Общественное движение 60 70 годов 19 века. Либеральное движение в конце XIX в

Общественное движение 60 70 годов 19 века. Либеральное движение в конце XIX в

Слайд 2

Общественное движение в России

Главными составляющими исторического процесса являются верховная власть и общественные силы страны, взаимодействие которых во многом определяет развитие всего общества. В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложились три направления Охранительное отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Либеральное отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Революционное выражало интересы широких масс крестьянства и других слоев населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права.

Слайд 3

Этапы общественного движения в России во второй половине XIX в.

В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права. Основные события: попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. добились определенных успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы. Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым.

Слайд 4

Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвали активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции. В конце 70-х гг.начался новый подъем либерального движения, вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения "гражданских свобод" и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях, но переговоры не увенчались успехом.

Слайд 5

В 80-х - начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины. Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против нее. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры. В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.

Слайд 6

Революционные движения

Народничество. Идейные течения. Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин «Государство- это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается союз самоуправляющихся общин. Пропагандистское П.Л.Лавров «Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна нести революционные и социалистические идеи. Заговорщическое П.Н.Ткачев «Необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции

Слайд 7

Консерваторы

Основные представители: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой. Идеи: стремление оградить царскую власть от влияния либеральной демократии и скорректировать реформы в интересах дворянства, все социалистические учения, нигилизм, студенческие волнения в столицах спровоцированы "врагами России. М.Н.Катков С переходом М.Н.Каткова в газету «Московские ведомости» произошло превращение ее в рупор консерваторов с 1862г.

Слайд 8

Либералы

Представители: И.И. Петрункевич, С.А.Муромцев, М.Т. Лорис-Меликов, братья Милютины Требования: введение гражданских свобод, расширение прав земств и содание центральных представительных учреждений, созыв Учредительного собрания (только некоторые представители), в основном сохраняли свои умеренные позиции. И.И. Петрункевич

Слайд 9

"Черный передел". В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности."Народная воля". В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб организации.Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Группа "Освобождение труда". Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

Слайд 10

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени

стало важным фактором политической жизни страны; многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий; в общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Посмотреть все слайды

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди "разного чина") - представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями.

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому и его соратникам, за границей - А.И. Герцену и Н.П. Огареву.

Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге "Русского центрального народного комитета" (1862), а также местных отделений организации, получившей название "Земля и воля". В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление.

Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала.

Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 - начала 60-х годов.

Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции.

В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика "Современника" и "Русского слова"), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения.

§ 25 – 26. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60 – 70-х ГГ. XIX В

Консерваторы. Отношение российского общества к реформам правительства было неоднозначным.

Консерваторы, приспосабливаясь к реформаторскому курсу Александра II, были недовольны отменой «исконных прав» дворянства на землю и на крестьян. Они обсуждали возможность внести изменения в крестьянскую реформу, которые отвечали бы их интересам. Наиболее дальновидные представители консерваторов пытались найти собственные пути дальнейшего развития страны. Во время проведения земской и судебной реформ они обратились к императору с предложением ввести в России общегосударственное представительство, с тем чтобы дворянские депутаты составили нечто подобное палате лордов в Англии, а остальные сословия – подобное нижней палате. Александр II отверг это предложение.

Среди деятелей российского консерватизма выделялись богатый помещик и сановник А. М. Безобразов, крупный землевладелец граф В. П. Орлов-Давыдов, промышленник и землевладелец С. И. Мальцев, симбирский помещик Д. Н. Шидловский и др.

Своеобразием отличались взгляды журналиста М. Н. Каткова. Он считал, что монархия – это единственная возможная форма правления в России и только монарх способен связать «воедино все сословия народа», обеспечить порядок в стране и личную свободу людей, подавить всякую крамолу. Сторонник самодержавия М. Н. Катков активно пропагандировал свои идеи в газете «Московские ведомости», которая оказывала большое влияние на общество.

