Министр образования рф ольга васильева биография семья. Министр образования ольга васильева о том, что ждет студентов и школьников

Министр образования рф ольга васильева биография семья. Министр образования ольга васильева о том, что ждет студентов и школьников

Чего ждать российским школьникам и их родителям?

Еще полгода назад политические обозреватели достаточно уверенно утверждали, что перед выборами в Госдуму президент пожертвует кем-то из наименее популярных министров. Выбор был невелик - министр образования и науки и министр здравоохранения. Сакральной предвыборной жертвой стал Дмитрий Ливанов.

Cтоит отметить, что непопулярность министров объясняется, скорее всего, популярностью возглавляемых ими ведомств. В самом деле, уж в чем-чем, а в медицине и образовании разбираются (или думают, что разбираются) все. Дмитрий Ливанов провел в министерском кресле четыре года, и это были очень непростые годы. Во-первых, хоть это и не касается напрямую образования, именно на период работы Ливанова пришлась крайне непростая реформа Академии наук. И хотя министр образования и науки был скорее сторонним наблюдателем раздела сфер влияния между академиками и Федеральным агентством научных организаций, всеобщей неприязни ему досталось с лихвой.

Во-вторых, в школы пришел ФГОС - федеральная система государственных стандартов. Ее опасались, она вызывала раздражение, но, хороша или плоха, она ввела образовательную анархию девяностых в рамки образовательной демократии XXI века.

Наконец, ЕГЭ (к введению которого, кстати, Ливанов был непричастен), опять-таки, хорош он или плох, но в этом году обошелся без скандалов о «сливе» заданий и нашествия в столичные вузы стобалльников, с трудом пишущих по-русски и не владеющих четырьмя действиями арифметики.

Были ли у Ливанова провалы? Безусловно, были, но о специальных представителях президента по экономическим связям с Украиной - либо хорошо, либо ничего.

От себя же, если читатели мне позволят, добавлю: проблемы образования в нашей стране - отнюдь не проявление злого гения Ливанова, а зеркало современной российской действительности.

Тем временем «король умер, да здравствует король!»

Посмотрим же на персону нового министра образования. Им впервые в России стала женщина (да, да, хотя школьное преподавание в России - исключительно женская сфера деятельности, министерством всегда руководили мужчины) - Ольга Юрьевна Васильева.

Ольге Васильевой 56 лет. Она родилась в городе Бугульме в Татарстане, однако не любит упоминать об этом в интервью, подчеркивая, что вся ее жизнь связана с Москвой. Действительно, она необычайно рано окончила школу - в 14 лет, после чего было дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина по специальности «Исторические науки и археология» и факультет «Международные отношения» Дипломатической академии МИД РФ.

Именно второе историческое образование и стало для нее основным, хотя называть ее историком не совсем точно, скорее Ольга Юрьевна - религиовед.

В 1990 году она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны» - эта работа стала первым трудом в российской историографии, посвящённым истории РПЦ и государственно-церковным отношениям в ХХ веке. Спустя восемь лет защитила и докторскую диссертацию: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943—1948 годах».

Нужно отметить, что на изучении деятельности церкви Ольга Васильева не остановилась, она много и активно работала в рамках церковных структур, например, с 2003 года преподавала Сретенской духовной семинарии (но уже заявила, что религиозный уклон ее научных изысканий не повлияет на работу министерства).

В 2002 году Ольга Васильева возглавила кафедру государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российского Федерации. Член Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования Российской Федерации; член Комиссии по делам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. До августа 2016 года являлась заместителем начальника управления по общественным проектам Администрации президента Российской Федерации.

Как писал «Коммерсант» в 2013 году, одним из самых успешных проектов управления (в котором трудилась Васильева) в первый год его существования стала выставка «Православная Русь. Романовы» в Манеже. Ее посетителям, в частности, рассказывали, как Романовы «победили внутренних и внешних врагов», а декабристы планировали повергнуть Россию в «кровавый хаос смуты». Владимир Путин положительно отзывался об этой выставке.

Также нынешняя министр образования приложила руку к подготовке концепции патриотического воспитания молодежи России. Документ приняли в самом конце 2015 года. В концепции говорится, что в подростках следует воспитать «морально-психологическую и физическую готовность к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу». Причем необходимо быть готовым формировать
«патриотическое сознание в сложных условиях экономического и геополитического соперничества».

Из всех возможных кандидатов президент Путин (с подачи премьера Медведева) выбрал самого консервативного, чтобы не сказать - реакционного. Возможно, к спискам достоинств Васильевой отнесли доклад «Ценностные аспекты политики В.В. Путина», который она еще в 2013 году представила руководителям кафедр общественных наук российских вузов.

