Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников» (1-ый год обучения). Системное недоразвитие речи: причины и лечение Рабочая программа системное недоразвитие речи

Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников» (1-ый год обучения). Системное недоразвитие речи: причины и лечение Рабочая программа системное недоразвитие речи

Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте - держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот - хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи

Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:

  • Фонетика (от «phone»-звук) - правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
  • Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
  • Лексика. Словарный запас - ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года - 10 слов, для 2-х лет - 30-50 слов.

Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).

Причины развития СНР

Патологии внутриутробного периода - причина СНР (фото: www.e-motherhood.ru)

Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:

  • Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
  • Гипоксия плода - состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
  • Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.

Кроме того, системное недоразвитие речи - это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.

Признаки системного недоразвития речи

Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.

Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:

Степень тяжести

Отклонения в развитии речи

Темп речи - нормальный, реже - ускоренный.

Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков.

Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз.

Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»).

Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам

Средней тяжести

Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции.

Чаще всего наблюдается монотонность интонации.

Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена.

Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений.

Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений.

Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает.

При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл.

Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы).

Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей.

Выраженная дисграфия и дислексия - нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия

Грубые нарушения движений губ и языка.

Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса.

Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах).

Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз.

Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных.

Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения.

Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами.

В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно.

Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит.

Мелкая моторика рук - нарушена.

Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют

Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей - невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.

В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).

Лечение системного нарушения развития речи

Арт-терапия - альтернативный метод лечения нарушений речи (фото: www.dytpsyholog.com)

Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.

Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)

Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:

Диагностика и коррекция устной и письменной речи;

Развитие и коррекция высших психических функций, моторики;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;

Воспитание мотивации к учению, общению;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната.

Результат - коррекция системного недоразвития речи обучающихся.


Критериями и показателями эффективности логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.


В систему логопедической работы входит: диагностика- коррекция- предупреждение - разъяснение - отслеживание динамики изменений в речевом развитии.

Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации.

Практика работы последнего десятилетия в школе-интернате показывает, что при первичном обследовании у 100% учащихся 1-х классов диагностируется системное недоразвитие речи (различной степени тяжести), которое проявляется в стойком фонетическом недоразвитии, нарушенном звукопроизношении (как правило, полиморфном), выраженных аграмматизмах, бедности словарного запаса, недостаточности употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резком снижении речевой активности и коммуникации, маловыразительности речи, отсутствии логических ударений. В последние 3 года доминирует СНР тяжелой степени.

Дополнительно к СНР у значительной части детей имеются те или иные речевые нарушения:алалия, ринолалия, дизартрия, логоневроз, дислалия. Причем, преобладают сложные речевые расстройства (дизартрия,алалия,ринолалия), а функциональные расстройства (дислалия) отмечены в минимальном количестве. Самым распространённым речевым нарушением у детей является дизартрия.


Ключевую роль в системе коррекционной логопедической работы отвожу технологии

логопедического обследования.
Логопедический мониторинг осуществляю с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной«Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей», который был адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Для проведения логопедического обследования использую следующую комбинацию методик:

Методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, основанная на рекомендациях И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной;

Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма учащихся 2 класса массовой школы Л.В. Бенедиктовой, Р.И. Лалаевой, рекомендованная Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга;

Схемы обследования детей с алалией, ринолалией, дизартрией, рекомендованные Аналитическим НМЦ "Развитие и коррекция" г. Москвы.

Коррекционно-развивающая среда включает в себя:

Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий с широким спектром коррекционно-развивающих игр;

Преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком-логопатом всех специалистов школы-интерната.


Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

Развитие психологической базы речи;

Развитие речевой коммуникации обучающихся;

Развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Работа над дыханием и просодической стороной речи;

Постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи;

Предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;

Воспитание мотивации к учению.

В целях четкой организации всего коррекционного процесса, единого учебно-методического сопровождения составила рабочую компилятивную программу по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1-5 классов.

Программа составлена с учётом рекомендаций Московского Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития (автор- Козырева Л.М.) , коррекционно-развивающей программы исправления недостатков письма у учеников общеобразовательных школ, имеющих дисграфию (автор- Мазанова Е.В.), с учётом собственного опыта работы и в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (выбор тем для работы над лексико-грамматическим строем и связной речью основывается на взаимосвязи с другими предметами школьной программы). Данная работа была прорецензирована и рекомендована к внедрению на кафедре логопедии и олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО Благовещенского педагогического университета, утверждена на заседании методического совета ГОБУ С(К) школы-интерната №12 (протокол №1 от 24.09.2009 г.).

Экспериментальная апробация компилятивной рабочей программы была рассчитана на период 2009-2012 годов. Результаты работы по программе показывают увеличение количества обучающихся с положительной динамикой речевого развития.

К 6-7 классам остаются дети, у которых дефект выражен наиболее грубо. Поэтому работа проводится индивидуально, подбираются и используются методы и приемы воздействия, необходимые конкретному ученику.

Содержание логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляю с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираю с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, каждое проводимое мной занятие содержит:

1 .Организационный момент. Его цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.

3 .Артикуляционную гимнастику . Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.

4.Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания . Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

5.Фонетическую зарядку . Цель- развитие слухового восприятия, уточнение артикуляции, воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.

