Анализ сюжета и композиции повести «Портрет» Н.В. Гоголя

Анализ сюжета и композиции повести «Портрет» Н.В. Гоголя

Очень интересен и поучителен - приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ - художник Чартков. Данный персонаж - индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.

Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над "Потретом" Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли "Ревизора"). Но он упорно идет к своей цели.

Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.

(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика - внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.

Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко - пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он - скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.

Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.

Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.

Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне - великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.

Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…

Конец рассказа - в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком - вечна.

Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!

Художественный анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет», часть I, II. Часть I. Вечное и вещное в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу. Выбор человека в жизни.

Цели:

    Обучающая: создание условий для творческого осмысления произведения, закрепление умений и навыков работы с художественным текстом, расширение знаний о композиции.

    Развивающая: углубить представление учащихся о личности Н.В.Гоголя, развитие исследовательских умений и навыков.

    Воспитывающая: помочь увидеть сложность и диалектичность жизни.

Методы и формы работы: лекция, коллективная форма работы, эвристическая беседа, аналитическая беседа, рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 г. в сборнике «Арабески», где были собраны статьи писателя об искусстве. Побудил написать эту повесть выход в свет пушкинских «Пиковой дамы» и вариации на тему «Маленьких трагедий». Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Писатель разделяет суету и вечность, ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Один из самых значительных критиков того времени В.Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: «Портрет» есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Первую часть этой повести нельзя читать без увлечения; даже в самом деле есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам и страшно. Но вторая часть решительно ничего не стоит, в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» была создана в 1834 году, в то время, когда в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Музыканты и художники становятся персонажами романтических произведений – это ранимые люди искусства, нередко презираемые и непонятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников 19 в. складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Александра Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

Мы с вами будем знакомиться со вторым вариантом, который существенно отличается от первого.

Уехав из России после скандала, связанного с постановкой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства, современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали деньги на совершенствование своего искусства в Италии.

В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры. Один из этюдов был нарисован с Гоголя. Беспрестанно рисуя писателя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Как вы думаете, случайно ли такое местоположение писателя? Что оно символизирует?

Гоголь, действительно, в своих произведениях хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «приземлённость людей, писатель негодует и поучает».

Однако местоположение не определяет духовной силы фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» (к Христу) в тень, которая смущённо укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он? И в чём он состоит?

Критика В.Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 году эта работа была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических появлений портрета и заказчиков. Были добавлены и расширены образы второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц.

Н.В.Гоголь своё литературное творчество сравнивает с трудом живописца, что, конечно, не случайно: писатель занимался в Академии художеств несколько лет. И встреча с художником А.А.Ивановым в 1841 году в Риме сильно влияет на писателя. Он вдруг видит воочию идеального живописца из собственной повести. Гоголь жил в Риме как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны. Так Н.В.Гоголь редактирует уже опубликованное в «Арабесках» произведение.

II. О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу» (Приложение №1).

Иванов Александр Андреевич. Этот художник с ранних лет носил в себе страсть к искусству, оторвался от друзей, от родных и помчался в тот чудный Рим, при имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого.

Огромное историческое значение творчества Иванова не было понято современниками. Картина "Явление Христа народу", с которой Иванов связывал восторженные надежды на возрождение мирового и в первую очередь национального русского искусства, была принята холодно, с недоверчивым, а подчас и насмешливым равнодушием. Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи".

История создания картины.

Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами, в которых сквозило разочарование. Даже самые чуткие зрители признавались, что «Явление Христа народу», особенно с первого взгляда, не оправдало их ожиданий и лишь постепенно, с вниманием всматриваясь в картину, они открывали в ней такие достоинства, каких не было в эффектном и блестящем создании Брюллова. Правда, уже Гоголь назвал картину Иванова «явлением небывалым», равного которому «еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».

Картину окружает грандиозная галерея подготовительных этюдов, эскизов и рисунков. Их насчитывается более шестисот, а время их исполнения падает на 1830-е, 1840-е и даже 1850-е годы, когда основные элементы картины, казалось бы, уже определились. Центр тяжести всей работы Иванова переместился из картины в этюды и именно здесь, в этюдах, с наибольшей отчетливостью и силой проявились его огромный живописный дар, его гениальное новаторство и его реализм.

