Намаз путника (детальный разбор).

«Сафарийлик» означает путешествие, нахождение в дороге; нахождение в пути определенной длины. В исламской терминологии этот термин имеет особое значение и означает путешествие на определенное расстояние. Это расстояние измеряется трехдневным походом, умеренным шагом, то есть расстояние, которое пешком можно было бы преодолеть за восемнадцать часов. То есть это расстояние, которое требует трех ночлегов.

Есть два разных мнения по поводу того, когда наступает состояние сафарийлик :

1- Первая группа считает, что основополагающим условием является расстояние. Согласно этой точке зрения при путешествии на расстояние более чем 90км, человек становится сафарий и начинает совершать намазы в сокращенной форме.

2- Вторая группа считает, что основополагающим является не расстояние, а время. Согласно этой точке зрения при путешествии на более чем трое суток, человек становится сафарий. Соответственно намазы совершаются в сокращенной форме только при таком сроке путешествия и не могут сокращаться, основываясь на расстоянии.

По ханифитскому мазхабу человек должен совершать четырехракатные сафар-намазы в сокращенном виде – в виде двухракатных намазов. Однако даже если он совершит намаз в виде четырех ракатов, то и этот намаз будет считаться действительным. Согласно шафиитскому мазхабу даже в пути будет лучше совершать намаз в несокращенной форме. Даже если действительно все предпосылки для совершения сокращенного сафар-намаза присутствуют, то совершение полного намаза не сделает его недействительным. С другой стороны, если таких предпосылок нет, то сокращенно исполненный намаз не зачитается как действительный. Поэтому, по нашему мнению в целях предосторожности было бы правильней читать намаз в несокращенном виде. Вместе с этим важно постоянно придерживаться одного и того де подхода в этом вопросе, и не критиковать других верующих, поступающих по иному.

Предписания состояния сафарий

В состоянии сафарий верующим дозволены некоторые облегчения и разрешения. Во время рамадана, путешествующему разрешается не соблюдать пост. Путешествующему дозволено совершать намазы в сокращенном виде, а именно вместо четырех ракатов фардов совершать два раката. Такой сокращенный намаз называется «касры сал’ат».

Практика сокращения четырехракатных намазов во время нахождения в пути разрешается Кораном, Сунной и мнением ученых.

Всевышний Аллах сообщает следующее: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить сал’ат (намаз), если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные - ваши явные враги.» (Сура Женщины, аят 101) То, что в этом аяте сокращение намаза привязывается к внешним угрозам, поясняется тем, что путешествия Пророка (меиб) не были лишены опасностей. Однажды один из сподвижников Пророка (меиб) Яъла бин Умайя (мир ему) спросил у Умара: «Почему мы совершаем намазы в сокращенной форме? Ведь нам не сулит никакая опасность». В ответ на это Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «И я спрашивал об этом Пророка (меиб), на что он мне ответил: «Это является облегчением, дарованным вам Аллахом, и вам следует принять этот дар»» (Муслим, Мисафир, 4; Тирмизи, Тахаре, 4, 20; Насаи, Таксир, I).

Существуют неопровержимые предания о том, что достопочтенный Пророк (меиб) совершал намазы в сокращенном виде при путешествиях во время хаджа, умры или при условиях войны. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил следующее:

«Однажды я был попутчиком Пророка (меиб). Он при путешествиях не совершал намазы более чем в два раката. Также поступали и Абу Бакр, Умар и Осман.» (Ибн Мадже, Икаме, 75). Есть предания о том, что Умар сообщил следующее: «Намаз путника, как было сказано Пророком, в несокращенном виде является равным двум ракатам» (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; Ибн Мадже, Икаме, 73, 124).

Возникает вопрос- Является сокращение четырехракатного фард намаза для путника обязательным или же все же он вправе выбирать сам между сокращением или несокращением?

По Ханифитскому мазхабу, сокращение намаза путником является ваджибом и проявлением тщательности в соблюдении религии. А сознательное совершение фард намаза более чем два раката является макрухом. Вместе с этим если путник после совершения двух ракатов и чтения ташаххуда, совершит еще два раката, то это будет приравнено к исполнению двух ракатов фарда, и продолжению в виде двух ракатов нафиля намаза. Единственный минусом в таком поступке, будет откладывание саляма, который должен был быть дан после двух ракатов, на самый конец намаза. Однако если человек не исполнил ташаххуд после второго раката, то двухракатный фард намаз не будет считаться исполненным. Ведь такое же правило так же присутствует во время утренней и пятничной молитвы. Есть предание о том, что Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщила следующее: «Намаз был сделан фардом в виде двух ракатов, а затем был увеличен до четырех для находящихся дома, а для путников продолжил оставаться двухракатным. (Бухари, Сал’ат,1; Муслим, Мисафирин, 1; Абу Давуд, II, 3). Следующие слова по преданию были сказаны Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах назначил фард намаз для находящихся дома четырехракатным, а для путников двухракатным» (Муслим, Мисафирин, 5,6; Абу Давуд, Сафар, 18; Насаи, Хавф,4; Ибн Мадже Икаме, 75).

По маликитскому мазхабу, совершение намаза в пути в сокращенном виде, является несомненной сунной, а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам это является дозволенным делом, предоставленным свободному выбору каждого. Находящийся в пути вправе выбирать между сокращением или обычным исполнением фард намаза. Тем не менее, по ханбалитскому мазхабу сокращенное исполнение намаза является более предпочтительным, потому что так поступали Пророк (меиб) и его четыре халифа.

Совершать намаз в сокращенном виде дозволяется для всех видов путешествий независимо от того, проделывается ли путешествие в религиозных целях, для коммерции или для чего-то греховного. Например, если человек находится в пути для греховного развлечения, или грабежа, или же исполнения другого харамного дела, он может воспользоваться правом совершения намаза в сокращенном виде. Ведь об этом даже сообщается в аяте: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить намаз » (Сура Женщины, аят 101), который не делает различия между путниками в зависимости от цели их путешествия. (Ибнуль-Хумам, a.g.e., I, 405.; Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, I, 733, 736).