6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.

7. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук . Их цель- развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.

8.Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.

9. Физминутку (логоритмику). Цель- предупреждение состояния переутомления, снятие физического напряжения с тех групп мыщц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.

-технологии мониторинга логопедической работы.

В своей работе считаю целесообразным и оправданным применение приемов и идей ряда педагогических технологий : технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии компенсирующего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, междисциплинарную психолого-педагогическую технологию "Дельфины".

В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. В этом мне помогает:

Опора на положительное;

Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;

Знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;

разнообразное построение занятий, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности;

Применение различных методов оценивания.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Проводимая таким образом логопедическая работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики.

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Цель программы - коррекция дефектов устной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»

Директор школы:

В.Н. Мирнов

Рабочая программа

по коррекции системного недоразвития речи

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальными нарушениями)

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 32

Учитель-логопед Сивакова В.А.

Ст. Тацинская

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Речевые нарушения у детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР

Цель - коррекция дефектов устной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

Коррекция и развитие психологической базы речи;

Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова;

Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

Формирование грамматической стороны речи;

Предупреждение и коррекция дисграфии;

Развитие диалогической и монологической форм речи;

Формирование коммуникативных навыков;

Воспитание мотивации к учению, общению.

Предполагаемый результат-коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Методологические и теоретические

основы программы

При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;
  • этиопатогенетический;
  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);
  • принцип комплексности;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

  1. У детей с интеллектуальными нарушениями системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
  2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).
  3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программой С(К) ОУ VIII вида.
  4. В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
  6. Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.
  7. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
  8. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
  9. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

Организация работы по программе

Для коррекции нарушений речи учащихся осуществляется специальная логопедическая работа, поэтому в базисном учебном плане предусмотрен 1 час логопедических занятий в неделю.

Планируемые результаты:

- По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки;

- показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого;

Понимать обобщающие категории;

Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией;

Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам;

Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу);

Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях;

Отдавать приказания: на, иди, дай;

Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».

Перспективно-тематическое планирование

Месяц

Номер

Тема

Ко-во часов

Дата проведения занятия

Сентябрь

Гласные звуки

Вызывать правильное произношение гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

Звукоподражания

Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов. Выявление речевых и неречевых звуков.

Октябрь

Осень. Признаки осени.

Систематизировать представления ребенка о сезонных изменениях в природе. Учить наблюдать явление природы, понимание предложно-падежных форм

Огород. Овощи

Соотносить предметы по цвету, составлять цело из частей, узнавать овощи по описанию.

Сад. Фрукты

Развивать умение угадывать фрукты на ощупь, узнавать предметы в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы, соотносить предметы по цвету.

Лес. Деревья

Учить различать деревья, понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ноябрь

Части тела

Формировать умение показывать части тела

Игрушки

Уточнение и активизация словаря по теме, упражнять в соотнесении предмета с изображением на картинке, развивать понимание понятий «большой – маленький».

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Совершенствовать понимание лексико-грамматических категорий, выполнять речевую инструкцию в одно действие, закреплять в словаре названия некоторых частей тела, деталей одежды.

Мебель

закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, различных её видах; учить составлять целое из частей.

Декабрь

Посуда

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Наступает зима

Расширять глагольный словарь, уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Зимующие птицы

Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

К нам приходит Новый год

Активизация и расширение словаря по теме « Новогодний праздник » . Совершенствование понимание лексико- грамматических категорий.

Январь

Домашние животные и птицы

Умение находить тень, узнавать животных по голосу, описанию, имитировать звукоподражания.

Дикие животные наших лесов

систематизировать знания детей о диких животных; учить понимать относительные и притяжательные прилагательные.

Профессии

расширять знания ребенка о разных профессиях. Уметь группировать, выделять лишнее, собирать целое из частей.

Февраль

Транспорт

Формирование обобщающего понятия «Транспорт» в импрессивной речи, расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, уточнение знаний о разных видах машин и их назначениях.

День защитника Отечества.

расширять представления детей о Дне Защитника Отечества, развивать умение ориентироваться в пространстве листа.

Я в мире человек

уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; закрепить признаки сходства и различия между людьми.

Подводный мир

Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас, умение соотносить предметы по цвету.

Март

Весна. Признаки весны.

Обобщение представлений о весне, о ее признаках, совершенствовать словарных запас.

Перелетные птицы

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания, систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Мамин праздник.

Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы.

Насекомые. Цветы на лугу

Расширять словарь признаков, понимание понятий «Большой-маленький», уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Апрель

Грибы. Ягоды

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование понимания лексико-грамматических категорий.

Мой дом

Активизировать и расширять словарь по теме "Мой город" определениями, глаголами;
Упражнять в понимании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных во множественном числе.

Цветы

развитие умения ориентироваться на плоскости, совершенствование умения понимать предложно-падежные конструкции.

Продукты питания

знать основные названия продуктов питания; отличие продуктов, их назначение ; совершенствование понимания лексико-грамматических категорий.

Май

Семья

Понимание слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

Ориентация на листе бумаги.

Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря, несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений, морфологические формы словоизменения и словообразования.

Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими, как ситуативность, вопросно-ответная форма и т. д.

Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

Цель программы: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия.

