Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

О невежда, вокруг посмотри, ты – ничто,
Нет основы – лишь ветер царит, ты - ничто,
Два ничто твоей жизни предел и граница,
Заключен ты в ничто, и внутри ты - ничто.
Омар Хайям

Невежество и рабство делают людей злыми и обездоленными.
Поль Гольбах

Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
Аристипп

Невежество - мать всех преступлений. Преступление прежде всего - неразумие.
О. Бальзак

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.
Г. Бокль

Мы предпочитаем скорее коснеть в невежестве, чем признаться в нем.
Ж Боссюэ

Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу.
Д. Бруно

Во все и везде разные шарлатанства облагали податью невежество, страх и легковерие.
П. Буаст

Невежды презирают науку, необразованные восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
Ф. Бэкон

Пока длится невежество, человек не находит против зла средств.
Ф. Бэкон

Невежество - величайший недуг человечества.
Вольтер

Невежество - мать предубеждения.
Вольтер

Невежество - мать злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а также грехов.
Г. Галилей

Невежество позорит человека не больше, чем отсутствие на руке ста пальцев. Как нет природной необходимости в ста пальцах, так ее нет, по-видимому, и в знании сокровенной природы вещей.
П. Гассенди

Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
К. Гельвеций

Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
К. Гельвеций

Полное невежество приводит к полному тупоумию.
К. Гельвеции

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
К. Гельвеций

Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
Гераклит

Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
Гераклит

Нет ничего страшнее деятельного невежества.
И. Гёте

Глубочайшее невежество, безграничное легковерие, полнейшее недомыслие и пылкое воображение - вот что создает набожных людей, фанатиков и святых.
П. Гольбах

Необразован тот, кто никогда не осмеливается признаться в том, что он чего-то не может или не знает.
И. Гофмиллер

Там, где невежество - блаженство, там глупость является мудростью.
Д. Грей

Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений.
В. Гюго

Невежество - это сумерки, там рыщет зло.
В. Гюго

Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание, и только невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или другую проблему.
Ч. Дарвин

Невежество никогда не задает вопросов.
Б. Дизраэли

Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.
Н. Добролюбов

Невежественный народ - армия, с помощью которой политики добиваются своих низменных целей.
В. Зубков

С лягушкой, живущей в колодце, нельзя говорить об океане: она слишком привязана к своей дыре. С насекомым, живущим только одно лето, нельзя говорить о зимней стуже: оно ограничено временем своей жизни. С ограниченным грамотеем нельзя говорить о дао: он скован своим образованием.
Кит.

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
Я. Коменский

Что такое невежда как не разукрашенный перьями попугай?
Я. Коменский

Чем кто невежественнее, тем нетерпеливее он порывается судить.
Э. Кондильяк

Догматический тон всегда является следствием глубокого невежества: лишь человек непросвещенный уверен в своем праве поучать других вещам, о которых сам только что узнал; тот же, кто знает много, ни на секунду не усомнится, что к его словам отнесутся внимательно, поэтому говорит с подобающей скромностью.
Ж. Лабрюйер

Невежество - состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами и подавляют ученых числом.
Ж. Лабрюйер

Нет ничего опаснее невежественного друга.
Ж. Лафонтен

Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.
В. Ленин

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
М. Ломоносов

Ужасно неведение: оно многих бед человеческих является причиной, словно мраком каким-то заливая события и правду затемняя, и жизнь каждого человека скрывая.
Лукиан

Неотесанный чурбан не бывает на стороне мастерства, он всегда против него, и как раз основы основ, придающие первую, самую приблизительную форму, кажутся ему особенно противоестественными.
Т. Манн

Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.
К. Маркс

Невежество бывает двоякого рода: одно - безграмотное, предшествует знанию; другое - чванное, следует за ним.
М. Монтень

Неотесанность, необразованность, невежество, простота нередко прикрывают невинность и чистоту, меж тем как любопытство, изощренность, знание порождают влечение к злу.
М. Монтень

Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Наполеон

Невежество - мать подозрительности.
У. Олджер

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.
К. Паустовский

Опухоль некомпетентности не из тех, что можно удалить с помощью скальпеля.
Л. Питер

Невежда - это кто говорит о том, чего не знает.
М. Пришвин

Невежество и страх - близнецы; их - гнет, а мать - покорность. И весь дух этой - рабский.
А. Рейхани

Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные .
Д. Рескин

Наша жизнь сокращается невежеством. Мы должны стремиться к познанию нашей природы и окружающего мира. Мы должны установить условия существования и изыскать способы их применения.
Г. Спенсер

