Урок-игра «Общая характеристика класса Насекомые. Класс насекомые Краткий обзор класса

Урок-игра «Общая характеристика класса Насекомые. Класс насекомые Краткий обзор класса

1. Как у наземных насекомых устроены органы дыхания?

Органами дыхания насекомых являются трахеи - тонкие разветвленные хитинизированные трубочки, проходящие между клетками всех органов и тканей и обеспечивающие непосредственное поступление в них атмосферного кислорода и удаление углекислого газа. Воздух в трахейную систему поступает через отверстия (дыхальца), расположенные по бокам брюшного и грудного сегментов. Поступление и выход воздуха в трахеи осуществляется при движении насекомого, а также при работе крыльев. Во время отдыха вентиляция воздуха в трахеях происходит за счет сокращений мышц брюшка. Трахейная система дыхания у насекомых осуществляет газообмен без участия кровеносной системы.

2. Каково строение пищеварительной системы насекомых? Назовите ее отделы, и их роль в процессе пищеварения.

Пищеварительная система насекомых имеет типичное для членистоногих строение. Передний отдел кишечника включает глотку, пищевод, зоб и мускульный желудок. В глотку открываются протоки 1-3 пар слюнных желез, секрет которых способствует перевариванию пищи. В зобе пища накапливается, в желудке перетирается. Окончательное переваривание и всасывание растворенных питательных веществ происходит в средней кишке. Печени у насекомых нет. В последнем отделе пищеварительной системы - задней кишке - всасывается вода из остатков непереваренной пищи и возвращается в организм насекомого.

3. Какая система обеспечивает у насекомых распределение питательных веществ и перенос продуктов обмена?

Гемолимфа, двигаясь по кровеносным сосудам и полости тела, осуществляет перенос питательных веществ от кишечника ко всем клеткам тела насекомого, а также транспорт продуктов обмена.

4. С чем связано усложнение нервной системы и органов чувств у насекомых по сравнению с ракообразными? В чем оно заключается?

Это связано в первую очередь с жизнью насекомых в наземно-воздушной среде, являющейся по сравнению с водной, в которой обитают ракообразные, более разнообразной и нестабильной. Чтобы ориентироваться в такой изменчивой среде, необходимо более совершенное строение нервной системы и органов чувств. Например, наличие сложно устроенного «головного мозга» у общественных насекомых (муравьев, пчел, термитов) позволяет им разделять функции между особями колонии, согласовывать свои действия, иметь сложные формы поведения.

5. Расскажите о поведении насекомых на примере медоносной пчелы.

Среди всех членистоногих у насекомых наблюдаются наиболее сложные формы поведения. Только для насекомых свойствен общественный образ жизни. В колониях общественных насекомых, например медоносной пчелы, имеются группы особей (касты), специализирующиеся на выполнении определенных функций.

Одни из них добывают пищу, другие защищают свои жилищные постройки, выкармливают молодь, некоторые из них выполняют функцию размножения. Все эти формы поведения врожденные и называются инстинктами.

6. В чем заключается забота о потомстве у насекомых?

Забота о потомстве - одна из форм врожденного поведения насекомых. Она выражается в поиске пригодных мест для откладки яиц и развития личинок, создании для них запасов пищи. Наиболее сложные формы заботы о потомстве проявляют общественные насекомые. Например, в колонии пчел, живущей в улье, рабочие пчелы-няньки кормят личинок в ячейках сот маточным молочком - секретом слюнных желез. С четвертого дня жизни личинку начинают кормить пергой - смесью меда и пыльцы. Перед окукливанием личинок рабочие пчелы-няньки запечатывают ячейки воском. Другие рабочие пчелы поддерживают на оптимальном уровне температуру и влажность в улье, при необходимости вентилируя его работой крыльев и принося в него воду в зобике. Благодаря такой заботе о потомстве обеспечивается его высокая выживаемость.

7. Почему перед полетом некоторые насекомые, сидя на месте, быстро машут крыльями?

При низкой температуре некоторым насекомым необходимо разогреть летательные мышцы, чтобы взлететь. Поэтому они активно машут крыльями перед полетом.

Страница 1 из 5

Тело насекомого

Тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и задней части. На голове 6 сегментов слились воедино и совсем не заметны. Грудь состоит из 3 сегментов. Задняя часть - обычно из 10, по бокам которых расположены дыхательные отверстия.