Задачи программы:

    Расширение словарного запаса учащихся:
    - обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    Развитие и коррекция фонетико-фонематического восприятия:
    - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.

    Работа по формированию и коррекции лексико-грамматического строя речи:
    - формировать умение точного соотнесения слова с предметом, действием, явлением;
    - формировать и корригировать знания учащихся о составе слова;
    - формировать умение грамматически правильного оформления речи.

    Развитие связной речи:
    - развитие навыков построения связного высказывания;
    - установление логики (связности, последовательности), четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
    - отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (Передача содержания текста, сюжетной картины).

    Развитие и коррекция артикуляторной и мелкой моторики.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует коррекции коммуникативных умений обучающихся.

Критерии отбора детей для формирования группы являются:

    Раннее речевое развитие с задержкой.

    Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. В речи, в основном, используются существительные, глаголы, реже прилагательные, нет приставочных глаголов, редко употребляются местоимения.

    Практическими способами словообразования и словоизменения владеют слабо.

    Фраза недостаточно развернутая.

    В речи имеют место аграмматизмы.

    Связная речь развита слабо.

    Речеслуховая память развита очень слабо.

    Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Лево - право путают.

    Мелкая моторика развита слабо.

    Навык чтения отсутствует.

Формы и методы коррекции:

    Дидактические игры по темам.

    Компьютерные коррекционно-развивающие программы.

    Логоритмика.

    Различные виды массажа и т.д.

Структура занятий:

    Организационный момент – позволяет настроить детей на работу в группе.

    Артикуляционная гимнастика – средство воздействия на артикуляционный аппарат, помогает подготовить определенную группу мышц к произношению нужного звука.

    Пальчиковая разминка – развитие мелкой моторики.

    Основное содержание занятия – фронтальная работа с логопедом по устранению недоразвития речи.

    Итог занятия – обобщение полученных знаний.

По данной программе обучаются учащиеся первого класса: Цурикова В., Байдиев Р., Топилина М., Светличная С., Мирошниченко К., Гурба К., Шевцова И. у всех учащихся в анамнезе задержка речевого развития. Словарный запас ниже возрастной нормы. Все учащиеся слабо владеют процессами словообразования и словоизменения. В речи употребляют преимущественно существительные и глагол. Связная речь не сформирована. Фонетико-фонематические процессы не формированы. Пространственная представления сформированы не достаточно.

Количество часов при работе над любой темой должно быть произвольно и зависеть только от степени усвоения материала обучающимися.

п/п

Содержательные линии

Кол-во

часов

Цели

Логопедический мониторинг

Подготовка и проведение диагностики, обработка диагностических данных.

Выявление группы детей с системным недоразвитием речи; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания логопедической поддержки своему ребенку.

Коррекционно-развивающие занятия.

Коррекция выявленных речевых нарушений;

Коррекция неречевых процессов.

Проведение промежуточного мониторинга в конце первого полугодия.

Повторная диагностика и информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей программы.

Выявление наиболее успешно развитых речевых и неречевых процессов.

Календарно – тематическое планирование

ча

сы

тема

дата

речевая деятельность

обязательный минимум

устная

письменная

знать

уметь

Вводное занятие.

Познакомить детей со звуками окружающими нас, речевыми звуками.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление.

Работать с контурными изображениями.

Звуки речи, окружающие звуки.

Дифференцировать на слух звуки речи с другими звуками.

Практическое овладение составлением простого нераспространённого предложения.

Познакомить с понятием «предложение» обозначить его границы. Составлять предложения по опорным словам. Расширять словарь по теме: «Осень».

Работать со схемой предложения.

Определение «предложение».

Строить предложения с определённым количеством слов. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Дифференциация понятий «предложение», «слово».

Дифференцировать понятия «слово», «предложение». Определять количество слов в предложении. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Расширять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши».

Строить схему предложения.

Понятия «слово», «предложение».

Составлять предложения по опорным словам, строить схему предложения. Отличать «слово» от «предложения».

Развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи. Обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира. Задавать вопросы «кто?», «что?», «что делает?», «что делает?». Уточнять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши».

Работать с трафаретом.

Слова – «предмет», слова – «действия».

Уметь задавать вопросы определяющие название и действие предмета. Ориентироваться на систему признаков. Подбирать по вопросам слова.

Составление предложений из двух слов: предмет-действие.

Формировать умения составлять предложения из двух слов обозначающих предмет и действие. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление. Расширять семантическое значение слова.

Работать с трафаретами, контурными изображениями.

Слова – «предмет», слова – «действия».

Составлять предложения из двух слов. Уметь ставить вопросы к словам. Согласовывать слова в предложении. Работать над словоизменением.

Слова, обозначающие признак.

Расширять словарь по теме: «Овощи и фрукты». Согласовывать существительное с прилагательным. Опираться на систему признаков. Работать над словоизменением. Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Работать с трафаретами. Развивать мелкую моторику рук.

Слова обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?».

Задавать вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Определять признак предмета. Согласовывать слова в предложении, существительное и прилагательное.

Звуки речи. Артикуляционный аппарат.

Познакомить со звуками речи: гласные, согласные, с артикуляционным аппаратом. Характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Развивать зрительное восприятие.

Развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционный аппарат.

Определять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Гласные звуки У-А-О.

Расширять словарь по теме: «Сад – огород». Конструировать словосочетания и составление с ними предложений. Согласовывать слова в предложении. Развивать фонематическое восприятие, выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Работать с трафаретами букв, печатать слоги.

Гласные звуки У – А – О, их артикуляционные и акустические характеристики.

Дифференцировать звуки У-А-О по кинетическим ощущениям. Составлять словосочетания и предложения. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Буква М. Согласные звуки М – М .

Расширять словарь словами на изучаемую букву. Отличать гласные и согласные звуки. Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематическое восприятие. Согласовывать слова в словосочетании. Дать понятие о том, что буква может иметь два звука.

Работать с трафаретом буквы М, Печатать слоги типа МА, МО, МУ, АМ, ОМ, УМ. Обозначать графически мягкий звук.

Согласную М.

Буква С. Согласные звуки С – С’.

Расширять словарь по теме «Сезонная одежда и обувь». Называть и дифференцировать мягкий и твёрдый звук С. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память.

Работать с буквой С. Печатать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук.

Букву С, согласные звуки С-С’.

Классифицировать предметы по принадлежности. Подбирать слова на букву С, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Читать слоги и слова с буквой С.

Буква Х. Согласные звуки Х – Х’.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки. Уточнять и пополнять словарь словами на букву Х. Согласовывать слова в предложении. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.

Работать с контурами. Писать слоги с буквой Х. Обозначать графически мягкий звук.

Букву Х. , согласные звуки Х-Х’.

Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки. Читать и писать слоги и слова с буквой Х. Составлять звуковую схему слова.

Согласный звук Ш.

Буква Ш.

Расширять и уточнять словарь словами на букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ слова. Строить схему слова, согласовывать слова в словосочетании. Развивать фонематический слух и восприятие, мышление.

Печатать слоги и слова с буквой Ш.

Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ш. Букву Ш.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез. Согласовывать слова в предложении. Соотносить букву и звук. Строить схему слова.

Буква Л. Согласные Звуки

Л – Л’.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Различать звуки Л-Л’ изолированно и по кинестетическим ощущениям. Развивать пространственные представления, логическое мышление. расширять словарь по теме: «Посуда».

Соотносить звук и букву. Писать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук.

Характеристику звуков Л-Л’, букву Л.

Согласовывать существительное и прилагательное. Выбирать букву Л из множества разных букв. Работать с деформированным словом. Различать звуки Л-Л’ изолированно и в произношении.

Буква Н. Согласные звуки Н – Н’.

Различать звуки Н-Н’ изолированно и в произношении. Расширять словарь по теме: «Зима». Согласовывать существительные и прилагательные. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Обозначать графически мягкий звук.

Характеристику звуков Н-Н’, букву Н.

Согласовывать существительное и прилагательное. Согласовывать слова в словосочетании. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Звук и буква Ы.

Закрепить словарь по теме «Зима». Выделять заданный звук из слогов и слов. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова.

Характеристику гласного звука Ы.

Составлять предложения по картинке, и по опорным словам. Согласовывать слова в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слова.

Буква Р. Согласные звуки

Р – Р’.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Расширять словарный запас за счёт образования сложных и родственных слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.

Артикуляционную и акустическую характеристику звуков Р-Р’.

Работать над словообразованием сложных слов (снегопад), а также с родственными словами. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Согласовывать слова в словосочетании.

Буква К. Согласные звуки К – К’.

Выполнять звуковой анализ и синтез слов. Выделять заданный звук из слова. Расширять словарь за счёт образования прилагательных от существительных. Развивать фонематическое восприятие, временные представления

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук.

Артикуляционную и акустическую характеристику звуков К – К’.

Образовывать прилагательные от существительных. Работать над грамматическим оформлением предложения. Подбирать прилагательные к существительным.

Буква П. Согласные звуки П – П’.

Тренировать в подборе прилагательных к существительным, глаголов к существительным. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. развивать слуховое и зрительное восприятие. Расширять семантическое поле слова.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук.

Согласные звуки

П – П’. способ образования.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Подбирать прилагательные к существительным. Согласовывать слова в словосочетании.

Дифференциация звуков

Ы – И.

Отличать гласные звуки от согласных. Давать артикуляционную характеристику звуков. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивать логическое мышление. Пополнять словарь по теме: «Семья».

Выполнять звуковой анализ слов. Выделять гласные Ы-И.

Гласные звуки Ы-И.

