье Уэста с альбомом «808s & Heartbreak». Позже программу начали активно использовать рэперы из Атланты - например, Future и Янг Таг, а с некоторым запозданием тренд добрался и до местных исполнителей вроде ЛСП.

Б

Баттлы

Поединки, в ходе которых рэперы пытаются максимально унизить друг друга, за последние несколько лет перебрались в мейнстрим, став одним из главных развлечений россиян - для своей политической кампании баттл-культуру пыталась апроприировать даже партия «Справедливая Россия», выпустив ролик с анимированным рэпером «Оксимироновым». Недавний баттл Оксимирона и Гнойного (события ждали около года) набирает миллионы просмотров за считанные часы, помимо популярных «Версуса» и «СловаСПБ», появляются новые проекты (правда, тоже в Петербурге): например, баттл «Рвать на битах».

Байт

«Ты начал граймить, как Соня-пушка. / Но ты не байтер - повторюшка-чушка!» (из баттла Сони Мармеладовой против Edik Kingsta на 140 BPM).

Заимствование стиля, флоу, строчек или любого другого элемента чужой музыки. Одно из главных оскорблений в хип-хопе, где среди главных ценностей, - самобытность и верность своим словам.

Блок

«Лечу на блок, я принял пост, ночной дозор, район контрол. / Я выгляжу как ночной волк, с лука льется соус» (Yanix, «Когда гаснет свет»).

Блок - район, место силы.

Биф

«Что такое биф? Биф - это война, в которой каждый против всех. / Биф - это когда лишь только наглых ждет успех» (Oxxxymiron, «Что такое биф?» feat. Schokk).

Открытая вражда между рэперами. Закончиться она может не только неспешным обменом диссами, но и физической расправой .

Бадибэг

«Ты гомункул Экшна Бронсона / Брат, это бадибэг вечера» (из баттла Walkie против Edik Kingsta на 140 BPM).

От английского body bag - дословно «мешок для трупа», а точнее - однозначная победа эмси в батлле.

Big Russian Boss

Рэпер-комик, скрывающийся под мантией и накладной бородой, ведущий одноименного YouTube-шоу. В 2016 году выступал на экономическом факультете МГУ с лекцией о создании успешного бренда в медиапространстве.

В

Versus

Самый популярный в стране баттл, каждый крупный выпуск которого набирает десятки миллионов просмотров и мгновенно расползается по Сети в форме мемов. Схватку Оксимирона и Джоннибоя посмотрели 39 миллионов раз, но стоит учесть, что совсем недавно в Сеть выложили самый долгожданный поединок если не всей истории «Версуса», то как минимум года - Oxxxymiron против Гнойного. Выступления традиционно записывают в петербургском баре «1703», а ведет их создатель проекта Александр «Ресторатор» Тимарцев.

Видеоблогеры

«Жив ты или сдох, платишь ли налоги, / Если ты в рэпе плох, будто бы видеоблогер, / Если ты ум - плен тугой и убогий - твое будущее / Нищий труп у дороги» (The Chemodan, «Что нам осталось»).

Переходу хип-хопа в мейнстрим способствуют в том числе и блогеры-миллионники, аудитории которых оказались интересны каверы на популярные рэп-хиты и даже откровенно дилетантские выступления на «Версусе». Главные герои - Ларин, Эльдар Джахаров и Хованский, апроприировавший основной сентимент возмущенных рэперов: «Как же … [надоели] эти лицемерные мрази, что в погоне за хайпом лезут к нам, в рэп».

ВК-рэп

Неофициальный тэг, которым обозначают лоуфайные записи молодых рэперов из недр «ВКонтакте». Еще три года назад вк-рэпом можно было назвать творчество, например, Фараона.

Г

«Газгольдер»

Лейбл и одноименный московский клуб Василия Вакуленко (он же Баста, Ноггано или Нинтендо) - патриарха российской хип-хоп-сцены. Несмотря на кажущуюся консервативность (военно-патриотические песни и ультимативные заявления в духе „Децл - лохматое чмо“), Баста способствовал популяризации новых имен вроде Скриптонита и T-fest (одни из самых видных подписантов «Газгольдера») и не стал отказывать Фараону, который обратился к нему на вы с просьбой записать куплет для трека «Герой».

Гнойный

Вячеслав Карелин, он же Гнойный, он же Соня Мармеладова, он же Слава КПСС, он же Бутер Бродский, он же Валентин Дядька - 27-летний рэпер из Хабаровска, победитель недавнего баттла с Оксимироном. Сотни релизов, которые записал Слава, логически разделены по его псевдонимам: например, Соня Мармеладова записывает хлесткий грайм, Слава КПСС сравнивает себя с Рамзаном Кадыровым (к слову, Вячеслав выпускал извинение перед чеченским народом, правда, из-за других строчек), а Бутер Бродский читает про «крупскую шишку как русскую пышку», которая «вкусная слишком для социалистов».