Скелет насекомых

Насекомые - беспозвоночные животные , поэтому строение их туловища коренным образом отличается от строения тела позвоночных животных, к которым относится и человек. Наше тело поддерживается скелетом, состоящим из позвоночника, ребер, костей верхних и нижних конечностей. К этому внутреннему скелету крепятся мускулы, с помощью которых тело может двигаться.

Насекомые обладают наружным, а не внутренним скелетом. Мускулы крепятся к нему изнутри. Плотная оболочка, так называемая кутикула, покрывает все тело насекомого, в том числе голову, лапки, усики и глаза. Подвижные суставы соединяют многочисленные пластинки, сегменты и трубки, имеющиеся в теле насекомого. Кутикула по своему химическому составу сходна с целлюлозой. Белок придает дополнительную прочность. Жиры и воск входят в состав поверхности оболочки тела. Поэтому панцирь насекомого прочен, несмотря на легкость. Он водо и воздухонепроницаем. На сочленениях образуется мягкая пленка. Однако такая прочная оболочка тела имеет существенный недостаток: она не растет вместе с телом. Поэтому насекомым приходится периодически сбрасывать свой панцирь. В течение жизни насекомое меняет множество оболочек. Некоторые из них, такие как чешуйницы, делают это более 20 раз. Панцирь насекомого нечувствителен к прикосновениям,теплу и холоду. Зато в нем есть отверстия, через которые с помощью специальных усиков и волосков насекомые определяют температуру, запахи и прочие характеристики окружающей среды.

Строение лапок насекомых

Жуки, тараканы и муравьи очень быстро бегают. Пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в "корзиночки", расположенные на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими жертву. Кузнечики и блохи, спасаясь от врага или разыскивая нового хозяина, совершают мощные прыжки. Водяные жуки и клопы используют лапки для гребли. Медведка своими широкими передними лапками прокапывает ходы в земле.

Несмотря на то что лапки различных насекомых выглядят по-разному, они имеют аналогичное строение. Лапка в тазике присоединяется к грудным сегментам. Затем следуют вертлуг, бедро и голень. Лапка разделена на несколько частей. На ее конце обычно расположен коготок.

Части тела насекомых

Волоски - микроскопические органы чувств, выступающие из кутикулы, с помощью которых насекомые соприкасаются с окружающим миром - обоняют, пробуют на вкус, слышат.

Ганглий - узлообразное скопление нервных клеток, отвечающее за деятельность отдельных частей тела.

Личинка - ранняя стадия развития насекомого, следующая за стадией яйца. Варианты личинок: гусеница, червячок, нимфа.

Мальпигиевы сосуды - выделительные органы насекомого в виде тонких трубок, которые выходят в кишечник между его средним отделом и прямой кишкой.

Опылитель - животное, которое переносит пыльцу с одного цветка на другой того же вида.

Ротовой аппарат - специально предназначенные для того, чтобы кусать, колоть или лизать, органы на голове насекомого, которыми они берут пищу, пробуют, размельчают и поглощают ее.

Сегмент - одна из нескольких составляющих тела насекомого. Голова состоит из 6 практически слившихся сегментов, грудь - из 3, задняя часть - обычно из 10 хорошо различимых сегментов

Смена оболочки - многократно повторяющийся процесс в жизни насекомого; оно сбрасывает старую оболочку, для того чтобы расти. На месте старой оболочки постепенно образуется новая.

Усики - нитевидные антенны на голове насекомого. Они выполняют функции органов чувств и служат для получения обонятельных, вкусовых, осязательных и даже слуховых ощущений.

Фасеточный глаз - сложный глаз насекомого, состоящий из отдельных глазков, количество которых может доходить до нескольких тысяч.

Хоботок - ротовой аппарат колюще-сосущих или лижуще-сосущих насекомых, например клопов, комаров, мух, бабочек и пчел.

Экзувия - старая оболочка насекомого, которую оно сбрасывает при вылупливании.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №108

ИМЕНИ ПЕРВОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ ГОРОДА МАКЕЕВКА»

«Общая характеристика класса Насекомые»

Урок-игра

Прудникова Анастасия Андреевна,

учитель биологии

МОУ «Средняя школа №108 города Макеевка»

Тема: Общая характеристика класса Насекомые.

Лабораторная работа №5

Цель : изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых; проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности, средой обитания; выявить черты приспособленности к среде обитания, выявить черты усложнения организации.