Либералы. Представителями этого общественного движения были просвещённые дворяне. Они восприняли реформы Александра II как поворот в судьбе России. Идеологи либерализма, среди которых были Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, Ю. Ф. Самарин, не допускали мысли, что назревшие в стране проблемы нужно решать насильственными методами. Они хотели видеть Россию свободной, просвещённой, развитой страной и в то же время были уверены, что самодержавная форма правления не исчерпала себя и ещё принесёт свои плоды.

Политическую позицию либералов определяли умеренность и постепенность во всех начинаниях. Журналы «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская беседа» отражали эти идеи. Социальная база либерализма была узкой. Их взгляды разделяли немногочисленная часть дворян, представители земства и творческой интеллигенции. Патриархальная крестьянская община была далека от взглядов столичных профессоров.

Либеральные настроения проникали и в среду правительственных чиновников. В 1863 г. министр внутренних дел П. А. Валуев представил Александру II проект, в котором предлагал созвать в России съезд государственных гласных. Они вместе с Государственным советом должны были участвовать в обсуждении законодательных вопросов. Император усмотрел в проекте прообраз конституционной реформы и без колебаний отклонил его.

Правительство не доверяло либералам. В январе 1867 г. Александр II за «неправильное толкование законов и неуважение к правительству» повелел на несколько месяцев распустить либеральное столичное губернское земское собрание. Председателя губернской управы отправили в ссылку.

Радикальную позицию занимал земский деятель Черниговской губернии И. И. Петрункевич. Он считал, что земства должны бороться не только за свободу слова, печати и личности, но и за созыв Учредительного собрания. По мнению его единомышленников, собравшихся на нелегальном съезде в Москве, только установление в стране конституционного порядка могло «обезоружить террор и ограничить произвол власти».

Вечеринка. Художник В. Маковский

Народничество. Из всех общественных движений в пореформенный период только революционное выросло в организованную силу, которая противостояла правительству.

С весны 1861 до 1863 г. продолжались волнения крестьян, обманутых в своих ожиданиях. Затем их протестное движение пошло на убыль. Революционные выступления, движущей силой которых была разночинная интеллигенция и особенно университетская молодёжь, напротив, набирали силу с начала 60-х гг., т. е. в самый разгар реформ. Некоторые отечественные историки считают, что революционное движение не было традиционным «ответом на правительственную реакцию», а представляло более сложное явление.

В народничестве выделяют два крыла: революционное и умеренное. Представители первого были готовы во имя светлого будущего – социализма – ниспровергнуть самодержавие. Представители второго выступали против революционного насилия и верили в возможность прийти к демократии мирным путём. Разной была и тактика народников: одни ратовали за агитацию среди крестьян, другие всё больше переходили к террору.

Историки до сих пор спорят, кем в действительности были эти люди: бескорыстными борцами за освобождение народа от гнёта самодержавия или честолюбцами, которые использовали любые средства ради достижения своих целей.

Н. Г. Чернышевский. Художник Б. Кустодиев

Идейные вожди революционного движения. На рубеже 1850 – 1860-х гг. в среде радикальной интеллигенции наиболее популярной была издаваемая за рубежом А. И. Герценом газета «Колокол». А. И. Герцен выступал за передачу земли крестьянам без выкупа. Революционер по образу мысли, он не исключал возможности путём реформ достичь желаемых целей. Крайним средством обновления России А. И. Герцен считал новую пугачёвщину.

Осенью 1861 г. А. И. Герцен обратился с призывом к разночинной интеллигенции идти «В народ! К народу!».

Многие радикально настроенные революционеры не разделяли позицию умеренного социалиста, оторванного от родной почвы. Во время восстания 1863 г. в Польше он выступил в поддержку независимости этой страны, что оттолкнуло от А. И. Герцена часть патриотически настроенной интеллигенции.

