Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте - держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот - хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.
Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:
Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).
Патологии внутриутробного периода - причина СНР (фото: www.e-motherhood.ru)
Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:
Кроме того, системное недоразвитие речи - это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.
Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.
Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:
Степень тяжести |
Отклонения в развитии речи |
Темп речи - нормальный, реже - ускоренный. Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков. Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз. Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»). Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам |
|
Средней тяжести |
Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции. Чаще всего наблюдается монотонность интонации. Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена. Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений. Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений. Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает. При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл. Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы). Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей. Выраженная дисграфия и дислексия - нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия |
Грубые нарушения движений губ и языка. Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса. Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах). Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз. Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных. Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения. Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами. В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно. Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит. Мелкая моторика рук - нарушена. Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют |
Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей - невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.
В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).
Арт-терапия - альтернативный метод лечения нарушений речи (фото: www.dytpsyholog.com)
Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.
Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)
Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.
Целью
логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Диагностика и коррекция устной и письменной речи;
Развитие и коррекция высших психических функций, моторики;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;
Воспитание мотивации к учению, общению;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната.
Результат
- коррекция системного недоразвития речи обучающихся.
Критериями и показателями эффективности
логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.
В систему логопедической работы
входит:
диагностика- коррекция- предупреждение - разъяснение - отслеживание динамики изменений в речевом развитии.
Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации.
Практика работы последнего десятилетия в школе-интернате показывает, что при первичном обследовании у 100% учащихся 1-х классов диагностируется системное недоразвитие речи (различной степени тяжести), которое проявляется в стойком фонетическом недоразвитии, нарушенном звукопроизношении (как правило, полиморфном), выраженных аграмматизмах, бедности словарного запаса, недостаточности употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резком снижении речевой активности и коммуникации, маловыразительности речи, отсутствии логических ударений. В последние 3 года доминирует СНР тяжелой степени.
Дополнительно к СНР у значительной части детей имеются те или иные речевые нарушения:алалия, ринолалия, дизартрия, логоневроз, дислалия. Причем, преобладают сложные речевые расстройства (дизартрия,алалия,ринолалия), а функциональные расстройства (дислалия) отмечены в минимальном количестве. Самым распространённым речевым нарушением у детей является дизартрия.
Ключевую роль в системе коррекционной логопедической работы отвожу технологии
логопедического обследования.
Логопедический мониторинг осуществляю с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной«Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей», который был адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы
VIII
вида.
Для проведения логопедического обследования использую следующую комбинацию методик:
Методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, основанная на рекомендациях И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной;
Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма учащихся 2 класса массовой школы Л.В. Бенедиктовой, Р.И. Лалаевой, рекомендованная Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга;
Схемы обследования детей с алалией, ринолалией, дизартрией, рекомендованные Аналитическим НМЦ "Развитие и коррекция" г. Москвы.
Коррекционно-развивающая среда включает в себя:
Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий с широким спектром коррекционно-развивающих игр;
Преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком-логопатом всех специалистов школы-интерната.
Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:
Развитие психологической базы речи;
Развитие речевой коммуникации обучающихся;
Развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
Работа над дыханием и просодической стороной речи;
Постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;
Формирование грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
Предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;
Воспитание мотивации к учению.
В целях четкой организации всего коррекционного процесса, единого учебно-методического сопровождения составила рабочую компилятивную программу по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1-5 классов.
Программа составлена с учётом рекомендаций Московского Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития (автор- Козырева Л.М.) , коррекционно-развивающей программы исправления недостатков письма у учеников общеобразовательных школ, имеющих дисграфию (автор- Мазанова Е.В.), с учётом собственного опыта работы и в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (выбор тем для работы над лексико-грамматическим строем и связной речью основывается на взаимосвязи с другими предметами школьной программы). Данная работа была прорецензирована и рекомендована к внедрению на кафедре логопедии и олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО Благовещенского педагогического университета, утверждена на заседании методического совета ГОБУ С(К) школы-интерната №12 (протокол №1 от 24.09.2009 г.).
