Все школьные сочинения по литературе. Пример самовоспитания из жизни

Все школьные сочинения по литературе. Пример самовоспитания из жизни

15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Самовоспитание – это стремление человека сделать самого себя лучше, привить себе полезные черты характера и навыки.
Очень важно, чтобы человек научился воспитывать себя сам, ведь, когда он вырастет, ему уже не будут делать замечания учителя или родители – он должен сам совершенствоваться.
В тексте Каверина мы читаем о мальчике Саньке, который мечтал стать летчиком. Никто его не заставлял, он сам принял решение и неуклонно шел к своей мечте. Санька делал специальную гимнастику, закаливался, изучал специальную литературу. Я читал роман «Два капитана», поэтому знаю, что герою удалось осуществить свою мечту.
Мне вспоминается еще один летчик – Алексей Мересьев, герой книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», основанной на реальных событиях. Герой этой книги потерял ноги, но смог добиться того, чтобы ему снова разрешили летать, и опять ушел на фронт. Ему тоже было очень тяжело, но он выдержал.
Самовоспитание очень важно для каждого человека.

В 2016 году расширен и обновлён круг понятий, предлагаемых на ОГЭ в задании 15.3. Рассмотрим некоторые из них: например, что такое неуверенность в себе, жизненные ценности, материнская любовь, сила духа, взаимовыручка, самовоспитание, нравственный выбор, сострадание, милосердие, красота. В сочинениях ученики приводят аргументы из прочитанных книг.

В каждом конкретном случае напоминаем само задание, указываем, какой используется текст, и приводим сочинения учеников 9 класса. Для удобства сообщаем общее количество слов в каждом сочинении.

Задание:

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту С.А. Лубенец «(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения».

Сочинение ученика:

Неуверенность в себе - это состояние человека, когда он боится совершить какой-либо поступок или, наоборот, делает что-то невероятно глупое из-за отсутствия веры в самого себя. Если сомнения в собственных силах постоянны, то человек часто отказывается от желаемого и не стремится к своей цели. Приведём примеры проявления неуверенности в себе.

В тексте С.А. Лубенец неуверенной можно назвать девочку Нину. Она имеет комплекс неполноценности из-за того, что у неё нет друга, как у всех одноклассниц. Чтобы изменить себя, Нина пытается выбросить из своей жизни то, раньше доставляло ей радость: девчачьи журналы, картонных кукол, заколочки, фенечки, подвески и серьги. Потом даже придумывает «виртуального парня» на зависть своим подругам. Но эти внешние, а не внутренние перемены вряд ли помогут ей преодолеть свою неуверенность.

Герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» тоже пребывает в подавленном состоянии, испытывает обиду, зависть, отчаяние, чувствует себя ущербным. Петрусь целиком погружается в личное несчастье. Но душевный мир ему помогают вернуть Эвелина, крёстный, народная и классическая музыка, собственное упорство. В финале произведения мы видим уверенного, сильного Петра.

Человек, страдающий от неуверенности в себе, не может сам принять решение, переживает от того, что скажут или подумают о нём другие люди. А ведь успеха в жизни добивается лишь тот, кто поверит в себя и свои возможности.

(203 слова.)

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту И.Л. Муравьёвой «(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок».

Сочинение ученика:

Жизненными ценностями называют идеалы, нравственные понятия, убеждения. Они оказывают важное влияние на отношение человека к окружающему миру и к людям, служат особыми ориентирами в жизни. Как правило, ценности формируются благодаря родителям и близким, под влиянием детского сада и школы. Особое воздействие оказывают не слова, а дела, поступки: примеры полезнее всяких наставлений.

Самыми значимыми ценностями считаются любовь, здоровье, семья. Именно в этом убеждается героиня текста И. Муравьёвой, когда вспоминает детство и своего деда, который показал ей любовь настоящую, жертвенную: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?» Старик каждый день мёрз на улице, находясь рядом и успокаивая своим присутствием шестилетнюю внучку.

Читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы понимаем, что близкие люди самые дорогие и любимые. Иван Кузьмич, капитан Белогорской крепости, по-отечески ласковый с солдатами, храбрый, верный долгу и присяге офицер, воспитал свою дочь Машу послушной и скромной. Она достойная дочь своих родителей: благоразумная и чувствительная, преданная и решительная, самоотверженная и честная. Девушка проявляет мудрость, отказавшись выйти замуж за Гринёва без благословения его отца. Героиня следует тем жизненным ценностям, которые впитала в своей семье, потому и едет к самой царице спасать Петра, уповая на милосердие и прощение.

Жизненные ценности − неотъемлемая часть нашего внутреннего мира, на них мы с радостью тратим своё время и силы. Нужно сделать всё, чтобы эти духовно-нравственные ценности оказались близки и нужны каждому человеку.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В. Чаплиной «(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху».

Сочинение ученика:

Материнская любовь - святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта.

В «Сказках об Италии» М. Горький сказал: «...без Матери - нет ни поэта, ни героя!» А сила материнской любви такова, что на пути своём не страшны ей моря и горы, леса и дикие звери, не боится она и великого правителя Тимура, пролившего реки крови. Поражённый смелыми словами отважной матери, царь распоряжается разослать во все концы завоёванных им земель гонцов и найти сына этой женщины.

Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира.

Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Э. Шима «(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна».

Сочинение ученика:

Сила духа - одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

Писатель Эдуард Шим тоже размышляет о проявлениях силы духа жителей блокадного Ленинграда: «...чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? А огромное старое дерево уцелело». Раскидистая черёмуха не только украшала тихую улочку, но и придавала людям надежду, помогала терпеть холод и голод и верить в победу и скорую весну.

В «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого лётчик Мересьев обладает необыкновенной силой духа. Спасая ему жизнь, врачи ампутировали обе ноги, лишив его надежды остаться в профессии. Но герой не падает духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая физическую боль, он смог восстановить здоровье и добился разрешения вновь летать. Сила духа этого мужественного человека вызывает искреннее восхищение!

Таким образом, сила духа помогает добиться жизненных целей, преодолеть любые трудности и препятствия, стать самостоятельным и успешным. Сильный человек знает, чего хочет, и всегда доводит дело до конца.

Задание:

ВЗАИМОВЫРУЧКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Т. Михеевой «– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…»

Сочинение ученика:

Взаимовыручка - это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. На протяжении всей истории человек выживал, проявляя солидарность и действуя согласованно. Без взаимопомощи не прожить и в наши дни.

Писательница Т. Михеева рассказывает о непростой ситуации, сложившейся вокруг новенькой девочки. Отряд в лагере жил в предвкушении мести: ребята выдвинули Алёнку на конкурс красоты, отказавшись ей помогать, и ждали её провала. Новенькая впервые была в лагере и не понимала, что здесь главное - делать всё вместе, ведь «без отряда никуда». Хорошо, что вожатая Маша решила помочь Алёне. Желание прийти на выручку в самой сложной ситуации - это достойный поступок.

«Один за всех и все за одного» - знаменитый девиз трёх мушкетёров и молодого гасконца д‘Артаньяна, который приехал в столицу искать чести и славы. Один бы он не сумел справиться с теми, кто последовал за ним вдогонку, чтобы помешать выполнить поручение королевы. Атос, Портос и Арамис - надёжные и преданные товарищи, готовые делиться всем, что имеют. Эти четверо могли друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни.

Как видим, взаимовыручка облегчает жизнь людям, помогает им справиться с трудностями. Только вместе, сообща можно решить любые сложные проблемы.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту К. Осипова «(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода».

Сочинение ученика:

Что такое самовоспитание? Это самостоятельное взращивание своих талантов, обучение чему-то новому, умение заставить себя достичь какой-то цели путём определённых лишений. Воспитать кого-либо - дело непростое, но ещё сложнее воспитать самого себя. Для этого нужно обладать упорством и силой воли.

Писатель К. Осипов знакомит нас с биографией Александра Суворова, яркой исторической личностью, блестящим полководцем, прославившим российскую армию. Мало кто знает, что его семья была против военной карьеры сына. Но мальчик сам выбрал свой путь, усиленно занимался, много читал, выбирая отовсюду «крупицы полезных знаний». Будучи слабым и болезненным, Александр подвергал себя суровой закалке: обливался холодной водой, не надевал тёплого белья, скакал верхом под проливным дождём. Благодаря этому он сумел отлично подготовить себя к будущей военной службе.