Властителем дум революционной молодёжи стал Николай Гаврилович Чернышевский, сын священника, выпускник философского факультета Петербургского университета. В середине 1850-х гг. он сотрудничал с журналами «Отечественные записки» и «Современник», превратив последний в орган демократической прессы. Н. Г. Чернышевский верил в социализм как в общество, где торжествует «экономическая справедливость» и граждане будут «работниками и хозяевами вместе», где демократия будет свободна от «бюрократии и централизации», и в результате этого государство будет представлять федерацию, основанную на народном самоуправлении. Революцию он рассматривал как единственный способ переустройства России, реформы воспринимал как полумеры, неспособные обеспечить продвижение страны к социализму, и отстаивал безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения.

Н. Г. Чернышевский был уверен, что Россия придёт к социализму не ранее чем через 100 – 150 лет. По его оценке, народ в России пока не готов к активной борьбе, поэтому революционный авангард интеллигенции должен помочь «густым колоннам» народа приблизиться «к полю исторической деятельности». Арестованного за связь с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым Н. Г. Чернышевского заключили в Петропавловскую крепость, а в 1864 г. приговорили к семи годам каторги в Сибири.

Ближайший сподвижник Н. Г. Чернышевского Николай Александрович Добролюбов также активно сотрудничал с «Современником». Он был известен как литературный критик. В своих публицистических статьях Н. А. Добролюбов высказывал мысль, что передовая часть российского общества должна прислушаться «к стону и воплю» народа и помочь ему добиться лучшей доли.

Кумир демократической молодёжи Дмитрий Иванович Писарев, выпускник Петербургского университета, ведущий критик журнала «Русское слово», свою политическую позицию выразил так: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть». Д. И. Писарев, проповедуя раскрепощение и свободу личности, оказывал огромное влияние на молодёжь, которая всё больше отвергала традиционные порядки, взгляды и устои. Так появился нигилизм – движение, в котором участвовали значительные слои российской молодёжи.

Движение «шестидесятников». Осенью 1861 г. по инициативе братьев Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичей, А. А. Слепцова и под влиянием Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва несколько революционных кружков объединились в тайное общество «Земля и воля». Целью общества была крестьянская революция, но деятельность в этом направлении не имела успеха. В конце 1863 г. общество приняло решение о самороспуске. Многие члены «Земли и воли» стали участниками других подпольных организаций.

Подпольные кружки в России выпускали антиправительственные прокламации . По свидетельству современника, они распространялись в обществе «свободно, без особенной осторожности». Громкий общественный резонанс вызвала появившаяся в мае 1862 г. в Петербурге прокламация «Молодая Россия», написанная студентом П. Г. Заичневским. Автор призывал к расправе с царствующим домом и «императорской партией», к которой причислял всех имущих. П. Г. Заичневский предлагал создать революционную партию, наделить крестьян землёй, национализировать фабрики, отменить браки.

Вспыхнувшие в Петербурге пожары по времени совпали с появлением прокламации. Молва приписала поджоги революционерам. Власть ответила на эти события закрытием демократических журналов, воскресных школ, арестами пропагандистов революционных идей.

В 1863 г. в Москве был организован кружок Н. А. Ишутина. Члены кружка поставили задачу «стянуть воедино всю умную молодёжь в России и заставить её действовать в направлении революционной пропаганды». В условиях спада крестьянских волнений Н. А. Ишутин считал необходимым найти средство для разжигания народных страстей. По его инициативе внутри организации была создана группа под громким названием «Ад», на которую возлагалась подготовка цареубийства.

4 апреля 1866 г. в Петербурге Д. В. Каракозов (двоюродный брат Н. А. Ишутина) стрелял в Александра II, но промахнулся. Террорист был схвачен, его судили, затем повесили.

Император поручил правительству принять меры по охране общества «от зародышей лжеучений». Новый шеф жандармов граф П. А. Шувалов усилил политический сыск в стране. Либеральные сановники были смещены со своих постов, журналы «Современник» и «Русское слово» закрыли. Руководству университетов предписывалось строго следить за благонадёжностью студентов.

Среди революционно настроенной молодёжи выделялся С. Г. Нечаев. Человек железной воли и непомерного честолюбия, вышедший из низов, он представлял собой новый тип революционера-подпольщика, свободного в выборе любых средств и методов для подготовки государственного переворота. Члены созданного им кружка разделяли эту позицию.