Оборудование и материалы: слайды презентации по теме урока, фотокарточки насекомых, видеофрагменты, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: сегменты, ротовой аппарат, сложные глаза, покровы тела, хитин, крылья, отделы тела, мальпигиевые сосуды, трахеи, гемолимфа, надглоточный узел.

Методы и методические приемы: словестные (рассказ, рассказ с элементами беседы, поисковые (мозговой штурм), наглядные (демонстрация изображений насекомых, видеороликов), практические (работа в группах с приложениями, информационными листами; выполнение лабораторной работы).

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Организанионный этап (2 минуты)

Проверка выполнения учащимися домашнего задания (8 минут)

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Изучение нового материала (7 минут)

Физкульт.минутка (2 минуты)

Изучение нового материала (8 минут)

Обобщение и систематизация изученного (10 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

Подведение итогов урока (2 минуты)

Ход урока

Организационный этап

Здравствуйте ребята. Как вы уже успели заметить, мы сегодня работаем на основе командной деятельности. Вы сели так, как вам удобно и комфортно. Давайте сразу определимся, кто будет капитаном в каждой из команд. Отлично! У вас на партах лежат приложения, которые мы с вами будем использовать сегодня на уроке. Обратите внимание на приложение 1, сегодня нам с вами предстоит пройти сложный лабиринт, по выходу из которого мы будем еще лучше знать Тип Членистоногие. Предлагаю командам найти выход из нашего лабиринта (учащиеся выполняют задание в группах). Отлично! Давайте теперь сверим наши маршруты.

И так, мы справились с этим заданием и продвинулись к первому пункту в нашем маршруте. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем Тип Членистоногие.

Проверка выполнения учащимися домашнего задания

Игра «Allias». У вас на партах лежат карточки с понятиями, связанными с членистоногими. По правилам этой игры, для описания слов (терминов) нельзя использовать однокоренные слова и иностранные аналоги.

Обратите внимание на схемы рассадки членов команды, Участник номер 1 от 1 команды, задает вопрос участнику №1 второй команды, следующий вопрос задает участник №2 первой команды, участнику №2 второй команды и так далее. Сначала играет команда №1 с командой №2, затем команда №2 с командой №3, А команда№3 с командой №1. По итогам первого тура играет 2 команды. Задают по 4 вопроса.

Отлично! Молодцы!

Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Второй пункт нашего маршрута.

На лугу весёлый бал был открыт весною:

На трубе Комар играл, шмель мохнатый танцевал с Мушкой голyбою.

И кружился ветерок, листьями играя.

И качался в такт цветок, свой зелёный стебелёк стройно наклоняя.

Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.

И Улитка приплелась и удобно разлеглась под листком прохладным.

Прилетел и Майский Жук с толстою Жyчихой,

И, толкая всех вокруг, он вошел в весёлый круг, подбоченясь лихо.

Муравьи толпой пришли, шевеля усами, и плясать они пошли!..

Лишь Паук сидел вдали, прячась за ветвями.

И сердился и ворчал: "Что за новоселье, что ещё такой за бал?"

Злой Паук не понимал счастья и веселья...

Ребята, о каких животных идет речь в данном стихотворении? (учащиеся высказывают свои предположения).

Правильно, о насекомых. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тип Членистоногие на примере класса Насекомые. Помогите мне сформулировать тему нашего урока (учащиеся высказывают свои мысли, из которых формируется тема урока). Молодцы!

Тема нашего урока «Общая характеристика класса насекомые»

Запишите ее в рабочей тетради

На какие вопросы мы с вами должны ответить в конце урока? (Особенности внешнего строения, особенности внутреннего строения, особенности питания, движения насекомых).

Изучение нового материала

И так, мы подошли к третьему пункту нашего маршрута.

Рассказ с элементами беседы

Насекомые появились около 400 млн. лет назад, и произошли от древних кольчатых червей, что опровергает поговорку «Рожденный ползать - летать не может». Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду. Настоящее время известно около 1,5 млн. видов насекомых c различной величиной от 0,25мм до 30см. Запишите в рабочей тетради количество видов насекомых.

Какие общие признаки характерны для всех классов членистоногих? (Хитиновый покров, членистые ноги, сегментированное тело).

Тело насекомых состоит из трёх отделов - это голова, грудь и брюшко. По бокам головы расположены два больших сложных глаза, между которыми могут находиться несколько простых мелких глазков. От верхней стороны головы отходит пара антенн, или усиков. Видоизменённые конечности на голове превратились в ротовой аппарат.

