Почему бабочки не могут жить без цветов. Презентация на тему

Почему бабочки не могут жить без цветов. Презентация на тему " почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек"

Окружающий мир 1 класс.

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы); определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию , допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: картинки с изображением цветов, цветы,; презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Планируемые достижения учащихся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа, и исчезает красота природы).

Оборудование:

    А.А.Плешаков . Учебник "Окружающий мир" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.

    А.А.Плешаков . Рабочая тетрадь к учебнику 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.

    мультимедийная презентация

    Картинки с цветами (ромашка, клевер, лютик,

Организационный момент.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

    Сообщение темы и целей урока.

Учитель. - Ребята! На уроках по окружающему миру Муравьишка задает нам вопросы, а мы отвечаем на них. Благодаря ему, мы узнаем много нового и полезного. И сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте:

Загадка.

На полянку вы пришли.

Вот трава, а вот цветы.

Порхают бабочки вокруг.

Зовем мы это место… (Луг)

Актуализация новых знаний.

Звучит музыка.

Ребята, а какие звуки мы услышали на лугу?

(Жужжание насекомых, пение птиц…)

А что бы мы увидели на лугу? (Цветы, бабочек, травы…)

Как вы думаете, почему насекомые и цветы всегда рядом ? (Высказывания детей)

Предположите,о чём пойдёт речь на уроке?

Прочитайте тему нашего урока стр 46

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Сегодня с Муравьишкой мы отправимся на луг. Там он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми. А Мудрая черепаха поможет ответить на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Как вы думаете, что такое луг?

Луга, ребята, – обширные(большие) территории с травяной растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер.

- Обратите внимание на доску.

( На доске лист ватмана с нарисованным лугом; цветы рядом на столе)

Ребята,красив ли этот луг? (Нет, луг не нарядный).

Давайте украсим луг цветами, но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо приклеить.

Учитель:

Нас много ребята.

Пусть каждый из нас

Цветочек для луга

Посадит сейчас.

Колокольчик:Слайд 1

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Растет на лугу цветок, голубой как небо, и такой глубокий, что каждое утро в нем собирается роса. Капля за каплей, капля за каплей – и полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.

- Кап-кап, динь-динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.

Птицы слышат это и начинают щебетать:

- Утро, утро наступило!

А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него. И радуют глаз эти небесно-голубые изящные колокольчики.

- Найдите у меня на столе колокольчик . (Дети находят колокольчики и приклеивают на луг).

Клевер:Слайд 2

Здесь, у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "пчелиной кашкою"
Называет наш народ. . (Дети находят клевер и приклеивают на луг).

Цветки клевера мелкие и собраны в округлые соцветия – головки. Головка очень удобна для посадки сразу, с налету, тяжелому шмелю. Сядет шмель и тщательно обследует всю головку, опуская хоботок по очереди в каждый цветок и доставая нектар. Так он и опыляет цветки, перенося пыльцу с одной головки на другую. Сладкий нектар находится в цветках клевера. За этот сладкий нектар и прозвали клевер кашкой.

Ромашка:Слайд 3

Знакомые с детства, родные ромашки
Мы видим на каждом лугу.
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу...
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу! (о каком цветке идёт речь?)

. (Дети находят ромашку и приклеивают на луг).

Лютик:Слайд 4

Звать его нам нечего,
Он и так придет,
Расцветает доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Лютик золотой.

Найдите этот цветок и наклейте его на наш луг.

Лютик – лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название «лютик» происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик - растение ядовитое.

Одуванчик:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

(учащиеся приклеивают одуванчик на луг).

Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом.

Кто знает, какая польза от цветов? ( лекарственные растения, корм для животных )

-А какие вы знаете лекарственные растения?

Ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице. Чай из ромашки с сахаром и сливками вызывает крепкий, спокойный сон

- А названные цветы растут в нашем крае? (Да)

Учитель: Кого еще можно встретить на лугу?

Какие живые существа похожи на цветы?

