Кому молятся евреи в синагоге. Еврейские молитвы

Бер Левин
При участии и под редактурой рава Гилана Пекаревича

Про необходимое содержание еврейских молитв упомянул в Талмуде еще раби Нехуния бен Акана - один их первых танаев* 1 , по времени своей жизни близкий к временам рабби Акивы. Вавилонский Талмуд (трактат Брахот, кав-хет-2) приводит его слова о том, что при входе в бейт-мидраш* 2 , и при выходе из него нужно сказать коротенькие молитвы (в наше время они приводятся на обороте обложки томов Талмуда). При входе - молитва должна быть просьбой, что б ничто не помешало б предстоящему учению. А при выходе - благодарностью за представленную возможность учиться. Вот эти два параметра всегда и всюду являются основными компонентами еврейских молитв.

В указанной раби Нехунией ситуации, т. е. в очень коротких молитвах частного конкретного направления, они разъединены, а вот в основных, постоянных и всеобщих молитвах всегда в наличии оба компонента – и благодарность, и просьба. Благодарность за создание этого мира, за сотворение нас всех - как человеков, за избрание нас – как народа священников, за передачу нам своей Торы для ее изучения, вообще – за постоянное и ежеминутное поддержание в действующем состоянии всего нашего мира.

Эта искренняя благодарность за все-все является базой, основой для второй компоненты молитв - просьб. При этом в основных ежедневных и праздничных молитвах доминируют коллективные, общееврейские просьбы — просьбы о продолжении Его поддержки этого мира в целом и нашего народа в частности, о скорейшем приходе Машиаха, о восстановлении Иерушалаима, о даче дождя вовремя и проч., и проч. В общем и целом, основные еврейские просьбы в молитвах — это как бы продолжение благодарностей, это прямое признание того факта, что без помощи Вс-вышнего еврейскому народу просто не жить.

Индивидуальным просьбам, просьбам о нуждах конкретного молящегося, в главных еврейских молитвах отведено сравнительно немного места, что, вообще-то, может представиться, как отдача приоритета общенародным целям над частными, личными чаяниями. Однако, иудаизм провозглашает, что каждый человек - это целый мир, и пренебрегать такими вот мирами нашей религии никак не к лицу. Действительно, иудейская религия ставит на высокое место индивидуальные, личные просьбы к небесам. Уже в первых главах Торы мы читаем про такие личные молитвы-просьбы. Например, (Берешит, 25:21) : «И МОЛИЛСЯ ИЦХАК БОГУ О ЖЕНЕ СВОЕЙ, ТАК КАК ОНА БЫЛА БЕЗДЕТНА, И БОГ ОТВЕТИЛ ЕМУ…» И таких примеров много.

Ограниченность места для личных просьб в основных молитвах можно объяснить, например, тем, что обычно их читают коллективно, т.е. при этом требуется привести всех молящихся к какому-то общему знаменателю по времени, отводящемуся на молитву. Но никто не запрещает еврею обращаться к Б-гу с индивидуальной молитвой, прося Его о помощи по самым разным проблемам, включая и материальные. Замечательную иллюстрацию такого вот вопля к небесам – просьбы о финансовой помощи - можно увидеть (и услышать) в проникновенном еврейском фильме «Ушпизин» (по приведенной ссылке этот фильм с русскими титрами) .

Ну и, кстати говоря, молитвы, о которых шла речь в начале этой статьи, тоже ведь являются не общественными молитвами, а индивидуальными. И они обе как раз и состоят: первая - из личной просьбы, а вторая - из личной же благодарности.

Какая из этих двух компонент важнее - это определить сложно. С одной стороны из предшествовавшего изложения, кажется, можно сделать вывод, что более существенна благодарность, поскольку она напрямую связана с поклонением, с естественным признанием Его абсолютно немереных благодеяний и нам, и всему человечеству. В нашем житейском мире это можно как-то сравнить с обязательной благодарностью детей своим родителям - благодарностью за свое рождение, выкармливание, воспитание и пр. Таковая благодарность обязательна и естественна в нормальном мире, именно – в нормальном, а не перевернутом, не в мире, который, в частности, изображался Вильямом Шекспиром в его трагедиях, например, в «Короле Лире» или даже в «Гамлете». Впрочем, таковой - перевернутый - мир мы знаем еще по драмам античных авторов, и, похоже, он мало изменился посейчас. Но вот к иудейскому самосознанию он никак не приложим - вступает с ним в резкий диссонанс.

Надо все же оговориться, что такое сравнение благодарностей – к Вс-вышнему и к своим родителям — это только некая аналогия из нашего, приземленного мира, только определенная модель для лучшего осознания. О полном сопоставлении речи быть не может ввиду несоизмеримости данных двух сущностей.

Итак, благодарность может представиться более главной в этой ее связке с просьбой. Но с другой стороны, просьба - не менее важный компонент молитв, т.к. именно она побуждает Вс-вышнего прийти на помощь человеку.

Вот простой пример из Торы. С самого ее начала мы узнаем, что трава и вообще растительность были созданы на 3-й день Творения (Берешит, 1:11.12), и в тоже время там же мы читаем, что даже и через 3 дня (точнее, до второй половины 6-го дня) земля была еще голой (Берешит* 3 , 2:5): « НИКАКОГО ЖЕ КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ ПОСЫЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА ЗЕМЛЮ, А ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ЗЕМЛЮ».

Прежде всего, может появиться вопрос: а не является ли это внутренним противоречием в Торе? Как это может быть – растительный мир уже создан, а на земле таки ничего не видно? Ответы, как мы видим, даны тут же - не было человека и не было дождя, потому ничего и не росло.

Но ладно, а какая связь между созданием человека и дождем? И как это все связано с растительностью? Не совсем это понятно из простого прочтения Письменной Торы. Вот тут нам приходит на помощь Устная Тора (об Устной и Письменной Торе см. в кратком изложении здесь – , в более развернутом тут – ). Из мидрашей* 4 мы знаем, что только что созданный Адам, получивший тут же, по рождению, должность хранителя Ган Эдена (Райского Сада) тоже был удивлен этим обстоятельством. Что же хранить, когда ничего нет?

Раздумывал Адам не долго - он быстро понял, чего не хватает, и тут же обратился к Создателю с молитвой - с просьбой о дожде. Ответ (в виде действительно пролившегося дождя) последовал незамедлительно, и прекрасная растительность райского сада, в свою очередь, не замедлила появиться, как и зеленый покров всей прочей земли. Создавать ее больше не понадобилось, ибо с самого третьего дня вся эта зелень уже существовала в латентном (свернутом) состоянии.

Итак, вернемся к тому, с чего начали этот экскурс в Письменную и Устную Тору - к вопросу о компонентах молитвы. Из приведенного примера мы видим, что первая же молитва Адама была именно просьбой. Отсюда понятно, что просьба в молитве не менее важна, чем благодарность.

