Музыкальный инструмент дудук: история создания, интересные факты, описание и фото. Музыкальные инструменты народов Кавказа

Музыкальный инструмент дудук: история создания, интересные факты, описание и фото. Музыкальные инструменты народов Кавказа

Дудук — распространенный на Кавказе древний духовой музыкальный инструмент. Дудук относится к язычковым деревянным духовым музыкальным инструментам с двойной тростью. По сути, представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями (восемь сверху, одно снизу) и съёмного двойного язычка (трости). Существуют усовершенствованные версии дудука с дополнительными отверстиями и клапанами для управления ими.

Посмотрите интервью, которое взял Alexduduk у прославленного дудукиста Георгия Вартановича Минасова

Звук дудука образуется вибрацией двух тростниковых пластин язычка. Высота звука регулируется изменением давления воздуха на язычок инструмента и закрыванием-открыванием игровых отверстий как и на других флейтах. Трость дудука снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

Диапазон инструмента невелик и составляет, как правило, чуть больше одной октавы, причем диатоническая (без беломей и диезов). В то же время, при использовании приема игры с полузакрытыми отверстиями легко играет полную хроматическую гамму.

Особенностью игры на этом духовом инструменте является техника непрерывного дыхания — инструмент продолжает звучать даже в моменты вдоха играющего. Это достигается за счет того, что вдыхая через нос, музыкант сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости даже во время вдоха создаёт давление на язычок.

Надутые щеки при игре на дудуке для «непрерывного дыхания»

Научиться играть на дудуке будет намного проще с обучающей программой Свирелька:

Википедия сообщает, что дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.

Дудук изготавливается в определенном строе. Наиболее распространен дудук в строе ля. Кроме строя ля существую инструменты в строе си-бемоль, до, ре, соль и другие:

Дудуки различного строя. Строй, как правило, проставляется буквой на стволе дудука.

Лучшим материалом для изготовления ствола дудука считается абрикосовое дерево. Даже название этой флейты с армянского языка (дудук по армянски ծիրանափող — циранапох) можно перевести как «душа абрикосового дерева» или «абрикосовая труба». Встречаются дудуки изготовленные из других пород дерева, в частности, ореха, сливы. Длина трубки составляет 28, 33, 40 см в зависимости от строя инструмента. Чем длиннее ствол, тем ниже звук инструмента. Как уже упоминалось, на передней поверхности трубки расположены восемь отверстий.

На задней поверхности у дудука имеется два отверстия, из них верхнее — игровое и закрывается большим пальцем верхней руки. Нижнее отверстие на задней поверхности дудука в игре не используется и предназначено для точной настройки инструмента при его изготовлении. Бывает, что мастера игры на дудуке в некоторых случаях закрывают и это отверстие прижимая инструмент к животу или колену, но к тому времени, как вы подойдете к такому уровню мастерства вам вряд ли понадобится объяснять на этом сайте что-нибудь про игру на дудуке.

Расположение отверстий на стволе дудука показано на картинке ниже. Отверстия на картинке пронумерованы так, как обычно нумеруются отверстия на аппликатуре: первый номер присваивается игровому отверстию на задней стороне ствола, а игровые отверстия на передней поверхности начинаются с номера 2:

Расположение игровых отверстий на стволе дудука.

Трости для дудука обычно изготавливаются длинной 9-14 см. Материалом для трости служит растущее на юге растение «Арундо тростниковый» (Тростник гигантский) вырастающее до 6 метров в высоту:

Arundo donax тростник из которого делают трости дудука.

Для трости вырезается колено камыша длинной 16 см и опускается в кипящую воду. После этого заготовку сплющивают специальной формой. В процессе изготовления заготовке придается сложный профиль – плоская сверху она постепенно переходит в центре в цилиндр, сужающийся конусом вниз. Это тонкая ручная работа потому что на тембр влияет малейшие изменения в геометрии трости. Внизу на конус трости для плотного (без малейших зазоров) вхождения трости в ствол дудука наматывается нить. Количество намотанной нити определяет насколько глубоко трость будет вставляться в ствол и служит для настройки инструмента.