Правильно. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Слайд 5 (Голубянка)

Почему она получила такое название?
(Голубянка – голубого цвета).

Слайд 6 (Лимонница).

Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон).
Слайд 7(Пестрянка).

Почему ее так назвали? ( Пестрянка – пестрая)

К сожалению, в природе мы не можем полюбоваться всеми бабочками. Некоторые виды уже исчезли. А такие бабочки как Махаон, Адмирал (в Мурманской области обитают), Аполлон, Зорька, Бархатница, Павлиний глаз , Голубянка, Пестрянка, Траурница , Желтушка торфяниковая занесены в Красную книгу, потому что и они находятся на грани исчезновения.

Объясните, что значит «занесён в Красную книгу»? (Находится под охраной государства )

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Теперь давайте украсим наш луг и цветы бабочками.

( Дети цепляют бабочек на цветы.)

Учитель: Ребята! Каким стал луг после того, как мы наклеили цветы и бабочки?

( нарядным, праздничным).

Физкультминутка: Встаньте те, кому нравятся бабочки.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

Учитель:

Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга ? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов?
( Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек
? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

В начале урока мы предположили почему бабочки и цветы всегда рядом? Сейчас проверим это объяснением Мудрой черепахи

Прочитайте объяснение на стр 47 ( ученик читает по учебнику ) :

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян .

Так могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет . )

Почему?

(Они питаются их нектаром. )

(Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян ).

Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос Муравьишки: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга )

V. Работа по учебнику. Откройте учебники на стр. 46-47.

Посмотрите на два рисунка внизу страницы.

А сейчас работа в группе. Придумайте рассказы о том, как дети ведут себя на лугу.

( описание рисунка слева ):

Но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и одноразовые стаканчики .

(рассказ по рисунку справа ):

Но вот на луг пришли дети.

- Ах, как тут чудесно! – сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось .

Учитель: Ребята, а сейчас попробуйте представить, каким будет луг после того, как уйдут эти дети. ( Словесные рисунки учащихся ) .

Рисунок. стр.33 тетрадь.

Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка

(букет цветов, бабочку).

Что стало с цветами? ( они повяли )

Что произошло с бабочкой?

( мальчик нёс ее в руке и у неё сломались крылышки).

А что принесли дети со второго рисунка? (фотографии, рисунки)

Поведение этих детей на лугу изменило жизнь луга? Стало ли что-то с цветами. Бабочками?

(Нет)

-Правильно ли дети вели себя на 1-м рисунке? Чего они не знали?(Они не знают правил поведения.)

-Давайте попробуем объяснить это детям .

Учащиеся делают вывод.стр 47

Физкультминутка

Мы по лугу прогуляемся
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

Тетрадь стр 32.Раскрасьте луг так,чтобы он стал нарядным .(в паре?)

Итог урока

Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке? (Бережно относиться к природе, не рвать цветы, не ловить бабочек.)

Приведите примеры: назовите цветы и бабочек луга.(Бабочки – лимонница, крапивница, зорька; растения – ромашка, клевер, подорожник и т. д.)

- А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как мы им объясним, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

    Самооценка

У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу работу на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их под музыку)

Кто для себя сделал открытие? (Синий)

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Вы молодцы! И я надеюсь, что урок научил вас бережно относится к цветам и бабочкам.

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»

Учитель МБОУ «СОШ № 8» г.Бийска Калимуллина И.В.

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Цели: Дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомить с правилами поведения на лугу; развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; развивать коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Ресурсы урока: учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи, атласы-определители «От Земли до неба».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Сегодня солнечный весенний день.

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке?

Желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний.

Показывают смайлики настроения

II.Самоопределение к деятельности

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

IV.Постановка учебной задачи

Начнем урок с отгадывания загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Прикрепляю на доску бабочку)

Как думаете, что я поместила на обратной стороне картинки?

Почему так думаете?

Кто знает, почему бабочки связаны с цветами?

Кто из вас прав, узнаем немного позже.

Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке?

Прочитайте тему урока в учебнике.