По мнению большинства муджтахидов вне ханифитского мазхаба, все облегчения, предусмотренные в религии для путников (такие как сокращение намаза, объединение намазов, совершение нафиля намазов верхом на средстве передвижения), не будут оставаться в силе, если целью поездки является что-то греховное. Например, если человек находится в пути для совершения разбоя, пьянства или для неразрешенной торговли, то он не может прибегнуть к вышеперечисленным облегчениям, предусмотренным для путников. Ведь в таких случаях человек находится в пути для проявления непокорности Аллаху. Правило в религии гласит «Разрешенные облегчения не могут быть использованы для совершения зла и греха». В аяте сообщается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. » (Сура Корова, аят 173). Необходимо обратить внимание, что все это разрешено, только если человек не превышает своих полномочий и не преступает свой долг перед Аллахом. Поэтому совершение греховных дел не может быть основанием для воспользования религиозными облегчениями/разрешениями (Ибн Кудаме, аль-Мугни, Кахире 1970, II, 261; Зухайли, II, 323; Ибн Рушд Бидаетуль Муджтахид, I, 163) так как здесь не соблюдается условие проявления покорности Аллаху.

Если путник намеревается находиться на новом месте пятнадцать или более дней, то он уже не будет считаться путником, и соответственно, ему уже не положено совершать намазы в сокращенной форме. Если же человек планирует оставаться в определенном месте пребывания менее пятнадцати дней, то он будет считаться путником и совершать намазы в сокращенной форме. Это правило является одинаковым с правилом, согласно которому период освобождения от исполнения религиозных обязательств для женщин во время менструации не может превышать пятнадцать дней. Несмотря на ее состояние менструации по прохождению пятнадцати дней женщина должна возобновить исполнение поста и намазов. Основанием для назначения такого срока для путников являются следующие слова, переданные нам Ибн Аббасом и Ибн Умаром (да будет доволен ими Аллах): «если ты являешься путником и намереваешься пробыть в определенном месте пребывания пятнадцать дней, то тебе надлежит совершать намазы в несокращенной форме. Если же ты не знаешь, сколько тебе нужно пробыть в этом месте то исполняй намазы сокращенно» (аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллатух, Дамаск 1405/1985, II, 323).

Если путник находится в определенном месте для решения какой-либо своей нужды, то ему положено совершать все намазы в сокращенной форме, даже если его пребывание продлится на годы. Ведь он сам не намеревается остаться более пятнадцати дней и соответственно его статус путника продолжает оставаться в силе. Кстати сам Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) пробыл в Азербайджане шесть месяцев и за это время исполнял намазы в сокращенной форме. Есть сообщения, что и другие сахабы поступали так же.

Если речь идет о военном походе армии, то солдатам положено совершать намазы в сокращенной форме, даже если они сделали остановку в месте пребывания, где они намереваются быть более пятнадцати дней. Все это обусловлено тем, что, несмотря на намерения солдат, окончательный срок их пребывания все же зависит от внешних обстоятельств, и они могут покинуть место раньше из-за поражения или других обстоятельств.

По шафиитскому и маликитскому мазхабам, если путник намеревается пробыть в определенном месте пребывания четыре или более дней, то он должен совершать намазы в полной форме. Потому, что в сунне говориться о том, что пребывание менее четырех дней не отменяет положение путника. Достопочтенный Пророк (меиб) сообщил: «Паломник пребывает три дня после завершения процедур паломничества (хаджа).» Ведь и сам Пророк (меиб) во время совершения умры пробыл в Мекке три дня и за это время совершал намазы сокращенно» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, III, 207).

По ханбалитскому мазхабу, если путник намеревается пробыть в определенном месте более четырех дней или же период времени, который включает в себя более двадцати намазов, то ему надлежит совершать намазы в полной форме. Иначе, он совершает их в сокращенной форме.

Во время совместного пребывания в пути, решающим является не состояние подчиненного, а состояние ведущего. Поэтому положение солдата, касательно того, может ли он прибегнуть к разрешениям/облегчениям в религии для путников или нет, будет, зависит от положения его командующего; для служащего от его работодателя; для учащегося от положения его наставника; для жены от положения ее супруга.

В этом вопросе правила религии, предусмотренные для путников, не распространяются на несовершеннолетних детей. А по шафиитскому мазхабу, если несовершеннолетний ребенок уже достиг умственной зрелости, то он в пути может совершать намазы сокращенно.

Если человек находится в пути в качестве подчиненного и не знает или не может узнать, куда его предводитель направляется, и на какой срок, то он в течение первых трех дней будет совершать намаз в несокращенном виде, а далее будет совершать в сокращенной форме.

При совершении намаза с джамаатом, имамом может быть как человек находящийся в состоянии путника, так и человек, постоянно проживающий в этой местности. Если имамом стал человек в состоянии путника, то после двух ракатов он делает салям, а стоящий позади него человек, не путник, продолжит намаз без чтения вслух и восполнит его до полной формы. При этом считается мустахабом (т.е. желательным) для имама предупредить джамаат до начала намаза, что он является путником и чтобы, джамаат довел намаз до конца самостоятельно. Если же путник стал совершать намаз позади имама непутника, то он совершит его также как и имам в несокращенной форме. Однажды когда у Ибн Аббаса спросили, почему путник в индивидуальном порядке совершает намазы в сокращенной форме, а в качестве джамаата за имамом непутником совершает его в полном виде, он ответил, что это является сунной. (Аз-Зухайли, a.g.e., II, 335).