Трость считается расходным материалом и имеет ограниченный срок использования. Часто у одного дудука имеется несколько тростей. По своим свойствам различают трости «полегче» и «потяжелее». Начинать следует с легких тростей. Иначе, без тренировки вы не сможете долго играть — губы устанут и вы, скорее всего, прекратите занятия. В процессе обучения мышцы, задействованные в игре, постепенно укрепятся и вы сможете перейти на более тяжелые и красивые в звучании трости.

Как и многие народные музыкальные инструменты, устройство дудука может изменяться в зависимости от предпочтений мастера-изготовителя. Для расширения диапазона инструмента, иногда увеличивают длину ствола дудука и добавляют дополнительные игровые отверстия. Есть дудуки с 14 игровыми отверстиями. Так получают дудуки с дополнительными нотами и даже двухоктавные инструменты. Чтобы при игре на них было удобно управлять дополнительными отверстиями, мастерам приходится устанавливать на ствол еще и клапана с рычагами. Такие инструменты называют усовершенствованными и выглядят они так:

Усовершенствованные дудуки.

Другие усовершенствованные дудуки.

При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Послушайте как это звучит в исполнении мастера (Jivan Gasparyan):


По-моему, какие-то еще комментарии будут лишними. Кто послушал музыку дудука, тот влюбится в неё и, возможно, захочет научиться играть на этом древнем инструменте. Благо, сейчас не составит труда найти online уроки и на youtube и на других ресурсах интернета. На нашем сайте также размещены уроки игры на дудуке от разных авторов и ещё раз напомню, что помочь в освоении игры поможет программы Свирелька. Свирелька и ноты покажет и аппликатуру в реальном времени и проиграет мелодию в удобном для обучения темпе:

Музыкальный инструмент: Дудук

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами Арарата, добрыми людьми, национальной кухней, самыми вкусными в мире абрикосами и интересными традициями. Но есть еще одна достопримечательность, к которой армянский народ относится с особым трепетом, его гордость - этнический музыкальный инструмент - дудук. Его называют инструментом с душой абрикосового дерева. Культурная жизнь Армении и дудук неотделимы друг от друга, он отражает общественную идентичность, присущую колоритному и разнообразному армянскому народу. Армяне уверяют, что дудук выражает все душевные тонкости и переживания, боль их сердец. Все важные события в жизни народа: свадьбы, похороны, различные торжества и государственные праздники сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента.

Историю дудука и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Слушая дудук невозможно оставаться равнодушным к его мягкому и теплому, похожему на человеческий голос, бархатному выразительному звучанию. Отличающийся лирической эмоциональностью тембр инструмента способен передавать тонкие душевные переживания и оттенки человеческой скорби.


Для более красочного исполнения музыки на дудуке характерно парное исполнение двумя музыкантами: один исполняет основную тему, а другой, которого называют дам или дамкаш, создает непрерывное фоновое звучание. Именно в подобном исполнении музыка несет ощущение умиротворённости, высокой духовности и дает возможность почувствовать дыхание времени.

Весьма небольшой диапазон дудука составляет чуть больше октавы. При диатоническом строе инструмента, но при не полном перекрытии звуковых отверстий на нем допустимо извлечение хроматических звуков. Поэтому на дудуке возможно исполнить музыку, написанную в разных тональностях.

Звук дудука появляется в результате вибрирования тростникового язычка и колебания в инструменте воздушной струи, создающей исполнителем.

Фото :

Интересные факты

  • Дудук на сегодняшний день имеет три названия: циранапох (в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»), дудук (название перешло от турок чуть более 100 лет назад) и армянский кларнет.
  • У многих народов имеется инструменты по своему строению напоминающие дудук. Македонский, сербский, болгарский, хорватский ковал; грузинский дудуки; дагестанский, азербайджанский, иранский балабан; китайский гуань; японский хичирики; корейский пири; русская, украинская и белорусская дудка; молдавский, румынский, узбекский, таджикский най; турецкий мей – это только небольшой перечень инструментов, которые по конструкции похожи на дудук.
  • Дудукист – так называется музыкант-исполнитель на дудуке.
  • Мастера, изготавливающие дудук, чтобы добиться красивого звука очень много экспериментировали с материалом, применяя различные сорта деревьев и даже хрусталь.
  • В Армении дудук изготавливается из абрикосовых деревьев, которые произрастают в этой стране, и по убеждению её жителей символизируют силу духа и верную долгую любовь.