Ну, и в самом деле, еврейская мудрость гласит: «Корова не меньше жаждет напоить молоком теленка, чем теленок хочет ее сосать» * 5 . Но для совершения этого кормления необходимо, что б теленок попросил молока – что б он потыкался мордочкой в вымя. Так и Вс-вышний - охотно помогает своему созданию (конечно, если оно того достойно), и для запуска механизма этой помощи нужна, прежде всего, просьба человека - его молитва.

Еще один аспект еврейской молитвы, но уже другого плана - не содержательного, а, скорей, эмоционального, изложен на той же странице Талмуда со слов раби Элиэзера.* 6 Своим ученикам, которые пришли навестить его, уже физически немощного, готовящегося к уходу в другие миры, и попросили у него напутствий и благословений, он дал три совета-установки, третий из которых звучал примерно так: когда молитесь - знайте перед кем стоите! То есть, чувствуйте, понимайте, что при молитве вы находитесь один-на-один с самим Творцом! И далее еще он уточнил так: кто молится из чувства обязанности (даже обязанности перед Тем, кому молится), то такая молитва не засчитывается наверху в качестве просьбы. Почему, не засчитывается? Тут есть предмет для размышлений.

Очевидно, Творец хочет видеть в евреях людей абсолютно искренних, принимающих его благодеяния с благодарностью, идущей из глубины души, а не от холодного взвешивания той или иной пользы, которую Он-де сотворит для меня, если удачно подольщусь к Нему своими молитвами. Ведь и в тутошнем мире подхалим добивается успеха только у тщеславного, спесивого и самовлюбленного начальника, но никак не у начальника, который ценит в людях честность, цельность и искренность.

Но вот тут для нас заключается определенная проблема. Мы, советские евреи, из которых два-три поколения подряд выбивали, вырывали иудейские корни, мы, атеисты от рождения, приходим к Нему больше через разум, через соображение о невозможности существования мира без Него. Сердце наше, как правило, может приблизиться к б-жественному ощущению только постфактум, только будучи ведомым головой, мозгом.

И потому, нам сложно, а может, и невозможно, изначально и сразу же отрешиться от подхода к молитве, как к нашей обязанности перед Вс-вышним - обязанности именно потому, что он создал весь мир и меня конкретно. То есть сразу же нарушается установка раби Элиэзера.

Поневоле позавидуешь нашим нынешним согражданам, которые приучались к молитве с детства, которые ею живут и дышат, и у которых в принципе молитва это никак не обязанность, а система жизнеобеспечения, вроде дыхания, питья и т.д. Мы тут в Израиле видим таких постоянно - во всех бейт-кнессетах (синагогах - по гречески), это просто читается у них на лицах - у людей всех возрастов, включая и самых молодых. И наша задача - прийти к такому же состоянию души на молитве, пусть постепенно, шажками, но обязательно прийти.

Впрочем, в качестве некой успокоительной таблетки, стоит принять в расчет, что само это предостережение раби Элиэзера свидетельствует о том, что даже среди его учеников существовало подобное явление - чтение молитвы из чувства обязанности. Иначе с чего бы это р. Элиэзер от него предостерегал? Потому сокрушаться на эту тему не стоит - надо только внимать предостережениям мудрецов Торы и стараться следовать им, вписывать себя в их русло, как внимали и следовали евреи всех прошедших тысячелетий. Только поэтому мы не сгинули со света за эти тысячелетия, как сгинула масса других народов и народностей и можем сейчас гордиться принадлежностью к народу, избранному Б-гом.

————————————–

Примечания

* 1 Танаи (ед. число – «тана» или «танай») – это большая плеяда первых мудрецов Торы, высказывания которых собрал раби Йеуда а-Наси в труд, получивший название Мишна и составивший основу Талмуда (см. ) Тот факт, что в Талмуде раби Нехуния первым высказывается о содержании молитв, то никак не означает, что именно он первым про то сообразил. Понимание сущности молитв еврейский народ получил на Синае вместе со всей Торой, включая в нее и Мишну. А танаи - это наша коллективная «оперативная память», сохранившая и донесшая до нас Синайское откровение в его полном качестве.

* 2 Бейт-мидраш - в переводе на русский язык – дом учения. В современном мире его аналоги – это йешива и колель.

* 3 Берешит - у христиан это книга Бытие

* 4 Мидраши - отдельные законченные композиции в талмудической литературе, несущие познавательную и воспитательную нагрузку.

* 5 Эта еврейская мудрость зафиксирована в Талмуде (трактат Псахим, куф-йюд-бет-1) как изречение раби Акивы, когда он сидел в тюрьме в ожидании казни за преподавание Торы, и к нему пришел его ученик р. Шимон бен Йохай с настойчивой просьбой давать ему уроки даже тут - в камере. Что, вообще говоря, по тем законам, грозило и ему - как ученику - суровым наказанием.

* 6 Раби Элиэзер - один из величайших танаев. Он был одним из двух учителей р. Акивы.

* 5 Раби Элиэзер - один из величайших танаев. Он был одним из двух учителей р. Акивы.

Тора – основа еврейской традиции – это послание Вс-вышнего человеку и народу. Молитва (на иврите тфила) – это обращение человека к Вс-вышнему. Более того: традиция считает, что настоящая молитва – это разговор с Ним, приобщение к Нему. Каждый знает, что в разговоре с человеком значение имеют не только произносимые слова, но и выражение лица, мимика, жесты и т.д. – без них остается мало доверия к словам, даже самым красивым и убедительным. В молитве же слова должны сопровождаться чувствами и мыслями.

Еврейская традиция установила порядок молитв. Он один и тот же для каждого еврея: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет – возраст совершеннолетия, о чем мы будем говорить в главе «Бар-мицва» третьей части учебника; это, впрочем, не означает, что молиться надо только с этого возраста). Каждый прозносит свою молитву сам, оставляя на ней «отпечаток души», но единство молитвы объединяет в ней весь народ Израиля.

Многие считают, что молитва – это прежде всего просьба, обращенная к Б-гу: «дай то, дай это» (происходит это, возможно, потому, что по-русски слово «молитва» происходит от слова «молить», т. е. «просить»). На самом же деле просьбы – это лишь незначительная часть молитв, при этом почти все они – это просьбы за весь еврейский народ, а не за одного молящегося. Огромное же большинство молитв – это размышления о сущности мира и месте человека в нем, о связи между еврейским народом, Торой и Вс-вышним, а также выражение благодарности Вс-вышнему. В связи с этим в молитвах есть две главные части: «Шма» и «Амида» – обе короткие, но исключительно важные: первая из них содержит саму философскую сущность еврейства и идею преемственности, вторая выражает чувство благодарности еврея Творцу.