Грудь насекомых всегда состоит их трёх сегментов - передне-, средне-, заднегрудью. На этих сегментах расположены пары ходильных ног.

Брюшко - последний отдел тела насекомых. Прикрепляется оно к грудному отделу тела либо неподвижно как у жуков, либо, наоборот, при помощи тонкого стебелька, как у перепончатокрылых

4 пункт лабиринта, на столе разложены карточки (Приложение 2), с характерными признаками насекомых, ваша задача разделить их на 3 группы, по количеству команд. Приступим (учащиеся коллективно работают с раздаточным материалом).

Отлично! Командиры, получите информационные карты, используя их, выполните задания приложение 3.

Проверка выполненных заданий с помощью слайда презентации

Физкульт.минутка

Пятый пункт нашего лабиринта. Внимание на экран, повторяем движения (демонстрация видео на экране, учащиеся повторяют движения).

Изучение нового материала

Мы подошли к шестому пункту лабиринта, давайте рассмотрим внутреннее строение насекомых.

Рассказ с элементами беседы

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез. У насекомых в пищеварительном тракте выделяют рот, глотку, пищевод с зобом, желудок, отделы кишечника. В глотку выходят протоки слюнных желез. Передняя, средняя и задняя кишка отделены друг от друга клапанами. Пища движется в кишечнике за счет сокращения его продольных и кольцевых мышц. Желудок расположен перед началом средней кишки и служит для перетирания пищи и ее фильтрации через клапан. Пищеварение и всасывание питательных веществ в основном происходит в средней кишке. В задней кишке происходит всасывание воды, расщепление целлюлозы с помощью бактерий.

Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды — впадают в кишечник между средней и задней кишкой. Они выносят в кишечник вместе с водой вещества, подлежащие выводу из организма. Вода потом всасывается стенками кишки.

У насекомых органы дыхания представлены трахеями, для которых характерна большая разветвленность. Крупные насекомые, чтобы обеспечить себя большим количеством кислорода, вентилируют трахеи, сокращая и расслабляя брюшко.

Кровеносная система насекомых незамкнута, т.е. часть своего пути кровь проходит не по специальным сосудам, а в полости тела. Центральным органом является сердце, или спинной сосуд. Кровь насекомых называют гемолимфой. Она обычно не окрашена и не содержит гемоглобина или аналогичных акцепторов кислорода, доставляемого непосредственно трахейной системой. Гемолимфа выполняет транспорт питательных веществ и экскретов, а также функции иммунитета.

У насекомых имеются сложно развитые нервная система и органы чувств. У насекомых крупный надглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом. В брюшной нервной цепочке количество узлов не соответствует количеству члеников тела, обычно их меньше, и они отличаются по величине.

Органы зрения, обоняния, вкуса, осязания у насекомых очень хорошо развиты. Насекомые обладают развитым цветовым зрением, органами обоняния служат антенны, несущие множество специальных чувствительных рецепторов. Специально развитыми органами слуха обладают только некоторые насекомые. Рецепторы вкуса сосредоточены в основном на ротовых придатках. В кожных покровах насекомых помимо многочисленных осязательных рецепторов некоторые рецепторы регистрируют давление, температуру, микровибрации среды и другие параметры.

Насекомые раздельнополы и нередко обладают резко выраженным половым диморфизмом. Система размножения насекомых состоит из семенников у самцов и яичников у самок, проводящих путей, связывающих эти органы с половым отверстием около ануса, а также придаточных желез и структур, обеспечивающих оплодотворение.

Обратите внимание на приложение 3, используя полученную информацию о внутреннем строении насекомых, индивидуально выполните задания. На выполнение заданий у вас есть 2 минуты. Отлично, теперь обменяйтесь ими с соседями по парте и глядя на слайд презентации проверьте у друг друга насколько правильно выполнены задания.

Обобщение и систематизация изученного материала

Седьмой пункт нашего лабиринта

Лабораторная работа №5

Тема: Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых; выявить особенности приспособления насекомых к разным средам обитания.

Оборудование и материалы: фотокарточки насекомых, видео насекомых, информационный лист.

Ход работы

1. ____________________________ 6.______________________________ 2._____________________________ 7.______________________________

3._____________________________ 8._______________________________

5._____________________________ 9._______________________________

9._____________________________ 10.______________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания. Где обитают насекомые? ______________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

Восьмой пункт нашего лабиринта - домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 46, ответить на вопросы.

Подведение итогов урока

Поздравляю вас, ребята! Мы добрались до финиша нашего урока.