Если человек хочет совершить четырехракатный каза намаз, пропущенный во время путешествия, то он не может совершить его позади имама, не являющегося путником. Ведь пропущенный намаз должен будет быть совершен как двухракатный намаз.

Нельзя совершать два отдельных намаза в объединенной форме по причине путешествия, дождя или снега. Такое объединение разрешается только во время паломничества (На Арафате для зухр и аср намазов; в Муздалифе для магриб и иша намазов) для совершения джамаатом. (смтр. времена молитв)

В остальных трех мазхабах, кроме ханифитского, разрешается объединить зухр и аср, или же магриб и иша, если на то есть уважительные причины. Например, можно во время намаза зухр совершить объединенный намаз за аср, или же во время иша намаза совершить объединенный намаз, включающий в себя и магриб намаз. Хотя все три мазхаба, кроме ханифитского, предусматривают возможность объединить намазы, все же подчинено строгим условиям.

Совершение каза намазов (т.е. пропущенных намазов) зависит от того, когда они были пропущены. Если человек совершает намаз, который был пропущен во время нахождения в пути, то он должен совершить каза намаз также сокращенно, даже если он уже не является путником. Аналогичным образом, совершение намаза, который был пропущен в обычное время, должно быть в полной форме, даже если в текущий момент человек находится в пути. То есть, каза намазы совершаются всегда в такой форме, в которой они должны были быть исполнены в свое время.

Завершения путешествия:

Когда человек возвращается на свою основную родину, то его состояние нахождения в пути заканчивается. При этом, не важно собирается ли он оставаться там более или менее пятнадцати дней. А когда речь идет о возвращении не на основную родину, а на место постоянного проживания, то разрешенность сокращения намазов зависит от срока его пребывания.

В общем, понятие родины разделяется на три:

1. «Основная родина (ватан асли)»: это то место где человек родился, либо женился и решил остаться на постоянно, либо решил остаться на постоянно, не желая переехать куда-либо в другое место.

2. «Родина проживания» (ватан икама): это место, которое не является «основной родиной» человека, и где человек всего лишь намеревается остаться на жительство на срок более чем пятнадцать дней. Например, когда человек по военной службе, учебе, работе и т.д. пребывает в месте, где он не намеревается остаться навсегда, но все же пробудет более пятнадцати дней, то это место будет его «родиной проживания».

3. «Краткосрочная родина» (ватан сукна): это место пребывания, где путник намеревается пробыть менее пятнадцати дней. В этом случае, конечно же, это пребывание не меняет ни основную родину, ни родину проживания. Такой человек будет считаться как на протяжении пути, так и во время краткого пребывания, путником (т.е. сафарий). А человек, который находится в пути к своей основной родине или родине проживания, считается сафарий только во время пути, но не по прибытию. Как только он достигает своей цели, то он сразу же перестает быть сафарий.

Если человек возвращается, откуда-либо на свою «родину проживания», то он по достижению цели тут же перестает быть сафарий. Аналогичным образом, если человек из своей «родины проживания» или «краткосрочный родины» возвращается на «основную родину», он также по достижению цели тут же перестает быть сафарий.

Если человек из места своего постоянного проживания переселяется на другое место для постоянного жительства, то уже новое место будет считаться его «основной родиной». Потому, что достопочтенный Пророк (меиб) при посещении Мекки действовал как сафарий и сообщил окружающим «Мы являемся сафарий» (аш-Шавкани, III, 270).

Если человек, имея семью в одном городе, переселяется в другой город без своей семьи и женится там, то оба города становятся для него «основной родиной». В каждом из них он не будет считаться сафарий.

Исламская энциклопедия

С наилучшими пожеланиями…...

4 года назад 7863 34

Ассалам алейкум! У меня есть несколько вопросов относительно намаза -молитвы, совершаемого путником.

1) Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

2) Путешествуя автобусом,в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

3) Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

4) Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно, что время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником? Заранее благодарю. Конысбек.

Уалейкум ассалам, Конысбек! Постараемся дать ответ на каждый вопрос по отдельности.

- Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

Человек, отправившийся в путь, обретает статус путника, как только покидает зону своего постоянного проживания. (Фәтхул Ъиная - 1/376 стр). Согласно данным, приведенным в сборнике хадисов «Мусаннаф» Ибн АбиШайба Посланник Аллаха выходя из города Басра, прочитал зухр намаз в четыре ракаата, после которого сказал: «Если бы мы миновали это строение, то прочитали бы зухр намаз в сокращенном виде».

- Путешествуя автобусом, в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

- В случае загрязнения обуви нечистотами (к примеру, уриной, затронув объем с ладонь), нужно помыть и очистить. Если же помыть и почистить возможности нет, нужно при чтении намаза снять обувь. В хадисе, дошедшем от сахабы Абу Сагида аль-Худри говорится: «Однажды пророк (с.г.с), читая намаз вместе с сахабами, снял свою обувь и положил ее слева от себя. Увидев это джамагат тоже начал снимать обувь. После намаза Посланник Аллаха (с.г.с) спросил: «Зачем вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы разулись потому что вы сняли свою обувь». Тогда пророк сказал: «Во время намаза ко мне пришел Джабраил и предупредил, что на обуви есть нечистоты. Каждый из вас входя в мечеть внимательно осматривайте свою обувь. Если же вы видите нечистоты на ней, приступайте в к молитве лишь после того, как почистите ее». [Абу Дауд - №650 хадис.] .

- Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

- Путник, присоединяющийся к имаму, который путником не является, читает намаз, не сокращая его. Поэтому, если путник начал молиться лишь со 2-го или 3-го ракаата, опоздав на начало молитвы, он должен после того, как имам закончит, восполнить его до 4-х ракаатов. Аллаху алим!

- Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником?

