В чем проявляется динамичность социальных институтов. Социальные институты (9) - Реферат

Социальные институты , представляют собой особые системы человеческих отношений, формы организации, которые призваны упорядочить действия людей в определенном виде человеческой деятельности. Социальные институты представляют собой непланируемые социальные явления.

В основе любых социальных институтов должны лежать потребности в создании порядка. Если потребность пропадает или утрачивает свою актуальность, то социальный институт или распадается, или становится (в силу инерции социальных институтов) тормозом общественного развития. Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Под общественными ценностями понимают разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Процесс институционализации представляет собой определение и закрепление социальных норм и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институционализация - это замена спонтанного, рефлекторного поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, проходит несколько основных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Эта потребность должна касаться наведения порядка в определенной области человеческой деятельности;
формирование общих целей, которые должно преследовать значительное количество членов человеческого общества;
появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. Такие нормы нося неформальный характер и крайне недолговечны;
появление процедур, связанных с нормами, и пpaвил, которые являются способами достижения групповых целей;
институционализация норм и правил поведения, а также институциональных процедур, что является: необходимым условием их закрепления в поведении членов общества;
установление системы формализованных санкций для поддержания норм и правил, их дифференциация в зависимости от отдельных социальных групп общества и применение в зависимости от различных ситуаций, складывающихся в обществе;
создание системы статусов и ролей, которые должны охватывать всех без исключения членов социального института.

Создание системы социальных статусов и ролей предполагает появление особых институциональных ролей, которые отличаются от обычных социальных ролей более жестким контролем. Индивид при исполнении социальной роли должен полностью соответствовать нормам и правилам, принятым в данном социальном институте.

Важным способом изучения степени развития социального института являются его институциональные признаки. Как правило, эти признаки показывают степень его развития или упадка.

Каждый социальный институт призван выполнять определенные функции в обществе . Все эти функции разделяются на два основных типа - явные функции и латентные (или скрытые) функции.

Явные функции социальных институтов представляют собой такие функции, которые открыто провозглашаются; они являются визитной карточкой каждого социального института.

Скрытые функции не провозглашаются, они завуалированы в основной деятельности социального института.

В зависимости от уровня значимости социальных функций социальные институты разделяются на второстепенные и базовые (основные, определяющие). Современное общество обязательно включает в свою деятельность базовые социальные институты и не может существовать без них.

Все институты связаны между собой. При изучении условий деятельности каждого социального института необходимо учитывать деятельность других главных социальных институтов, оказывающих воздействие на данный институт.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни . Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты — разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

— важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление .

Важнейшими социальными институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • СМИ и ;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений , а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности :

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции , соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность и функции экономики как социального института

Основными функциями экономики как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание .

Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

Человеческое общество в течение тысячелетий усложнялось, подразделялось внутри себя на отдельные части, отводя им определенные функции. Развитие этих структур носило не только позитивный характер. Иногда распадались целые государства, а другие же наоборот – переживали тяжелые и затяжные кризисы, обретая при этом ценный опыт существования и дальнейшего продвижения по пути прогресса.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей. Но вместе с тем, социальные институты включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляют в русло их определенные стремления.

Эффективность социального института зависит от четкого распределения ролей и успешной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение, вознаграждая за исполнение ролевых предписаний и подавляя отклонения от них. Потеря деперсонализации означает, что ясность, категоричность и обязательность исполнения ролей, обеспечивающих достижение социальных потребностей института, утрачивается. Социальный институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. В силу этих обстоятельств он все менее ориентируется на обеспечение конкретной социальной потребности.

В сложившихся социальных институтах развитие достигается через внутреннюю дифференциацию, специализацию связей, функций и учреждений, а также за счет более конкретного, профессионального исполнения тех или иных функций, более точной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности.

Практика показывает, что для общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

4.1.Понятие «социальный институт» и процесс институционализации

4.2. Виды и признаки социальных институтов

4.1. Понятие «социальный институт» и процесс институционализации

Термин «социальный институт» (от лат. institutum – устройство, установление) впервые предложил английский социолог XIX в. Г. Спенсер. Данное понятие было заимствовано из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.д. В социологии понятие «институт» сохранило смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрело значительно более широкое толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов.

Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Другой американский социолог Ч. Миллс под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам религиозным, военным, образовательным и т.д., которые образуют институциональный порядок. Немецкий социолог А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных. По мнению Л. Бовье, социальный институт это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Точный смысл понятия «институт» впервые определили социологи дюркгеймовской школы. Такие социальные ин­ституты, как семья, собственность, еще задолго до этого стали объектом изучения этнологов, предметом сравнитель­но-исторического анализа. С точки зрения Э. Дюркгейма и его учеников институты – это своего рода «кристаллизо­ванные» способы действия, мышления и чувствования, по­стоянные для данной социальной группы, обязательные для нее и отличающие ее от остальных. Трудности, связанные с точным определением этого понятия, объясняются тем, что в конечном счете этот термин приложим ко всем без исклю­чения видам социального поведения, и при этом в узком смысле только к тем из них, которые явно и эффективно санкционированы обществом. Дюркгейм и дюркгеймовцы понимают этот термин скорее во втором смысле, тогда как другие авторы, например, Т. Парсонс, – скорее в первом. С другой стороны, настаивая на принуждающем характере институтов, Дюркгейм вынужден рассматривать институт как синоним всякой социальной регуляции: все социальное институционально, потому что все социальное принудительно, а институт – это инструмент социального принуждения.

В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, социальный институт это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах: экономике, политике, культуре, и семье.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой: во-первых, организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Во-вторых, учреждения, которые призваны удовлетворять фундаментальные потребности общества. В-третьих, совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В-пятых, организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Тем не менее, в отечественной социологии термин «социальный институт» трактуется как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Развиваясь, социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на эндогенные (внутренние), экзогенные (внешние). Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего он уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.

Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупности всех видов человеческой деятельности. Например, в России практически до конца XIX в. женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки, журналистки, что привело в конце концов к равному с мужчиной включению в общественную жизнь.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах. Первый вариант связан с возникновением новых институтов. Например, народы бывшего СССР, обретшие государственность, создают свои экономические, военные, политические институты. Второй вариант, наоборот, – сконцентрирован на совершенствовании сложившихся социальных институтов. Происходит дифференциация, специализация учреждений через выделение из сложившихся структур. В институте политики, а именно в институте власти с развитием демократического устройства появились три ветви – институты законодательной, исполнительной и судебной властей. Подобная дифференциация является одним из важнейших признаков эволюционного развития общества и его социальных институтов.

В становлении и развитии социальной системы важная роль принадлежит процессу институциализации, т.е. формированию социальных институтов. Институционализация на­чинается тогда, когда конкретная общественная потреб­ность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

В классическом понимании «институционализация» – это переход совокупности индивидов от естественного со­стояния, когда ими движут страсти, к социальному состоя­нию, когда они признают над собой какой-то высший авто­ритет, внешний по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это понимает Монтескье, противопо­ставлявший в «Духе законов» состояние гражданина состо­янию человека. Гражданин – это тот, чьи действия регу­лируются законом, в то время как поступки человека регу­лируются моралью. Согласно Монтескье, в институциона­лизированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость индивидуальных действий и добропорядоч­ное поведение индивидов по отношению друг к другу.

Рассмотрим, каким образом происходит процесс институционализации.

Определяющим условием появления социальных институтов выступает соответствующая социальная потребность, для удовлетворения которой необходима та или иная форма активности, совместной деятельности индивидов. Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять основных потребностей, которым соответствуют пять основных социальных институтов: потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства, политические институты и др.); потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты); потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования); потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключе­вых социальных потребностей, которые порождают про­цессы институционализации: потребность в коммуника­ции (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распреде­лении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении обще­ственных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого разные способы. В ходе общественной практики они находят приемлемые шаблоны поведения, которые постепенно через повторения и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Например, банк, как элемент института бизнеса, развивался для удовлетворения потребности в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратился в самостоятельный социальный институт.

Каким образом происходит институционализация, например, общественного движения? На предынституциональном этапе оно, как правило, характеризуется спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каждое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуемой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход событий.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается:

1. Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

2. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся привычными. Одновременно начинает складываться система статусов и ролей.

3. Появляются устойчивые лидеры, которые признаются официально, согласно принятому порядку. Каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

4. Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей.

Процесс институционализации складывается из нескольких этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, то есть, их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существо­вание полдюжины специальных институтов, с другой сто­роны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует целую гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддер­жании порядка и контроля.

