Животворящий крест в Годеново: чудеса исцеления. Знамение нашего искупления Погост Крест
 - отсюда началась история пребывания Небоявленного Животворящего Креста на ростовской земле

Животворящий крест в Годеново: чудеса исцеления. Знамение нашего искупления Погост Крест - отсюда началась история пребывания Небоявленного Животворящего Креста на ростовской земле

В начале 2016 года принято решение о переносе Животворящего Креста Господня из Годенова на место его явления в село Погост Крест.

Отныне, согласно резолюции Святейшего Патриарха Кирилла, святыня в течение полугода будет находиться в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест (Ильинского района Ивановской области), а еще полгода – в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново. Для перенесения святыни Патриарх благословил два раза в год совершать крестный ход.

Посреди болота

Животворящий Крест Господень явился пастухам 11 июня 1423 года. Тогда на месте села Погост Крест было Сахотское болото, рядом с которым они и пасли свой скот. Пастухи увидели свет неизреченный «с греческой стороны» и поначалу очень испугались. Но вскоре решили пойти посмотреть, какое чудо являет им Бог. Оставили скотину и отправились к болоту. Путь оказался нелегким, места были непроходимые, но добраться к удивительному свету все же удалось.

И увидели пастухи посреди этого света в воздухе Животворящий Крест с Распятым Спасителем, а перед ним Николая Чудотворца с Евангелием в руках. От страха пастухи потеряли сознание, а когда пришли в себя, услышали голос, исходящий от Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Пастухи отправились домой и рассказали односельчанам о чудесном явлении и о том, что вещал им голос от Распятия. Вскоре молва об этом дошла до Ростовского епископа Дионисия, который, узнав о чуде, возблагодарил Бога и повелел на том месте поставить церковь во имя святителя Николая с приделом Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. По благословению архиерея строители отправились на болото, чтобы заложить храм. Но сделать это им не удалось, потому что место было непроходимым, и зодчие решили ставить церковь рядом с болотом.

В первый же день они потрудились на славу – заложили три венца церкви и, утомившись от трудов, уснули. На следующее утро отправились на работу, а постройки-то нет! Очень удивились строители. Вдруг над болотом засиял свет – на том самом месте, где было явление пастухам. Пошли рабочие туда и увидели основание церкви, стоящее прямо на болоте, а посреди основания – Животворящий Крест, от которого исходил голос: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». Ночью посреди болота образовался поток, который вынес всю болотную воду с указанного места, и на нем поднялся холм. Здесь и смогли без труда поставить храм Божий. А явленный Животворящий Крест остался стоять посреди церкви.

В огне не горит

Слава о чудесах и исцелениях, происходящих у Креста, разошлась по многим городам. Случаи благодатной помощи записывались в специальную книгу.

В 1506 году в храме случился пожар. Прихожане и священнослужители бросились спасать иконы и все их вынесли из горящего здания. Но когда попытались спасти Крест, не смогли сдвинуть его с места – святое Распятие не пожелало покидать храм. Едва успели выбежать люди из охваченной пламенем церкви. Горе было великое – сгорело все: святые книги, церковные ризы, не уцелела и книга с записью чудес от Животворящего Креста. Когда пожар утих, на пепелище пришло много народу, стали искать в пепле уцелевшие железные и медные вещи. И вдруг, разгребая пепел, обнаружили совершенно невредимый Крест Господень! Зазвонили во все колокола, радости не было конца. Стали служить молебен – благодарить Бога за такое славное чудо. В этот день собралось вокруг Креста много недужных, и всем Господь даровал исцеление.

И пилили, и рубили

Новый каменный храм возвели на прежнем месте. О чудесах, происходящих от Животворящего Креста, узнали за пределами Ярославской губернии. Множество людей стали стекаться к святыне. На протяжении нескольких веков люди шли, ехали сюда в надежде получить помощь.

Но настал 1917 год. Храм Николая Чудотворца разрушили. Безбожники попытались вынести из храма и Животворящий Крест, чтобы сжечь его на улице. Но Святое Распятие словно налилось свинцом, его невозможно было сдвинуть с места (хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут его поднять). Разъяренные атеисты бросились пилить Распятие, намереваясь вынести его по частям, но зубья пилы сломались, словно это было не дерево, а камень. На руке Спасителя и сейчас можно увидеть неглубокий след от пилы в назидание всем сомневающимся в чудесах Божиих. Ничего не добившись, атеисты оставили Крест в покое.

Однако нашелся еще один богоборец, наблюдавший за происходящим. Возмущенный тем, что двое здоровых мужчин не могут справиться с куском дерева, он схватил топор и в злобе ударил по стопе образа Спасителя. Кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал – он «победил». По рассказам односельчан, человек этот прожил нелегкую жизнь и в 70-х годах умер от заражения крови, произошедшего от раны на мизинце его ноги.

В 1933 году Животворящий Крест верующие крестьяне выкупили у безбожников и тайно ночью перенесли в Златоустовский храм села Годеново. Храм был закрыт, но не разграблен.

Святое Распятие — фрагмент

Всероссийская святыня

Пятиглавая каменная церковь с шатровой колокольней в селе Годеново была построена в 1794 году. Златоустовский приход был довольно большим, в конце XIX века в него входило шесть деревень. В разное время года здесь совершалось двенадцать крестных ходов в память о помощи Божией при различных бедствиях.

В советское время храм Иоанна Златоуста был заброшен и к 1990-м годам стоял полуразрушенный. О том, что здесь хранится великая святыня – Животворящий Крест, – узнали от паломников монахини Переславского Никольского монастыря. Они отправились посмотреть, что же это за место такое, тем более что находилось оно недалеко от их обители. Настоятельница Никольского монастыря игумения Евстолия вспоминала: «О затерявшемся среди топких болот и озер селе Годеново мы узнали случайно от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту… Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоуста, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удаленной от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники и святыня приобретет значение всероссийской».

Сестры Никольского монастыря взяли на себя попечение о храме святителя Иоанна Златоуста в Годенове, который стал подворьем Переславской обители.

А в селе Погост Крест (на месте явления святыни) в 1998 году была образована монашеская община, преобразованная в монастырь. В 2004 году здесь было завершено строительство Крестовоздвиженского храма, в том же году состоялось его освящение. На протяжении многих лет в монастыре отмечали день обретения Животворящего Креста, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.

И в Годеново, и в Крестовоздвиженский монастырь с каждым годом приезжают все больше и больше паломников, многие из которых свидетельствуют о произошедших с ними чудесах.

«Сегодняшнее почитание Годеновского Креста является фактически его вторым обретением. Крест, сошедший с неба в далеком XV веке, востребован современной Россией сегодня и призван в наше непростое время стать опорой для спасения многих».
Настоятельница Никольского монастыря г. Переяславля-Залесского игумения Евстолия

Не знаю, как благодарить Бога!