Путешественник до того, как он въедет в зону своего постоянного проживания, считается путником. (Аль-Фатуа аль-Хиндия). Поэтому если путник, (вышедший из дома с намерением совершить путь длиной в 200 км), будет читать намаз в десяти километрах от своего родного города или села, то он будет читать его в сокращенном виде.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

. Законность сокращения намаза в пути
. Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?
. Нужно ли делать дополнительные намазы?
. Что считается путем?
. Свойства пути
. Когда начинается сокращение
. Намерение
. Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
. Джамаат
. Узаконенность соединения намазов

______________________________


Законность сокращения намаза в пути


2) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)



6) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Насаи)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)
8) От Аиши: В Мекке намаз был фардом как два ракята. Когда посланник (с.а.в) пришел в Мекку к двум ракятам добавилось еще два ракята. Только к вечернему добавилось не два а один, ибо вечерний намаз - дневной витр (нечетный). К утреннему намазу вообще ничего не добавилось, ибо его къираат (чтение корана) длинен. Когда посланник (с.а.в.) был в пути он делал намаз два ракята как и в Мекке. - (Ахмад, Байхаки, Ибн Хиббан, Ибн Хузайма. Ибн Хузайма сказал, что хадис достоверен)
________________________________________
Эти и последующие хадисы доказывают узаконенность сокращения намаза в исламском праве. В разрешенности этого среди ученых ахлюс-сунны разногласий нет.

Можно ли не сокращать намаз в пути. Что лучше сокращать или делать целиком?

1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)

3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)
6) От Аиши: Несомненно, что в пути посланник (с.а.в.) иногда делал сокращенные, иногда цельные намазы. Иногда держал пост, иногда не держал. - (Привел Даракутни и сказал, что хадис достоверный)

8) От Аиша: Она делала умру с посланником (с.а.в.) и когда они пришли в Мекку, она сказала: "О посланник Аллаха, (Иногда) я делала намазы сокращенными, (иногда) по четыре ракята. Некоторые дни я держала пост, некоторые не держала". Когда я это ему сказала, он не упрекнул меня, а сказал: "Хорошо сделала, Эй Аиша " - (Насаи, Даракутни, Байхаки; Даракутни сказал, что хадис хороший)

В этом вопросе ученые разделились на три группы:
1) Сокращать намаз обязательно (фард). Намаз путника состоит из двух ракятов и не может быть больше. Если кто-то сделает больше двух, то все ракяты, что больше двух не засчитываются, а переходят в нафиля (дополнительные). Этого мнения придерживаются Умар, Али, Ибн Масъуд, Ибн Аббас, Ибну Умар, Джабир, Умар б. Абдуль-Азиз, Къадъи (судья) Исмаил, Хаммад б. аби Сулайман, Абу Ханифа и его последователи (ханафиты). Также это одно из слабых мнений в маликитском мазхабе.
2) Сокращать намаз очень сильная сунна так, что если человек сделает намаз в четыре ракята, то ему лучше переделать намаз. Если у путника нет имама путника, то ему лучше делать намаз одному, ибо если он будет делать с имамом, то ему придется делать четыре ракята. Одно из сильных мнений в маликитском мазхабе.
3) Человек свободен между выбором делать два или четыре ракята. Этого мнения придерживаются некоторые Маликиты, Ханбалиты и Шафииты. Причем Маликиты, Ханбалиты и одно из направлений Шафиитов сокращение считают более добродетельным, чем делание целиком. Некоторые из шафиитов совершение намаза целиком принимают лучше, чем сокращение.
Доказательства групп:

1) Первая группа как доказательство взяла хадисы
3) От ибн Аббаса: Аллах, языком посланника (с.а.в.) два ракята сделал фардом для путника; четыре ракята для остающихся (не путников); и один ракят для тех, кто в опасности. - (Муслим)
4) От Умара: " Намаз путника два ракята, праздничный намаз два ракята; пятничный намаз два ракята. И это не сокращенные, а как это и определилось словами Мухаммада (с.а.в.) цельные намазы ". - (Ахмад, Насаи)
5) От Аиши: В начале в намазе фардом было два ракята. Затем для остающихся (не путников) намаз был увеличен до четырех ракятов. Для путников же намаз так и остался как раньше два ракята. - (Бухари, Муслим)

Остальные хадисы следует понимать, что в намазе путника обязательной частью намаза является два ракята, но это не означает, что делать два ракята обязательно. В аяте говорится, что нет греха сокращать намаз, То есть основное это не сокращать:
1) " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " - (Женщины, 101)
Кроме того тот факт, что путник за имамом делает четыре ракята также служит дополнительным доказательством:



Но вместе с этим более достоверным и сильным мнением является то, что сокращать намазы лучше чем не сокращать, ибо это сунна посланника и милостыня Аллаха:
2) От Ибн Умара: Посланник сказал: " Аллах любит, когда пользуются, предоставленными им, облегчениями в религии. Точно также, он не любит, когда совершается то, что он определил как грех ". - (Ахмад)
7) От Яъла бин Умайя: Я спросил Умара: " Разве Аллах не сказал о намазе путника следующее: " А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию. Поистине, неверующие - для вас явный враг! " -(Женщины, 101). Теперь же все пребывают в спокойствии ". Тогда Умар сказал: " Я тоже удивился как и ты, поэтому спросил это посланника (с.а.в.). Он сказал: " Это есть милостыня Аллаха, поэтому принимайте ее " - (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, Насаи)
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. - (Аль-Бухари; Муслим)
7) Ибн Умара спросили: " Аллах сказал: "нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если вы опасаетесь, что неверные могут подвергнуть вас испытанию". Сейчас же спокойно и никакой опасности нет. Сокращать ли нам намаз? ". Ибн Умар прочитал аят: " По истине в посланнике для вас есть прекрасный пример ". - (Ибн Джарир передал от Абу Муниба аль-Джарши)

