Полнота познания всегда означает некоторое непонимание эссе. Роль мировоззрения в жизни человека

Полнота познания всегда означает некоторое непонимание эссе. Роль мировоззрения в жизни человека

Проблема о непонимании общего смысла познания является актуальной в наши дни.

Смысл данного высказывания, я вижу в том, что порой истина отличается от того, что видит и понимает человек. Попробую рассмотреть эту мысль и доказать ее.

Но порой мы получаем информацию, которая не соответствует тому, что мы можем наблюдать.

Это можно подтвердить следующими примерами. Например, все мы знаем, что март – весенний месяц, который должен сопровождаться пением птиц, таянием снега и постепенно приходящим теплом. Но человек, проснувшись утром 3 марта, видит за окном снег и на градуснике -15. В этом случае мы убеждаемся в правоте слов Р. Миллекена.

Приведу еще один пример. Представим, что мы видим девушку с огненно-рыжими волосами. Этот цвет ей очень идет, она спокойно расчесывает волосы, но спустя какое-то время, мы замечаем, что сзади выглядывают тонкие блондинистые пряди. Этот пример опять-таки подтверждает правоту слов автора.

Таким образом, можно сказать, что прав был Р. Миллинкен в своем высказывании о том, что полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины вашего познания.

В этом эссе я проанализировал предложенную цитату автора и постарался выделить основные аспекты, которые автор хотел до нас донести используя этот афоризм в соей речи, ведь нет никаких сомнений, что столь гениальный человек не мог произнести эту мысль без скрытого подтекста.

Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. (Сравн.:Олкотт : «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности - такова болезнь невежд». ИлиДж. Бруно : «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Сократовский парадокс указывает еще на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т. е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем. ФизикР. Милликен говорил: «Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения». Такое противоречие можно наглядно представить следующим образом: рисунок см. на сл. стр.

С познанием, т. е. увеличением круга знания увеличивается сфера соприкосновения с миром незнания. Вот что писал по этому поводу Д. Данин:

незнаниеНЕЗНАНИЕ

знание ЗНАНИЕ

познавательный процесс

«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом. Об этом давно замеченном свойстве научного прогресса прекрасно сказал однажды Луи де Бройль:

«В большой аудитории Сорбонны на отличной фреске, созданной Пюви де Шаванном, изображены на обширной поляне фигуры, несколько стилизованные, согласно обычной манере этого художника; они символизируют человечество, наслаждающееся самыми возвышенными духовными радостями: литературой, наукой и искусством; но эту светлую поляну окружает темный лес, который символически указывает нам, что, несмотря на блестящие завоевания мысли, тайны вещей продолжают окружать нас со всех сторон.

Да, мы находимся в центре огромного темного леса. Понемногу мы освобождаем вокруг себя небольшой участок земли и создаем маленькую поляну. И теперь, благодаря успехам науки, мы непрерывно и во все возрастающем темпе раздвигаем ее границы. Однако все время перед нами пребывает эта таинственная опушка леса - непроницаемого и безграничного леса Неведомого».

…То, что так велеречиво высказал ученый, суховато выразил писатель:

«Наука всегда оказывается неправой. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятки новых».

Узнается почерк Бернарда Шоу: раз общепризнанно, что на стороне науки всегда есть доказанная правота, ему нужно было убедить нас в обратном - она всегда не права.

Он подумал о науке в момент ее торжества - в момент открытия, когда она и вправду безоружна перед лицом новых «почему», обращенных ею же самой к чуть поредевшему лесу Неведомого. Нет у нее покуда ответов на эти новые «почему», которых никто и не задавал бы до состоявшегося открытия. И она в очередной раз «оказывается неправой» именно на гребне успеха. И чем масштабней открытие, тем более «неправой» оказывается она: тем больше вопросов приводит оно с собой.» 1