Вот одно из них. Параскева Мороз, 60 лет, из города Хмельницкого, попала в онкологический диспансер в безнадежном состоянии. Химиотерапия, операция, снова химиотерапия, инвалидность. Метастазы были на всех внутренних органах. Будучи верующим человеком, Параскева молилась о выздоровлении. И однажды от подруги, с которой не виделась лет 15, получила письмо с приглашением приехать в гости в город Тутаев. Параскева отправилась в дальний путь. В первый же день подруга предложила поехать в Годеново к Животворящему Кресту. Несмотря на очень плохое самочувствие, Параскева согласилась. Она долго стояла у Креста, ей не хотелось уходить из храма. Но самочувствие ухудшилось, поднялась температура. После возвращения домой она сразу попала в больницу и провела там месяц, но безрезультатно. Все это время она читала брошюру о Животворящем Кресте, просила Бога о помощи, даже спала с этой книжкой. Дома лучше не стало, Параскева страдала от болей, не могла пройти более 20 метров. Но с ней был Животворящий Крест, который укреплял ее. Однажды утром она почувствовала себя совершенно здоровой. Подумала – случайность. Но на следующий день, и через день, и потом это состояние не проходило. В письме сестрам Никольского монастыря она писала: «Я здорова! И не знаю, какие слова мне найти, как благодарить Господа Бога! Почти месяц я живу нормальной жизнью: без болей, врачей и лекарств. Хожу куда хочу, общаюсь с людьми, радуюсь жизни. И благодарю, благодарю, благодарю Господа Бога, Животворящий Крест Господень за мое чудесное исцеление!»

А вот еще одна история. После травмы, полученной на войне в Афганистане, молодой человек мог передвигаться только с посторонней помощью и в инвалидной коляске. Однажды во сне ему явился святитель Николай и сказал: «Если ты приедешь поклониться Животворящему Кресту в село Годеново, то получишь исцеление». Проснувшись, юноша стал просить родных отвезти его к Кресту. Но родственники не знали, как добраться до Годенова. Молодой человек настаивал и говорил, что сам покажет, как доехать, поскольку дорогу ему показали во сне. Благополучно прибыв в Годеново, юноша причастился Святых Таин, заказал молебен и впервые самостоятельно встал из коляски. Через несколько месяцев он совершенно окреп и перестал нуждаться в посторонней помощи.

Монастырь Животворящего Креста Господня

На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским. Сказание повествует, что 29 мая (11 июня) 1423 г. пастухи, пасшие скот, неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но, заворожённые неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдём, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то поведуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием.



Икона святителя Николая Чудотворца из придела в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Златоустовском храме.

Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».


Икона «Явление Креста». Ростовская финифть. Нач. ХХ века.

Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовкую кафедру, благословаил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили церковь в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесённую на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм. Храм был деревянным и сгорел в 1503 г., но в тот же год был возобновлён в дереве.
В нач. XVIII в. священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – хдравие».

Книга чудес

1. Чудо о беснующейся жене Феодосии и о том, как Животворящий Крест изгнал из нее лукавого . Дворянина Авраама Васильевича Боровитинова жена Феодосия проживала в селе патриаршей вотчины Караш (существует и ныне в нескольких километрах от Годенова. - Прим. авт.). В прошлые годы она была испорчена и кричала всякими голосами: и зверями, и скотами, и птицами.
В 1675 году в месяце мае, за неделю до Николиного дня, явился святой Чудотворец Николай мужу Авраамию во сне и повелел ему, чтобы жена его Феодосия шла пеша в Никольский погост ко образу Животворящего Креста Господня и Чудотворцу Николаю помолиться, и молитвами святого Николая Крест Господень простит ее и от скорби освободит.
Богобоязненный Авраам исполнил сие повеление, и вот, в церкви от утрени и до Литургии Божией начал нечистый дух мучить Феодосию икотой и голосами кричать: и петухом, и медведем, и ребенком.
А когда начали на Литургии читать Святое Евангелие, начала Феодосия вопить страшно:
- Ох, тошно мне, ох, тошно! Откройте окошки и двери отворите, и люди от дверей отойдите - будет куда мне улететь.
И при начале Херувимской песни вышел нечистый дух из Феодосии паром. И от того часа здрава была. А перед исшествием духа нечистого кричала, что испортила ее деверя дворовая жинка Мария.
И после службы пошла Феодосия на ярмарку в торг, проповедуя всем про милость Животворящего Креста и Чудотворца Николая. И все люди удивлялись и хвалили Бога и скорого помощника Его Святителя Николая.
А перед явлением Святителя Николая Боровитинову воровские люди церковь пограбили и с образа Чудотворца Николая сняли цаты, кресты и монисты с жемчугом. И вот, люди, видя чудо над Феодосией, собрали от трудов своих елико кто можаше. И послал Боровитинов верного человека в Ярославль изготовить новые цаты.
И вышли цаты лучше прежних. Когда же остался слуга с цатами возле реки Которосль и не нашел перевозчика, то отвязался сам собой плот на другом берегу, приплыл к посланцу и перевез его через реку. Приложил тот Боровитинов с женой и домочадцами цаты те к Распятию Господню и к образу Святителя Николая с неизглаголанной радостью, прославляя милость Иисусова Креста и молитвенника Николая, который и доныне от того своего образа всем приходящим к нему с верою исцеления подает.
2. Чудо о пограблении церкви Святителя Николая . В 1694 году Божиим попущением, а наших ради согрешений после Пасхи, на Фоминой неделе, воровские люди - тати, у Никольской церкви над папертью двери извертев, замок изломали, а деревянные запоры отперли и, войдя в храм, все золото и серебро пограбили, только венец и цаты с Креста и образа Святителя не сняли; видно, Чудотворец Николай не изволил. И вот, по прошествии малого времени один из грабителей, супостат Божий, начал печалиться и тосковать.
И в исступлении ума убежал в лес, да там и удавился. И другой противник Божий на той же неделе подрался с соседом из-за межи в поле и убит был и зло испроверг окаянную душу свою.
По прошествии еще некоторого времени третий злодей по оговору был взят в Москве, где в заточении был пытан и во всем сознался. А все домочадцы их разбежались и дома их разорились. Не потерпел Господь Бог и Угодник Божий Чудотворец Николай их окаянства: подал на супротивных Свою победу. А в церковь Божию ничего из награбленного не возвратилось.
3. Чудо об исцелении господина именем Иродион . 13 мая (по старому стилю) 1715 года, в день памяти святителя Леонтия Ростовского чудотворца, в деревне Климотино некий господин пошел помолиться Господу Богу. По дороге же много милостыни творил, ибо нищелюбив был и милосерд к убогим. И внезапно в храме приключилась ему скорбь великая – случился с ним удар (так раньше называли инсульт), он нем стал и расслаблен, и едва жив. И принесли его домочадцы в Никольскую церковь ко Кресту ко Всенощной. Когда же начали петь: Приидите поклонимся и припадем Ему, явился болящему Иродиону Господь Бог на Кресте, яко жив, и одесную страну Его предстоящая Матерь Божия, яко жива же, молящая Сына Своего за весь мир и за всех православных христиан. И видел он Святителя Николая, службу иерею совершать помогавшего. И начал он обо всем, что видит, возглашать – говорить людям, но они ничего не видели и иереи с причетниками церковными тоже ничего не замечали. Но по отпусте божественного пения увидели все Иродиона в полном здравии и воздали хвалу Богу, и Пречистой Матери Его, и Угоднику Его – Святителю Николаю.
4. Чудо об иерее, избавленном от печали . Жил в некой веси благочестивый иерей, боявшийся Бога и в добродетелях своих преуспевавший. Имел он жену и сыновей многих, живших благочестиво. И вот однажды пришел из града Ростова указ Великого государя Петра Первого, чтоб со всего церковного чину был побор в рекрутский строй в скорых числах. И от той нечаянной вести впал иерей в великое размышление и печаль и пребывал в ней многие часы, но к ночи уклонился на сон и на постели опочил. А было это на первой неделе Великого поста, в день памяти 42-х мучеников Амморейских. И привиделось иерею видение чудное, будто стоит он в Никольском храме у Креста Господня и хочет лобызать пречистые ноги Его. Но возбранила ему это сила Божественная: поднялся Господь на высоту недосягаемую, и объял иерея страх и трепет. И в слезах едва нашел он в себе силы прошептать устами: «Боже вечный, помилуй мя, грешного и недостойного, предстоящего у Животворящего Креста Твоего. Не остави меня сира и убога и не разлучи, Владыко, с домочадцами моими, хоть и много я погрешил пред Тобою, но не отступал от Тебя». И хотел уже, было, выйти вон из церкви с плачем великим, но не отпустила его сила Божия и увидел он многосветлые лучи, от Креста исходящие, и осветилась ими вся церковь. И в свете этом увидел он Спасителя, с любовью на него смотревшего открытыми очами. И снял Спаситель от гвоздя правую Свою руку пречистую и повелел иерею облобызать гвоздиные язвы с обеих сторон по три раза и после того вновь распростер на кресте Свои руки. В ужасе оцепенел иерей, и свет в церкви погас, и воспрял он от сна. На другой день, печалясь о церкви своей, поехал он по указу в Ростов и все думал в смущении душевном о том, какой вред принесет указ сей церковному устройству. По прибытии на место узнал он от государевых людей следующее: Велено нам было по Государеву указу детей ваших всякого церковного чина в рекрутский строй брать. А ныне те указы на Москве с ворот сняты, и вы живите попрежнему. И возрадовался от тех слов иерей сердцем и возвеселился духом, вспоминая явление Животворящего Креста и к себе милость Божию. И несказанно радовался о благополучном добром сохранении церковного чина и домишка своего в добром пребывании. По возвращении же на место свое отслужил он Господу Богу благодарственный молебен у Животворящего Креста и записал явление сие в книгу для будущих священников и всех верующих и положил обещание во все годы приходить на поклонение к Животворящему Кресту и Чудотворцу Николаю. С большой долей уверенности можно предположить, что чудо с иереем произошло около 1707 года. Не было времени тяжелее и страшнее во все царствование Петра Великого: шведы стояли у границ России, Малороссия грозила очередной изменой, турки затаились и ждали удобного случая, в стране царили смута, разруха и народное недовольство царским правлением. Именно в то время переливали на пушки церковные колокола и максимально усилили рекрутский набор.
5. Чудо о некоем господине стольнике Илье Ивановиче Мещеринове . Некто от честных, проживавший в Ростовском уезде, именитый стольник Илья Мещеринов жил в дальней веси с супругой своей Татианой. Дети у них были, но все умирали в младенчестве. Однажды пришел к Мещериновым в гости стольник Андрей Максимович Гаряинов и, видя печаль их о чадах, посоветовал: Есть в Ростовском уезде, в Годеновской волости, славен Никольский погост, а в том погосте есть чудный образ Животворящего Креста Господня да другой чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца. От тех образов с верою приходящим многие чудеса и исцеления бывают. И прародители мои, и отец мой вот уже многие годы по обету своему приходят туда молиться и видят преславные многие чудеса. Услышав это, Илья Иванович с женой и домочадцами ходил ко Кресту и по прошествии недолгого времени родились ему наследники – Елена и Авраам. Тогда пообещал стольник Илья Иванович с женою и чадами во весь век свой ходить ко Кресту, чтобы Господь Бог умилосердился и по молитвам Чудотворца Николая продлил жизнь их и чадам их и даровал благоденствие в наследие рода.
6. Чудо о бесном отроце Авраамии . В лето 1711-е по Государеву Петра Алексеевича указу во граде Димитрове было корабельное дело. И послан был туда на работу некий юноша по имени Авраамий, Антипин сын. И вот, через некоторое время узнал Авраамий, что отец его при смерти лежит. И от той скорби впал в юродство. Начальники же, видя такое его печальное состояние, отпустили его с провожатыми домой, но отец его к тому времени уже скончался. Сердобольные же люди, о трудолюбивом и добром сем отроке соболезнуя и недоумевая, какую бы ему сделать пользу, многих врачей к нему призывали, но никакого проку не получили. А тот болящий в скорби своей непрестанно вопиял к домашним своим: – Повезите меня в Никольский погост. Дьячки велят Распятию Господню и Николе Чудотворцу молиться. Но все над тем только смеялись и ни во что вменяли. Господь же Бог, не хотящий создания Своего погубить, вложил добрую мысль брату его, который начал размышлять, не Божественная ли сила устами Авраамия вещает. И вот, в день памяти Святителя Николая (6/19 декабря) привезли Авраамия ко образу Животворящего Креста. И после службы повелел иерей всем ко святыням приложиться и трехдневный пост сотворить. И все так сделали. По прошествии сих трех дней Авраамий сам пришел в церковь к Распятию Господню в добром здравии и разуме.
7. Чудо о бесной жене Анне . Жил при большой дороге в доме своем некий человек. И взял он себе в жены девицу. И по малых днях после брачного времени прилучилась жене его скорбь большая – пришла она в исступление ума своего (то есть сошла с ума). И никакие врачи и лекарства не помогали ей. Тогда родная сестра болящей отвела Анну в Никольский погост ко Кресту и образу Святителя Николая. И после молитвы и семидневного поста исцелилась Анна от недуга своего совершенно. И вся мучительская бесовская сила была прогнана. Тогда иерей той церкви вопросил ее духовно, как ей приключилась такая скорбь великая. И она иерею тому все с плачем и рыданием слез исповедовала: "В скорых числах после нашего законного супружества попросился к нам на ночлег некий путник. Муж же того путника с радостью в дом свой пустил. Но когда тот от трудов своих скоро уснул, стал душить его без жалости. Но, не сумев справиться, заколол его ножом, а труп из дому извлек и незнамо куда его унес. Я же, видя такое душегубительство, пришла в ужас великий. Не знаю, как и сердце, и утроба у меня не разорвались. И от того страха ум с памятью во мне помешались, и страдала я многое время".
Тот же иерей, духовно рассудив, дал тому человекоубийце заповедь и по правилам святых отцов дал канон держать и впредь такие дела воспретил творити.
8. Чудо об отроке расслабленном . Жили у господина своего (помещика) муж некий с женою своей и имели они единственного сына. Однажды напал на этого отрока дух нечистый, ударил его об землю, и от того удара лишился он памяти, и отнялись у него и ум, и язык, и все члены расслабились, и стал неподвижным. Видя сына своего в таком неблагополучии, пребывая в печали великой, многих врачей приводили родители в дом свой, но не обрели от них никоей пользы. Случилось однажды отцу идти мимо Никольского погоста, и вложил ему Господь мысль помолиться Животворящему Кресту и Чудотворцу Николаю. Помолившись усердно, рассказал отец настоятелю храма о беде своей.
«Сей род лукавый никак иначе не изгоняется, токмо молитвой и постом» – отвечал иерей и повелел возвратиться в дом свой и поститься семь дней с женой своей и со всеми домочадцами. А после того прийти всем вместе с болящим ко Кресту и Николе Чудотворцу помолиться, чтобы Господь и Святитель Его даровали хоть малое облегчение расслабленному отроку.
Вернулся отец домой и обо всем рассказал господину своему, и тот повелел по воле их быть и ничего не запретил. Помещик же рассказал жене своей, что Никольского погосту поп не советовал к врачам ходить, а велел неделю всем поститься да Богу молиться. Тогда госпожа возрадовалась и с сокрушенным сердцем со всеми своими домочадцами приняла пост на все семь дней и хотела после того отрока вести в Никольский погост, но не смогла, потому как после поста отрок был уже близок к смерти. И посетовал отец горько: - «Вижу, что не в церковь пойдет сын мой, а во гроб. И все иерейское поучение, стало быть, ложно».
Но не смерти грешника хочет Господь, а его покаяния и спасения. Подумав еще, сказал отец жене своей: - «Возьми все нужное в церковь Божию и церковникам подай, чтобы о болящем и о нас, грешных, иереи молитву сотворили. А я дома останусь, и если сын наш умрет, буду к погребению гроб и свечи готовить».
Помолилась жена в церкви, а потом рассказала священникам о том, что отрок при смерти. А было это в декабре, в канун дня памяти Святителя Николая. Тогда священники с причтом взяли все необходимое и сами пришли в дом расслабленного и у постели болящего молебствия совершили и благословение дали. Болящий же после того начал в чувство приходить и на третий день встал и здоров был совершенно.
О, братия, кто не удивится великому и страшному тому чуду? Воистину неложный чудотворный образ Животворящего Креста Господня! Многочисленны его исцеления, и кто с верою помолится – тощ не отойдет.
9. Чудо о беснующейся жене Марии . В 1712 году, в воскресный день, на самую память святого пророка Илии Фесвитянина, некая жена, именем Мария, пошла на источник платье мыть и внезапно приключилась ей скорбь немалая: в исступлении ума побросала она в воду все белье и, придя в весь свою, принялась там вопить и кричать разными голосами. И день и ночь пела она всякие бесовские песни и не вкушала ни хлеба, ни воды, и что завидит живого – человека или скота, то все старалась до смерти уразить. Имея грудного ребенка, повергла она дитя на землю и с великим трудом удалось мужу связать ее. А когда связал, то повел в Никольский погост к Распятию Господню и Николе Чудотворцу и всем святым об обуреваемой службу и молебное пение совершил. Когда же начал иерей чело Марии крестообразно елеем помазывать и заклинательные молитвы читать, начал ее нечистый пуще мучить, так что четверо с трудом могли удержать ее. И стала она на образа плевать, глаголя: «Ох, не могу на образ распятого Бога зрети! Ох, сжег! Поведите меня вон. Сила огненная от Креста исходит, и меня сожгла, потому что молится ему Пресвятая Богородица и Чудотворец Николай за скорбящую Марию».
А потом раскидала держащих ее и аналой с книгами опрокинула и стала священника, читающего молитвы, из церкви выталкивать со словами: «Пойди, пойди, супротивник наш, вон и ничего не говори, уже и так Крест всех нас сожег».
Связали Марию вновь, окропили святой водой и оставили связанной на ночь. А она все билась и кричала и только под утро затихла. Муж подумал, что она от нечистого духа умучена и умерла, но, подойдя к ней, нашел ее в полном разуме. «Развяжи меня, – сказала ему Мария, – вижу я милость, пришедшую ко мне от Животворящего Креста».
И в тот миг начал пономарь к утрене в колокол благовестить. И пошли они в церковь, и пала Мария в сокрушении сердца на землю перед образом Животворящего Креста, глаголя: «Прогневала я, многогрешная и недостойная, Пречистый образ Твой Святой».
И поведала Мария всем людям, как в недельный день пророка Илии пошла она на реку платье мыть, и осиял ее внезапно свет, а посреди света явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем вы, люди, согрешаете и прогневляете Творца своего и Бога и святого Воскресения Христова не почитаете? И в праздники Господни и Мои к церкви Божией не приходите на молитву, только досаждение Мне приносите, в воскресные дни платье моете. И Богу приносите всякие неправды, обиды и ненависти. Судьи судят по мзде, а не по правде, простой народ всякие неистовства и беззакония творит, за что им уготована мука вечная». «И от того видения и страха великого пришел ум мой в смятение и без памяти стала быть и всякие непотребные песни и скаредства нача мракобесить вне ума своего. Но еще ждет от меня Господь Бог покаяния. Предстательством же Пресвятой Богородицы и молитвами великого Святителя Христова и Чудотворца Николы у Креста Животворящего Господь простил меня, недостойную Марию, и вся мучительская сила от меня прогнана».
10. Чудо о беснующемся муже именем Харитон . В лето 1711-е жил в Ростовском уезде, в селе Скачково, некий христианин, Харитон Иванов. В тот год пришла к нему скорбь великая – впал он в безумие и буйство и пребывал так три месяца. И кого бы он ни завидел – норовил побить или сечивом срубить, так что невозможно стало никому в дом его войти. Домашние же содержали его связанным. Однажды увидела жена Харитона священника Никольского погоста, который шел мимо их дома, и стала слезно причитать: «Что делать? Если муж мой без покаяния и без причастия умрет, то я, недостойная, за тот грех душу свою мучению предам. А если призову священника, то муж мой оскорбит его смертно или обесчестит, тем же и мне, несчастной, сотворит новое бедство».
Услышал связанный муж слезы жены своей и вдруг разумным голосом сказал: «Пойди, жена, зови честного отца духовного, чтобы посетил меня, скорбного, и благословение подал и за меня, грешного, молитву сотворил ко Господу Богу».
Привела жена иерея, и Харитон обратился к нему мирно: «Повели, отче, меня развязать, не буду больше никакой пакости творить человекам, и научи меня творить волю Божию».
Сказал священник развязать болящего и, поучив от Священного Писания, повелел им неделю пред Рождеством поститься строго, как смогут, и наутро в Рождество привести Харитона ко Кресту Животворящему, что и было исполнено в точности. И отошел в дом свой человек тот здоровым, прославляя неизреченные чудеса Креста Христова и Святителя Николу Чудотворца.
11. Чудо о скорбящем муже по имени Авраам . В Юрьевском уезде есть село, нарицаемое Сима (ныне – крупный населенный пункт Юрьев-Польского района Владимирской области). В том селе жил подъячий Авраам, Назаров сын. Волею Божией сошел он с ума и стал людей бояться и от них прятаться. И привели его ко Кресту Животворящему и причастили Святых Христовых Тайн. И через несколько дней совершенно здрав был.
12. Чудо о расслабленной жене Марфе . В 1712 году некая жена именем Марфа, Ильина дочь, была в расслаблении без малого год. И обещалась она Животворящему Кресту помолиться и велела призвать к себе в дом иерея Никольской церкви молебствие совершить. И по молебном пении через несколько дней стала здоровой.
13. Чудо об исцелении девицы Евдокии . В 1712 году привела мать к Животворящему Кресту свою слепую дочь. Иерей же той церкви перед образом Животворящего Креста Господня, молитвы исправив, очи болящей помазал святым елеем от Распятия Господня и к чудотворным иконам велел приложиться. И в тот же час подал Господь милость Свою: ломота в очесах прекратилась и зрение вернулось. И пошла Евдокия сама, никем не ведомая, в добром здравии, прославляя Животворящий Крест и Чудотворца Николы милость.
14. Чудо о скорбящей от нечистого духа диаконской жене именем Марфа . В селе Сорогошино Юрьевского уезда жил диакон именем Симеон. И была его жена Марфа в болезни не один год: кричала на разные голоса. Пришел диакон с женой своей скорбящей к Распятию Господню и по молебном пении нечистый дух с воплем: «Сжег меня Крест Господень!» – из неё вышел. И отошла она в дом свой здрава.
15. Чудо о расслабленном отроке по имени Никифор . В 1711 году благородных и боголюбивых родителей Ераста Никитича Сухотина и жены его Вассы оказался по болезни расслабленным и близким к смерти сын. Горячо молились родители о сыне своем Николе Чудотворцу. И вот 8 сентября явился Святитель Николай Вассе и в ту же ночь – другой благочестивой жене, Анастасии, которая жила в ином месте и семьи Сухотиных вовсе не знала. И сказал Святитель Николай обеим женщинам, что надо отрока болящего отвести ко Кресту в Никольский погост. Нашла Анастасия дом Сухотиных и рассказала о своем видении, и дивились все этому чуду, и Васса подтвердила все сказанное. А в скором времени с великим трудом пришли они в Никольский погост и повелели иереям со причетниками церковными бдение совершить, и утреню, и Литургию, и молебные пения с водоосвящением у Животворящего Креста и у всех чудотворных святых икон. И святою водою иереи того расслабленного окропили, и в тот же час стал скорбящий отрок в целом своем смысле и разуме и все его расслабленные члены исцелились. И вышел он из церкви сам.
16. Чудо о некоем немилостивом и злохитром муже Евсевии . В 1695 году в деревне, что стояла недалеко от села Годенова, жил богатый, но жестокосердный человек по имени Евсевий. Случился у него в тот год по нечестию его спор с соседями. Церковный же суд рассудил дело по правде и не в пользу лукавого Евсевия.
И затаил он зло на священника, который к суду тому участие имел и все думал, как бы гнев свой и ярость утолить.
И умыслил: «Пойду в Никольский погост. Там живет отец и братья того попа. Зажгу дом отца его и домы братии его прижгу». И пришел ночью во двор диакона Антипы и положил огня и зелья (пороху. - Прим. авт.) в сухую солому позади двора, а сам отбежал подалее, чтобы огонь его не осветил.
Взорвался порох, и сильно загорелась крыша, но невидимая сила огонь как водою погасила, а на злоумышленника страх напал и слепота. И не знал он, в какую ему сторону идти. Познав же грех свой, призвал он Угодника Христова Николая Чудотворца, глаголя:
- Выведи меня, Чудотворче Николае, потом того дела не стану творити!
И услышал Святитель покаянную молитву его и подал ему свет, и он вернулся в дом свой. По прошествии же нескольких дней вновь разжег лукавый сердце нечестивца злобой на священнослужителей.
И опять пошел он на поджог, но удержал его Святитель от греха - привиделось Евсевию среди ночи около дома диаконского людей множество, и убоялся и убрался восвояси.
Но от замысла своего черного не отказался и в третий раз пошел зажигать жилище отца судии своего.
Принес он огонь и стал зажигать, и внезапно ударила его невидимая сила Божия, и лежал он до утра, аки мертв. Когда же опомнился, то напал на его страх, что убьют его, или из пищали застрелят, или псы съедят.
Пополз он на четвереньках в лес да и заплутался и был там и день, и ночь, недоумевая, куда же ему к своему домишку брести. И опять вспомнил он тогда о Боге и взмолился:
- Животворящий Крест Господень, прости моя многия прегрешения! О Чудотворче Николае, теплый помощниче и заступниче, помолись Господу Богу за меня, да помилует меня, окаянного. Никогда больше служителям твоим зла не сотворю. Только прости грехи мои и утверди ноги мои в путь мой идти к домишку моему.
И по тому молению его дал ему Господь ноги и с великой нуждой привлекся он наконец в домишко свой. По прошествии некоторого времени покаялся Евсевий всенародно в преступлениях своих и злодействах и рассказал, как был по молитвам Святителя Николая помилован Богом.
И услышав то, иерей Никольского погоста повелел повесть сию в книгу написать, в чудеса Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая. И записали то будущему роду в память, Животворящему Кресту и Святителю Николаю во славу и честь.
17. Чудо о иерее Василии, избавленном от мечного посечения и напрасной смерти . В лето 7204, то есть в 1696 году, Божиим попущением и наших ради прегрешений литовские люди воевали наше Российское царство и грабили и грады, и села, и деревни наши.
В те времена в Никольском погосте, что у Иисусова Креста и Чудотворца Николы, жил священник Василий Иванов с братией.
И вот, однажды в ту военную пору пошел он с пономарем Михаилом и приходскими крестьянами на гумно в овин молотить.
Внезапно с великим криком и шумом наскочили на них литовцы.
Думая, что врагов много, иерей и все люди спрятались в овине. Было же литовцев всего трое, и зажгли они овин со всех сторон. Первым из огня вышел пономарь Михаил и за ним последовали все крестьяне, и всех их ляхи саблями посекли. Иерея же Василия привязали к ели, глаголя:
- Умучим его. Церковь у него высокая, денег должно быть много. Привязали и поскакали в деревню, говоря: «И там людей погубим, а иных в плен возьмем». Но крестьяне успели кто в лес, кто в болото попрятаться, и не смогли злодеи им пакости сотворить.
Василий же слезно молился Святителю Николаю об избавлении его, невинного иерея, от напрасной смерти, и спали с него веревки чудесным образом. По-бежал он по мосту через реку, а бревна у моста разметал. Не обнаружив пленника на месте, неприятели сказали:
- Поп сей еретик, обволхвовал нас. Зря мы ему голову не отсекли. Кинулись они в погоню и скоро стали его догонять. Два «ефиопа» уже хотели того иерея руками схватить, но тут по молитвам Святителя Николая стремена и подпруги седел у них оборвались, ударились они оземь и сильно расшиблись.
Но третий всадник иерея у самого леса таки догнал и уже вынул саблю голову ему рубить. Но вложил Святитель тому иерею добрую мысль, и закричал он громко:
- Люди государевы, не выдайте меня на посечение, ибо не много неприятелей.
И ужаснулся «ефиоп» от тех слов, и ускакал вспять. Священник же Василий нашел и жену свою, и чад своих на болоте плачущих. И радость их велика была. И прославили они Господа Бога и Святителя Его Николая.
А иерей тот, Василий, пожив еще лет довольно, переселился в вечный покой и с подобающей честью погребен был у той церкви в Доме Животворящего Креста и Чудотворца Николы.
И по нем Преосвященным митрополитом Иоасафом поставлен был сын его, диакон Симеон, на его место.
1715 годом заканчивается список древних чудес от Животворящего Креста. Но сами чудеса, как говорит предание, продолжали изливаться на страждущих, о чем свидетельствует великое, всенародное почитание этой святыни. Ежегодно 11 июня окрестные жители отправлялись поклониться Животворящему Кресту.
В 1776 г. на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами - во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери.