Теоретики народничества 1870-х гг. Основными направлениями народничества в эти годы были: пропагандистское (П. Л. Лавров), бунтарское (М. А. Бакунин) и заговорщическое (П. Н. Ткачёв).

П. Л. Лавров

В 1868 – 1869 гг. в журнале «Неделя» появилась серия статей «Исторические письма», автором которых был отставной полковник, математик и бывший профессор артиллерийской академии Пётр Лаврович Лавров. «Исторические письма» П. Л. Лаврова стали «евангелием революционной молодёжи». В них содержался призыв «к критически мыслящим личностям» помочь народу осознать свою силу и приступить к борьбе с общественным злом. Вскоре после публикаций «Исторических писем» П. Л. Лавров уехал за границу. Там он издавал журнал «Вперёд», со страниц которого призывал развернуть революционную пропаганду с целью подготовить народ к революции. Нелегальный журнал пользовался популярностью в России. Однако, по свидетельству современника, «несогласные ждать ухватились за Бакунина».

Михаил Александрович Бакунин происходил из старинного дворянского рода, обладал бунтарским характером, глубоким природным умом и снискал славу «апостола анархии ». Он эмигрировал из России ещё в 1840 г. и принимал участие во многих революциях в Европе, сидел в тюрьмах разных стран и в Петропавловской крепости. Из ссылки М. А. Бакунин бежал за границу и на чужбине занялся революционной деятельностью. «Восьмилетнее заключение лишило меня зубов, но укрепило мои убеждения», – писал неистовый революционер.

М. А. Бакунин

П. Н. Ткачёв

«Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа», – отмечал анархист в своей книге «Государственность и анархия». Он отвергал веру в Бога, единственно верным учением провозглашая материализм . Земля, по мнению М. А. Бакунина, должна принадлежать земледельческим общинам, а право наследования собственности и брак должны быть упразднены. Бунтарь выступал за разрушение государства со всеми его структурами и атрибутами, на смену государству, писал он, придёт «свободная федерация вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных ассоциаций». Для освобождения народа М. А. Бакунин видел лишь один «путь боевой, бунтовской». Революционеры-разночинцы, чтобы поднять народ на бунт, должны сыграть роль «коллективного Стеньки Разина».

Пётр Никитич Ткачёв, родом из дворян, юрист по образованию, был близок к С. Г. Нечаеву. П. Н. Ткачёв участвовал в студенческом движении, после ссылки эмигрировал. В 1875 г. он основал журнал «Набат», где проповедовал захват власти «дисциплинированной организацией революционных сил», которые ломают старое государство и устанавливают в стране революционную диктатуру.

«Хождение в народ». Среди разночинной молодёжи, объединённой в кружки, возникло движение, получившее название «хождение в народ». Весной 1874 г. сотни юношей и девушек пошли в деревню, чтобы ознакомиться с жизнью, бытом и настроениями крестьян, жить среди них и пропагандировать революционные идеи. Как вспоминал очевидец, у «каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке – поддёвку и несколько революционных книг и брошюр». Одни считали, что следует поднимать народ на бунт, другие вели мирную пропаганду социалистических идей, третьи были убеждены, что «наш народ учить нечему, стоит только «зажечь спичку» и всенародный пожар будет готов».

Арест пропагандиста. Художник И. Репин

Полиция арестовывала пропагандистов. К следствию привлекли около 800 человек. В 1877 г. правительство устроило показательный судебный «процесс 193-х». 90 обвиняемых в революционной пропаганде были оправданы, однако император отправил их в ссылку. «Хождение в народ» не дало ожидаемых результатов. Крестьянская масса оказалась не готова воспринять и поддержать народнические идеи.

«Земля и воля». В январе 1877 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание нового революционного общества «Земля и воля». Среди его организаторов были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов. Помимо центра в столице организация имела местные группы в 15 городах страны: Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Киеве, Одессе и др.