Дифференцировать гласные звуки Ы-И на слух и по кинестетическим ощущениям. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять предложения по сюжетной картинке.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Закреплять словарь


Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена
на заседании МО
протокол № 1
от 2013 г. Согласована
Зам. директора по УР
________Федорова Т.Л.
«__» __________2013 г. Утверждена
приказом директора
___________ Якимов О.Г.
«____» __________2013 г.
Рабочая программа
коррекционно-логопедического обучения
по коррекции системного недоразвития речи
Ступень I
Уровень общего образования базовый
Класс: 1 класс
Срок реализации программы 1 год
Количество часов: 3 часа в неделю (90 часов в год)
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического письма, а так же на методическом пособии для учителей-логопедов «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (Л.Н.Ефименкова)
Рабочую программу составила Васильева Антонина Калистратовна,
учитель-логопед I квалификационной категории.
Чебоксары, 2013
Пояснительная записка
Рабочая логопедическая программа по коррекции системного недоразвития речи у обучающегося 1 класса общеобразовательных учреждений III вида составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании»;
Новым ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373);
Приказом министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.02 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
Учебным планом общеобразовательного учреждения;
Программно-методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики.
Рекомендации программы по русскому языку специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений III-IV вида, VIII вида.
Данный учебный предмет имеет своей целью: создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
Данная программа модифицирована и адаптирована к обучающимся с тотальным зрением и интеллектуальной недостаточностью, посредством специального подбора учебного материала и педагогических средств, которые социализируют учащуюся 1 класса специальной (коррекционной) школы III-IV вида.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, количество часов - 60. С 1-15 сентября, с 15-31 мая – диагностико – подготовительный и оценочный этап обучения – коррекционные занятия не проводятся.
Распределение часов по четвертям:
1 четверть - 14 часов 3 четверть - 20 часов
2 четверть - 14 часов 4 четверть - 12 часов
Обоснование (актуальность).
Среди детей, относящихся к категории школьников недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют слепые дети с интеллектуальной недостаточностью. Повышенное внимание к данной категории детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории.
Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложным дефектом. Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.
Сложность и особенность обучения этих детей заключается в следующем. Слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным штрихом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом. У слепых с интеллектуальным недоразвитием этот процесс проходит далеко не так успешно и занимает значительно больше времени. Это объясняется рядом причин:
Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребёнка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются.
Во-вторых. Для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых – слово и специальные тифлографические усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых в первую очередь.
Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дизадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В основе лежит не один, а множество факторов. Это факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок и затрудняющие социальную адаптацию индивида, а также психолого-педагогические, социально-психологические, личностные, социально-экономические факторы.
В отношении детей, имеющих комплексные нарушения развития, доминирующим становится формирование жизненных навыков, которые могут проявиться в достижении умения реализовать определенные функции и действия под влиянием специального обучения и воспитания на всем протяжении коррекционно-психолого-педагогического процесса.
Коррекционная логопедическая работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным факторам.
Коррекционно-педагогическая помощь таким детям, прежде всего, ориентирована на социализацию. Рассматривая этот подход в общем виде, можно сказать, что он охватывает проблему взаимодействия личности и общества в аспекте социального формирования личности и ее саморазвития.
В настоящее время современная система образования позволяет включать ребенка c нарушением зрения в образовательную среду.
Особенностью программы является специально сконструированная для каждого индивидуально коррекционно-развивающая программа, в процессе усвоения которой в известной мере восполняется имеющийся «пробел».
Характеристика группы обучающихся.
Нарушения у детей с системным недоразвитием речи своеобразны по выраженности, симптоматике структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Второй уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, многочисленные ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных- с существительными. Часто дети со I-II уровнем речевого развития употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественном числе настоящего времени. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко.
Словарь на данном уровне становится более разнообразным. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Однако словарь остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
Пассивный словарь на I-II уровне значительно увеличивается за счет понимания грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончании существительных, некоторых признаков предметов. Дети могут ориентироваться на некоторые морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.
Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение таких звуков как Т-К, С-Т. Очень часто отсутствуют мягкие согласные звуки П-Б-М, Т-Д-Н перед гласными А,О,У. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов: многосложные слова упрощаются, отмечаются перестановки слогов, замены и уподобления слогов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется на уровне связного высказывания. Дети не могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира. Не наблюдаются попытки пересказать или рассказывать.
Из-за недостаточности сенсорного опыта у детей с нарушением зрения наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением.

Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и адаптирование к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
Задачи:
Образовательные:
Развитие понимания речи окружающих,
Создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, на занятиях, в играх, в самообслуживании и т. д.;
Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворять коммуникативную потребность;
Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения;
Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
Расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта детей;
Развивать фразовую речь;
Формирование грамматических навыков.
Коррекционные:
Подготовка артикуляционною аппарата к усвоению языковых норм (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка звуков);
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи и коррекция коммуникативных возможностей ребенка,
Формирование предпосылок активной речи,
Развитие понимания обращенной речи,
Воспитательные:
Формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (активности, произвольности и самостоятельности, инициативности, ответственности).
Пробуждение и стимулирование возникновения у ребенка образа Я, Я-позиции,
Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
Основные методы работы:
Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
Практические (упражнения, моделирование, игры)
Принципы работы:
Доступности
Системности учета структуры речевого нарушения
Комплексности
Дифференцированный подход обучения
ЭтиопатогенетическийПоэтапностиИспользования обходных путей
Коррегирующего обучения
Опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы
Формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности
Личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребёнка);
Эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий
Концентричности.
Линейные, межпредметные связи между разделами.
Формы организации коррекционных занятий:
Индивидуальные
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа логопедической работы строиться с учетом следующих важных для ее результативности положений.
1. Особое место в этой работе отводится развитию коммуникативной функции речи. Интенсификация речевого общения обусловливает возникновение широкой речевой практики. Стимулятором коммуникации выступает правильно подобранный материал, который доступен для произношения детей и актуален для их общения. Большое значение приобретают также создание благоприятных условий, использование разнообразных видов деятельности, непосредственно направленных на побуждение к коммуникации. Следует научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или в новых ситуациях, творчески реализовывать полученные навыки в разных видах деятельности.
2. В связи с низким исходным уровнем речевого развития детей и замедленным темпом усвоения материала необходимо правильно дозировать объем предлагаемого материала, уделяя особое внимание содержанию каждого занятия.
3. Особенности развития аналитико-синтетической деятельности у большинства детей рассматриваемой категории ставят развитию высших психических функций. В ходе каждого конкретного занятия акцент коррекционной задачи может быть сделан на ту или иную психическую функцию - память, внимание, восприятие, мышление.
4. При планировании логопедических занятий предусматривается необходимость включения в них упражнений, нацеленных на активную деятельность различных сохранных анализаторов, при участии которых будет более эффективно формироваться речевая деятельность.
5. Важным аспектом организации и проведения таких занятий является система взаимосвязанных повторений как содержания, так и приемов работы. Повторение должно быть осознанным, а не механическим, что достигается сменой видов упражнений, которые детям интересны и в которых имеется элемент новизны. Для закрепления материала в систему повторения подключаются ситуации, которые можно создавать специально, или те, которые возникают спонтанно.
7. В связи с особенностями детей данной категории одним из важных условий организации учебного процесса является оснащение логопедического занятия дидактическим материалом. При этом для детей, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата, он должен быть достаточно крупным, ярким, прочным, с выраженной тактильной поверхностью. Если у детей речевые расстройства сочетаются со зрительными, то особые требования выдвигаются к картинному материалу: изображения должны быть контрастными с ярко выраженным контуром.На первом этапе обучения взрослый направляет свои усилия на: удовлетворение потребности ребенка в движении, эмоциональном насыщении, в предметной новизне; обеспечение развития ориентировочно-обследовательских действий и сенсорно-двигательных координации в процессе манипулирования и на пробуждение познавательной Установки «Что это?»; развитие подражания, эмоционально-делового общения; пробуждение речевой активности, осознание Я.
Основной задачей первого этапа является создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту взаимодействия), развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.
На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребенком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. Развитие коммуникативной функции речи - главная задача этого этапа, а коммуникативный принцип построения занятий - ведущий. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идет большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов, особое внимание привлекается к мимике, к развитию понимания эмоциональных состояний человека. Осуществляется работа по обучению детей составлять несложные рассказы из «личного опыта», по развитию умения давать словесный отчет о выполненных действиях в процессе продуктивных видов деятельности.
На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию (после разыгрывания содержания художественного произведения по ролям для лучшего понимания мотивов поведения и отношений персонажей и формирования смысловой программы высказываний). Для закрепления представлений о временной и причинной последовательности сюжета на этом же занятии проводится рисование простым карандашом, схематично, с делением полоски бумаги на число смысловых отрезков. Продолжается работа по развитию коммуникативной функции речи. Для развития регулирующей функции речи идет работа по формированию предварительного замысла и по его реализации с помощью специальных операциональных карт с применением символических средств.
В процессе индивидуальной коррекционной работы происходит коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха.
Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Так, дети с умеренной умственной отсталостью могут освоить один или два этапа обучения в течение 3-4 или 5 лет пребывания в СОШ.
Конечный результат задач всего коррекционно-педагогичесго процесса - усвоение ребенком определенных умений, знаний и навыков и применение их в самостоятельной жизни, оптимальных сроков для преодоления того или иного расстройства, а также уточнение последовательности его устранения, что зависит от выраженности нарушения, установленной при обследовании.
Авторы специально не стали вводить в программу перечень обязательных требований к ребенку по итогам прохождения каждого этапа по нескольким причинам.
Во-первых, в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования (в том числе и по коррекционному направлению дошкольного образования) объектом стандартизации являются коррекционно-развивающие условия, которые создаются в процессе воспитания и обучения. В отличие от школьных стандартов, в которых определены требования к знаниям и умениям учеников, дошкольные образовательные стандарты «измеряют» работу взрослых (под основными условиями понимается качество взаимодействия взрослых с детьми, предметно-развивающей среды, программно-методического обеспечения). Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при взаимодействии его с детьми, имеющими нарушения в развитии. Однако этот очень важный процесс строится с учетом интеллектуального нарушения у ребенка. Поэтому жестко формулировать требования к развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью авторы сочли неправомерным.
Во-вторых, уровень «достижений» некоторых детей даже к началу школьного обучения может быть более чем скромным. Подлинными же достижениями авторы считают социально-личностную реабилитацию детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.
В-третьих, ни одно нарушение развития не дает такого разнообразия искажения психики, как раннее органическое поражение центральной нервной системы. В связи с этим, определение уровня достижений в усредненном виде для всей популяции этих детей на каждом этапе обучения противоречит сформулированным выше принципам программы.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий:
состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом.
благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками), а также для развития всех видов деятельности и пр. Важность социального фактора подчеркивал Л. С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития;
активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
Календарно-тематический план по коррекции системного недоразвития речи с обучающимся 1-го класса на 2013/14 учебный год