  • Выдающийся армянский композитор А. Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать.
  • В Армении дудук является очень известным и любимым инструментом, а исполнители на нем очень уважаемы и почитаемы. Однако это было не всегда, в прошлом дудукистов считали несерьезными и несостоятельными людьми, презрительно называя «зурначами». В семьях даже отказывали им в сватовстве своих дочерей.
  • Варпет - это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Великим варпетом и королем дудука армяне до сих пор называют Ваче Овсепяна.
  • В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.
  • Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена - королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» - это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саунтреки которых украшены звуком дудука.
  • Международная организация ЮНЕСКО в 2005 году признало музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества.


  • В феврале 2015 года по оригинальной задумке режиссера-постановщика А. Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере оперы "Хованщина " дудук впервые в составе ансамбля армянских народных инструментов прозвучал в русской опере.
  • В Москве в 2006 году в Шемиловском переулке был установлен памятник армянскому дудуку. Памятник, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям, называется «Песня Родины».

Конструкция

Дудук, являясь язычковым деревянным духовым инструментов, за время своей многовековой истории практически не изменил свою внешнюю форму. Его весьма простое устройство включает в себя трубку и трость, представляющую собой двойной язычок.

  • На трубке, имеющей цилиндрическую форму, длина которой варьируется от 28 до 40 см (28, 33, 40), располагаются звуковые отверстия: 7, иногда 8, на передней и 1 или 2 на оборотной стороне. В качестве материала для изготовления трубки традиционно применяется особый сорт абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. Считается, что именно его древесина имеет особенные резонирующие свойства, которые придают звучанию инструмента такой душевный и эмоциональный звук.
  • Трость, длина которой составляет от 9 до 14 см, обычно имеет колпачок, а также она снабжена регулятором тона, который дает возможность подстраивать звук инструмента.

Разновидности

Семейство дудука можно условно разделить на солирующие и ансамблевые инструменты.Солирующие различаются между собой размерами и строем.

  • Дудук в строе G. Диапазон - ми малой октавы - ля первой октавы Длина - 38 см. Имеет самый низкий звук. Тембр бархатистый, но пронизывающий.
  • Дудук в строе A. Диапазон - фа-диез малой октавы - си первой октавы. Длина - 36 см. Самый распространенный инструмент.
  • Дудук в строе B. Диапазон - соль малой октавы - до первой октавы. Длина - 34 см. Также весьма распространен.
  • Дудук в строе H. Диапазон - соль-диез малой октавы - до-диез второй октавы. Длина - 33 см. Окрас звучания светлый и яркий. Применяется в исполнении танцевальных мелодий.
  • Дудук в строе C. Диапазон - ля малой октавы - ре второй октавы. Длина - 30 см. Звучит ярко, высоко и пронзительно. Используется в ансамблях как солирующий и аккомпанирующий инструмент.
  • Дудук в строе D. Диапазон - си-бемоль малой октавы - ре-диез второй октавы. Длина - 29 см. Звук светлый и чистый. Довольно часто применяется в качестве и солирующего и аккомпанирующего инструмента.

К ансамблевым инструментам относятся дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Их сконструировали сравнительно недавно для создания уникального ансамбля, который состоит из инструментов только этого вида.

Применение

Дудук за всю свою многовековую историю стал неотъемлемой частью культуры Армении. Все жизненно важные события жителей страны сопровождаются звуком этого уникального инструмента. Его тихий философский плач сопровождает человека в «последний путь». Он эмоционально поет на различных праздниках: свадьбах, днях рождениях, государственных торжествах. Кроме этого, привлекая звучанием исполнителей в различных современных музыкальных жанрах, на сегодняшний день спектр его применения весьма обширен. Помимо участия в народных ансамблях голос дудука очень часто украшает своим тембральным окрасом саундтреки к различным кинофильмам, а также композиции в таких музыкальных направлениях, как джаз , рок, блюз, поп музыка, рок-н-ролл и классическая музыка .