Список литературы


КРЫЛЬЯ

ХОДЬБА

КЛЕЙКИЕ ПОДУШЕЧКИ

СКОРОСТЬ

РОТОВОЙ АППАРАТ

ПИЩА

ХОБОТОК

НЕКРАТ ЦВЕТКА

ЭПИТЕЛИЙ

КУТИКУЛА

ХИТИН

ОКРАСКА

ФИО_________________________ Приложение 3

1.Укажите верные утверждения:

1. Органы дыхания насекомых - легкие.

2. Органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды.

3. Кровеносная система насекомых незамкнутая.

4. Гемолимфа не окрашена и не имеет гемоглобина.

5. Пищеварение и всасывание питательных веществ у насекомых в основном происходит в желудке.

6. У насекомых слабо развиты органы чувств.

7. Насекомые гермафродиты.

8. Мальпигиевы сосуды впадают в желудок.

9. Насекомые обладают развитым цветовым зрением.

10. У насекомых крупный подглоточный узел, который уже можно назвать головным мозгом.

2. Обозначьте на рисунке нервную систему, кровеносную систему, пищеварительную систему, мочеполовую систему, дыхательную систему.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

ФИО_______________________________ ДАТА________________

Лабораторная работа №5

Тема. Изучение приспособления внешнего строения насекомых к среде обитания

Цель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование и материалы. фотокарточки насекомых, видео, информационный лист.

Ход работы

Обозначьте на рисунке элементы внешнего строения жука

1. _________________________________ 2.________________________________

3._________________________________ 4.________________________________

5._________________________________ 6.________________________________

7._________________________________ 8.________________________________

9._________________________________ 10.________________________________

Внимательно посмотрите видео фрагменты, иллюстрирующих насекомых в разных средах обитания.

Где обитают насекомые? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью фотокарточек и информационных листов выявите особенности внешнего строения насекомых в зависимости от среды обитания.

Результаты своих исследований занесите в таблицу

Сделайте вывод, указав, как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среда обитания насекомых

Живут ли насекомые под землей?

Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток. Многие насекомые питаются грибами, сгнившими листьями и другими растительными и животными остатками, способствуя круговороту веществ в природе. Пищей для других насекомых, таких как корневая тля и личинки майского жука, служат растения. Хищные личинки жужелиц, коротконадкрылых и щелкунов охотятся на насекомых, дождевых червей и улиток. В темноте пещер обитает несколько видов жуков. Глаза у большинства из них атрофировались в процессе эволюции, зато их осязание развито до невероятной степени. Для пещерных жуков темный окрас тела не настолько важен, как для их сородичей других видов, им не требуется защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Порой встречаются светло-желтые или красноватые виды. Бесцветен и слеп пещерный кузнечик, бескрылый хищный обитатель карстовых пещер.

Встречаются ли насекомые во льдах ?

Летом в горах снежные и ледниковые блохи размножаются с такой скоростью, что снег из-за пестрого окраса насекомых приобретает «кровавый» оттенок. Питаются они цветочной пыльцой и органическими частичками, которые приносит ветер.

Могут ли насекомые выжить в пустыне?

Жуки, обитающие в южно-африканской пустыне Намиб, прекрасно справляются с нехваткой влаги. Чернотелки рода Lepidochim выкапывают желобки в песке перпендикулярно направлению ветра. Когда ветер приносит влажный воздух с Атлантики, на краю желобка осаждается влага. Другие виды жуков во время влажного ветра делают стойку на голове. Капельки влаги скатываются по туловищу жука, и он их слизывает.

Водомерки

Самые крупные водоемы мира — моря — практически не заселены насекомыми. Исключение составляет водомерка Halobates. Как обычные водомерки, обитающие в наших краях, они охотятся на животных, упавших в воду. Иногда Halobates можно встретить и в закрытой бухте океана.

Как насекомые дышат под водой

Чистые ручьи и реки от истока до устья — место обитания множества насекомых. Стрекозы, мухи-подёнки, ручейники, веснянки и другие двукрылые на ранних стадиях развития живут на дне ручьев. Водоемы со стоячей водой, такие как канавы, лужи и пруды, также являются сферой обитания многих личинок и взрослых насекомых. У личинок подёнок, стрекоз, ручейников и веснянок отсутствуют отверстия для дыхания, через которые в их организм мог бы поступать насыщенный кислородом воздух. Эти насекомые поглощают кислород, растворенный в воде, посредством нитевидных, листообразных или пучкообразных придатков — трахей. Взрослые насекомые, живущие под водой, запасают воздух на своем теле. Плавунец окаймленный — под крыльями, куда подходят его дыхательные отверстия. Другие водяные жуки и клопы имеют на брюшке серебристую емкость. Тонкие волоски в области дыхательных путей направляют воду, не давая ей двигаться назад. Некоторые насекомые, такие как водяной скорпион и комар, дышат через наполненную воздухом трубку на поверхности водоема.