п/п Тема
занятия Кол-во
часов Цели занятия и задачи Дата
прове-деняПри-меча-ниеОбследование и составление
индивидуальных планов ребёнка с учётом зрительной и речевой патологии. 1 Изучение развития ребенка, общение в семье со взрослыми и сверстниками. Выявление уровня общего псих. развития ребёнка. Определение вида ведущей деятельности (игра, конструирование, рисование). Формирование навыков готовности к занятиям у логопеда.
1 - понимание и выполнение инструкций;
- осуществление контроля за своей деятельностью.
Учить играть с образными игрушками-персонажами совместно с логопедом: сначала по подражанию, потом по словесному указанию выполнять, прост. драм. действия (зайка прыгает). Развитие моторики:
1 Выполнение общеразвивающих физических упражнений, различение признаков по фактуре. 4.
5.
6. Развитие движений артикуляционного аппарата. 1-3 Формирование арт. базы, для постановки нарушенных звуков. Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка». 7. Развитие речевого дыхания.
1 Развитие длительного речевого вдоха и выдоха. 8.
9.
10. Развитие слухового внимания:
1-3 Узнавание и произнесение неречевых звуков. Задания на звукоподражание.
- целенаправленное восприятие с помощью слуха;
- осознанное различение речевых звуков;
- различение на слух звуков в окружающей действительности;
- воспроизведение звуков. 11.
12. Развитие зрительно-пространственных представлений. 1-2 Словесное обозначение пространственных свойств предметов. 13.
14.
15. Развитие сенсорного восприятия с помощью персептивной деятельности. 1-3 Усвоение сенсорных эталонов:
- геометрические формы;
- система величин. 16. Развитие зрительного восприятия. Анализ частей предмета и осознание предметов по значимым признакам. 17.
18. Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчётливо. 1-2 Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший. 19. Развитие смысловой стороны речи.
1 Задание на соотнесение предмета и образа по словам. 20. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2. Усвоение коммуникативных и
речевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Знакомство». Диалог взрослый - ребенок. 1 Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства:
навык использования форм вежливости приприветствии и прощании;
учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе диалога;
учить детей называть свое имя (как настоящее, так и имя в соответствии с игровой ролью). 21. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Семья». Беседа о семье в диалоге взрослого с ребенком 1 Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, используя игровые ситуации «Я мама», «Я папа». Учить описывать собственные действия и действия членов семьи. Учить отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе парного диалога. Учить говорить в нормальном темпе (делитьвысказывания на смысловые отрезки, имеющие логическое ударение). 22. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Семья». 1 Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами семьи, используя игровые ситуации «Я мама», «Я папа». Учить описывать собственные действия и действия членов семьи. Учить отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе парного диалога 23. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.



24. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Семья». Составление короткого рассказа о своей семье. 1 Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья». Существительные: брат, сестра, внучка, внук, бабушка, дедушка, тетя, дядя, дочь, сын. Словарь признаком: старший, младший. Глагольный словарь: убирать квартиру, готовить обед, покупать продукты, вытирать пыль, подметать пол, наводить порядок, чистить обувь, ухаживать за маленькими детьми, за стариками, прибивать и т.д. Уточнить:
знание ребенком имени, отчества, фамилии мамы и папы;
умение отвечать на вопрос: кто ты длямамы, кто ты для папы, кто ты для бабушки
25. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж
Уточнение артикуляции правильнопроизносимых звуков.
Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Семья»в игровой ситуации «Разговор с родным потелефону». 1 Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья». Учить вести диалог. Ввести беседу, не отвечая сопряжено. 26. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2.Уточнение артикуляцииправильно произносимых звуков.
3.Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Наш дом». Беседа со взрослым. 1 Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства домика для куклы. Научить детей связно рассказывать о своем доме по опорным вопросам. 27. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
3. Постановка звуков.
4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Наш дом». Диалог в ситуации «Пригласи в свой дом гостя». 1 Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства домика для куклы. Учить вести диалог. Ввести беседу, не отвечая сопряжено. 28. 1 Артикуляционный тренинг,
дыхательная гимнастика, массаж.
2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
3. Постановка звуков.
4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В гостях». Беседа со взрослым. 1 Учить задавать вопросы в ходе диалога. Учить детей своевременно вступать в диалог и завершать разговор. Продолжать учить говорить в нормальном темпе (делитьвысказывания на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). 29. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж,
2.Упражнение и дифференциацииправильно произносимых звуков.
3.Постановка звуков.
4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных по теме «В гостах». Диалог в ситуации встречи гостей и прощания с гостями 1 Учить выражать: формы вежливости при высказывании, просьбы и благодарности. Учить детей в процессе диалога возражать, соглашаться, отрицать или одобрять мнение собеседника. Учить детей умению участвовать в общем разговоре, обсуждение при рассматривании наглядного материала по теме. 30. 1 Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2.Упражнение в дифференциацииправильно произносимых звуков.
3. Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В гостях». Беседа со взрослым по теме «Как весело принимать гостей. 1 Продолжать учить детей вовремя вступать в разговор, не перебивая собеседников, переспрашивать собеседника. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Постановка звуков.
Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Мое здоровье». Беседа со взрослым. 1 Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх - диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача и т.д. Учить давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. 32. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2. Упражнение в дифференциации звуков,
3.Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы в ситуации «На приеме у врача». 1 Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх - диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача и т.д. Учить давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. 33. 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.