Невежество не есть аргумент.
Б. Спиноза

Людьми невежественными и развращенными нельзя управлять ни с помощью справедливости, ни с помощью разума: они восстают не столько против зла, которое им делают, сколько против добра, которое хотят им делать.
А. Сталь

Мы стали невежественными потому, что навсегда закрыли от себя то, что только и есть всякая наука - изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины. С тех пор как есть история, есть выдающиеся умы, которые сделали человечество тем, что оно есть, эти высоты умственные распределены по всем тысячелетиям истории…
Л. Толстой

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Д. Фонвизин

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.
Д. Фонвизин

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными.
Фукидид

Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают все, и знать не то, что следовало бы знать.
Цицерон

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.
Цицерон

Состояние и свойство невежды есть никогда от себя самого не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей.
Эпиктет

Престижность образования в современном мире сомнительна, хотя именно она позволяет ответить на вопрос: а «невежественный» - это что за понятие? Кстати, забавный факт: согласно статистике, Россия - самая образованная страна, если учитывать процент людей с высшим образованием. Интересно, да? А теперь к делу.

Значение

«"Невежественный" - это человек малокультурный, необразованный», - так говорит толковый словарь. Например, человек, который до сих пор считает, что земля плоская, без всяких сомнений, может претендовать на эту малоприятную характеристику. Само невежество - это, конечно, плохо. Но есть люди (и достаточно много), которые даже гордятся этим. Они не знают, но жить им это совершенно не мешает.

Допустим, это так. А вдруг у этих же людей будут дети, как они научат своих отпрысков мечтать о большем? Плохо, когда человек в научном, философском или психологическом плане малосведущ, но еще хуже, когда он и не желает учиться. Пропагандируемая им темнота может навредить его родным и близким, а дети её переймут и поймут, что такой тип поведения единственно возможный. Если «невежественный» - это позиция, то мало что можно сделать, чтобы переубедить человека.

Невежа и невежда

Существуют разные типы невежественности, но при этом, как ни крути, прилагательное одно.

Который не умеет вести себя за столом в приличной компании, его назовут невежей. Иногда это бывает из-за несовпадения приемлемых форм поведения в разных обществах. У племен Африки приняты одни манеры, у европейцев - другие. Неспроста люди, попадая в чужую социальную общность, испытывают культурный шок. Но есть руками почти в любой европейской стране - это признак дурного тона. Поэтому если вы увидите человека, который пренебрегает столовыми приборами, не сомневайтесь, это и есть невежа. Можно сказать, .

Другой тип невежества - это необразованность. И тут напрашивается один классический пример. Помните эпизод романа М.А. Булгакова, когда рассказывает Мастеру о встрече с профессором на Патриарших, а Мастер, выслушав и просветив Ивана, спрашивает, заранее зная ответ: «Я не ошибаюсь, вы человек невежественный?» И тут эта характеристика несколько другого сорта. Нельзя сказать, что у Мастера было время оценить манеры поэта. Но он точно понял одно: с демонологией Иван незнаком и даже «Фауста» не читал, то есть ему не хватает знаний в определенной области. Такой вот невежда, литературный работник печально, но, как помнит читатель, поэт совершенно изменится.

Шерлок Холмс, или Нет предела совершенству

Странное дело, но каждый из нас может сказать, как Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Многие великие умы интерпретировали эти слова. Но кажется, что в них зашифрована обычная непознаваемость мира. Чем шире область знания человека, тем больше область его незнания, и с этим ничего не поделаешь. Каждый из нас - это и специалист, и профан в одном лице.

Помните замечательный эпизод советского фильма «Знакомство»: первая серия фильма о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. Там есть сцена, когда знаменитый сыщик сознаётся в своём полном невежестве по части литературных, философских знаний, он даже не знает, и что Земля вращается вокруг Солнца, зато он прекрасно разбирается в химии и может отличить разные сорта грязи с разных улиц Лондона.

Никто не посмеет назвать сыщика дураком, да, он многое упустил по части общих знаний, но в своей области он - гений! Его концепцию можно назвать «управляемым или разумным невежеством». Детектив не делает ничего особенного, просто он точно знает, что ему нужно, а что нет. А к лаврам эрудита он равнодушен. На самом деле случай Холмса не уникален, ибо это судьба каждого узкого специалиста.