Репертуар для дудука из-за небольшого диапазона весьма ограничен и в основном базируется на народной армянской музыке. В последнее время, с появлением новых разновидностей инструмента таких как дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас, диапазон его звучания значительно расширился. В ансамблевом исполнении на этих инструментах стало возможным услышать произведения классической музыки И.С. Баха , В.А. Моцарта , С. Рахманинова , Д. Гершвина, а также армянских композиторов А.Хачатуряна , А. Спендиарова, Комитаса, Г. Нарекаци, Н. Шнорали, М. Екмаляна.

Исполнители

В Армении считают, что по настоящему красиво играть на дудуке могут только музыканты, имеющие в роду армянские корни, так как это у них заложено генетически.

Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте, доныне считается Ваче Овсепян.

В нынешнее время выдающимся исполнителем, хорошо известным во всем мире и много сделавшим для популяризации инструмента и его международного признания, является Дживан Гаспарян. Его концерты, проходящие в лучших концертных залах, расписаны на многие месяцы вперед.

Особо следует отметить вклад в развитие инструмента одаренного музыканта–исполнителя, педагога Георгия Минасова. Расширив диапазон и исполнительские возможности инструмента, он создал уникальный в своем роде ансамбль дудукистов.

Среди талантливых исполнителей, которые в нынешнее время достойно представляют дудук на концертных сценах и восхищают слушателей звучанием уникального инструмента, хочется отметить О. Касьяна, Г. Малхасяна, Л. Гарибяна, С. Карапетяна, Г. Дабагяна, А. Мартиросяна, К. Сейраняна, О. Казаряна, Н. Барсегяна, Р. Мкртчяна, А. Аведикяна, Аргишти́.

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной - дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

История

Когда появился дудук и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры на территории, которое сейчас частично принадлежит Армении, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.


А вот благодаря дошедшим до нас изображениям в старинных рукописях Средних веков мы узнаем, что дудук был весьма популярным инструментом не только на территории Армении, но и в странах Ближнего Востока, в Крыму и на Балканах.

За годы своего долгого существования дудук фактически не изменился, но в Армении с древних времен существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, если он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя могли слиться в одно целое. В настоящее время этой традиции уже никто не придерживается, и изготовлением инструментов занимаются умельцы, которые знают потаенные секреты этого тонкого дела.

Одним из инициаторов усовершенствования дудука, который тысячелетиями оставался неизменным, является энтузиаст и одаренный музыкан-исполнитель Георгий Минасов. В содружестве с талантливым мастером музыкальных инструментов Сергеем Аванесовым ими был создан комплект инструментов: дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Суммарный диапазон инструментов теперь стал составлять три октавы и позволил исполнителям значительно расширить репертуар.

Дудук – это древнейший инструмент, всегда пользовавшийся уважением и любовью. Исполнительское искусство на нем процветает и привлекает к себе все большее количество музыкантов и просто любителей музыки. Дудук своим страстным и глубоким голосом, доходит до каждого сердца в независимости от национальности и вероисповедания, тем самым покоряя города и страны.

Видео: слушать дудук

Подготовить для нас серию материалов про самый национальный музыкальный инструмент – дудук. В этой статье читайте про 10 интересных фактов о дудуке.

Факт №1.

Армянский дудук делают только из абрикосового дерева определенного сорта, который растет только в Армении.

Климат Армении способствует росту абрикосового дерева нужного сорта. Не случайно абрикос на латыни – «Prunus armeniaca », то есть «армянская слива». Великие армянские мастера экспериментировали и пробовали применять другие виды древесины. Так, например, дудук строгали из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый бархатистый звук, характерный для дудука. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну.

Между прочим, цветущий абрикос - символ нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Факт №2.

Признанным «королем» дудука по сей день является Великий варпет Ваче Овсепян (1925-1978).