А еще именно Ольга Васильева в 2014 году была одним из инициаторов дискуссии о консерватизме на площадке Общероссийского народного фронта.

На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Юрьевна рассказывала, что «Сталин при всех недостатках — государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Словом, взгляды на историю страны учителям придется пересмотреть даже не до уровня 70-х годов прошлого века, вероятно, придется заглянуть несколько дальше XX съезда КПСС, разоблачившего культ личности, а история самодержавия предстанет и вовсе в новом свете.

Соцсети уже переполнены сравнениями Ольги Васильевой с Долорес Амбридж, персонажем саги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Не будучи столь категоричными, все же беремся предсказать, что укрепление скреп в средней школе будет продвигаться ударными темпами.

А между тем…

Упорно ходят слухи, что министерство образования и науки вновь разделят на два независимых ведомства - образования и науки. Академическое сообщество, еще не вполне отошедшее от приказа министерства от 30 мая 2016 года (когда теология, то есть богословие, была признана научной специальностью - такой же, как квантовая физика или микробиология), скорее всего, будет радо избавиться от министра-религиоведа.

Впрочем (в качестве совсем уж изящной вишенки на торте) Ольга Юрьевна Васильева как раз входит в состав нового объединенного ученого совета, аттестующего кандидатов и докторов богословских наук. Вот такая история приключилась с нашим образованием.

По материалам СМИ подготовила Ирина Ильина

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей - обо всем этом министр образования России рассказала на встрече с предпринимателями в . записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» - значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего - об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» - «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, - отвечаю я. - Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ - это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - прим. «Ленты.ру» ). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, - наполнить стандарты.

Есть и другая проблема - учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА - прим. «Ленты.ру» ) единственное новшество, которое мы вводим, - устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств - правда, это скорее можно назвать возвращением к старому - проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному - получим достаточно урезанный результат. Президент поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, - будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности - в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов - в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения - это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Министром образования и науки России назначена Ольга Васильева, сотрудница администрации президента РФ. Она сменила на этой должности Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 года.

По социологическим опросам он считался одним из самых непопулярных министров. В том числе и потому, что некоторые меры, которые предпринимало министерство, были болезнено восприняты многими педагогами. Среди недостатков отмечали низкие заработки, высокие нагрузки, бумажную волокиту, отсутствие в некоторых школах условий для выполнения новых федеральных стандартов. Еще одна ощутимая сфера, где так и не удалось навести порядок, - обеспечение учебниками. По закону они должны быть бесплатными, но в некоторых регионах продолжают собирать с родителей деньги на книги.

При Дмитрии Ливанове остановилось закрытие сельских школ, многие из них получили деньги на ремонт и новые спортзалы, но нормативно-подушевое финансирование привело к тому, что классы оказались переполненными. Кроме того, добавились сложности, связанные с инклюзивом, когда от учителя требовали заниматься в одном классе и с обычным учеником, и с учеником с синдромом Дауна или аутистом. В итоге введение стандарта для инклюзивных школ пришлось отложить, и он не вступит в силу с 1 сентября 2016 года, как предполагалось.

В последнее время активно шло закрытие вузов и филиалов, которые по сути торгуют дипломами, но этот процесс был очень ощутимым для студентов, которые иногда за неделю до защиты выпускных работ узнавали, что останутся без дипломов гособразца. Не все были довольны объединениями вузов в регионах, где появляются опорные университеты. Логика недовольных понятна: если взять три плохих вуза, хороший не получится.

Наконец-то в этом году министерству и Рособрнадзору удалось провести ЕГЭ без ЧП, массовых списываний и "туризма", выросло число отличников и уменьшилось количество двоечников. Тем не менее ректоры в один голос говорят о том, что в вузы приходят слабые студенты, которые просто научились заполнять тесты и давать ответы, которые от них ждут. А экономике нужна креативная молодежь, которая мыслит не шаблонами и стандартами. Таких помогают выявлять олимпиады, список которых с каждым последующим годом сокращался.

Пожалуй, меньше всего проблем будет у Ольги Васильевой с системой дошкольного образования и инженерным направлением в вузах. Очередей в детские сады сейчас действительно нет, а технические вузы получают дополнительные средства на продвижение и развитие и показывают хорошие результаты. В том числе, в международных рейтингах.

Что касается науки, на период руководства Дмитрия Ливанова приходится радикальная реформа Российской академии наук. Впервые за 300 лет существования академии из ее состава были выведены институты и переданы в специально созданное Федеральное агентство научных организаций. Практически за все время, когда Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки, у него сложились непростые отношения с руководством РАН. Так, 24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" он назвал Российскую академию наук" неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают". В ответ ученые потребовали отставки министра.