Победить свой недуг смог и Саня Григорьев, герой романа Вениамина Каверина «Два капитана». Он с рождения был немым, став свидетелем гибели своего отца, не смог об этом рассказать матери и полиции. Только совет доктора Ивана Ивановича, подсказавшего ему способ произнесения звуков, вселил в мальчика уверенность, что он сможет заговорить. Саня каждый день упражнялся и наконец обрёл дар речи.

Самовоспитание - это очень сложный процесс: от человека зависит, сколько нужно сил, времени, а главное - упорства, чтобы достичь поставленных целей. Путь самовоспитания требует немалых жертв, на которые готовы пойти лишь люди с крепким характером и выдержкой, но плоды таких трудов и терпения очень сладки.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Ю. Яковлева «(1)Девочку звали Алиса».

Сочинение ученика:

Что такое нравственный выбор? Это выбор между добром и злом, который человек делает не только в судьбоносный момент своей жизни, но и тогда, когда заботы его повседневны, обычны. Человек слишком часто оказывается в ситуации выбора. Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Юрий Яковлев рассказывает о благородном поступке молодого шофёра Назарова, который спас из ледяной воды артистку Сергееву. Он тогда даже не успел испугаться, мгновенно приняв единственно верное решение. К сожалению, выяснилось, что артистка уже и не помнит того случая и не может дать временное пристанище шофёру и его больному отцу. Шестилетняя девочка Алиса сумела разобраться в этой непростой ситуации и нашла выход, как «спасти от позора и неблагодарности» Назарова. Она не знала, как воспримут её поступок дома, «ведь когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!»

Литературным героям тоже приходится выбирать, и непросто даются им эти решения. Как поступит недавно принятый в гвардию д‘Артаньян, когда мушкетёры на стороне короля, а ему предлагает дружбу сам кардинал Ришелье? Гасконец вспомнил суровое лицо Атоса: если бы он согласился на союз с кардиналом, Атос не подал бы ему руки, отрёкся бы от него. И д‘Артаньян отказывается присягнуть на верность кардиналу, зная, что отныне он приобретает могущественного врага.

Нравственный выбор всегда связан с принятием решения, с предпочтением одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчёркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чём вопрос...»

(233 слова.)

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту А. Лиханова «(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города».

Сочинение ученика:

Сострадание - это жалость, участие, такое качество человеческой души, которое лежит в основе милосердия. Оно проявляется как в словах, так и в делах. Люди повсюду нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг так много жестокости и равнодушия.

Пример сострадания чужой боли и одиночеству мы видим в тексте А. Лиханова. Николай, приехавший в поисках своей матери в городской дом ребёнка, не может остаться безучастным к судьбе брошенных младенцев, оставшихся на попечении государства. Жестоко и бессердечно поступают родители, отказавших от больных деток. И хотя некоторых потом усыновят, но связи с близкими людьми будут навек утеряны. Много сирот было в нашей стране, когда закончилась Великая Отечественная война. Почему же их не становится меньше в мирное время?

Острое чувство жалости возникает, когда обращаемся к страницам рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Одинокий солдат Андрей Соколов, потерявший всю свою семью, берёт в сыновья сироту Ванюшу, признавшись ему, что он-то и есть его настоящий отец. Перенеся утрату близких, бывалый фронтовик не очерствел душой, не растратил чуткости. Он всем своим изболевшим сердцем чувствует чужое горе и не покоряется судьбе.

Сострадание - умение воспринимать чужую боль как свою и возможность без раздумий оказать помощь не только родным, друзьям и знакомым, но и тем, кого мы не знаем. Сострадание проявляется как в словах, так и в делах.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое милосердие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В. Астафьева «Гуси в полынье» «(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей».

Сочинение ученика:

Милосердие - способность человека быть добрым, неравнодушным, отзывчивым. Нужно принимать деятельное участие в жизни других людей, оказывать помощь бескорыстно, ничего не требуя взамен. Только тот, кто способен сочувствовать, может быть по-настоящему милосердным.