По сей день Ваче Овсепян является величайшим дудукистом XX столетия. Прошло уже 37 лет как не стало великого маэстро, но никто до сих пор не превзошёл варпета в его виртуозной игре на дудуке. Игрой Ваче Овсепяна восхищались во всём мире. Если вы хотите услышать настоящий голос дудука - слушайте Ваче Овсепяна.

Факт №3.

В 2005 году ЮНЕСКО провозгласила музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Немалый вклад в популяризацию инструмента и признание дудука на мировом уровне сделал всемирно известный музыкант-дудукист Дживан Гаспарян.

Факт №4.

При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

Дам - непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама, как может показаться на первый взгляд, не несёт в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего одной (бывает нескольких) нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, а именно - правильной постановки ротового аппарата во время игры и особой выдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.

Факт №5.

Раньше человека, играющего на дудуке, не принимали всерьёз и презрительно называли «зурначи».

Некоторые семьи отказывались выдавать своих дочерей за «зурначи», так как считали его несерьёзным и несостоятельным человеком. Сегодня отношение к дудуку кардинально изменилось. Полвека назад народный армянский духовой инструмент был включён в академическую программу в Ереванской Государственной консерватории, где теперь существует факультет по классу «дудук», который выпустил множество профессиональных, дипломированных дудукистов. Сегодня дудук звучит не только в саундтреках голливудских фильмов, но и в оркестре, опере.

Факт №6.

Дудук чрезвычайно прочен.

Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в натирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которая защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же, масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый вид.

Факт №7

В феврале 2015 года состоялось уникальное историческое событие в истории российской оперы.

18, 19, 21, 22 февраля 2015 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Хованщина», в которой, впервые в истории российской оперы, зазвучал голос армянского дудука в исполнении известного московского дудукиста Оганеса Казаряна. Это событие является знаковым в истории российской оперы и было освещено в СМИ.

Факт №8.

У многих людей звук дудука ассоциируется только с печалью и скорбью.

Существует стереотип, что на дудуке исполняют только грустные мелодии. На самом деле, на дудуке можно играть всё, что угодно, в том числе очень весёлые и радостные произведения. Дудук сопровождает праздничные церемонии – свадьбы и дни рождения. В наши дни дудук становится неотъемлемым участником таких музыкальных направлений как блюз, джаз, рок, рок-н-ролл, поп музыка, классика. Внук всемирно известного музыканта Дживана Гаспаряна является дудукистом, активно эксперементирующим с дудуком в других музыкальных направлениях, в основном – джаз.

Факт №9.

Большинство людей знает про дудук из фильма Ридли Скотта «Гладиатор».

Однако вы будете удивлены, узнав, что фильм «Гладиатор», по сборам, оказался провальным в кинопрокате. Однако он по-прежнему остаётся фильмом, который познакомил зрителя с удивительным миром дудука в исполнении Дживана Гаспаряна, прославившего народный армянский инструмент во всём мире.

Факт №10.

Сегодня на дудуке играют не только мужчины, но и женщины.

Дудук - изначально мужской инструмент. Поэтому в прежние времена его исполнителями были только мужчины. Но эта давняя традиция нарушилась, а современная статистика показывает о проявлении большого интереса к армянской флейте со стороны женщин. Первой популярной женщиной, взявшей в руки дудук, является Армине Симонян. С пяти лет Армине играет на дхоле, а с шести - на шви и дудуке. О пятнадцатилетней Армине был снят одноименный фильм-концерт в 1989 году. Надо сказать, что такой чести удостаивались уже прославленные музыканты, такие как Ваче Овсепян, Дживан Гапарян, Мкртыч Малхасян, Гагик Малхасян. В скором времени Армине получила приглашение из США о сотрудничестве. В 1988 году Армине стала лауреатом Всесоюзного Музыкального фестиваля; участвовала в японском конкурсе, на котором присутствовал Михаил Горбачёв. Встречалась с легендарной группой «Scorpions». Дудук Армине Симонян звучит в фильме «Фиолетовое сердце».

Утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.

Многие знают, что армяне являются древним народом, который пережил не только множество невзгод за всю свою историю, при этом всеми силами старался сохранить свою самобытную культуру – армянский дудук и танец Кочари дают самое полное представление об армянской культуре.