Комментарий

Владимир Иванов, заместитель президента РАН:

Исполняется три года с начала реформы РАН, инициатором которой был Дмитрий Ливанов. Реформой был предусмотрен переходный период, который сейчас истекает. На общем собрании РАН была дана оценка этим реформам. Ученые отмечали, что реформа РАН пошла не по тому пути. И более того, не выполнены самые главные направления, ради которых все и затевалось. Так было декларировано, что наукой будут заниматься ученые, а академическим хозяйством чиновники ФАНО. Однако этого не произошло. Вполне очевидно, что в такой ситуации инициатор обязан уйти в отставку. Считаю, что ничего неожиданного в ней нет, так принято во всех цивилизованных странах.

Что касается нового министра, то хорошо, что Ольга Васильева работала в системе РАН. Сейчас в министерстве нет ни одного руководителя, который бы работал в научной организации. Так что придет человек, который знает специфику академической среды, а значит есть надежда, что некоторые перекосы будут поправлены.

Справка "РГ"

Ольга Юрьевна Васильева (родилась в 1960 году) - профессор истории, доктор исторических наук. Первое образование - дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем окончила исторический факультет Московского педагогического института и факультет "Международные отношения" Дипломатической академии. В 1987-1990 гг училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в городе Бугульма, Республика Татарстан. Девочка воспитывалась в религиозной семье, поэтому не случайно ее дальнейшая научная деятельность всегда тесно переплетена с религией. В раннем детстве ее воспитывала бабушка.

Из средней школы Ольга выпустилась в четырнадцать лет, прослыв юным вундеркиндом. С детства девушка отличалась от сверстников своими умственными способностями и неумолимой тягой к знаниям. В 1979 году окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Следующие три года работала учителем пения в школах № 578 и № 91 города Москвы. В 1982 году поступила на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного заочного педагогического института, который окончила в 1987 году. Далее преподавала отечественную историю в старших классах школы № 91.

С 1987 по 1990 год обучалась в аспирантуре Института истории Академии наук СССР. По ее окончании защитила диссертацию на тему «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», получив ученую степень кандидата исторических наук.

Затем, на протяжении четырнадцати лет Васильева работала в Институте истории Академии наук СССР. Прошла путь от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника и руководителя Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН. В 1999 году присвоена степень доктора исторических наук, после успешной защиты диссертации на тему: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.».

В 2002 году Ольга Юрьевна возглавляет кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. С 2003 года преподает в Сретенской духовной семинарии. Через два года Васильевой присвоено ученое звание профессора. Под ее умелым руководством подготовлено и защищено три докторские и свыше двадцати пяти кандидатских диссертаций. В 2007 году ее количество дипломов о высшем образовании пополнилось: Ольга Юрьевна окончила Дипломатическую академию МИД России по специальности «Международные отношения».

Васильева является автором более ста шестидесяти научных работ. Интересуется вопросами из области политики и религии, в частности, влиянием церкви СССР на государство и на ход Великой Отечественной войны, проблемами религиозного экстремизма, взаимоотношениями церковного института России и внешней политики.

Ольга Юрьевна неоднократно читала лекции по патриотизму для членов партии «Единая Россия», являлась одним из организаторов выставки, посвященной династии Романовых. Авторы выставки пытались донести до общественности, что Романовы смогли «придушить» восстания своих врагов, а декабристы пытались повергнуть страну в «кровавую смуту». Интересным является отношение Ольги к Сталину. На своих лекциях доктор истории рассказывала, что генеральный секретарь проводил важнейшую работу по единству нации, пропагандируя язык и литературу, что, хотя и косвенно, но внесло вклад в победу над фашистской Германией.

В феврале 2012 года Васильева назначена на должность заместителя директора Департамента культуры Правительства Российской Федерации. В начале 2013 года стала заместителем начальника Управления Президента РФ по общественным проектам, где курировала вопросы, связанные с реализацией общественных проектов в области образования, осуществляла взаимодействие с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Также Васильева входила в состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России и рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества.

В 2014 году Ольге Юрьевне присвоен классный чин действительного государственного советника РФ II класса. В том же году вошла в состав рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Проявив себя как опытный и компетентный руководитель, Васильева назначена на должность Министра образования и науки Указом Президента Владимира Путина от 19 августа 2016 года, став первой женщиной в истории России, занимающей этот пост.

Ольга Васильева является Почетным профессором Московского государственного гуманитарно-экономического университета. Член Международной ассоциации истории религий. Входит в состав редколлегий журналов «Наука и религия», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Историко-религиоведческие исследования». Являлась членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Возглавив министерство, чиновница заявила, что ее главной задачей станет забота о преподавательском составе, а также переосмысление опыта предыдущих лет. Ольга Васильева собирается взять лучшее из прежней системы образования и дополнить ее некоторыми необходимыми современными нововведениями.