Муравьишка Вопросик вновь приглашает нас к себе в гости. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Её нам прочитает…

Появляется слайд с изображением луга.

Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг?

Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок.

Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?

Бабочка

Цветочек.

Предлагают свои варианты ответа.

О взаимосвязи цветов и бабочек.

Читает заранее подготовленный ученик:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал. (Луг)

Ставят задачи:

Узнать:

1.Какие цветы растут на лугу?

2.Какие бабочки живут на лугу?

3.Как связаны бабочки с цветами?

4.Услышать звуки природы.

5.Научиться правилам поведения на лугу.

Отвечаю т:

1.Учебник

2.Атлас-определитель

3.Учитель

V.«Открытие»

нового знания

Итак, тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.

Ребята, закройте глаза и представьте, что бы вы услышали, если сейчас оказались на лугу?

А что бы увидели?

А что бы почувствовали?

Ребята, а какие луговые цветы вы знаете?

У меня на столе лежат картинки с изображением цветов. Выберите картинку со знакомым цветком и прикрепите на луг.

А каких бабочек вы знаете?

Где вы их встречали в природе?

Бабочки - одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.

Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?

Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает?

А появятся на лугу они после того, как вы выполните задания в учебнике на странице 46.

Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике! Подумайте, какие могут быть у них названия и на каких цветах они сидят.

А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц и цветов, на которых они сидят с помощью атласа-определителя.

Работа в группах

На картине с изображением луга появляются бабочки : голубянка, пестрянка, зорька.

Появляются цветы: нивяник, таволга, короставник и карточки с их названием на доске.

Да.

Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы

Цветы, бабочек, травы, …

Аромат цветов, лёгкий ветерок, …

(Ромашка, колокольчик, одуванчик, …)

Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга.

(Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)

Лимонница – жёлтая, как лимон.

Бабочек.

Ответы детей.

1 группа . Определяет название бабочек

2 группа. Определяет название цветов

Самопроверка по учебнику (стр.88)

VI.Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над лужайкой закружилась.

VII.Первичное закрепление

Продолжение работы.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.

Сделайте выводы.

На какой луг вам приятно приходить?

Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка?

Что стало с цветами? С бабочкой?

А что принесли домой дети со второго рисунка?

Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели?

Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.

Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом?

Почему бабочки не могут жить без цветов?

Кто знает, что такое нектар?

Давайте найдём это слово в словаре С.И.Ожегова и прочитаем.

НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.

А почему цветы не могут жить без бабочек?

А хотите убедиться, правильно ли мы думаем?

Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1 группа – описывает рисунок слева.

2 группа - описывает рисунок справа.

Примерные рассказы детей:

1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.

2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.

Выводы детей.

Букет, бабочку.

Фотографии, рисунки.

Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.

Они питаются нектаром.

Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Да.

Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…»

Они не могут жить друг без друга.

VII. Включение в систему знаний

Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей?

Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со словом «МОЖНО».

А теперь давайте прочитаем текст выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр.47 и узнаем, как думает об этом Мудрая Черепаха.

Работа в группах

1 группа: 1) Не ловить бабочек

2)Не рвать цветы

3)Не бросать мусор

4)Не кричать

5)Не включать громко музыку

2 группа:

1)Наблюдать

2)Рисовать

3)Фотографировать

Читают текст

VIII.Рефлексия

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.

Зеленый смайлик – не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.

Красный смайлик – огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала.

Оценивают свою работу.

IX.Итоги урока

Вернёмся к учебным задачам.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Приведите примеры цветов и бабочек луга.

Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

Почему необходимо соблюдать эти правила?

От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.

Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработки элементарных экологических норм.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные существа, и исчезает красота природы).

Получат возможность научиться: обсуждать свое отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Основные понятия и определения

Луговые цветы, бабочки, правила поведения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу.

Научимся некоторым важным правилам поведения в природе.

Вспомните, какие вы знаете цветы, каких бабочек. Где вы встречали их в природе?