Изменения в социальных институтах с ходом истории происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах, – обычно из-за снижения эффективно­сти функционирования данного института в интересах гос­подствующих социальных групп, – так и из-за внешних факторов, например, из-за того, что общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение. Так, инсти­тут крепостного права изжил себя и потому, что сформи­ровалась и распространилась по всем странам идеология Просвещения, согласно которой все люди равны от приро­ды и крепостничество позорно и для господ, и для кресть­ян, и потому, что труд крепостных стал экономически неэффективным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодальных землевладельцев. Значительное влияние на развитие, функционирование и видоизменение социального института оказывает уровень доверия к нему в массовом сознании. И в этом плане интерес представляют данные, полученные при исследовании институтов российского общества. Из всех государственных и общественных институтов, помимо института президентства, россияне склонны доверять лишь церкви и армии. Ко всем же остальным – стойкое и практически неизменное недоверие. В первую очередь это относится к милиции, судебной системе, политическим партиям, коммерческим банкам, профсоюзам. Чуть лучше дела обстоят у средств массовой информации – электронных и печатных, хотя им сегодня не доверяют больше, чем в 1998 г. То же самое можно сказать и о системе здравоохранения, которая в 1998 г. балансировала на грани положительных и отрицательных оценок, а сегодня ей не доверяют на 18,4% россиян больше, чем доверяют.

Таким образом, развитие социальной системы сводится к эволюции институтов. В действительности институционализация есть динамический процесс, допускающий на­личие противоречий между старыми институциональны­ми формами и новыми социальными потребностями.

4.2. Классификация и признаки социальных институтов

Разнообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и т.д. В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом.

Во-первых, по степени формализации они делятся на формальные (имеют установившиеся, часто законодательно, правила); неформальные (правила, регламентированные на уровне традиций, обычаев и не обязательных для соблюдения с юридической точки зрения, например, институты дружбы).

Во-вторых, по способности удовлетворять общественные потребности: политические (государство, политические партии) удовлетворяют потребности общества в безопасности и социальном порядке; экономические (институты частной собственности) удовлетворяют потребность в производстве материальных благ, необходимых людям; духовные (институты религии) удовлетворяют потребность в решении духовных проблем; социальные (институты семьи и брака; институты образования, науки и культуры) удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода, передаче знаний и социализации подрастающего поколения.

Многообразие социальных институтов можно разделить на два типа. К первому типу относят институты-субъекты, то есть, организации разного типа и масштаба (государство, партии, ассоциации, фирмы и церковь). Ко второму типу причисляют институты-механизмы (устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей: брак, семья, собственность, религия).

Весьма близкими являются категории социального института-субъекта группы и коллективы. Однако социальная группа – это совокупность однородных статусных позиций, объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы между группой и институтом нет: любая группа имеет тенденцию к институционализации.

В отличие от социальной группы коллектив – это совокупность индивидов, объединяющихся для совместных действий, чтобы реализовать свои осознанные интересы. Коллектив создается взаимодействием конкретных людей и может перестать существовать, если поменяется состав людей.

Институты-механизмы делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное право»).

Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.

Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально уполномоченными людьми (государственными чиновниками).

Правила поведения делятся на наследуемые, естественно данные и приобретенные, передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и социальные, а социальные правила – на неформальные (закрепленными традициями и обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец, формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное право). Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций; в рамках общественного права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства.

Социальный институт разделяют на главные (основные) и неглавные (неосновные). У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов и процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

Неглавные скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Неосновные институты называют еще общественными практиками. К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д. Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

Кроме того, социальные институты можно классифицировать и по иным критериям. Например, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты) и т.д.

К числу признаков социальных институтов относятся:

I. Кодексы поведения (устный и письменный).

II. Социальные установки и образцы поведения (роли) – общая ориентация человека на какой-либо социальный объект.

III. Идеология (система идей санкционирующих нормы).

IV. Символы (образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты).

V. Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).

Таблица 2.