Программа «Земли и воли» предусматривала: переход всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с равномерным её распределением, «полное мирское самоуправление», свободу вероисповеданий, новое административное деление Российской империи «соответственно местным желаниям», т. е. отделение Польши, Украины, Кавказа и других национальных окраин. Члены «Земли и воли» вели активную пропаганду среди крестьян, рабочих, интеллигенции и военных, печатали листовки и брошюры в подпольной типографии. Для дезорганизации деятельности правительства они стали прибегать к террору.

В январе 1878 г. учительница Вера Ивановна Засулич выстрелом из револьвера тяжело ранила петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, за то что по его приказу наказали розгами арестанта – землевольца А. С. Емельянова. Присяжные окружного суда под председательством юриста А. Ф. Кони признали В. И. Засулич невиновной. Общественность была на стороне суда, а власть сочла судебное решение «наглым торжеством крамолы».

Выстрел В. И. Засулич стал сигналом к революционному террору членов «Земли и воли»: в Киеве был заколот кинжалом жандарм Г. Э. Гейкинг, такая же участь постигла шефа жандармов Н. В. Мезенцева, был убит харьковский генерал-губернатор князь Д. Н. Кропоткин. 2 апреля 1879 г. на Дворцовой площади столицы А. К. Соловьёв стрелял в Александра II, но император остался жив.

В 1879 г. после съездов в Липецке и Воронеже произошёл раскол «Земли и воли» на две организации. «Чёрный передел» возглавили Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, лидерами «Народной воли» стали А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская.

Георгий Валентинович Плеханов выступал против террора, подчёркивая, что он истощает силы самих революционеров. Попытки чёрнопередельцев вести пропаганду в деревне закончились неудачно. Более успешной была их агитация среди рабочих.

Исполнительный комитет «Народной воли» поставил своей целью свержение самодержавия. Помимо пропаганды и организации демонстраций важным направлением деятельности народовольцев стал террор. Они подготовили восемь покушений на императора, включая взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., от которого лишь случай спас Александра II.

Г. В. Плеханов. Художник С. Яннов

Власть и революционеры. 12 февраля 1880 г. была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка. Её возглавил М. Т. Лорис-Меликов, герой русско-турецкой войны, бывший харьковский губернатор. Он рассматривал революционное движение как «наносное явление» и верил в силу печати и общественного мнения. Либеральные круги называли его политический курс «диктатурой сердца», а народовольцы – «лисий хвост – волчья пасть». Охранитель государственного порядка принял суровые меры в отношении революционеров: состоялось более 20 судебных процессов, на которых осуждённым вынесли смертные приговоры. Он упразднил III отделение, а его функции передал департаменту полиции.

Одновременно М. Т. Лорис-Меликов ослабил цензуру, уволил в отставку непопулярного министра народного просвещения Д. А. Толстого, разрешил земствам иметь свои печатные органы. Не разделяя идею создания в России конституционных учреждений, М. Т. Лорис-Меликов предложил организовать особые комиссии с участием земских деятелей и интеллигенции. Комиссии могли участвовать в разработке законопроектов, которые затем вносили в Государственный совет. Этот проект получил название «конституция Лорис-Меликова». По указанию императора проект должны были рассматривать на заседании правительства, но произошло другое важное событие.

1 марта 1881 г. по пути в Зимний дворец Александр II был убит бомбой, брошенной одним из народовольцев.

Террор (от лат. «страх, ужас») – политика устрашения.

Нигилизм (от лат. «ничто») – отрицание общепринятых ценностей, моральных норм, религии, культуры.

Прокламация – печатное воззвание агитационного характера.

Анархия (анархизм) (от греч. «безвластие») – общественное движение, участники которого выступали за уничтожение всякой государственной власти.

Материализм – одно из направлений в философии, согласно которому материя первична, а сознание вторично, производно.

1874 г. – «хождение в народ».

1876 г. – основание «Земли и воли».

Вопросы и задания

1. Какие цели ставили перед собой консерваторы и либералы в пореформенный период?

2. В чём состояло различие во взглядах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского?

3. Какую тактику выбрало революционное народничество?