Нужно ли делать дополнительные намазы?
1) От Ибн Умара: Я делал намаз вместе с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы в пути он делал дополнительные намазы. - (Шесть имамов в хадисе)
2) В другом предании (от ибн Умара) говорится: Я совершал путешествие с посланником (с.а.в.), абу Бакром, Умаром, Усманом. Все они делали намазы по два ракята и не совершали дополнительных намазов ни перед, ни после фарда. Если бы я делал дополнительный намаз, то вместо этого я бы лучше делал полностью фарды (по четыре ракята) - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)
3) От Салима: Когда Ибн Умар торопился в пути, он читал къамат, делал три ракята вечернего намаза, немного ждал, затем читал къамат для ночного намаза и делал ночной намаз в два ракята. При этом он не делал никаких дополнительных намазов ни перед, ни после намазов. До самой ночи, он не делал никаких дополнительных намазов. - (Бухари, Муслим)
4) Нафиъ рассказывает, что Ибну Умар видел как его сын Убайдуллах делает в пути дополнительные намазы и не порицал его. - (Мууаттаъ Малика, 1/150)
5) От Бара: Я целых 18 раз совершал путешествие с посланником (с.а.в.) и не видел, чтобы он покинул два ракята перед обед(енным намаз)ом, когда солнце склоняется. - (Абу Дауд, Тирмизи)

Дополнительные намазы, упоминающиеся в первых двух хадисах это не абсолютные дополнительные, а придаточные (рауатъиб - придатки к фардам: 2 перед утренним намазом; 2 или 4 перед обеденным, 2 после обеденного намаза, 2 после вечернего, 2 или 4 перед и 2 после ночного намаза) дополнительные намазы. Их то и покидал Ибну Умар. Что касается абсолютных дополнительных намазов (не привязанных к фардам: витр, послеутренний и др.), то, как это и передает имам Науауи, между учеными нет разногласия в том, что делать абсолютные нафиля в пути разрешено. Даже сам Ибну Умар, как это мы видим из 3 хадиса, делал такие нафиля. Разногласие только в том, можно ли делать придаточные к фардам намазы. Большинство ученых, опираясь на другие хадисы, считает это разрешенным и добродетельным. То, что Ибну Умар не видел, это не означает еще, что посланник (с.а.в.) не делал. Имам Науауи говорит: " Посланник (с.а.в.) делал дополнительные намазы возле своего коня, ибо дополнительные намазы желательно делать у себя дома, поэтому Ибну Умар не видел этого. А может посланник (с.а.в.) хотел показать, что в пути дополнительные намазы можно не делать ".
Ибн Къудама объединив все хадисы говорит: " Хадис Ибн Умара показывает, что нет греха в том, чтобы не делать, а другие хадисы показывают, что нет греха в том, чтобы делать дополнительные намазы в пути ".
Что считается путем?



Этот хадис устраняет колебания Шуъбы и уточняет первый хадис, что имеется ввиду расстояние в три мили.
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

5) От Анаса: В Мадине я сделал обеденный (зухр) намаз с посланником Аллаха (с.а.в.) в четыре ракята. Он отправился в Мекку и когда дошел до зуль-Хулайфы, то послеобеденный (аср) намаз сделал в два ракята. - (Шесть хадисоведов (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Тирмизи, Ибну Маджа), кроме Малика)









15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)

В определении пути, при котором возможно сокращение намаз, существует очень много мнений и подходов. Ибн Мунзир перечислил 20 разных мнений на эту тему. Существует два основных подхода в этом вопросе:
1) Подход, берущий во внимание время пути.
2) Подход, берущий во внимание длину пути.
Первый подход берут на вооружение ученые ханафитского толка, хотя из других мазхабов, хоть и мало, встречаются те, кто используют временной подход. Эти ученые говорят, что сокращать намазы можно только тогда если путь будет длиться не меньше трех дней (согласно Абу Юсуфу можно чуть меньше трех дней). Необязательно совершать путь в течение всего дня. От одного дня отнимается время на сон, еду, намазы и отдых. По расчетам для Египта это составляет чуть меньше семи часов. То есть трехдневный путь по длине должен занимать около 21-ого часов. В течении одного дня необязательно идти семь часов. Достаточно семичасовой путь (средней ходьбой) проделать на транспорте более короткое время. но в целом путь должен длиться три дня.
Длина пути во внимание не принимается. Например если путь очень затруднен и за три дня можно пройти всего один километр, то сокращать можно. С другой стороны если на самолете совершить кругосветное путешествие за меньше чем три дня, то намаз сокращать нельзя. На данный момент редкие путешествия длятся три дня. Поэтому по ханафитскому мазхабу на сегодняшний день сокращение намазов почти прекратило свое существование.

Доказательства ханафитов:
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
14) " Путник протирает обувь (масх) три дня и три ночи ". - (Насбур-рая, 2/183)
15) Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи)
Ханафиты говорят, что в этих хадисах определены свойства путешествия, которое можно считать шариатским путем (т.е. при котором можно сокращать). Это свойство - длиться три дня. Поэтому все путешествия не обладающие этим свойством, шариатским путем не считаются и сокращать намаз в них нельзя.
Но подавляющее большинство ученых ахлюс-сунны, опираясь на методологию салафа, в определении пути во внимание принимают не продолжительность, а длину

