Тема: Руническое письмо тюрков: истоки, история и современность. Тайные коды рунического письма Письмо рунами

Тема: Руническое письмо тюрков: истоки, история и современность. Тайные коды рунического письма Письмо рунами

Руническое письмо было когда-то распространено в Северной Европе 13 веков, в шведской провинции Даларна - до XIX века. Но и сегодня руны не забыты. Внимание к ним настолько сильно, что даже порождает псевдоисторические теории.

Руны – что это?

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

История рун

Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».

Разновидности рун

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Каменные блокноты

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи, а ведь некоторые руны несут в себе смысл, равный объявлению от администрации ЖКХ на вашем подъезде. Например, сообщают о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Создатели рун

Несмотря на общедоступность рунического письма, настоящие шедевры правильной формы и содержания создавались лишь профессиональными мастерами, эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» - надпись на шведском руническом камне VI в. Современные рунологи могут назвать порядка 140 имен древних мастеров, отсекая работы дилетантов с низким качеством резьбы и ошибками в тексте.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Русские руны

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.

Руны современности

Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.

Дж. Р. Р. Толкин создавал для своих книг специальные языки жителей Средиземья, в том числе «Лунные руны» и «кирт», придуманные им на основе Футарка. Программисты наверняка знают, что руны использовались и при создании юникода. Начиная с версии Unicode 3.0 руническим знакам были отведены отдельные позиции (16A0-16F0), а всего занесено 76 рунических символов, включая различные формы одного и того же знака в зависимости от рунического алфавита, в который тот входил.

Древнейший (старший) рунический алфавит использовался до конца VIII века. Он состоял из 24 знаков, имевших фонетическое и символическое значение. Символические значения рун следовали из их названий – «един- ство», «воплощение», «возрождение» и т.д.

Старшерунический алфавит называют футарком; это слово образовано по звучанию первых шести знаков буквенного ряда – F, U, Þ, A, R, K. Уже к IV веку сложилась устойчивая последовательность в корне отличается от последовательности знаков в алфавитах, восходящих к финикийскому

письму (латинский, греческий).

24-значный футарк разделяется

Начиная с V века старший рунический алфавит, используемый различ- ными германскими племенами, распространялся по Европе и видоизменял- ся. В результате этого возникло несколько модификаций футарка – англо- саксонская, фризская и др. Видоизменения рунической системы происходи- ли, во-первых, вследствие изменения языка, во-вторых, для адаптации рун к языкам народов, принимающих руническую письменность.

Происходило и усовершенствование орфографии рунического письма. Уже в старшерунических надписях отдельные слова или группы слов иногда разделялись, хотя в целом было характерно слитное написание. Постепен- но употребление разделительных знаков между словами становилось все более и более последовательным; к XI – XII векам эта практика стала пра- вилом. Для разделения слов использовались крестики, точки и т.п. В неко-

торых надписях наблюдалось одновременное употребление и слитного, и раздельного написания слов. Иногда разделительные знаки разбивали сло- во на несколько частей. Если слово оканчивалось на ту же руну, с которой начиналось следующее слово, допускалось писать слова слитно, не повто- ряя концевой и начальный знак.

Существовало две модификации младшерунического ряда: полновет- вистые и коротковетвистые руны. Эти модификации долгое время рас- сматривались исследователями как две локальные системы рунической письменности. За ними закрепились названия «датские» или «обычные» руны и «шведско-норвежские» руны. Однако территориальная привязка здесь неправомерна – полноветвистые «датские» руны широко использо- вались и за пределами Дании, в том числе – на Скандинавском полуостро- ве. Правильнее предполагать, что в основе разделения рун на полно- и ко- ротковетвистые лежит не территориальный, а функциональный принцип: полноветвистые руны использовались для монументального письма, а ко- ротковетвистые - являлись своего рода скорописью и находили применение в первую очередь в бытовой практике.