4. Расскажите о программе и деятельности организации «Земля и воля», причинах её раскола. Какие обстоятельства, по вашему мнению, подтолкнули революционеров к террористическим методам борьбы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора

22. Политические движения и общественные организации Политические движения воспринимаются как нечто аморфное, плохо структурированное, в отличие от политических партий. Политическое движение может быть охарактеризовано как общественная деятельность, направленная на

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 25 – 26. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ 60 – 70-х ГГ. XIX В Консерваторы. Отношение российского общества к реформам правительства было неоднозначным.Консерваторы, приспосабливаясь к реформаторскому курсу Александра II, были недовольны отменой «исконных прав» дворянства на землю и

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Культура и общественные движения Наука и техника. После смерти Сталина начались процессы освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля, мелочной регламентации спецслужбами, преодоления догматизма. Относительная терпимость к плюрализму мнений,

Из книги Свобода в СССР автора

Предисловие. Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

Из книги Азбука анархиста автора Махно Нестор Иванович

Из книги Воспоминания автора Махно Нестор Иванович

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения Собранный о них биографический материал пропал в начале 1921 года, в силу чего мы теперь можем дать о них лишь крайне скудные сведения.Семен

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Общественные отношения Об общественном строе Египта времен Раннего царства судить сложно. Источники свидетельствуют о большом царском хозяйстве, которое тщательно управлялось и выпускало разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при I и II династиях

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Глава 15 Датское общество и общественные движения в 1814-1840 годах Сельское хозяйство Наполеоновские войны дорого обошлись Дании. К тому же росла инфляция. Все это заставило политическое руководство страны предпринять определенные меры - сначала ввести новые налоги, а

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Общественные движения Важнейшим фактором модернизации Дании на протяжении всего описываемого периода явилось недовольство широких социальных слоев порядками традиционного общества и властью их установивших. До 1848 г. борьбу против абсолютистского государства

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

12.3. Общественные движения Проводимые в России реформы 1860–1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограничены и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении:

Из книги Тайны катынской трагедии [Материалы «круглого стола» по теме «Катынская трагедия: правовые и политические аспекты», проведённого 19 апреля 2010 года в автора Коллектив авторов

Информация Западного штаба партизанского движения в Центральный штаб партизанского движения, начальнику 27 июля 1943 г. Раздел «Как немцы сфабриковали Катынскую авантюру» «Военнопленные, сбежавшие из Смоленского лагеря 20.07.1943 года, как очевидцы - рассказали: Немцы,

Из книги Диссиденты, неформалы и свобода в СССР автора Шубин Александр Владленович

Предисловие Идейные течения и общественные движения в 1953–1984 гг. Мы живем в обществе, которое питается соками советской эпохи. Ее энергии хватает, чтобы служить базисом экономики и культуры. Эта эпоха, которая вроде бы принадлежит только прошлому, все еще живее, чем

автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.4. Общественные деятели 7.4.1. Был ли Оливер Кромвель английским Лениным? Вождь Английской революции родился в 1599 г. в семье небогатого помещика. Оливер учился в приходской школе, в колледже, а юридический факультет Кембриджского университета не закончил. Он был обычным

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

8.4. Общественные деятели 8.4.1. Джузеппе Гарибальди, Виктор Эммануил II и объединение Италии Почти одновременно с Германией единым государством стала Италия. После поражения революции 1848–1849 гг. страна была расколота на восемь государств. В Риме находились французские

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

9.4. Общественные деятели 9.4.1. Двадцать шесть лет тюрьмы Нельсона Манделы В России средняя продолжительность жизни едва превышает шестьдесят лет. В развитых странах люди живут на двадцать лет больше. В Африке живут меньше, чем в России, и намного меньше, чем в развитых

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей

До конца не разрешила основные проблемы российского общества. К осени 1861 г. политическая обстановка в стране ухудшилась. Появились прокламации, в которых народ призывали к реши тельным действиям. В 1861 г. в Московском, Петербургском и Казанском университетах произошли волнения. В мае 1862 г. Петербург был охвачен крупными пожарами. Они совпали с появлением новой прокламации, где были призывы к кровавой революции. Полиция арестовала Писарева и Чернышевского.