Вот как они отвечают на доводы ханафитов:
Во первых на человека, который проделал длинный путь (например 200 км), пусть хоть и в короткое время, в арабском языке говорят, что он путник. Быстрота пути не лишает путника того, что он путник. Причиной сокращения намазов является не сложность пути или опасность или срочная необходимость, как это и следует из вышеприведенных хадисов. Причиной сокращения намазов является только само явление пути. Если установлено, что данный человек путник, то установлено, что он может сокращать намазы.
Во вторых из приведенных ханафитами хадисов не следует, что путь это только путешествие длящееся три дня, ибо есть другие подобные хадисы, где продолжительность пути, упоминается как два или один день:
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
В третьих целью хадисов не являлось дать определение пути. Так нампример хадис " Али сказал, что посланник (с.а.в.) установил для путника, что он протирает обувь три дня и ночи, а для остающегося, что он протирает один день и ночь. - (Муслим, Насаи) " задается целью определить продолжительность протирания обуви, а не пути. Что касается хадисов
11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
13) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
, то как это и говорит маликитский ученый Ибн Араби, это скорее всего не есть самостоятельные хадисы ставящие целью установить длину пути. Это есть ответы на заданные вопросы. Так на вопрос: " Может ли мусульманка без близких совершать путь, длящийся три дня? ", посланник (с.а.в.) ответил: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся три дня ". " - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
Точно также обстоит дело с остальными двумя хадисами. В противном случае получится так, что хадисы противоречат друг-другу в вопросе определения пути.
Если даже и брать хадисы о днях, то дни в них, это просто один из способов определения длины пути. Главным же здесь является длина пути. Так например имам Аузаи, Зуркани, Ал-Лайс, Исхакъ, Шафии и последователи, Малик и последователи, имам Ахмед бин Ханбаль и другие, за основу берут хадисы, где упоминается один день:

11) "Посланник (с.а.в.) сказал: " Не дозволено мусульманке без близких совершать путешествие, длящееся один день и ночь - (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
9) Умар сказал: " Намаз сокращается при пути, длящимся один целый день " - (Тафсир Рази)
10) Ибн Аббас сказал: " Если путь превысит один день ночь, то намаз сокращается " - (Зуркани, Тафсир Рази)
Правда по некоторым преданиям от Малика, Шафии и имама Ахмада, они за основу берут два дня, как доказательство беря хадис:
12) Посланник (с.а.в.) сказал: " Не может мусульманка без мужа или близких делать путешествие два дня " - (Муслим)
Но хадисы, где упоминается один день, более ясны и конкретизированы для определения пути.
Как бы там ни было в любом случае три мазхаба (Ханбалиты, Шафииты, Маликиты) за основу берут хадисы, задающие длину пути в 4 барида. Что касается хадисов с упоминанием дней, то они говорят, что 4 барида можно пройти за один или два дня, поэтому в некоторых хадисах вместо 4 баридов, указывается 1 или 2 дня. Но главным является расстояние в четыре барида. Даже если это расстояние проделается в один час, то все равно сокращать намаз можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
6) От Ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) сказал: " Эй жители Мекки не сокращайте намаз, когда выходите в путь длиной меньше, чем в четыре барида - расстояние между Меккой у Усфаном - (Даракутни, Также передано как просто слова ибн Аббаса)
7) От Ибн Аббаса: Когда Ибн Аббас и Ибн Умар совершали путь длиной в 4 барида, они сокращали намазы и не держали пост. - (Бухари)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
Итак большая часть трех мазхабов единогласна в том, что намаз можно сокращать если общая длина пути достигнет четырех баридов, независимо от времени продолжительности пути.

Но в определении баридов, как единицы пути, между мазхабами имеются некоторые разногласия:
Так нампример нет разногласия в том, что один барид это четыре фарсаха, а один фарсах это три мили.
Но что касается мили, то здесь есть серьезные расхождения:
По ханафитскому мазхабу одна миля равняется 4000 зираъ. Согласно ханбалитам и шафиитам одна миля это 6000 зираъ. Маликиты говорят, что одна миля это 3500 зираъ. Одна зираъ это расстояние от кончиков пальцев до локтя, что составляет 6 къабда. Къабда это ладонь - четыре пальца, кроме большого. Итак одна зираъ это 24 пальца. Правда по ханбалитскому мазхабу одна зираъ состоит из 28 пальцев, но 24 ближе к истине, ибо анатомически локоть по длине в среднем состоит из 24 пальцев. Один палец состоит из шести ячменных зерен приставленных к друг другу, а одно ячменное зерно из шести хвостовых волосков мула.
Если проделать эксперименты с волосками и ячменными зернами, то будет видно, что шесть средних зерен ячменя образуют от 18 до 20 миллиметров. По ханафитскому счету в среднем 19.25 мм. Для надежности возьмем 20 мм, то есть два сантиметра. Тогда одна зираъ сделает 48 см. Теперь стоит вопрос сколько зираъ брать в одной миле. Если следовать ханафитскому толку (4000 зираъ), то в итоге 4 барида сделают чуть меньше чем 90 км. Но ни ханафитские, ни ханбалито-шафиитские ученые не проводили экспериментов для определения количества зираъ в миле. Необходимые измерения провел маликитский ученый Ибн Абдиль-Барр, поэтому большинство последующих ученых приняли его сведения, т.е. 1 миля = 3500 зираъ. Если проводить расчеты исходя из этих данных, то получится, что 4 барида это чуть меньше чем 81 км.
Принимая во внимание расхождения в определении длины мили, проще всего воспользоваться современными данными о расстоянии между Меккой и Таифом; и Меккой и Джиддой.