Старшие и младшие футарки не могли в полной мере отобразить фонети- ческий состав германских и скандинавских языков. Для этого приходилось од- ним и тем же знаком обозначать до четырех фонем. Потребность в расширении знакового ряда привела к появлению так называемых пунктированных рун: над руной ставился диакритический значок – точка. В надписях XII века пунктиро- ванные руны образуют полный алфавит, в него добавляются несколько знаков, основанных на соответствующих по звучанию латинских буквах.

Рис. 1. Трансформация рунического строя: ранние (слева) и поздние (справа) англо-

саксонские руны

РУНИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ

У нас нет надёжных свидетельств широкого литературного использова- ния рун в ранние времена, однако некоторые учёные считают, что руниче- ское письмо широко применялось для всех видов светской письменности: для законодательных постановлений, договоров, генеалогий, стихов и т. д. Впрочем, число сохранившихся рукописей очень невелико и относятся они к сравнительно позднему времени. К числу наиболее важных рунических ру- кописей принадлежат:

Древнедатский Codex Runicus, относящийся к концу XIII в. и представ-

ляющий собой юридический текст;

Так называемые «Fasti Danici» (около 1348 г.);

-«Codex Leidensis» в Лейдене (Голландия);

-«Codex Sangallensis 878» в Санкт-Галлене;

-«Codex Salisburgensis 140», хранящийся ныне в Вене, и т. д.;

Сохранился также рунический молитвенник, написанный, вероятно,

для мирянина, не знакомого с латинским языком.

Наиболее ранняя из сохранившихся рукописных версий поздних древ- неанглийских рун представлена рукописью N 17 в библиотеке колледжа св. Иоанна в Оксфорде, датируемой 1110 г.

Надписи, найденные в Швеции

Из общего числа рунических надписей - а их всего около четырёх тысяч

Большая часть (около 2500) найдена в Швеции. Они относятся главным образом (примерно 2000) к XI и началу XII в., и только около 25 надписей, в том числе несколько брактеатов, относится к раннему периоду. Примерно половина надписей, обнаруженных в Швеции, была найдена в Упланде и около 250 надписей - на острове Готланд. Самая длинная руническая над- пись найдена в Реке в Эстеръётланде; она высечена на камне и относится приблизительно к 900 г. Эта надпись весьма любопытна, так как в ней ис- пользованы четыре варианта рунического письма.

Дания и Шлеэвиг - области наиболее раннего знакомства с рунами

Сохранилось свыше пятидесяти надписей (в числе которых приблизи- тельно 40 брактеатов), восходящих к периоду от III до VI в.н.э., и около двухсот надписей на камне, относящихся преимущественно к периоду от IX до середины XI в.Самой ранней из сохранившихся рунических надписей считается надпись на застежке из Вимосе на острове Фюн в юго-западной Дании, относимая к середине III в н.э. Другой весьма ранней рунической надписью является надпись на наконечнике ножен из Торсбьерга в Шлезви- ге, её относят ко времени около 300 г. Примечательна также надпись на

«золотом роге» из Галлехуса (северный Шлезвиг), датируемая примерно

(в 1802 г.) он был украден и переплавлен.

Норвегия

К раннему периоду принадлежит около 60 надписей, в том числе 10

брактеатов; к позднему периоду относят сравнительно мало памятников.

Одной из наиболее длинных надписей раннего периода является над-

пись на камне из Туне, юго-восточная Норвегия, относящаяся к V в. Над-

пись на камне из Эйнанга относят ко времени около 400 г. Самой длинной из рунических надписей, обнаруженных в Норвегии, является надпись на камне из Эггьюма (примерно 700 г.); в ней можно прочесть свыше 170 со- хранившихся букв.

Британские острова

Сохранилось около 50 рунических надписей на вертикально постав- ленных камнях (большей частью на каменных крестах, а также на предме- тах утвари, однако лишь немногие из них были найдены в собственно Анг- лии. Наиболее интересными в художественном отношении являются зна- менитые Нортумбрийские кресты, датируемые приблизительно 670-680 гг., найденные в Бьюкасле близ Брамптона, в Кэмберленде, и в Ратвелле близ

Дамфриса, в Шотландии. Надпись на последнем из них содержит часть по-

Надпись, найденная в Коллингеме (Йоркшир), повествует о смерти ко- роля Освиу, убитого в 650 г. К числу предметов с руническими надписями принадлежат скрамасакс, или короткий меч, найденный в Темзе в 1857 г. и хранящийся теперь в Британском музее. Некоторые учёные относят его к V- VI вв., другие же (с большим основанием) - ко времени около 800 г.