Изучение нового материала

Определите цветы и бабочек, которые изоб-ражены на рисунке

Ответ

Бабочки- голубянка, пестрянка, зорька

Цвкты- нивяник, таволга, короставник

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунках? Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. Сравните их со словами Мудрой Черепахи.

Знаете ли вы, что..

бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром;

цветам плохо без бабочек, потому что ба-бочки опыляют их (без этого у растений не будет плодов и семян)?

Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Придумайте сказочную историю по этому рисунку.

Вывод

Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные
живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!

1.Приведите примеры цветов и бабочек луга. 2. Какие правила поведения в при-роде мы договорились соблюдать? 3. Почему необходимо соблюдать эти правила?

Презентация почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек 1 класс

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек

Почему нельзя рвать цветы

Люди , не рвите цветы !

Интегрированный урок: окружающий мир и изобразительное искусство (1 класс)

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока : изучение нового материала.

Цель :

1. Познакомить обучающихся с растениями и насекомыми луга.

2. Совершенствовать умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

3. Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру и экологически грамотное поведение в природе.

4. Учить видеть красоту в природе.

5. Научить последовательно проводить работу над изображением по представлению, использовать понятие симметрии в составлении узора.

7. Развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;

Планируемые результаты учащихся:

предметные результаты:

научатся узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), аккуратно работать с материалом (бумага, цветные карандаши);

получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать своё поведение на лугу, выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, видеть красоту природы.

Универсальные учебные действия:

регулятивные : осуществлять контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, место и роль человека в природе.

познавательные : произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения.

коммуникативные : сотрудничество при выработке общего решения в совместной деятельности, умение слушать собеседника.

1.Организационный момент. Психологическая поддержка

Ученики Мы-умные!

Мы-дружные!

Мы-внимательные!

Мы-старательные!

Мы-отлично учимся!

Всё у нас получится!

2 Закрепление пройденного материала.

Учитель: - Какой месяц сейчас наступил? (Ответы детей)

Что изменилось в природе?

3.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Какое время года вы любите больше?

Я предлагаю вам совершить путешествие, оказаться летом…….,а где,отгадайте загадку.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал,

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал!

Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит. (луг)

(Слайд 2)

4.Сообщение темы урока.

Учитель: Попробуйте определить о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Сегодня мы узнаем названия растений и насекомых луга и постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

(Слайд 2 - МУЗЫКА)

Учитель: Представьте себе, (закрыв глаза,) что вы сейчас находитесь на лугу. Как красив луг весной и летом. Всё вокруг зеленеет, пестреют цветы, порхают с цветка на цветок разноцветные бабочки, трещат кузнечики, жужжат пчёлы. Слышно пение птиц. Тихо переливаясь по камешкам шумит вода в речке. Трава мягкая, шелковистая. Вы вдыхаете прекрасный аромат цветов.

Какие звуки вы услышали, что представили? (Ответы детей)

Учитель: Давай пройдёмся медленно по лугу

И скажем «здравствуй» каждому цветку.

Нам надо над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Многие поэты и писатели рассказывали о красоте луга в своих произведениях.

(Слайд 3) И.Соколов-Микитов «Цветы лета»

Учитель: Какие цветы писатель увидел на лугу? (Ответы детей)

Представьте, каким стал бы луг, если исчезнут цветы, бабочки, травы? (Ответы детей).

Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.

Учитель : С удовольствием хочу

Все цветы сюда позвать,

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать!

(Ученик, на голове маска с изображением колокольчика.)

Приглашение услышал,

И лишь солнышко взошло,

Зазвенел над нашим лугом

Тонколистый, синеглазый,

Очень нежный лепесток.

Пьет росу, склонив головку,

Как называется мой цветок?

Дети отгадывают загадку.

(Слайд 4)

(Ученик, на голове маска с изображением ромашки.)

Я ромашка полевая,

Про меня все дети знают,

Растем всегда на воле,

Красивей нас нет,

Любуйтесь нами в поле,

Не рвите нас в букет!

(Слайд 5)

(Ученик, на голове маска с изображением клевера.)