Функция мировоззрения и её сущность Пример проявления
Формирование необходимых для существования человека жизненных ориентиров. Мировоззрение выступает своего рода маяком, задавая направление жизни человека Американский технический специалист, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ (Агентство национальной безопасности) США Эдвард Сноуден из-за своих убеждений, несмотря на то, что давал присягу, раскрыл факты всеобъемлющего слежения в 60 странах за более чем миллиардом человек.
Мировоззрение даёт ответ на вопрос о смысле жизни (для каждого ответ на этот вопрос индивидуален) 1. Иеромонах Саровского монастыря Серафим Саровский всю свою жизнь посвятил служению Богу и постоянным молитвам, видя в этом смысл своего существования; 2. Известный биолог и популяризатор науки Ричард Докинз, наоборот, позиционирует себя атеистом и видит смысл существования людей в передаче своих доминантных генов потомству.
Мировоззрение формирует идеалы человека Сингапурский пловец Джозеф Скуллинг всю жизнь мечтал победить на Олимпийских играх. Кумиром Джозефа был самый известный пловец в мире, 23-кратный (!) олимпийский чемпион Майкл Фелпс. Всю жизнь Джозеф упорно тренировался и на Олимпиаде в Бразилии смог победить своего кумира, став олимпийским чемпионом.

Темы для эссе:

1. «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить». (И. Бергман)

2. «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». (Ж.П. Сартр)

3. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

1.3 Виды знаний

Мы с вами уже знаем, что потребность в получении новых знаний о мире, человеке и обществе является важной потребностью в структуре потребностей человека. С этой точки зрения, вся история человечества представляется ускоряющимся процессом получения, обработки и систематизации знаний. Чем быстрее развивается общество, тем больше появляется способов получения новых знаний, тем выше эти знания ценятся. В таких условиях проблемы познания приобретают большую значимость.

Познание 1 процесс деятельности человека, направленный на получение достоверных знаний о мире, человеке и обществе.

Познание 2 процесс творческой деятельности человека, направленный на отражение объективного мира в субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях, целью которого является получение знаний о мире, человеке и обществе.



1 В данном случае можно использовать оба определения в качестве равнозначных, но рекомендуется знать оба, так как второй вариант будет использоваться для объяснения сущности понятия «знание».

Знание это форма полученной в результате познания информации. Знание есть результат познания.

Прежде, чем говорить о результатах познания, следует разобраться непосредственно в процессах.

Уровни познания

Мнения на возможные познания мира

1. Агностицизм – отрицает полное или частичное познание мира, то есть познание не дает верных сведений о мире. Мир непознаваем.

2. Скептицизм – не отрицает возможности познания мира, но ставит под сомнение достоверность всех познавательных процессов.

3. Рационализм – мир принципиально познаваем и это возможно.

4. Сенсуализм – мир познаваем через чувственно

Виды познания

1. Житейское (обыденное) познание;

2. религиозное (мифологическое);

3. научное;

4. художественное (человек познает через художественный образ);

5. общественное;

6. философское.

Ни одно из этих познаний не является сформированным, и могут реализоваться и через друга.

Чувственная и рациональная формы познания

Чувственное познание Рациональное познание
Чувственное познание – познание посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание с помощью разума, мышления.
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ! НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ СТУПЕНЬ!
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, процесса или явления. Восприятие – чувственный образ предмета, процесса или явления. Представление – чувственно наглядный образ предмета, процесса или явления, оставшийся в памяти. Весь процесс происходит за секунды. Понятие – отражение существенных свойств предмета, процесса или явления. Суждение – сочетание понятий, одно из которых – субъект – определяется и раскрывается через другое – предикат . Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылами , выводится новое суждение, называемое заключением , или следствием .Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии.
Особенности чувственного познания: 1. Непосредственность и наглядность (нужно чувствовать или видеть чтобы познать). 2. Предметность и целенаправленность (холодное – это холодно). 3. Воспроизводит внешние свойства. Особенности рационального познания: 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и объективность. 3. Воспроизведение внутренних законов и связей.

Знание является единством чувственного и рационального познания, то есть без чувственного познания мир практически непознаваем (если ты слеп и глух, то тебе тяжело будет познавать мир, ну и если чел тупой, то ему будет крайне сложно познавать мир ).



Интуиция получение какого-либо знания в результате озарения, т.е. непонятным способом. Интуиция бывает:

1. Мистическая (религиозное откровение; дежавю).

2. Интеллектуальная (открытие Менделеевым таблицы Менделеева)

Знание результат познавательной деятельности (знание как результат познания).

Смысл термина «знание»

1. Знание, как способность или умение (я знаю карате)

2. Знание,как познавательное значение информации (я знаю как достать марихуану)

3. Знание,как особая познавательная единица = знание, как смекалка

Виды знания

1. Житейское – строится на здравом смысле и личном опыте. (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании)

2. Научное – строится на понятиях. (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов).