Насекомые - класс беспозвоночных членистоногих животных.

Внешнее строение.

Тело насекомого состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко . Покровы представлены хитиновой кутикулой, гиподермой и базальной мембраной. Окраска покровов насекомых обуславливается пигментами, содержащимися в кутикуле или гиподерме.

На голове из пяти слившихся сегментов два усика, глаза и органы рта. Строение глаз сложное – фасеточное. У некоторых видов насекомых еще имеется 1 – 3 простых глаза, которые находятся между сложных глаз. Усики (антенны) являются органами обоняния. Ротовой аппарат : верхняя губа (лабрум), верхние челюсти (мандибулы), нижние челюсти (максиллы), нижняя губа (лабиум). К ротовому аппарату относится язык (гипофаринкс). Ротовой аппарат может быть: грызущий, колюще-сосущий, сосущий и лижущий. Первичный тип – грызущий.

Грудь состоит из трех сегментов: переднегрудь, среднегрудь и заднегрудь. От неё отходят три пары ног, две пары крыльев . Конечности могут быть: хватательными, копательными, плавательными, прыгательными и собирательными. Конечности членистые. Основной членик ноги называется тазик, за ним следуют вертлуг, бедро, голень и лапка. Крылья (2 пары) находятся на задней стороне груди. Под жесткими надкрыльями находятся перепончатые крылья. Крылья представляют собой выпячивания стенок тела. Крыло состоит из двух складок кожи, покрытых кутикулой, и полости между ними.

Брюшко состоит из нескольких сегментов, по его бокам находятся дыхальца. Число сегментов брюшка варьирует от 11 до 4. На брюшке у низших насекомых имеются парные конечности, у высших насекомых они видоизменяются в яйцеклад.

Внутреннее строение.

Пищеварительная система состоит из кишечного тракта. Сама система начинается от ротового аппарата и слюнных желез. Затем следует передняя кишка, которая состоит из глотки, пищевода и жевательного желудка. В средней кишке происходит переваривание и всасывание питательных веществ. Здесь пища распадается на простые органические соединения. Задняя кишка делится на тонкую кишку (происходит распад глюкозы) и прямую кишку (происходит всасывание воды и образование экскрементов).

Кровеносная система у насекомых кровеносная система незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубки, туда из полости тела, через поры засасывается кровь. Дальше она поступает в аорту и вытекает в полость тела, принося питательные вещества.

Дыхательная система. Через дыхальца воздух поступает в трахеи. Трахеи – это тонкие трубки, которые ветвятся по всем органам насекомого. Через стенки трахей, находящихся в тканях, происходит газообмен.

Нервная система состоит из нервных узлов, которые делятся на: надглоточные, подглоточные и брюшные нервные цепочки. Надглоточный узел – мозг, который делится на три части – передний мозг (отвечает за глаза), средний мозг (отвечает за усики) и задний мозг (верхняя губа).

Выделительная система. Основные органы выделения – мальпигиевы сосуды (2 трубочки) в полости тела одним концом заканчиваются в полости тела и в них всасываются конечные продукты жизнедеятельности из крови; задняя кишка. Еще есть жировое тело, извлекающее из крови вредные вещества, но не выводит их из организма.

Органы чувств. Сложные глаза, органы осязания (усики), органы обоняния, органы вкуса. Многие насекомые способны издавать звуки и слышать их. Органы слуха и органы, издающие звуки, могут находиться на любом участке тела.

Размножение и развитие.

Размножение половым способом. Происходит внутреннее половое оплодотворение. Для ряда видов известен партеногенез (тли).

Насекомые – раздельнополые животные. У многих видов насекомых выражен половой диморфизм. У самцов в семенниках образуются сперматозоиды, у самок есть яичники с большим количеством яиц.

Развитие насекомых: яйцо – личинка – куколка – насекомое. Развитие делится на два периода – эмбриональное, включающее развитие зародыша в яйце, и постэмбриональное, которое начинается с момента выхода личинки из яйца и заканчивается смертью насекомого.