Наиболее замечательным и лучше всего сохранившимся памятником является «ларец Фрэнкса», названный так по имени сэра Уолластона Фрэн- кса, который приобрёл его в 1857 г. и подарил Британскому музею, где он хранится и до сих пор; правая его стенка находится в музее Баргелло во Флоренции. Надписи и изображения этого ларца, вырезанные по китовой кости, чрезвычайно интересны как с палеографической и литературной, так и с художественной точек зрения. Некоторые учёные считают, что ларец относится ко времени не позже 650 г., другие датируют его приблизительно

700 г. Среди интересных памятников с руническими надписями следует от- метить также золотой перстень из Греймур-Хилла, близ Карлайля, костяной футляр для гребня из Линкольна и др.

Важная группа норвежских по происхождению надписей на камне была обнаружена в Мешоу на Оркнейских островах и опубликована Дж. Фарре- ром. Всего этих камней около тридцати; надписи на них можно, по всей ве- роятности, отнести к 1152-1153 гг. Из рунических надписей, найденных на острове Мэн и в Ирландии, следует особо упомянуть о камне из Кёрк- Майкела (около 1100 г.) и о камне из Гринмаунта Лаута (XII в.)

Другие страны

Как это ни удивительно, но Исландия, где сохранилась столь богатая древнегерманская литература, очень бедна руническими надписями; самая

ранняя из них восходит приблизительно к 1200 г. Наиболее удалённым пунктом в северо-западном направлении, где найден камень с рунической надписью, является остров Кингигторссуак в Баффиновом заливе, западнее Гренландии.

Только несколько рунических надписей обнаружено в западной и юж- ной Германии и в Австрии, но в то же время отдельные памятники содер- жащие рунические надписи, были найдены: в современной восточной

Франции, в департаменте Сены и Луары, то есть на территории старого

Бургундского королевства (Шарнейская застежка); на Волыни (наконечник

копья из Ковеля, относимый к IV в.н.э.); на русском берегу Черного моря (ка- мень из Березани, относимый к XI в.н.э.); в Греции (мраморный лев, дати- руемый приблизительно 1170 г., найденный в Пирее около Афин и переве- зённый в Венецию в 1687 г.); в Румынии в 1837 г. в Пьетроассе в провинции Бузэу, в 60 милях от Бухареста, был найден огромный клад IV в.н.э. Среди прочих предметов было обнаружено большое золотое кольцо, содержащее следующую готскую надпись, сделанную рунами: gutaniowihailag; ее интер- претировали как Gutan(e) lowi hailag, что значит «посвящено Юпитеру готов» (то есть богу Донару) , или как Gutani owi (awi) hailag «священная собствен- ность готов»: имеются и другие интерпретации.

Самые ранние надписи

Самые ранние из сохранившихся рунических надписей относятся, как уже упоминалось, к III-V вв.н.э. Некоторые учёные датируют I в.н.э. корот- кую надпись, обнаруженную в Тронхейме, в Норвегии, однако она принад- лежит, по-видимому, к гораздо более позднему периоду. Две короткие над- писи - одна на бронзовом шлеме из Негау, датируемая II в.до н.э., и другая на роговом стилете из Мария-Заалерберг, Каринтия, относящаяся, быть может, к I в.до н.э., рассматриваются некоторыми учеными как ретические, а другими - как ранние германские руны; вероятно, они написаны на гер- манском языке, но северноэтрусскими буквами, а не рунами.

