Главная обязанность педагога - орга¬низовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обу¬чаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен-ствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пони¬манию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг. Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентированная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками. Педагог - главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе. В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
План
1 Прямое обучение.
2. Проблемное обучение.
3. Опосредованное обучение.
Главная обязанность педагога
- организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.
Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентированная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками. Педагог - главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе.
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
1 Прямое обучение.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ).
Вывод: - в ходе занятия педагог направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
2. Проблемное обучение.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.
В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. «Мышление, - пишет С. Л. Рубинштейн, - обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Очевиден
нравственный аспект проблемного обучения:
вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигнутые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребенка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате - может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали только стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т.А.Куликова).
Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образное мышление детей, воображение.
Вывод: -
учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.
Однако следует помнить и о «
слабых сторонах
» проблемного обучения.
Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом». Так же - проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий. Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.
3. Опосредованное обучение.
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.
Галина Дорошенко
Модель образовательного прцесса ФГОС ДО
Уходит эпоха «образования на всю жизнь » . На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь » , эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию.? НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ)
В последние годы в системе образования произошли значительные изменения :
1. 15.03.2013 года распоряжением Правительства РФ № 792-р утверждена Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 г . г.» , где определён вектор развития системы образования и взят курс на стандартизацию.
Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление норм, правил, характеристик обязательных или рекомендованных для исполнения в той или иной области (сфере)
2. Вступил в силу ФЗ № 273 от 29.12.13 г. «Об образовании » , где дошкольное образование признано первой ступенью системы общего образования .
3. Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.11 г. N 2562) и введение «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам » (приказ № 1014 от 30.08.13г. Минобрнауки) ;
В области образования результатом стандартизации стала разработка и введение в действие :
Федеральных государственных образовательных стандартов на разных уровнях образования ;
Стандарта педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18.10.13) .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования был утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013. Данный документ устанавливает обязательные к выполнению требования к :
Структуре основной общеобразовательной программы ;
Условиям её реализации;
Результатам её освоения.
Во всех дошкольных образовательных организациях есть образовательные программы , которые разработаны в соответствие с требованиями ФГОС ДО , и каждая дошкольная организация ищет возможность создания «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.»[ФГОС ДО 2 .2.4]
Говоря иными словами, педагогические коллективы активно работают над созданием модели образовательного процесса , с использованием новых форм его организации.
Однако, у педагогов возникает множество вопросов по организации современного образовательного процесса : как организовать образовательный процесс без занятий , какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности и прочее.
В ходе нашего методического объединения мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования , в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом .
Структура образовательного процесса включает в себя его цели, задачи и содержание которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОО , средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие его организацию и осуществление и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования .
Остановимся более подробно на формах организации образовательного процесса .
До недавнего времени одной из форм организации образовательного процесса в дошкольной организации были занятия.
Наиболее распространённая модель образовательного процесса
(до введения ФГОС ДО )
Учебный блок Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
Основная форма проведение занятий (с расписанием, на которых решались образовательные задачи , в комплексных программах по разделам- методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание идр.) Предметно-развивающую среду создаёт педагог (уголки, зоны и др.)
Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себя :
Совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
Самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда
ВАРИАНТЫ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(по проекту ФГОС ДО )
Совместная деятельность взрослого и ребёнка
(взаимодействие детей и взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно-пространственной среды) Взаимодействие с семьёй
Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую и другую активность детей Формы работы с семьёй, в том числе посредством совместных образовательных технологий
Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их интеграции, в рамках которой дети будут активно развиваться, и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем мире в процессе взаимодействия друг с другом , педагогом и предметно-пространственной средой.
«При этом процесс обучения остается, но реализуется по средствам использования» различных форм и методов работы с детьми, которые педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач, контингента детей. Иными словами : занятие -это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД) . Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ . НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью .
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнёрской позиции взрослого
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова :
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
Открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) .
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников.
Воспитатель, основываясь на интересах детей и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять.
Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности. Это делает воспитательно - образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.
Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей , месту и форме их организации.
То, что предлагает делать взрослый ребёнку, ребёнку должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребёнка предлагаемой взрослым деятельности – главный залог развивающего эффекта.
Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом работы с дошкольником должен быть принцип заинтересованности ребёнка, который обуславливается, прежде всего, потребностью новых впечатлениях. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность.