В 1862 г. возникла организация «Земля и воля» . Землевольцы надеялись на скорую стихийную революцию. После ареста руководителей в 1864 г. организация перестала существовать.

В 1869 г. С.Г. Нечаев создал в Москве тайное революционное общество «Народная расправа» . Организация была построена на полном подчинении рядовых членов руководителю и вседозволенности во имя революции. Вскоре организация распалась, а Нечаев умер в Петропавловской крепости.

В 70-е гг. сложилось несколько близких революционных течений, получивших название народничества. Народники полагали, что Россия перейдёт к социализму, минуя капитализм. Основой для такого перехода является крестьянская община. Интеллигенции в этом процессе отводили основную роль. Большинство народников считало политическую борьбу ненужной.

Выделились три основные течения народничества. Теоретиком бунтарского направления был М.А. Бакунин. Он считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь. Достаточно интеллигенции пойти в деревню, позвать на бунт, и революция начнётся. В ходе всенародного восстания будет уничтожено главное зло - государство. На некоторое время воцарится анархия, а затем наступит социализм. Эти идеи были популярны среди молодёжи.

В 1874 г. революционеры организовали массовое «хождение в народ». Тысячи агитаторов отправились в деревню, чтобы поднять крестьян на восстание. Крестьяне не поняли идей социализма и не поднялись на восстание против царя-освободителя. Большинство народников было арестовано полицией. Часто сами крестьяне сдавали агитаторов властям. Теория Бакунина о народе-бунтаре не подтвердилась.

П.Л. Лавров был теоретиком пропагандистского течения в народничестве. По его мнению, революцию необходимо было готовить. Задача интеллигенции - овладеть полезными в деревне профессиями и жить вместе с крестьянами и. Сначала их нужно научить читать, затем познакомить с произведениями Пушкина, Гоголя, Некрасова. Только после этого можно будет говорить с ними о социализме и революции.


В 1876 г. возникла новая организация «Земля и воля». Руководителями были С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, М.А. Натансон, В.Н. Фигнер и др. На первом этапе землевольцы занимались пропагандой. Революционеры отправились в деревню работать учителями, врачами, агрономами, землемерами. В результате много было сделано для просвещения народа, но идеи социализма так и остались чужды крестьянам.

Участник нечаевского кружка П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического течения. Он считал, что участие народа в революции необязательно. Необходимо создать небольшую, глубоко законспирированную организацию. В неё должны войти преданные делу люди, готовые пойти на смерть, осуществить государственный переворот, захватить власть и внедрить социализм в жизнь. Одним из методов подготовки переворота Ткачёв считал террор против правительства.

Неудача пропаганды среди крестьянства толкнула многих народников к политическому террору. В 1878 г. В.И. Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных оправдал террористку. Через несколько месяцев С.М. Кравчинский заколол на улице шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Начался массовый террор. Далеко не все народники считали, что он допустим. В результате споров в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Чёрный передел» и «Народная воля».

Во главе «Чёрного передела» встали П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов. Они попытались продолжить пропаганду среди крестьян и рабочих. В 1881 г. организация была разгромлена. Руководители скрылись за границей.

«Народную волю» возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер. Основной тактикой был избран террор. Народовольцы считали, что массовые политические убийства могут посеять панику в правительстве и заставить царя пойти на уступки. После свержения самодержавия они планировали передать власть Учредительному собранию. В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор Александру II. После серии неудачных покушений 1 марта 1881 г. царь был убит бомбой, брошенной террористом И.И. Гриневицким.

Надежды народовольцев не оправдались. Восстания не произошло. Уступок от правительства не последовало. Руководители «Народной воли» были арестованы и казнены. Среди народников наступило глубокое разочарование. В 80-х гг., активизировались либеральные народники, которые отрицали насильственные методы борьбы и выступали за постепенные реформы. В начале XX века остатки народнических групп вошли в партию эсеров.