Иванову не было и тридцати лет, когда он приступил к работе над «Явлением Христа народу». В это время он был не только вполне сложившимся, зрелым художником. Творческая зрелость Иванова наступила необычайно рано. Иванов долго колебался, выбирая сюжет для большого произведения, в котором он мог бы в полной мере выразить свое отношение к миру. Академическая эстетика требовала от него исторической или библейской темы. Он не мог удовлетвориться простым воспроизведением сцены прошлого, а требовал от сюжета всеобъемлющей значительности и глубокой идейности.

В поисках темы, Иванов остановился на евангельской легенде о явлении Мессии (Учителя). Ему казалось, что здесь, на первых страницах Евангелия, он увидел чуть ли не сущность всего христианства. По мнению Иванова, нельзя было найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, ибо "откровением Мессии начался день человечества нравственного совершенства". А. Иванова интересовал не просто церковный рассказ, а великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Христа.

III. О судьбе Н.В. Гоголя и истории создания «Портрета».

Итак, эмиграция Н.В. Гоголя после выхода в свет «Ревизора». У него много долгов, он скучает по России. «В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн».

Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

Гоголь пытается передать контраст между божественным искусством и модными поделками.

Художник Александр Иванов писал Гоголь: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего стараться постигнуть высокую тайну Созданья».

Среди протоколов гоголевского ростовщика называет известные в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает актер Петр Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные значки его, как угли, блистали на желтоватых балках с кровяными прожилками».

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное творение (в Петербург) усматривают черты художника Александра Иванова, чей труд над картиной «Явление мессий» стал для Гоголя образцом истинной прелести искусства.

Черты Иванова указывают и в другом персонаже – старике-художнике, равнодушном к жизненным благам.

Сам художник Иванов писал отзыв в 1838 году: «Художник должен быть современно свободен, никогда и ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельной».

Художники советской эпохи Кукрыниксы (Крылов, Куприянов, Соколов) создали серию демонстраций к повести «Портрет».

От картины к картине меняется лицо Чарткова. Его характер.

1) Выход на тему урока

Объясните смысл названия. Определите лексическое значение слова «портрет».

ПОРТРЕТ-

1.Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение кого-либо.

2.Общая характеристика, характерные черты кого-либо.

Важны оба значения: повествуется об истории создания и «жизни» портрета ростовщика и даётся характеристика двух (а, может быть, больше?) художников.

2) Работа с текстом

Итак, портрет – важнейшая часть художественного мира произведения. Что это – деталь, символ, аллегорическая фигура или что-либо иное? (Думаем, это один из образов всей системы)

Какова роль портрета в композиции? (Композиционный центр: создание и покупка)

В чём необычность композиции? (Произведение состоит из двух частей, выделенных самим Н.В.Гоголем; I часть посвящена истории художника Чарткова, II – обстоятельством создания портрета и судьбе его автора. События II части в реальности предшествуют событиям I части: вначале портрет был написан, а затем уже волею судеб попал к Чарткову).

Зачем же писатель переставляет события, меняя их последовательность? (Такое построение держит читателя в постоянном напряжении, повышает занимательность повествования: ведь I часть содержит фактически загадку, ключ к которой читатель получает лишь во II части. При прямом порядке следования частей эта загадочность естественным образом разрушилась бы).

Каждая часть произведения представляет собой законченную новеллу. Какова специфика сюжета новелл?

Чем объедены две внешне самостоятельные новеллы? Обратимся к началу повествования. (Сначала мы перед картинной лавочкой на петербургском рынке – Щукином дворе, потом – в роскошном зале, где распродают сокровища богатого любителя искусств).

И в лавочке, и в зале торгуют (!) искусством. Обратите внимание на своеобразное повествование IIчасти: начало и конец новеллы. (Ажиотаж по поводу неимоверно возрастающей цены весьма загадочного портрета и сенсационное исчезновение той же необычной картины).