Гострайтинг

«Я независимый артист - ST, Сто из Ста. / Сука, да я твоим гострайтерам писал текста» (из баттла Oxxxymiron против ST на «Версусе»).

Анонимное сочинение куплета или всего текста на заказ для другого артиста. В западном хип-хопе в пользовании услугами гострайтеров чаще всего обвиняют Дрейка, в русском - рэпера ST. При этом гострайтинг - важная статья дохода для многих артистов.

«Грибы»

Украинская группа, ставшая народной за рекордный срок: от дебютного бэнгера «Интро» до захватившего Россию вируса «Тает лед» прошел ровно год. Последний хит к рэпу почти никак не относится, но «Дом на колесах, ч. 1» - по-прежнему один из самых интересных хип-хоп-альбомов на постсоветском пространстве.

Гоша Рубчинский

«Я как Гоша Рубчинский - самый модный тренд. / Гоша Рубчинский - это мой best friend» (Face, «Гоша Рубчинский»).

«Я не дабл-тайм, я high white. Который час? - Грайм-тайм» (Obladaet, «0 TO 100 Drake Remix»).

Скоростная читка, при которой текст зачитывается в два раза быстрее бита. Из-за высокой скорости дабл-тайм в хип-хопе иногда ошибочно принимают за грайм, хотя грайм - это совершенно отдельный и самостоятельный жанр, основанный на британской электронной музыке, а дабл-тайм - это разновидность флоу, то есть манеры читки.

DeadDynasty

Основанное в 2013 году объединение рэперов, продюсеров и дизайнеров, во главе которого стоит Глеб Голубин, он же Фараон. Сейчас его участники выпускают резонансные микстейпы, собирают большие концерты по всей России и даже записывают саундтреки к презентациям Yves Saint Laurent .

Дисс

«Те, кто диссят нас в инете, заходили ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).

От английского diss, disrespect - трек, в котором рэпер выражает ненависть к своему оппоненту. Обычно такие выпады провоцируют обоюдный обмен оскорблениями, который может затянуться на неопределенное время. Часто диссы записывают исключительно с целью привлечь внимание более известного исполнителя и его фанбазы и поэтому остаются без ответа.

Дэб

«Я хотел придумать дэб, но это сделал Лева *** [к черту] Леву!» (Acid Drop King, «Я проблема» feat. Pharaoh).

От английского dab - танец, популяризированный рэперами из Атланты - например, Migos. Спустя несколько лет тренд добрался до России и клипов рэпера L’One в частности , а в 2017 году дэбали уже на Первом канале .

Dopeclvb

Уфимское объединение музыкантов, в которое на данный момент входят рэперы i61, Basic Boy и Glebasta Spal. Раньше в команде числился ныне отбывший на Booking Machine (концертное агентство Оксимирона) артист Thomas Mraz. Участники Dopeclvb записывают среди прочего жизнерадостный рэп про «вечеринки нулевых до утра» и ироничные песни вроде «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп».

Ж

Жак-Энтони

З

«Закат 99.1»

Молодое московское объединение, участники которого называют свою музыку «аудиопанком», а себя - «киберублюдками». В текстах часто упоминаются пауэрбанки, инстаграм, телеграм и другие волнующие слух современного подростка темы.

И

Yeezy

«Yeezy Boost на ногах, я настолько популярен, / Я пришел к твоей сестре и оказался в твоей маме» (Face, «Yeezy Boost»).

Одни из любимых кроссовок российских рэперов, над дизайном которых работал Канье Уэст. Чтобы купить оригинал, придется

Imperial

Трек Porchy, лондонского битмейкера и близкого друга Оксимирона. «Империал» примечателен тем, что это один из немногих случаев, когда рэперы диссят друг друга на одном треке. Согласно одной из версий, Porchy предложил Олегу ЛСП записать куплет для нового трека, после чего Олег прислал фактический дисс на Оксимирона и его агентство Booking Machine. Porchy рассказал об этом самому Оксимирону, после чего тот дописал к треку свой обличительный куплет. В итоге конфликт еще долго обсуждали в Сети, а два рэпера окончательно поссорились.

К

Клауд-рэп

«Ты хотела делать клауд, но я делал ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).

Поджанр хип-хопа с замедленными битами и неспешным флоу, особенно популярный во «ВКонтакте» несколько лет назад. Основными ориентирами для российских клауд-рэперов были американец Bones и швед Yung Lean.