3. Религиозное (мифологическое) – базируются на восприятии верой.

4. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

5. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

6. Философское постижение мира – высшая форма теоретического познания.

Понятие истины, её критерии

Истина – знание, которое соответствует своему предмету и совпадает с ним.

ОБЪЕКТИВНАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ

(Не зависит от человека (Зависит от человека

и человечества в целом) и человечества)

Основные свойства истинны

1) Истина есть некий процесс, но не одноразовый акт познания формулировки конкретного вопроса (истина познаётся долго).

2) Истина всегда конкретна (Т.е связана с конкретным местом и конкретным временем)

3) Истина всегда едина, то есть включает в себя 3 аспекта:

а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Таким образом, разница между абсолютной и относительной истиной в степени точности и полноты отражения действительности.

Понятие «ложь»

1. Ложь, как заблуждение (несознательное искажение действительности). Заблуждение играет большую роль в истории науки, так как заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо становятся истиной. Соответственно заблуждения способствуют новым критериям.

2. Ложь, как преднамеренный акт (преднамеренная ложь – сознательное искажение действительности).

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения.

Критерии истины

1.Соответствие законам логики. Например, Петров создал вечный двигатель.

2. Соответствие ранее открытым законам науки

3. Соответствие фундаментальным законам. Например, закон сохранения энергии

4. Практика – система деятельности людей, направленная на преобразования окружающей действительности.

Формы практики:

А) труд (материальное производство);

Б) в качестве социальных действий (реформа, революция);

В) как научный эквивалент

Функции практики:

1. Как источник познания;

2. как основа познания;

3. как цель познания;

4. как критерий истины.

Другие определения истины:

· Истина как то, что подтверждено практическим опытом.

· Истина как соответствие знаний действительности.

· Истина как некое соглашение между людьми (конвенция), например, стул называть СТУЛОМ, а не диваном.

· Истина как свойство самосогласованности знаний, когда несколько наук или разные положения в одной науке приходят к одному выводу.

В данном высказывании автор поднимает проблему относительной истины и ее критериев. Поставленная проблема особенно актуальна для современного мира, когда доля научных открытий возросла во много раз по сравнению с предыдущими столетиями.

Американский физик и обладатель Нобелевской премии писал: «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Иными словами, он утверждал, что истина никогда не бывает абсолютной, всегда есть что-то, чего человек еще не знает. На пути к достижению абсолютной истины, то есть полного и исчерпывающего знания о мире, человек получает относительные истины. Относительные истины как неполные, неточные знания о мире, соответствующие определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания, могут не соответствовать настоящей картине мира, поэтому полная убежденность в их действительности говорит о незнании тех или иных фактов.

Относительность истины определяется рядом причин - бесконечностью и изменчивостью познаваемого мира, уровнем развития производства, духовной культуры и имеющихся средств наблюдения, а так же реальными историческими условиями времени. Можно сказать, что относительная истина – это правдивое, но неполное знание о чем-либо, а каждое открытие является шагом к абсолютной истине. Относительная истина в отличие от абсолютной является продуктом познавательной деятельности человека и включает в себя только эмпирически проверенные данные. Она отличается теоретической обоснованностью и доказательностью. Со временем относительная истина может стать частным правилом или вовсе оказаться заблуждением, то есть ошибочным или искаженным знанием.

Помимо теоретических обоснований можно привести конкретные примеры. Ярким примером относительной истины может стать ранее существовавшее убеждение людей в том, что Земля является плоской. Однако позднее, с изобретением кораблей, способных проплыть далекие расстояния, выяснилось, что Земля на самом деле имеет форму шара. Таким образом, люди поняли, что мир на самом деле очень сложен и им предстоит еще многому научиться.

Другим примером может послужить тот факт, что до недавнего времени многие граждане нашей страны были убеждены в высокой эффективности гомеопатов. Однако современные исследования доказали, что эти препараты никак не влияют на течение болезни и являются пустышками. Это означает, что люди принимали на веру уверения производителей и никак не проверяли информацию о лекарствах.

Поэтому не стоит воспринимать существующую картину мира как истинно верную. Следует развивать в себе критическое мышление и самостоятельно проверять полученные знания.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

29.2 Экономика: «Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать то, что требуется». (П. Хейне)

29.3 Социология, социальная психология: «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

29.4 Политология: «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

29.5 Правоведение: «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними». (Латинское юридическое изречение)

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.