Все три мазхаба единодушны в том, что при этих переходах сокращать намазы можно:
4) Малик сказал: До меня дошло, что ибн Аббас сокращал намаз до двух при таких длинах пути как расстояние между Меккой и Таифом, Меккой и Усфаном, Меккой и Джиддой, а это равняется примерно четырем баридам. - (Муваттаъ Малика, без цепочки)
8) Ата спросил ибн Аббаса может ли сокращать намаз тот, кто отсюда отправляется на Арафат. Он ответил: "Нет". Ата спросил во второй раз: " А тот, кто идет в Марруз-захран?". Ибн Аббас ответил: "Нет. Намаз может сокращать тот, кто идет (например) в Джидду, Усфан, Таиф. - (Передал имам аш-Шафии)
По сведениям каталога, выпущенным министерством печати Саудовской Аравии расстояние между Меккой и Таифом составляет 88 км, а между Меккой и Джиддой 75 км. Итак если взять самое малое упомянутое расстояние - 75 км - то можно сделать вывод, что если если длина пути достигнет 75 км, то по трем мазхабам намаз сокращать можно.
Теперь перейдем к мнению ученых, которые в основу определения пути берут хадисы:
1) Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные). - (Муслим, Ахмад, Байхаки, Абу Дауд, Ибн Хаджар сказал, что этот хадис самый ясный и самый достоверный из всех хадисов, переданных на эту тему)
2) От Абу Саъида: " Когда посланник (с.а.в.) делал путь длиной в один фарсах (три мили), он сокращал намаз " - (Хадис передал Саъид бин Мансур, Ибн Хаджар упомянул его в своей книге "Талхис" и своим молчанием показал, что принял этот хадис)
3) Ибн Умар сказал: " Если я выйду в путь длиной в одну милю, я сокращу намаз " - (Ибн Аби Шайба с достоверной цепочкой, Ибн Хазм привел в "Мухалла" и сказал, что хадис достоверен)

Первый хадис, ка это и сказал ибн Хаджар, самый достоверный хадис из переданных на эту тему. Согласно первым двум хадисам путь длиной в три мили дает возможность сокращать намазы. Три мили по ханафитскому толку: 3*1,848км = 5,554 км; по маликитскому: 3*1,680 = 5,04 км. То есть если для надежности округлить, то при длине пути в 6 километров сокращение намаза возможно.
Минимальное расстояние при котором возможно сокращение намаза, как это и следует из третьего хадиса, это одна миля, для круглого счета 2 километра. Если путь меньше одной мили сокращение запрещено.
Хоть это мнение и не было поддержано большинством ученых, оно опирается на достоверные хадисы. Одним из самых больших ученых ханбалитского толка Ибн Къудама говорит:
" Ограничения пути (4 барида), приведенное ими также противоречит буквальному выражению корана:
" А когда вы в пути, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву "
Из аята следует, что сокращение намаза имеет место для всякого пути, без каких то ни было ограничений. Также это ограничение противоречит сунне: Анас передает, что когда посланник (с.а.в.) выходил в путь длиной три мили или фарсаха (здесь Шуъба заколебался - миля или фарсах), то совершал двух-ракятные намазы (сокращая 4-ракятные) ".
...
В заключение Ибн Къудама говорит: " Итак, доказательства свидетельствуют о том, что правы те ученые, которые разрешают сокращение намаза для каждого путника. Единственное, что может опровергнуть это суждение - иджма об обратном ". - (Мугъни, 2/257)
Свойства пути
3) Ибн Аббас передает: Посланник Аллаха отправился в путь из Мадины по направлению к Мекке. Ему не было чего опасаться кроме господа миров. (Но несмотря на это) он совершал намазы по два ракята (сокращая четырехракятные). - (Тирмизи и Нас
аи)

Когда начинается сокращение

Намерение

Когда остановка (в пути) перестает быть путем (женитьба)?
5) Другое предание (от Анаса): Мы вышли с посланником (с.а.в.) из Мадины в Мекку. Пока мы не вернулись в Мадину, мы делали намазы по два ракята. А сколько вы оставались в Мекке. Он (Анас) сказал: В Мекке мы оставались один (лунный) месяц. - (Бухари, такъсъирус-салят)
От ибн Аббаса: Посланник (с.а.в.) оставался в Мекке 19 дней и все это время намазы делал по два ракята. И мы тоже когда будучи путниками, оставались 19 дней, то делали намаз как путники. Но если оставались больше, то делали целиком не сокращая. - (Бухари, такъсъир ас-салат; Абу Дауд, 1230; Тирмизи,549; Абу Яъла, 2368; Даракутни, 1/387; Байхаки, 3/150)

Тоже самое, но у Насаи проходит как 15 дней. - (Насаи, такъсъир ас-салят; Табарани, муъджам аль-Кабир, 10735)
Вариант Абу Дауда: "В день Фатха он остался 15 день, и намазы делал сокращенными. - (Абу Дауд, 1231; Ибну Маджа, 1076; Тахауи, 1/417; Байхаки, 3/151)
В другом варианте Абу Дауда вместо 15 дней проходит 17. - (Абу Дауд, 1232; Имам Ахмад, 1/303, 315; Ибн Саъд, 2/143; Табарани, 11672; Байхаки, 2/151)
От Имрана б. Хусайна: Я вышел воевать вместе (не против) с посланником (с.а.в.). После победы я был с ним в Мекке. Он остался в Мекке 18 дней, и все это время делал намазы сокращенными; жителям же он сказал: "Эй жители города, вы делаете намазы по четыре ракята, потому, что мы путники" - (Абу Дауд, 1229; Тирмизи, 545)
Малик передает: Ибн Умар оставался в Мекке 10 дней и намазы делал сокращенными, кроме тех случаев когда делал намаз за имамом. Тогда он следуя имаму, делал намазы целиком. - (Малик, Къасър ас-Салят, 17)
От Харисы бин Уахба: В Мине мы, как никогда ранее, были многочисленны и в безопасности. Посланник Аллаха (с.а.в.) делал с нами сокращенные намазы. - (Шесть имамов - хадисоведов)
От ибн Умара: Посланник Аллаха (с.а.в.) пребывая в Мине делал намазы по два ракята. Абу Бакр тоже по два ракята. И Умар тоже. Усман же, при своем халифате, делал сначала по два, затем по четыре ракята. Поэтому ибн Умар, когда делал намаз с имамом (Усманом), делал четыре. Когда же делал сам, то по два ракята. - (Имам Ахмад, 2/140; Бухари, Муслим, Насаи)
От ибн Аббаса: Ему был задан вопрос: " Как мне делать намаз, когда я в Мекке и намаз делаю не с имамом, а сам?". О н ответил: " Делай два ракята, ибо это сунна посланника (с.а.в.). - (Муслим, Насаи)
Усман начал делать намазы в Мине по четыре ракята потому, что решил там поселиться. - (Абу Дауд)
Причиной того, что Усман делал в Мине четыре ракята состоит в том, что в то время на хадждж пришло много бедуинов и Усман (опасаясь, что они неправильно выучат кол-во ракятов), решил показать им, что на самом деле намазы по четыре ракята. - (Абу Дауд)
От Абдур-Рахмана бин аби Зубаба: Когда Усман начал в Мине делать намаз по четыре ракята, то джамаат возразил. Тогда Усман сказал: "Эй джамаат, Я поженился в Мекке. Я слышал как посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: " Кто поженится в каком-нибудь месте, пусть делает намаз там, как постоянный житель "". - (Ахмад, Абу Яъла)