История создания и развития дудука. Иные названия музыкального инструмента.

В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.

Абрикосовая трубка.

Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.

В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.

Душа абрикосового дерева.

Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на террит ории Армении, а дудук из готавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.

Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.

Дудук.

Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».

Игра на дудуке – врожденный дар армян.

В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».


Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».

Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.

Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.

Слушая армянский дудук , невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души.

Национальный армянский духовой инструмент, получивший мировое признание. В Армении его называют также и циранапох (дословно - «абрикосовая труба»). Дудук одновременно и очень простой и сложный инструмент. Он представляет собой трубку с восьмью отверстиями на передней стороне и одной на задней

Казалось бы, что может быть проще. Однако стоит мастеру заиграть, и этот маленький кусочек абрикосового дерева наполняет пространство невероятно прекрасной мелодией, полностью захватывая внимание слушателей.

Когда именно в Армении впервые появился этот инструмент точно сказать невозможно. О нем упоминал еще в V веке армянский историк Мовсес Хоренаци. Ясно одно, мелодии дудука были неотъемлемой частью армянской национальной культуры еще с давних времен. Под его звуки отмечали свадьбы и торжества и провожали в вечный путь людей покинувших этот мир. Дудук, лучше всех других инструментов, выражал чувства и эмоции армянского народа.

Приготовьтесь слушать дудук

Слышали ли вы когда-либо пение птиц на поляне, или тихое журчание горного ручья? А может вам больше по душе тихий шелест листвы, напевающей нежную мелодию леса? Всю глубину этой природной “музыки” способен передать армянский дудук. Инструмент передает теплый и мягкий звук. Он выразителен, эмоционален и лиричен.

Зачастую, при прослушивании мелодий дудука, возникает ощущение духовного умиротворения и отречения от всего земного. Мелодии дудука чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Неудивительно, что даже после тяжелого дня эта музыка способна подарить покой и умиротворение любому слушателю.

Но как же столь простой инструмент может таить в себе такое количество очаровательных и неповторимых звуков?

Один из главных секретов дудука - материал его изготовления. Абрикосовое дерево наделяет инструмент способностью резонирования. Благодаря этому звучание дудука очень похоже на голос. А разве может какой-либо звук сравнится по силе воздействия с человеческим голосом!

Чувственность, эмоции, надежды - ни один инструмент не в силах передать сущие человеческой душе переживания с той силой и страстью как это делает дудук. И если вложить этот мощный инструмент в руки опытного мастера, то сила его возрастет в разы. Возможно, именно поэтому музыка, исполняемая на дудуке Дживаном Гаспоряном, покорила весь мир, став одним из уже признанных шедевров Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Забудьте на миг обо всех заботах, закройте дверь перед всеми тяготами и окунитесь в чувственный и потрясающий мир дудука. Он откроет перед вами самые сокровенные уголки человеческой души.

DUDUK - Djivan Gasparyan-Kapuit Manushak (Blue Violet)


«Живая» музыка дудука

Инструмент, появившийся еще тысячелетия назад, все еще продолжает покорять своим незабываемым и прекрасным звучанием. Дудук может воспроизводить музыку в самых различных тональностях, но чаще всего из него звучат печальные мелодии. Они рассказывают слушателю историю целого народа, прошедшего великий путь. В этой истории есть и радость, и грусть, в ней сама жизнь, воплощенная в музыке. Вот почему мотивы дудука никогда не устареют и не угаснут, ведь в них сокрыта душа народа.

Но музыка дудука - это не только достояние самой Армении. Теперь она звучит по всему миру. В исполнении самых известных современных мастеров (Дживан Гаспарян, Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ованес Касьян) ее можно услышать как на мировых концертных сценах, так и в современных кинофильмах.

Так дудук прозвучал в нашумевшем на весь мир фильме «Последнее искушение Христа», а затем и в таких известных экранизациях как «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Страсти Христовы», «Онегин» и многих других.

И это лишь начало новой истории инструмента.

Дживан Гаспарян (дудук) саундрек из фильма Гладиатор