Обратимся к рассказу В. Астафьева «Гуси в полынье». Герой, увидев стаю птиц, оказавшихся в ледяной западне, не мог оставить их погибать и вместе с друзьями попытался им помочь. Он протянул доску к гусыне, лёжа на хрупком льду и рискуя провалиться в холодную воду. Несмотря на опасность, мальчик дождался момента, когда мать-гусыня и вся стая за ней перебралась на берег.

В «Сказке о царе Салтане...» князь Гвидон, спасая красавицу лебедь, убивает хищника. На его глазах грациозная птица превращается в прекрасную царевну. Оказывается, он подстрелил не коршуна, а чародея.

Если человек готов помочь, если может для этого преодолеть свою робость или даже страх, если способен думать в трудную минуту не о себе, а о других, то именно в этом проявляется настоящее милосердие.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В.П. Катаева «(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...»

Сочинение ученика:

«Красота-то какая!» - восклицаем мы, любуясь природой. Мир прекрасного - вокруг нас. Нужно только увидеть его, заметить необычное в самом обыкновенном. Именно об этом говорит Иван Бунин юному поэту, который отчаялся найти новые темы и рифмы для своих стихов. Совет прост: «Будьте в искусстве независимы... И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии». Оказывается, самые простые вещи «могут превратиться в произведение искусства».

Человечество обладает способностью творить по законам красоты. А красота всегда связана с чувствами, переживаниями. Порой человек любуется красивым предметом, но не может объяснить, почему он красив. Бывает и так, что не замечает истинной красоты, которая скрыта за неуклюжестью и внешне не видна. И именно об этом говорит Николай Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Однако «грацию души» нельзя скрыть, она обязательно проявится в добром, смелом, бескорыстном поступке. Наверняка, найдутся и те, кто сможет оценить эти качества по достоинству.

Человеческая красота - это «огонь, мерцающий в сосуде». Как и природа, и искусство, она способна сделать мир ярче, светлее и счастливее. Красота - это подлинное совершенство, гармоничное сочетание качеств и свойств какого-либо предмета, это то, что вызывает эстетическое наслаждение.

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение - это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра - 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу - 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки - 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание - 3.
  3. Придется краснеть перед классом - 3.
  4. Не совестно перед преподавателем - 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой - 3.

Итого - 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни - образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей - это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод - пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи - обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное - найти свой подход.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями».

«В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями», - писала В. Д. Черняк. И это в самом деле так. Ведь если бы автор не видел необходимости как-то подчеркнуть эти отношения, он употребил бы два простых предложения, а не стал бы связывать их в одно сложное.
Отношения между частями сложного могут выражаться с помощью союза или бессоюзно. Во втором случае связь выражается с помощью знака препинания. М. Горький использует и союзные, и бессоюзные связи. Например, в первом предложении писатель употребляет союз «чтобы», помещая придаточное предложение внутри главного. Этот союз присоединяет обычно придаточные цели. Так и в данном случае: автор указывает на цель, заставляющую мальчика много работать - это тоска.
Во втором же предложении М. Горький использует несколько знаков препинания, которые и выражают отношения между частями длинного бессоюзного предложения. Здесь и запятая, и двоеточие, и тире. Они выражают разные смысловые связи. Допустим, отношения следствия. Мальчик ходил полоскать белье, поэтому его осмеивали прачки.
В сложном предложении обычно скрыто больше смысла, чем в двух простых, ведь писатель сообщает не просто две «информации», но и указывает на связь между ними.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: «Теперь, когда я смог сравнить ее с тем, что знал из книг, она казалась мне еще более нищей и безобразной. Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно - не хочу».