Экспериментальная апробация компилятивной рабочей программы была рассчитана на период 2009-2012 годов. Результаты работы по программе показывают увеличение количества обучающихся с положительной динамикой речевого развития.
К 6-7 классам остаются дети, у которых дефект выражен наиболее грубо. Поэтому работа проводится индивидуально, подбираются и используются методы и приемы воздействия, необходимые конкретному ученику.
Содержание логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляю с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираю с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, каждое проводимое мной занятие содержит:
1 .Организационный момент. Его цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.
3 .Артикуляционную гимнастику . Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.
4.Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания . Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
5.Фонетическую зарядку . Цель- развитие слухового восприятия, уточнение артикуляции, воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.
6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.
7. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук . Их цель- развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.
8.Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.
9. Физминутку (логоритмику). Цель- предупреждение состояния переутомления, снятие физического напряжения с тех групп мыщц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.
-технологии мониторинга логопедической работы.В своей работе считаю целесообразным и оправданным применение приемов и идей ряда педагогических технологий : технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии компенсирующего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, междисциплинарную психолого-педагогическую технологию "Дельфины".
В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. В этом мне помогает:
Опора на положительное;
Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;
Знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;
разнообразное построение занятий, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности;
Применение различных методов оценивания.
Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.
Проводимая таким образом логопедическая работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики.
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Цель программы - коррекция дефектов устной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор школы:
В.Н. Мирнов
Рабочая программа
по коррекции системного недоразвития речи
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальными нарушениями)
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 32
Учитель-логопед Сивакова В.А.
Ст. Тацинская
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Речевые нарушения у детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.
Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР
Цель - коррекция дефектов устной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи:
Коррекция и развитие психологической базы речи;
Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова;
Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
Формирование грамматической стороны речи;
Предупреждение и коррекция дисграфии;
Развитие диалогической и монологической форм речи;
Формирование коммуникативных навыков;
Воспитание мотивации к учению, общению.
Предполагаемый результат-коррекция системного нарушения речи обучающихся.
Методологические и теоретические
основы программы
При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:
Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:
Рабочая программа составлена на основе:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .
Организация работы по программе
Для коррекции нарушений речи учащихся осуществляется специальная логопедическая работа, поэтому в базисном учебном плане предусмотрен 1 час логопедических занятий в неделю.
Планируемые результаты:
- По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки;
- показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого;
Понимать обобщающие категории;
Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией;
Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам;
Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу);
Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях;
Отдавать приказания: на, иди, дай;
Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Номер | Тема | Ко-во часов | Дата проведения занятия |
|
Сентябрь | Гласные звуки | Вызывать правильное произношение гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. | |||
Звукоподражания | Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов. Выявление речевых и неречевых звуков. | ||||
Октябрь | Осень. Признаки осени. | Систематизировать представления ребенка о сезонных изменениях в природе. Учить наблюдать явление природы, понимание предложно-падежных форм | |||
Огород. Овощи | Соотносить предметы по цвету, составлять цело из частей, узнавать овощи по описанию. | ||||
Сад. Фрукты | Развивать умение угадывать фрукты на ощупь, узнавать предметы в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы, соотносить предметы по цвету. | ||||