Здесь у рощицы березовой,

С колокольчиком, с ромашкой,

Где к лугам сбегает рожь,

Клевер весело цветет.

Я клевер знатный,

Сочный, нежный, ароматный.

(Слайд 6)

Ученик: (на голове маска с изображением лютика)

Звать его нам нечего,

Он и сам придет.

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот -

Солнцем налитой лютик золотой

(Слайд 7)

(Слайд 8, 9) (учитель дополняет информацию о цветах таволга, короставник)

Атлас- определитель « От земли до неба»

6 .Работа в тетради стр. 30 (соотнести название и цветок) Работа в парах

Слайд 10

7. Знакомство с насекомыми луга.

Учитель: Ребята, вы сейчас познакомились с разнообразием луговых цветов. Но у матушки-природы есть для вас ещё много сюрпризов.

Мы ждём с вами гостей. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем говорить дальше.

Учитель: Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

А он вспорхнул и улетел.

Что же это за «цветок».

(Ответы учеников)

(Слайд 11)

Учитель: Да, это бабочка. Древние греки считали, что когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо! - цветок оторвался от стебля и полетел. Так появились бабочки.

(Слайд 12)

Учитель: В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях. Смотреть на них одно удовольствие.

Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили? (Ответы детей)

Учитель: Вот какие разнообразные по форме и цвету бывают крылья у бабочек. Но ведь есть у них и общие черты, то, что их объединяет: (Ответы детей)

Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.

Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.

Бабочки, одни из самых красивых живых существ на земле!

За красоту бабочек, люди дали им красивые имена. А эта бабочка называется махаон, название её переводится с французского языка как «хвостатка». На крыльях этой бабочки находятся ответвления, похожие на хвостики.

Учитель: О других бабочках вы можете прочитать в Атласе- определителе «От земли до неба»

8.Физминутка «Бабочки»

(Слайд 13)

(Слайд 14)

9. Создание коллективного панно «Цветы и бабочки» (индивидуальная работа) Макет полянки на доске

Учащиеся раскрашивают картинки с изображением бабочек. Учителю необходимо обратить внимание учащихся на симметричность крыльев и их окраску. Бабочки прикрепляются к коллективному панно.

(Слайд 15)

10 .Работа с учебником (стр.46)

Учитель: Посмотрите два следующих рисунка. Что изменилось на лугу? (Пришли дети.)

(Ученики составляют рассказы по рисункам №1 и №2.)

Представьте, дети ушли, каким будет луг? (Высказывания учеников.)

Какие правила поведения надо соблюдать в природе? (Ответы детей)

11.Обобщение.

(Слайд 16)

Учитель: Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты.

А почему бабочки и цветы всегда рядом? (Ученики рассуждают.)

Почему бабочки не могут жить без цветов? (Питаются их нектаром.)

А цветы без бабочек? (Опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

(Слайд 17)

Учитель: А теперь прочтите, как объясняет это Мудрая Черепаха в учебнике на с.47

.(Чтение вывода)

12.Работа в группах. (составляют предложение из слогов). Конверты со словами разрезанные на слоги.

(Слайд 18)

1 группа (Берегите цветы!)

2 группа (Берегите бабочек!)

3 группа (Берегите природу!)

13.Итог урока.

Учитель: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Ученики: Они не могут жить друг без друга.

14. Рефлексия

Учитель: На своих светофорах выберите цвет

Кто сделал для себя открытие, активно работал (жёлтый)

Кому на уроке было интересно (зелёный)

Кому урок не подарил хорошего настроения (красный)

Ученики читают стихотворение Б.Заходер «Про все на свете»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, ИКТ.

Продолжительность урока : 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш

Для учителя:

  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

План урока

1.Организационный момент

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Постановка проблемного вопроса

4. Беседа о растениях и животных луга

  • Физминутка

5. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

6. Итог беседы.

  • Работа с учебником

7 .Экологическая задача.

8. Релаксация

9. Работа на компьютерах.

10. Итог урока

11. Творческое задание.

Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1