Конспект урока «Класс Насекомые» . Следующая тема:

Несмотря на огромное многообразие все насекомые имеют общее внешнее строение, которое характеризуется тремя неизменными приметами:

  1. Насечка на наружной поверхности. Внешний покров состоит из кутикул - очень прочной оболочки, формирующей экзоскелет, состоящий из отдельных сегментов или члеников, что обеспечивает подвижность. Каждый сегмент покрыт щитками из хитина.
  2. Три отдела туловища насекомых. Внешнее строение тела состоит из сегментов. Их может быть до двадцати, и они объединены в отделы, которыми являются: голова, брюшко, а также грудь. Голова состоит из пяти или шести члеников, в состав груди входит всего три, а брюшко может включать до двенадцати сегментов. В результате эволюции число сегментов уменьшилось и не превышает четырнадцати. На голове расположен рот, глаза и пара усиков. В грудной части находятся конечности и крылья, обычно две пары, а в брюшной части - различные придатки. Сегменты брюшной части, кроме двух последних, содержат дыхальца. У разных насекомых размер тела может быть от долей миллиметра до 30 см в длину.
  3. Количество ног одинаковое. Несмотря на разнообразие насекомых, все виды содержат три пары конечностей, основание которых имеет два длинных членика: бедро и голень. На конце ноги расположена членистая лапка, на конечном членике которой присутствует пара коготков. Они помогают насекомым передвигаться по наклонной поверхности и по нижней поверхности различных предметов. Иногда между коготками имеются присоски для облегчения передвижения по гладкой или скользкой поверхности.

Внутреннее строение представителей класса насекомых состоит из следующих систем:

  • Дыхательная. Кислород, а также углекислый газ переносится через систему трахей, наружу они открываются дыхальцами. Большая часть насекомых обладает открытой трахейной системой;
  • Кровеносная. Кровь переносит питательные элементы, и обладает защитной функцией. Она не участвует в переносе углекислого газа и кислорода;
  • Нервная. Состоит из окологлоточного нервного кольца, брюшной нервной цепочки и головного мозга, которые образованы в результате слияния нервных узлов;
  • Выделительная. Поддерживает биохимическое постоянство внутри организма, а также следит за ионным составом крови. Экскреты - это вещества, которые удаляются из организма, а сам процесс называется экскрецией;
  • Половая. Отлично развита и располагается на брюхе. Насекомые - это раздельнополые животные. Половые железы у них парные. Оплодотворение внутреннее.

Голова насекомых

Черепная коробка сильно уплотнена. Она состоит из нескольких слившихся сегментов. У разных насекомых их количество колеблется от 5 до 8 штук. На голове расположены 2 глаза, имеющие сложное строение, и от 1 до 3 простых глазков или глаз, а также мобильные придатки, которые представляют собой усики и ротовые органы. Внешняя поверхность головы разделена на участки, между которыми иногда находятся швы:

  • лоб находится между глазами;
  • темя расположено выше лба;
  • щеки размещены под глазами сбоку;
  • затылок следует за теменем;
  • верхняя губа граничит с наличником;
  • наличник имеется книзу ото лба;
  • верхние челюсти примыкают снизу к щекам.

Голова насекомых по внешнему строению может быть следующей формы: округлой (у мухи), вытянутой (у долгоносиков) и сжатой с боков (у кузнечиков), а ее постановка зависит от того, к какому виду оно принадлежит.

Органы зрения

Пара сложных глаз расположена по боковым сторонам головы насекомого и состоит из нескольких сотен, а иногда и тысяч фасеток. Как раз это связано с тем, что органы зрения некоторых насекомых, например, стрекоз занимают почти всю голову. Такими глазами обладает большинство взрослых насекомых и личинок.

Между сложными глазами находятся глазки или простые глаза, их число обычно равно трем. Один из них, имеющий треугольную форму, располагается на лбу, а два других - на темени. В некоторых случаях остаются только два боковых, а средний исчезает. Бывает и наоборот, присутствует только треугольный глазок, а боковые парные отсутствуют.

Усики

Иначе их называют антеннами. Они являются органами обоняния и осязания. Расположена пара усиков на боковых частях лба и находится в усиковых ямках. Каждый усик имеет утолщенное основание членика, ножку и жгутик.

У разных видов и групп насекомых внешнее строение усиков отличается. По ним как раз и определяют насекомого. Самцы и самки одного вида могут иметь несколько отличное друг от друга строение этих органов.