Пожалуйста, ответьте! Третий день очень ждём. Объясните, пожалуйста, почему на вопрос (№ 294975 (Подскажите, востребованны, в предложение ниже, с одно н, или двумя? Не секрет, что опытные менеджеры по продажам более востребованны, да и денег получают больше) вы ответили (ответ уже удалён): Верно: востребованы. С двумя н эта форма не пишется. ?? А почему в других ответах вы признаёте существование этой формы?? № 279526 Скажите, пожалуйста, в выражении "деятельность абсолютно востребована" сколько н в слове "востребован/нна"? Ответ справочной службы русского языка Две Н: востребованна. № 264690 1.Как правильно писать: эти программы востребованы или востребованны; дети на сцене раскованы или раскованны? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: востребованны. № 264757 1.Помогите, пожалуйста, как надо писать слово ВОСТРЕБОВАНЫ (например, эти словари востребованы или востребованны)? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: эти словари востребованны; эти словари востребованы читателями. № 262989 Ответ справочной службы русского языка Количество Н зависит от того, краткая форма какой части речи перед Вами: востребована (краткое причастие) и востребованна (краткое прилагательное). № 262725 Ответ справочной службы русского языка Это слово может выступать как краткое прилагательное или как краткое причастие, с чем и связаны различия в написании. В Вашем примере следует написать две Н (это краткое прилагательное). № 216831 Ответ справочной службы русского языка Они здесь, в Юрге, нужны и востребованны_. № 213632 Ответ справочной службы русского языка Здесь верно (если нет зависимых слов): будет востребованна. ???

Написание краткой формы слова востребованный представляет собой орфографическую проблему. Правила 1956 года и вслед за ними Д. Э. Розенталь предлагали писать краткие причастия с одним н , а соотносимые с ними отглагольные прилагательные с двумя. Так, одним и двумя н различаются причастия и прилагательные во фразах: Она воспитана дальней родственницей - У нее хорошие манеры, она воспитанна; Она избалована хорошими условиями - Она капризна и избалованна. Прилагательные отличаются от причастий тем, что имеют качественное значение и могут образовывать сравнительную степень. Есть и другие показатели « причастности » и « прилагательности » , но в орфографических справочниках указываются именно эти.

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным. Оно часто имеет качественное значение "нужный, своевременный" и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие . Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н .

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н . Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется.

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н . В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке. По нашим наблюдениям значение "нужный, своевременный" появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка. Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма? Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях. И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма. Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитана воспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э. Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н , а при его отсутствии – нн.

Эта проблема не осталась без внимания ученых. Правило в полном академическом справочнике 2006 года было сформулировано несколько иначе, чем в своде 1956 года и у Д. Э. Розенталя: « Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н , если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо "испытывающий привязанность" Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо "полный, проникнутый" Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо "хорошо осведомленный" Мы наслышаны о его проделках » .

При этом в « Русском орфографическом словаре » для отглагольных прилагательных указано, что при наличии дополнения они пишутся с н , а при отсутствии – с нн, например: её интересы ограничены домом и детьми и наши возможности ограниченны, она самоуверенна и ограниченна (см. словарную статью для слова ограниченный ) .

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н , ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя.

Вопрос № 289166

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какие должны быть окончания в причастии в этих предложениях. 1. "Ассортимент товара, участвующ (ий, его) в акции, уточняйте у продавцов-консультантов". 2. "Количество и ассортимент товара, участвующ (ий, его) в акции, ограничены ." Здесь вопрос ставить нужно от "товара" или "ассортимента"? Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Ассортимент товара, участвующего в акции, уточняйте у продавцов-консультантов. Количество и ассортимент товара, участвующего в акции, ограниченны.

Вопрос № 283495

Подскажите правильно ли я написал следующие предложения: A) 1. Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. (однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами) 2. Машины двигались по степи и день и ночь. (устойчивое выражение - и день и ночь - нет запятой) 3. Квартира его хотя и просторна, но сумрачна. (однородные члены предложения, соединенные двойным союзом - хотя...но) Б) Необразованные люди часто бывают невежествеННы и ограничеННы. (краткие формы прилагательных, характеризуют свойства) Необразованные люди ограничеНы в своих возможностях. (тут уже причастие) С Уважением, Алексей.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 282779
Здравствуйте! Я являюсь сотрудником научного издательства, специализирующегося на выпуске энциклопедий. При работе над очередным изданием у нас возник вопрос: правомерно ли оформлять, к примеру, Среднюю школу № 7 с прописной буквы, ссылаясь на правило: "С прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций, в официальных названиях органов власти, учреждений, организаций, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий и т.п." (Д. Э. Розенталь "Справочник по правописанию и литературной правке")? Дело в том, что мы ограничены в знаках, вследствие чего не можем давать полные названия учреждений.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание средняя школа № 7 собственным именем не является и пишется со строчной буквы.

Вопрос № 278815
Подскажите, как правильно: максимальные размеры плаката неограниченны (не ограничены )? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: размеры неограниченны; размеры ничем не ограничены .