Чтение уносило героя произведения в другую, неизведанную жизнь, давало ему представление о людях и событиях, не похожих на те, что окружали мальчика в реальности. Об этом говорится в предложении 24. Мальчик невольно сравнивает вымысел с окружающей его действительностью, и ему хочется, чтобы вокруг него тоже происходили какие-то события, что-нибудь интересное. Поэтому он с увлечением слушает и сплетни, которые пересказывают на ручье прачки. Герою скучно, он мечтает о жизни, наполненной событиями и чувствами.
Но то, что окружает мальчика, совсем не похоже на увлекательный роман: «Я видел, что люди, окружающие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги…» Из этого предложения видно, что герою трилогии Горького даже все равно, что произойдет возле него: подвиг или преступление. Все равно это будет в большей степени жизнью, нежели сонное существование, которое ведут его хозяева.
Кроме того, мальчик чувствовал, что в книге есть особенная правда о человеке, та правда, которую он не встречал в жизни. Об этом говорится в предложениях 17 и 18. Именно такая жизнь - понятная, яркая, насыщенная - нравилась герою, поэтому он решил, что не станет жить так, как живут окружающие его люди.

15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Самовоспитание - это способность человека самостоятельно сделать себя лучше, научиться чему-нибудь или повысить свой культурный уровень.
В приведенном отрывке говорится о том, как сирота, живший «в людях», увлекся чтением и это сильно повлияло на его характер и его взгляды.
Автор рассказывает, как поразила Алешу первая прочитанная им книга. Мальчик был потрясен тем, что он переживает за героев, забывая, «что вся эта неожиданно открывшаяся жизнь насквозь бумажная». Эти люди казались ему более живыми и реальными, чем те, кто его окружал. Это произошло потому, что у героев книжки были чувства и страсти, эти персонажи что-то делали, пытались изменить судьбу. А в реальности мальчика окружало какое-то сонное царство, где люди даже ругаются со скуки, да и все делают со скуки, и ничего в их существовании не меняется долгие годы. У хозяев мальчика даже чувств никаких не было, а интересы не простирались далее обеда, сна и традиционного похода в церковь.
Чтение и стало тем приемом самовоспитания, которым стал пользоваться мальчик. Он начал много читать, чтобы получить представление о другом мире и других людях, у которых есть осмысленная цель в жизни, есть чувства и энергия. Вскоре и сам мальчик нашел для себя какую-то цель: «Я не хочу жить такой жизнью…» А если у человека появляется цель, то он находит в себе и силы, чтобы что-то изменить.

С раннего детства нас окружают различные воспитатели. Кто-то ходит в ясли, другие начинают с детского сада. Потом мы оказываемся в школе.

Помимо этого назидание и воспитание стремится к нам со страниц книг, из образовательных передач, слов от близких, которые заботятся о нас, передают различный опыт. Иногда трудно понять, зачем нас воспитывают и даже иногда воспитание кажется не совсем полезным. Ведь для того чтобы воспитывать кого-то человеку самому нужно быть кем-то.

Во многом внешнее воспитание создано для того чтобы формировать личность полезную для определенного общества. Мы просто учимся повторять за старшими, впитываем какие-то нравственные нормы и стараемся поступать так, как ожидают остальные. При этом внешнее воспитание в различных сообществах может быть совершенно разным.

Так или иначе, всегда есть самовоспитание, которое относится к совершенно иной ипостаси и представляет собой личную работу над собственной личностью, как бы тавтологично не звучала такая фраза. Внешние условия и воспитание действительно могут сформировать личность, но такой человек будет как бы незавершенным и практически без собственного опыта. Как знают многие, только собственный опыт и собственные мысли позволяют многое понять, а когда речь идет о чужом опыте и мыслях, то многое просто не усваивается.

Именно поэтому самовоспитание является таким значимым и ценным. Сколько бы человеку не говорить о ценности образования или поддержания собственного здоровья, всегда нужен собственный опыт, который позволит на самом деле понять, зачем ему такое нужно.

Для того чтобы заняться самовоспитанием требуется здравая оценка собственной личности, нужно уметь смотреть на себя со стороны и делать соответствующие выводы. По сути, требуется внутренний воспитатель, который сможет сказать в каком направлении нужно двигаться. На мой взгляд, суть самовоспитания заключается в развитии собственной личности и работе над своими качествами.

Таким образом, человек занимающийся самовоспитанием, развивает свои положительные качества. При этом он взращивает личность не только угодную обществу, но и ценную как таковую, обладающую уникальностью.

