Самые интересные церкви и соборы рима. Самые красивые церкви рима, от которых кружится голова Самые интересные церкви рима

Самые интересные церкви и соборы рима. Самые красивые церкви рима, от которых кружится голова Самые интересные церкви рима

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

В эпоху Римской империи расширился пантеон богов, признаваемых официальной религией. В него были включены культы египетских богов Изиды и Сераписа, малоазийской Ма-Беллоны, иранского бога Митры, особо популярного среди воинов, и ряд сирийских солярных культов. Существовали и другие культы, среди которых выделялись иудейство и возобладавшее к IV в. христианство. Особое место занимал культ императоров. Пестрота религиозной жизни империи нашла отражение в культовом зодчестве, где наряду с храмами древним римским богам строились храмы обожествленным императорам, восточным богам, митреумы и синагоги. Большинство храмов I-II вв. посвящалось основным богам римского пантеона и императорам. Старые храмы нередко перестраивались в новых формах. В императорский период храмы в основном повторяли типы, употреблявшиеся при республике, - простиль, италийский тип и периптер в его римском варианте. В зависимости от частоты постановки колонн и соответственно этому изменяющимся их пропорциям различались периптеры нескольких видов. Наиболее употребительными были храмы с интерколумниями 1,5; 2 и 2,25 диаметра колонны, определяемые Витрувием как пикностиль, систиль и евстиль. От республиканских храмов их отличали больший масштаб, преимущественное употребление парадного коринфского или композитного ордера вместо скромных дорического и ионического, тесная постановка колонн на фасадах и применение дорогих материалов - мрамора, порфира и гранита для облицовки стен, для колонн и деталей. Вследствие традиционности основных типов в культовой архитектуре империи искания зодчих сосредоточивались главным образом на разработке декора храмов. Малая сохранность храмов этой эпохи не позволяет составить о них достаточно полного представления.

Основные храмы древнего Рима были сосредоточены в центре города на Римском форуме (рис. 33, 34).

33. Рим. План Римского форума в императорский период: 1 - базилика Эмилия; 2 - курия; 3 - храм Конкордии; 4 - храм Веспасиана; 5 - портик; 6 - храм Сатурна (хранилище государственной казны); 7 - арка Септимия Севера; 8 - арка Тиберия; 9 - ростры: 10 - мемориальные колонны; 11 - базилика Юлия; 12 - вестибюль императорских дворцов; 13 - храм Диоскуров; 14 - арка Августа; 15 - храм Юлия; 16 - храм Весты; 17 - атрий весталок; 18 - Регия; 19 - храм Антонина и Фаустины; 20 - героон Ромула; 21 - базилика Максенция; 22 - вестибюль Золотого дома; 23 - арка Тита; 24 - храм Венеры и Ромы


Храм Юлия Цезаря , первый из построенных Августом храмов, был посвящен обожествленному Юлию Цезарю и воздвигнут в 29 г. до н.э. на Римском форуме, ограничив его с востока (рис. 35). Это был еще скромный простиль ионического ордера. Передняя часть подия отступала в центре, огибая круглый алтарь, отмечавший место кремации Цезаря. Выступы подия по сторонам алтаря, украшенные рострами вражеских судов, служили трибунами для ораторов. Они заменили ранее существовавший здесь трибунал, находившийся напротив ростр в западной части форума и снесенный при сооружении храма.

Для стиля ранней империи характерен монументальный мраморный алтарь Мира , сооруженный в 13 г. до н.э. по случаю побед Августа в Испании и Галлии, завершивших умиротворение империи (рис. 36). Поставленный поблизости алтаря бога войны Марса, он представлял собой прямоугольную ограду размером 11,63X10,62 м и высотой 6 м, в центре которой на ступенчатом постаменте стоял алтарь.

Проемы в западной и восточной стенах ограды открывали сквозной проход мимо алтаря. Наружные стены ограды, отмеченные по углам и у проемов орнаментированными пилястрами, были покрыты внизу растительным орнаментом. Верхние части южной и северной стен содержали рельефные изображения шествия Августа со свитой к алтарю для жертвоприношения. Тема движения к алтарю прерывалась панно по торцовым сторонам от входов.

37. Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н.э. Современный вид, деталь карниза, профили антаблемента: А - верхний киматий кессона; Б - второй киматий кессона; В - четвертной вал с иониками у основания кессона; Г - киматий, венчающий архитрав; Д - бусы между фасциями архитрава

Грандиозный масштаб сооружений Империи проявился в храме Марса Ультора на форуме Августа (2 г. до н.э., рис. 37). При фасаде шириной 35 м колонны достигали высоты около 18 м. Стройный восьмиколонный пикностиль италийского типа был дополнен апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма и всего форума. Особенностью интерьера, деревянное перекрытие которого несли стены целлы, были декоративные колоннады вдоль стен. Белизна мраморных стен и колонн, прекрасные формы классических римско-коринфских капителей, кессоны портика и искусная порезка деталей антаблемента придавали торжественность монументальному династическому храму Юлиев.

К храму Марса Ультора по размерам (30x50 м), стройным пропорциям, ордеру и декору был близок храм Диоскуров на Римском форуме, реконструированный в б г. до н.э. (рис. 38, 39). Подобно соседнему храму Юлия, храм Диоскуров, являвшийся периптером, также был приспособлен для выступлений ораторов. Передняя часть его подия, не имевшая ступеней, служила трибуной, на которую поднимались по боковым лестницам. На уровень целлы приводил широкий марш лестницы. Выступы подия по ее сторонам служили пьедесталами для конных статуй Кастора и Поллукса. Своеобразны изысканные капители храма с переплетающимися средними завитками.



41. Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н.э. План, профили (по Тэбельманну): А - венчающим гусек; Б - киматий над выносной плитой; В - выносная плита; Г - кессон; Д - модульоны; Е - ионики и бусы между модульонами и зубчиками; Ж - киматий над фризом; 3 - верхний профиль архитрава

Одновременно был перестроен древний храм Конкордии (рис. 40, 41), повторявший поперечным расположением целлы республиканский храм Вейовы. Целла (45X24 м) заслоняла субструкции Табулария. Необычны коринфские капители шестиколонного портика - вместо волют в них сдвоенные бараньи головы. Остатки карниза свидетельствуют о его высоком художественном качестве: четко выраженная тектоника элементов сочеталась с живописностью сочного оживленного светотенью растительного орнамента и великолепным качеством резьбы по мрамору. Зрелое совершенство декора этих храмов знаменовало расцвет Августова классицизма.

Ко 2-й половине I в. декор утратил классическую ясность построения. В соседнем с храмом Конкордии простильном храме Веспасиана (79 г.), заслонившем собой лестницу с форума на Капитолий, модульоны карниза, густо покрытые растительными мотивами, тонут в орнаменте и перестают восприниматься как несущие элементы. Изменился и характер мраморной резьбы: орнаментация вырезана глубоко, но плоскостно, а ряд предметов жреческого обихода на фризе трактован с сухим натурализмом (рис. 42, 43).

Со 2-й половины I в. в некоторых храмах замечается отход от традиционных форм. Два культовых сооружения на форуме Помпеи необычны по плану (см. стр. 430. План форума Помпей). Одно из них - храм Веспасиана, который не имел портика и делился на три части - вестибюль с плоскими эдикулами на стенах, среднюю часть и за нею - три служебных помещения. Средняя часть играла роль пронаоса, у задней стены которого на возвышении находилась эдикула, заменившая целлу (рис. 44). Находившийся рядом с храмом Веспасиана Атрий городских ларов, по-видимому, воспроизводил в большом масштабе устройство частных ларариев. Он был открыт в сторону форума, имея алтарь в центре, апсиду по главной оси и две прямоугольные экседры близ входа.



46. Пантеон. Фасад


47. Пантеон. Продольный разрез, план


Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон - храм «всех богов», в столице империи. Облик Пантеона и его масштаб резко отличают его от предшествующих ему круглых периптеров (рис. 45).

Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалась императорскому культу. В конце I в. до н.э. зодчим Валерием Остийским по заказу Агриппы был построен первый Пантеон. Сохранившиеся остатки его незначительны. Вероятно, он имел круглую в плане форму и был посвящен всем богам, но в первую очередь Марсу и Венере - покровителям императорского рода Юлиев. Видимо, желание сохранить преемственность традиций и было одной из основных причин, заставивших архитектора Пантеона (им был, по всей вероятности, Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриану) придать ему круглую форму. Пантеон был построен в 118-128 гг., позднейшие реставрации Антонина Пия, Септимия Севера и Каракаллы мало изменили его облик. Он был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же расстоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.

Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика (рис. 46, 47). К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой в центре двора (рис. 48). Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени до XIX в. Пантеон представляет собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи.

Развитие куполостроения в римской архитектуре было связано с купольными залами нимфеев и терм. Ротонда терм Меркурия в Байях (I в. н.э.) с диаметром купола, превышающим 20 м, явилась в этом отношении прообразом Пантеона. Но купольные залы терм всегда входили в комплекс сооружения, в Пантеоне же впервые цилиндрический купольный объем огромных размеров приобрел самостоятельное значение.

Диаметр ротонды равновелик ее высоте, составляющей половину высоты здания, - соотношение, рекомендованное Витрувием (рис. 48).

Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м (1/7 диаметра ротонды), которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов (рис. 49). Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глубину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м. Ниши облегчают стену на 1/3 ее объема. Помимо этого восемь пилонов разбиты малыми пустотами (в форме обратных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Это значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены.

Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола. Более мелкие арки не только связывают между собой крупные, дополняя систему опоры купола, но и разгружают антаблемент ордера нижнего яруса от давления массы купола. В систему арочных конструкций включаются и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых является передача давления купола только на пилоны. Благодаря этому в стене Пантеона почти нет инертной массы. Стена представляет собой многоярусную аркаду, умелое построение которой обеспечило на тысячелетия прекрасную сохранность памятника в сейсмических условиях.

Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Тщательное изучение структуры купола опровергло идущее от Пиранези и повторенное Виолле ле Дюком, Шуази и другими заблуждение о наличии в куполе Пантеона каркаса из кирпичных арок выше второго снизу ряда кессонов *. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль играют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверхность на высоту 60° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг круглого окна - опайона, диаметр которого 8,92 м. Соответственно уменьшению окружности верхние кессоны вдвое меньше нижних. Кессоны расчленяют поверхность купола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

* W. Macdonald. The architecture of the Roman Empire, New Haven, 1965, p. 105

Наружные членения ротонды очень просты: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены, а второй отмечает начало купола, т.е. границу между несущими и несомыми частями конструкции. Стена в нижней части была, вероятно, облицована мрамором, а в верхней - оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода (рис. 50). Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.

Внутри здание членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера (рис. 51). Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пилястрами из цветного мрамора.

В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчлененное пространство охватывается мощной сферой, воспринимавшейся как символическое изображение небесной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купола в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения.

Важная роль принадлежит ордерной системе, введенной в первый ярус храма. Колонны, поддерживающие антаблемент, прикрывают огромные ниши и тем самым способствуют созданию единого внутреннего пространства Пантеона. Без них оно было бы раздроблено, масштабность изменилась и не выявилась бы грандиозность внутреннего пространства. Пояс аттика, раскрепованный только над нишей, противолежащей входу, образует органический переход от стены к сфере. Аттиковый ярус воспринимается как часть купола, еще больше акцентируя его роль в интерьере Пантеона.

Преобладание купола не означает, что он своей массой давил на находящегося внутри храма человека. Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции перекрытия. Этой цели помимо кессонов служили ордерные членения стены. Явно не рассчитанные на несение подлинной массы купола, они тем не менее порождали у зрителя впечатление легкости вознесшейся над ними сферы. Особенно это касалось мелких пилястр верхнего яруса, которые выглядели как опора купола.

Особая роль отводилась единственному световому отверстию, расположенному в высшей точке купола Пантеона. Центричность помещения, его огромные размеры, блеск столба света в центре и полумрак на «периферии» ротонды не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося в храме с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Льющийся с неба через опайон столб света, вокруг которого развертывается внутреннее пространство Пантеона, является настоящим стержнем композиции (рис. 52, 53). Чтобы понять, как должен был воспринять римлянин такое решение внутреннего пространства храма, нужно помнить, что для него верховное божество - Юпитер - был не столько антропоморфным существом, сколько самим небесным сводом.


51. Ордер Пантеона. Коринфский ордер: а - входного портика; б - нижнего яруса интерьера; в - верхнего яруса интерьера; г - пилястры входного портика

Внутреннее пространство Пантеона огромно и как во всяком центрическом здании с любой точки зрения (кроме центральной) кажется большим, чем есть на самом деле: Нет углов, нет прямых горизонталей, только огромная полусфера и единообразный ритм колонн, простенков и ниш. Это не похоже на привычное для римлянина решение внутреннего пространства храма. В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычные греческий и римский храм - это дом божества, доступ в который для рядового человека если не запрещен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент совершения религиозной церемонии находились снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма. Возрастание роли религии к концу античного периода, новые формы ее заставляли переосмыслить и архитектурные формы храма. Перемещение верующего внутрь можно заметить во многих храмах мистериальных культов. Принцип здесь тот же самый, разница только в размерах и форме пространства. Отразив новые тенденции в развитии религиозной идеологии, Пантеон стал одним из прообразов христианских центрических храмов византийской эпохи, самым ярким образцом которых является храм Софии в Константинополе.

Входом в Пантеон служит портик, имеющий 14 м в глубину (рис. 54). Он перекрыт двускатной кровлей на бронзовых стропилах, ее поддерживают 16 колонн диаметром 1,5 м, высотой 14 м. По фасаду стоят восемь колонн, остальные, расположенные в ряд по четыре в каждом, делят пространство портика на три части. Этому делению портика отвечает деление фасада прямоугольного выступа, являющегося переходным элементом от портика к ротонде.

Вход в Пантеон фланкирован двумя большими полукруглыми нишами, в одной из которых стояла статуя Августа, а в другой - Агриппы. В целом это чрезвычайно напоминает членения целл обычного римского храма, но центральный элемент здесь превращен в проход. Естественно, что у посетителя рождались ассоциации, связывающие архитектурные элементы Пантеона со знакомыми и привычными образами. Они заставляли его по-новому воспринимать само внутреннее пространство Пантеона, видеть в нем непомерно разросшуюся и по-новому решенную целлу традиционного храма.

Введение портика имело целью придать осевую направленность центрическому зданию Пантеона. Поиски римских архитекторов в решении этой проблемы иллюстрирует еще республиканский храм В на Ларго Арджентина. Дальнейшее развитие этих поисков нашло отражение в архитектуре Пантеона. Здесь появился тот переходный элемент, который позволил выдвинуть портик вперед.

Наконец, сильнее всего фронтальную осевую ориентацию придал храму колоннадный прямоугольный двор длиной 110 м, предварявший относительно высокий и широкий портик. Все эти архитектурные элементы, сужавшие поле зрения при подходе к Пантеону, маскировали ротонду и настраивали посетителя на привычное восприятие. Тем сильнее было воздействие архитектуры и солнечного света: от яркого солнца колоннадного двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем снова внезапно к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.

В Пантеоне нашла свое наивысшее выражение инженерная и архитектурная мысль античного Рима, подготовленная предшествующими поисками и находками римских зодчих (развитие ротонды, купола большого диаметра, применение традиционной осевой композиции к центрическому зданию). Пантеон явился тем образцом, которому следовали многие построенные позднее ротонды. Уже через 35 лет в Пергаме строится храм этого типа (Зевса Асклепиоса) меньших размеров. Наиболее ярко влияние Пантеона сказывается в остийской ротонде (диаметр купола 18,35 м) III в., посвященной императорскому культу (рис. 55).



57. Рим. Храм Венеры и Ромы. План, боковой фасад, продольный разрез


Вспышка эклектизма при Адриане особенно сильно проявилась в зодчестве, сочетавшем с римской конструктивной основой черты греческой и восточной архитектуры. В этом отношении характерен воздвигнутый по проекту самого императора храм Венеры и Ромы (121 -140 гг.) на Римском форуме, подвергнутый Аполлодором критике за непропорциональность некоторых его частей (рис. 56-58). Внешне это периптер греческого типа с удлиненным объемом целлы. Но ядро сооружения составлено из двух одинаковых, типично римских храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя сидящей Венеры, в другой - Ромы. Каменные стены храма несли деревянные стропила, перекрывавшие более чем 20-метровые пролеты целл. Коринфские колонны периптера (10x20) - из белого лунийского мрамора. Этот самый грандиозный из храмов империи (107x55 м) был поставлен на высокую платформу (120X145 м), вдоль длинных сторон которой проходили колоннады из серого гранита с белыми мраморными капителями. Колоннады в центре образовывали пропилеи. К торцам подия примыкали лестницы: парадная широкая была обращена к Священной дороге, а две узкие боковые - к Колизею. Остатки храма дошли в перестройке Максенция, усилившей его римские черты, когда каменные стены были заменены бетонными с мраморной облицовкой, а деревянное покрытие - кессонированными сводами. Интерьер с инкрустированным цветным мрамором полом, со скульптурами в нишах, обрамленных эдикулами на кронштейнах, с огромными статуями Венеры и Ромы в апсидах в обрамлении порфировых колонн поражал величием и пышностью. Храм богиням - покровительницам Рима и императорской власти, сопоставленный с храмами древнего Римского форума, - поражал размерами и размахом и наглядно демонстрировал достигнутое империей могущество.

Идея военного господства Рима над современным ему миром была положена в основу Адрианеума - храма Адриана в Риме , законченного около 149 г. (рис. 59). Храм, использующий тип периптера, но в римском его варианте и со сводчатым покрытием, был украшен внутри рельефными фигурами, олицетворяющими подвластные Риму провинции. В расположении рельефов использован восточный прием: они помещены на пьедесталах полуколонн, членящих стены, а промежутки подия между ними заполнены военной арматурой.


Своеобразием простильного храма Антонина и Фаустины на Римском форуме (141 г. н.э.) являлся рельефный фриз, в котором повторялись изящно очерченные изображения грифонов, жреческих сосудов и гирлянд (рис. 60).

К III в. строительство новых храмов в Риме почти прекратилось. В начале III в. был заново перестроен храм Весты и атрий весталок на Римском форуме (рис. 61). Круглый периптер с коринфскими колоннами на отдельных пьедесталах приобрел характерный для построек времени Северов облик с нечеткими контурами рельефов фриза и неглубокой порезкой орнаментации. Расширенный атрий включал кроме жилых комнат весталок ряд подсобных помещений вокруг двора, украшенного фонтанами и статуями.

Наряду с храмами римским богам и императорам в столице и ряде других городов Италии уже в I в. до н.э. существовали храмы восточным богам.

Изображение религиозной церемонии Изиды сохранилось на фреске в Геркулануме (рис. 62).

64. Помпеи. Храм Изиды, I в. н.э. Современный вид, план

В Риме в 43 г. до н.э. на Марсовом поле было сооружено святилище египетских богов Изиды и Сераписа , позднее перестроенное Домицианом. Оно представляло собой полукруглую ограду, окруженную портиком, с апсидой в центре и экседрами по бокам, видимо, предварявшуюся прямоугольным двором (рис. 63). В Помпеях имелся храм Изиды - разновидность простиля на высоком подии с двумя экседрами, фланкирующими целлу, вторым - боковым - входом в нее и поперечным разделением интерьера (рис. 64). Храм стоял в центре перистильной ограды, к задней стене которой примыкали два зала - для церемонии посвящения и для общих трапез верующих - с росписями на египетские религиозные сюжеты. Перед храмом, слева от лестницы, находились алтарь и резервуар со священной водой из Нила, защищенный храмиком восточных форм с антаблементом в центре, изогнутым по форме арки.

В I в. до н.э. в Риме у Порта Маджоре последователи одного из мистических культов соорудили трехнефную подземную базилику с апсидой и вестибюлем (рис. 65). Неправильность расположения столбов вызвана необычным способом постройки базилики. По контуру стен и столбов были вырыты глубокие траншеи и колодцы, залитые бетоном. Земля была использована как литейная форма также при возведении арок между столбами и цилиндрических сводов перекрытия. Освобожденный затем от земли интерьер базилики, освещавшийся светом из вестибюля, был покрыт тонким стуковым декором и росписями.

Особым видом культовых сооружений были митреумы, распространившиеся в последние века империи. Сохранилось много митреумов в Риме, Остии, Капуе и других городах Италии и провинций. Митреумы были подземными святилищами вытянутой прямоугольной формы с нишей в глубине, имитирующей грот и содержавшей изображение Митры, убивающего быка, с алтарем перед ним и возвышением вдоль стен с ложами для молящихся (митреум в Сердике, совр. София, рис. 66). Иногда, как в митреуме терм Каракаллы, в центре пола имелся бассейн, куда стекала кровь жертвенных животных. Обряды происходили во тьме и при свете факелов и завершались трапезой. Главным центром митраистов Рима был митреум императорской виллы (II в.), замечательный стуковыми рельефами и росписями. Он был раскопан под церковью Санта Приска на Авентине.

Последователи иудаизма строили синагоги - здания базиликального типа, обычно трехнефные, со скамьями вдоль стен и фасадом, ориентированным на Иерусалим. Одна из них сохранилась в Остии (I в. н.э., в перестройке IV в.).

Во 2-й половине III в. в римской религии созрели условия для замены политеизма монотеизмом. Первая попытка в этом отношении была предпринята императором Аврелианом, который пытался ввести в империи единый культ Солнца. В это время в столице были сооружены два храма Солнца, оба круглые периптеры: один - в Большом цирке, другой - близ Фламиниевой дороги, дошедший в зарисовке Палладио (рис. 67). Последний был поставлен в центре большого прямоугольного двора, обнесенного каменной оградой с экседрами. Декоративные детали ансамбля, видимо, выполнены сирийскими мастерами.

В последнее столетие империи в Италии почти прекратилось строительство новых храмов. Это было вызвано как упадком официальной религии, так и общим катастрофическим положением государства.

Культовая архитектура в провинциях, даже глубоко романизованных, была теснее, чем другие типы сооружений, связана с местными традициями. Это объясняется тем, что подчинение Риму мало затрагивало эту область жизни, ибо римский политеизм вполне допускал существование у каждого народа своих богов. Конечно, внедрение римлян и основание римских городов сопровождалось строительством Капитолиев, а в поклонении жителей завоеванных областей римским божествам выражалась их лояльность Риму. Но часто сами римляне, попавшие в ту или иную завоеванную область, начинали поклоняться также и местным божествам в местных храмах. Античный политеизм нередко приводил к отождествлению местных божеств с римскими, и возникавший таким образом синкретизм порождал иногда смешение римских и местных черт в архитектуре храмов.

Благодаря всем этим обстоятельствам общая картина развития культовой архи-тектуры в провинциях была достаточно пестрой. Типичным примером может служить Галлия. Очень сильная романизация провинции вызвала строительство большого числа римских храмов (преимущественно псевдопериптеров), наиболее ярким образцом которых был Мэзон карре в Немаузе - храм, построенный в 20-19 гг. до н.э. и посвященный позднее Гаю и Юлию Цезарям (рис. 68). Другим примером храмов этого типа является храм Августа и Ливии (первоначально храм Августа и Ромы) во Вьенне, также датируемый августовским временем. Кроме них, в Галлии было множество храмов, по формам не имеющих ничего общего с греко-римскими типами. Они нашли распространение по всей империи, поскольку в них поклонялись восточным божествам, получившим признание как в Риме, так и во всех провинциях. Наконец, существовали местные формы храмов. К ним в первую очередь относятся грандиозные башнеобразные святилища. Ротонда с внутренним диаметром 21 м и сохранившейся высотой 27 м, окруженная высоким портиком и помещенная внутри перибола, - таково устройство обычного храма этого типа (Везунна, совр. Перигё, II в. н.э.). Господствующим был тип круглой башни; реже встречаются и квадратные в плане храмы (так называемый храм Януса в Августодуне). Аналогичные храмы известны и в Британии.

Другим местным типом храма был так называемый фана. Этот небольшой храм обычно строился в лесу и имел квадратную в плане целлу с входом, оформленным на восточной стороне.

Эти храмы встречаются в Галлии, Германии и Британии. Наконец, имелись храмы, в которых смешались местные и римские черты.

Аналогичным было положение и в других провинциях. Так, в северной Африке было много типично римских храмов. Храм в Тевесте (совр. Тебессе, начало III в. н. э. рис. 69), чрезвычайно близок храму Немауза, но отличается от него своеобразной декоративной обработкой аттика. В архитектуре некоторых храмов явно проглядывали не римские, а восточные - сиро-финикийские черты. Таков храм Сатурна (Ваала) в Дугге (рис. 70), состоявший из роскошного вестибюля, перистйльного двора и трех расположенных в ряд помещений на северной стороне его. Культ отправлялся во дворе вокруг изображения божества, возможно, имевшего форму бетиля (конического камня). Своеобразное сочетание местных и римских черт демонстрирует храм Юноны Целестис (Небесной) в этом же городе (рис. 70). Центром святилища служит типичный римский периптер коринфского ордера посреди полукруглого перибола.

Своеобразна культовая архитектура римской Сирии; обычно здесь строились антовые, простильные или периптериальные храмы, поставленные в глубине двора на высоком подии с лестницей с одного только главного фасада. Но внутри место обычной апсиды занимал адитон в виде высокого подия. Среди сирийских храмов выделялись грандиозные комплексы в Баальбеке (Гелиополе) и Пальмире (I-III вв.).

Грандиозный ансамбль из трех храмов - Большого, Малого и Круглого - занимал значительную территорию в западной части Баальбека , близ пересечения двух основных магистралей (рис. 71-73). Главным был Большой храм (53,3X94,4 м, см. рис. 71), который вместе с относящимися к нему сооружениями возведен согласно старой сирийской традиции на искусственной платформе (ее высота 9 м). Высота храма (около 40 м), пространственный размах ансамбля и его обращенность к центру города обусловили его господство в городском пейзаже.

Монументальная лестница подводила к широкому фасаду пропилей. Башни, фланкирующие глубокий 12-колонный портик, изгибание антаблемента по форме арки над расширенным средним пролетом колоннады, подчеркнутая фронтальность пропилей - все это соответствовало традициям сирийской архитектуры. В то же время расположение по одной оси всех частей комплекса - пропилей, шестиугольного двора, прямоугольного перистиля и самого Большого храма - соответствовало принятому в римской архитектуре принципу осевой симметрии. Центрическое пространство шестиугольного двора служило своеобразным переходом от фронтально развернутого пространства пропилей к пространству прямоугольного перистиля. Расположенный по оси перистиля алтарь и удлиненные фланкирующие его бассейны направляли к Большому храму. Однако отвечавшая местной традиции постановка алтаря в центре храмового комплекса и его грандиозные размеры вступали в противоречие с осевой композицией этого ансамбля. Большой храм сильно разрушен: из 54 колонн его внешних портиков сохранилось шесть. Однако аналогичность планировки Большого и Малого храмов позволяет реконструировать интерьер Большого храма.

Его особенностью является уподобление интерьера храма перистильному двору, что порождает впечатление своего рода удвоения пространства. В композиции всего комплекса Большой храм был завершающим элементом, но в то же время его внутреннее пространство как бы повторяло в уменьшенных размерах ансамбль в целом. Монументальная лестница храма уподоблялась лестнице пропилей, портик фасада - собственно пропилеям, пронаос - пространству шестиугольного двора, наос напоминал перистиль, а в глубине его на высоком подии располагался адитон, решенный как миниатюрный храм.

Единство различных частей ансамбля подчеркивалось одним и тем же декоративным приемом - членением двумя ярусами ниш и эдикул, заполненных скульптурой, почти всех внутренних поверхностей: стен пропилей, стен многочисленных экседр, выходивших в портики дворов, и стен храма. Ордер трактован в целом по-римски, хотя и с чрезмерно высокими колоннами. Он сочетался с полуфигурами быков и львов в рельефном декоре антаблемента,. характерными для восточного искусства.

Малый храм (34X68,5 м, по-видимому, посвященный Вакху) повторял те же композиционные и декоративные мотивы в меньшем масштабе (рис. 76, 77). Интересной его особенностью было введение в интерьер скульптурного фриза, изображающего сцены дионисийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, как бы подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона.