- Н.В.Гоголь, как и другие писатели, чувствует, что денежные отношения властно вторгаются в области жизни, в людские связи: «Наш XIX век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира».

И сам портрет, возникший на распродаже, становится как бы олицетворением мира корыстолюбия. Таким образом, можно выделить две ведущие темы: искусства и денег. Новеллы объединены не только единым композиционным центром, но и общей тематикой.

Искусство есть творческая художественная деятельность (словарная статья). Как можно назвать человека, тонко знающего свое дело, обладающего высоким мастерством в чем-либо, умелого? (Искусный)

Слово одного ряда: искусство-искусный-искус.

"Искус" означает серьезное испытание, длительную и трудную проверку чьих-либо качеств. Действительно, и Чартков, и создатель портрета проходят проверку на отношение к творческой художественной деятельности. А значит, они преодолевают (или поддаются?) искушению. Возникает еще один мотив (тема).

Что мы знаем о Чарткове? (Растратил талант, так как поддался искушению и изменил искусств. Происходит не только потеря таланта, но, в конечном счете, и потеря собственной личности, ее нравственный и психический распад, а затем и физическое вырождение.)

Каков творческий путь создателя портрета? (Через страдания, самоотречение и церковное покаяние к созданию великого произведения искусства).

Какой художественный прием лежит в основе повествования? (Прием антитезы-противопоставления).

Что становится композиционный и смысловой антитезой? (Сумасшествие-смерть и монастырь).

Вторая редакция “Портрета” (1842 год) свидетельствует о том, что Н.В. Гоголь вполне сознательно шел по пути религиозного осмысления искусства. В произведении писатель как бы наметил программу своей жизни.

Расскажите по опорной схеме об особенностях композиции. Определите смысл названия.

Итак, портрет становится толчком к открытию себя, к рождению желаний, к формированию воли творить свою жизнь. Семена зла могут прорасти или нет в человеческой душе. Какова сила власти портрета? Это тема разговора на следующем уроке.

Приложение №1

О судьбе художника А.Иванова и картине «Явление Христа народу»

Гоголь жил в Риме как поэт, как художник Иванов, с которого он писал героя новой редакции «Портрета». Тот ходил в простой блузе и запачканных краскою штанах, в широкополой шляпе, защищавшей его от римского солнца, никогда не заботясь о своем наряде, о том, как он выглядит со стороны.

«В начале же 42 года выплатится мною все... – пишет Гоголь С. Т. Аксакову. – Теперь я ваш; Москва моя родина. В начале осени я прижму вас к моей русской груди. Все было дивно и мудро расположено высшею волей: и мой приезд в Москву, и мое нынешнее путешествие в Рим – все было благо». Речь идет о выплате долгов, которые Гоголь собирается покрыть изданием «Мертвых душ» и собранием сочинений, но тут же говорится и о высшей плате – плате благодарности за спасение. «Вся жизнь моя отныне – один благодарный гимн». Как благодарность за отпущенные ему лишние минуты он рассматривает теперь и саму жизнь свою, и труд свой. Отныне труд этот как бы не принадлежит ему – он весь расплата и счастливая дань тому, кто продлил дни Гоголя, кто указал ему на оставшуюся часть дороги и на саму дорогу. Идея эта и становится главной идеей второй редакции «Портрета».

Многое списано здесь с Италии, с ее натуры и фактуры, обогащено опытом знакомства с ее живописью и природой. Отвлеченная Италия первой редакции здесь оживает, художник, который поразил Чарткова своей верностью искусству и идеалу, начинает приобретать черты великого русского живописца Иванова, и «божественный сюжет» его картины – сюжет «Явления Мессии». Весь облик художника – бывшего соученика Чарткова по академии, уехавшего в Италию совершенствоваться в мастерстве и отдалившегося от искусов света, – списан с Иванова: и его костюм, и привычки, и изгойничество в среде даже самих художников, его влюбленность в Рафаэля и неутомимые труды по копированию классиков итальянского Возрождения, дающие ему возможность выработать свой цвет и свою линию.

