Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства Ознакомление дошкольников с ра

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства Ознакомление дошкольников с ра

Елена Савиных
Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством

СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ

Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками .

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать , облагораживать и преобразовывать предметный мир. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального .

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

СЛАЙД 4 :Раскидка по возрастам (читать таблицу в слайде)

В соответствии с ФГОС такие рассматриваются виды ДПИ, связанные с возрастом детей .

СЛАЙД 5 :Формы работы педагога с детьми

Выставки.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Развлечения. Досуги.

Экскурсии. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно -прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве детей искусства .

Контактный музей :Состав

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ :

В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ

МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.

ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей , для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главным назначение созданного нами данного мини-музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, воздействовании на их эмоциональную сферу. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку : восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Дети чувствуют своё непосредственное причастие к мини – музею. Они пополняют экспонатами выставочные стеллажи, участвуют в обсуждении его тематики, готовят и проводят самостоятельно экскурсии для малышей.

Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей . Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.

Беседы. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве : рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей , помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства .

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам : "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свистулек", "Каргопольские легенды", "Знакомьтенсь, русская матрешка", "Богородская резная игрушка", "Красота вологодских кружев""Праздничный русский народный костюм".

НОД (декоративное рисование и лепка ) .

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи :

Формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

Учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

Выделять элементы узора.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы :

1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

2. сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

3. использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

При объяснении расположения рисунка на листе лучше всего воспитателю не рисовать, а просто обрисовывающим жестом показать, как надо выполнять то или иное задание. Для старших детей этого бывает достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить ее самостоятельно.

4. показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

5. сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства , педагог учит их видеть и выделять элементы узора : мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов) .

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки) . Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей , которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если дети сидят за четырех- или шестиместными столами, натуру надо поставить в нескольких местах, чтобы она была перед глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковы) . При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.

Учитывая особенности четырехлетних детей , следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей , что повышает их активность.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете.

Символ Вятской земли – дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура , близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, Горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали : нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т. п.

Филимоновская игрушка. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области , около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки : коней, оленей, баранов и т. д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета : красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

СЛАЙД 8. Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы : глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами : нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д. ,- обучение которым вполне доступно.

СЛАЙД 9 : Богородские игрушки Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) . Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. Красочные куры, клюющие зерно, мишка мотоциклист, ворона и лиса – уникальные подвижные деревянные игрушки, выполненные вручную резчиками из подмосковного села. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы» , обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой , по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Матрешки

Русская матрешка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст .

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы : «цветы» , «травки» , «пестрение» , «домики» . Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

ПОСУДА-деревянная, глиняная, металл (Жостовские подносы)

Городецкие расписные доски

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился . С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись". Городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета : напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны : от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Хохломская посуда

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Жостовские расписные подносы. Жостовская роспись – это народный художественный промысел, который заключался в росписи жестяных изделий (подносов, что начал свое существование с 1825 года с деревни Жостово Московской области. Для жостовской росписи характерно изображение красочного цветочного букета, где чередуются небольшие полевые и крупные садовые цветы, иногда и садовые плоды. В основном фон для изображения – темный, но можно встретить изделия и с серебряным, красным или зеленым фоном. В основе этой росписи свободный и сочный мазок кисти. Причем, мастера работают вручную не по образцам, а по правилам. Каждый автор подписывает свою работу. Таким образом, авторские жостовские подносы не имеют повторений, каждая работа уникальна.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

СЛАЙД 11 :УГОЛКИ ДПИ

Можно представить такой вариант уголка, где есть мини выставка предметов ДПИ, плакаты по декоративному искусству по тематике выставки, альбомы по ДПИ для рассматривания их детьми, дидактические игры.

СЛАЙД 12 :ДИДИКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством можно условно разделить на несколько групп :

1. игры, помогающие различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;, Дидактическая игра «Домино» , «ЛОТО» , «Собери картинку»

2. игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора; Дидактическое упражнение «Собери картинку» , Дидактическая игра «ЛОТО» , «Чудо узоры»

3. игры, для знакомства с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии. Дидактическая игра «Найди элементы узора»

СЛАЙД 13 :В основе дидактических игр лежат традиционные принципы, но их содержание-освоение особенностей декоративно-прикладного искусства . Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве , традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.