«Шма» («Слушай!») начинается словами «Слушай, Израиль) Б-г – Всесильный наш, Б-г один!». Мидраш рассказывает, что, когда уходил из этого мира наш праотец Яаков, то хотел он убедиться, что дети его, оказавшись в Египте, не забудут того, чему он учил их, и не станут идолопоклонниками, как окружавшие их народы, и передадут эту эстафету детям своим, чтобы они затем передали своим детям, а те – своим... И сказали ему его дети: «Слушай, Израиль (то есть Яаков)...» И до сегодняшнего дня традиция говорит: еврей должен дважды в день сказать: «Слушай, Израиль (и праотец Яаков, и весь народ), я знаю...». Эту молитву должен произнести еврей и тогда, когда он начинает говорить, и тогда, когда придет его последний час. С этих слов начинали еврейские дети учиться; с этими словами евреи погибали от рук римских палачей и на кострах инквизиции.

«Амида» (от слова лаамод, «стоять», так как она читается обязательно стоя) состоит из 19-ти коротких стихов-благословений, каждый из которых выражает благодарность Вс-вышнему за все то, что составляет предмет еврейской веры: за то, что Он защищает праотца Аврагама и обещает оживление умерших, за святость Его и за то, что дал человеку разум, за то, что вернет еврейских изгнанников в Землю Израиля и отстроен будет Иерусалим – и т. д., всего, как уже было сказано, 19 таких благодарностей. Каждая из них заканчивается словами «»Барух Ата...» («Благословен Ты...») с конкретным добавлением, вследствие чего эти благодарности называются «благословения» (на иврите «брахот», в единственном числе «браха»). Изначально число благословений в «Амиде» было равно 18, в связи с чем молитва эта имеет также другое историческое название – «Шмонэ-Эсрэ» («восемнадцать» на иврите). Еще одно благословение было добавлено уже относительно недавно – около 1800 лет назад, во времена Талмуда.

Кроме этих 19-ти, существуют еще много других брахот, не входящих в «Амиду». Как и брахот из «Амиды», они начинаются словами «Барух Ата...». Все они – короткие фразы, которые произносят по разным случаям: до еды и после, при зажигании субботних и праздничных свечей, при изучении Торы, при виде мудрого человека или удивительного явления природы, при избавлении от опасности и достижении важной цели, при пробуждении утром и когда отправляются спать. Когда кто-то произносит благословение, окружающие отвечают «амен» (что можно приблизительно перевести с иврита как «верно»).

Практически все молитвы – на иврите (есть несколько очень коротких молитв на арамейском языке): ведь если Вс-вышний избрал этот язык для того, чтобы на нем дать евреям Тору, как-то странно для еврея избрать другой язык, чтобы поблагодарить Его за это. Однако незнание иврита не является препятствием: традиция разрешает молиться на том языке, который человек понимает, -разумеется, если это не мешает коллективной молитве. Исключением является биркат коганим, о которой мы будем говорить дальше («Особые функции участвующих в общественной молитве», стр. 100).

Молятся евреи с покрытой головой. Очень часто для этого используют специальный головной убор – кипу. Придерживающиеся традиции евреи покрывают голову постоянно (а не только во время молитвы). Постоянно покрытая голова – это обычай, а не заповедь, но обычай столь древний, что на сегодняшний день принят всеми общинами.

Вопросы для повторения

Что таков молитва в еврейской традиции?

Что такое благословение? С каких слов оно начинается?

Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?

Что такое молитва «Шма»? Когда ее говорят? Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы?

Сколько благословений в молитве «Шмонэ-Эсрэ»?

Как объяснить ее название?

Какие другие благословения вы знаете?

Когда говорят «амен»?

На каком языке нужно молиться?

Что такое кипа? Является ли ее ношение заповедью?

Общественная и личная молитва

В принципе почти все молитвы человек может читать наедине. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимы 10 молящихся (на иврите минъян) взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.

Наиболее удобно молиться в синагоге, где есть расписание постоянных миньянов на каждую из молитв. Кстати говоря, синагога -слово греческое, на иврите она называется бейт-кнесет, что означает «дом собрания». Человек, который молится регулярно, обычно имеет постоянное место в синагоге и молится в привычном ему миньяне.

Миньян можно собрать и в любом другом подходящем для этого месте. В некоторых случаях это надо делать именно дома: например, во время соблюдения траура по умершему молятся в доме его родственников.

Есть три главные ежедневные общественные молитвы: «Шахарит» – утренняя, «Минха» – после полудня и «Маарив» – вечером. В субботу и праздники после «Шахарит» есть дополнительная молитва – «Мусаф». Все эти молитвы рекомендуется произносить в миньяне – особенно в праздники.

«Шма» читается в «Шахарит» и в «Маарив». «Амида» читается в каждую из вышеназванных главных общественных молитв, причем в каждую из них ее сначала читают все молящиеся каждый про себя, а затем ведущий шлиах-цибур повторяет молитву (см. следующий раздел).

Вопросы для повторения

Что таков общественная молитва?

Когда она разрешена?

Обязательно ли проводить общественную молитву в синагоге?

Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Какие особые функции участвующих в общественной молитве вы знаете?

Любой ли человек может эти функции выполнять?

Особые функции участвующих в общественной молитве

Для общественной молитвы необходимы знающие люди, выполняющие особые функции во время молитвы:

Шац – сокращение от слов шлиах-цибур («посланник общины»), который ведет молитву; остальные повторяют за ним.

В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому от шаца требуется также, чтобы он мог вести молитву пением на общепринятую мелодию – тогда его называют хазан, а иногда также – кантор.

Баал-корэ («чтец») – для чтения свитка Торы нужен человек, умеющий читать Тору по свитку правильно (то есть с огласовками и теамйм, не указанными в свитке – см. «Дарование Торы»).

Любой молящийся может быть шацем или баал-корэ. Обычно в общине либо есть постоянные люди, выполняющие эти функции, либо их по очереди выполняют уважаемые люди, а иногда оказывается уважение гостю общины.

В Эрец-Исраэль в определенной части молитв «Шахарит» и «Мусаф» (а во всем мире – в молитвах праздников) – происходит специальное благословение когенов (биркат коганим). Коген – это потомок Агарона, брата Моше, первого еврейского первосвященника. Во времена Храма когены несли храмовую службу, и это звание передается от отца к сыну: когеном нельзя стать, а можно только родиться. Биркат коганйм – единственная молитва, которую разрешается произносить только на иврите и ни на каком другом языке.

Как устроена синагога

В любой синагоге (или в зале, используе мом как синагога) есть арон гакодеш -шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом – парохет. Арон гакодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат

открытым во время определенных молитв. Впереди арон гакодеш (и несколько выше его) постоянно горит источник света – нер-тамид, символически напоминая о службе в Иерусалимском Храме.

Обычно синагоги во всем мире строились так, чтобы арон гакодеш был обращен в сторону Иерусалима (и, тем самым, чтобы человек, стоящий перед арон гакодеш, молился, стоя лицом к Иерусалиму). Если же синагога (или просто молящийся) находятся в Иерусалиме, арон гакодеш направлен в сторону гар габайит – Храмовой горы.

Посреди синагоги находится бима – возвышение, на которое кладут свиток Торы для чтения.

По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе – поэтому в синагоге есть отделенная часть, предназначенная для женщин (чаще всего – второй этаж), называемая эзрат нашим. Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы -поэтому по стенам синагоги расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для учебы.

Синагога – это место, где молятся, а не музей и не клуб. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников (даже если на них нарисованы сцены из еврейской истории). Синагога должна быть чистой, аккуратной и, по возможности, – красивой, но главное – она должна быть синагогой.

В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

Вопросы для повторения

Какие предметы есть в любой синагоге?

Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Чтение Торы

Свитки Торы, находящиеся в арон гакодеш, вынимаются из него для чтения их во время коллективной молитвы в следующих случаях: по субботам и праздникам, а также для короткого чтения – утром в понедельник и четверг. Читаемый отрывок – это недельная глава или часть из нее, а в праздники - отрывок, имеющий отношение к этому конкретному празднику.

Во время выноса свитков Торы из арон гакодеш и возвращения их на место все присутствующие в синагоге встают. Принято вставать в тот момент, когда открывают парохет (занавеска на арон Гакодеш), и садиться, когда ее закрывают.

Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток баал-корэ - человек, умеющий читать его правильно, то есть он должен помнить наизусть то, чего не видно в свитке: правильные огласовки, правильные теамйм и правильную разбивку текста на отрывки для чтения.

Текст, предназначенный для чтения, разбит на внутренние отрывки (например, недельная глава – на дни), число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся – сначала коген, затем левит, затем остальные. Вызванный не читает свиток сам (это делает баал-корэ), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он произносит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей, у которых предстоит свадьба или бар-мицва, или родился ребенок, или спасшихся от большой опасности (в этом случае после чтения отрывка вызванный говорит специальное благословение – биркат гагомель). Принято вызывать также гостей -особенно почетных, новых членов общины и т. д. Если по каким-либо причинам хотят вызвать более семи человек, то иногда разбивают (по определенным правилам) отрывок на две части или читают отрывок дважды.

Между чтением отрывков из Торы читаются некоторые специальные молитвы: за здоровье больных людей и новорожденных, за погибших, за правительство страны (если оно позволяет евреям жить еврейской жизнью) и др. В особых случаях читают два разных места из Торы – по двум свиткам (а в некоторых редких случаях – и по трем свиткам). На праздник Симхат-Тора (см. вторую часть учебника) из арон гакодеш вынимают все свитки, которые есть в синагоге.

Отметим еще раз, что чтение Торы – это чтение вслух по свитку. Остальные молящиеся следят за текстом – обычно по книге.

Когда весь текст из свитка, который относится к данному дню, прочитан, вызываются еще два молящихся – магбиа и голель. Первый поднимает свиток Торы, чтобы его увидели все и сказали: «Это – та самая Тора, что передал нам Вс-вышний из уст Своих руками Моше-рабейну...», а затем второй сворачивает свиток Торы специальным образом.

После чтения свитка Торы в субботу и праздники читают соответствующий отрывок из Танаха – по книге. Этот отрывок называется гафтара; подробнее об этом мы будем говорить во второй части учебника, в главе «Суббота».

Вопросы для повторения

Когда читают Тору в синагоге?

Читают ли ее по печатному тексту?

Как происходит чтение?

В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?

Кто такие магбиа и голель?

Что такое гафтара?

Личные молитвы

Есть ряд молитв, которые человек читает сам или в кругу семьи. Например:

Биркат гамазон – молитва после еды;

Кидуш – специальное удлиненное благословение в субботу и праздники – читается перед праздничным столом вечером и утром;

Тфилат гадерех – «Дорожная молитва»: читается человеком, отправляющимся в дорогу, когда он покидает свой город.

Чтение «Шма» ночью – молитва перед сном.

Подавляющее большинство благословений – личные (над едой, по поводу здорового функционирования организма человека, по поводу созерцания редких явлений в природе и т. д.).

Вопросы для повторения

Какие личные молитвы вы знаете?

Молитвенник

Число молитв велико и довольно трудно запомнить их все. Поэтому существуют специальные сборники – молитвенники (на иврите – сидур), содержащие молитвы и благословения в удобном для чтения порядке. Молитвенник, содержащий молитвы какого-то определенного праздника, называется махзор.

Большая часть текста сидуров разных общин совпадает. Однако имеются некоторые различия. Для того, чтобы быстро определить, по какому варианту молитв молятся в данном месте, на молитвенниках обозначают их нусах – «стиль», «вариант». Самые распространенные нусахи: ашкеназ, сфарад, эдот гамизрах (восточных общин), Аризал (по имени его составителя, великого кабалиста из Цфата рабй Ицхака Лурия). Каждый человек молится так, как это было принято у него в семье или у того человека, который научил его молиться. Принято также молиться в синагоге по установленному в данной общине нусаху.

При всем том надо помнить, что по своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении по крайней мере последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Если вы раскроете сидур и прочитаете «Шма», подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы вот уже многие десятки поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова. Представьте себе, сколько людей сейчас одновременно с вами (если вы молитесь в положенное для молитвы время) говорят их, как звучит тысячеголосое «Слушай, Израиль!» – несомненно, вы почувствуете подъем души.

Вопросы для повторения

Что таков сидур и махзор?

Что такое нусах? Какие нусахим вы знаете?

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Авртор: Неизвестен

Есть некоторые особенности молитвы в синагоге, которые могут показаться христианам примечательными.

Одно из первых впечатлений постороннего посетителя может оказаться таким, что служба и особенно литургия в синагоге менее организованы, чем в церкви.

Ему может показаться, что молящиеся не так внимательны к ведущему службу, как это принято у христиан.

Иногда кто-то из молящихся молится вслух как бы сам по себе.

Затем, как будто внезапно, все присутствующие объеди­няются в общей молитве или в общих песнопениях, затем опять каждый молится отдельно.

После этого может наступить тишина, прерываемая лишь отдельными людьми, громко произносящими слова молитвы, а затем все начинают вновь молиться и петь вместе, причем всегда знают, когда это надо делать.

Посетителю трудно это понять и трудно следить за ходом молитвы.

Даже у тех, кто изучал иврит и еврейский молитвенник, возможно, займет немало времени, пока они смогут следить за ходом молитвы к синагоге.

Поэтому мы попытаемся обьяснить некоторые особенности еврейской молитвы, которые в какой-то мере прольют свет на службу в синагоге.

Сидур

Порядок службы в синагоге определяется молитвенником (на иврите сидур, что значит «упорядочение»).

Молитвенник содержит общие молитвы и молитвы для одного человека, порядок службы, многочисленные от­рывки из Танаха, а также отрывки из Талмуда.

Некоторые более расширенные молитвенники содержат даже весь Псалтирь, а также песнопения для субботы и праздников.

Хотя сидур не существовал в письменной форме до IX века и не был доступен для каждого молящегося в си­нагоге до изобретения книгопечатания в XV веке, боль­шая часть составляющих его текстов относится к значи­тельно более раннему времени, вплоть до периода Ново­го Завета и даже до него.

Молитвы и их порядок в основ­ных чертах были установлены до рассеяния евреев в 70 г. н.э., когда был разрушен Иерусалим.

Это рассеяние еще увеличилось после подавления восстания Бар-Кохбы римлянами в 135 г. н.э.

Вследствие своей давности, сидур и служба в синагоге открывают окно в мир еврей­ской веры и молитвы, в тот мир, в котором возникло христианство.

Между ашкеназским и сефардским молитвенниками имеются некоторые различия.

Однако они незначительны, и евреи могут без каких-либо трудностей принимать участие в службе в любой синагоге в любом месте в мире.

По сравнению с различиями в христианском мире это всемирное единство поразительно.

Кавана

Многие христиане не очень одобрительно относятся к записанным молитвам.

Они предпочитают свободные молитвы, «льющиеся из сердца».

В иудаизме принцип свободной молитвы также считается очень важным, о чем можно прочесть и трактате Мишны «Наставления отцов» (Пирке Авот) 2:13:

«Рабби Шим"он говорил: Будь внимателен при чтении Шма и в молитве; когда мо­лишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милости и милосердии пред Богом Благословенным, как сказано [Иоиль 2:13|: Ибо Он благ и милосерд, долго­терпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».

Еврейская традиция относится к свободной молитве как к «помышлению сердца» и считает ее желательной в лю­бое время, днем и ночью.

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой» (Псалм 19:15).
При этом не следует забывать, что Иисус сам учил своих учеников установленной молитве, до сего дня христиане молятся этими словами.

Молитва Господа, в сущности, - типичная еврейская молитва.

По всей вероят­ности, Иешуа в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня.

Один еврейский ученый нашел, что молитву Господа можно составить из еврейских молитв; таким образом, он показал, что Иешуа молился так же, как молились в синагоге в его время. Каждое слово в приведенной ниже молитве взято из традиционных еврейских молитв:

Отец наш, который на небесах,

Да святится великое Имя Твое

В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.

Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,

И да признают Тебя все народы земли.

Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,

Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.

Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.

И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.

И дай нам насытиться хлебом,

Что Ты посылаешь нам каждый день.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.

Прости и тех, кто причинил нам зло,

Как и мы прощаем их. И не введи нас в соблазн,

Но сохрани нас от всякого зла.

Ибо Твое величие, и власть, и слава,

И победа, и великолепие,

И все на небе и на земле,

Вся земля Твоя,

И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

Еще одна особенность еврейской молитвы, которая может составить проблему для христиан - это частое повторение одних и тех же молитв.

Но следует помнить, что Матфей 6:7 предостерегает не против повторения молитв как таковых, но против суетного многословия, подобно тому как в Первом послании к Тимофею 6:10 Павел называет «корнем всех зол» не деньги, а сребро­любие.

Так же и в отношении цицит и тефиллин в Евангелии от Матфея 23:5 осуждается не ношение этих предметов, но злоупотребление ими.

Таким же злоупо­треблением было бы повторение молитв всуе.

Во многих синагогах можно увидеть на стене надпись: «Помни, перед Кем ты стоишь» (Талмуд, Берахот 28-6).

Есть в иврите понятие, подчеркивающее важнейшее свойство молитвы: кавана.

Слово это означает «намере­ние», в данном случае имеется в виду намерение, вклады­ваемое в молитву и в другие религиозные обряды.

Не­обходимо направить душу к Богу, подобно тому, как на­страивают радио на определенную волну.

Когда человек произносит молитву, он не должен читать ее как обыч­ный текст, он должен чувствовать, что стоит перед Богом.

Молящийся должен настроить свое сердце так, чтобы оно было обращено к Богу.

Чтобы это сделать, следует заранее подготовиться к молитве.

Необходимо также во время молитвы держаться уважительно.

Нельзя сидеть или стоять в развязной ма­нере перед царем или высоко почитаемым человеком. Поэтому евреи часто встают во время молитвы.

Еще один способ достичь нужного настроя - это со­вершать определенные телодвижения, используемые ис­ключительно во время молитвы.

Часто можно видеть, как мужчины во время молитвы или учебы раскачиваются взад и вперед.

Эта традиционная практика помогает со­средоточиться на молитве и расширить ее за пределы слов посредством участия в ней тела, как сказано в Псал­ме 34:10:

«Все кости мои скажут: Господи! кто подо­бен Тебе...».

Это раскачивание во время молитвы имеет такую давнюю традицию, что для многих евреев оно стало почти автоматическим.

Смиренная молитва

Молитва - это большая привилегия.

Ведь мы при­ближаемся к Господу Пресвятому, к Царю царей, к все­могущему Богу.

Часть ежедневной утренней молитвы очень четко выражает эту мысль.

Евреи начинают свой день с подобной молитвы:

«Властелин всех миров и Владыка владык!

Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе наши мольбы, а на милосердие великое Твое.

Что есть мы, что наша жизнь, что на­ши добрые дела, что наша праведность, что наше спасение, что наша сила, что наша сме­лость;

что мы можем сказать Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших!

Ведь всякий сильный - ничто пред Тобою;

и прославленные мужи словно и не существовали никогда, и мудрецы подобны лишенным знания, и ра­зумные подобны лишенным разума;

все мно­жество дел их кажется несущественным, и дни их жизни ничтожны, и нет преимущества у человека перед животным, ибо все суета...

Однако мы народ Твой, сыновья Завета Твоего, потомки любимого Тобой Аврагама, ко­торому дал Ты Свою клятву на горе Мориа;

потомство Исаака, единственного его сына, который был связан и возложен на жерт­венник; мы община Иакова, которого по любви Своей к нему назвал Ты Израилем.

Поэтому мы обязаны благодарить, и восхва­лять, и славить Тебя, и освящать Имя Твое, и возносить хвалу и благодарение.

Счастливы мы!

Как хороша наша доля, как отрадна судь­ба наша и как прекрасно наше наследие!

Сча­стливы мы, ибо с утра и до вечера в синагогах и домах учения провозглашаем единство Име­ни Твоего, и каждый день дважды произносим с любовью:

«Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь един!»

Бог Сам говорил с нами и явил Себя в откровении нам.

Он желает общаться с нами.

Так что когда мы молимся, мы, в сущности, отвечаем на Его призыв.

Молиться зна­чит, прежде всего отвечать!

Из этой молитвы видно, насколько евреи считают себя незначительными и какой ничтожной свою праведность перед Богом.

Здесь поднимается проблема, общая для всех молитв: как мы, сознавая свою незначительность, можем обращаться к Богу и ожидать, что Он услышит нас?

Ведь мы лишь прах.

Мы грешны.

И все же мы стоим перед лицом Бога, обращаемся к Нему и надеемся, что Он услышит нас.