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования . (СЛАЙД6-70
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих этапах работы с детьми :
Уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
Обеспечение двигательной активности в различных формах;
Использование многообразных форм обучения , включающих разные специфически детские виды деятельности;
Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др) ;
Использование цикличности и проектной организации содержания образования ;
Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;
Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
Широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
Обеспечение ребёнку возможности ориентироваться на партнёра – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого) ;
Выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребёнка, формирует уважение и доверие к взрослому;
Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности
Как мы видим, все представленные формы организации образовательного процесса нам , педагогам, хорошо знакомы. И сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции «не над ребенком, а вместе с ним» .
В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования детьми дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения:
В группах полного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ;
В группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;
В условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.
Первая модель имеет безусловные преимущества, так как в условиях полного пребывания (с организацией режимных моментов – кормления, сна, прогулок и пр.) может быть в полной мере реализована основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Однако до сих пор сохраняется ситуация, при которой существенное количество дошкольников не может получать образовательные услуги в детском саду, в первую очередь, по причине отсутствия мест.
В качествеальтернативного варианта организации образования дошкольников можно предложить апробированный в Орловской области проект«Группа полного пребывания на базе детского оздоровительного лагеря» (выездного или пришкольного). При условии организации такой группы могут быть успешно решены важные задачи: организация знакомства будущих первоклассников с помещением школы; выработка правил взаимодействия детей и взрослых; организация педагогического наблюдения за детьми; построение конструктивных и продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса; повышение уровня готовности будущих первоклассников к осуществлению учебной деятельности.
Вторая модель предполагает организацию групп кратковременного пребывания различной направленности. Помимо традиционных (например, «Школа будущих первоклассников»), такие группы могут быть организованы с учетом различных категорий детей - для часто и длительно болеющих дошкольников,для детейс особыми образовательными потребностями и пр. Образовательный процесс в них строится с учетом оздоровительной, коррекционной или другой направленности в зависимости от потребностей семьи, индивидуальных особенностей детей.
Образование дошкольников в семье- третья модель , которая основана на идее взаимодополнения семейного и общественного воспитания и предполагает совместную работу и ответственность родителей, как главных воспитателей ребенка, и дошкольного учреждения, как государственной организации, занимающейся образованием детей дошкольного возраста. В рамках данной модели получили широкое распространение семейные дошкольные группы , консультативные пункты для родителей и пр.
Важная проблема, которая стоит сегодня перед муниципалитетами - создание единой информационной системы, позволяющей населению сориентироваться в многообразии услуг дошкольного образования, доступных по месту жительства. Для ее решения предлагается открыть в каждом районе города или области (в зависимости от масштаба территории) на базе детских садов отдельные структурные подразделения - Центры дошкольного образования (при отсутствии садов - при школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования и культуры). Задачами таких центров могут быть: учет детей дошкольного возраста данного микрорайона; анализ деятельности вариативных форм организации образования дошкольников; прогнозирование востребованности той или иной формы в зависимости от запроса социума; открытие на базе центра групп различной направленности (в т.ч. семейных, родительских, детско-родительских); организация стажировочных площадок для педагогов и родителей и пр.
Организация вариативных моделей дошкольного образования, таким образом, становится важным шагом к реализации главных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования - повышение доступности системы образования и ее адаптивности к уровням и особенностям развития детей дошкольного возраста.
Формы дошкольного образования:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по осуществлению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной или более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по одному из таких направлений, как познавательно - речевое, социально – личностное, художественно - эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно - речевое, социально – личностное, художественно - эстетическое или физическое).
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.
реферат , добавлен 13.01.2011
Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников. Методика обучения детей лепке из соленого теста, особенности организации и проведения занятий.
дипломная работа , добавлен 14.01.2011
Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.
шпаргалка , добавлен 20.06.2012
Современная стратегия и тактика обучения родному языку. Задачи развития речи у дошкольников. Особенности подготовки и проведения занятий по обучению родному языку. Специфика обучения родному языку в разных возрастных группах, методы и приемы занятий.
контрольная работа , добавлен 25.01.2010
Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.
контрольная работа , добавлен 27.06.2013
Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.
презентация , добавлен 25.08.2013
Значение программ воспитания и обучения, их содержания от цели воспитания дошкольников. Программа "Пралеска" - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду. Характерные особенности белорусских программ воспитания в детских садах.
контрольная работа , добавлен 16.03.2010
Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Преимущества альтернативных форм воспитания и обучения дошкольников и их внедрение в дошкольном образовании г. Кунгур Пермского края.