СЛАЙД 14 : АЛЬБОМЫ ПО ДПИ

1. Альбомы для творчества с образцами росписи

2. Альбомы традиций изготовления предметов ДПИ

3. Альбом наглядно –дидактическое пособие

Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно большое значение в дошкольном возрасте» .

Старшая группа

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации - сопровождение текста. Специфика труда художника - иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

Живопись : представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы - красоты - прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона.

Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение. Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.

Посещение музея . Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.

Цель - систематизировать работу по введению ребенка в мир прекрасного, формирование художественного вкуса и интереса к образцам отечественного и мирового искусства.

Задачи по ознакомлению дошкольников с разными видами изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура):

1. Содержательная задача - обучение детей умению понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.):

О чём рассказал художник (скульптор);

Что хотел выразить в своем произведении.

2. Изобразительно-выразительная задача - формировать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать:

Как художник изобразил действие лиц;

Как выразил замысел;

Как раскрыл содержание произведения.

3. Эмоционально-личностная задача - формирование умений давать эстетическую оценку произведению:

Какое отношение самого художника к замыслу;

Что вам понравилось в картине;

Что вас в ней заинтересовало; какое она передаёт настроение.

4. Воспитательная задача - формирование у дошкольников устойчивого интереса к образцам отечественного и мирового искусства:

Нравственно-эстетическое качество;

Познавательный интерес;

Эмоциональное отношение к содержанию произведения.

Ознакомление с искусством (старшая группа)

Сентябрь

Беседа «Здравствуй, искусство!»

Цель : раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства, формирование новых знаний, умений, навыков.

Конспект

Октябрь

Занятие по рисованию «Матрешка в жизни ребенка»

Цель: Познакомить детей с историей русской матрёшки . Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки. Научить украшать матрёшку нетрадиционным способом (пальчиком) . Воспитывать интерес к народному творчеству .

Конспект

Ноябрь

Эстетические наблюдения «Декоративно-прикладное искусство», «Филимоновская» роспись

Цель: вызвать у детей интерес к народному искусству,

развивать художественный вкус.

Конспект

Декабрь

Столовая и кухонная посуда. Хохломская, Городенская роспись.

Цель: Познакомить с разными жанрами декоративно-прикладного искусства. Учить особенностям каждой росписи. Учить расписывать. Развивать интерес к народному творчеству, расширять словарь. Воспитывать эстетический вкус.

Конспект

Январь

Беседа и рассматривание графической книжной иллюстрации к стихотворению Некрасова. «Мороз, Красный нос»

Цель: Помочь детям понять, что иллюстрированные издания книг следует учить внимательно рассматривать. Развивать речь, пополнять словарный запас. Воспитывать итерес к творчеству художника-иллюстратора

Конспект

Февраль

Анимализм, изображение животных. Д/И по теме «животные», «загадаю-отгадай!» Рассматривание иллюстрации Е.Чарушина, В.Сутеева

Цель: познакомить с жанром-анимализм, знать характерные признаки, отличительные особенности животных.

Развивать умение отгадывать загадки.

Конспект

Март

«Ах натюрморт, натюрморт!» Рисование

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах.

Организация работы на занятиях и в свободное время.

2 младшая группа

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Средняя группа

: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книг и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира. Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности ее содержания - отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения - дома - архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ. Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно- оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музея . Представления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению музея.

Старшая группа

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации - сопровождение текста. Специфика труда художника- иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

Живопись : представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы - красоты - прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона.

Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение. Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.

Посещение музея . Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.

Подготовительная группа

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.

Графика : виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники- анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.

Живопись : жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

Скульптура : виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

Архитектура : особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора.

Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.

Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.

Посещение музеев . Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.

Список произведений изобразительного искусства в разных возрастных группах

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Л.К. Старший «Мадонна с младенцем под яблоней»;

А. Дюрер «Мадонна с цветком ириса»;

Б. Кустодиев «Утро»;

А. Дейнека «Мать»;

И. Репин «Надя Репина»;

Х.Б. Матинес дель Масо «Портрет инфанта дона Балтасара Карлоса»;

Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой»;

А. Венецианов «Вот- те и батькин обед»;

О. Ренуар «Мадам Шарпанье со своими детьми»;

З. Серебрякова « За обедом»;

Ю. Васнецов иллюстрации к книге «Ладушки»; «Кисонька»,

«На улице»; «Радуга- дуга»;

К сказке Л.Н. Толстого «Три медведя»;

Ю. Васнецов «Липовая нога»;

В. Чижиков иллюстрации к р.н.с. «Мужик и медведь»;

Е. Рачев иллюстрации к р.н.с. «Колобок», «Лиса и волк».