Конец рунических письменностей

Постепенная замена рун латинским алфавитом, несомненно, совпада- ла с ростом влияния римско-католической церкви. Победа латинского ал- фавита над руническими письменностями соответствовала установлению исключительного господства латинской церкви в северной, западной и цен-

тральной Европе. Всякий раз, когда какая-либо область полностью хри- стианизировалась и подпадала под контроль церкви, обычай составления рунических надписей выходил из употребления. Впрочем, рунические пись- менности продолжали употребляться, хотя и в ограниченной сфере, на про- тяжении еще длительного времени и после введения христианства. Для за- клинаний и для мемориальных надписей руны употреблялись вплоть до XVI

в. Имеются свидетельства об использовании рун на Готланде еще в XVII в. О. фон Фризен, один из авторитетнейших специалистов по этому вопросу, сообщает, что «в удаленных областях Швеции - таких, как Даларна и Херь- едален,-...руны изредка употребляются для записей и в наше время».

Где бы ни появлялись викинги, они оставляли рунические надписи на камнях или зданиях. "Эти руны высек самый большой мастер рунического письма в западных морях", - хвастался один из группы викингов, которые

останавливались в древнем погребальном кургане на Оркнейских полях. "Лиф, повариха эрла, высекла эти руны", - писала женщина. "Ингигерт - прекраснейшая из женщин", - заявлял другой викинг. Он шутил. Рядом со своей надписью нарисовал бешеную собаку.

Викинги верили в то, что руны обладают магическими свойствами. Че- ловек, знавший руны, мог затупить оружие врага, разорвать оковы и вну- шить женщине любовь. Руны могли излечить его болезнь, защитить в бою

или в море и сделать неподвластным чарам ведьм.

Камни с нанесенными на них рунами украшались замысловатыми узо- рами и черной, красной, синей и белой краской. Они устанавливались, что- бы утвердить право наследника на наследство или увековечить достижения тех, кто, например, "отправлялся за золотом в дальние страны", или тех, "кто получил свою долю добычи в войне с Фризией". Некоторые камни несут записи о темных делах, например: "Хоскулд солгал своему другу, с которым был связан клятвой". Другие представляют собой памятники любимым: "Биргинг, покойся в мире, любящая тебя Ваг".

Контрольные вопросы

1. Что понимается под рунической письменностью?

2. Какова этимология слова «руна»?

3. Когда, по мнению шведского архиепископа Иоганн Стуре (Иоганн Магнус)

в появились руны в Швеции?

4. К какому времени относил появление рунического алфавита Л.Виммер?

5. К какому времени относил появление рун О. фон Фризен?

6. Когда появились руны по мнению Марстрандера?

7. Когда, предположительно, по мнению Хаммарстрема возник футарк?

8. Что говорил Генрих Хемпель о возрасте рунического письма?

9. В какое время возникли руны по мнению Агрелля?

10. Какие косвенные сведения о германском письме содержатся в повество-

вании Тацита?

11. Какой прототип у рунического алфавита согласно Исааку Тейлору?

12. Какому алфавиту приписывают роль прототипа рунического алфавита

Л.Виммер, Агрелл, О. фон Фризен?

13. К каком алфавите видит прототип пунического алфавита Бредсдорфф?

14. Какой теории относительно происхождения рунического алфавита при- держиваются Вайнхольд, Оберцинер, Бугге, Марстрандер, Хаммерстрем, Файст, Арнц, Буонамичи, Карпентер и др.?

15. Из скольких знаков состоял древнейший (старший) рунический алфавит?

16. До какого века использовался старший рунический алфавит?

17. Как называется старший рунический алфавит?

18. По какому принципу образовано его название?

19. На какие части подразделяется старший рунический алфавит?

20. По каким причинам происходили видоизменения рунической системы?

21. К какому времени употребление разделительных знаков между словами стало правилом?

22. Какие существовали модификации младшерунического ряда?

23. Какой принцип лежит в основе разделения рун на полно- и коротковет-

24. Могли ли старшие и младшие футарки в полной мере отобразить фоне-

тический состав германских и скандинавских языков?

25. Какие руны появились вследствие потребности в расширении знакового ряда?

26. В чем характерная особенность пунктированных рун?