курсовая работа , добавлен 12.05.2008
Процесс обучения детей д/в. Принципы обучения. Модели, типы (виды) обучения
Общее понятие о дидактике
Обучение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его т.обр. к самостоятельной жизни. Обучение (как и воспитание) первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации подражанию детей деятельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целенаправленный, планомерный процесс, который осуществляется в институте, университете. Со временем человечество накопило богатый опыт обучения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Это сделал Я.А. Коменский, который заложил основы теории обучения. Затем И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д.Уш., Д. Дьюи… С к.19в. начинается интенсивное изучение психологии обучения. Дидактика – отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования. Дидактика высшей школы), а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частные методики: МРР…).
В современной дидактике подчеркивается единство
обучения и воспитания:
Дошкольная дидактика
Воспитание и обучение детей д/в – единый целостный пед. процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в д/у во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.
Дидактика д/с – отрасль общей дидактики. В ней содержится: теоретическое обоснование цели дошк. обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.
1.Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей д/в было дано в книге Я.А.Ком. «Материнская школа». Цель д/обучения он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окр/мире, в НР и подготовке к школе. Он первый разработал программу знаний для обучения маленьких детей в семье (Программа «Полезные науки»).
2.Ф. Фребель разработал систему обучения в д/с. основу системы составляют: а) программа, сочетающая знания и способы деятельности; б) организация обучения в форме последовательно усложняющихся знаний. Впервые Фребель представил методику обучения вплоть до словесных объяснений педагога, поэтического, песенного сопровождения.
3.В.Ф. Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей (4-10 лет). Он выявил основную особенность начального обучения – его содержание пр/собой «науку до науки». Главная задача дошк. обучения – научить детей учиться, развивать их ум/способности. В книге «Азбука для употребления в дет/приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иренея» он предлагал методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.
4.К.Д.Уш. видел задачи дошкольного, «докнижного обучения» в развитии ум/сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессам и поведением. Считал необходимым воспитывать привычку к ум/труду, любовь и осознанное отношение – это залог подготовки ребенка к школе. «Родное слово», «Детский мир» не потеряли своей пед. ценности и активно используются.
5.Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина тесно связывали д/обучение с ознакомлением с окр/жизнью. В качестве средств предлагали использовать нар/игры, сказки, песни, собственную худ. деят-ность детей.
6.Н.К. Крупская считала, что д/обучение должно гарантировать ребенку право на образование: право на познание окр/мира, расширение кругозора, накопление знаний.
7.А.П. Усова (50-е гг). Дошк. дидактика обогатилась концепцией о д/обучении. Вкладом в теорию явилась характеристика уч/деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.
8.Начало 60-х гг. были созданы методики МВ (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина); методика обучения родному языку (О.И. Соловьева); методика развития основных движений (А.И. Быкова); методика изо деятельности (Н.П. Сакулина); методика формирования ЭМП (А.М. Леушина).
9.На современном этапе существенный вклад внесли: - А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин (пс.-пед. исследования возрастных возможностей усвоения знаний); - Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков (пути реализации развивающей функции д/обучения; - С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук… (проблема содержания д/обучения, исследуются новые средства, навыки, информационные технологии с использованием компьютера); - Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (формы обучения, при которых поощряются и стимулируются общение между детьми в процессе решения уч/задачи).
Научение – это тот результат процесса обучения, кот. выражается в позитивных изменениях в развитии личности.
Учение - деятельность того, кого обучают, ради кого организован процесс обучения. Часто рассматривается как синоним уч/деятельности (это неправильно).
С.Л. Рубинштейн: существует 2 вида учения: 1 – специально направлен на овладение З, У как на свою прямую цель; 2 – приводит к овладению З, У, осуществляя иные цели. Здесь учение – не сам. деятельность, а процесс, который осуществляется как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Для детей д/в второй вид обучения характерен: они приобретают знания в игре, труде, др. видах деятельности.
Уч/деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение З и У (по классификации С.Л. Рубинштейна). Уч/деятельность имеет структуру: уч/задача, уч/действия, контроль и оценка. (Эльконин, Давыдов). Центральное место занимает уч/задача – это цель; сущность этой цели – в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, задачи данного вида. Уч/действия, с помощью которых ребенок решает уч/задачи, состоят из многих различных уч/операций. Вначале необходимо выполнить их при полной развернутости всех операций. Сначала операции совершаются либо материально (с помощью к-л предметов), либо материализовано (с использованием изображений, их знаковых заменителей). Постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Формирование уч/деят-ти – процесс длительный. В д/в закладываются предпосылки уч/деят-ти, формируются отдельные ее элементы.
Мл. в.: необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (2-3- г.); учить освоению различных способов деятельности (3-4г.); после 4-х лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат.