Вячеслав в православии. История Чехии

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу - как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти - младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей - Вацлава и Болеслава - занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим - напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» - мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память 16 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава (+ 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, а затем просил его задержаться, погостить еще один день.

Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама.

Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта). Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году).

***

  • Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому . Князь Вячеслав был широко образованным и благочестивым христианином, храмоздателем. Был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. К нему молитвенно обращаются за помощью в опасностях, для утешения семейных конфликтов, обращения ко Христу неверующих родственников.

Святая икона Вячеслава Чешского почитаема и любима верующими православными христианами со всего света уже очень давно. Примерное время ее написания — начало XI века. На иконе изображен чешский князь, причисленный к лику святых и мучеников. Он прославился мудрым правлением, миролюбием, но более всего — духовным просвещением и распространением христианской веры на территории Чехии.

На русской православной иконе Вячеслав Чешский Благоверный изображается либо в полный рост, либо по пояс. Одежда князя, корона на его голове и меч в руке подчеркивают высокое положение святого при жизни. В правой руке князь Вячеслав держит перед собою крест, являющийся незыблемым символом христианства. Особое почитание церковной иконе оказывают в дни памяти святого мученика — 17 марта (4 марта) и 11 октября (28 сентября). Это даты перенесения мощей и коварного убийства князя его собственным братом. Мощи святого благоверного Вячеслава Чешского хранятся в соборе Святого Вита в Праге.

Какую силу имеет именная икона святого Вячеслава

К иконе св Вячеслава Благоверного Чешского приходят верующие, которые состоят на военной службе, либо которые сами или их родственники находятся в местах ведения военных конфликтов. Перед образом святого просят об укреплении в вере, так как он был истинным христианином, стремившимся к распространению веру на родной земле. Поскольку князь отличался мудростью в правлении, к иконе обращаются с молитвами о благополучии государства, о нерушимости его границ. Многие приходят к образу с просьбами о гармонии отношений в семье. Князь Вячеслав Благоверный являлся эталоном миролюбия, мудрости, честности, образованности, чистоты в вере, поэтому православная икона свт Вячеслава может служить напоминанием и стимулом для стремления верующих к знаниям, образованию и чистоте помыслов.

Где можно купить икону Вячеслава Чешского

Купить икону св Вячеслава Чешского верующие могут в православных лавках при церквях и храмах, а также через православный интернет-магазин. Возможности сети интернет на сегодняшний день так велики, что православную икону можно заказать не выходя из дома из любых материалов: на холсте, на дереве, используя недорогие рамы или рамы из драгоценных пород дерева или украшенные драгоценными металлами и камнями, вышитые крестом или бисером. Верующие рукодельницы могут создать свою икону сами, купив схему для вышивки или целый набор. Главное, чтоб икона Вячеслава Чешского прошла полный обряд освящения в церкви.

О Святом Вацлаве надо поговорить подробнее, потому как он – Патрон земель Чешских и самая главная местная идеологическая достопримечательность.

Мощный памятник этому красавцу стоит на Вацлавской площади . Любой чех, собирающийся выразить свою гражданскую позицию или как-то по-другому прокачать права, придет сюда. Все эпохальные чешские события, сопровождающиеся выражением духа и воли, так или иначе, связаны с этим местом.

Кто таков Вацлав?

Почему его образ вырос до титанических размеров?

И, вообще, что о нем известно наверняка?

Прежде всего, жил он давным-давно. Наш Рюрикович Владимир Святославович запросто мог бы ему прийтись внуком.

Хотя сам Вацлав был внуком легендарной княжеской четы Борживоя Гостивитовича и Людмилы Славиборовны. Эти легендарные супруги были крещены не менее легендарным равноапостольным епископом Мефодием.

Легендами и байками окружены совершенно все знаковые события того времени. Это характерно не только для чехов, но и для всех этносов вообще. Вот и местная байка повествует о том, что однажды великоморавский князь Святополк пригласил к себе в гости богемского князя-язычника Борживоя.Тот приехал не один, а с женой. За обеденный стол их якобы не пустили. Борщ и галушки для гостей подали на полу неподалеку от столовавшихся в том же углу собак. Борживой был удивлен настолько, что даже не схватился за ятаган, а лишь задал вопрос: «А фигли?». Святополк доходчиво разъяснил, что христианин никак не может сидеть за одним столом с язычником. Не по-пацански типа это… Осознав всю глубину пропасти, разделяющей стыдного язычника и продвинутого христианина, Борживой обратился за помощью в решении вопроса к Мефодию. Ну а последний, с помощью кадила и точных пассов превратил позорного поганца в светского христианского льва.

Вернемся к главной теме.

Родился Вацлав предположительно в 907 году. Будучи внуком той самой охристианизировавшейся княжеской четы, сам став князем, продолжал славное дело деда и бабки. При этом стоит понимать, что далеко не все княжеские подданные были готовы запросто поменять устоявшиеся языческие традиции на новую идеологию во главе с евреем Иисусом Христом…

Вообще, чтобы оценить всю мощь непростоты того времени стоит на пару минут нырнуть на глубину начала десятого столетия и посмотреть, что творилось вокруг фигуры молодого чехословацкого принца.

Ныряем…

В 895 году умирает великоморавский епископ Мефодий. Место Паннонского и Моравского епископа занимает Вихинг, сразу же организовавший гонения на Мефодиевских последователей и учеников. Многие убиты, многие в тюрьмах. Идея византийского православия на этой территории довольно быстро терпит фиаско. Недавно начатый процесс христианизации на чешских территориях, само собой, затруднен. Мы же помним, что Борживой и Людмила крещены по византийскому образцу. Мало того, что приходится преодолевать сопротивление языческой инерции, так еще начинается сильнейшее давление со стороны римско-христианской идеологической машины. Бавары, саксы и большинство прочего чешского окружения – христиане западного образца. В 895 году чешские делегаты признают в Регенсбурге верховную власть баварского герцога Арнульфа, обязуются платить ему дань и отныне регенсбургский епископ начальник епископам чешским.

В 907 году венгры порвали на части Великую Мораву. Сын Борживоя Вратислав вынужден тоже вести с ними множественные войны. В 921 венгры его убъют.

В 916 году молодой герцог сакс Генрих из династической линейки Людольфинов ловит птичек. К нему являются выборщики-князья и просят одеть корону. В историю этот господин вошел как Генрих I Птицелов. Ему очень интересны славянские земли по причине их выгодной географии. Там проходят торговые пути, патронаж над которыми, разумеется, выгодная штука…

В 921 году после гибели князя Вратислава Генрих нападает на чешские земли и полностью выжигает племя лютичей, живших по правому берегу Лабе. Супруга погибшего Вратислава Драгомира пока правительница Чехии. Сама она, между прочим, из лютичей… Драгомира собирает войско для ответного похода на сакса Генриха. Вот только дело это заведомо проигрышное… Внутренние междуусобицы, венгры, бавары… На саксов свободных сил точно маловато… К тому же, саксы – им палец в рот не клади!...

Однако Драгомира настроена решительно. Ее соправительница княгиня Людмила (супруга уже умершего к тому времени Борживоя) категорическая противница затеи невестки. Прелаты и часть чешской знати поддерживают Людмилу. Конфликт родственниц разрастается и заканчивается удушением свекрови по приказу Драгомиры.

Тем временем сын Драгомиры (и внук Людмилы, соответственно) Вацлав достигает вменяемого семнадцатилетнего возраста. Чешская знать сажает его на княжеский трон, а утомившую многих Драгомиру отправляют в ссылку в Бранденбург.

Утверждается, что во время коронации молодой князь обещал править по справедливости, чтобы судьи судили по совести и чтобы в стране был только мир. А, собственно, кто бы обещал что-то другое…

927 год. Генрих I нападает на полабские земли, чуть позже на земли гловичей… В 929 году подходит вплотную к Праге.