Но самое важное во второй редакции «Портрета» – это судьба еще одного художника, того самого, который написал старика ростовщика и пустил его в свет на гибель и страданье людям. Этот художник должен пройти путь искупления, путь расплаты за свой грех (грех искусства, соблазнившегося яркостью зла, неотразимостью зла) – и он платит за него жизнями своих сыновей и жены. Но этого мало – и собственная жизнь художника с той поры меняется. Он удаляется в монастырь, где годами покаяния и отречения от мирского приближается внутренне к новой истине, к истине познания красоты добра, заключенной в божественном образе. «Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат сказал наотрез, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтоб удостоиться приступить к такому делу». В прежней редакции его сын‑офицер приезжал к нему в монастырь и заставал отца иссохшим и далеким от мира старцем. Он пророчествует о пришествии антихриста и просит сына по истечении пятидесяти лет со дня написания портрета найти и уничтожить зловещий портрет. В новой редакции отец просветлен: «И следов измождения не было заметно на его лице, оно сияло светлостью небесного веселия».

И сын его здесь не офицер, а тоже художник, и является он к отцу за благословением перед отъездом в Италию – «лучшую мечту двадцатилетнего художника». Он, как и автор картины с «божественным сюжетом», сразившей Чарткова, избирает путь высшего служения искусству. Он приезжает к отцу как наследник его дела, чтоб, выслушав рассказ о страшном опыте страдания, выйти на свою светлую дорогу. «Спасай чистоту души своей, – скажет ему отец. – ...Пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник‑создатель так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души».

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

1834

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так. Пересказала Е. В. Харитонова

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент.

II . Объявить тему, цели урока. Обращение к эпиграфу на доске.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

Искусство - это нектар души,

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

- Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

На чаше весов с одной стороны - труд. Служение искусству, бедность, с другой - деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

- Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

- Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

ВЫВОД: Несомненно, Чартков - «художник с талантом, пророчившим многое». Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги». «Терпи», - дает он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

«Иногда становилось ему досадно, когда... даже вовсе не живописцу по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал... завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача – живописца... бросить все и закутить с горя назло всему ».

- Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: «мишурные рамы», «фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий ... на индейского петуха в манжетах» и тому подобное.

- Какого же мнения об этих работах художник?

«Одни и те же краски, та же манера... принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку...»

- Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

- Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

- Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

- Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

- Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме – заказчице, уж слишком долго, но «скоро он... сам начал дивиться чудной быстроте ... своей кисти».

Теперь он пишет картины всего два дня.

- Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...», «... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

- Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

- Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

- Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

- Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор - выбор судьбы. Бывает, что, выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное – это злой выбор, безнравственный.

- Какой выбор делает Чартков?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.

­Анализ повести

Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет “Пиковой дамы” Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть “Портрет” впервые была опубликована в 1835 году в книге “Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя”, а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале “Современник”. История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.

В ней сложно выделить одного главного

героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков, который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.

Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал

такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, Сына и Отца, которые напрямую связаны с Ростовщиком, изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.

На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.

Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.

Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Гибель души человеческой Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” рассказывает нам о жизни и участи двух талантливых художников. Главным героем можно считать Чарткова Андрея Петровича, так...
  2. ­Образ Петербурга Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный...
  3. ­Два художника Повесть “Портрет” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение...
  4. ­Искусство Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей. Не последнее место в творчестве...
  5. ­Идейное содержание Николай Васильевич Гоголь всегда славился любовью к мистике и его произведение “Портрет” в этом смысле не исключение. Повесть была написана в первой половине...
  6. ­Мистика и реализм Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя – видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе...
  7. В повести “Портрет” Николай Васильевич Гоголь поднимает проблему духовной деградации человека. Она происходит в том случае, если человек не совершенствует свой талант, не обогащается. Духовную...

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение - переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу - в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.

Итак, кого же считать героем этой повести? Художника Чарткова? Демонического ростовщика? Или, может быть, героем здесь является сам фантастический город Петербург, в котором разворачивается действие? Попробуем разобраться.

Если судить по внешней канве событий, по сюжету произведения, то в центре повествования, несомненно, находится художник Андрей Петрович Чартков, его судьба, его крушение. Сама фамилия героя заранее намекает на то, что он пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. И этому отнюдь не противоречит то обстоятельство, что в начале повести Чартков изображен с нескрываемым авторским сочувствием, дар его несомненен, искренность очевидна.

Более того, вспомните, каким именно образом Зло, которое олицетворяет собой Ростовщик, впервые вторгается в жизнь Чарткова? Художник на последний двугривенный покупает в картинной лавке на Щукином дворе старинный портрет «в больших, когда-то великолепных рамах»; на портрете изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», но наделенным «не северною силою». Итак, художник отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключена лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением, которое приблизилось к нему на опасное расстояние и засосало в себя, как трясина. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рам портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает; художник в нем начинает умирать.

В гоголевской картине мира так обычно и случается: небесное призвание словно притягивает к себе демонические силы; власть золота, противостоящая власти творчества, покушается на человеческую душу, и чтобы противостоять этой власти, нужно иметь особую силу и особый, подвижнический склад личности. В противном случае зло победит; художник, поддавшийся бытовому соблазну, не просто погубит свой талант, но и превратится в слугу темных сил. А значит - во врага искусства.

Переход Чарткова в новое качество изображен как предательство, как измена, религиозное падение. Переехав в роскошные апартаменты на Невском проспекте, он пишет первый в своей жизни «модный» портрет. После нескольких сеансов, все дальше уходя от верности оригиналу, он переносит приукрашенные черты юной Lise, уже познавшей страсть к балам, на свой старый эскиз. На этом эскизе была изображена мифологическая героиня Психея; в переводе на русский Психея означает Душа. Тем самым выясняется, что художник переделывает и продает свою Душу ради успеха и денег; он как бы подкладывает ее под лживое изображение. Более того, имя его первой модели, Lise, напоминает читателю о «Бедной Лизе» Карамзина. А, как вы хорошо знаете, карамзинская Лиза служила в русской литературе символом погибающей естественности.

Постепенно Чартков становится одним из «движущихся каменных гробов с мертвецом вместо сердца». Он порицает Микельанджело, и здесь Гоголь вновь использует тот же прием значимого имени. Ведь Чартков отрицает творчество художника, в чьем имени «зашифрован» образ сияющего ангела. И читатель постепенно проникается мыслью, что сам Чартков превратился в ангела - падшего. Недаром, после встречи с бывшим соучеником по Академии, который избрал противоположный путь в жизни и искусстве, провел долгие годы в Италии, на родине европейской живописи, и создал великую итоговую картину, Чартков в отчаянии пытается создать портрет Падшего Ангела. То есть портрет своей души, падшей Психеи. Ho даже техника им утрачена - став врагом гармонии, он попросту разучился рисовать...

Зато его собственное лицо становится портретом, художественным образом его падения, свидетельством утраты души. «Хула на мир» звучит в чертах его лица; из творца, наделенного небесным даром, он превращается в сатанинского истребителя шедевров: все золото, полученное как бы в обмен на проданный талант, Чартков тратит на скупку величайших творений европейского гения - и уничтожает их, как уничтожил и обезобразил самого себя...

Значит ли это, что зло всесильно? Что противостоять ему невозможно, поскольку мир устроен таким образом, что самое чистое и самое светлое, то есть искусство, привлекает, притягивает к себе самое темное, самое злое? Нет, не значит. Хотя мир, каким его изображает Гоголь, действительно искажен и устроен несправедливо; купив страшную картину, Чартков неизбежно должен сбиться с пути. Зло неустранимо. Однако оно и не всесильно. Избежать соблазна невозможно, но финал, развязка драмы могут быть совершенно иными; тут герои Гоголя свободны в своем выборе. Рассказ о судьбе Чарткова оттенен историей художника, создавшего во времена Екатерины Великой портрет Ростовщика; ее во второй части рассказывает сын портретиста. Он жил там же, где впоследствии жил Чартков - на окраине Петербурга; оба знали, что такое зависть (Чартков - к соученику по Академии, портретист - к собственному ученику, получившему заказ на роспись богатой церкви); оба оступились, попали в зависимость от дьявольских чар. Ho портретист находит единственно возможный выход из создавшегося положения, единственно надежное укрытие от зла - монастырь. Здесь он создает картину «Рождество Иисуса». Личная судьба портретиста, его - душа спасены. При том что зло как таковое победить не удается: в конце рассказа все замечают, что таинственный Портрет исчез и, значит, воплощенный в нем соблазн продолжит свое страшное шествие по миру.