27. Какие рукописи относятся к числу наиболее важных рунических памят-

28. На территории какой страны найдена большая часть рунических памят-

29. Где были обнаружены самые ранние рунические памятники?

30. Какие рунические памятники были обнаружены в Норвегии?

31. Какие рунические памятники были обнаружены на Британских островах?

32. В каких других странах были обнаружены рунические памятники?

33. Что послужило причиной замены рунического алфавита латинским?

34. Употреблялось ли руническое письмо после введения христианства?

35. Какие магические свойства приписывались рунам?

Е. А. Гуревич

Руны, руническое письмо

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 415-423

РУНЫ, РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, письменность, употреблявшаяся германцамисо II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имелинаиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а вотдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (доVIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшиеруны (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

Старшие руны

Древнейшая система рунического письма - 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark ). Сохранилосьок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю(Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными нанихрунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах - брактеатах, датируемых 450-550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики - т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии - «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

Считается, что рунический алфавит возникв I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно - остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Егооппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временемпребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письмавступает, однако, в противоречие с датировкойдревнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшеечисло сторонников завоевала теория норвежского рунолога К.Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. иставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последниедесятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры налатинское письмо как на алфавит, способныйпослужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных исистемных графических преобразований соответствующих букв латинского капитальногописьма.

Старшие руны - весьма архаичная система письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и особенности их языка. Одна из характерных чертранних рунических памятников - отсутствиефиксированного направления письма: текстмог наноситься на поверхность предмета какслева направо (со временем это направлениестановится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон- оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же(причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиватьсявокруг ствола ветви отдельных рун Бывало, чтона одном стволе вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны). Текст надписи либововсе не членился графически, либо членилсяпри помощи пунктированных знаков обычноне пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения. Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территорииСкандинавии (прежде всего в Дании), их языкв течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшнийдень считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма.

Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшеезначение слова «руна» (друн-исл. r ú n , друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna ) - «тайна»: именно такойсмысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений.Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние изтаких надписей обнаружены на оружии, гдеони порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению - нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» - мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны t , обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможномвменении отдельных знаков: f - *fehu (друн-исл. fé ) «богатство»,j - *jara (друн-исл. ár ) «урожай», n - nauð «нужда», k - kaun «язва», m - maðr «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач.VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n ; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, дляэтого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» -«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях - жертвенной кровью), длявыделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашеныкрасной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен былзначительно облегчать дешифровку надписи.

Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», - не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны, которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих недругов - правившей в Норвегии королевской четы.

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, чторуническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli ),некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в. данами. В герулахпытались видеть создателей или по крайнеймере посредников в распространении руниче ского письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях - не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающийпредставителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому jarl - «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг ), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эрильмог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.

Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано ссакрализацией письма. Это явствует не толькоиз практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которыхруное П.о использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, - этопрежде всего информация о самой руническойписьменности. Многие старшеруническиенадписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff » (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализациирунического письма - темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не радиувековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы уберечь захоронение от разорения иливоздействия враждебных сил.

Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке и друн)выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функциирун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма. Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руное П.овозникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.

В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования - футарка . Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников - надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения руному П.у, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это - погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 -2-4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4-2-0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р - é и d -о в нем располагаются в обратном порядке (é - р ; о - а ), также царит симметрия в распределении согласных и гласных

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b ) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d ). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду

Младшие руны

V П-V Ш вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они окончательно оформляются как обособленная группа.

Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунми, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавсих языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (срун: ikla(n)t=England , «Англия»; tribin=drepinn , «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составуязыка младшие руны в большинстве своем полифункциональны - почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

На фоне старшего рунического алфавитамладшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности,а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характерун В ходе перестройки рунического рядавзаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая. Если старшее руное П.о было идеальным фонографическим алфавитом, то младшее, подчиняясь принципу экономии знаков, насвой лад также отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новомуупорядочивается и форма рун - отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из руническогоряда в первую очередь исключались графемы,не удовлетворявшие этим требованиям (g ; е; d ;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m ). Эти графические новшества были вызваны важными переменами врунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.