Лес. Деревья | Учить различать деревья, понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||||
Ноябрь | Части тела | Формировать умение показывать части тела | |||
Игрушки | Уточнение и активизация словаря по теме, упражнять в соотнесении предмета с изображением на картинке, развивать понимание понятий «большой – маленький». | ||||
Одежда. Обувь. Головные уборы. | Совершенствовать понимание лексико-грамматических категорий, выполнять речевую инструкцию в одно действие, закреплять в словаре названия некоторых частей тела, деталей одежды. | ||||
Мебель | закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, различных её видах; учить составлять целое из частей. | ||||
Декабрь | Посуда | Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда. | |||
Наступает зима | Расширять глагольный словарь, уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. | ||||
Зимующие птицы | Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. | ||||
К нам приходит Новый год | Активизация и расширение словаря по теме « Новогодний праздник » . Совершенствование понимание лексико- грамматических категорий. | ||||
Январь | Домашние животные и птицы | Умение находить тень, узнавать животных по голосу, описанию, имитировать звукоподражания. | |||
Дикие животные наших лесов | систематизировать знания детей о диких животных; учить понимать относительные и притяжательные прилагательные. | ||||
Профессии | расширять знания ребенка о разных профессиях. Уметь группировать, выделять лишнее, собирать целое из частей. | ||||
Февраль | Транспорт | Формирование обобщающего понятия «Транспорт» в импрессивной речи, расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, уточнение знаний о разных видах машин и их назначениях. | |||
День защитника Отечества. | расширять представления детей о Дне Защитника Отечества, развивать умение ориентироваться в пространстве листа. | ||||
Я в мире человек | уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; закрепить признаки сходства и различия между людьми. | ||||
Подводный мир | Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас, умение соотносить предметы по цвету. | ||||
Март | Весна. Признаки весны. | Обобщение представлений о весне, о ее признаках, совершенствовать словарных запас. | |||
Перелетные птицы | Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания, систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта. | ||||
Мамин праздник. | Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы. | ||||
Насекомые. Цветы на лугу | Расширять словарь признаков, понимание понятий «Большой-маленький», уменьшительно-ласкательных форм существительных. | ||||
Апрель | Грибы. Ягоды | Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование понимания лексико-грамматических категорий. | |||
Мой дом | Активизировать и расширять словарь по теме "Мой город" определениями, глаголами; | ||||
Цветы | развитие умения ориентироваться на плоскости, совершенствование умения понимать предложно-падежные конструкции. | ||||
Продукты питания | знать основные названия продуктов питания; отличие продуктов, их назначение ; совершенствование понимания лексико-грамматических категорий. | ||||
Май | Семья | Понимание слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Ориентация на листе бумаги. Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря, несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений, морфологические формы словоизменения и словообразования. Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими, как ситуативность, вопросно-ответная форма и т. д. Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений. Цель программы: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия. Задачи программы: Расширение словарного запаса учащихся: Развитие и коррекция фонетико-фонематического восприятия: Работа по формированию и коррекции лексико-грамматического строя речи: Развитие связной речи: Развитие и коррекция артикуляторной и мелкой моторики. Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует коррекции коммуникативных умений обучающихся. Критерии отбора детей для формирования группы являются: Раннее речевое развитие с задержкой. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. В речи, в основном, используются существительные, глаголы, реже прилагательные, нет приставочных глаголов, редко употребляются местоимения. Практическими способами словообразования и словоизменения владеют слабо. Фраза недостаточно развернутая. В речи имеют место аграмматизмы. Связная речь развита слабо. Речеслуховая память развита очень слабо. Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Лево - право путают. Мелкая моторика развита слабо. Навык чтения отсутствует. Формы и методы коррекции: Дидактические игры по темам. Компьютерные коррекционно-развивающие программы. Логоритмика. Различные виды массажа и т.