Как же мы осмеливаемся обращаться к Ца­рю вселенной?!

Ответ заключается в том, что мы можем приблизиться к Нему, только через Кровь Мессии, т.к. только Кровь Иешуа Массии омывает наши души, уничтожая грехи, и мы очищенные и омытые имеем право придти к престолу благодати.

«Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:35,36).

Индивидуальная и общая молитва

Характерная особенность еврейской молитвы в том, что это прежде всего общая молитва, то есть молитва от имени всего народа Израиля.

Поэтому она почти всегда во множественном числе («мы», «нас» и т.д.), как и в молитве «Отче наш».

Так избранный народ Бога обра­щается к Богу завета.

Основная молитва в синагоге - молитва от имени всего народа Израиля.

При этом служба в синагоге включает и индивидуальную молитву.

Отдельный человек считает себя частью народа Израиля, и так он и молится.

Поэтому общая молитва занимает большую часть службы.

Народ Израиля, который был избран Богом быть «царством священников и народом святым», стоит перед своим Господом.

Еврейская коллективная молитва, содержащая благословения, восхваления и личные просьбы, очень важна для укрепления веры и для поддержания общности евреев.

Молитва общины считается особенно важной и действенной в свете таких стихов, как «Во множестве народа - величие царя» (Притчи 14:28).

Одна нить веревки может быть прочной, но ее прочность возрастает многократно, когда она сплетается с другими нитями и образует веревку, как сказано в Экклесиасте 4:12: «...нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Три ежедневные молитвы

Соблюдающий заповеди еврей молится три раза в день, как делал пророк Даниил: «Даниил же, узнав, что подпи­сан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:10).

Две из трех ежедневных молитв соответствуют еже­дневным жертвоприношениям, происходившим в Храме. Это утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха) молитвы.

Таким образом, после разрушения 2 Храма (70г.) иудаизм стал религией без жертвоприношений и без искупления кровью.

Раввины не захотели принять и понять значение жертвы Мессии Иешуа (Иисуса Христа) на Голгофе.

Иудаизм Священных Писаний был заменен талмудическим иудаизмом, уходящим корнями в религию фарисеев, небольшой группы евреев, строго соблюдающих ритуалы и отвергающих Иешуа из Назарета, отрицающих Его воскресение.

Вечерняя молитва (аравит или маарив) не име­ет прямого соответствия в храмовой службе. Некоторые считают, что она связана с сожжением остатков ежедне­вных жертв, не сгоревших на алтаре. Есть предание, что три ежедневные молитвы были установлены тремя пат­риархами: Аврагамом, Исааком и Иаковом.

На протяжении многих столетий синагога была духов­ным, культурным и общественным центром для евреев.

Трудно представить, как евреи смогли бы пережить выпавшие на их долю страшные катастрофы без такой ду­ховной крепости, как синагога.

Когда Иерусалим пере­стал быть физическим центром еврейскою народа, сина­гога как бы перенесла Иерусалим в страны рассеяния и сохранила живую память о Иерусалимском Храме.

Синагога не только стала духовным центром еврейского народа, но явилась и исходным образцом, как для церкви, так и для мечети.

Поэтому можно сказать, что ни один другой институт человеческого общества не имеет такой долгой непрерывной истории. Синагога сыграла большую роль в сохранении еврейского народа, его культуры, традиции.

Хотя первые христиане – евреи, принявшие Иешуа из Назарета Своим Мессией, были изгнаны из синагог после разрушения Храма и по сегодняшний день.

В Явне (70г. н.э.) приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков.

Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»).

Оно гласило:

«Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками.» (фрагмент из Генизы-1925).

Аминь

Еврейское слово аминь (на иврите амен), которое часто можно услышать при службе в синагоге как ответ молящихся на произносимую ведущим молитву благословения Господа, выражает одобрение только что услы­шанных слов.

В книге Второзаконие 27:15-16 читаем: «И весь народ скажет: амэн» - как ответ на произносимые священником проклятия, нарушающим Божественные за­поведи.

Слово это означает «истина».

Его также можно истол­ковать как акроним, составленный из начальных букв трех слов:

алеф - первая буква слова Эль (Бог),

мем -первая буква слова мелех (царь)

нун - первая буква слова неэман (верный, истинный, надежный).

Таким образом, получается фраза: Бог - истинный царь.

Так что амен - это признание вечного истинного Царя, Которого мы должны почитать и к Которому направлены наши молитвы.

Кому молятся иудеи

Про синагоги

Сегодня мы приглашаем наших читателей на виртуальную экскурсию по синагоге.

СИНАГОГА - НЕ ХРАМ, А ДОМ СОБРАНИЯ

Синагога в переводе с греческого означает «собрание» (на иврите это слово звучит как «бейт кнесет» - «дом собрания»). В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога - это не храм, а только помещение для общественной молитвы. В иудаизме Храм - уникальное сооружение на конкретном месте (на Храмовой горе в Иерусалиме), где, согласно вере, с особой силой ощущается Божественное Присутствие. В истории иудаизма Храм заново отстраивали два раза. Первый был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., Второй - римлянами в 70 г. н.э., от него до настоящего времени сохранилась Западная стена, или Стена Плача. (Третий Храм, верят иудеи, будет построен, когда придет Мессия.)

Большинство историков придерживаются точки зрения, что первые синагоги возникли после разрушения Первого иудейского Храма. Когда евреев угнали в плен из Иудеи в Вавилонию, задачей иудейских мудрецов было сохранить народ и веру, и потому общественную молитву разрешалось проводить в любом месте, где собирались не менее десяти верующих мужского пола старше 13 лет (миньян). Сначала иудеи молились в жилых домах, потом стали строить специальные здания для молитвы. И по сей день синагогой считается не только отдельное строение, но и даже комната в светском здании, где собирается миньян для молитвы.

Время службы в синагогах совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в древнем иудейском Храме. Богослужения в ортодоксальных синагогах проводятся три раза в день, в праздничные дни читаются дополнительные молитвы. Жертвоприношения в Храме также сопровождались молитвами и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.

ИЗ ДОСЬЕ

Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей - готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) - одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы - прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в X-XII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением. Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог - в Ходорове близ Львова (1651).

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса - символ чести - и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями - стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой. В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште - с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде, киевская синагога Розенберга и Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую «Бет-Шалом» (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Большая синагога в центре Иерусалима построена в 1982 году Александром Фридманом. Она является крупнейшей в Иерусалиме, отличается пышностью интерьера и великолепными цветными витражами. Ее называют «роскошной», «местом для восхищенных туристов».

Центральной синагоге России - Московской Хоральной - в июне этого года исполнилось ровно сто лет.