В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar ),либо «рунические камни» (runsteinar ), с высеченными на них мемориальными надписями.В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого родавыставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианскоевремя - внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно большелюдей. В Х в. вырабатывается трафаретнаяформула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором былпоставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а частои имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей - это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющегоруны орнамента, со временем превратилось ввысоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающеетворчество западноскандинавских скальдов.Наивысшего расцвета это искусство достигаетв произведениях шведских рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо орнаментированных памятных камней и,как правило, оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков,в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники при всейтрадиционности их оформления нередко демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.

Высеченные на камнях старшеруническиенадписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчикобычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись неумещалась, ее переносили на любой свободныйучасток камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразиюбыл положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались наполосах, помещаясь между ограничивающимиих высоту линиями и были одного размера. Вэтих условиях особую роль приобретал ствол,задававший равную высоту любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем -форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняетизображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надписьлинии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому - хвост. Нередко надпись располагаетсяна двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.

В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (I Х-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.

В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что «датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными» руни, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита - «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все изменения в начертании графем были промзведены в соответствии с рациональным использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное «усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» рун - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны), гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это - немногочисленность памятников и непродолжительность употребления «шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены «обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых» рун в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.

О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма - «бесстволые», или «хельсингские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна i ): ветви рун распo ложены на разном уровне и развернутывправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.

Бергенские находки

В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli - деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной СаксономГрамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованномкоролю Британии, которым датский корольснабдил двух своих людей, сопровождавшихпринца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет ихдругими знаками, вынося смертный приговорсвоим спутникам. Несомненно, что речь в этомрассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочьЭгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв - колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. - места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения - от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.

Все относящиеся к этому времени рунические надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом, который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда, постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна i с точкой посередине используется в значении е , руна k с точкой, помещенной сверху между стволом и ветвью, обозначаетg и т.д. Одновременно происходит дифференциация звуковыхзначений ряда употреблявшихся параллельно«обычных» и «коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руное П.о полностью приспособилось к фонетической системе языка ини в чем не уступало латинскому письму.

Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе,когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli , адресованная священником Иономзнатному горожанину ГуннаруХвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты изсборника поэзии вагантов Carmina Burana , надругой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь,покоримся и мы любви»). Из этого следует, чторуны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже вXII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достояниемлишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati ): с самого начала книжное и руное П.о обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконноеруное П.о в мемориальных надписях: обычайвоздвигать рунические камни просуществовал до серун XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений,не заслуживающих фиксации на дорогом идолговечном материале - пергамене, руныпродолжают употребляться вплоть до XV в.При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляютсядве рунические рукописи, в том числе запись«Сконского права» (Codex Runicus ).

Младшие руны и магия

Хотя начиная с эпохи викингов руное П.о прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних - на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как руное П.о вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».

Англосаксонские руны

Особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в V П-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork ) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (I Х-Х вв.).

Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серунVII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезаннаяна т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket , VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-I Хвв.).

Старшие руны

f u Þ a r k g w h n i j p æ z s t b e m l ŋ d o

Датские руны

Шведско-норвежские руны

f u Þ ą r k h n i a s t b m l R

Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965; Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977;Смирницкая О.А. Древнейшие руническиенадписи как памятник протостиха// Эпос СевернойЕвропы. Пути эволюции. М., 1989; Смирницкий А. И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Уч. записки Ин-та языка и лит-ры, 1931, т.4; Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979; Bæ ksted A. Må lruner og troldruner. Runemagiske studier. Kø benhavn, 1952; Jensen J . The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets // Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969; Krause W. Runeninschriften im alteren Futhark. Halle, 1937;Liest øl A. Correspondence in Runes // MediaevalScandinavia, 1968, Vol. I; Moltke E. Runes andtheir origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen,1985;Wimmer L. Die Runenschrift. B., 1887.