Признаки социальных институтов

Семья Образование Государство Экономика Религия
I. Кодексы поведения (устный и письменный)
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся конституция
Статусы:
жена, ребёнок, теща Студент, преподаватель, декан президент, политический лидер
II. Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... любовь к знаниям, карьерная ориентация получение прибыли, расчетливость, бережливость
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь идеология академической свободы, равенство при обучении право на труд, свободная торговля.
IV. Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты.
брачные ритуалы эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, флаг фабричная марка
V.Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы)
дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование. производственные отношения и оборудование

В данной таблице представлены общие для всех институтов признаки. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество, в котором они функционируют, находится, либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для церкви – распятие, полумесяц или звезда Давида. Символами институтов могут быть также здания, музыка и вообще любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей, чаще всего, выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс поведения производит внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей: граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, если не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение, он практически не будет выполняться.

Идеологию можно, достаточно приближенно, охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому, или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют, или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Из вышесказанного следует, что признаки социальных институтов вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других – менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для определения классификации социальных институтов.

4.3. Основные ресурсы социальных институтов

Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов. В отечественной социологии выделяются следующие ресурсы институтов общества:

Во-первых, ресурсы института экономики (земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний; труд, или мотивация и навыки людей; капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства; государство как способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов);

Во-вторых, ресурсы института образования (желание обучающихся получать знания и социализироваться; оборудование для изучения курса; преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний; учебная литература и источники информации);

В-третьих, ресурсы семьи (любовь и чувство долга между родителями и детьми; материальная обеспеченность; разумное использование власти членами семьи для преодоления внутрисемейных конфликтов).

В-четвертых, ресурсы института религии (потребность в разрешении духовных сомнений, вере; духовное учение; служители культа, священники; места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности);

В-пятых, ресурсы института политики (безопасность, доступ к информации, власть, государство).

Институт экономики включает в себя большое количество составляющих его структур. Изменяясь в течение тысячелетий, он в то же время сохраняет незыблемыми свои основы: стимулом к труду должно быть соответствующая оплата, собственность по-прежнему сопряжена как с правами, так и с обязанностями, налоговые отчисления зависят от прибыли и многое другое. Но вот частная собственность, ставшая одной из направляющих категорий института экономики, постепенно приобретала приемлемость и неотъемлемость от разных культур. Например, в Древнем Египте все считалось собственностью фараона – дома, рабы, земля, частной собственности не было в принципе. В Древней Греции свободные граждане становятся собственниками земли, рабов, жилищ. В России долгое время не было частного землевладения, причем как дворянского, так и крестьянского Дружинникам земля давалась только на время военной службы, а крестьяне даже после крепостного освобождения обрабатывали землю, выделяемую общиной.

Институт экономики находится под влиянием других социальных институтов, и сам в то же время оказывает мощное влияние на другие институты: семью, образование, политику и религию. Экономические отношения вбирают в себя культурные и властные компоненты, ведь социальное действие реализуется на трех ключевых типах отношений: экономических, культурных, властных.

В деятельности института образования воспроизводится двоякая функция процесса социализации – передача культуры и развитие личности. Если в прежние века общественные привилегии и преимущества определялись аристократическим происхождением, то с конца XIX в. достойное место в обществе стало зависеть от образования.В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, важнейшую роль в интеграции общества. Усвоение определенных знаний, накопленных предыдущими поколениями – одно из важнейших условий динамичного развития общества.

Семья относится к ранним социальным институтам. Ее развитие зависит от общественного строя, экономических, политических и религиозных отношений, хотя она сохраняет при этом необходимую самостоятельность.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – брак. Это санкционированная обществом целесообразная форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара, однако сейчас увеличивается количество семей, не оформленных официально.

По характеру распределения семейных обязанностей и решения вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей:

1. Традиционная (патриархальная) семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи. Для данного типа семьи характерны следующие особенности: во-первых, женщина экономически зависима от мужа; во-вторых, четко распределены мужские и женские обязанности; в-третьих, признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи.

2. Нетрадиционная семья. Традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские сохраняются, но без экономических оснований. Женщина, наравне с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет сполна всю домашнюю работу. Социологи поэтому называют такой тип семьи эксплуататорским.

3. Эгалитарнаясемья. Ей присущи следующие особенности: справедливое распределение семейных обязанностей, совместное принятие решений; эмоциональная насыщенность отношений.

На современном этапе развития общества в семье изменяются не только традиционные роли женщин, но и роли мужчин. Нередко жена зарабатывает больше мужа, занимая в профессиональной сфере более высокое положение, что приводит к перераспределению семейных обязанностей.