Храм Крестовоздвижения на месте явления Животворящего Креста Господня (фотография начала XX века)

По данным А.А.Титова (1885 г.), в нач. XIX в. приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников.
Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 г. приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище.


Животворящий Крест в Крестовоздвиженском храме. Фото нач. ХХ века.

Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 г.
Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные атеисты, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на деревянной руке Христа остался неглубокий след от пилы. Атеисты заперли святыню в храме.


Животворящий Крест и икона святителя Николая из Крестовоздвиженского храма. Литография нач. ХХ века.

Храм был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 г.
На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров - ивановских рабочих.
В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 г., затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни.

Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым.
Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Крест и сейчас находится в Годеново.

В 1942-1945 гг. пятиглавый Крестовоздвиженский храм стоял еще в полном величии и блеске, окруженный живописными кущами дерев, обнесенный великолепной чугунной оградой, с ухоженным кладбищем и с высокой трехъярусной колокольней, увенчанной золотым крестом. По свидетельству А.И. Бабаевой, Никольский погост представлял собой в то время удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. На холме возвышался величественный храм, вокруг располагалось множество различных построек - хозяйственных и жилых домов. Каждый дом выглядел как богатая усадьба: это, видимо, и были дома священнослужителей. Где-то находился святой источник.
После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х гг. случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, но церковь осталась цела. В 60-е гг. возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно-тракторную станцию. Для ее строительства кирпич брали, разбирая своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился почти в Сахотское болото.
В 1974 г., спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали.

Монашеская община во имя Сошествия Животворящего Креста Господня была образована на Сахотском болоте у Никольского погоста на месте явления Креста Господня в 1998 г. духовным наставником общины игуменом Борисом (Храмцовым), к большому прискорбию, почившем в 2001 году.


Игумен Борис Храмцов (1954 – 2001 гг.)


Могила игумена Бориса при храме Спаса Нерукотворного в селе Деулино рядом с г. Сергиев Посад.

Начинается строительство монастыря во имя Сошествия Креста Господня, являющегося подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.



Святые Ворота монастыря


Западные Ворота монастыря

Весною 2001 г. по благословению владыки Амвросия, архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, приступили к возведению стен нового храма на старом фундаменте - строительству каменного Крестовоздвиженского храма, деревянной церкви Николая Чудотворца и приему паломников в это святое и великое для всех православных христиан место.
В 2004 г. уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.



Крестовоздвиженский храм на месте явления Животворящего Креста Господнего










Колокольня храма

Основные праздники в монастыре во имя Сошествия Животворящего Креста Господня

11 июня - день явления Честнаго и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая.
14 августа - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста.
27 сентября - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
22 мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

С использование материалов из книги "Годеновский Крест, или сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая".


Башня монастырской стены


Келейный корпус



Монастырский колодец


Трапезная




Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста с. Годеново

Долгое время в Годенове стояла деревянная церковь. Когда из-за ветхости она была разобрана, прихожане испросили благословения Ярославского архиерея на постройку каменной церкви. Новая пятиглавая церковь с шатровой колокольней была построена в 1794 г.: главный престол освятили во имя святителя Иоанна Златоуста, придел – в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Златоустовский приход был большим, в конце ХIХ в. в него входило шесть деревень. Здесь в разное время года совершалось двенадцать крестных ходов в память о помощи Божией при разных бедствиях.


Святые Ворота








Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста



Храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годенове. Картина ХХ века.

Здесь, в Годенове, 27 сентября 1880 г. родился один из замечательных старцев последнего времени схиигумен Лука (в Крещении Иаков).


Схиигумен Лука

Родители Иакова Земскова были небогатые крестьяне села Годенова, богобоязненные и добрые, воспитавшие сына в христианском духе – в любви к Богу и людям. Окончил он обычную тогда сельскую церковноприходскую школу в Годенове. В 25 лет Иаков решил посвятить свою жизнь Богу и с благословения родителей отправился в Валаамский монастырь, где через много лет послушничества был пострижен в монашество с именем Лука, в честь святого апостола и евангелиста. В Валаамской обители отец Лука провел 52 года – сначала на Старом, а потом на Новом Валааме – в Финляндии. В 1957 г. иеромонах Лука вернулся в Россию, после чего в течение 11 лет (до самой кончины) жил в Пскрво-Печерском монастыре, где снискал уважение и доверие не только среди братии, но и у множества верующих. Он был любящим духовником, снисходительным к людям. Утешая приходящих, говорил: «Вот ведь какой секрет Господень устроил: не дал ключи от Царствия Небесного апостолу Иоанну Богослову, а дал апостолу Петру, который трижды отрекся от Господа, и значит, будет снисходительнее к грешным людям».
Свидетельство очевидца . Духовный сын схиигумена Луки профессор Сергей Андреевич Зегжда рассказал следующее: «Замечательный подвижник последнего времени, уроженец села Годенова и воспитанник Златоустовского прихода, схиигумен Лука (Земсков) всю жизнь свято хранил традиции, в которых был воспитан. Именно этой традицией и выстоял храм святителя Иоанна Златоуста в годы безбожия. Прихожане не дали закрыть свою церковь – одна из немногих на всю округу она оставалась действующей. Именно поэтому в страшные 30-е годы совершилось перенесение сюда небоявленной святыни – Честного и Животворящего Креста. Старожилы помнят, что и после Великой Отечественной войны храм, в котором по-прежнему совершались службы, не утратил своей красоты, хотя заметно обветшал. Оставался он действующим и в годы новых гонений, в так называемую «хрущевскую оттепель».
Со временем некогда большое село Годеново обезлюдело, храм окончательно обветшал, но продолжал хранить великую святыню – Животворящий Крест Христов».


Икона святителя Иоанна Златоуста из Златоустовского храма села Годенова. ХХI век.


Возвращение святителя Иоанна Златоуста из заточения. Роспись храма святителя Иоанна Златоуста. Середина ХIХ века.


Преставление святителя Иоанна Златоуста. Роспись храма святителя Иоанна Златоуста. Середина ХIХ века.

Спустя десятилетия Господь вручил разрушающийся храм и почти забытую народом святыню Честного Креста сестрам Переславского Никольского монастыря. Храм стал подворьем Переславль-Залесского Никольского монастыря.


Придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Златоустовском храме. Фото 1998 года.

Игумения Евстолия, настоятельница Никольского монастыря, рассказывает: «О затерявшемся среди топких болот и озер селе Годенове мы узнали от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту. Был солнечный июльский день. Когда мы подъезжали к храму, где находился чудотворный Крест, невольно замирало сердце. В ярких солнечных лучах, стоящий на горе пятикупольный храм с шатровой колокольней как будто манил путника блеском своих чуть покосившихся крестов. Войдя в храм, освященный во имя святителя Иоанна Златоустого, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удаленной от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники и святыня пиобретет значение всероссийской. Удивительно, что именно храм святителя Иоанна Златоустого с приделом Боголюбской иконы Божией Матери стал прибежищем небоявленной святыни, уцелевшей в лесах от чужих и от «своих». Не чудо ли, что преставившийся на день Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста константинопольский святитель оказал ныне хранителем Господня Креста? До смерти терпевший страдалец за истину Христову был воздвигнут временем через века хранить и эту небоявленную святыню. Божиим Промыслом ревностный святитель вновь встул у Креста, но уже не в Византии, а в России – её преемнице».
С 1997 г. сестры Никольского монастыря осуществляют попечение о храме святителя Иоанна Златоуста и возносят свои смиренные молитвы у Креста Господня. С каждым годом всё больше и больше паломников приезжают к святыне, и многие из них свидетельствуют о происшедших с ними чудесах.
См. Свято-Никольский женский монастырь.