Вопрос № 274805
Вот предложение: "в связи с праздниками будут ограничены движение и парковка транспортных средства". Правильно ли написано слово ограничены , или надо с двумя -нн-?

Ответ справочной службы русского языка

Верно с одной Н: будут ограничены . Правильно: средств.

Вопрос № 273767
Здравствуйте.
По § 65. Подскажите, какие правила нужно знать, чтобы понять написание этих слов.

Ответ справочной службы русского языка

Речь об этом параграфе «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года? Как правило, краткое отглагольное прилагательное можно заменить синонимичным именным оборотом (девочка воспитанна – у нее хорошее воспитание ), а краткое причастие – глагольным оборотом (девочка воспитана бабушкой – ее воспитала бабушка ).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н , например: группы дисциплинированны и организованны ; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны .

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н , например: сломан, сломана, сломано, сломаны ; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

Вопрос № 260550
как писать правильно: возможности неограниченны или возможности не ограничены ?

Ответ справочной службы русского языка

возможности неограниченны.

Вопрос № 258438
Как правильно: Люди с ограниченными возможностями ограничены , когда на их пути возникают преграды или ограничеННы... Спасибо.
только ответьте, пожалуйста

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с двумя Н.

Вопрос № 258430
Как правильно Люди с ограниченными возможностями ограничены , когда...
или ограничеННы...
Спасибо.
только ответьте, пожалуйста

Ответ справочной службы русского языка

Неясен смысл итоговой фразы. Пожалуйста, уточните.

Вопрос № 253001

Ответ справочной службы русского языка

Пишется: неограниченны .

Вопрос № 252894
В предложении "Возможности каждого неограниченны или не ограничены !" как правильно пишется?

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, то верно: неограниченны. Но: ничем не ограничены .

Вопрос № 249959
Добрый день. Существует ли множественное число слова "солнце". Ведь мы не говорим "солнцы", но можем спросить "Сколько солнц?". Аналогичный вопрос про слово "луна".
С уважением, Т.Хачатурова

Ответ справочной службы русского языка

Слова солнце и луна имеют формы множественного числа, но эти формы ограничены в употреблении. Разумеется, невозможно множественное число при употреблении слов Солнце и Луна как астрономических терминов в значениях соответственно "центральное тело Солнечной системы" и "естественный спутник Земли": такое Солнце одно и такая Луна одна. Они пишутся с прописной и употребляются только в единственном числе.

Однако слово солнце употребляется во множественном числе в значении "центральное тело других планетных систем", например: полет к далеким солнцам , а также в индивидуальном авторском контексте (у Маяковского: в сто сорок солнц закат пылал ). Парадигма мн. числа: солнца, солнц, солнцам, солнца, солнцами, о солнцах.

Слово луна употребляется во множественном числе в значении "спутник любой планеты", например: две луны Марса; сколько лун у Нептуна?

Вопрос № 237639
Возможности стали ограничены . (или ограниченны)

Ответ справочной службы русского языка

Корректно с двумя Н.

Вопрос № 232618
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, корректно ли такое предложение: Без лидера, чье видение и действия не ограничены рамками организации, а власть достаточна, чтобы оказывать влияние на процесс, и в распоряжении которого находятся ресурсы, невозможно получить максимально полную отдачу...(чье и которого немного смущает, но как иначе - ума не приложу). Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение корректно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете эти слова? С чего начинается родина? Понятие «родина» неразрывно связано с человеком, его отношением к своему родному краю. В русском языке есть два имени прилагательных, которые образованы от существительного ЧЕЛОВЕК Человечный, человеческий Как вы понимаете эти слова?

3 слайд

Описание слайда:

Человечный- гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности. Человеческий- свойственный человеку. Человеческие недостатки. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный? 1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. 2. Защита человеческого достоинства - одна из самых характерных черт этого публициста. 3. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания. 4.Экзаменатор нам попался очень человеческий. 4

4 слайд

Описание слайда:

Как называются в русском языке слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию?

5 слайд

Описание слайда:

Определите лексическое значение слов Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям. Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими). Назовите паронимы слова эмиграция и иммиграция - паронимы

6 слайд

Описание слайда:

В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”? 1Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии. 2В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям? 43Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье. 4Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость. 4

7 слайд

Описание слайда:

Работа по орфоэпии. ОксюмОрон НедопонЯвший ЗасОрит ИспОднизу Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? 2 оксюморон -стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”

8 слайд

Описание слайда:

«Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цели». Мы с вами еще молоды, и чтобы достичь какой-то цели в жизни, нам необходимо учиться.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Стр.136-137. Просмотрите теоретический материал 1 вариант. В каком слове на месте пропуска пишется НН? Дикови…ое происшествие Багря…ые закаты Дровя…ой склад Беше...ый ритм Ветре...ая девушка 2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных. 2 вариант В каком слове на месте пропуска пишется Н? Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы. В своих делах она была безукоризнен..а. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”. 2. Объяснить выбор пропущенных букв.Рассказать о правописании нн и н в суффиксах имен прилагательных.