Южнее Большого и Малого храмов находился так называемый Круглый храм (его диаметр 9 м). Четырехколонный портик, обращенный к центру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную римскими зодчими фронтальную осевую ориентацию. Редкое своеобразие облика храма открывалось при его обходе. Глубокая раскреповка подия и антаблемента создала чередование сильно выступающих вперед и западающих частей портика. Отступающие дугообразно части портиков приближали к зрителю ниши целлы, выделяя их ордерной рамкой и сосредоточивая внимание на помещенных в них статуях. Тем самым архитектурные формы храма сообщали движению воспринимающего их зрителя прерывистый ритм, отличный от плавного продвижения вокруг обычной ротонды.


78. Пальмира (Сирия). Храм Бела, I-III вв. Реконструкция храма, план, генеральный план, фрагмент колоннады двора 79. Храм Бела. Современный вид

Сочетанием римских и местных черт отмечена и архитектура храма Бела в Пальмире (I-III вв. н.э., рис. 78, 79). Как и ансамбль Большого храма в Баальбеке, священный участок храма Бела находился на искусственной платформе (ее размер 210 X 205 м) и был окружен стеной, разбитой снаружи пилястрами и нишами. Во II в. по внутреннему периметру стены были построены портики. Более высокий портик вдоль западной стены в отличие от остальных имел лишь один ряд колонн. Перед храмом, как и в Баальбеке, имелись алтарь для жертвоприношения и бассейн для омовения. Доступ на священный участок открывали пропилеи (ширина их фасада 35 м) с монументальной лестницей и трехпролетным входом. Они находились на западной стороне участка, по оси входа в храм.

Характерная для сирийского зодчества фронтальность композиции с очевидностью проявилась в архитектуре храма Бела.

Храм Бела (55,3X30,3м) по типу псевдодиптер, капители коринфских колонн которого были украшены бронзовыми листьями аканфа. Он имел вход не на короткой, а на длинной стороне, несколько смещенный к югу от поперечной оси храма и оформленный порталом, покрытым плоским растительным орнаментом. В храме были два адитона - у северной и южной стен целлы. Кроме статуи Бела в нише южной стены в целле храма помещались также статуи богов солнца и луны (Яргибола и Аглибола), составлявших вместе с Белом триаду главных божеств Сирии. Изображения в храме римского типа семи планет в сопровождении знаков зодиака на плафоне северной ниши свидетельствуют о крепости местных религиозных традиций с их космическими представлениями. Необычно для римского храма и наличие лестниц в углах целлы, которые вели в помещения над культовыми нишами. По-видимому, лестницы имели выход и на плоскую крышу, где над сирийским зубчатым аттиком высились квадратные башенки, возможно, служившие для астрономических наблюдений. В деталях орнамента и особенно в рельефах храма заметную роль играют местные мотивы.

По необычности архитектурных форм, своеобразию сочетания римских и восточных черт и монументальности ансамбли храмов в Баальбеке и Пальмире представляли собой выдающееся явление в архитектуре Римской империи.

На юге Сирии, в областях расселения набатейских племен, были распространены храмы, восходящие по принципам своего устройства к иранским храмам огня (например, Хирбет-Таннур, Сирия), строившиеся здесь начиная с эллинистического времени. Квадратная в плане целла членилась внутри четырьмя колоннами, образующими в плане квадрат, в центре которого ставился алтарь. Для северной Месопотамии характерно возрождение древнейших местных форм святилища. Так, храмы Дура-Европос повторяют схему вавилонского храма с его обширным двором, вокруг которого компонуется группа помещений. Аналогичный процесс происходит и в Египте.

Общим направлением эволюции культового зодчества империи было постепенное изживание традиционных италийских типов храмов. Усиление в Италии восточных культов уже во II в. привело к усилению значения интерьера храма и к усвоению ряда восточных декоративных форм и композиционных приемов. К концу империи строительство римских храмов прекратилось, а в провинции местные типы святилищ стали преобладать над храмами со смешанными римскими и местными чертами. С III в. сначала подспудно, а затем явно идут поиски типа храма для крепнущей новой религии - христианства.

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71

September 17th, 2014 , 04:20 pm

Про Рим можно говорить не останавливаясь очень долго. И уже столько всего сказано, что добавить что новое крайне сложно.
Но я попробую - просто из вредности:)))
Как говорят итальянцы - Во всём мире картины хранятся в музеях, и только в Италии в церквях.
Так давай де же погуляем по этим самым церквям и храмам и посмотрим...


1. Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto)
Сооружение базилики Санта Мария ди Лорето считатеся превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Основной алтарь базилики был построен в 1628 году, под руководством не менее великолепного архитектора Гаспара Векхи. Некотрое время спустя, базилика Санта Мария ди Лорета была снова реконструирована в 1867 году Лукой Карнини. Интерьер церкви – это уникальное сочетание античности. В капеллах можно увидеть уникальные мозаичные работы Паоло Розетти, датируемые 1594 годом. Найти базилику достаточно просто, она находится в античной части города.

2. Пантеон (Pantheon)
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Римский Пантеон ИталияОколо 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего.

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна.

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году.