Годеновский крест








Придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери.



Резной образ святителя Николая из Боголюбского придела. XIX в.

Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны.









По благословению священника Боголюбского женского монастыря, пос. Боголюбова, Владимирской области, приехала монахиня Алексия того же монастыря в с. Годеново. Так как она была очень больна, с трудом передвигалась, к тому же не видела, не слышала, не могла говорить, то ее сопровождала раба Божия Татиана. Монахиня Алексия приложилась к Животворящему Кресту, посидела в храме на скамейке с молитвой, потом еще раз приложилась ко Кресту. В это время у Креста пели акафист паломники. Неожиданно у монахини Алексии открылись глаза, отверзлись уши и разрешился язык. Она стала видеть, слышать и говорить! Со слезами на глазах монахиня Алексия стала петь вместе со всеми акафист Честному и Животворящему Кресту Господню.
Богу нашему Слава, честь и поклонение.


Храм в честь Святой Софии Премудрости Божией

Освящение места под строительство и закладка капсулы с закладной грамотой были совершены 11 июня 2013 г., в день празднования 590-летия явления Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте.
Каждый день на подворье прибывают паломники, а в большие праздники храм подворья не может вместить всех молящихся.
Строительство и украшение нового храма в честь Святой Софии Премудрости Божией планируется завершить уже к 600-летнему юбилею.

Сайт храма: http://godenovo.ru/content/?id=15

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Антушково


Церковь Казанской иконы Божией Матери в Антушково

Церковь построена между 2007 и 2009 гг.
Престол: Казанской иконы Божией Матери.
Адрес: Ивановская область, Ильинский район, село Антушково. Ивановская митрополия .. Лежневский район, пос. Лежнево.
. Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
Борковская Троице-Николаевская пустынь. Южский район, болото Борок.
Свято-Воскресенская мужская Ермолинская пустынь . с. Ермолино, Фурмановского р-на.
. Тейковский район, д. Золотниковская пустынь.
Святоезерский Иверский монастырь, пос. Мугреевский, Южского р-на.
. г. Приволжск.
. г. Плёс.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским. Сказание повествует, что 29 мая (11 июня) 1423 г. пастухи, пасшие скот, неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но, заворожённые неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдём, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то поведуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием.
Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».
Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовкую кафедру, благословаил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили церковь в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесённую на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм. Храм был деревянным и сгорел в 1503 г., но в тот же год был возобновлён в дереве.
В нач. XVIII в. священник этого храма записал историю явления Животворящего Креста со слов жителей тех мест. К истории он приложил список совершившихся от святыни чудес, о которых расспрашивал и которые нашел «в древних свитках». В этом сказании священник упоминает о страшном пожаре, в котором сгорела книга с записью о чудесах Животворящего Креста, а сам Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – здравие».
Ежегодно 11 июня окрестные жители отправлялись поклониться Животворящему Кресту.
В 1776 г. на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами — во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери.
По данным А.А.Титова (1885 г.), в нач. XIX в. приход церкви Никольского погоста был значительным, включал 13 деревень и составлял около 1500 человек. Для такого прихода существовал и немалый штат белого духовенства. Вокруг храма располагались девять домов церковников.
Во время правления императора Александра Первого владыка Антоний в 1824 г. приступил к строительству монастыря около Крестовоздвиженского храма, но по неизвестным причинам монастырь так и не был построен. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище.
Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 г.
Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные атеисты, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на деревянной руке Христа остался неглубокий след от пилы. Атеисты заперли святыню в храме.
Храм был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 г.
На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров — ивановских рабочих.
В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 г., затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни.
Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым.
Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Крест и сейчас находится в Годеново.
В 1942-1945 гг. пятиглавый Крестовоздвиженский храм стоял еще в полном величии и блеске, окруженный живописными кущами дерев, обнесенный великолепной чугунной оградой, с ухоженным кладбищем и с высокой трехъярусной колокольней, увенчанной золотым крестом. По свидетельству А.И. Бабаевой, Никольский погост представлял собой в то время удивительной красоты островок среди обширной болотистой местности. На холме возвышался величественный храм, вокруг располагалось множество различных построек - хозяйственных и жилых домов. Каждый дом выглядел как богатая усадьба: это, видимо, и были дома священнослужителей. Где-то находился святой источник.
После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х гг. случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, но церковь осталась цела. В 60-е гг. возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно-тракторную станцию. Для ее строительства кирпич брали, разбирая своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился почти в Сахотское болото.
В 1974 г., спустя почти 200 лет после постройки каменной церкви, ее разобрали.
Монашеская община во имя Сошествия Животворящего Креста Господня была образована на Сахотском болоте у Никольского погоста на месте явления Креста Господня в 1998 г. духовным наставником общины игуменом Борисом (Храмцовым), к большому прискорбию, почившем в 2001 году.
Начинается строительство монастыря во имя Сошествия Креста Господня, являющегося подворьем Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской епархии.
Весною 2001 г. по благословению владыки Амвросия, архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, приступили к возведению стен нового храма на старом фундаменте — строительству каменного Крестовоздвиженского храма, деревянной церкви Николая Чудотворца и приему паломников в это святое и великое для всех православных христиан место.
В 2004 г. уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.
Основные праздники в монастыре во имя Сошествия Животворящего Креста Господня
11 июня — день явления Честнаго и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая.
14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста.
27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Урочище Погост Крест находится в Ивановской области, на самой границе с Ярославской. Нас там интересовал монастырь, который находится на болоте.

Я уже бывал здесь летом, в августе, но фотоотчёт до сих пор не сделал - каюсь. Сейчас же покажу фотографии из сентябрьской поездки.

Монастырь Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте, находится недалеко от села Антушково Ильинского района Ивановской области. Мы приехали туда перед рассветом, рассчитывая на утренний туман.

1.

Прогноз погоды не подвёл и туман порадовал!

2.

3.

Солнце над болотом вставало тоже в тумане, а мы ходили по пояс в траве и камышах совершенно мокрые от росы.

4.

5.

Солнце поднималось всё выше и сквозь туман стали видны домики деревни Лапнево.

6.

7.

ну и немного истории:

Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Она была строена из дуба и простояла много лет, но «Божиим соизволением, а наших ради согрешении, во время пожара церковь Божия сгорела». Сгорела, но в тот же год было возобновлена в дереве. В 1776 году на месте обветшавшей деревянной была построена и освящена уже каменная церковь с тремя престолами: главным - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами - во имя Святителя Николая и в честь Покрова Божией Матери. В 1824 году на Никольском погосте вокруг храма было решено построить монастырь, что бы богослужения у святыни - Животворящего Креста Господня - совершались ежедневно, что было до этого невозможным по причине малочисленности приходского Крестовоздвиженского храма. Успели построить специально для этого небольшой кирпичный завод и келейный корпус. Однако на этом все и завершилось по неизвестной причине. Келейный корпус был позднее отдан под земское народное училище. В начале XIX века приход церкви Никольского погоста был довольно большим: тринадцать деревень с населением около 1500 человек.


Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте действовал до 1927 года, когда был полностью разграблен, а его настоятель отец Иоанн Добротин арестован и сослан в лагерь близ деревни Деревянск в Коми, где и погиб 25 ноября 1931 года. На Никольском погосте образуется пролетарская «Красная коммуна», келейный корпус становится общежитием для коммунаров - ивановских рабочих. В это время и было решено среди прихожан о перенесении Святыни подальше от глумящихся над ним коммунаров в наиболее близко расположенный храм Иоанна Златоуста в селе Годеново, который действовал до 1929 года, затем был закрыт, но не разграблен и стоял заброшенный посреди деревни. Точной даты перенесения Креста никто сказать не может. Наиболее вероятная дата 1933 год. По рассказам местных жителей, именно в этот год все участники этого крестного хода были раскулачены и высланы. А переносили Крест ночью «всем колхозом» во главе с председателем Василием Фоминым. Простоял Крест в заброшенном Годеновском храме всю войну. Много натерпелся Крест за это время от новой власти - и жгли его и пилили и поливали кислотой и топором рубили. Но Крест так и не поддался мучителям, лишь остались незначительные повреждения и царапины в назидание потомкам."


"Никольский погост в безбожные годы был полностью разорен. После общежития коммунаров там был детский дом, но в 50-х случился сильный пожар: сгорели многие деревенские дома, скотный двор, выгорел внутри братский корпус, но церковь осталась цела. В 60-е годы возле опустевшего Никольского погоста организовали машинно-тракторную станцию. Для ее строительства организовали в очередной раз «производство кирпича по методу Ильича» - ломали и разбирали своды и стены Крестовоздвиженского храма. МТС по каким то причинам не заработала и святое место обезлюдело совершенно. Так Никольский погост после пятисотлетней славной истории вновь превратился в Сахотское болото. Но не надолго. В середине 1990 годов трудами игумена Бориса Храмцова на месте явления Животворящего креста был образован мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. В 2004 году уже почти полностью восстановлен Крестовоздвиженский храм, выстроена маленькая деревянная Никольская церковь.


взято с сайта

Есть в Ивановской области святыня, поклониться которой съезжаются из разных уголков нашей страны. Едут сюда люди из Москвы, Ярославля, Владимира, Вологды, чтобы попросить у Бога покоя, счастья и исцеления. И, по словам многих паломников, покой в душе после посещения монастыря действительно восстанавливается…

Место для церкви указал столп света

На границе Ивановской и Ярославской областей, в селе Погост Крест Ильинского района, на высоком холме, который огибает речка Иорданка, располагается монастырь Животворящего Креста Господня.

По легенде именно здесь, на Сахотском болоте, в 1423 году местные пастухи увидели столп света от неба до земли, а в нем Спасителя на Кресте, «яко жив», и стоящего рядом святителя Николая Чудотворца с Евангелием в руке. И услышали пастухи голос Спасителя, что будет на сем месте дом Божий, «а кто с верою сюда приидет помолиться будут многия исцеления и чудеса. Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны» , - сказано об этом в житии св. Николая Чудотворца.

Исполняя данное повеление, решили поставить церковь, но не на болоте, где было явление Животворящего Креста, а неподалеку - на сухом месте. Но заложенное основание церкви и все бревна, припасенные для строительства, были чудесным образом перенесены на место явления Животворящего Креста Господня. Этой же ночью посреди болота прошел большой поток, вода собралась в реку, и образовалась суша – гора, на которой строители могли беспрепятственно продолжать свою работу.

Так была поставлена деревянная церковь во имя Чудотворца Николая. Впоследствии воздвигли каменный храм. Однако при советской власти святое место было разрушено, а сам Животворящий Крест после тщетных попыток уничтожить его брошен в болото. Верующие люди Крест сохранили и перенесли в село Годеново Ярославской области, ныне там располагается Храм св. Иоанна Златоуста. После перенесения святыни место сошествия Креста близ села Антушково пришло в запустение.

Восстановление церкви здесь началось только в 1998 году усилиями игумена Бориса Храмцова. Сначала воздвигли часовню, а с 2000 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма, который был отстроен почти заново, так как от прежнего храма, разрушенного большевиками, уцелела лишь часть колокольни. Теперь на этом месте возвышается монастырь Животворящего Креста Господня.

Сюда стекаются паломники со всей России, которые по сложившейся традиции стремятся поклониться как самому Кресту Животворящему в селе Годеново, так и посетить место его явления, тем более что расстояние между ними всего 6 километров.

Крест помогает при раке и бесплодии

Поток паломников в монастырь Животворящего Креста Господня не иссякает в течение всего дня. Люди приезжают сюда на машинах, в составе паломнических туров, стремятся посетить церковные службы во время праздников. Многие едут набрать святой воды из колодца. «Она обладает если не чудесными, то по крайней мере лечебными свойствами», - уверена паломница Людмила, которая вместе с мужем приехала сюда из Москвы, чтобы приложиться к копии Креста Животворящего, которая находится в монастыре. Кроме колодца и Креста в монастыре есть еще одна святыня: в стену алтарной части храма заложен камень, привезенный из Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Среди паломников место сошествия Креста Животворящего известно своими чудесами и исцелениями. В первом построенном на этом месте храме даже существовала книга чудес. Однако во время пожара она сгорела, и с тех пор об исцелениях известны лишь некоторые истории, рассказанные или присланные людьми, исцелившимися после посещения святыни. «К сожалению, у нас подобной книги не ведется, - рассказывает один из насельников обители, - но такие случаи несомненно есть. Например, я слышал историю про мальчика, который был болен раком и не мог ходить, но после посещения Креста пошел на поправку. Сам же я разговаривал с человеком, который рассказал, что они с женой не могли иметь детей, а через год после посещения святыни им был дарован ребеночек». И хотя в монастыре находится копия Креста Животворящего, «она обладает не меньшей целительной силой, чем оригинал. Известны случаи, когда страждущие и беснующиеся получали исцеление, только оказавшись на месте сошествия Креста», - говорит служитель храма.

Тихий, залитый солнцем монастырский дворик, высокая колокольня, уходящая куполом в небо, и неспешно передвигающиеся люди – атмосфера, располагающая к размышлениям, спокойствию и радости. «Мы часто сюда приезжаем именно за успокоением , - говорят паломники из Ярославля Наталья и Валерий. - Наша работа связана с постоянным общением с людьми, и очень важно, чтобы на душе был покой. Тогда и окружающим это передастся». За радостью в душе приехала сюда и паломница из Москвы Надежда. «Может быть, это и не дает физического исцеления, но то, что посещения храма дают радость душевную, я уверена», - говорит она.

Впрочем, такого мнения придерживаются не все. В день моего посещения монастыря людей, кого Крест излечил от болезней, мне встретить не удалось, но то, что люди верят в чудеса святого места, - несомненный факт. У стен монастыря даже образовалась небольшая яма: паломники берут землю, чтобы увезти ее с собой. По свидетельствам летописи чудес, которую ведут инокини в храме св. Иоанна Златоуста в Годенове, исцелить от недуга может даже фотография Креста Животворящего – нужно только в чудо сошествия поверить.

Небольшую горечь в душе оставила дорога, которая со стороны Ильинского узкая, грунтовая. К храму она превращается в проселок, кое-как накатанный через поле, и наверняка непроходимый во время дождей.