Kizaru

Рэпер с красивой историей. Если верить артисту, в 2014 году он сбежал в Барселону из Петербурга, где его собирались судить за продажу запрещенных веществ. Уже в 2015 году Kizaru флексил на берегу Средиземного моря в белоснежном худи Thrasher - так выглядел клип на трек «Nikto ne nuzhen», собравший 5 миллионов просмотров на YouTube. Позже рэпер рассказывал, как его по IP вычислили сотрудники «Интерпола», после чего он четыре месяца сидел в местной тюрьме.

Коллаб

«Они все хотят коллаб, обойдутся / Тебе нужен мой флоу? Купи на айтюнсе» (Obladaet, «Zloi Negr Freestyle»).

Коллаборация, совместное творчество.

Кузнецкий мост

«Как завещал Saint Laurent/Кузнецкий мост, и вечные французы/Оттуда моды к нам, и авторы, и музы» («Кузнецкий Сквад», «Сквад»).

Место силы молодых хайпбистов, собирающихся возле магазина «КМ20», где продается Off White, Гоша Рубчинский и другие реликвии модников. «Кузнецкий» периодически упоминается в текстах рэперов новой школы, а с недавних пор на улице сформировалась собственная рэп-группировка - «Кузнецкий сквад ».

Л

ЛСП

Белорусская рэп-группа, захватившая лето-2015 треком «Безумие ». В апреле этого года ЛСП выпустили удачный альбом «Tragic City», но уже в июле один из участников группы, Рома Англичанин, скончался, после чего Олег ЛСП объявил о том, что продолжит проект, а запланированный тур в поддержку нового релиза все-таки состоится.

М

Мияги & Эндшпиль

Рэп-дуэт из неожиданной для жанра Осетии. Мияги и Эндшпиль прославились буквально за год: теперь хип-хоп с примесью дэнсхолла и строчками вроде «Небо в алмазах - лето летало. Ты моя бэйби - дочь карнавала» окончательно закрепились в топах российского iTunes и репертуарах дискотек.

Н

Низкий флекс

«Я стартую в низком флексе, шаришь, кто здесь на финессе? / Собираю эти песо, и со мною эти секси» (Basic Boy & Glebasta Spal, «Низкий флекс»).

В грубом переводе «флексить» значит «понтоваться», а низкий флекс - это танец, который можно наблюдать, например, в клипе «Champagne squirt» Фараона и Бульвара Депо или в любительском видео с просторов России , где заодно можно увидеть реакцию старшего поколения.

«Неплохо для бабы»

Совместный трек трех рэперш - Mozee Montana, Маша Химы и Эмелевской, обыгрывающий реалии мизогинной хип-хоп-культуры.

О

Оxxxymiron

Оксимирон, он же Мирон Федоров - выпускник Оксфордского университета, один из ключевых игроков русского рэпа, «перевернувший игру» релизом «Горгород» - буквально за пару месяцев треки с насыщенного прозрачными аллюзиями альбома-антиутопии добрались до Первого канала, а в ноябре этого года Оксимирон собирает 35-тысячный «Олимпийский».

Obladaet

Молодой рэпер из Иркутска, олицетворение хайпбиста - большинство треков Obladaet можно суммировать его собственной строчкой: «Ты спрашиваешь, что нового, - а я во всем новом».

П

Паша Техник

Участник группы Kunteynir, один из главных троллей русского рэпа, скрывающийся под маской гориллы. Свою музыку Техник называет «говнорэпом», а баттлится он по своим правилами - буквально без штанов . Рэпера часто приписывают к «правому сектору», но сам он открещивается от какой-либо идеологии, объясняя, что он просто «артист».

Панчлайн

«Бытиё есть панчлайн, и никак иначе. / Два критерия познания - рифмы, панчи» (Слава КПСС \ ЗАМАЙ \ Вандальский, «Бытиё есть Панчлайн»).

Интонационное ударение на ключевую строку текста, как правило, нацеленную на оскорбление оппонента. Результат недавнего баттла Оксимирона с Гнойным показал, что панчлайн до сих пор остается главным критерием победы.

Р

Рэп-игра

Метафизическое обозначение рэп-сцены. «Перевернуть [рэп]-игру» - поднять планку, ввести новые стандарты в хип-хопе. Постепенно выражение, к которому часто прибегали в разговорах о выходе «Горгорода» Оксимирона, обрело иронический оттенок - так, например, назвал свой последний спектакль Дмитрий Маликов, а об очередном перевороте игры начинают говорить после выхода откровенно проходных релизов.