Иллюстрации :

Со 2-3 вв. до позднего средневековья. Вышло из употребления с распространением . Знаки рунического письма, руны , вырезались преимущественно на металле, камне и дереве, отсюда их своеобразные заострённые начертания. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 г.). Состав алфавита и начертания рун с течением времени менялись. Различают старшие, или общегерманские, руны (до 9 в., 24 руны) и развившиеся из них младшие, или скандинавские, руны. Известно около 150 старшерунических надписей (преимущественно в Шлезвиге, Ютландии и на Скандинавском полуострове, но также в других районах Европы) и свыше 3500 младшерунических надписей. Позднейшие модификации рунического письма в Скандинавии («пунктированные», «бесстволые», «дальские» руны) имели ограниченное применение. Особый вариант рунического письма - англо-саксонские руны, бывшие в употреблении в Англии в 7-10 вв. (до 33 рун).

Старшие и младшие руны различаются как по функциям, так и по языку. Старшерунические надписи встречаются на оружии, украшениях, а с 5 в. также на камнях. Их язык, отличающийся большим единообразием и архаичностью, не может быть отождествлён ни с одним конкретным древнегерманским языком. Высказывалось мнение, что он является особым типом общегерманского (Э. А. Макаев). Старшие руны, видимо, применялись в основном в магических целях (ср. готское rūna ‘тайна’, древневерхненемецкое rūnōn ‘шептать’). Особую роль в надписях играют и сакральная , не всегда поддающаяся истолкованию. Встречаются надписи, состоящие из отдельных рун или воспроизводящие целиком рунический ряд. Младшерунические надписи являются памятниками (древнешведского, древнедатского, древненорвежского). Это главным образом мемориальные надписи на камнях, состоящие из нескольких фраз, некоторые из которых версифицированы.

Вопрос о непосредственных источниках рунического письма остаётся спорным. Несомненна, однако, его связь с южноевропейской письменностью Средиземноморья ( , латинской или италийской).

Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. ).

  • Смирницкий А. И., Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка, «Учёные записки Института языка и литературы», 1931, т. 4;
  • Макаев Э. А., Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический и историко-филологический анализ, М., 1965;
  • Мельникова Е. А., Скандинавские рунические надписи. Тексты, перевод, комментарий, М., 1977;
  • Krause W., Runeninschriften im älteren Futhark, Halle, 1937;
  • Elliott R., Runes. An introduction, Manchester, 1959;
  • Moltke E., Runes and their origin: Denmark and elsewhere, Cph., 1985.

О. А. Смирницкая.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Книги

  • Тайная сила рунических формул , Журавлева Рина. Руническое письмо, построение вязей и магических формул всегда вызывало огромный интерес у читателей. Данная работа удовлетворит желание многих, так как здесь собрано огромное количество… Купить за 1814 руб
  • Тайная сила рунических формул , Рина Журавлева. Руническое письмо, построение вязей и магических формул всегда вызывало огромный интерес у читателей. Данная работа удовлетворит желание многих, так как здесь собрано огромное количество…

В современных магических практиках славянскими рунами сегодня считаются венеды. Антон Платов, исследователь рунических алфавитов славяно-арийцев, десять лет назад реконструировал сакральную систему древних славян. За ним последовал Олег Синько – эзотерик родом с Украины, который расширил мантические и магические значения вендских рунических письмён.

По популярности славянский рунический алфавит отстаёт от скандинавского футарка, распространённого в Европе. Возможно, причина кроется в том, что руническая письменность славян требует погружения в мифологию и обширных знаний об укладе жизни предков.

Откуда произошли руны славян

Славянское руническое письмо – руница – происходит, как считает исследователь В.А.Чудинов, ещё со времён нижнего палеолита. Под руницей понимают все виды древнего рунического алфавита: бояновы руны, велесицу, каруну, вендские руны и т. д.

Именитые исследователи древнейших алфавитов считают, что славянские руны появились благодаря влиянию греков, по другой версии арийская азбука появилась после смешения северно-этрусского письма и огамического алфавита.