Вариант 2

Многие взрослые до сих пор рассуждают, а нужно ли появление в школах такого предмета как Самопознание, ведь оно учит ребенка познавать себя, строить себя как личность, а значит учит ребенка заниматься самовоспитанием. А почему бы нет? Что в этом плохого?

Конечно же, большинство полагает, что воспитанием ребенка должны заниматься родители, а если у них нет времени, то эта обязанность перекладывается на плечи учителей. Но нет, это совершенно не правильное суждение. Я считаю, что ребенок должен сам развиваться, а взрослые должны лишь подталкивать его. Я очень рад, что мои родители придерживаются такой тактики, они учат меня быть самостоятельным. Самовоспитание помогает мне в жизни приобрести свое собственное мнение на все жизненные ситуации, набраться опыта и стать индивидуальностью, а не копией, какой так стремительно стараются сделать учителя. Да и зачем становится копией.

Мой отец часто говорит, что человек не имеющего своего мнения всегда будет подчиняться, он будет роботом и будет несчастным. Мне не очень хочется становиться роботом, в моей голове свои мысли и я верю в то, что другие так сильно стараются опровергнуть. Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, понимаешь, что некоторые советы не работают и выходить из этой ситуации придется, лишь полагаясь на самого себя. Так что самовоспитание не такая уж и плохая штука. Я бы посоветовал многим родителям немного отпустить ситуацию и дать ребенку почувствовать жизнь совсем с другой стороны, тогда он начнет понимать ее, и уже точно не будет бояться. Да и самое устойчивое воспитание является не родительское, а самовоспитание, так как своим мыслям ты чаще подчиняешься, чем мыслям, которые в тебя вкладывают родители. Так что необходимо учиться и совершенствовать себя всю жизнь.

Сочинение на тему Что такое Самовоспитание 15.3

Самовоспитание – это одно из главных жизненных учителей. Здесь уже никто не будет бегать за тобой, и вбивать в голову правила, здесь ты сталкиваешься со своим самым главным врагом, другом и учителем – с самим собой. И вот когда ты стоишь напротив себя происходит та самая борьба, в которой побеждает только один. Это и есть все самовоспитание, когда ты лепишь из себя того человека, которого хочешь видеть или, которого хотят видеть все окружающие. Жизненный путь человека складывается из его воспитания, где он расставит приоритеты, там и будет проходить его жизнь. Самовоспитание позволяет стать ярким пятном среди всей это людской серой массы.

Тяжело представить себе полноценно развитого человека без способности его к самовоспитанию. Проблема недостаточного самовоспитания столь актуальна в данный момент, что умалчивать о ней не имеет смысла. Вместо этого необходимо детально разобрать данный этап, его периодизацию и специфику. Изначально, с самого рождения, мы попадаем под воздействие окружающей среды, выдвигаем свои социальные запросы, требуем уважение к себе и к своему мнению - то есть, не лишены, и в большей степени наделены доминирующим фактором эгоизма и самодовольства. Позднее, под натиском родительского воспитания, наше восприятие преобразуется, хоть и не является завершённым. Логично и то, что следующим звеном в цепи становления личности со своими ценностями есть самовоспитание.

Необходимо заметить, что чем раньше оно заявит о себе и начнёт свою деятельность, тем лучше человеку в дальнейшем в плане адаптации и стойкости. Так как часто воспитание несознательно подвержено власти ложных идеалов и назиданий, которые нам прививают, стремительно возникает острая потребность в самостоятельном анализе и возведении собственных норм и правил, никем насильно нам не навязанных. Аналогичные проблемы бытуют и в процессе самовоспитания. В случае подростков, не имея ни малейшего опыта и понимания мироустройства, они так же могут подпадать под контроль молодёжной субкультуры, несущей в себе якобы "протест", за которым кроется банальное желание выделиться из однообразной толпы путём употребления веществ и ведения беспорядочной половой жизни. Результаты известны и, к сожалению, плачевны.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что тенденцию к пагубному или позитивному самовоспитанию создаёт именно родительское воспитание, курирующее устремления и желания ребёнка, являющее собой некий компас, который учит различать, хоть и на примитивном уровне, добро от зла, правду от лжи, истину от заблуждений.