С

Скриптонит

Рэпер из Павлодара, автор альбома «Дом с нормальными явлениями», который два года назад наряду с «Горгородом» обозначил резкий подъем в русскоязычном хип-хопе. В этом году у подписанта «Газгольдера» и участника группы Jillzay вышел новый альбом «Праздник на улице 36».

Сироп

«Бомбей, туссин, бакарди - даже не знаю, что в моем спрайте. / Эта сука тоже не знает, что в ее спрайте» (ЛСП, «Безумие» feat. Oxxxymiron).

Напиток фиолетового цвета, основными ингредиентами которого являются кодеин и прометазин, входящие в состав сиропа от кашля. Особую популярность «лин», или purple drank, получил в южных штатах США, а позже болеутоляющий эффект напитка начали воспевать и российские рэперы, несмотря на то, что на территории РФ лекарств с кодеином и его аналогами в свободной продаже нет уже давно.

Т

Трэп-хата

«Прям на этаже уже несет стаффом / Это не притон, бич, это трэп-хата» (Yanix, «Трэп-хата» feat. ATL) .

Место для производства и/или употребления наркотиков. В США под трэп-хаусами, как правило, подразумевают наркопритоны в покосившихся домах, но российские рэперы могут назвать трэп-хатой и обычную квартиру, где проходит масштабная вписка.

Ф

Pharaoh

Глеб Голубин - один из самых популярных российских рэперов на данный момент, карьеру которого недавно благословил Сергей Шнуров. Сейчас автор «5 минут назад», «Сквирта шампанского в лицо» и «Дико, например» собирает большие площадки по всей стране, не общается с прессой и обещает выпустить рок-альбом, примеряя на себя образ Курта Кобейна.

Face

Молодой рэпер, феномен популярности объяснить которого достаточно трудно: Фейс очевидно копирует западные тренды (в частности, нелепый эдлиб «эщкере»), выпуская при этом трек «Я роняю Запад», называет себя «лучшим рэпером за последнюю тысячу лет», а клип на его песню, где несуществующий магазин Gucci в Санкт-Петербурге три минуты рифмуется со словом «бургер» за неделю набирает миллион просмотров.

Фрешман

«Русское гетто не платит за тряпки, там платят за рюмку и корочку хлебушка /Черное гетто, Kodak и Savage, но Гошеньке стать не получится фрешменом» (Замай, CД, Слава КПСС, Booker, «Гоша Рубчинский»).

Перспективный новичок в рэп-игре. Американское издание XXL с 2007 года составляет список фрешманов: в 2011 в него среди прочих вошел Кендрик Ламар, в 2014 году - Chance the Rapper, в 2016 году - Kodak Black и 21 Savage.

Флип

«Я помню, как объяснял, что от фристайла устал, что такое схемы и флипы» (из баттла Оксимирона и Гнойного на «Versus против СЛОВО Спб».

Быстрая реакция на текст оппонента, придуманная в ходе баттла.

Х

Хаски

Дмитрий Кузнецов - рэпер из Улан-Удэ, на самобытность которого всерьез обратили внимание после клипа «Черным-черно». Спустя год Хаски выпускает альбом «Любимые песни (воображаемых) людей» и выступает с ним на всевозможных фестивалях - от Пикника «Афиши» до первого рэп-фестиваля на территории ДНР .

Хайп

«Off White и VLONE / Стонак, Прим и Ветма / Кошмар для хайпбиста - Palace без tri-ferg"а» (Obladaet, «Themarket»).

Хайп - неологизм, обозначающий общественную истерию вокруг какого-то события, тренда или вещи. Хайпбист - модник, который охотится за уличной одеждой класса люкс - например, Palace, OFF White или Yeezy.

Ш

Шат аут

«4 парня на блоке флексят, последняя двойка обозначит ю тауню / Шат аут парням с кресталла, шат аут всем своим броликам» (KRESTALL / Courier, «О, черт» feat. Glebasta Spal & Basic Boy).

От английского shout out - передать привет.

Шоти

«BAPE на тело, скейт под ноги, / Меня хочет твоя шоти» (Morty Mort & Pharaoh, «Bape»).

От английского shawty - девчонка.

Э

Эдлибы

От латинского Ad libitum, «по желанию» - случайные выкрики или слова, разбавляющие основной текст. Примеры: легендарный «скёр-скёр» Фараона, «вещи-вещи» Mozee Montana.

Я

Ярославль

«Я курю мэри джей блайдж, пот и кровь цена за мой хайп / Бой, котлета из Ярославля говорит, что я не играю» (Yanix, «Хайпим»).

Купюра в тысячу рублей.