3.Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных иречевых навыков, предусмотренных всодержании программы в ситуации «На приеме у врача». Учить описывать собственные действия и действия других лиц. Учить не только отдельным речевым операциям, но также комплексному их применению в изменяющейся ситуации общения. Учить самостоятельно выбирать соответствующее слово и грамматические средства в новой ситуации. 34. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков,
Постановка звуков.
Усвоение коммуникативных речевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «Мое здоровье в ситуации «На приеме у медицинской сестры» 1 Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх - диалогах «На приеме у медицинской сестры». Учить давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. 35. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
Постановка звуков.
Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье» в ситуации «В аптеке». 1 Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх - диалогах «В аптеке». Учить давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. 36. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
Постановка звуков.
4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «Мое здоровье». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком материала. 1 Закрепить новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», Учить давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. Учить описывать собственные действия и действия других лиц. Учить не только отдельным речевым операциям, но также комплексному их применению в изменяющейся ситуации общения. Учить самостоятельно выбирать соответствующее слово и грамматические средства в новой ситуации. 37. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
Постановка звуков.
Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком материала. 1 Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. 38. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
Постановка звуков
4. Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком материала. 1 Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. 39. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
3.Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком материала. 1 Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. 50. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
Упражнение в дифференциации звуков.
Постановка звуков.
Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком материала. 1 Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых игровых ситуациях, предполагающих диалог «Я продавец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. 51. 1.Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2.Упражнение в дифференциации звуков.
3.Постановка звуков.
4.Усвоение коммуникативных и речевых навыков, предусмотренных всодержании программы по теме «В магазине». Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом в зависимости от уровня владения ребенком. 1 Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых игровых ситуациях, предполагающих диалог «Я продавец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. 52. 1. Артикуляционный тренинг, дыхательная гимнастика, массаж.
2. Упражнение в дифференциации звуков.
3. Постановка звуков.
4. Усвоение коммуникативных и речевых
навыков, предусмотренных в содержании программы по теме «В транспорте».
Беседа и диалог со взрослым, необходимость которых определяется логопедом. 1 Закрепить полученные на предыдущих занятиях коммуникативные навыки и навыки в коллективе. Учить выражать свои мысли в машине, троллейбусе. 53. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». 1 Закрепить полученные на предыдущих занятиях коммуникативные навыки и навыки в коллективе. Учить выражать свои мысли в машине, троллейбусе. 54. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых
навыков по теме «В транспорте». 1 Закрепить полученные на предыдущих занятиях коммуникативные навыки и навыки в коллективе. Учить выражать свои мысли в машине, троллейбусе. Учить обращать внимание на изменение ситуации общения. 55. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «В транспорте». Составление рассказа-впечатления о поездке на транспорте. 1 Закрепить полученные на предыдущих занятиях коммуникативные навыки и навыки в коллективе. Учить выражать свои мысли в машине, троллейбусе. Учить обращать внимание на изменение ситуации общения. Закреплять навык образования мн. числа сущ.. Учить образовывать приставочные глаголы. 56. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Времена года». Составление рассказа-впечатления об одном времени года. 1 Учить самостоятельно выбирать ситуацию высказывания, самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и составлять высказывания. 57. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Времена года». Составление рассказа-впечатления об одном времени года. 1 Учить самостоятельно выбирать ситуацию высказывания, самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и составлять высказывания 58. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Погода». Составление рассказа-впечатления о погоде. 1 Учить самостоятельно выбирать ситуацию высказывания, самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и составлять высказывания 59. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Погода» Составление рассказа-впечатления о погоде. 1 Учить самостоятельно выбирать ситуацию высказывания, самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и составлять высказывания 60. 1 .Автоматизация и дифференциация
поставленных звуков.
2. Закрепление усвоенных коммуникативных и речевых навыков по теме «Любимое время года» 1 Учить самостоятельно выбирать ситуацию высказывания, самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и составлять высказывания Итого: 60 часов. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-наглядный материал (индивидуальные карточки, раздаточный материал, развивающие игры)
Логопедический тренажер
Альбомы
Тифлотехническое оборудование
Дидактические материалы
ЦОРыЛитература:
1.Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод, пособие дляучителя-логопеда. - М., 2001.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина СВ. Нарушения речи и их коррекция у детей сзадержкой психического развития. - М., 2003.
Парамонова Л. Г. Нарушения речи учащихся - вспомогательной школы и тти и -коррекции //Обучение во вспомогательной школе / под ред. Н.И.Долгобородовой/ -М.;Л., 1973.
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».- М., 2008г.
Т.Е. Филичева, И, В. Туманова. Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детейдошкольного возраста с общим недоразвитием речи». - М.. «Дрофа», 2009г.
Т.Е. Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста» практическое пособие. - М., «Айрис пресс», 2004г.
С.А. Миронова «Программа воспитания к обучения детей дошкольного возраста недоразвитием речи». - М.. 1984г.
С.А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».- М., «ТЦСфера», 2007 г.