Таким образом, если судить по внешней канве событий, то главным героем повести оказывается Чартков. Ho если говорить о той роли, которую персонажи играют в построении повести как целого, то в центре авторского внимания, несомненно, находится Ростовщик. Сказочно богатый заимодавец жил в эпоху Екатерины Великой, то есть задолго до рождения Чарткова; его оживающее изображение, дьявольский Портрет, сохраняет свою чудовищную силу и после гибели живописца.

Кто же он, этот Ростовщик? Никто не знает, откуда появился «азиатец» с непостижимо страшным цветом лица; в точности неизвестно, был ли он индийцем, греком или персиянином. Деньги, которые он одалживал, казалось бы, на выгодных условиях, обладали способностью восходить до непомерных процентов; кроме того, Ростовщик предлагал клиентам некие тайные условия, от которых у должников волосы «вставали дыбом». Всякий, кто занимал у него, даже на благие цели, кончал плохо.

Внимательный читатель Гоголя знает: в его произведениях постоянно звучит тема Антихриста. Подчас серьезно и мистически, как в ранних повестях, особенно в «Страшной мести», подчас насмешливо, как в «Мертвых душах». Гоголевские представления об Антихристе сродни некоторым народным поверьям: этот враг Христа не может прийти в мир до конца времен, когда окончательно ослабеют законы естества, сотворенного Богом. Ho до поры до времени Антихрист может воплощаться как бы отчасти, в отдельных людях, пробуя свои силы и готовясь к последнему сражению за земную историю. Вот Ростовщик и есть такое «пробное» воплощение Антихриста. Недаром в первой редакции повести «Портрет» Ростовщик носил имя Петромихали: Петром Михайловым звал себя Петр Первый, которого народные поверья отождествляли с Антихристом... Он пока не всесилен, а потому стремится продлить свои земные дни и продолжить свою черную работу после смерти - с помощью великого искусства.

С образом Ростовщика неразрывно связаны три темы, особо волновавшие Гоголя во время работы над циклом «петербургских повестей»: непонятная, тайная власть золота над человеческой душой; искусство, которое призвано быть «намеком о божественном», но может становиться и орудием зла; стремление дьявольских сил ценой золота подчинить себе искусство. Ho все эти темы сгущаются в один ключевой образ, встающий и со страниц «Портрета», и со страниц других петербургских повестей. Это образ двоящегося, величественного и опасного, богатого и бедного, обманчивого и прекрасного города Петербурга. И с точки зрения замысла «петербургских повестей», с точки зрения цикла как художественного целого главным героем «Портрета» следует считать сам Петербург.

Только здесь, в этом фантастическом городе, на сумрачной коломенской окраине может расцвести ложным цветом сказочная роскошь Ростовщика; только здесь может мгновенно совершиться переход из добросовестной нищеты творчества в омертвелую роскошь салона, переброс с Васильевского острова на Невский проспект; только здесь по ночам оживают демонические портреты, настоящие червонцы выпадают из-за рамы, а опасные портреты внезапно исчезают с аукциона... Петербург в изображении Гоголя похож на негатив другого великого и при этом светлого города, Рима; именно оттуда, с итальянского Юга на холодный и сумрачный Север, возвращается со своей итоговой картиной бывший соученик Чарткова; именно перед отъездом сына в Италию седовласый, «почти божественный старец», автор злополучного Портрета, завещает разыскать картину и «истребить» ее. А с нею - и зло.