Ротовые органы

Их строение зависит от еды, которую употребляют насекомые. Поедающие твердую пищу, размельчают ее двумя жвалами. А сосущие нектар, сок и кровь вместо жвал обладают хоботком, который может быть игловидным у комаров, толстым у мух, длинным и скученным у бабочек.

Сверху и снизу ротовые органы заслоняются пластинками, которые являются губами - верхней и нижней. У некоторых насекомых (грызуще-сосущих или грызуще-лижущих) одновременно присутствует хоботок и жвал. Игловидный аппарат будет называться колюще-сосущим, если насекомое прежде, чем сосать делает прокол кожных покровов. Ротовые органы у некоторых видов могут быть и не полностью развиты.

Крылья

Грудь

Грудь насекомых по внешнему строению представляет собой три сегмента: передний, средний, задний. На каждом из которых расположилась пара конечностей. У летающих насекомых это крылья, которые находятся на среднем и заднем сегменте. В зависимости от образа жизни различают следующие конечности:

  • копательные;
  • хватательные;
  • ходильные;
  • плавательные;
  • прыгательные;
  • бегательные.

Брюшко

Туловище состоит из сегментов. Их количество может варьироваться от одиннадцати до четырех. Низшие насекомые обладают парными конечностями, а у высших - они видоизменены в яйцеклад или другие органы. У взрослых особей число сегментов туловища может быть не больше трех. Это происходит из-за того, что часть из них сливается друг с другом, а остальные становятся совокупительным органом. Тем не менее в большинстве случаев хорошо видны пять - восемь сегментов, они разделяют нижнюю и верхнюю часть.

Между собой соединяются тонкой мембраной, что дает возможность брюшку увеличиваться во время созревания яиц или переполнения кишечника пищей. У большей части насекомых внешнее строение туловища цилиндрической или выпуклой сверху и практически плоской снизу формы. Кроме того, брюхо может быть плоским, круглым, треугольным в поперечном сечении и булавовидным. Например, у муравьев тело соединятся с грудью при помощи небольшого стебелька, состоящего из двух члеников, у ос и пчел - узкой перетяжкой. Большая часть примитивных насекомых имеет на конце туловища два членистых придатка.

Покров (панцирь)

Все туловище насекомых, как и остальных членистоногих заключено в прочный внешний панцирь, скелет которого состоит из хитина. Это мягкий и хрупкий материал в чистом виде. У насекомых он на верхнем слое покрыт белковым веществом, который имеет название склеротин, именно этот элемент придает необходимую прочность и жесткость скелету. Верхний слой состоит из воскоподобных веществ, которые не пропускают воду.

Поэтому внешний скелет основательно охраняет внутренние органы, сохраняет их от высыхания, а также повышает твердость всего туловища. Секрет прочности покрова насекомых кроется в их строении - трубка с мягкой сердцевиной в три раза крепче такой же трубки с жестким стержнем, которая присутствует у всех позвоночных. Но если сделать трубку очень толстой, то она потеряет свои достоинства, так как прочность полого цилиндра значительно уменьшается с увеличением его диаметра, что в свою очередь, ограничивает утолщение туловища, а значит и размеры беспозвоночных членистоногих животных.

Биология. Класс насекомые

Главные приспособления, которые обеспечивают быстрое развитие насекомых:

  • Возможность летать позволяет им достаточно быстро осваивать новые места и преодолевать разные препятствия. Подвижность обеспечивается развитой мускулатурой и членистыми конечностями.
  • Хитинизированная кутикула, которая состоит из нескольких слоев, относится к особенностям внешнего строения насекомых. Она содержит специальные элементы, предохраняющие туловище от потери влаги, механических повреждений, а также влияния ультрафиолета.
  • Небольшие размеры способствуют выживанию и созданию условий, которые требуются для жизни даже в маленьких пространствах, например, в трещине коры деревьев.
  • Высокая плодовитость. Среднее число яиц, которые откладывают насекомые составляет двести - триста штук.

Насекомые встречаются буквально повсюду: в саду, лесу, поле, огороде, почве, воде, на теле животных. Примеры насекомых:

  • бабочка-капустница обитает на огороде, в поле и местах, где растет капуста;
  • майского жука можно встретить в садах и лесах;
  • комнатная муха обитает вблизи жилища человека.

Огромное разнообразие мест обитания в наземной среде способствовало их видообразованию и широкому расселению.