д. Структура занятий: Организационный момент – позволяет настроить детей на работу в группе. Артикуляционная гимнастика – средство воздействия на артикуляционный аппарат, помогает подготовить определенную группу мышц к произношению нужного звука. Пальчиковая разминка – развитие мелкой моторики. Основное содержание занятия – фронтальная работа с логопедом по устранению недоразвития речи. Итог занятия – обобщение полученных знаний. По данной программе обучаются учащиеся первого класса: Цурикова В., Байдиев Р., Топилина М., Светличная С., Мирошниченко К., Гурба К., Шевцова И. у всех учащихся в анамнезе задержка речевого развития. Словарный запас ниже возрастной нормы. Все учащиеся слабо владеют процессами словообразования и словоизменения. В речи употребляют преимущественно существительные и глагол. Связная речь не сформирована. Фонетико-фонематические процессы не формированы. Пространственная представления сформированы не достаточно. Количество часов при работе над любой темой должно быть произвольно и зависеть только от степени усвоения материала обучающимися. № п/п Содержательные линии Кол-во часов Цели Логопедический мониторинг Подготовка и проведение диагностики, обработка диагностических данных. Выявление группы детей с системным недоразвитием речи; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания логопедической поддержки своему ребенку. Коррекционно-развивающие занятия. Коррекция выявленных речевых нарушений; Коррекция неречевых процессов. Проведение промежуточного мониторинга в конце первого полугодия. Повторная диагностика и информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей программы. Выявление наиболее успешно развитых речевых и неречевых процессов. Календарно – тематическое планирование ча сы тема дата речевая деятельность обязательный минимум устная письменная знать уметь Вводное занятие. Познакомить детей со звуками окружающими нас, речевыми звуками. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление. Работать с контурными изображениями. Звуки речи, окружающие звуки. Дифференцировать на слух звуки речи с другими звуками. Практическое овладение составлением простого нераспространённого предложения. Познакомить с понятием «предложение» обозначить его границы. Составлять предложения по опорным словам. Расширять словарь по теме: «Осень». Работать со схемой предложения. Определение «предложение». Строить предложения с определённым количеством слов. Работать над грамматическим оформлением предложения. Дифференциация понятий «предложение», «слово». Дифференцировать понятия «слово», «предложение». Определять количество слов в предложении. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Расширять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши». Строить схему предложения. Понятия «слово», «предложение». Составлять предложения по опорным словам, строить схему предложения. Отличать «слово» от «предложения». Развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи. Обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира. Задавать вопросы «кто?», «что?», «что делает?», «что делает?». Уточнять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши». Работать с трафаретом. Слова – «предмет», слова – «действия». Уметь задавать вопросы определяющие название и действие предмета. Ориентироваться на систему признаков. Подбирать по вопросам слова. Составление предложений из двух слов: предмет-действие. Формировать умения составлять предложения из двух слов обозначающих предмет и действие. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление. Расширять семантическое значение слова. Работать с трафаретами, контурными изображениями. Слова – «предмет», слова – «действия». Составлять предложения из двух слов. Уметь ставить вопросы к словам. Согласовывать слова в предложении. Работать над словоизменением. Слова, обозначающие признак. Расширять словарь по теме: «Овощи и фрукты». Согласовывать существительное с прилагательным. Опираться на систему признаков. Работать над словоизменением. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Работать с трафаретами. Развивать мелкую моторику рук. Слова обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Задавать вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Определять признак предмета. Согласовывать слова в предложении, существительное и прилагательное. Звуки речи. Артикуляционный аппарат. Познакомить со звуками речи: гласные, согласные, с артикуляционным аппаратом. Характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Развивать зрительное восприятие. Развитие мелкой моторики рук. Артикуляционный аппарат. Определять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Гласные звуки У-А-О. Расширять словарь по теме: «Сад – огород». Конструировать словосочетания и составление с ними предложений. Согласовывать слова в предложении. Развивать фонематическое восприятие, выполнять звуковой анализ и синтез слов. Работать с трафаретами букв, печатать слоги. Гласные звуки У – А – О, их артикуляционные и акустические характеристики. Дифференцировать звуки У-А-О по кинетическим ощущениям. Составлять словосочетания и предложения. Работать над грамматическим оформлением предложения. Буква М. Согласные звуки М – М ’ . Расширять словарь словами на изучаемую букву. Отличать гласные и согласные звуки. Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематическое восприятие. Согласовывать слова в словосочетании. Дать понятие о том, что буква может иметь два звука. Работать с трафаретом буквы М, Печатать слоги типа МА, МО, МУ, АМ, ОМ, УМ. Обозначать графически мягкий звук. Согласную М. Буква С. Согласные звуки С – С’. Расширять словарь по теме «Сезонная одежда и обувь». Называть и дифференцировать мягкий и твёрдый звук С. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память. Работать с буквой С. Печатать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук. Букву С, согласные звуки С-С’. Классифицировать предметы по принадлежности. Подбирать слова на букву С, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Читать слоги и слова с буквой С. Буква Х. Согласные звуки Х – Х’. Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки. Уточнять и пополнять словарь словами на букву Х. Согласовывать слова в предложении. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание. Работать с контурами. Писать слоги с буквой Х. Обозначать графически мягкий звук. Букву Х. , согласные звуки Х-Х’. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки. Читать и писать слоги и слова с буквой Х. Составлять звуковую схему слова. Согласный звук Ш. Буква Ш. Расширять и уточнять словарь словами на букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ слова. Строить схему слова, согласовывать слова в словосочетании. Развивать фонематический слух и восприятие, мышление. Печатать слоги и слова с буквой Ш. Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ш. Букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез. Согласовывать слова в предложении. Соотносить букву и звук. Строить схему слова. Буква Л. Согласные Звуки Л – Л’. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Различать звуки Л-Л’ изолированно и по кинестетическим ощущениям. Развивать пространственные представления, логическое мышление. расширять словарь по теме: «Посуда». Соотносить звук и букву. Писать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук. Характеристику звуков Л-Л’, букву Л. Согласовывать существительное и прилагательное. Выбирать букву Л из множества разных букв. Работать с деформированным словом. Различать звуки Л-Л’ изолированно и в произношении. Буква Н. Согласные звуки Н – Н’. Различать звуки Н-Н’ изолированно и в произношении. Расширять словарь по теме: «Зима». Согласовывать существительные и прилагательные. Развивать фонематический слух, внимание, мышление. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Обозначать графически мягкий звук. Характеристику звуков Н-Н’, букву Н. Согласовывать существительное и прилагательное. Согласовывать слова в словосочетании. Работать над грамматическим оформлением предложения. Звук и буква Ы. Закрепить словарь по теме «Зима». Выделять заданный звук из слогов и слов. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Характеристику гласного звука Ы. Составлять предложения по картинке, и по опорным словам. Согласовывать слова в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слова. Буква Р. Согласные звуки Р – Р’. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Расширять словарный запас за счёт образования сложных и родственных слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление. Артикуляционную и акустическую характеристику звуков Р-Р’. Работать над словообразованием сложных слов (снегопад), а также с родственными словами. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Согласовывать слова в словосочетании. Буква К. Согласные звуки К – К’. Выполнять звуковой анализ и синтез слов. Выделять заданный звук из слова. Расширять словарь за счёт образования прилагательных от существительных. Развивать фонематическое восприятие, временные представления Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук. Артикуляционную и акустическую характеристику звуков К – К’. Образовывать прилагательные от существительных. Работать над грамматическим оформлением предложения. Подбирать прилагательные к существительным. Буква П. Согласные звуки П – П’. Тренировать в подборе прилагательных к существительным, глаголов к существительным. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. развивать слуховое и зрительное восприятие. Расширять семантическое поле слова. Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук. Согласные звуки П – П’. способ образования. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Подбирать прилагательные к существительным. Согласовывать слова в словосочетании. Дифференциация звуков Ы – И. Отличать гласные звуки от согласных. Давать артикуляционную характеристику звуков. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивать логическое мышление. Пополнять словарь по теме: «Семья». Выполнять звуковой анализ слов. Выделять гласные Ы-И. Гласные звуки Ы-И. Дифференцировать гласные звуки Ы-И на слух и по кинестетическим ощущениям. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять предложения по сюжетной картинке. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Закреплять словарь
Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и адаптирование к социальной среде через процесс воспитания и обучения. |