Среди доказательств существования славянского рунического письма Славяно-Арийские Веды, Велесова Книга и керамические фрагменты, содержащие надписи, которые практически не поддаются дешифровке. Последние нашлись во время археологических раскопок и относятся к Черняховской культуре.

Официальная наука отказывается признавать существование официальное существование славянской руницы. Малое количество фрагментов с надписями, невозможность расшифровать знаки, различия между символами, найденными на разных территориях – вот несколько причин, по которым рунический алфавит остаётся на полулегальном положении среди остальных письменностей.

Алфавит

Соотнести руницу с алфавитом сложно, так как знаки обозначают не буквы, а слоги. Для записи текстов придерживаются определённого алгоритма:

  • располагать знаки в ряд, по 16 символов в каждом;
  • переводные тексты содержат 32, 64 и больше символов, каждый второй символ поясняет предыдущий;
  • один текст предполагает девять рядов;
  • строки читаются слева направо, следующий ряд – справа налево.

В эзотерических практиках используется вендский рунический алфавит. Исследователи рунического письма составили таблицу, в которой указали соответствие символов буквам русского алфавита. Можно приступить к записыванию текстов руническим алфавитом, сверяясь с таблицей.

Эта группа символов описывает мировые законы, главные движущие силы мироздания, духовный путь, по которому проходит каждый человек в течение жизни.

  1. Мир («М») символизирует божественную часть природы человека. Главный архетип знака – Белобог. Начертание символа похоже на образ Мирового Древа или человека, простирающего руки к небу.
  2. Чернобог («Ч» и «Ц») уравновешивает предыдущий символ и символизирует хаос. Олицетворяет тёмную сторону «Я», которую придётся принять и проработать.
  3. Алатырь («А») – это центр мироздания, начало и конец мира, стартовая точка всех дорог и исток всех рек.
  4. Радуга («Р») – это знак дороги. Символизирует состояние движения: физического и духовного, означает помощь в пути и лёгкий выход из сложной ситуации.

Следующая группа знаков рассказывает о том, что духовный путь в славянской традиции ведёт человека к высвобождению божественного начала внутри себя. Истинным воином считается только тот, кто пройдёт битву с собственной косностью и невежеством.

  1. Нужда («Н») – символ судьбы, от которой не сбежать, смерти, принуждения и тьмы. Нужда обозначает скованное сознание, испытания, финансовые трудности.
  2. Крада («Г» и «К») переводится со славянского как «жертвенный огонь». Это руна огня, воплощённого намерения, потери наносной шелухи и очищения.
  3. Треба («Т») – это жертвоприношение, в котором человек жертвует себя. Символ ещё называют «Руной Воина Духа».
  4. Сила («С») олицетворяет целостность, которая завершает победу над собой и символизирует способность следовать выбранному пути.

Кроме главных четырёх стихий славяне выделяли пятую субстанцию – Рок, Дух, который невозможно увидеть или потрогать руками, но он лежит в основе мироздания.

  1. Ветер («В») относится к стихии Воздуха и символизирует волю, вдохновение, богатство и мудрость.
  2. Берегиня («Б») олицетворяет стихию Земли, материнство, плодородие и богатство.
  3. Уд («У») – огненная руна. Первое значение символа связано с мужской силой, страстью к жизни, плодородием.
  4. Леля («Л») связана со стихией Воды. Это интуиция и ведание, сила и плодородие.
  5. Рок («Х» и «Ъ») считается проявлением Духа. Пятая стихия окружает человека в каждый момент существования, это суть мироздания.

Остальные руны в руническом алфавите славян не поддаются группировке.

  1. Есть («Е») – это жизненная сила, которая движет живой природой.
  2. Опора («О») в начертании показывает две границы, отделяющие три мира друг от друга – Верхний, Средний и Нижний.
  3. Даждьбог («Д») олицетворяет всевозможные блага, начиная истинной любовью и заканчивая материальным богатством.
  4. Перун («П») символизирует могущество, жизненную силу и защиту.
  5. Исток («И»), наоборот, демонстрирует неподвижность. Это «не движение» хранит в себе потенциал к развитию, силу в покое.