СВЯЩЕННАЯ АТРИБУТИКА

Генеральный директор Большой (главной) Иерусалимской синагоги, рав Джордж Финкельштейн рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ», что во внутреннем устройстве любой синагоги вне зависимости от стиля или течения в иудаизме неизменны несколько атрибутов. Один из основных - арон hа-кодеш, или ковчег Завета, - шкаф с рукописными свитками Торы, занавешенный покрывалом. Арон hа-кодеш, подчеркнул раввин, помещают у восточной стены, по направлению к Иерусалиму, туда, где раньше был Храм (и молиться у иудеев принято, обратившись лицом к Иерусалиму). Если же синагога находится в Иерусалиме, шкаф со свитками Торы ориентирован в сторону Храмовой горы. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или во время определенных молитв. Перед арон hа-кодеш (или выше него) постоянно горит свет - нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.

Свитки Торы, хранящиеся в ковчеге Завета, - самые священные предметы в синагоге. Пятикнижие Моисеево записывается вертикальными колонками на пергаменте. В каждом свитке Торы - 250 колонок. Длина среднего свитка - примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, необходимым, чтобы сворачивать свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляются квалифицированным писцом. Написание одного свитка требует примерно 1 тыс. часов работы.

Еще один обязательный атрибут всех синагог - бима - стол (или тумба), на котором разворачивают при чтении свиток Торы. Бима в большинстве синагог располагается в центре зала и на возвышении (в некоторых синагогах до него нужно подниматься по ступенькам). Также в любой синагоге есть стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и священных книг. В средневековых синагогах Восточной Европы столы и скамьи для молящихся, как правило, располагались вокруг бимы. Наиболее почетными считались места возле восточной стены. В XIX-XX вв. под влиянием просвещения биму и арон hа-кодеш строили близко друг от друга, образуя нечто вроде алтарного пространства в церкви, а скамьи выстраивали в одном направлении, превращая зал для молитвы в подобие театра.

Во многих синагогах в Западной Европе между арон hа-кодеш и бимой ставят пюпитр - амуд, около которого проводит общественную молитву хазан (ведущий) или читаются проповеди.

Стены синагог в зависимости от вкуса и возможностей общины украшают витражами, фресками, резьбой по дереву. По словам директора Большой Иерусалимской синагоги, ограничения касаются только изображений людей - на стенах синагог нельзя вешать портреты и фотографии, даже если на них запечатлены люди великие и достойные. Запрет этот идет из Торы.

Существует также старинный обычай по возможности строить синагоги выше всех строений в городе. Чтобы выполнить это предписание и одновременно не вступать в противоречие с властями или Церковью, зачастую шли на хитрость: располагали синагоги в подвальных помещениях или устанавливали на крыше длинный шест, и здание формально оказывалось самым высоким. В современном Израиле, отметил рав Джордж Финкельштейн, другая проблема: «синагоги строят там, где есть место».

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

По словам рава Джорджа Финкельштейна, любой человек, пусть даже и неиудейского вероисповедания, может зайти в синагогу. Конечно, для экскурсий в большинстве синагог отведены специальные часы, и фотографировать молящихся вам не позволят, но прийти посмотреть, как проходит молитва, вы можете.

Есть несколько требований, которые желательно соблюсти, если вы хотите посетить синагогу.

Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть ноги и следить, чтобы ни на вас, ни на вашей одежде не было грязи.

Ваша одежда также должна быть простой и скромной. В православную церковь или в буддистский храм неприлично заходить в шортах или спортивном костюме - то же правило касается и синагоги. По традиции, не принято, чтобы женщина приходила в синагогу в брюках. При этом к платьям или юбкам тоже особые требования. По законам еврейской скромности, щиколотки и локти у женщины должны быть закрыты. Поэтому, подчеркивают во многих религиозных общинах, уж лучше прийти в синагогу в брюках, нежели в мини-юбке или платье с декольте. По иудейской традиции, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор.

Мужчинам (старше 13 лет) находиться в синагоге можно только с покрытой головой. По традиции, это кипа - маленькая шапочка, но подойдет и любой другой головной убор. В большинстве синагог кипу во временное пользование выдают на входе.

В синагоге запрещено громко разговаривать, входить с едой, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать. Кроме того, запрещено превращать синагогу в церковь, мечеть или храм другой конфессии или молиться там в соответствии с канонами другой религии. Если вы - человек иного вероисповедания, то вправе лишь посмотреть, как молятся иудеи, а не молиться самому. (Исключение делается лишь для тех, кто хочет принять иудейскую веру.)

По иудейской ортодоксальной традиции, мужчины и женщины молятся отдельно, поскольку молитва, пояснил рав Джордж Финкельштейн, должна происходить не в семье, а наедине с Всевышним. Женское отделение (эзрат нашим) в ортодоксальных синагогах чаще всего располагается на втором этаже, на галерее, либо женщины молятся в одном зале с мужчинами, но за перегородкой. В консервативных и реформистских синагогах перегородки нет, мужчины и женщины сидят вместе или по разные стороны прохода. (Консерватизм и реформизм - течения в иудаизме, возникшие в XIX веке на фоне просвещения и эмансипации. В основе их идеологий - религиозные постулаты могут меняться в соответствии с окружающим миром, и потому женщинам разрешают молиться вместе с мужчинами и даже становиться раввинами.)

КСТАТИ

С древности функции синагоги не ограничивались только молитвой. Как и в других конфессиях, раньше иудеи получали только религиозное образование, и первые школы открывались при синагогах. Одна из основных заповедей иудаизма - учить Тору, поэтому школы посещали даже дети из самых бедных семей, и, кроме того, синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин. (Подобные образовательные центры для детей и взрослых существуют и сегодня при многих синагогах.)

Кроме того, в синагогах отмечали различные религиозные праздники и обряды, например обрезание, бар-мицва (совершеннолетие мальчиков), хупа (свадебный обряд). Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно туда ходили - покупали мацу на Пасху, собирались на праздники, знакомились, справляли свадьбы, делали обрезание новорожденным.

Также синагоги были для древних иудеев центром не только религиозной, но и светской жизни. Там заседал местный раввинский суд (бейт-дин), который разбирал тяжбы, там совершались коммерческие сделки. Правление синагоги ведало благотворительными фондами, давало ссуды, устраивало на ночлег приезжих. И, несмотря на то, что сегодня светская и религиозная жизнь верующих разделена, ортодоксальные иудеи нередко (с семейными, деловыми, финансовыми проблемами) обращаются за советом и помощью в синагогу. В современных синагогах есть обычно помещения для учебных занятий, клубы «по интересам» для людей различных возрастов (молодежные, для пенсионеров).

    Источник http://www.ifvremya.ru/cgi-bin/res.pl?FIL=work/arc/2006/1206/3_20061206.txt&query=иудаизм&stype=AND

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все – власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев – иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его – Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве — творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными.

Иудаизм — вера евреев
Марк Раик

Сейчас принято различать понятия «иудей» и «еврей», но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия «вера» и «религия». После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.

Религия евреев, как и их история, — одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х.