Yanix

Московский рэпер, адаптировавший клубный американский трэп. Яникса часто обвиняют практически в дословном повторении стиля рэперов вроде T.I. и Tyga - видимо, из-за чрезмерного использования англицизмов, автотюна и прямолинейных строчек вроде «Одену цепь на цепь на цепь».

YungRussia

Ныне не существующая коалиция, основанная уфимским рэпером Boulevard Depo. В состав YungRussia входили объединения Dead Dynasty, Dopeclvb, Sabbat Cult и Litalima, а географически «Молодая Россия» вполне соответствовала своему названию. Спустя полтора-два года - успев объехать страну с гастролями вдоль и поперек несколько раз и став героями документального фильма Boiler Room , - союз прекратил существование, заявив: «Игру мы не перевернули, а тупо щелкнули, и теперь она стоит ребром».

Создайте свой лексикон. Если вы собираетесь рифмовать слова, очень важно, чтобы у вас было из чего выбирать. Читайте книги и новостные статьи, написанные безупречным отредактированным языком. Если вы вдруг столкнетесь с незнакомым словом – разыщите его в словаре.

Повышайте чувство ритма. По мере пополнения вашего словарного запаса, пробуйте читать некоторые отрывки вслух и смотрите, где нужно добавить акценты, изменить ударение. В английском языке, например, существует множество стихотворений и текстов песен, которые написаны на пятистопном ямбе, в котором первый слог безударный, второй ударный, третий безударный, и до тех пор, пока не получится в общей сложности пять ударных и пять безударных слогов. Развитое чувство ритма, в конечном счете, поможет вам сочинить бит на готовый текст, или подобрать текст под ваш бит, таким образом, чтобы это звучало легко и непринужденно.

  • Попробуйте сказать слово «рэпер» двумя способами. Сначала поставьте ударение на первый слог и второй оставьте безударным, потом наоборот. Заметили разницу?
  • Это может показаться глупым, но хорошим вариантом применения пятистопного ямба считается чтение Шекспира вслух. (Поищите его пьесы в интернете.) Вы сразу начнете замечать чередующиеся ударные слоги, и как естественно они произносятся.
  • Сосредоточьтесь. Полученные тексты должны не только хорошо рифмоваться, но и иметь смысл. Рифма – это клей для ваших слов, но в сообщении должно быть также содержание. Что вы хотите сказать? Когда вы разговариваете с другими людьми, какие темы действительно вас волнуют?

    • Если честно, то что бы вы ни выбрали, ясно одно. Рэп, рассказывающий о своей собственной жизни, придает песне правдоподобности.
  • Записывайте. Отличная рэперская текстовка может придти вам в голову где угодно: дома, на работе, в школе, в туалете и даже во сне. Запишите, что пришло вам на ум, без цензуры или редактирования. Позже, когда вы будете сочинять новую текстовку, обратитесь к этим идеям.

    Сочините хороший припев. Припев (или как его называют, «крючок») – это та часть композиции, которая застревает в голове и заставляет слушать снова и снова. Для большинства рэп-песен этой запоминающейся составляющей является именно припев. Не делайте его длинным, главное – он должен иметь запоминающийся ритм, который можно весело напевать.

    • Для многих авторов крючок является наиболее трудной частью для написания. Не чувствуйте себя обескураженным, если это займет у вас много времени. Лучше придумать отличный припев, чем впопыхах сложить плохую песенку.
  • Запоминайте свои тексты. После того как вы составили окончательный вариант вашего произведения, выучите каждое его слово. Потому что когда будете исполнять свою рэп-речевку в студии, вы не сможете читать по бумажке.

    Скачайте программное обеспечение для редактирования аудио файлов: Если вы начинающий рэпер, рекомендуем использовать программу Audacity. Она бесплатна, что хорошо, и работает достаточно хорошо. Если у вас есть Macbook, вы можете записывать песни при помощи Garage Band, которая уже интегрирована в систему. Став опытнее, переходите на другие, более серьезные приложения, такие как Audio Audition. Данная программа платная, но предоставляет огромный выбор полезных функций, в отличие от упомянутых выше программ.

    Пересмотрите бит. Выберите бит, который хотите использовать при чтении рэпа. Вы можете поискать рэп-биты на Youtube или скачать "rap beats" у такого дистрибьютора как Beat Brokerz. Наиболее эффективно составить основную часть текста будущего произведения и просто работать над адаптацией его в соответствии с выбранным битом. Типичной ошибкой является попытка придумать текст под бит. Вполне вероятно, что в таком случае пострадает смысл сочинения, и вы не сможете полностью проявить свои творческие способности.