В родственных отношениях существуют два типа семейной структуры: нуклеарнаясемья, состоящая из родителей и детей; расширенная, включающая в себя нуклеарную семью и других родственников.

Сегодня в европейской культуре предпочтительна нуклеарная семья, но в течение долгого времени расширенная семья сохраняла свою распространенность и устойчивость не только из-за нерешенности жилищного вопроса. У государства практически отсутствовали социальные функции. Поэтому большой семье легче было выжить. Подросшие дети помогали в уходе за маленькими, старики не оставались одинокими и беспомощными, по мере сил облегчая быт следующего поколения членов семьи.

Во времена зарождения и раннего развития религия была очень значимым социально-образующим фактором, так как выполняла функции правосудия, иногда служители церкви являлись советниками государственных руководителей. Например, Ярослав Мудрый с уважением прислушивался к советам монахов. В феодальной средневековой Европе церковь была непосредственно связана с государственной структурой, выступая в качестве носителя политической власти и одновременно в качестве субъекта (источника) собственной власти. М. Вебер считал, что на формирование различных культур огромное воздействие оказали господствующие в них религии, определив особенности понимания общечеловеческих ценностей. В настоящее время процессы глобализации оказывают унифицирующее действие на социальную жизнь различных народов и культур.

Политические институты осуществляют реализацию политической власти, необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы и ценности никогда не безграничны, и естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы.

Власть должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.

Итак, ресурсы социальных институтов – это ресурсы общества. Институты в целом представляют собой социальное образование, созданное для использования во взаимодействии ресурсов общества ради удовлетворения той или иной социальной потребности.

4.4. Функции и дисфункции социальных институтов

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Они свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное о том, что из этого получилось.

Начнем с явных функций социальных институтов. В самом общем виде, функцией любого социального института можно считать удовлетворение социальных потребностей. Однако для этого каждый институт выполняет в отношении своих участников подфункции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы – семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи – это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. С помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля над соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику – это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование). Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью монастырское хозяйство, сохранением и передачей знаний, исследовательской работой религиозные школы, гимназии и др. попечительством.

Кроме того, существуют латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве.

Наиболее выпукло существование латентных функций института показано Вебленом, который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Вывод: производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 1990-х гг. при помощи новых институтов власти (парламента, правительства и президента), казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Например, при существовании только бесплатного образования в нашей стране все-таки была осведомленность хотя бы на уровне слухов о том, что в вузах допускаются злоупотребления при поступлении. И во многом готовность на материальные и моральные жертвы со стороны абитуриентов и их семей подчеркивала как востребованность высшего образования вообще, так и отдельных профессий на рынке труда. Введение и дальнейшее развитие платы за образование – неоднозначный компромисс, причина которого заключается в невозможности государства обеспечить полноценное функционирование института образования.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и функциях социальных институтов. Возникает дисфункция, т.е. неясность целей деятельности института, падения его авторитета и престижа, вырождении его отдельных функций в ритуальную деятельность. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем – к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, то институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции.

Достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи с целью освоения различных специальных ролей и усвоения господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии. К неявным функциям вузов следует причислять закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений школ, вузов, осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Таким образом, социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену их членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите различия между социальными институтами и социальными группами. Покажите на примерах взаимодействие между ними.

2. Раскройте содержание понятия «социальный институт». Назовите характерные признаки институтов.

3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы процесса институционализации.

4. В каких направлениях и каким образом происходит развитие социальных институтов?

5. Перечислите главные социальные институты и их признаки.

6. Определите место и роль социальных институтов в структуре общества.

7. Назовите условия успешного функционирования социальных институтов.

8. Назовите основные виды социальных институтов по содержанию и предмету регулирования.

9. Какие функции выполняют социокультурные и воспитательные институты в обществе?

10. Назовите основные функции, которые выполняют социальные институты.

11. Подумайте, почему социальные институты редко бывают способны полностью контролировать поведение своих членов?

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты .
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Структура социальных институтов

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией . Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
- осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
- выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
- появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
- установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
- создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
- набор социальных ролей и статусов;
- социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
- совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
- необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Дисфункции социальных институтов

Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией .

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;

2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:

1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).

Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.