3. Санта Мария ди Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) (слева) и Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (справа)
Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто – две барочные церкви в Риме, расположенные на площади Пьяцца дель Пополо и обращенные в сторону северных ворот Стен Аврелиана. Церкви часто называют близнецами за их внешнее сходство, но на самом деле в их плане и деталях есть немало различий.
Происхождение церквей уходит своими корнями в 17-й век, когда были отреставрированы строения, служившие главным входом в Рим эпохи Средних веков и периода Возрождения. Папа Римский Александр II поручил архитектору Карло Райнальди создать монументальный вход на улицу Виа дель Корсо. Строительство обеих церквей профинансировал кардинал Джироламо Гастальди, чей герб можно увидеть на обоих храмах.

Санта Мария ди Монтесанто была возведена на месте одноименной церкви и какое-то время принадлежала ордену кармелитов. Само название Монтесанто – Святая Гора – отсылает к горе Кармель в Израиле. Строительство церкви началось в 1662 и завершилось в 1675 году (некоторые элементы были добавлены в 1679 году).

4.Сан Джакомо ин Аугуста (San Giacomo in Augusta)
Сооружение церкви было начато в 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra и было продолжено в 1598 году Carlo Maderno.
Первая церковь на этом месте была построена в 14-м веке рядом с госпиталем для неизлечимо больных (Incurabili) – она получила название Сан Джакомо дельи Инкурабили. А приставка «ин Аугуста» была добавлена позднее, из-за Мавзолея Августа, расположенного неподалеку.

Интерьер церкви примечателен барельефами и лепниной французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, картинами Джузеппе Пассери, работой художника-маньериста Кристофоро Ронкалли и другими произведениями искусства.

5. Сан Карло аль Корсо(San Carlo al Сorso)
Церковь Святых Амвросия и Карла - титулярная церковь (с 7 июня 1967 года), посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги (англ.)русск. в 1612-1619 годах, затем 1616-1627 годах при его сыне Мартино. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.

6.Сан Лоренцо ин Лючина (San Lorenzo in Lucina)
Сан-Лоренцо ин Лучина – это самая древнейшая из христианских базилик Рима. По мнению ученых, базилика была возведена на месте, где ранее находился священный колодец Юноны. В 12 столетие базилика была реконструирована. Перед входом в Сан-Лоренцо соорудили великолепный портик из колонн античных времен, к которым в последствие были добавлены капители эпохи Средневековья. Фронтон базилики был выполнен в форме треугольника, а стены декорированы мраморной мозаикой. В середине 19 столетия фасад базилики опять перестроили. Основная ценность базилики - это Капелла Фонсека, спроектированная Бернини и “Распятье”, находящееся над основным алтарем, работы Рени.

7.Санта Мария Маддалена (Santa Maria Maddalena)
В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.

8. Св. Юлиана из фламандцев (Chiesa di San Giuliano dei Fiamminghi)
Это римско-католическая церковь Святого Юлиана. Исторически сложилось, что церковь была национальной церковью Южных Нидерландов в Риме, в 1830 году, стала национальным церковью Бельгия.

9.Санта Мария ди Монсеррато (Santa Maria di Monserrato)
Храм был возведён по проекту Антонио да Сангалло мл. для арагонцев и каталонцев. В 1582-84 годах по планам Франческо да Вольтерры была выполнена нижняя часть фасада, около 1673-75 года церковь была окончательно закончена. С 1807 года - это национальная церковь испанцев в Риме.

В церкви находятся надгробия пап из рода Борджа - Каллиста III (Alfonso de Borja) и Александра VI (Rodrigo Borgia).

10. Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere)
Титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.

На этом месте уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XII веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой.

В каждой церкви присутствует орган (есть и расписания концертов), не стала исключением и эта.

11. Церковь святого Иоанна Кущника(Chiesa di San Giovanni Calibita)
Церковь построена в 14 веке. Но вполне вероятно, церковь была основана на месте храма Юпитеру.
Церковь была реконструирована в 1640 году, фасад завершили в 1711 году, богатая внутренняя отделка завершена в 1742.

В первой капелле справа находится чудотворная икона Божией Матери /Madonna della Lampada/ XIII века, изображение которой есть и на фасаде церкви. В главном престоле почивают мощи святого Иоанна Кущника, святых мучеников персидских Марина, Марфы и их сыновей Авдифакса, Аввакума и священномученика Ипполита. Все церкви действующие.

12. Санта Мария Маджоре(Basilica di S.Maria Maggiore)
церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь

13. и в заврешении - собор Святого Петра в Ватикане.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По традиции карта моих перемещений (честно признаюсь - тут не один день)

Не возможно объять необъятное и зайти в каждую церковь в Риме - их очень и очень много и каждая прекрасная по своему.
Побывав в Израиле я примерно понял с чего начиналось христианство, но побывав в Италии я увидел даже не религию, а могущество церкви.