Иудаизм предъявляет четкие требования к кандидату в мессии. Иисус таким требованиям не соответствовал. Попытки христианских богословов трактовать ТАНАХ, выискивая там пророчества об основателе их религии являются крайне тенденциозными.

С точки зрения еврейской традиции, Мессии предстоит выполнить очень важную задачу: привести мир к пониманию Б-га, установить на земле мир, справедливость и всеобщую гармонию. Поскольку исторический персонаж по имени Иисус с этой миссией не справился, ранние христиане кардинально изменили саму концепцию религиозного спасения. В результате, христианство трансформировалось из еврейской мессианской секты, одной из многих на пестрой теологической палитре Ближнего Востока, в отдельную религию, совершенно чуждую фундаментальным концепциям иудаизма.

Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью иудейской доктрины. Еврейский законоучитель Маймонид (Рамбам) включил эту веру в число тринадцати основных принципов.

Иудаизм - национальная религия евреев

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм - это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов.

В Библии. Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной с достаточной четкостью выкристаллизовывается в Библии, но следует обратить внимание на факторы, свидетельствующие о разных стадиях развития этого представления. На определенном этапе ярко выступает понятие Бога семьи, родового Бога, который именуется «Бог отцов». Это - аутентичное понятие, не реконструированное на основании верований предыдущих поколений.

Оно относится к эпохе, описанной в цикле повествований о патриархах в книге Бытие, то есть к первой половине 2-го тысячелетия до н. э., и играет весьма существенную роль на дальнейших этапах развития представления о Творце. Бог отцов находится в постоянной связи с главой рода. Имя такого главы становится эпитетом имени самого Бога: «Бог Авраама», «Бог Исаака» и «Бог Иакова». Бог заключает брит (союз, Завет, договор) с главой рода и выделяет этот род из среды всех других родов.

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам.

Город, в который нельзя не вернуться.

Теперь мы поняли, мимо чего мы не могли пройти просто так, куда захотелось опять всем вернуться. ЕГО ПРИСУТСТВИЕ!!! Рассказывать об этом невозможно, это надо чувствовать кожей. Там надо БЫТЬ!

«Я снова увижусь с вами…»

Иззи Эзагуи – единственный сын семьи хабадников-репатриантов из США. Сразу был мобилизован в ЦАХАЛ. В операции «Литой свинец» командовал подразделением спецназа. Потеряв руку, несколько месяцев провел в госпитале, выписавшись, тренировался, чтобы вернуться в армию. 06.12.2012

Религия евреев (Иудаизм)

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») — по имени легендарного законодателя евреев.

Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории.

ИУДАИЗМ - религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов). Термин образован от этнонима “иудеи” (ср. альтернативное обозначение “израильское вероисповедание”, принятое в 19-1-й пол. 20 в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали иудаизм: в 8 в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско-украикском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в Израиль). Однако в целом религиозное самосознание в пределах иудаизма неотличимо от этнического самосознания. Это дает ему особое место в феноменологии религий между этническими религиями типа индуизма и универсалистскими религиями-учениями (буддизм, христианство, ислам)’, в отличие от индуистских каст иудаизм оставляет некоторые возможности войти в него извне через принятие учения и инициационный обряд (обрезание).

Правда ли, что иудеи и христиане поклоняются одному и тому же Богу?

Здравствуйте о. Олег!
С возвращением Вас! Снова пишу, так как сама не знаю ответа.
Нынешние иудеи верят в своего Бога Яхве (Иегову), при этом православием и другими христианскими конфессиями не опровергается, что Иисуса Христа послал вовсе не Яхве-Иегова, так как считается, что нынешние иудеи Моисеева Закона продолжают традицию ветхозаветных пророков. Т.е. прямо не говорится богословами, что Тот в Кого верят иудеи СЕГОДНЯ, а именно Иегова, не является Отцом Небесным Иисуса Христа. Поэтому многие христиане думают, что сегодняшние иудеи, поклоняющиеся Яхве, верят в того же самого Бога-Отца, Который послал Христа на землю, поэтому люди так легко идут в секту Иеговистов. Мне кажется что нет четкой позиции по этому вопросу.

В. Шапиро: Итак, тему первой лекции мы обозначили «Во что верят и как молятся евреи». Поскольку здесь аудитория, интересующаяся разными проявлениями духовной жизни, всякими трансцендентными сущностями, то надо говорить о том запредельном, что существует в иудаизме, и о том, что отличает духовную, религиозную жизнь от обыденной. С другой стороны, для иудаизма характерна очень высокая степень обыденности всех духовных проявлений. Многие вещи, к которым люди стремятся, достигают их путём обременительной духовной практики - для еврея они часто существуют сами собой, как что-то такое естественное, то, что существует от рождения, как некое наследство. Вот бывает, что человек что-то с большим трудом зарабатывает, а бывает, что человек рождается, а у него всё есть, досталось ему по наследству. Другой вопрос, насколько разумно человек впоследствии распоряжается этим наследством и к чему потом приходит.

Постигая Божество, человек вначале включает в свое представление о нем всех богов, затем подчиняет всех чуждых богов племенному божеству и, наконец, исключает всех, кроме одного Бога, обладающего конечной и высшей ценностью. Евреи соединили всех богов в своей более возвышенной концепции Господа Бога Израиля. Индусы также объединили своих разнообразных божеств в «единую духовность богов», представленную в Ригведе, в то время как месопотамцы свели своих богов к более централизованному представлению о Бел-Мардуке. Эти монотеистические идеи созрели во всём мире вскоре после того как Макивента Мелхиседек появился в палестинском Салиме. Однако концепция Мелхиседека отличалась от эволюционной философии включения, подчинения и исключения: она основывалась только на созидательной силе и сразу же оказала воздействие на высшие представления о божестве в Месопотамии.

ИУДАИЗМ, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. - «еврейская религия», от названия Иудейского царства), -

религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии ИУДАИЗМА:

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);
2) талмудический (конец I-VI вв.);
3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

Современный ИУДАИЗМ сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

Основой иудаизма служит учение аккумулированное в Ветхом завете. Ортодоксальная еврейская религия не признает священность Нового завета, в котором собрано учение Иисуса Христа. Религия же христиан, как католиков так и православных, основывается на всей Библии в целом, содержащей и Ветхий и Новый заветы. Только протестантизм (одна из ветвей христианства) не признает Ветхий завет.

Доводы иудаизма против Христа

Еврейская религиозная литература приводит некоторые доводы, якобы свидетельствующие, что Христос не являлся Мессией (пророком, посланником Бога) и не мог быть богочеловеком, а его учение, следовательно, не может быть истинным.

Согласно предсказаниям древних еврейских пророков, таких как Исайя и Осия, истинный Мессия, появления которого ждут евреи, должен сотворить много знаменательных событий. Вернуть миру божественную гармонию, воскресить мертвых, собрать всех рассеянных по миру евреев в небесный Иерусалим, прекратить все войны и даже животных заставить жить.