Ю. Васнецов иллюстрации к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», «Ладушки», иллюстрации к сборнику стихов А.А.Прокофьева «Шутки- прибаутки»,иллюстр. К русской народной игровой песне «Сорока- белобока», форзац к р.н.песне «Собака, кот, кошка и курочка», Ю.Васнецов Фотография.

Л.Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Козлята и волк»;

Л.Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»;

В.Лебедев иллюстр. «К тихой сказке» С.Маршака;

«К разноцветной книге»;

Е.Чарушин «Зайчиха с зайчатами»,

иллюстр. К книге «Тюпа, Томка и сорока»,

«Почему Тюпу прозвали Тюпой»,

«Почему Тюпа не ловит птиц»,

«Рысенок»,

иллюстр. К рассказу «Томка»,

«Волчишко»;

Е.Рачев иллюстр. к р.н.с. «Петушок- золотой гребешок».

К.Ф.Юон «Зимнее солнце»;

И.И.Шишкин «На севере диком», «Перед грозой», «Корабельная роща», «Сосна»;

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Утренний чай», «Груши на зеленой драпировке», «Неприбранный стол», «Хризантемы»;

И.И.Левитан «У омута», «Вечерний звон»;

И.К.Айвазовский «Кронштадтский рейд», «Лунная ночь», «Бриг Меркурий»;

В.Чижиков иллюстр. К сказке К.Чуковского «Доктор Айболит»;

В.А.Тропинин «портрет генерала А.И.Гончакова»;

О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»;

И.Е.Репин «портрет Павла Михайловича Третьякова», «Автопортрет», «На солнце. Портрет Н.И.Репиной», «портрет общественной деятельницы Поликаны Степановны Стасовой…»;

Ф.С.Рокотов «Портрет поэта В.И.Майкова»;

И.Н.Крамской «Н.А.Некрасов в период «Последних песен», «Неизвестная»

О.А.Кипренский «Портрет О.А.Рюминой»;

Неизвестный художник «Портрет пожилой женщины с книгой»;

Я.Давиде де Хем «Плоды»;

Е.И.Ворошилов «Лук»;

И.Т.Хруцкий «Натюрморт», «Фрукты и цветы»;

Неизвестный художник «Фрукты и птицы»;

К.Петров-Водкин «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Ветка яблони», «Черемуха в стакане», «Бокал и лимон»;

М.Кончаловский «Овощи», «Клубника»;

К.Коровин «Розы»;

О.Татевосян «Натюрморт»;

М.сарьяна «Осенние цветы»;

И.Машков «Снедь московская.Хлебы», «Клубника и белый кувшин», «Ананасы и бананы»;

И.Михайлов «Овощи и фрукты»;

Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;

И.Серебрякова «За завтраком»;

А.Пентулов «Овощи»;

П.Крылов «Цветы на окне»;

В.Ван Гог «Подсолнухи»;

О.Богаевская «Натюрморт»;

А.Головин «Купавки»;


В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).

Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.

С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.

Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.

Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.

Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.

Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.

Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.

Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.



Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.

В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.

В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.

На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.

Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.

Оранжевый цвет – тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.

В природе не так много оранжевого цвета.

Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.

Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.

Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.



Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.

Фиолетовый – цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.

Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.

Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.

У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.

Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.

У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В.С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.

Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.

По мнению Н.П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.

В практике детских садов овладение цветом организуется через решение двух взаимосвязанных задач:

1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.

2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.

Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.

Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”, насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.), а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

“Волшебные краски” (получение оттенков),

“Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Значительную роль играет окружение ребенка - обстановка и оформление детского сада. Цветовая среда должна быть динамичной, меняющейся в зависимости от сезона (букет цветов, эстампы, композиции из осенних листьев). Ярко золотисто – багряные букеты из осенних листьев дают многообразие зрительного восприятия цветовых оттенков.

Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.

.