Генрих принимает вассальную присягу от Вацлава и, тем самым, активные военные события оказываются остановленными. Вацлав обязуется платить саксам дань. В качестве символического дара Генрих передает Вацлаву десницу одного из самых популярных саксонских покровителей - святого Вита. В честь этого события на месте современного главного чешского кафедрального собора строится его первый деревянный вариант. Сам князь Вацлав проводит в нем первую службу на славянском и латинском языках.

На фоне воцарившегося мира, молодой князь начинает ревностно ширить и углублять христианизацию чешских земель.

Младший брат Вацлава Болеслав находится во главе глухой оппозиции к политическим решениям старшего брата. Начиная с 929 года присутствие немцев на чешских землях становится чересчур болезненным для местного населения. Творятся бесчинства, грабежи и прочие безобразия. Начинаются ответные восстания. В том же 929 году восстают полабы. Генрих распоряжается подавить и примерно наказать.

27 сентября 935 года Вацлав приезжает в гости к Болеславу в его замок. Многие историки готовы согласится с тем, что Болеслав любил своего старшего брата, но не был в силах повлиять на решения, которые принимал последний.

Оттого якобы и распорядился, воспользовавшись случаем, совершить убийство брата…

Попировав в гостях у Болеслава, утром князь Вацлав отправляется на богослужбу. Перед входом в храм на него нападают…

С вятого князя часто изображают коленопреклоненным. Это потому, что он умер после смертельного удара едва коснувшись коленями земли.

Очень непростые были времена… И рулёж ситуаций был ой, каким непростым.

На этом нырок в пучину истории можно остановить.

Выныриваем…

Имя князя Вацлава давно превратилось в имя нарицательное. Оно обросло легендами, байками и «совершенно правдивыми историями»…

Хотите парочку?

Первая.

Однажды зимой в сильный мороз добрый князь проезжал верхом мимо какого-то поля и разглядел сквозь пургу крестьянина, собирающего хворост. Он узнал, где живет крестьянин и, собрав со своим слугой еды, вина и дров, отправился к нему в гости.

По дороге слуга начал жаловаться на то, что вконец замерзли ноги. Тогда Вацлав велел идти за ним след в след. Доброе сердце князя было настолько добрым, что земля от его ног прогревалась до 36,6…

Вторая.

В 1126 году князь Собеслав собирался биться с немецким Лотарем. Дело было неподалеку от современного Хлумеца над Цидлиной.

В разгар сражения над чешским войском из облака появился святой Вацлав на белом коне и немцы, разумеется, струхнули и побежали…

Кстати, убивший брата Болеслав, само собой, вскоре раскаялся. Сына своего назвал Страхквасом. В смысле, «Страшным пиром» в память о своей ужасной ошибке. Тело Вацлава было перевезено в Прагу. Вскоре было объявлено, что Вацлав – martyr. То есть, мученик, страдалец. То есть, присягнувший своей кровью на верность Христу. А спустя чуть более полувека, как только было основано пражское епископство, Вацлав был канонизирован.

Карл IV в процессе собственной коронации корону возложил на череп святого Вацлава, передав ему тем самым символическую власть в чешском царстве-государстве на все времена. В смысле, Вацлав – вечный король, а всем остальным корона лишь одалживается на некоторое время.

На протяжении столетий образ славного князя не давал покоя деятелям культуры. Книжки, сказки, байки, картины, песни, скульптурные композиции и всевозможные названия посвящались знаменитому образу знаменитого князя. На чешских иконах святой Вацлав вообще изображается непосредственно по соседству с Иисусом Христом…

Короче.

Для Чехов святой Вацлав – это их всё! Это их Человечище!!!

Если бы сам Вацлав узнал, какие он совершал подвиги и до каких размеров он вырос на протяжении столетий – очень сильно бы удивился…

А вообще, наверное, симпатичный парень был.