От Анаса: Когда посланник Аллаха отправлялся в путь и солнце еще не доходило до зенита, то он отсрочивал обеденный намаз, до послеобеденного, давал перерыв и соединял их вместе. Если же солнце переходило зенит, то он делал сперва обеденный намаз и затем отправлялся в путь.
Другой вариант: Если он торопился, то откладывал обеденный намаз до послеобеденного и делал их вместе, точно также откладывал вечерний до ночного и делал их вместе. - (Оба предания переданы с одной цепочкой. Ахмад, 3/247; Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Байхаки)
От ибн Аббаса: Когда посланник торопился, он отправлялся в путь до времени обеденного намаза, и откладывал его до начала послеобеднного намаза. Затем совершал их вместе. Затем он откладывал вечерний намаз, до захода вечерней зари и соединял вечерний намаз с ночным. - (Табарани)
От Муаза: Во время похода на Табук, если посланник (с.а.в.) отправлялся в путь после того, как солнце перевалило за зенит, то он к обеденному намазу присоединял послеобеденный. Если же он выходил в путь, когда солнце не доходило до зенита, то откладывал обеденные намаз до послеобеденного и делал их вместе. Точно также он поступал с вечерним намазом. Если при отправлении в путь солнце было зашедшим, то ночной намаз он брал вперед и присоединял его к вечернему. Если же он выходил в путь когда солнце еще не село, то он откладывал вечерний намаз до входа ночного и делал их вместе - (Тирмизи, Абу Дауд, Муслим, Насаи, Ибну Маджа)
От ибн Аббаса: Если когда посланник (с.а.в) делал привал в пути и солнце уже склонилось в сторону запада (перешло зенит), то он соединял обеденный и послеобеденный намазы. Если же солнце еще не переваливало за зенит, то он не ждал времени входа обеденного намаза и отправлялся в путь, откладывая обеденный намаз до времени послеобеденного.
Точно также если в привале заходило время вечернего намаза, то он вечерний и ночной намазы делал вместе. Если же он отправлялся в путь то входа времени вечернего намаза, то он откладывал вечерний намаз, до входа времени ночного и тогда делал их вместе. - (Имам Ахмад, Муснад аш-Шафии)
От Али: Он (Али) отправляясь в дорогу, продолжал путь пока хорошенько не стемнеет. Затем он делал привал, совершал вечерний намаз, приказывал принести ужин. Затем сделав ночной намаз, отправлялся в путь дальше. При этом он поговаривал: "Вот и посланник (с.а.в.) делал также. - (Абу Дауд)
От ибн Умара: Посланник соединял вечерний и ночной намазы, тогда когда на это была необходимость. - (Бухари)
Подобное предание есть и от ибн Аббаса
Аузаи толкуя эти предания сказал: "Соединять намазы может только тот, у кого есть для этого уважительная причина"
В другом предании ибн Умар говорит: Вместе с посланником (с.а.в.) мы сделали в пути обеденный намаз в два ракята, затем еще два ракята. - (Хадис привел Тирмизи и сказал, что хадис хороший)

Находящимся в поездке (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатные (обеденный, предвечерний и ночной) намазы и совершать вместо них по 2 ракаата. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шарт):
1) дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время с помощью транспортного средства);
2) путешествие должно быть целевым. К примеру, если вы просто вышли из дома, не зная куда идете, то сокращение намазов не допускается;
3) при вступлении в намаз необходимо иметь намерение (ният) сократить или перенести его;
4) тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения; в таком случае следует совершить намаз полностью;
5) в течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить его полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно;
6) нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то намаз следует совершить полностью (4 ракаата);
Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 и более дня (без учета дней прибытия и отбытия), то в этом месте молитвы сокращать нельзя.
Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте с надеждой на то, что вот-вот решится вопрос или проблема, из-за которой вы находитесь на данной территории, то до истечения 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось вовремя решить возникшие вопросы).
7) необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.
Во время поездки, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным и, наоборот, предзакатный можно перенести на время обеденного и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным и, наоборот, ночной можно перенести на время совершения вечернего.
Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шарт):
1) обеденный намаз необходимо совершать раньше предзакатного, а вечерний – раньше ночного.
2) необходимо в первом намазе сделать ният о том, что вы намереваетесь перенести и совместить оба намаза (лучше в начале намаза).
3) совершение намазов подряд, без перерыва. По завершении первого намаза читают камат и сразу совершают второй. Недопустимо, чтобы между намазами прошло время, достаточное для двухракаатного намаза. В этом случае второй намаз совершают в свое время. Если обеденный намаз переносится к предзакатному или вечерний к ночному, то до истечения времени обеденного или вечернего намаза необходимо иметь соответствующее намерение (ният) перенести намаз, в противном случае намаз считается пропущенным.

А — Понятие «сафара»

«Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

«Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

«Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

«Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

«Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

«Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

«Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

«Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

(См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

«Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

В — Завершение путешествия

После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

  1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
  2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
  3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

«Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

«Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

«Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.