11 слайд

Описание слайда:

Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Имена прилагательные, образованные от имен существительных.

12 слайд

Описание слайда:

Обратите внимание на слова:старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный. Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный. Различайте: масляная краска - масленый блин Ветреный день - ветряная мельница Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных. Даль туманна(туманная). Листы зелены(зеленый).

13 слайд

Описание слайда:

1.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. коноплян..ый 2 торжествен..ый 3 курин..ый 4. румян..ый 5. оловян..ый 2.торжественный 5. оловянный 2.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. 1. стеклян..ый 2. серебрян..ый 3. деревян..ый 4. ветрен..ый 5.прян..ый 1. стеклянный 3. деревянный 3.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. безветрен..ый 2. полотнян..ый 3. багрян.ый 4. овчин..ый 5. времен..ый 1. безветренный 4. овчинный 5. временный

14 слайд

Описание слайда:

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях: Смотрел рассеян..о. Облака рассеян..ы. Девочка рассеян..а. Участники эксперимента были ограничен..ы во времени. Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы. Работа комиссии хорошо организован..а. Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

15 слайд

Описание слайда:

Смотрел рассеянно (наречие). Облака рассеяны (краткое причастие). Девочка рассеянна (краткое прилагательное). Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.) Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.) Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие). Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

16 слайд

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УПР.214(1),1 ВАРИАНТ УПР.214(2)2 ВАРИАНТ УПР.215Камалтдинова, УПР.216 Усманова,Панова

17 слайд

Описание слайда:

Задание 14. Н и НН в суффиксах различных частей речи Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН. 1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом. 2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии. 3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений. 4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью. 5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике. 6) На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия. Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н. 7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами. 8) И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью. 9) Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав. 10) Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами. 11) Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций. 12) В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки – крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех. 13) Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым. 14) До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.

18 слайд

Описание слайда:

№ задания ответы 1 1, 3 2 2,. 3 3 1, 2, 4, 5 4 1, 2, 3 5 1, 3, 4 6 2, 3 7 1, 2 8 1, 2, 4 9 3, 5 10 1, 3 11 2 12 3 13 1 14 4

Разделы: Русский язык

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.

Оформление доски:

Записано:

  • обобщить, систематизировать…
  • закрепить умение….
  • развивать…

Словарные слова:

  • толерантность
  • иммиграция
  • эмиграция

Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися

Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:

1. Рассказать о правописании н

Работа по карточке № 1

В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  1. Дикови…ое происшествие
  2. Багря…ые закаты
  3. Дровя…ой склад
  4. Беше...ый ритм
  5. Ветре...ая девушка

2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 2

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  1. Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
  2. В своих делах она была безукоризнен..а.
  3. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
  4. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

III. Работа учащихся с новыми словарными словами.

Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2 .

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)

Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).

Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):

Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?

  1. Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
  2. В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
  3. Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
  4. Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.

(ответ: №4)

IV. Работа по орфоэпии.

На слайде 4 записаны слова:

  1. ОксюмОрон
  2. НедопонЯвший
  3. ЗасОрит
  4. ИспОднизу

Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)

V. Работа с литературоведческим словарем : повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)

VI. Ответы учащихся, работающих у доски.

Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.

Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.

VII. Закрепление.

1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)

2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  1. Смотрел рассеян..о.
  2. Облака рассеян..ы.
  3. Девочка рассеян..а.
  4. Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
  5. Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
  6. Работа комиссии хорошо организован..а.
  7. Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5 . Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.

4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6 ).

  1. Смотрел рассеянно (наречие).
  2. Облака рассеяны (краткое причастие).
  3. Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
  4. Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
  5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
  6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
  7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.

VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.

Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).

Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.

  1. Прочитать текст.
  2. Записать первые впечатления от прочтения текста (мысли, ассоциации, вызванные текстом).
  3. Тема текста (выделить предмет изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
  4. Проблема (проблематика текста; сформулировать проблемы, поставленные автором, показать, как автор решает их).
  5. Идея (отразить основную мысль текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
  6. Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.

IX. Итоги урока.

  • Достиг ли урок цели?
  • Какие знания и умения закрепили на уроке?

X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.